ИПР – и по земле, и под водой

27
В СССР было разработано большое количество уникальных машин для различных родов войск. В инженерных войсках тоже была своя «диковинка» - ИПР – инженерный подводный разведчик. Эта машина ездила по земле (что вполне естественно для машины), преодолевала водные преграды вплавь (этим тоже никого не удивишь – танки «научились» плавать еще в начале ХХ века), а также могла двигаться в толще воды, как подлодка, или ехать по дну водоема.

Инженерный подводный разведчик был разработан в 1970-х гг. под руководством В.Г. Мищенко в КБ завода имени Дзержинского г. Муром (сегодня ОАО «Муромтепловоз»). Серийное производство машины также было налажено на данном предприятии. При разработке ИПР широко использовались узлы и агрегаты БМП-1. Основное предназначение машины – разведка водных преград, путей движения войск и трасс переправы танковых подразделений. Кроме того, машина была оснащена для проведения подводных инженерных работ.

ИПР – и по земле, и под водой


Корпус подводного разведчика разделялся на четыре герметичных отсека: отделение балластной цистерны, отделение управления, шлюзовая камера и моторно-трансмиссионное отделение. В носовом отделении размещалась балластная цистерна, представляющая собой емкость, заполняющуюся водой при движении по дну или в толще воды. В этом же отсеке располагались агрегаты речного широкозахватного миноискателя. В отделении управления размещались рабочие места командира и механика-водителя. Также здесь находился водолаз-разведчик. Для выхода из находящегося в подводном положении ИПР использовалась шлюзовая камера с водолазным оборудованием. Средняя и кормовая части машины были отведены под моторно-трансмиссионное отделение. В нем располагался двигатель УТД-20 трансмиссия заимствованные у БМП-1. 300-сильный двигатель позволял 17-тонной машине развивать на асфальтированных дорогах скорость до 52 км/ч. Слева и справа от моторно-трансмиссионного отделения по бортам размещались малые балластные цистерны. В районе шлюзовой камеры по бортам располагались большие цистерны.

В герметичном кожухе во вращающейся башенке устанавливалось основное вооружение ИПР – 7,62-миллиметровый пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект к пулемету – 1000 патронов. Кроме того, на инженерном подводном разведчике имелась термодымовая аппаратура. Прицелом служил прибор ТКН-3АМ. На машине для наблюдения за местностью установили перископ ПИР-451, в распоряжении командира имелся дневной прибор наблюдения ТНП-370. Для управления в темное время суток и в условиях плохой видимости рабочее место механика-водителя оборудовалось ночным прибором наблюдения ТВН-2БМ. Кроме этого, на корпусе устанавливалось 9 приборов наблюдения ТНПО-160. В ИПР для переговоров между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство Р-124, внешняя связь осуществлялась с помощью двух радиостанций Р-147 и Р-123М.



Ходовая часть инженерного подводного разведчика представляла собой гусеничный движитель, имеющий с каждого борта по 7 опорных и 5 поддерживающих катков, а также по 3 гидравлических амортизатора. Движение в толще воды и на воде осуществлялось при помощи двух гребных винтов, расположенных слева и справа со стороны бортов. При ведении подводной разведки допустимая глубина водоема может составлять 8 метрам, допускается кратковременное погружение на глубину до 15 метров. При движении под водой выброс выхлопных газов и питание силовой установки воздухом осуществляется при помощи специальных шлангов, удерживающихся над водной поверхностью с помощью телескопической мачты. Мачта в походном положении складывалась на крыше инженерного подводного разведчика.

Всего серийно произвели не более 80 машин.

Из-за внешнего сходства ИПР часто путают с ИПМ. Машины отличаются тем, что последняя не может двигаться в толще воды, внешние отличия – отсутствие мачты.

ИПР в экспозиции Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. "лапы" миноискателя опущены в рабочее положение


Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 17,5 т;
Экипаж – 3 человека;
Длина корпуса – 8715 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 1660..2400 мм;
База – 4300 мм;
Колея – 2740 мм;
Клиренс – 400 мм
Вооружение – 7,62-мм пулемет ПКТ;
Углы вертикального наведения – от -7 до +15 градусов;
Углы горизонтального наведения – -45..+45 градусов;
Дальность стрельбы – до 1 км;
Прицелы – ПАБ-2АМ, ТКН-3АМ;
Тип двигателя – УТД-20;
Мощность двигателя – 300 л.с.;
Скорость по шоссе – 52 км/ч
Запас хода по шоссе – 500 км;
Скорость на плаву – 11 км/ч;
Скорость по дну – 8,5 км/ч;
Преодолеваемые препятствия:
Подъём – 36 град.;
Стенка – 0,7 м;
Ров – 2,3 м;
Брод – 8..15 м.

Подготовлено по материалам:
http://strangernn.livejournal.com/
http://military.ya1.ru
http://vadimvswar.narod.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    1 февраля 2013 09:08
    Обалдеть, ни разу и не видел и даже не слышал о таких машинах, но теперь восхищен до глубины души инженерной мыслью и ее реализацией hi .
    Спасибо за такой обзор
    1. +10
      1 февраля 2013 11:16
      Инженеры Великой страны!
      1. +3
        1 февраля 2013 12:07
        Могуч был наш СССР!
  2. +2
    1 февраля 2013 10:03
    Хочу в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, поглазеть.
    1. Nechai
      +1
      3 февраля 2013 18:41
      В Тольятти в музее техники и вооружения она тоже есть. В том разделе, что ближе в подводной лодке. Интересно, а в войсках она ЕСТЬ?
  3. +1
    1 февраля 2013 10:08
    Вещь! Думаю нам не все рассказали. Вооружена машина была плазменным аннигилятором и реактивными торпедами с генераторами черных дыр. Также видимо, в недрах есть пропеллер и крылья. Но опять таки- Вещь.
  4. -3
    1 февраля 2013 10:52
    было у нас два таких. один из них постоянно тонул))))))))))))
    1. +7
      1 февраля 2013 11:17
      Люки закрывать надо было, понапьются.......................... laughing
      1. Nechai
        0
        3 февраля 2013 18:43
        Да не, пробки, заглушки проеб.. проехали в общем, вот и результат
    2. +6
      1 февраля 2013 12:41
      Так у него работа такая - "тонуть". Я вот на АПЛ служил, так Вы даже не представляете, сколько раз я "тонул". Слава Богу, количество "потоплений" совпало с количеством всплытий. smile
    3. dima_talib
      -1
      3 февраля 2013 05:15
      к нам в полк (33-й Двинский) тоже в году 88-ом ,такое чудо привезли. Очень хотелось пощупать его изнутри...
      Но,что то не припомню,чтоб у кого то возникла дурная мысль ,испытать в деле этого крокодила...
      1. Nechai
        0
        3 февраля 2013 18:44
        А ИПР ещё до жути и секретный был
  5. +6
    1 февраля 2013 11:57
    Офигеть, даже не слышал о таком! Танки на подводных крыльях видел в Клооге (Эстония), но такое... Нда, сколько еще "эксклюзива" хранится в запасниках СССР?
  6. +3
    1 февраля 2013 12:04
    Очень интересно, спасибо автору. Интересно, как эта машина "видела" под водой. Учитывая глубину погружения, машина расчитана на реки и озера, а там как правило вода не очень прозрачная. Мощных осветительных прибоов на ней нет, пару прожекторов и все, но в мутной воде и от них толку не много. Наверняка были какие нидь радары- локаторы.
    1. +2
      1 февраля 2013 23:01
      Представляется, что глубже 5 метров ИПР не было необходимости погружаться: её задача - обеспечение переправы техники, которая по дну глубже 5 метров не ходит.
      1. bask
        0
        13 февраля 2013 22:15
        Цитата: Strategia
        2








        Представляется, что глубже 5 метров ИПР не было необходимости погружаться: её задача - обеспечение переправы техники, которая по дну

  7. borisst64
    +2
    1 февраля 2013 12:16
    А экипаж набирался из саперов или подводников? lol
    1. +2
      1 февраля 2013 12:24
      Из подводников - торпедистов
    2. bask
      0
      13 февраля 2013 22:18
      Цитата: borisst64
      экипаж набирался из саперов или подводников

  8. OLe OLeg
    +1
    1 февраля 2013 12:47
    Если все так хорошо и гениально, почему только 80 шт. произвели?
    1. 0
      1 февраля 2013 16:03
      Цитата: OLe OLeg
      почему только 80 шт. произвели?

      -А где голова ?
      -А оно тебе надо ? (С) Агата Кристи
      А куда больше-то -на всех рек не хватит . laughing
    2. +3
      1 февраля 2013 23:08
      Цитата: OLe OLeg
      Если все так хорошо и гениально,
      ... Видимо, не всё так хорошо и гениально... Тем не менее, ход мысли интересный. Сколько конструкторских идей не были воплощены в жизнь, но всё же они были. Возможно, технологический уровень производства где-то не дотягивал, возможно, просто нужных технологий ещё не было. Думается, что забывать о таких экслюзивах нельзя, и сейчас нужно поддерживать даже самые фантастические идеи конструкторов. Ведь когда-то и "Наутилус" капитана Немо был фантастикой!
  9. Вазя
    +5
    2 февраля 2013 04:08
    Подводная лодка на гусеницах, и гниет в лесу. На вооружении их совсем не осталось. Обидно за Отечество.
  10. 0
    3 февраля 2013 23:43
    Нифигасе, на таких плацдармы для морского десанта захватывать. Враг думает, у него еще время есть, а тут 33 богатыря из морских глубин выныривают.
  11. +1
    11 февраля 2013 14:34
    Не так страшен русский танк как его пьяный экипаж. А пьяный конструктор танков ещё страшнее.Смелое решение трудной конструкторской задачи.Горжусь такими людьми. Жалко только легковушки свои делать не умеем.
  12. GTdelux
    0
    13 февраля 2013 15:46
    Я даже и не догадывался о существовании таких диковинок.
    Спасибо за обзор. Хорошая статья.
  13. 0
    15 февраля 2013 03:35
    Класс. Тоже не знал. Однозначный плюс
  14. Huseyn
    +2
    9 марта 2013 21:30
    Не стану восхищаться этой машиной:) но тем кому хочется увидеть уникальные вещи, технику НЕ ИМЕЮЩИЕ АНАЛОГОВ по сегодняшний день - почитайте как нибудь литературу, сайты по технике и вооружению инженерных войск СССР/РФ и СНГ, много нового узнаете. Повторюсь большинству того, что стояло и стоит на вооружении нет аналогов нигде в мире.
  15. GT3alex
    0
    25 марта 2013 18:50
    Плохо вводить народ в заблуждение....

    Агрегат данный называется ИРМ
    1. GT3alex
      0
      25 марта 2013 21:21
      Или же Вы опечатались
  16. GT3alex
    0
    25 марта 2013 21:34
    Плюс два верхних фото - это ИРМ скорее, а не ИПР
  17. 0
    25 сентября 2016 10:29
    Служил в Щецине (Польша), дык у нас в роте такое чудо было. Один раз в Одере его утопили:)
  18. 0
    23 ноября 2019 11:10
    Да, на фото ИРМ...)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»