«Харьковчанка»: что представлял собой легендарный гусеничный вездеход для советских полярников

26
«Харьковчанка»: что представлял собой легендарный гусеничный вездеход для советских полярников

Покорение Антарктики всегда было одним из основных направлений исследовательской деятельности полярников. Естественно, для таких важных и, в то же время опасных, мероприятий разрабатывалось все самое передовое.

Проект вездехода для советских полярников был запущен в 1958 году. Основными требованиями были высокая проходимость, вместительность и способность работать при температуре до -80 градусов по Цельсию.

Так появился вездеход «Харьковчанка». Машина была построена за три месяца на базе тяжелого гусеничного тягача А-ТТ, ходовую часть которого удлинили на два опорных катка для установки большого по габаритам корпуса.



В качестве силового агрегата использовался двенадцатицилиндровый дизельный двигатель мощностью 520 л.с. с турбонаддувом. С применением вышеупомянутого агрегата данный дизель мог выдавать мощность до 990 л.с.

Общая масса машины составляла 35 тонн. При этом она могла тянуть сани с грузом до 70 тонн. Чтобы увеличить проходимость вездехода по снегу, его гусеницы расширили до 1 метра.

Вездеход «Харьковчанка» построенный на Харьковском заводе им. Малышева без преувеличения можно назвать полярной станцией на гусеницах. Внешне прямоугольный корпус был создан из дюраль-алюминия с применением восьмислойной теплоизоляции из капроновой ваты. При этом общая площадь внутреннего пространства составляла 28 квадратных метров.

На ней располагались такие отсеки, как рубка управления машиной, кубрик с восьмью раскладными спальными местами, радиостанция, кают-компания, кампус, гальюн с подогревом. Для выхода экипажа имелись три герметичные двери.

В декабре 1959 года три вездехода «Харьковчанка» достигли Южного полюса. Машины показали высокую надежность и неприхотливость. Единственным недостатком вездехода, который отмечали полярники, было попадание в жилые помещения угарного газа от двигателя.

Проблему полностью решили во второй версии машины, разработанной в 1975 году, где кабина и жилые помещения были разделены.

Обе машины успешно эксплуатировались советскими и российскими полярниками вплоть до 2008 года.

  • архивное фото
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 февраля 2024 19:56
    Есть очень интересная книга "Новичок в Антарктиде" В. Санина. Интересная и пронизаная легким юмором рассказывает жизнь полярников.
    1. +5
      16 февраля 2024 20:05
      Читал я Санина , хорошо описывает . Советую всем кто интересуется .
    2. +8
      16 февраля 2024 21:11
      На ней располагались такие отсеки, как рубка управления машиной, кубрик с восьмью раскладными спальными местами, радиостанция, кают-компания, кампус, гальюн с подогревом.

      Какой нахрен кампус?! Журналист что ли последователь западного образования?! angry
      1. +6
        16 февраля 2024 22:08
        Понял это, когда посмотрел ролик. Там тоже "кампус", но по логике должен быть "камбуз".
        Ни автор ролика, ни автор статьи, похоже, разницы между ними не знают.
    3. 0
      18 февраля 2024 15:34
      Еще "Трудно отпускает Антарктида" и "72 градуса ниже ноля"
  2. +3
    16 февраля 2024 20:33
    Ждем " Рестайлинг " вездехода ! Россия снова в Арктике , да и наши станции в Антарктиде еще есть . hi
    1. +1
      16 февраля 2024 21:22
      Зачем? Чем плох "Бурлак"?
      1. +1
        16 февраля 2024 21:29
        Цитата: Пленник
        Зачем? Чем плох "Бурлак"?

        А Вы разве против технического прогресса ? belay
  3. fiv
    +3
    16 февраля 2024 20:41
    "72 градуса ниже нуля". Мы с братом зачитали эту Роман-газету в хлам. Потом он ее переплел.
  4. +3
    16 февраля 2024 20:57
    А ещё "В ловушке" и "Трудно отпускает Антарктида" отличные книги. Про " Харьковчанку" у Санина всегда с уважением написано.
  5. +10
    16 февраля 2024 20:58
    "Кампус"... шо творят сухопутчики, шо творят!!! Камбуз, а не кампус :-)
  6. +3
    16 февраля 2024 22:11
    было попадание в жилые помещения угарного газа от двигателя.
    Проблему полностью решили во второй версии машины, разработанной в 1975 году, где кабина и жилые помещения были разделены.

    А в кабину выхлопные газы, получается, могут попадать ?:((
  7. +2
    17 февраля 2024 00:13
    Читал как то мемуары участников покорения Антарктики на этих вездеходах. Большие проблемы были с соляркой. Несмотря на индекс арктичности солярка в запасном баке на санях застывала до состояния маргарина. Один водитель рулил вездеходом, а два человека рубили топорами застывшую солярку в баке на санях и таскали куски в вездеход где солярка становилась жидкой. Это был адский труд рубить солярку.
    1. +1
      17 февраля 2024 08:15
      Цитата: rotfuks
      солярка в запасном баке на санях застывала до состояния маргарина.

      Скорее не подумали сделать бак-термос и добавить мощный электрогенератор. Тогда можно греть бак тэном или кабелем.
      Ну или завести горячий выхлоп в теплообменник.
      Возможно, вообще следует отказаться от дизелей в Антарктиде и применять только авиакеросин и так называемые керосиномоторы. Заодно и унификации можно с авиацией добиться.
      1. +2
        17 февраля 2024 10:07
        По некоторым признакам вы не знакомы с длительными минусовыми температурами. Уже при минус 40 теплового выхлопа у мотора просто нету. А при минус 50 тэн не нагреет даже ведро с водой а не то что десятитонный бак с соляркой.
        1. +1
          17 февраля 2024 11:12
          Цитата: rotfuks
          при минус 40 теплового выхлопа у мотора просто нету.

          Это тепло уходит и другими путями из движка. Но если теплопотери так велики тем более надо делать бак-термос и капельную печку для бака непосредственной частью и прицепа и основного шасси. Это проще той же теплоизоляции жилых объемов.
      2. 0
        17 февраля 2024 18:21
        В Вики есть ссылка на статью Гоголева (Автоцентр 3/2009), вот там всё по делу. И на фото процесса заправки топоры не заметны.
        Да, и там написано "камбуз", наверное, у авторов видео дикция...
        И двигатель был с приводными нагнетателями.
        Отмечено, что из-за постоянного движения на первой передаче её зубчатые колёса быстро выходили из строя. То же самое было на антарктических машинах на базе БТР-50.
        Позднее в Антарктиде стали использовать сочленённые ишимбайские машины.
        1. +1
          17 февраля 2024 18:53
          Кому интересно посмотрите статью Захарова в Вестнике БТТ #3-1963.
    2. 0
      5 марта 2024 12:13
      Не застывала...Густой была,т.к. ее темп.застывания была -70..Чистый ацетон.с добавками...Так что насчет топоров..Такое могло быть,если залили арктику-до -60....
      1. 0
        5 марта 2024 15:24
        Ацетон в солярке? Откуда там ацетон? Вы в школу ходили? Или когда была органическая химия вы с пивом по подворотням бегали? Любая солярка содержит парафин, а парафин на морозе переходит в твердую фазу.
  8. +1
    17 февраля 2024 08:50
    вот времена были приятно вспомнить . впечатляет
  9. 0
    17 февраля 2024 12:46
    В "Наука и жизнь" была серия статей об их применениив Антарктиде. Запомнилось, что пальцы в гусеницах менять на морозах было очень тяжело. Полярники по очереди выходили из салона, буквально по 10 ударов кувалдой и назад. Там же ещё высота ледяного купола около 3000 над уровнем моря.
    1. 0
      17 февраля 2024 19:01
      Цитата: Arzt
      Запомнилось, что пальцы в гусеницах менять на морозах было очень тяжело.

      Ну это все отработать нужно для суровых условий. Например, предложить монтажный и демонтажный инструмент, вроде монтажных колонок. А так там даже есть солнечная энергетика - технологии на месте не стоят а полярным днём можно даже энергию получить. Может когда то и электротранспорт появится.
  10. Комментарий был удален.
  11. Eug
    0
    17 февраля 2024 15:53
    Почему-то всегда считал , что в создании жилого модуля очень существенное участие принимал Харьковский Авиационный Завод... а тут об этом ни слова...
  12. 0
    17 февраля 2024 23:24
    Хорошая машина но очень прожорливая.
  13. 0
    18 февраля 2024 00:53
    из дюраль-алюминия

    Текст, похоже, не русский автор писал.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»