Бронепробивающие наконечники морских снарядов 1893–1911

55
Бронепробивающие наконечники морских снарядов 1893–1911

Поговорив о методиках испытаний отечественных снарядов, переходим к бронепробивающим наконечникам.

Вполне очевидно, что бронепробивные качества снарядов повышаются в результате упрочнения его корпуса за счет применения высокосортной стали и специальной термической обработки. Однако в XIX веке выяснилось, что есть и другой способ повышения эффективности преодоления брони.

Появление бронебойных наконечников в Российском императорском флоте


В России идею бронебойного наконечника измыслил и предложил адмирал Степан Осипович Макаров в начале 1890-х годов. Можно спорить, был ли он первооткрывателем, или же таковой наконечник был придумал ранее где-то еще, но в рамках данной статьи это совершенно несущественно. Зато очень важно понимать, что в те годы физика процесса преодоления брони снарядом была еще совершенно не изучена. То есть видно было, что наконечник позволяет усилить бронепробивное действие снаряда, но никто не понимал почему.

В России сначала пытались объяснить усиление бронепробития тем, что наконечник как бы смягчает напряжение при ударе, что способствует сохранению целостности головной части снаряда. Соответственно, первые эксперименты проводились с бронепробивающими наконечниками, выполненными из мягкого металла. Однако же наши оружейники, считавшие бронебойный снаряд главным оружием кораблей, не остановились на достигнутом и много экспериментировали с наконечниками разной формы, выполненными из разных металлов. Выяснилось, что наконечники из твердой стали обеспечивает снарядам лучшую бронепробиваемость, нежели «мягкометаллические».

Теорию под этот факт подвели такую: задача наконечника заключается в том, чтобы разрушить цементированный слой брони, при этом он и сам разрушится. Но тем самым наконечник проложит дорогу снаряду, к тому же его обломки обожмут головную часть снаряда, предохраняя ее от разрушения в первые моменты удара о броню. К такой гипотезе наши оружейники пришли по результатам опытных стрельб, в ходе которых выявилось, что бронепробивающий наконечник твердой стали практически всегда разрушался при ударе, и осколки его обычно находят перед плитой, а не позади нее. Кроме того, эта гипотеза неплохо объясняла факт, что бронебойный наконечник был полезен только для преодоления поверхностно-упрочненной брони, а при стрельбе по нецементированной бронеплите никакого эффекта не давал.

Как я уже писал ранее, среди отечественных 12-дюймовых снарядов впервые бронепробивающий наконечник появился на 305-мм боеприпасе обр. 1900 года, но фактически такие снаряды не поспели даже и к Цусимскому сражению. Только часть 152-мм снарядов кораблей эскадры З. П. Рожественского имели бронепробивающие наконечники. И, к сожалению, доступные мне источники не дают ответа на вопрос, были ли первые серийные бронепробивающие наконечники «мягкометаллическими», или же в серию сразу пошли наконечники из твердой стали.

Профессор Е. А. Беркалов в своем труде «Проектирование морских артиллерийских снарядов» указывает, что в России перешли на наконечники из прочной стали, близкой по своим качествам к той, из которой, собственно, делались сами снаряды очень быстро и раньше, чем остальные державы. Увы, это все, чем я располагаю на данный момент.

Что же до формы бронепробивающего наконечника, то она в Российском императорском флоте была принята остроконечной, то есть, глядя на силуэт снаряда со стороны, неопытный человек может и вовсе не понять, что снаряд с наконечником.


В таком виде бронепробивающие наконечники просуществовали в Российском императорском флоте до появления снарядов обр. 1911 года, к которым мы вернемся чуть позже.

Бронепробивающие наконечники в США и иностранных флотах


Весьма интересны рассуждения г-на Cleland Davis, опубликованные в журнале United States Naval Institute за 1897 год, в части положения дел с бронепробивающими колпачками в США. Основные постулаты я приведу ниже.

Артиллерийский департамент США много экспериментировал с разного рода бронепробивающими колпачками (так в переводе статьи, данном «Морским сборником» № 1 за 1898 год), пока не остановился на одном из вариантов, каковой и был распространен на все имеющиеся снаряды. Колпачок этот представлял собой цилиндрический кусок мягкой стали, диаметром в половину калибра снаряда. В нижней части бронепробивающего колпачка сделано углубление по форме вершины снаряда на глубину в 2/3 его длины – собственно, этим углублением колпачок и надевался на снаряд. При этом на внутренней поверхности колпачка, прилегающей к снаряду, сделана была неглубокая выемка 0,03 дюйма (около 0,76 мм), которая содержала смазывающий материал.


Cleland Davis описывает наконечник цилиндрической формы, но на рисунке мы видим несколько иную форму. Впрочем, если смотреть на фотографии американских снарядов, то форма наконечника действительно близка к цилиндру и уж точно не выглядит остроконечной.


Интересно, что, со слов Cleland Davis, в США также никто не понимал толком, как работает данный наконечник. Согласно полученному г. Johnson патенту, действие колпачка заключалось в том, что он, охватывая вершину снаряда, упрочняет снаряд за счет роста сопротивления его боковому отклонению и продольному сжатию. Другие же думали, что все дело в том, что бронепробивающий колпачок выступает эдаким буфером между снарядом и броней, ослабляя воздействие при ударе на корпус снаряда – то есть имела хождение та же версия, что в России по отношению к наконечникам из мягкой стали.

Однако же Cleland Davis рассматривал обе версии как не вполне достоверные и склонялся к объяснению, каковым обосновывалось действие бронепробивающих наконечников твердой стали в России. Суть его заключалась в том, что такой наконечник делает «ложбину в плите», то есть повреждает цементированный слой, облегчая тем самым прохождение бронебойного снаряда сквозь плиту. При этом Cleland Davis полагал, что смазка может играть значительную роль, помогая движению снаряда в броне.

В целом же Cleland Davis дал следующие выводы, сделанные им по результатам испытаний бронепробивающих наконечников стрельбой:

1. Снаряд, оснащенный сплошным колпаком окончательно принятой формы, но без смазки, оказался лучше снаряда без колпака.

2. Наконечник в форме простого цилиндра с толстыми стенками одинаков по действию со сплошным колпаком, если оба они используются без смазки.



3. Тонкостенный колпачок со смазкой не дает никакого эффекта.

4. Наилучший результат – толстостенный или сплошной наконечник, выполненный из мягкой стали, со смазкой.

В целом же влияние бронепробиваемости американских бронепробивающих колпачков отлично описывают нижеследующие таблицы. Первая из них демонстрирует скорости, на которых по нормам американского флота снаряды указанного калибра пробивают броню той или иной толщины. Вторая – то же самое, но с колпачком, а третья – сравнительную бронепробиваемость снарядов, оснащенных и не оснащенных бронепробивающими колпачками, для разных дистанций.






Из таблиц мы видим, что, например, при стрельбе 12-дм снарядом по плите толщиной 305 мм американский мягкометаллический наконечник позволял снизить скорость снаряда на броне на 8,37 %.

Были ли наши бронепробивные наконечники лучше американских, представленных I. G. Johnson?

Профессор Е. А. Беркалов указывает, что «в наших снарядах снарядов обр. 1911 г., также, как и в большинстве снарядов иностранных, применялся остроконечный наконечник… В немецких опытных снарядах Круппа и английских Гатфильда применялся наконечник цилиндрической формы, давший, по сведениям, преимущество перед остроконечным, объясняющееся, по-видимому, большей площадью работы наконечника в момент удара. Но снаряд с подобным наконечником получает форму не удовлетворительную в баллистическом отношении и в действительных условиях, вследствие большей потери на полете снарядом скорости может оказаться хуже остроконечного».

Однако необходимо учитывать то, что в отечественном флоте испытательные стрельбы производились исключительно в нормаль. В то же время «опыты стрельб по броне под углами показали несомненное преимущество плоскосрезанных наконечников, и в иностранных, и в наших снарядах перешли к таким наконечникам» (Е. А. Беркалов).

Бронепробивающие наконечники обр. 1911 года


Осознав преимущества плоскосрезанных наконечников, отечественные специалисты артиллерии стали искать способ, который нивелировал бы их недостатки. Ответ был найден достаточно быстро – в виде баллистического наконечника. Попросту говоря, бронебойные 305-мм снаряды обр. 1911 года комплектовались двумя наконечниками – бронепробивающим плоскосрезанным, крепившимся к головной части снаряда, и баллистическим наконечником, каковой крепился к бронепробивающему и обеспечивал сохранение выгодных баллистических качеств.

Однако первые баллистические наконечники, выполненные из стали, показав прекрасные результаты при стрельбе по бронеплитам в нормаль, не позволяли пробивать броню под углом 25 градусов отклонения от нормали. То есть выходило так, что снаряд с новым бронепробивающим наконечником, но без баллистического наконечника броню пробивал исправно, сохраняя при этом целостность корпуса, а со стальным баллистическим наконечником ту же бронеплиту не пробивал вообще.

Столь обескураживающий результат требовал дополнительных изысканий, в ходе которых пришли к использованию чрезвычайно тонких (1/8 дюйма или 3,17 мм) латунных наконечников, каковые и применялись в снарядах обр. 1911 года. Очевидно было, что столь нежная конструкция могла быть легко повреждена при перегрузке или перекладке снарядов. Выход был найден в простом креплении баллистического наконечника – он просто навинчивался на бронебойный, и в отпуске на корабли 10 % запасных баллистических наконечников для замены поврежденных.

В целом же конструкция наконечников к бронебойному 305-мм снаряду обр. 1911 года выглядела следующим образом. Бронебойный наконечник имел форму усеченного конуса высотой 244 мм, у которого большее основание имело диаметр около 305-мм, а меньшее (передний срез, каковым, собственно, наконечник ударялся в броню) – около 177 мм. Конус этот со стороны большего основания имел выемку по форме головной части снаряда, каковой и прикреплялся к снаряду, при этом самый кончик снаряда почти что достигал меньшего основания.

По краю меньшего основания конуса имелась небольшая выемка с резьбой, на которую накручивался полый латунный баллистический наконечник высотой 203,7 мм. Высота пустоты в баллистическом наконечнике таким образом составляла 184,15 мм (7,25 дм). Способ крепления бронепробивающего наконечника к снаряду был тем же, что и баллистического – при помощи конической винтовой резьбы.


Е. А. Беркалов отмечает особо, что в деле увеличения площади переднего среза плоскосрезанного наконечника мы пошли дальше всех известных конструкций, что дало нашему бронепробивающему наконечнику значимое преимущество перед всеми, существовавшими на тот момент наконечниками мира.

При этом профессор оговаривает особо, что увеличивать площадь переднего среза можно лишь до определенного предела, за которым необходимость утолщения стенок баллистического наконечника, «надеваемого» поверх бронепробивающего, сведет на нет рост бронепробиваемости, как это получилось с первыми вариантами стальных наконечников, описанных выше.

Разумеется, применение тонкого латунного баллистического наконечника также позволило повысить бронепробитие отечественных снарядов, так как плоскосрезанный наконечник более не ухудшал баллистические качества снаряда.

Аналогичные наконечники появились и у прочих морских держав, но, как указывает Е. А. Беркалов, «в иностранных бронебойных снарядах бронепробивной наконечник – со значительно меньшей площадью среза». Все же следует предположить, что иностранцы в этом вопросе подтянулись к нашему уровню довольно быстро, на что намекают рисунки германского 305-мм снаряда эпохи Первой мировой войны: однако же изучение данного вопроса находится за пределами настоящей статьи.


Обращает на себя внимание, что германский наконечник имеет существенное отличие – вместо плоскосрезанной формы мы видим конусообразное углубление. Е. А. Беркалов затруднился охарактеризовать его полезность, каковая могла быть подтверждена только путем проведения многочисленных опытов по сравнению такой формы наконечников с нашими.

Можно, впрочем, предполагать, что оптимальная форма была ни той и ни другой, а как бы промежуточной между заостренным макаровским и плоскосрезанным наконечником. В «Альбоме снарядов артиллерии военно-морского флота» от 1979 года мы видим такие наконечники на бронебойных снарядах обр. 1911 года и снарядах калибра 180-мм, в то время как в альбоме 1934 года эти же снаряды оснащены обычными «плоскосрезанными» наконечниками.


Надо сказать, что Е. А. Беркалов, отмечая заведомое преимущество комбинации бронепробивающего плоскосрезанного и баллистического латунного наконечников на снарядах обр. 1911 года перед прочими отечественными и иностранными изделиями аналогичного назначения, все же не был уверен в оптимальности «плоского среза». Поэтому можно предположить, что дальнейшие изыскания привели к определению более совершенной формы бронепробивающего наконечника. Впрочем, такая эволюция наконечника произошла много позднее изучаемого нами периода, и к теме данного цикла не относится.

Вторым существенным отличием иностранных бронепробивающих наконечников от отечественных стал метод крепления к снаряду. Наши – навинчивались посредством винтовой резьбы. Иностранные же крепились путем вжимания наконечника в специальные выемки или же в круговой уступ, сделанный в головной части снаряда.


Е. А. Беркалов считает, что иностранный способ лучше отечественного, но при одном условии. А именно – если за границей удалось добиться плотности прилегания наконечника, потому что, хотя при движении в канале ствола и в полете «от свинчивания наконечников наши снаряды обеспечены, но все же при обращении со снарядами можно предположить возможность хотя бы частичного отвинчивания, а потому нарушения плотности прилегания и прочности крепления».

Эффективность бронепробивающего наконечника снарядов обр. 1911 года


Очевидно, что эффективность бронепробивающего наконечника определяется снижением скорости снаряда на броне для ее пробития, в сравнении с таким же снарядом, не оснащенным наконечником. Многочисленные отечественные опыты выявили, что бронепробивающие наконечники обр. 1911 года… любят все большое. То есть эффективность такого наконечника тем выше, чем больше калибр снаряда и пробиваемой бронеплиты. Е. А. Беркалов приводит снижение скорости для снарядов с наконечниками разных калибров при стрельбе по 305-мм плите:

1. Для снаряда 203 мм – 7,25 %.

2. Для снаряда 254 мм – 11,75 %.

3. Для снаряда 305 мм – 13,25 %.


К сожалению, Е. А. Беркалов не приводит аналогичных данных о бронепробиваемости «макаровского» наконечника. В дальнейшем, проведя анализ результатов стрельб отечественными снарядами с наконечниками данного типа, я попытаюсь найти ответ на данный вопрос самостоятельно.

Оценить же результативность американского (I. G. Johnson) и отечественного (остроконечный «макаровский») наконечников при попадании снаряда под углом к плите, отличном от 90 градусов, не представляется возможным.

С одной стороны, при одинаковой скорости снаряда на броне, плоскосрезанный наконечник показывает ощутимо лучший результат, нежели остроконечный.

Но с другой стороны, в силу худшей баллистики, снаряд с плоскосрезанным наконечником не даст той скорости снаряда на броне, нежели снаряд с остроконечным наконечником, выпущенный из того же орудия.

Продолжение следует…
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 февраля 2024 04:51
    Уважаемый Андрей, спасибо за отличную статью !

    Cleland Davis описывает наконечник цилиндрической формы, но на рисунке мы видим несколько иную форму. Впрочем, если смотреть на фотографии американских снарядов, то форма наконечника действительно близка к цилиндру и уж точно не выглядит остроконечной

    Однозначно, колпачок имеет циллиндрическую форму с небольшой выпуклостью на торце. Можно добавить, что Управление по артиллерийскому вооружению флота провело множество экспериментов с различными формами колпачков, и опытным путём было установлено, что цилиндрическая форма колпачка даёт наилучшие результаты. Было рекомендовано использовать такие колпачки для штатных снарядов. Колпачок представлял собой изготовленный из мягкой стали цилиндр в половину диаметра снаряда, для установки на последний просверленный на глубину двух третей своей длины. На внутренней поверхности колпачка имелась полость, содержавшая смазочный материал. Глубина полости - 0,03''
  2. +5
    22 февраля 2024 05:11
    Спасибо Андрей, особенно порадовали слова «продолжение следует».
    Всем доброго утра!
  3. -1
    22 февраля 2024 06:06
    Автор, наконец-то разобрался, с отличием бронебойного наконечника, от баллистического. Что радует, - прогресс налицо !
  4. -1
    22 февраля 2024 06:57
    Вопрос : наконечник Johnson из патента и наконечники у снарядов в "сетке" на фото, - это одно и тоже или разные ?
  5. +6
    22 февраля 2024 08:19
    Большое спасибо, интересно и познавательно. Было бы интересно мнение уважаемого Декабриста.
  6. +2
    22 февраля 2024 14:12
    Добрый день.
    Уважаемый Андрей, спасибо за продолжение и Ваша статья и Алексея очень интересные, но комментарии не много позднее.
  7. +2
    22 февраля 2024 17:30
    Как всегда - интересно и содержательно. Респект и уважуха.
  8. +1
    22 февраля 2024 18:56
    Приветствую, уважаемый тезка hi
    Плюс стоит с утра. Комментировать пока нечего. Но интересно. Ждем-с продолжения! good drinks
  9. +1
    22 февраля 2024 19:50
    Очевидно, что эффективность бронепробивающего наконечника определяется снижением скорости снаряда на броне для ее пробития, в сравнении с таким же снарядом, не оснащенным наконечником. Многочисленные отечественные опыты выявили, что бронепробивающие наконечники обр. 1911 года… любят все большое. То есть эффективность такого наконечника тем выше, чем больше калибр снаряда и пробиваемой бронеплиты.

    Честно говоря, меня смущают даты, то к чему в России пришли к 1911 году, во Франции определили в 1909 году, и в 1910 году приняли новый тип снаряда. К тому же, отметили, что создание эффективного бронебойного снаряда, с увеличенным количеством ВВ, возможно только увеличив калибр орудия. По этому 1911 год и 12 дюймовые орудия с "натяжкой" вписываются в мировую систему разработки орудий и снарядов.
    1. +1
      22 февраля 2024 21:18
      Добрый вечер, уважаемый Игорь!
      Цитата: 27091965i
      По этому 1911 год и 12 дюймовые орудия с "натяжкой" вписываются в мировую систему разработки орудий и снарядов.

      Честно говоря, не понял Вашей мысли. Почему?
      1. +1
        22 февраля 2024 21:48
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Честно говоря, не понял Вашей мысли. Почему?

        Посудите сами, к 1910 году дистанцию боя определяли в 10000 метров, по мнению не только французов, на этой дистанции 305 мм бронебойный снаряд будет иметь мало шансов пробивать 250 мм броню. По этому требуется увеличения калибра орудия и как следствие веса снаряда. Бой немецких и английских линейных крейсеров не подходит, это касается линкоров. Увеличение дистанций в ходе ПМВ в принципе это подтверждает. У немецких линкоров с 305 мм орудиями было не много шансов в Ютландском бою. Хотя есть исключение из правил, Цусима.
        1. 0
          23 февраля 2024 00:00
          Цитата: 27091965i
          на этой дистанции 305 мм бронебойный снаряд будет иметь мало шансов пробивать 250 мм броню.

          Ну почему? Это всего лишь 55 кабельтов, там и наша и германская пушки могли и 340 мм. Круппа осилить.
          1. +1
            23 февраля 2024 09:07
            Доброе утро.
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Ну почему? Это всего лишь 55 кабельтов, там и наша и германская пушки могли и 340 мм. Круппа осилить.

            Не осилит, теоретические расчёты это моделирование условий, в бою, чтобы пробить броню определённой толщины, теоретические условия должны совпадать с реальными. Такие совпадения бывают, но очень редко. Французский 305 мм бронебойный снаряд образца 1909-1911 года, на дистанции 10000 метров, под углом попадания 20 градусов, должен был пробивать броню 260 мм. Но должен не значит, что пробьёт, требуется совпадение определённых условий. Французы, после обстрела броненосца "Iéna", сделали интересный вывод. Если снаряд будет пробивать на дистанции 10000 метров до 250 мм, то необходимо увеличить количество ВВ, для нанесения большего ущерба за бронёй. Это они и сделали, увеличив количество ВВ с 2,6 % до 3,6 %, создав "единый" снаряд, который заменил бронебойный и фугасный. На мой взгляд вполне разумное решение.
            1. +1
              23 февраля 2024 10:30
              Цитата: 27091965i
              Не осилит, теоретические расчёты это моделирование условий, в бою, чтобы пробить броню определённой толщины, теоретические условия должны совпадать с реальными. Такие совпадения бывают, но очень редко.

              Совсем не надо:)))) Например, те же 340 мм брони германское орудие пробьет при отклонении от нормали равном углу падения снаряда, что действительно близко к идеальному. Но никто не мешает взять угол в 20-25 градусов, пробой у 305-мм все равно будет очень значительным. А что происходит с пробоем в реальных условиях... Через статью рассчитываю сильно удивить Вас hi
              1. +1
                23 февраля 2024 10:38
                С праздником Вас.
                Цитата: Андрей из Челябинска
                А что происходит с пробоем в реальных условиях... Через статью рассчитываю сильно удивить Вас

                С интересом прочитаю, но для наших снарядов 1911 года примеров практически нет, впрочем как и для французских. hi
                1. 0
                  23 февраля 2024 11:31
                  Цитата: 27091965i
                  С интересом прочитаю, но для наших снарядов 1911 года примеров практически нет

                  Почему же? Стрельбы 1920 г, там угол был порядка 18 град навскидку
                  1. -1
                    24 февраля 2024 12:27
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    Почему же? Стрельбы 1920 г, там угол был порядка 18 град навскидку

                    Война уже закончилась, в других странах на опыте боевых действий начались новые разработки. У нас не было такой возможности, по этому приходилось больше рассматривать вопрос будут ли эти снаряды соответствовать новым взглядам. Произошло "разоружение" и "сокращение" флота и потребовалось много лет, чтобы вновь начать его возрождать.
  10. 0
    22 февраля 2024 22:34
    Добрый вечер. Честно говоря не понял последнего абзаца- как на скорость снаряда мог повлиять плоский наконечник? Если на нем был еще баллистический, который сминался уже приударе о преграду- то есть об бронеплиту, а это считанные сантиметры. Если, только его не сорвет в полете и плоский колпак начнет тормозить снаряд, другой причины замедления не представляю.
    1. 0
      23 февраля 2024 00:01
      Цитата: Хибинский Пластун
      как на скорость снаряда мог повлиять плоский наконечник

      Своей неоптимальной формой, конечно. Баллистических-то наконечников не было, они появились позднее.
      1. 0
        23 февраля 2024 14:21
        Тут даже влияет не неоптимальность формы. Т. к. аэродинамических труб тогда все равно не было. Достаточно, чтобы на заводе их делали неодинаковыми. И разброс обеспечен. Или резьба нарезана немного не в номинале или кривовато. Времена-то были какие? Тогда и резьб-то стандартных не было. Системы допусков и посадок тоже не было. Анархия.
        1. 0
          23 февраля 2024 17:54
          Снаряды с плоскосрезанным бронебойным наконечником из мягкой стали без баллистического наконечника - это американские бронебойные снаряды с колпачком Джонсона. Это вообще первые в мире бронебойные снаряды с бронебойным колпачком принятые на вооружение флотов мира.

          Второе фото в статье - это:

          Unloading 12" (30.5 cm) shells from Texas. Detroit Publishing Company Collection Photograph as Library of Congress Photograph ID LC-D4-21011.

          USS Texas - броненосец 1895 г. постройки. Фото сделано в промежутке между 1895 и 1901 гг.

          Created / Published [between 1895 and 1901]

          Крепились бронебойные колпачки Джонсона не резьбой. На испытаниях 1894 г. крепление было тремя короткими винтами. В серийном производстве, видимо как в патенте 1897 г.

          Аэродинамика оставляла желать много лучшего. Видимо по этому колпачки Джонсона продержались на вооружении недолго. На фото ниже опытный снаряд с литым корпусом и колпачком Джонсона с испытаний 1994 г.

          https://www.usni.org/magazines/proceedings/1894/january/johnson-cast-steel-armor-piercing-shot
          1. 0
            24 февраля 2024 15:22
            USS Texas - броненосец 1895 г. постройки. Фото сделано в промежутке между 1895 и 1901 гг.

            На фотках даты стоят , - 02.10.11. Это, за несколько дней, до вывода из эксплуатации 10 октября 1911 года.
            Странно не только это, но и то, что назывался Тексас, в то время уже «San Marcos».
            1. 0
              26 февраля 2024 21:30
              Цитата: Юра 27
              На фотках даты стоят , - 02.10.11. Это, за несколько дней, до вывода из эксплуатации 10 октября 1911 года.


              https://navsource.org/archives/01/lc_texas_det.html

              Пройдя по ссылке Вы увидите что фотография LC-D4-21011 датируется между 1895-1901 гг. Так же как и предыдущая LC-D4-21010. Которую видимо сделали в 1910 году?

              Ведь на ней же "дата" не 021011 а 021010? :)
        2. 0
          25 февраля 2024 18:14
          Цитата: MCmaximus
          Системы допусков и посадок тоже не было. Анархия.

          Не совсем - были калибры! request
          1. 0
            26 февраля 2024 11:32
            Да, видел в ютьюбе. Ходил мужик со скобой. Диаметр ствола измерял. laughing
            1. 0
              26 февраля 2024 12:30
              Цитата: MCmaximus
              Ходил мужик со скобой. Диаметр ствола измерял

              калибры это несколько иное hi отмечу, что с винтовкой Мосина удалось обеспечить взаимозаменяемость деталей 3х заводов! feel
              1. 0
                26 февраля 2024 15:14
                Калибрами может быть все, что угодно. laughing Но взаимозаменяемость винтовки обеспесили все же не чертежами. А как при Петре 1м.
              2. 0
                26 февраля 2024 15:16
                Есть видос про выпуск пушек на Армстронге. Такая красота!
      2. -1
        24 февраля 2024 06:13
        Интересно было бы узнать обоснование минуса. Кто-нибудь вообще знает технологию производства этих колпачков? Как можно было их сделать в те времена?
        Токарка из проката? Самый точный способ. Не верю. Был ли вообще тогда латунный круг?
        Литье с нарезанием резьбы? Литье заготовки и ее токарная обработка? А токарка с двух сторон или с одной?
        И самое последнее - давлением из листа. Вариантов много. Та еще и резьбу надо нарезать. Непонятно какую.
        И вот. Имеем в самом аэродинамически важном месте какую-то разность формы колпачков. Или вдобавок имеем разностенность и дефекты толщины вместе.
        А снаряд вращается не по своей оси. А по немного отклоненной оси. И как раз носик снаряда больше всего и описывает круг. Если там геометрия и распределение масс есть, оно влияет. Плохо не то, что это есть, а что это все разное. Да, масса колпачка мизер по-сравнению со снарядом. Но снаряд летит долго и делает много оборотов. И каждый снаряд по-разному.
        И недаром, хорошие снаряды стоили дорого. Потому что людям приходилось при их изготовлении все это учитывать. А отлить чугуний ума не надо.
        Когда кто-то ответит хотя б на эти вопросы, тогда пусть и минусует.
        Одно только то, что есть упоминание об избыточном количестве колпачков, которые можно деформировать о многом говорит. Матросу пофигу. Накрутилось и пошел. По своей практике у нас только на кислородных и азотных баллонах была куча разных колпаков, изготовленных по-разному. Некоторые не накручивались на некоторые баллоны, а накручивались на другие. Некоторые потом откручивались только монтировкой. И это при стандартизации конца 20-го века. Напомню: в начале 20-го века НИКАКОЙ стандартизации не было вообще. В механизме могло не быть бвух одинаковых болтов.
        1. +2
          24 февраля 2024 11:32
          Цитата: MCmaximus
          Напомню: в начале 20-го века НИКАКОЙ стандартизации не было вообще. В механизме могло не быть бвух одинаковых болтов.

          Британский стандарт Уитворта действовал по Империи с 1841 года
          Резьба Селлерса (Система Института Франклина) принята в Штатах с 1867 года
          Международный стандарт резьб введён конгрессом в Цюрихе в 1898 году.

          Так что с резьбами всё было не настолько плохо...
          1. 0
            26 февраля 2024 15:09
            В Цюрихе. В 1898. А там метрическая система. Я вот про Россию ничего не знаю по этой части. Да, и лет-то прошло нисколько. Это и инструмент надо и станки винторезные.
            А вот про конструктора-оружейника Симонова помню. Тот мальченкой работал на ткацкой фабрике. В бригаде, которая станки налаживала. И потому он стал такой сообразительный, что надо было очень хорошо помнить, что откуда выкрутил. Потому как назад потом не вкрутишь. laughing
            Про левые резьбы на машинах Форда помню. Это в 30-е годы у нас. Чтобы винты\болты для фордов можно было купить только у Форда. Конечно, внутри каждого завода взаимозаменяемость хоть как-то должна была поддерживаться. Но в рамках промышленности....
            Тов. Сталину пришлось даже закон издать. И сажать инженеров за несоблюдение нормалей.
            Мы до сих отголоски помним - ГОСТ имеет силу закона! Хотя это закон только в безопасности дорожного движения.
            1. 0
              26 февраля 2024 18:19
              Цитата: MCmaximus
              В Цюрихе. В 1898. А там метрическая система. Я вот про Россию ничего не знаю по этой части. Да, и лет-то прошло нисколько. Это и инструмент надо и станки винторезные.

              Если помните, разговор начался с крепления колпачков американских снарядов....
              1. 0
                27 февраля 2024 05:00
                Про русские снаряды. Уровень развития американской промышленности более-менее известен. А вот про нашу - сведений крайне мало.
                Да, и мне нет дела до американских снарядов. Я прицепился к колпачкам русских снарядов. Колпачки, которые мялись и снижали устойчивость снарядов. Хотя по этой части люди постарались объяснить.
                А американцы... Это они придумали систему допусков и посадок. Причем позже, чем во времена, когда делались упоминаемые снаряды.
        2. +1
          24 февраля 2024 15:27
          Кто-нибудь вообще знает технологию производства этих колпачков?

          Точно, не в курсе, но возможно, делали, так же, как и гильзы. Резьбу нарезать, не хайтек для того времени, но сложности , конечно были: закалённая поверхность снаряда и тонкая медяшка.
          Поставил вам плюсик, - в компенсацию минуса.
        3. 0
          25 февраля 2024 18:18
          Цитата: MCmaximus
          В механизме могло не быть бвух одинаковых болтов.

          а их и сейчас нет - все разные, но в пределах допуска... request
          1. 0
            26 февраля 2024 15:10
            В пределах болта\гайки\резьбы - одинаковые.
            1. 0
              26 февраля 2024 16:02
              Цитата: MCmaximus
              В пределах болта\гайки\резьбы - одинаковые.

              так в пределах или одинаковые? feel
              1. 0
                27 февраля 2024 05:04
                Если взять, например, любой болт М8 и гайку М8, то одинаковые. А если к болту М8, взять гайку М10, то неодинаковые. Хотя сделаны по одному стандарту. Как-то так laughing laughing laughing
                Про посадки резьб прошу не упоминать. Все равно они закрутятся laughing
                1. 0
                  27 февраля 2024 15:13
                  Цитата: MCmaximus
                  Про посадки резьб прошу не упоминать

                  не вижу смысла feel
  11. +2
    24 февраля 2024 10:46
    Спасибо, Андрей, интересная статья!
    Кстати, первые английские бронебойные наконечники были по виду практически идентичными американским колпакам.
  12. 0
    24 февраля 2024 18:29
    Безграмотный термин-"бронепробивающий наконечник"-он сам, что ли, пробивает?
    1. 0
      24 февраля 2024 19:04
      Цитата: костя1
      Безграмотный термин-"бронепробивающий наконечник"-он сам, что ли, пробивает?

      130 лет назад многое называлось странно...
    2. 0
      24 февраля 2024 19:10
      Сейчас в основе-основ нынешних-то ГОСТах одно и тоже может иметь толкования. Не говоря уж про субьективности писавших эти НД. А раньше и этого не было. Понятно про что, на том и спасибо
  13. 0
    24 февраля 2024 19:50
    Взял автор за базу-бессмысленную мериканскую статью-чему там соответствуют приведенные скорости-пробитию брони?-какому именно?-что там за броня-"поверхностно-затвержанная"?-причем тут наличие подкладки?-да и что-вся броня-от 3 до 18 дюймов-одного качества про бронестойкости?-и зачем нужен 4"ке бронебойный снаряд?-кстати а как конечная скорость то определяется? Про колпачки-тоже прикольно-"смазка"!!-она при выстреле то-сохраняется?
    1. -1
      25 февраля 2024 18:21
      Цитата: костя1
      на при выстреле то-сохраняется?

      при выстреле - всяко, а вот при ударе о броню превращается в какой-то вариант графита из-за нагрева и давления при ударе - что , наверное, и обеспечивает лучшую бронепробиваемость! Скорее всего это что-то типа поверхностного упрочнения и науглероживания, по-современному- создание метастабильной фазы! hi
    2. -1
      26 февраля 2024 17:04
      Цитата: костя1
      Взял автор за базу-бессмысленную мериканскую статью

      Наши предки не считали ее бессмысленной. Да и я тоже не считаю
      Цитата: костя1
      ему там соответствуют приведенные скорости-пробитию брони?-какому именно?

      Неизвестно. Возможно - пробитию, возможно - пробитию с проходом снаряда в целом виде.
      Цитата: костя1
      что там за броня-"поверхностно-затвержанная"?

      Гарвей. Но, простите, Вам-то какая разница, что там за броня? Важна разность скоростей, иллюстрирующая возможность бронепробивающего наконечника
      Цитата: костя1
      причем тут наличие подкладки?

      Для информации
      Цитата: костя1
      а и что-вся броня-от 3 до 18 дюймов-одного качества про бронестойкости?

      Если имеете ввиду уменьшение стойкости при толщине плиты свыше 300 мм - американцы этого не знали, их формула не предусматривала снижения стойкости. А вот испытания проводились именно по данным значениям
      Цитата: костя1
      и зачем нужен 4"ке бронебойный снаряд?

      У нас потом решили, что он и 203-мм не нужен. "Шоб я был такой умный сейчас, как моя жена потом..."
      Цитата: костя1
      кстати а как конечная скорость то определяется?

      Это скорость снаряда на броне
      Цитата: костя1
      Про колпачки-тоже прикольно-"смазка"!!-она при выстреле то-сохраняется?

      Она обычно не снаружи, а внутри колпачка, либо между ним и снарядом
    3. 0
      27 февраля 2024 05:08
      Давайте примем как есть. Потому что если ковыряться в одинаковости металла и его термообработки, мы далеко не уедем. Плюс-минус серийная броня и такие же снаряды. Этого хватит. Поставить эксперимент по всем правилам науки - это весь бюджет ВМФ нало спустить.
      1. 0
        27 февраля 2024 11:26
        А давайте-правда точность будет-пол-потолок-палец-но это ничего laughing
  14. 0
    25 февраля 2024 18:09
    "По краю меньшего основания конуса имелась небольшая выемка с резьбой, на которую накручивался полый латунный баллистический наконечник высотой 203,7 мм. Высота пустоты в баллистическом наконечнике таким образом составляла 184,15 мм (7,25 дм). Способ крепления бронепробивающего наконечника к снаряду был тем же, что и баллистического – при помощи конической винтовой резьбы."
    на чертеже русского 12 дм снаряда хорошо видно, что баллистический наконечник крепится обычной резьбой request , резьба бронепробивающего прорисована плохо - возможно - конческая.
    1. 0
      27 февраля 2024 05:10
      Могли нарисовать так, что сейчас не разбираем. Кто эскиз делал? Описание, скорее всего, правильнее.
      1. 0
        27 февраля 2024 07:20
        Описание делал профессор, одно из первых лиц страны в деле разработки морских снарядов. А эскиз - это рисунок из Альбома снарядов морской артиллерии 1978 г.
        1. 0
          27 февраля 2024 16:02
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Описание делал профессор

          у вас преклонение перед научными званиями, ошибаются все ... hi
          если эскиз делали с чертежа, то перепутать начертание резьбы сложно - да и чисто технически на бронепробивающем наконечнике проще нарезать обычную резьбу для крепления баллистического, это же не снаряд, который в месте крепления первого имеет конус... request
  15. 0
    27 февраля 2024 17:31
    Здравствуйте, спасибо за интересные статьи!
    А есть ли возможность ознакомиться с трудами Е. А. Беркалова в электронном варианте (pdf или хотя бы фото) или только где-то в библиотеках искать? Поверхностный поиск по названию результатов не дал.
    1. 0
      28 февраля 2024 08:45
      Добрый день, к сожалению, такой возможности нет, так как это раритет, который вообще непонятно где искать. Я его получил от одного уважаемого историка под обещание не передавать данный материал третьим лицам и не публиковать скриншоты из него. Ссылаться на него я право, конечно, имею, пользоваться информацией - тоже, но вот все остальное, увы, нет.
      1. 0
        28 февраля 2024 12:49
        Очень жаль, что у вашего знакомого столь безответственное отношение к сохранению исторических материалов. Надеюсь когда-нибудь он одумается.