Если вы сомневаетесь: нужны ли вам наши подводные лодки, тогда мы идем к вам

24
Если вы сомневаетесь: нужны ли вам наши подводные лодки, тогда мы идем к вам

Недавнее решение Вашингтона о направлении 6 авианосцев в зону АТР не является каким-то неожиданным ходом в его нарастающем противостоянии с КНР. По сути это – очередной шаг по усилению давления на главного противника США в борьбе за мировое лидерство. Штаты задались целью во что бы то ни стало подорвать экономическую мощь Китая, затормозить его динамичное развитие в области электроники, кибернетики, ядерных исследований, укрепления обороноспособности и т. п.

Нагнетание напряженности, угроза нестабильности лучше всего способствуют бегству капиталов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Тайваньский вопрос, рост ракетных амбиций КНДР, обострение территориальных споров между странами Океании (Восточный Тимор, Соломоновы о-ва, Папуа – Новая Гвинея и другие), активизация деятельности террористических организаций, возрастание напряженности в межгосударственных отношениях не могут не беспокоить деловые круги стран-инвесторов при рассмотрении перспектив своего бизнеса в АТР.



Для усиления своего влияния в этом стратегически важном регионе планеты англосаксы во главе с США в 2021 году создали коалицию в составе: США – Великобритания – Австралия. Новый блок получил название АУКУС. Цель его ясна и понятна: создание военной структуры для борьбы с КНР и его растущим влиянием на страны АТР.

Но американцы не были бы янки, если бы они боролись с противниками своими руками. Нет, это не в духе дяди Сэма. Ему подавай подручных, желательно из аборигенов, чтобы далеко не ходить за живой силой, а пользоваться, так сказать, местными ресурсами.

Вот и теперь американцы, сколачивая против Китая коалицию, заботливо пригласили в нее австралийцев, благо те, являясь доминионом Британской короны, не особо-то и сопротивлялись.

Учитывая, что Поднебесная очень зависима от экспортно-импортных операций, в основном осуществляемых морским путем, было бы логичным полагать, что именно в них и находится ахиллесова пята китайской экономики. На текущий момент главную угрозу для торговли КНР представляет транзит через Малаккский пролив. Судоходство по нему для Пекина может быть закрыто в любой момент в случае конфликта с Соединенными Штатами.

Это прекрасно понимают и китайцы. Поэтому они невиданными ранее темпами строят свой военно-морской флот. Ускоренно завершается достройка на плаву третьего авианосца, для него создаются новые самолеты. Однако в подводном кораблестроении у китайцев по-прежнему ощущается серьезное отставание от потенциального противника. Этим и решили воспользоваться пентагоновские стратеги, зная, что Австралия давно планировала провести перевооружение своего подводного флота. Канберра даже провела конкурс на строительство новых ПЛ, который, как мы все хорошо помним, выиграла французская фирма.

Но американские «партнеры» решили оказать союзническую помощь младшим братьям по англосаксонской коалиции и предложили свои услуги, от которых те не смогли отказаться. Причем это было сделано так, что правительство Австралии пошло на расторжение ранее заключенного с французами контракта даже в ущерб своей деловой репутации.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что строительство многоцелевых подводных лодок нового поколения (проект SEA 1000) было определено расходами на оборону еще в 2016 году. При этом новые ПЛ должны были превосходить имеющиеся по всем основным ТТХ.

Также в «Белой книге – 2016», планировалось модернизировать 6 подводных лодок типа «Коллинз», стоящих на вооружении австралийских ВМС. ПЛ типа «Коллинз» являются весьма неплохими боевыми кораблями. Это – океанская ПЛ, полное водоизмещение которой составляет 3 400 т, длина – 78 м, ширина – 8 м, глубина погружения достигает 300 м, максимальная подводная скорость – 21 уз., автономность – 50 суток, дальность плавания – 11 500 миль в надводном положении и 400 миль – экономходом в подводном.


Подводная лодка типа «Коллинз» в море

По заданным ТТХ новая лодка должна была быть водоизмещением не менее 4 000 т, с воздухонезависимой энергетической установкой, возможностью нанесения ударов по наземным, надводным и подводным целям, а также пригодной для проведения операций с использованием автономных подводных аппаратов. С новыми средствами обнаружения и противодействия противнику, с повышенной подводной скрытностью и увеличенным подводным ходом.

С таким набором требований в 2015 году был объявлен конкурс на проектирование и строительство новой ПЛ. В конкурсе приняли участие французская компания «Наваль груп», японская «Мицубиси/Кавасаки» и немецкая «Тиссен-Крупп марине системз», которые представили на рассмотрение австралийцам свои проекты и условия их выполнения.

В 2016 году был проведен конкурс, который выиграла французская компания с проектом «Шортфин Барракуда» в неатомном исполнении. По сути это была французская ПЛА типа «Сюффрен» с ВНЭУ (парогазовая турбина замкнутого цикла) водоизмещением 4 700 тонн, системой боевого управления (СБУ) BYG-1 совместного производства с США. Предполагалось закупить 12 корпусов новой НАПЛ. При этом стоимость разработки и постройки всей серии оценивалась в 38 млрд долларов.


ПЛА типа «Барракуда» курсом в базу

Отдавать столь жирный кусок пирога французам американцы и англичане не собирались. Началась жесткая подковерная борьба финансово-промышленных групп, давление на руководство Австралии, которому в итоге пришлось отказаться от французского проекта в пользу США. Американцы предложили Канберре построить ПЛА типа «Вирджиния» в экспортном варианте. Правда, числом поменьше, всего лишь восемь, вместо 12 единиц.


ПЛА типа Вирджиния в надводном положении

Американцы также пообещали оснастить новые австралийские ПЛА крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) «Томахок» с обычной боевой частью. При этом США обязались передать австралийцам технологии постройки ПЛА с возможностью их сборки на новой верфи в Аделаиде. В рамках программы военных продаж ФМС (FMS – Foreign Military Sales) американцы также обязались поставить на австралийские верфи новое оборудования для строительства этих подводных лодок.

После выполнения американцами своих обязательств предполагается, что австралийские ВМС станут таки седьмыми в списке обладателей подводных лодок с ядерной энергетической установкой.

Но, как это обычно бывает, денег на столь масштабный проект у аборигенов не хватает. Поэтому для сокращения расходов рассматривается вариант лизинга будущих ПЛА вместо их закупки. Международный опыт лизинга ПЛА РФ – Индия показывает такую возможность. При этом новые экипажи перенимают опыт эксплуатации кораблей с ЯЭУ, навыки обращения с системами автоматики и телемеханики сложных энергетических систем, особенности выполнения режимов радиационной безопасности, ликвидации инцидентов со вспомогательным оборудованием ЯЭУ.

Но без своей доли пирога английские партнеры тоже не захотели оставаться. Предполагается, что ЯЭУ для австралийских ПЛА будет поставлять компания «Роллс-Ройс». Эти ЯЭУ будут такими же, как на ПЛАРБ типа «Дредноут» британских ВМС. Но эксплуатация ядерной энергетической установки – дело новое и опасное. Потребуются дополнительные расходы на подготовку специалистов по обслуживанию ЯЭУ, обеспечению режима РБ на корабле и в пункте базирования. Соглашением сторон предусматривается до 2027 года обучение в США и Великобритании около 2 тыс. человек (по требуемым научным и инженерно-техническим специальностям).

А до того, как Канберра обзаведется своими собственными ПЛА, начиная с 2027 года, на ротационной основе в ВМБ Стирлинг (г. Перт) предполагается размещение 4-х американских ПЛА типа «Вирджиния» и одной британской ПЛА типа «Эстьют». К этому же сроку планируется завершить дооборудование причальной и береговой инфраструктуры пункта базирования ПЛА.

Стоящие сейчас на вооружении австралийских ВМС подводные лодки типа «Коллинз» планируется вывести из состава боеготовых к 2038–2039 году. Их должны заменить построенные (либо переданные после капитального ремонта) 3 ПЛА типа «Вирджиния». Рассматривается также возможность поставки дополнительно 2 лодок этого типа.

Учитывая запросы командования австралийских ВМС, на территории Соединенного Королевства намечено развернуть строительство перспективных ПЛА типа «Аукус», технический облик которых пока не определен. Ожидается, что первый корпус будет построен на британской верфи компании «БАЭ системз» в г. Барроуин-Фернесс, а последующие – на мощностях австралийских предприятий в г. Аделаида.

Всего же к 2060 году ВМС Австралии намерены иметь в своем составе 8 ПЛА нового типа. А находящиеся в лизинге и ранее построенные ПЛА по проекту «Вирджиния» будут выводиться из состава ВМС и передаваться владельцу для дальнейшей утилизации.

Возникает закономерный вопрос: почему такое повышенное внимание в АУКУС уделяется перевооружению австралийского флота атомными подводными лодками?

Мне кажется, все дело в том, что именно ПЛА, вооруженные КРБД, ПКР, тяжелыми торпедами, наилучшим образом способны справиться с задачей блокадных действий судоходной зоны Малаккского пролива. Не лишне будет напомнить, что именно недопущение (эмбарго) танкеров с нефтью, идущих в японские порты и явилось триггером начала масштабных боевых действий на Тихом океане. Япония не стала дожидаться экономического удушения и нанесла упреждающий удар по американскому флоту в Перл-Харборе. Началась большая война на Тихом океане.

Может быть, янки, любители повторения удачных финтов, вспомнили историю и пытаются спровоцировать председателя Си по японскому варианту 80-летней давности. Впрочем, на это совсем скоро мы можем получить вполне конкретный ответ. Похоже, что с подачи американской администрации все к этому и идет.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 февраля 2024 05:52
    Бизнес и ничего личного. На те деньги ,которые тратятся на вооружения,можно было,например,всю Сахару озеленить,но эти вложенные деньги,возвращены не будут.Не рентабельно.Ладно,бог с ней Сахарой,"моря-океяны",от мусора почистить.
  2. 0
    20 февраля 2024 06:23
    На французских АПЛ самые безопасные ядерные реакторы.Но борьба за монополию своей продукции приводят к таким результатам.С некоторых пор главным престижем стран стало мощное вооружение.На все социальные гарантии скоро крест поставят. Раньше все военные неурядицы решали две страны.США и СССР. Надо посмотреть,что мешает Китаю и России,объединиться в военный союз.Мы знаем немного про Китай.Но и он много знает о нашей внутренней жизни.Убрать эти шероховатости и просто,и в то же время сложно.Как говорится,мешает глубинное государство.
    1. 0
      20 февраля 2024 12:39
      Вы точно в этом уверены или снова низкопоклонство перед западом, русских считающих себя лапотными? Ссылка на доказательства в студию "Иначе фффтопку!"(с) Как говорили ещё во времена FidoNet
    2. +1
      20 февраля 2024 14:08
      Цитата: Николай Малюгин
      Надо посмотреть,что мешает Китаю и России,объединиться в военный союз

      Пока что это невозможно из-за того, что Китай уж сильно привязан к американскому рынку. Да и европейскому тоже. Там у него основные рынки сбыта
  3. 0
    20 февраля 2024 07:05
    Спасибо за статью, Александр!
    Мне кажется, все дело в том, что именно ПЛА, вооруженные КРБД, ПКР, тяжелыми торпедами, наилучшим образом способны справиться с задачей блокадных действий судоходной зоны Малаккского пролива.

    Вопрос на эту тему: а блокада Берингова пролива не входит в планы AUKUS?
    Ведь танкеры заправляются в.т.ч. и в Северном Ледовитом океане.
    1. +2
      20 февраля 2024 08:16
      Цитата: Виктор Ленинградец
      а блокада Берингова пролива не входит в планы AUKUS?

      Скорее всего -- нет. При большой войне его завалят минами и будут контролировать ПЛА и авиация. Главная артерия -- Малаккский пролив, через который идет около 500 млн т нефтепродуктов в КНР. Из России, в т.ч. и по СМП только, 107 млн. т.
      1. 0
        20 февраля 2024 10:58
        Спасибо, однако есть ещё СПГ, и планы, ориентированные на Китай у нас значительные.
        Значит придётся освобождать Аляску и Алеутские острова.
        1. +2
          20 февраля 2024 14:36
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Значит придётся освобождать Аляску и Алеутские острова.

          Когда служил на Северах, то у нас была в ходу поговорка: -- Хорошо, что царь продал Аляску! А то пришлось бы еще и там служить... Это когда полярная ночь и метель при минус 30*С, а тебе нужно пёхать на службу. Но все понимали что --НУЖНО !!! И служили не за страх, а за совесть! И между прочим, очень любили СЕВЕР, как это ни странно может показаться с первого взгляда. yes
          1. +1
            20 февраля 2024 16:55
            На СФ работал только как представитель промышленности. А морозы ловил в Воркуте, когда Усинским водопроводом занимался.
            А в основном работал на ТОФ. Тоже не сахар, но понимали, что надо этот край осваивать. И про Аляску уже тогда говорили - Восточный замОк для СФ.
  4. +4
    20 февраля 2024 07:20
    Всего же к 2060 году ВМС Австралии намерены иметь в своем составе 8 ПЛА нового типа.

    Через 36 лет??? У американцев нет столько времени. Если и "давить" Китай, то в ближайшие десять-пятнадцать лет, потом будет поздно. Уже сейчас в КНР растёт и учится новое поколение, самое умное, прогрессивное и многочисленное, именно на него возлагаются основные надежды страны. Через 36 лет, имея в наличии несколько сотен миллионов мотивированных и высокообразованных людей, Китай станет сверхдержавой номер один по всем показателям.
    1. +2
      20 февраля 2024 08:27
      Цитата: Doccor18
      Всего же к 2060 году ВМС Австралии намерены иметь в своем составе 8 ПЛА нового типа.
      Через 36 лет??? У американцев нет столько времени.

      1. Это такие планы по строительству ПЛА пр. SEA1000.(нового, специально для ВМС Австралии разработанного проекта ПЛА);
      2. Уже к 2027 году янки должны сдать в лизинг австралийцам свои Вирджинии.
      Это все указано в статье.
      А до того, как Канберра обзаведется своими собственными ПЛА, начиная с 2027 года, на ротационной основе в ВМБ Стирлинг (г. Перт) предполагается размещение 4-х американских ПЛА типа «Вирджиния» и одной британской ПЛА типа «Эстьют».
      hi
      1. +1
        20 февраля 2024 08:57
        Цитата: Удав КАА
        Уже к 2027 году янки должны сдать в лизинг австралийцам свои Вирджинии.

        Лизинг поможет австралийцам быстрее освоить матчасть, но вот такой гигантский временной зазор по передаче нескольких корпусов может говорить лишь о проблемах ввода. Трудности обновления парка американского подплава давно на слуху, введение по два вымпела в год пока что только мечты. Всё это указывает лишь на построение американцами военного союза, но никак не скажется на его боеспособности в среднесрочной перспективе. На этом фоне, бурное развитие ВМС НОАК выглядит куда более оптимистичнее...
        hi
        1. +2
          20 февраля 2024 09:11
          1. До 27 года -- подготовка спецов и практика на ПЛА США, чтобы потом перейти к их самостоятельной эксплуатации. Штаты экономят на своих экипажах.
          2. проекта новой ПЛА для Австр. еще нет. Его рисуют англичане. Нарисуют -- будут строить, потом осваивать. Песня до 60-х годов. Почему этим занялись томи? Потому что амы сочиняют свой проект SSN(X), а также завязаны на Колумбию, первый корпус которой должны сдать флоту в 2031 году.
          3. в связи с усложнением и удорожанием кор.состава ВМС, у всех есть трудности. Янки не исключение. Нам тоже не легко это дается. Киты? Они пока серьезно отстают от нас и амов по шумности и по транспортным реакторам. Сумеют рвануть вперед в подводном кораблестроении -- честь им и хвала. Но пока чтой-то не особо получается. (Скопипастить не с чего. А своей школы пока нет)
          АГА.
    2. +1
      20 февраля 2024 10:49
      В случае чего Китаю придется бодаться не с одними американцами, а также с японцами, корейцами, австралийцами, британцами. А этого он не вытянет и при самых оптимистических прогнозах.

      Да и у Китая сейчас большая проблема из-за последствий политики одного ребенка.
      1. +1
        20 февраля 2024 11:02
        Цитата: Кмон
        В случае чего Китаю придется бодаться не с одними американцами

        Это понятно, AUKUSы всякие для этого и плодят...
        Цитата: Кмон
        также с японцами, корейцами, австралийцами, британцами.

        1. Австралийцы пока мало на что способны.
        2. Южные корейцы будут связаны по уши "братьями с севера" (китайцы позаботятся).
        3. Британцы смогут выделить не так уж и много: АУГ (авианосец с 2-3 кораблями класса эсминец/фрегат) и парочку МАПЛ, повлиять сие на исход конфликта вряд ли сможет...
        4. Вот с японцами всё серьёзнее, и тут очень много будет зависить от позиции России... Если Россия не встанет на сторону Китая, то японские ВМС сильно осложнят задачу НОАК.
        1. +1
          20 февраля 2024 11:06
          Ну так пока и китайский флот бросить вызов американскому неспособен. А в перспективе они тоже закупают подлодки.
          Как там у северокорейцев с флотом? Вряд ли хватит для блокирования всего южного.
          Тем не менее это будет существенная помощь.
          Можно подумать, если встанет, то наш флот что-то изменит (нет).
        2. 0
          20 февраля 2024 19:26
          Цитата: Doccor18
          Британцы смогут выделить не так уж и много: АУГ (авианосец с 2-3 кораблями класса эсминец/фрегат) и парочку МАПЛ, повлиять сие на исход конфликта вряд ли сможет...

          Англичанам придется охранять Атлантику, если что-нибудь серьезное завяжется в зоне АТР. Одни немцы и французы с нашим СФ не справятся. А там и АПРК СН имеются и Ясени с КРБД в спец снаряжении. НАТО все это знает и очень боится. Поэтому, пару ЭМ бритые для проформы таки пришлют, выказывая солидарность с янки, но, полагаю, не больше этого.
          Цитата: Doccor18
          Вот с японцами всё серьёзнее, и тут очень много будет зависить от позиции России... Если Россия не встанет на сторону Китая, то японские ВМС сильно осложнят задачу НОАК.

          Японцы очень серьезно относятся к подплаву. 22 лодки (2 -- учебные), из них 11 -- новейшие! с ЛИАБ: до 21 сут под водой -- запросто! Сейчас строят т.ТАЙГЕЙ -- 33 суток с ходом 7,0 уз, или 280 часов с ходом 10,0 уз под водой! Несут ПКР и тяжелые торпеды... Гидроакустика на основе ЭВМ сведенная в АСБУ ! Это крайне серьезно...
          Мы встанем на сторону КНР, другого выхода у нас просто нет. И наверное "выведем Японию из войны" ультиматумом. Если откажутся -- их острова уйдут под воду, превратившись в Нью-Атлантиду. Они это знают. Даже фильм такой сняли.
          1. 0
            23 февраля 2024 18:24
            Их острова защищены американскими базами. Наносить по ним ядерный удар все равно что наносить ядерный удар по США.

            Да и не стоит переоценивать наши флоты, им за глаза хватит европейцев даже без британцев и 20% американцев. Все остальное может смело утюжить китайцев.
  5. 0
    20 февраля 2024 09:23
    ПЛ типа "Коллинс" - хороши были, только на бумаге. В остальном - одни проблемы. В данный момент, "на ходу" только одна. Остальные в ожидании утилизации. Сроки получения и типы ПЛА, перечисленные автором, тоже вызывают сильные сомнения. Поскольку "вирджиний" не хватает самим матрасникам, приходится продлевать сроки службы "лосям" и тратить немалые деньги на их ремонты. Так что, все это сугубая теория. Каково оно будет на практике, Бог весть.
    1. +1
      20 февраля 2024 09:58
      Цитата: ТермиНахТер
      В остальном - одни проблемы

      Справедливости ради, скорость, маневренность и глубина погружения у данных лодок даже превзошли ожидания конструкторов, но в остальном недостатки многократно превысили преимущества. Да что там говорить, австралийцы даже достаточно экипажей подготовить не смогли для этой техники, из-за чего, в том числе, подлодки были вынуждены стоять у причальной стенки... А сейчас в атомный клуб решили запрыгнуть... wassat
      1. 0
        20 февраля 2024 10:48
        Скорость, глубина погружения и т. д. - известны только из австралийских источников. Насколько они достоверны - меня терзают смутные сомнения. А вот надежность и наличие экипажей - известно всем. В основном, "коллинсы" стояли в базах, на данный момент, условно боеспособная - одна. Где они, все вместе взятые, хотят найти целых восемь лишних МАПЛ? Моего воображения не хватает.
  6. +1
    20 февраля 2024 10:58
    С другой стороны,поставки урана из России в США выросли,это получается помогаем развивать ядерный флот США и их союзников?
    1. 0
      20 февраля 2024 20:06
      Цитата: Удав КАА
      Японцы ... строят т.ТАЙГЕЙ -- 33 суток с ходом 7,0 уз...


      33 суток это 782 ч х 7 узлов = 5474 миль
      для сравнения
      Варшавянка в режиме РДП на скорости 7 узлов — 7500 миль.
      о чудо !!! получилась сопоставимая дальность хода на аккумуляторах и на дизеле, и это с воздухом из атмосферы... это как ?
      для справки
      плотность энергии литий ионные аккумуляторы до 240 Втч/кг,
      теплотворная способность дизельного топлива 11,9 кВт./кг
      то есть у дизтоплива в 50 раз больше , это означает, что даже если из лодки выкинуть дизель с соляркой и набить ее до упора аккумуляторами волшебства не произойдет,... не надо все подряд. принимать на веру
  7. -1
    21 февраля 2024 01:26
    Но, как это обычно бывает, денег на столь масштабный проект у аборигенов не хватает.

    Какой бред. На самом деле, у мериносов не хватает производственных мощностей.