Танк «Объект 187»
На танках устанавливалась башня новой конструкции – традиционная литая конструкция башни была заменена сварной, для которой использовался листовой прокат средней твердости. Конструкцию и технологию производства таких башен совместно разрабатывали НИИ Стали, Уралвагонзавод и УКБТМ. Практически в то же время велись работы по созданию сварных башен для УКБТМ (объекты 187 и 188) и ХКБТ (Т-80УД). Башня объекта 187 отличалась самыми большими размерами, особенно в кормовой части. В разработку данных башен и их защиты большой вклад внес Кондратьев Ю.Н.
«Железная» броня танка была дополнена новым комплексом динамической защиты – прообраз современного комплекса универсальной динамической защиты «Реликт». По некотором данным комплексу защиты объекта 187 дали название «Малахит». Схема защиты дополнялась решетчатыми экранами и комплексом электро-оптического подавления «Штора» с ОТШУ и пусковыми установками системы 902А.
Основное вооружение танка – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А66 (Д-91Т) повышенной баллистики. Пушка разработали в Свердловске в знаменитом петровском артиллерийском конструкторском бюро «Завода №9». Вместе с орудием велась разработка нового бронебойно-подкалиберного снаряда 3БМ-39 шифр ОКР «Анкер». Коэффициент удлинения составлял более 20. 3БМ-39 представлял собой урановый ОБПС-моноблок, имеющий новый отделяемый поддон. ВУ этого снаряда состояло из калиберной и композитной легкой подкалиберной катушек. Сечение последней *-образное. При этом оперение было изготовлено из легких сплавов; размах - меньше калибра в разы. Выстрел разрабатывался в НИМИ. Основные испытания нового орудия и выстрела прошли на полигоне НТИИМ. Внешне новая пушка отличалась наличием дульного тормоза. Дульный тормоз имел однокамерную конструкцию с пониженной эффективностью. Тормоз служил больше для отвода с линии визирования ракеты газов, а не для снятия усилий отдачи. В процессе эксплуатации на некоторых образцах устанавливалась модернизированная пушка 2А46М (Д-81ТМ).
На момент разработки танк «Объект 187» оснащался самой совершенной системой управления огнем – на танках вероятных противников нечто подобное начало появляться лишь в конце 1990-х годов. Система была выполнена на основе элементов 1А45. Заслуги по адаптации комплекса к объектам 187 и 188 принадлежат Нейгебауэру Ю.Н. и Быстрицкому В.М. Одним из новшеств, которое впервые внедрили в отечественном танкостроении, стало использование в электроцепях управления микроразъемов. Это существенно снизило массу и объем кабельных трасс. Данная заслуга так же принадлежит Нейгебауэру.
На опытных образцах машины опробовали несколько типов трансмиссий и силовых установок, включая газотурбинный двигатель. В ходе испытаний самой перспективной силовой установкой был признан Х-образный моноблок А-85-2 (мощность 1200 л.с.). В силу особенностей двигателя в моторно-трансмиссионном отделении он располагался по продольной схеме (как двигатель В-2 на танке Т-34). Кроме того, подобное расположение упрощало стыковку двигателя с ГОПом. Выхлопные патрубки объекта 187 с Х-образником первоначально располагались побортно, в дальнейшем выхлоп вывели за корму по надгусеничным полкам вдоль бортов. Работы по моторно-трансмиссионному отделению объекта 187 вели Вавилонский, Куракса, Харлов, Иванов. На машине применили новую ходовую часть с параллельным резино-металлическим шарниром и металлической беговой дорожкой. Гусеницы объектов 187 и 188 отличались формой и размещением грунтозацепов – если одной линией мысленно обвести грунтозацепы, то получается овал (прямоугольник на Т-80/-90 и трапеция БМПТ). Гребень – сплошной («скобообразный» на Т-80/-90). Звенья гусеничной ленты – литые с последующей механообработкой, что является более технологичным и экономичным по сравнению со штамповкой звеньев танков Т-64/-80/-90. Гидравлические лопастные амортизаторы на ранних образцах были установлены на 1 и 6 катки, и на образцах №5 и №6 еще и на 2 каток. Существенно увеличили динамический ход опорных катков.
Машины строились тремя сериями попарно. Каждая серия от предыдущей отличалась существенно и наглядно демонстрировала эволюцию типа и направления отработки узлов, агрегатов, механизмов и систем. Машины внутри каждой серии так же имели незначительные отличия.
Опытные образцы №№ 1 и 2 были наиболее близкими к облику будущего танка Т-90 (за исключением корпуса). На образце №1 в качестве силовой установки использовался модифицированный челябинский V-образный дизельный двигатель В-84МС (мощность 840 л.с.). В последующем данная силовая данная установка практически целиком «перекочевала» на объект 188. Образец №1 после цикла испытаний прошел разборку и дефектовку. Затем его корпус использовали при изготовлении образца №3. №2 оснастили V-образным 1000-сильным дизельным двигателем с турбонаддувом КД-34 разработанным в Барнауле. Машина в этом виде прошла в Туркмении большой цикл ходовых испытаний, с успехом выдержав запыленность воздуха и высокую температуру. После возвращения в Нижний Тагил, машину дооборудовали, после чего ее расстреляли на полигоне НТИИМа. Результаты воздействия современными противотанковыми средствами были выдающимися по уровню защиты. Впоследствии расстрелянный образец машины утилизировали.
Изначально опытный образец №3 предназначался для различных «варварских» экспериментов, которые были связаны с возможностью разрушения и поэтому никогда не был полностью укомплектован. В отличие от первых двух образцов имевших классическую литую башню, на образце №3 была установлена башня новой конструкции изготовленная из катанных 40-миллиметровых бронелистов соединенных между собой при помощи сварки. Геометрически башня данного образца очень напоминает современные сварные башни Т-90С/-90СА/-90А, собственно от конструкции которой они и ведут свою «родословную». Существенными внешними отличиями башни от сварных башен Т-90, являются форма раскроя броневых листов и сварных соединений, круглый люк выброса поддонов (на Т-90 овальный), наличие в кормовой части крыши башни слева «башни» фильтровентиляционной установки (ФВУ на Т-72 и Т-90 расположена в корпусе). На образцах с 1 по 3 корпус выполнялся по классической для отечественных танков схеме, однако его носовая часть была удлинена, а верхней лобовой детали придан больший угол наклона. При этом место механика-водителя было отодвинуто вовнутрь корпуса вглубь. Три смотровых прибора были вмонтированы в крышку люка. Именно эти мероприятия и позволили избавиться ослабленной зоны в центральной верхней части верхней лобовой детали корпуса Т-64/-72/-80. На образце №3 в качестве эксперимента вырезали родное моторно-трансмиссионное отделение с КД-34 и установили отделение Т-80У с ГТД-1250. Кроме этого на 5 опорный каток дополнительно установили гидроамортизатор. В таком виде танк в Нижнем Тагиле прошел испытания на стенде и в затем катался в подмосковной Кубинке на полигоне БТВТ. Так же образец №3 проходил в Арзамасе в ядерном центре комплексные испытания противоатомной защиты. Установка на образец №3 турбины являлась скорее вынужденным шагом и попыткой выжить в сложившейся к тому времени политической ситуации. Конструкторами преследовалось две цели. Во-первых, они пытались выбить у «турбинного» лобби козыри. Показать, что Тагил также имеет почти готовую машину с популярным тогда газотурбинным двигателем. Причем, машина, более совершенная конструкционно, совершенная во всем, разве что кроме моторно-трансмиссионного отделения и его системы управления которые были идентичны Т-80У (были выполнены по омской конструкторской документации переданной официально). Во-вторых, показать поклонникам газотурбинной силовой установки преимущества новых дизельных двигателей повышенной мощности, так как не только испытания, но и теоретические расчеты показывали проигрыш турбинной силовой установки по многим параметрам.
Корпус образца №4 был аналогичным корпусу образца №3 до момента его перекроя в «турбинник». Изменили форму и конструкцию сварной башни, увеличились ее габариты в кормовой части и миделе. Метеодатчик ввода условий стрельбы, смонтированный в кормовой части башни, внешне значительно отличается от привычного ДВЕ Т-90. Основой силовой установки стал новый челябинский 1200-сильный Х-образный двигатель А-85-2. Вентиляторная система охлаждения, традиционная для нижнетагильских конструкций, имела два центробежных вентилятора, которые были смещены от центра кормовой части вправо и влево. Выхлопные патрубки размещались побортно (разворачивались вдоль надгусеничной полки, газы отводились вниз в корму). При этом значительно удлиненный тракт способствовал значительному охлаждению выхлопных газов и эффективно рассеивал тепло, тем самым тепловая заметность снижалась до уровня общего фона. По сравнению с №3 изменилось положение ВСУ на правой надгусеничной полке. Также была изменена ходовой части – ленивец с «окнами» заменил «сплошной» – без вырезов и отверстий. Комплекс динамической защиты «Контакт-V», имеющийся на образцах №№ 1-3 заменила новая конструкция. Вышибные панели динамической защиты на верхней лобовой детали были изготовлен из массивных титановых плит. Впоследствии, во время передачи машины в Кубинку в 38 НИИИ Минобороны данные панели для предотвращения их «случайной» утери заменили 30-миллиметровым стальным листом, имеющим фрезерованные канавки, которые имитировали отсутствовавшие настоящие панели. Эта эрзац-конструкция крепилась к верхней лобовой детали корпуса при помощи четырех болтов.
5 и 6 опытные образцы претерпели самые существенные изменения, став наиболее совершенными машинами этого типа. Увеличились габариты и изменилась форма носовой части корпуса. Если носы ранних образцов объекта 187 и Т-72 напоминали стамеску, то на образцах последних двух образцах нос приобрел форму больше напоминающую зубило. Длина «голого» корпуса (без надгусеничных полок) равнялась 7,2 метра, ширина – 2,17 метра. Смотровые приборы с люка механика-водителя перенесены в сторону башни за него. Сварная башня вновь выросла в габаритах. Габаритная ширина составила 3,12 метра. Очень серьезно увеличили защиту бортовых проекций башни. Башни 5 и 6 образцов отличались чрезвычайно широкой кормой – самой широкой из всех сварных башен, которые были спроектированы в СССР. Как и на 4 образце на этих машинах установили новый комплекс динамической защиты, однако в отличие от нее на 5 и 6 опытные образцы вышибные панели были не титановыми, а изготовленные из броневой стали. Кроме этого изменили конструкцию контейнеров ДЗ устанавливаемых на скулах башни и в лобовой части. Если на «Контакт-V» активные элементы устанавливались через узкие крышки в торцах блоков, то в этом случае вся верхняя поверхность блока – одна большая съемная крышка. При откручивании четырех болтов получался удобный доступ для установки/замены элементов в верхней и нижней частях блока. Кормовая часть башни экранировал алюминиевые ящики ЗИПа внушительных размеров. Кормовая и бортовые проекции корпуса экранировались при помощи решетчатых экранов, выполненными из 4 миллиметрового броневого листа по технологии НИИ Стали. Решетчатые экраны устанавливались поверх резинотканевого традиционного экрана. Учитывая, что при монтаже экранов не соблюдался ж/д габарит, в транспортном положении их предполагалось полностью демонтировать. Оба образца оснащались Х-образными А-85-2, однако отличались типом трансмиссии. 5 образец имел традиционную механическую трансмиссию, в то время как 6 образец уже имел ГОП. Большая площадь радиаторов для эффективного охлаждения требовала большего объема пропуска воздуха. Для этого по настоянию Кураксы О.А. четыре окна решеток над радиатором (как на образце №4) объединили в два большего размера. Для экономии массы и обеспечения движения под ОПВТ большие крышки входных решеток системы охлаждения изготавливались не из металла как на Т-72/-90, а из прорезиненной ткани. На образце №5 из-за различий в трансмиссиях левое решетчатое окно было не строго прямоугольной формы, а получило вырез для пробки заливной горловины (это, наверное, единственное внешнее отличие между данными образцами). В своем окончательном облике данные машины имеют еще одно отличие: на №5 установлены катки «нового» типа, форма выштамповки которых подобна каткам 2-го опытного образца БМПТ (объект 199К), но в процессе испытаний и эксплуатации набор опорных катков мог различаться. 5 и 6 образцы на виде с боку легко опознаются по форме ящиков с агрегатами ВСУ на правой надгусеничной полке в кормовой ее части – в отличие от 3 и 4 образца имеют скос в корму (на 4 образце скос обратный, на 3 образце ящик с ВСУ имеет прямоугольную форму).
Уральское конструкторское бюро предприняло огромные усилия в попытке поставить данную замечательную машину на вооружение. Но, несмотря на успешные испытания, явно высокий технический и боевой потенциал танк не был принят Министерством обороны на вооружение. Вместо этого заказчики со стороны Минобороны в очередной раз отдали предпочтение полумерам и сконцентрировали все внимание на работах по доводке объекта 188, который являлся симбиозом корпуса Т-72Б и части систем объекта 187. В очередной раз весьма перспективная и практически готовая к серии машина уступала место более дешевой и простой.
В настоящее время существует четыре машины: опытные образцы №№ 3 – 6. Все они находятся в распоряжении кубинского 38 НИИИ Минобороны Российской Федерации и представляют собой очень печальное зрелище. Машины разукомплектованные, металлоломщики похитили алюминиевые ящики ЗИПа, с «турбинника» – титановая крыша моторно-трансмиссионного отделения! На просьбы музея Уралвагонзавода о передаче одного танка объект 187 для реставрации и демонстрации в музейном комплексе завода, ГАБТУ каждый раз отвечает отказом, ссылаясь на секретность. Но согласно некоторым данным в настоящее время Кубинка планирует отремонтировать машины с последующей открытой демонстрацией.
К вышесказанному, вероятно, стоит добавить, что по задумкам Владимира Ивановича Поткина - Главного конструктора, объект 187 должен был послужить базой при проектировании и создании целого семейства боевых машин входящих в боевой комплекс, а также при проектировании перспективных, совершенных и более мощных танков.
Подготовлено по материалам:http://otvaga2004.ru
Информация