ИПР – и по земле, и под водой

В СССР было разработано большое количество уникальных машин для различных родов войск. В инженерных войсках тоже была своя «диковинка» - ИПР – инженерный подводный разведчик. Эта машина ездила по земле (что вполне естественно для машины), преодолевала водные преграды вплавь (этим тоже никого не удивишь – танки «научились» плавать еще в начале ХХ века), а также могла двигаться в толще воды, как подлодка, или ехать по дну водоема.

Инженерный подводный разведчик был разработан в 1970-х гг. под руководством В.Г. Мищенко в КБ завода имени Дзержинского г. Муром (сегодня ОАО «Муромтепловоз»). Серийное производство машины также было налажено на данном предприятии. При разработке ИПР широко использовались узлы и агрегаты БМП-1. Основное предназначение машины – разведка водных преград, путей движения войск и трасс переправы танковых подразделений. Кроме того, машина была оснащена для проведения подводных инженерных работ.

ИПР – и по земле, и под водой



Корпус подводного разведчика разделялся на четыре герметичных отсека: отделение балластной цистерны, отделение управления, шлюзовая камера и моторно-трансмиссионное отделение. В носовом отделении размещалась балластная цистерна, представляющая собой емкость, заполняющуюся водой при движении по дну или в толще воды. В этом же отсеке располагались агрегаты речного широкозахватного миноискателя. В отделении управления размещались рабочие места командира и механика-водителя. Также здесь находился водолаз-разведчик. Для выхода из находящегося в подводном положении ИПР использовалась шлюзовая камера с водолазным оборудованием. Средняя и кормовая части машины были отведены под моторно-трансмиссионное отделение. В нем располагался двигатель УТД-20 трансмиссия заимствованные у БМП-1. 300-сильный двигатель позволял 17-тонной машине развивать на асфальтированных дорогах скорость до 52 км/ч. Слева и справа от моторно-трансмиссионного отделения по бортам размещались малые балластные цистерны. В районе шлюзовой камеры по бортам располагались большие цистерны.

В герметичном кожухе во вращающейся башенке устанавливалось основное вооружение ИПР – 7,62-миллиметровый пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект к пулемету – 1000 патронов. Кроме того, на инженерном подводном разведчике имелась термодымовая аппаратура. Прицелом служил прибор ТКН-3АМ. На машине для наблюдения за местностью установили перископ ПИР-451, в распоряжении командира имелся дневной прибор наблюдения ТНП-370. Для управления в темное время суток и в условиях плохой видимости рабочее место механика-водителя оборудовалось ночным прибором наблюдения ТВН-2БМ. Кроме этого, на корпусе устанавливалось 9 приборов наблюдения ТНПО-160. В ИПР для переговоров между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство Р-124, внешняя связь осуществлялась с помощью двух радиостанций Р-147 и Р-123М.

ИПР – и по земле, и под водой


Ходовая часть инженерного подводного разведчика представляла собой гусеничный движитель, имеющий с каждого борта по 7 опорных и 5 поддерживающих катков, а также по 3 гидравлических амортизатора. Движение в толще воды и на воде осуществлялось при помощи двух гребных винтов, расположенных слева и справа со стороны бортов. При ведении подводной разведки допустимая глубина водоема может составлять 8 метрам, допускается кратковременное погружение на глубину до 15 метров. При движении под водой выброс выхлопных газов и питание силовой установки воздухом осуществляется при помощи специальных шлангов, удерживающихся над водной поверхностью с помощью телескопической мачты. Мачта в походном положении складывалась на крыше инженерного подводного разведчика.

Всего серийно произвели не более 80 машин.

Из-за внешнего сходства ИПР часто путают с ИПМ. Машины отличаются тем, что последняя не может двигаться в толще воды, внешние отличия – отсутствие мачты.

ИПР – и по земле, и под водой
ИПР в экспозиции Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. "лапы" миноискателя опущены в рабочее положение


Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 17,5 т;
Экипаж – 3 человека;
Длина корпуса – 8715 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 1660..2400 мм;
База – 4300 мм;
Колея – 2740 мм;
Клиренс – 400 мм
Вооружение – 7,62-мм пулемет ПКТ;
Углы вертикального наведения – от -7 до +15 градусов;
Углы горизонтального наведения – -45..+45 градусов;
Дальность стрельбы – до 1 км;
Прицелы – ПАБ-2АМ, ТКН-3АМ;
Тип двигателя – УТД-20;
Мощность двигателя – 300 л.с.;
Скорость по шоссе – 52 км/ч
Запас хода по шоссе – 500 км;
Скорость на плаву – 11 км/ч;
Скорость по дну – 8,5 км/ч;
Преодолеваемые препятствия:
Подъём – 36 град.;
Стенка – 0,7 м;
Ров – 2,3 м;
Брод – 8..15 м.

Подготовлено по материалам:
http://strangernn.livejournal.com/
http://military.ya1.ru
http://vadimvswar.narod.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. Armavir 1 февраля 2013 09:08
    Обалдеть, ни разу и не видел и даже не слышал о таких машинах, но теперь восхищен до глубины души инженерной мыслью и ее реализацией hi .
    Спасибо за такой обзор
    1. neri73-r 1 февраля 2013 11:16
      Инженеры Великой страны!
      1. Гражданский 1 февраля 2013 12:07
        Могуч был наш СССР!
  2. Lazer 1 февраля 2013 10:03
    Хочу в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, поглазеть.
    1. Nechai 3 февраля 2013 18:41
      В Тольятти в музее техники и вооружения она тоже есть. В том разделе, что ближе в подводной лодке. Интересно, а в войсках она ЕСТЬ?
      Nechai
  3. ЛЕВА 1 февраля 2013 10:08
    Вещь! Думаю нам не все рассказали. Вооружена машина была плазменным аннигилятором и реактивными торпедами с генераторами черных дыр. Также видимо, в недрах есть пропеллер и крылья. Но опять таки- Вещь.
  4. Zlyden.Zlo 1 февраля 2013 10:52
    было у нас два таких. один из них постоянно тонул))))))))))))
    1. neri73-r 1 февраля 2013 11:17
      Люки закрывать надо было, понапьются.......................... laughing
      1. Nechai 3 февраля 2013 18:43
        Да не, пробки, заглушки проеб.. проехали в общем, вот и результат
        Nechai
    2. Old_Kapitan 1 февраля 2013 12:41
      Так у него работа такая - "тонуть". Я вот на АПЛ служил, так Вы даже не представляете, сколько раз я "тонул". Слава Богу, количество "потоплений" совпало с количеством всплытий. smile
    3. dima_talib 3 февраля 2013 05:15
      к нам в полк (33-й Двинский) тоже в году 88-ом ,такое чудо привезли. Очень хотелось пощупать его изнутри...
      Но,что то не припомню,чтоб у кого то возникла дурная мысль ,испытать в деле этого крокодила...
      dima_talib
      1. Nechai 3 февраля 2013 18:44
        А ИПР ещё до жути и секретный был
        Nechai
  5. Дублер 1 февраля 2013 11:57
    Офигеть, даже не слышал о таком! Танки на подводных крыльях видел в Клооге (Эстония), но такое... Нда, сколько еще "эксклюзива" хранится в запасниках СССР?
  6. bazilio 1 февраля 2013 12:04
    Очень интересно, спасибо автору. Интересно, как эта машина "видела" под водой. Учитывая глубину погружения, машина расчитана на реки и озера, а там как правило вода не очень прозрачная. Мощных осветительных прибоов на ней нет, пару прожекторов и все, но в мутной воде и от них толку не много. Наверняка были какие нидь радары- локаторы.
    1. Strategia 1 февраля 2013 23:01
      Представляется, что глубже 5 метров ИПР не было необходимости погружаться: её задача - обеспечение переправы техники, которая по дну глубже 5 метров не ходит.
      1. bask 13 февраля 2013 22:15
        Цитата: Strategia
        2








        Представляется, что глубже 5 метров ИПР не было необходимости погружаться: её задача - обеспечение переправы техники, которая по дну

        bask
  7. borisst64 1 февраля 2013 12:16
    А экипаж набирался из саперов или подводников? lol
    borisst64
    1. Vodrak 1 февраля 2013 12:24
      Из подводников - торпедистов
    2. bask 13 февраля 2013 22:18
      Цитата: borisst64
      экипаж набирался из саперов или подводников

      bask
  8. OLe OLeg 1 февраля 2013 12:47
    Если все так хорошо и гениально, почему только 80 шт. произвели?
    OLe OLeg
    1. леликас 1 февраля 2013 16:03
      Цитата: OLe OLeg
      почему только 80 шт. произвели?

      -А где голова ?
      -А оно тебе надо ? (С) Агата Кристи
      А куда больше-то -на всех рек не хватит . laughing
    2. Strategia 1 февраля 2013 23:08
      Цитата: OLe OLeg
      Если все так хорошо и гениально,
      ... Видимо, не всё так хорошо и гениально... Тем не менее, ход мысли интересный. Сколько конструкторских идей не были воплощены в жизнь, но всё же они были. Возможно, технологический уровень производства где-то не дотягивал, возможно, просто нужных технологий ещё не было. Думается, что забывать о таких экслюзивах нельзя, и сейчас нужно поддерживать даже самые фантастические идеи конструкторов. Ведь когда-то и "Наутилус" капитана Немо был фантастикой!
  9. Вазя 2 февраля 2013 04:08
    Подводная лодка на гусеницах, и гниет в лесу. На вооружении их совсем не осталось. Обидно за Отечество.
    Вазя
  10. zvereok 3 февраля 2013 23:43
    Нифигасе, на таких плацдармы для морского десанта захватывать. Враг думает, у него еще время есть, а тут 33 богатыря из морских глубин выныривают.
  11. Алексей М 11 февраля 2013 14:34
    Не так страшен русский танк как его пьяный экипаж. А пьяный конструктор танков ещё страшнее.Смелое решение трудной конструкторской задачи.Горжусь такими людьми. Жалко только легковушки свои делать не умеем.
  12. GTdelux 13 февраля 2013 15:46
    Я даже и не догадывался о существовании таких диковинок.
    Спасибо за обзор. Хорошая статья.
    GTdelux
  13. SunScorpion 15 февраля 2013 03:35
    Класс. Тоже не знал. Однозначный плюс
  14. Huseyn 9 марта 2013 21:30
    Не стану восхищаться этой машиной:) но тем кому хочется увидеть уникальные вещи, технику НЕ ИМЕЮЩИЕ АНАЛОГОВ по сегодняшний день - почитайте как нибудь литературу, сайты по технике и вооружению инженерных войск СССР/РФ и СНГ, много нового узнаете. Повторюсь большинству того, что стояло и стоит на вооружении нет аналогов нигде в мире.
    Huseyn
  15. GT3alex 25 марта 2013 18:50
    Плохо вводить народ в заблуждение....

    Агрегат данный называется ИРМ
    GT3alex
    1. GT3alex 25 марта 2013 21:21
      Или же Вы опечатались
      GT3alex
  16. GT3alex 25 марта 2013 21:34
    Плюс два верхних фото - это ИРМ скорее, а не ИПР
    GT3alex
  17. Andrey Tugolukov 25 сентября 2016 10:29
    Служил в Щецине (Польша), дык у нас в роте такое чудо было. Один раз в Одере его утопили:)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня