Воздушную мишень Banshee Jet 80+ превратили на Украине в беспилотник-камикадзе

6
Воздушную мишень Banshee Jet 80+ превратили на Украине в беспилотник-камикадзе
БПЛА Banshee Jet 80+, подавленный российской ПВО


Украинские вооруженные формирования ежедневно пытаются атаковать различные объекты на российской территории при помощи беспилотных летательных аппаратов. С недавнего времени в таких акциях начали использовать БПЛА с реактивными двигателями, отличающиеся повышенными техническими характеристиками. Новый образец такого рода был обнаружен несколько дней назад. Он имеет британское происхождение и изначально был мишенью для тренировки расчетов ПВО.



Новая угроза


О появлении у противника нового реактивного беспилотника-камикадзе 19 февраля сообщил в соцсетях глава Донецкой народной республики Денис Пушилин. По его данным, управление Федеральной службы безопасности по ДНР, военная комендатура и Росгвардия обнаружили над Новоазовским районом республики воздушную цель и приняли необходимые меры.

Российские специалисты успешно перехватили обнаруженный вражеский БПЛА и обеспечили его контролируемую посадку. Добытый трофей изучили и сделали первые выводы. Так, посаженный беспилотник оказался изделием Banshee Jet 80+ от британской компании QinetiQ. Ранее подобные аппараты в зоне проведения Спецоперации по защите Донбасса не появлялись.

Было установлено, что БПЛА несет боевую часть в виде взрывного устройства массой 7 кг. Опасный объект обезвредили уничтожением на месте. Кроме того, специалисты сняли с беспилотника аппаратуру управления и расшифровали полетное задание. Как оказалось, целью атаки был один из крупных объектов гражданской инфраструктуры в г. Мариуполь. Программа полета предусматривала разворот над Новоазовским районом и заход на цель со стороны Таганрогского залива.

К счастью, такой теракт удалось предотвратить, и никто в Мариуполе не пострадал. При этом противник раскрыл наличие у него еще одного вида беспилотного авиационного вооружения, а наша противовоздушная оборона проверила свои силы в деле противодействия ранее неизвестной угрозе. Противостояние украинского БПЛА и российских ЗРК завершилось победой наших бойцов и специалистов. Это обстоятельство позволяет делать определенные выводы.


Видна характерная хвостовая часть с двумя соплами двигателей

К сообщению о перехвате прилагалось несколько фотографий посаженного БПЛА. На них запечатлено изделие самолетного типа, выполненное по схеме «бесхвостка», имеющее веретенообразный удлиненный фюзеляж, треугольное крыло и киль. Также в кадр попала хвостовая часть беспилотника с характерными боковыми воздухозаборниками и парой сопел турбореактивных двигателей в заднем срезе. Все внешние поверхности окрашены в «малозаметный» серый цвет. Именно особенности внешнего вида и характерная двигательная установка помогли опознать тип и происхождение беспилотника.

Представитель семейства


Banshee Jet 80+ является последним представителем одноименного семейства беспилотников британской разработки. Первое изделие этой линейки под названием Banshee было разработано в начале восьмидесятых годов компанией Target Technology Ltd., занимавшейся беспилотной авиацией. БПЛА «Банши» создавался в качестве мишени для тренировки расчетов ПВО, способной имитировать современные воздушные цели.

В дальнейшем исходное изделие получило развитие. При сохранении общей архитектуры и схемы, дорабатывалась конструкция планера, менялись его материалы, внедрялись новые двигатели и системы управления. Кроме того, предпринимались попытки расширения функциональности. Так, в 2001 г. представили БПЛА Banshee 400 с оптико-электронной станцией, предназначенный для ведения разведки.

В ходе различных преобразований проект Banshee несколько раз менял «хозяина». В настоящее время разработкой новых модификаций и серийным производством занимается компания QinetiQ. В каталоге ее продукции сейчас присутствует несколько модификаций «Банши», отличающихся друг от друга. Это однодвигательная реактивная мишень Banshee Jet 40/40+, двухдвигательная Jet 80/80+, их усовершенствованный вариант Banshee NG, а также Banshee Whirlwind с толкающим воздушным винтом.

Первым заказчиком БПЛА серии Banshee предсказуемо были вооруженные силы Великобритании. Они последовательно покупали разные модификации такой техники и использовали их по прямому назначению. Учебные мишени «Банши» оказались достаточно удачными и привлекли внимание иностранных заказчиков. С середины восьмидесятых они поставлялись почти в 40 стран мира.


Боевая часть отдельно от остального БПЛА

Как теперь выясняется, очередным получателем этой техники стала Украина. Ей недавно передали некоторое количество мишеней для переделки в ударные БПЛА. Впрочем, беспилотники сохранили и исходную роль мишени – но тренироваться на них теперь будет российская ПВО.

Технические особенности


Все версии БПЛА Banshee имеют схожую архитектуру, но отличаются точным составом компонентов, тактико-техническими характеристиками и возможностями. Сообщается, что на Украину попали изделия модификации Jet 80+, одной из последних и наиболее совершенных в техническом отношении.

Banshee Jet 80+ представляет собой беспилотник-бесхвостку, выполненный из композитного материала. Размах треугольного крыла достигает 2,5 м, длина в зависимости от типа носового модуля целевой нагрузки, до 2,95 м. Высота – 780 мм. Взлетная масса зависит от нагрузки и не должна превышать 70-80 кг.

Беспилотник оснащен двумя малогабаритными турбореактивными двигателями тягой по 45 кгс. С их помощью он развивает максимальную скорость до 720 км/ч и поднимается на высоту более 9,1 км. При полной заправке и использовании в роли воздушной мишени, продолжительность полета превышает 45 мин.; дальность полета – не менее 100 км. Изменение полезной нагрузки и объема топлива, а также выбор оптимальных режимов полета позволяют варьировать достижимые показатели дальности и продолжительности полета.

Взлет выполняется с рельсовой направляющей при помощи твердотопливного стартового двигателя. При движении по направляющей БПЛА набирает скорость порядка 40-45 м/с, позволяющую ему держаться в воздухе. Если мишень не сбили во время полета, возможна посадка на парашюте с последующей подготовкой к новому вылету.


Элевоны с маркировкой на английском языке

Banshee Jet 80+ оснащается системой управления разработки QinetiQ, имеющей только самые основные функции. Автопилот использует спутниковую навигацию и проводит беспилотник по заранее определенному маршруту. В полете БПЛА может выполнять различные маневры, в т.ч. с большой перегрузкой. Также имеется система связи для передачи телеметрии оператору. Дистанционное управление не предусматривается.

Мишень «Банши» может комплектоваться носовыми отсеками с разной аппаратурой, необходимой для тренировки расчетов ПВО. Сменные модули оснащаются уголковыми отражателями разных конфигураций, пиротехническими имитаторами турбореактивных двигателей, имитаторами радиолокационных ГСН и т.д. Некоторые варианты нагрузки могут использоваться совместно.

В случае с украинским беспилотником-камикадзе исходная нагрузка была удалена, а на ее место установили осколочно-фугасный боезаряд массой 7 кг. Такая боевая часть может наносить только ограниченный урон некоторым целям, в первую очередь живой силе и незащищенным постройкам.

Ограниченные возможности


Великобритания является одним из наиболее активных покровителей киевского режима и регулярно передает ему имеющиеся у нее образцы вооружений и техники. Кроме того, недавно было подписано соглашение о продолжении и расширении такого сотрудничества в будущем. Одним из направлений взаимодействия является поставка БПЛА разных типов, в т.ч. предназначенных для нанесения ударов по российской территории.

Как стало известно, в одну из недавних поставок вошли мишени Banshee Jet 80+, которые собирались перестроить в беспилотники-камикадзе. Их уже подготовили и начали применять. При этом единственный известный на данный момент случай применения «Башни» окончился неудачей – российская ПВО обнаружила и подавила такую цель. БПЛА фактически совершил посадку и не получил особых повреждений, что позволило изучить его и определить маршрут.


Мишень "Банши" перед запуском с палубы корабля

Можно предположить, что Banshee Jet 80+ имеет весьма ограниченный боевой потенциал, обусловленный особенностями конструкции. Так, дальность и продолжительность полета, при любых режимах, позволяет атаковать только цели в тактической глубине, но не далее. При этом БПЛА способен идти только по заданному маршруту и не может реагировать на изменения обстановки, что делает его более простой мишенью. Наконец, боевая часть массой всего 7 кг серьезно ограничивает наносимый урон и эффективность всего вылета.

При всем этом, «Банши» не является сложной целью для нашей ПВО. Как показала практика, современные средства способны вовремя засечь и подавить такой аппарат – несмотря на все меры по снижению заметности и т.д. Можно предполагать, что применение зенитных ракет по такой цели тоже покажет нужную эффективность.

Предсказуемый результат


Таким образом, Лондон продолжает помогать Киеву и надеется этим навредить России. Очередным шагом в этом деле стала поставка неназванного количества беспилотников-мишеней Banshee Jet 80+ для использования в нестандартной конфигурации. Тем не менее, надежды британской и украинской стороны уже не оправдываются, и БПЛА несут первые потери.

Следует отметить, что Banshee – уже не первый реактивный ударный БПЛА на вооружении украинских формирований. В начале февраля наши войска сбили похожее изделие неизвестной модели. Его тоже пытались использовать для атаки российского объекта, но не преуспели в этом. Теперь можно ожидать, что применение реактивных беспилотников-камикадзе продолжится. И они будут пополнять списки успешно пораженных и подавленных воздушных целей.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 февраля 2024 07:11
    Сообщается, что на Украину попали изделия модификации Jet 80+, одной из последних и наиболее совершенных в техническом отношении.

    Banshee Jet 80+ оснащается системой управления разработки QinetiQ, имеющей только самые основные функции. Автопилот использует спутниковую навигацию и проводит беспилотник по заранее определенному маршруту. В полете БПЛА может выполнять различные маневры, в т.ч. с большой перегрузкой. Также имеется система связи для передачи телеметрии оператору. Дистанционное управление не предусматривается.

    Российские специалисты успешно перехватили обнаруженный вражеский БПЛА и обеспечили его контролируемую посадку.

    Как!!!??? belay
    1. +3
      21 февраля 2024 08:18
      Цитата: Адрей
      Как!!!???

      Как накакал, так и.... Этот беспилотный ероплан имеет функцию посадки в конце полётного задания ,если его до того не растербанили зенитчики ! Управляется по программе с корректировкой по GPS..."Организуется" с помощью РЭБ подмена сигнала GPS...Ероплан "думает" ,что выполнил задание и вернулся "домой" ! Что-то вроде этого произошло в случае посадки иранцами секретного американского БПЛА-разведчика RQ-170... Я так думаю !
  2. 0
    21 февраля 2024 08:02
    "Банши" ? Что-то мне напоминает ! То ли воющие мифическое существо из ирландского фольклора... то ли (молчу,молчу!)...
  3. Комментарий был удален.
  4. +2
    21 февраля 2024 15:44
    Российские специалисты успешно перехватили обнаруженный вражеский БПЛА и обеспечили его контролируемую посадку.

    Посадка у него на парашюте, которого нет (понятно почему- украинцы и не планировали его сажать).
    Следов повреждений от ПВО не видно. Самое реальное объяснение- упал в результате какого-то сбоя. Тем более что про "перехват"- откровенно размыто написано.
  5. +1
    22 февраля 2024 19:34
    а кто нам мешает перенаправить его в сторону хозяев . Пусть попробуют на своей шкуре почувствовать взрыв в районе Лондона! , и пусть потом танцоры попробуют оправдаться
  6. 0
    11 апреля 2024 18:29
    Как там у автора было в школе по физике? 100 км дистанция, 45 минут полета и скорость 720 кмч как-то не сходятся. Даже если крейсерская будет скажем 400, то за 45 минут он улетит на 300 км