Внеаэродромная транспортная система – новая техника для Российской Армии

23
Внеаэродромная транспортная система – новая техника для Российской Армии
Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация


Гиганты в небе


Всерьез о беспилотных системах задумались в России только после начала спецоперации. На системном уровне, разумеется. В гаражах и подвалах давно научились строить дроны для фронта, но до промышленных масштабов здесь далековато. Как и до стандартизации с унификацией, без чего не обходится военная техника.



Понимание того, что беспилотные системы придется ставить во главу угла в самое ближайшее время, в государстве пришло только к середине прошлого года. В июне 2023 приняли Стратегию развития беспилотной авиации до 2035 года с подведением промежуточных итогов в 2030 году. На бумаге все вращается вокруг гражданской отрасли, но все отлично понимают, что без двойного назначения ни один отечественный беспилотник не должен разрабатываться. Так должно быть. Хотя бы до момента Победы России в спецоперации.


Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Если принята стратегия, то под её положения будут выделяться немалые деньги. И это правильно. Пока в стране не сформирован устойчивый спрос, и бизнес не готов вкладываться вдолгую, финансировать развитие придется государству. В ближайшее время мы должны увидеть россыпь новинок в области отечественного дроностроения. Естественный отбор на рынке никто не отменял, и в борьбе должен выжить сильнейший. Иначе никак – без конкуренции ни армия, ни гражданский сектор не получат хорошие дроны.

Особое внимание следуют обратить на сектор тяжелых дронов, как наиболее перспективный и малоизученный в нашей стране. Разработок в России много, но большей части из них далеко до серийного воплощения. В основном из-за зависимости от импортных комплектующих, а также неразвитой инфраструктуры. Можно создать сотни беспилотных транспортных вертолетов, но без подготовленных кадров и понимания специфики применения техника будет стоять мертвым грузом.


Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Важную работу ведут в ОКБ Сухого по теме беспилотных грузовиков. 21 февраля инженеры подняли в воздух аппарат со сложным названием «Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования» или БТС-ВАБ. Пока это только прототип, но его конструкция внушает определенные надежды.

По утверждению авторов, дрон оснащается гибридной силовой установкой, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, генератора и электромоторов с несущими винтами. Для взлета используются преимущественно электрическая тяга от бортовых аккумуляторов. Остальные режимы работы обеспечиваются бензиновым мотором.

Судя по опубликованным Объединенной авиастроительной корпорацией фотографиям, беспилотнику до полноценного демонстратора технологий еще очень далеко. Но кое-что уже можно рассказать даже на основании фотоотчета. Машина получилась немаленькая – длина более шести метров, ширина около 2,5 метра. По конструкции БТС-ВАБ относится к октокоптерам, с расположенными на плоскости крыла четырьмя балками с парами электромоторов.

Очевидно, что зависание и вертикальный полет не являются ведущими в работе дрона. Это транспортный аппарат для переброски грузов на большие расстояния, и опираться в полете он будет прежде всего на крыло. Евгений Рубцов, руководитель проекта, заявил о 500-километровом радиусе полета и полезной нагрузке 300 килограмм.

На прототипе плоскости крыла еще не оформлены – фактически мы видим аппарат, собранный из алюминиевых форм. Есть большие сомнения относительно наличия двигателя на дроне. На фотографиях не видно расположение мотора, как и топливных баков. Нет даже отсеков, в которые они могут поместиться.

Вероятнее всего, ОКБ Сухого представили очень сырой прототип, демонстрирующий лишь возможность взлета и простейшего маневрирования в режиме висения. На фотографиях и видео не видно не только ДВС с топливными баками, но и соответствующих назначению аккумуляторов для тяговых электромоторов.

Поэтому выводов немного – питание подается либо через удерживающий шнур, либо за счет совершенно символических батарей, размещенных в центральной балке прототипа.

Но все это не отменяет важность первого полета такой машины. Пусть и не в полностью комплектном виде.

Тяжелые – в воздух!


Для применения тяжелых беспилотников еще только предстоит придумать фронт работ.

Примечательна история с современными пассажирскими авиалайнерами, который уже лет десять-пятнадцать способны летать на дистанционном управлении. А с недавних пор – еще и под руководством искусственного интеллекта. Полеты, вероятнее всего, станут даже безопаснее. Но кто купит билет на самолет, в котором нет пилотов, а остались только стюардессы?

Ситуация с тяжелыми дронами похожа – до сих пор нет четко выстроенный логики эксплуатации таких машин. Не будем вдаваться в подробности гражданской эксплуатации, разберемся с работой на нужды военных.

Если БТС-ВАБ все-таки доведут до ума, то возникнет две проблемы. Первая – что перевозить на таком аппарате. Вторая – как уберечь дрон от легкого и непринужденного уничтожения с земли.


Фрагмент видео, позволяющий оценить размеры БТС-ВАБ

Машина явно недешевая, и противник не пожалеет ракеты для нейтрализации угрозы. Тем более, когда тихоходный аппарат работает с двигателем внутреннего сгорания с соответствующей тепловой сигнатурой. Поэтому аппарату неизбежно придется летать на бреющем полете, что резко ограничит его дальность работы. Либо придется поднимать дрон-ретранслятор, что усложняет всю организацию.

Сложности есть и с полезной нагрузкой.

Расчеты показывают, что машина способна взять на борт для эвакуации пару раненых бойцов. Но их просто негде разместить. На плоскости крыла невозможно – кругом несущие винты. А возить на бреющем полете раненых солдат на внешнем подвесе – не очень хорошая идея. Оператор дрона для такого должен обладать просто ювелирными навыками пилотирования. Есть сомнения, что эвакуируемый, будучи в сознании, согласится на полет по своей воле.

По информации разработчиков, главным режимом полета будет автоматический по заранее выстроенному маршруту. Это позволит не бояться вражеской РЭБ до определенного момента, но значительно увеличит шансы на гибель от огня с земли. Как и от банального столкновения с линией электропередач. В случае «экстренной ситуации» оператор сможет взять на себя управление машиной. Подобные ситуации на фронте будут встречаться сплошь и рядом, поэтому БТС-ВАБ без пилота на земле все-таки не обойтись.


Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

В конце материала попробуем задать несколько вопросов разработчикам летающей платформы.

Первый – почему на официальном сайте декларируется исключительно гражданское использование дрона? В частности, сказано:

«Проект ориентирован на государственные и частные структуры на рынке транспортных услуг. Беспилотник сможет выполнять логистические, исследовательские и другие задачи любой сложности в различных регионах России, включая наиболее труднодоступные места».

Чего боятся? Где возможности фронтовой эксплуатации?

Сейчас, как ни крути, гражданский сектор не критично зависим от тяжелых беспилотников. Получается очень интересная ситуация. Если разработчик с самого начала не затачивает свою технику под двойное назначение, то он волен выбирать и конструктивные решения соответствующим образом. Например, закупать моторы у китайцев или вообще обходиться параллельным импортом. Армия в таком случае не сможет заказывать важные для фронта беспилотники.

И тут же второй вопрос – где инженеры намерены взять ДВС для своего аппарата?

В России столь малогабаритные моторы давно разучились делать, а разрабатывать агрегат только под нужды БТС-ВАБ неоправданно дорого.

Остается надеяться, что где-то в недрах моторостроительных КБ как раз сейчас трудятся над миниатюрным бензиновым мотором для тяжелого дрона и еще целого ряда техники, о которой мы очень скоро узнаем.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 марта 2024 05:24
    Первая – что перевозить на таком аппарате. Вторая – как уберечь дрон от легкого и непринужденного уничтожения с земли.

    Да всё что угодно, в пределах грузоподъёмности и размеров. Да так же, например, как и транспортные вертолёты уберегают, не заходят в зону ведения огня, а с учётом силуэта это ещё проще будет.

    По информации разработчиков, главным режимом полета будет автоматический по заранее выстроенному маршруту.
    Главный, не значит единственный.

    В России столь малогабаритные моторы давно разучились делать, а разрабатывать агрегат только под нужды БТС-ВАБ неоправданно дорого.
    А "столь малогабаритные" это сколь? Не считая того что и турбину вполне можно поставить, точнее турбогенератор. К тому же взлётный, самый энергоёмкий, режим будет обеспечиваться и батареями и генератором, как я понимаю. А значит требования к мотору по мощности будут не особо велики, явно скромнее чисто авиационных.

    На плоскости крыла невозможно – кругом несущие винты. А возить на бреющем полете раненых солдат на внешнем подвесе – не очень хорошая идея.
    Будет грузовой отсек в крыле, значит там, не будет, значит контейнер между стойками шасси. При чём тут внешний подвес? Если автор посчитал за внешний подвес трос что на фото, так это трос для испытаний на привязи, даже пилотируемые вертолёты так испытывали, поначалу точно.


    Странно видеть столь многочисленные претензии автора к реально сырому прототипу.
    1. +2
      1 марта 2024 06:38
      Странно видеть столь многочисленные претензии автора к реально сырому прототипу.
      Абсолютно с Вами согласен. Очень нужное направление, вполне рабочая концепция самого аппарата, сырого конечно, но одного из самых перспективных из всех "размножающихся" в последнее время.
      1. 0
        1 марта 2024 07:34
        Цитата: ИВЗ
        Странно видеть столь многочисленные претензии автора к реально сырому прототипу.
        ... Очень нужное направление, вполне рабочая концепция самого аппарата, сырого конечно, но одного из самых перспективных из всех "размножающихся" в последнее время.
        Не очень внятно Вами написано. В каком смысле концепцию: 8-мь движков расположенных по "квадратно-гнездовому" расположению и по аэродинамике и по прочности самой конструкции - явно не оптимальная со всех сторон конструкция, выгоднее со всех сторон всё же сотовое расположение и он больше напоминает предельно дешёвый просто стенд для некоторых возможных в этом случае полевых испытаний. Это просто изначальная модель ЛА не для практического использования насколько я понял.
        В тексте статьи :
        возникнет две проблемы. Первая – что перевозить на таком аппарате. Вторая – как уберечь дрон от легкого и непринужденного уничтожения с земли.
        - Здесь перевозить возможно и необходимо абсолютно всё, ибо это получается в сумме затрат и дёшево и сердито. И второе: "как уберечь дрон от легкого и непринужденного уничтожения с земли." - Вот если ещё крылышки прилепить то уберечься от случайностей должно быть легче ибо и скорость повыше а управляемость возрастает во многие разы. Много чего ещё можно предусмотреть даже на начальном этапе подобных разработок. И ещё меня очень удивило чрезвычайно малый размер пропеллеров, видимо не нашли нужных в этом случае низко-скоростных эл. двигателей к данному ЛА.
        1. 0
          1 марта 2024 13:06
          он больше напоминает предельно дешёвый просто стенд

          Все верно. То что на фото - это и есть стенд для тестирования взлета посадки на небольших эл. движках.

          А в полной версии он напоминает самолет, с крылом, корпусом и поршневым двигателем, на котором и проходи основной полет. yes
          1. 0
            1 марта 2024 13:19
            Цитата: Netl
            в полной версии он напоминает самолет, с крылом, корпусом и поршневым двигателем, на котором и проходи основной полет.
            И что, это самолёт тоже создан для подобного тестирования? Те же игры как и на биплане типа кукурузника с тоже 8-мью эл. движками снижающими дистанцию взлёта/посадки самолёта но вместо получения некой динамической воздушной подушки уже статическую воздушную подушку снижающую до нуля длину требуемой ВПП. Вы можете показать фото полной версии уже собранного проекта в виде полноценного самолёта, или хотя бы доп. описать его.
            1. 0
              1 марта 2024 13:29
              Вы можете показать фото полной версии уже собранного проекта в виде полноценного самолёта

              Не могу. Не знаю, есть объект в полном виде, я фото не видел.
              На основании имевшийся информации и написал пост выше.

              Основная "особенность" гибридная установка с 2 типами двигателей. И с "кукурузником" - другая ситуация: там - особый режим обдува для улучшения аэродинамических свойств крыла, а тут - простой взлет по вертолетному, полет - по самолетному. В плюсе - низкие требования к площадке, простота и недоровизна по сравнению с конвертопланами, остальное в минусе. sad
              1. 0
                1 марта 2024 13:39
                Цитата: Netl
                В плюсе - низкие требования к площадке, простота и недороговизна по сравнению с конвертопланами, остальное в минусе.
                В связи с чем, как и каким образом обеспечивается "недороговизна"? Наоборот я замечаю необоснованное увеличение как сложности так и стоимости столь накрученного аппарата, ведь необоснованное увеличение количества требуемых элементов конструкции значительно здесь возрастает, насколько я заметил. А грамотно спроектированный конвертоплан по определению снижает до минимума всевозможные дополнительные и малонужные довесы конструкции, а здесь я замечаю что их слишком много.
                1. 0
                  1 марта 2024 13:48
                  каким образом обеспечивается "недороговизна"

                  ПО сравнению с конвертопланом, скорее всего, за счет использования уже готовых решений и отсутствия механики для поворота и передачи крутящего момента.

                  А с грамотно спроектированными конвертопланами туго во всем мире. Все у всех как-то не очень надежно выходит. yes
                  1. 0
                    1 марта 2024 14:24
                    Цитата: Netl
                    ПО сравнению с конвертопланом, скорее всего, за счет использования уже готовых решений и отсутствия механики для поворота и передачи крутящего момента.
                    Готовые решения, это что? Решение отработанного вертикального взлёта вертолёта плюс решение горизонтального полёта самолёта что ли? При этом используются раздельно пропеллеры со своими моторами при взлёте/посадке плюс отдельны пропеллеры тоже со своими моторами при горизонтальном полёте.И где здесь выгода? Я здесь замечаю как удорожание так и увеличение полётного веса точно вдвое. Неслабый результат из-за лености ума в отличии от реализации проекта полноценного конвертоплана где всё это в два раза дешевле и имеет в два раза меньший вес то есть в конце концов дальность полёта.
                    Цитата: Netl
                    А с грамотно спроектированными конвертопланами туго во всем мире. Все у всех как-то не очень надежно выходит.
                    Тут я замечаю к месту термин "мир", точнее мирок с маленькой буквы, а вот в Мире с большой буквы как-то у других с их проектами всё нормально проходит. Наверно Вы имели ввиду только "V-22 Osprey" - то да, эта допотопная модель имеет вполне принципиальные недостатки отсутствующие в других более поздних и более продуманных моделях конвертопланов. Почему бы тут ещё не вспомнить самолёты братьев Райт или чуть более поздние ему модели. Так и "V-22 Osprey" создавался при царе Горохе, но все почему то не замечают этого простейшего для понимания факта. Подозреваю что к сожалению над многими людьми произведена операция по нейро-психологическому или психическому программированию по типу религиозного зомбирования. И как же теперь вылечить и дезомбировать общество!
    2. -1
      2 марта 2024 17:10
      Цитата: Владимир_2У
      Странно видеть столь многочисленные претензии автора к реально сырому прототипу.

      Это еще культурно))) У меня этот летающий уродец ничего кроме матов не вызывает. Очередной пример бесполезной траты средств на повторное изобретение велосипеда))) И ЭТО они называют концепцией?))) Пошла какая-то изобретательская диарея, когда каждый хочет присесть на финпоток который сейчас обделавшись бездумно вваливают в беспилотники не разбираясь какие нужны а какие нет. И дельцы с идиотскими поделками вроде этой на картинках спустят в 1000й раз уже наверно кучу денег в унитаз, что-бы по итогу выло как обычно: либо разведут руками "ну не шмогли", либо потенциальный заказчик скажет - "нам такое не надо")))
  2. 0
    1 марта 2024 05:29
    Всерьез о беспилотных системах задумались в России только после начала спецоперации.
    Первое впечатление которое возникает что это произошло не то что поздно а даже очень поздно.
    1. 0
      2 марта 2024 00:05
      Так это неправда, задумались очень давно. Проектов беспилотников с начала 21 века у нас создали едва ли не больше, чем в США. Zala так в прошлом году двадцатилетие отмечала. Просто минобороны дальше слов и минимальных заказов ничего не делало, а потом прикинулось веником что вообще и не в курсе о беспилотниках было
  3. -1
    1 марта 2024 08:27
    В России столь малогабаритные моторы давно разучились делать, а разрабатывать агрегат только под нужды БТС-ВАБ неоправданно дорого.


    дорого?
    вы про "галоши" вспомните!
    дорого - это когда на зарплату приходится 50%, на энергию -20%, а на остальные деньги надо и сконструировать и построить
  4. 0
    1 марта 2024 10:24
    Но кто купит билет на самолет, в котором нет пилотов, а остались только стюардессы?

    О том что в самолете на котором ты летишь нет пилота тебе не скажут. Летишь и лети, неважно как, главное подешевле.
  5. +2
    1 марта 2024 11:18
    Расчеты показывают, что машина способна взять на борт для эвакуации пару раненых бойцов. Но их просто негде разместить. На плоскости крыла невозможно – кругом несущие винты. А возить на бреющем полете раненых солдат на внешнем подвесе – не очень хорошая идея

    Вспомнят опыт прошлого - подкрыльевые транспортные кассеты.
  6. 0
    1 марта 2024 13:14
    Вообще в центре прямо сверху достаточно места, чтобы закрепить груз или носилки с раненным.
    Насчет двигателя надо знать, о каких мощностях мы говорим, может места и достаточно.
    По информации разработчиков, главным режимом полета будет автоматический по заранее выстроенному маршруту. Это позволит не бояться вражеской РЭБ до определенного момента, но значительно увеличит шансы на гибель от огня с земли. Как и от банального столкновения с линией электропередач.

    Про линии электропередач странно, это скорее оператор налетит, чем автопилот, у которого прописан весь маршрут вмести с линиями. А против зенитной ракеты ни автопилот, ни оператор ничего не сделают.
    1. 0
      1 марта 2024 13:28
      Цитата: ГолыйМужик
      А против зенитной ракеты ни автопилот, ни оператор ничего не сделают.
      А как это зенитная ракета сможет достать ЛА на бреющем полёте? Тогда ей будет легко доставать и всевозможные автомобили передвигающиеся с подобной скоростью, она ведь не сможет самостоятельно определить разницы между всеми этими транспортными средствами ...
  7. 0
    1 марта 2024 14:48
    Цитата: Дедок
    В России столь малогабаритные моторы давно разучились делать, а разрабатывать агрегат только под нужды БТС-ВАБ неоправданно дорого.


    дорого?
    вы про "галоши" вспомните!
    дорого - это когда на зарплату приходится 50%, на энергию -20%, а на остальные деньги надо и сконструировать и построить


    вот еще информация по тому как тратим бюджет:
    https://news.mail.ru/incident/60020862/?frommail=1
    заметьте, какие направления они "развивали":
    В рамках расследования сотрудники ГСУ СКР задержали начальника кафедры сетей и систем связи космических комплексов, доктора технических наук, профессора Кирилла Цветкова, начальника кафедры космической радионавигации, доктора технических наук, доцента Андрея Назарова, заместителя последнего Владимира Авдеева и преподавателя Артемия Павлова.
    1. 0
      2 марта 2024 00:11
      Мертвыми душами промышляют в каждом первом российском вузе. Если смотреть статьи российских учёных то каждый первый работает в двух местах, а каждый второй - в трёх. Знаю ныне покойного академика, который в пяти местах числился и зарплату получал, появляясь только в одном месте. Кстати, автомобиля не имел он, но его жене друзья подарили бентли. Плохие у меня друзья какие-то...
  8. 0
    1 марта 2024 19:10
    То что демонстрируют публике -это концепт ! Зародыш цыплёнка -табака ! Сейчас надо настроиться пожить,чтобы успеть увидеть ,что получится !"Внеаэродромная транспортная система " -новинка для Российской армии ? Только "сопливая мОлодежь" может такое заявить ! "Новинка" была в СССР !
  9. 0
    4 марта 2024 10:07
    Было уже схожее.
    Многовинтовые траанспортные ветолеты- этажерки.
    Применение не нашло. Т.к. чем сложнее конструкция - тем ненадежней конструкция, имхо.

    Вот что они будут им делать? на невойну не пошлешь - собъют.
    Грузы возить - так есть разработки грузовых вертолетиков почты и аэро такси (калашников и ростех)
    Винтов меньше, простоты использования больше.

    А здесь порыв ветра, двигмтель замерт, и привет ,медвет..
  10. 0
    12 марта 2024 12:04
    "Понимание того, что беспилотные системы придется ставить во главу угла в самое ближайшее время, в государстве пришло только к середине прошлого года."
    Увы, это говорит не в пользу того государства, которое мы имеем.
  11. 0
    21 апреля 2024 19:37
    Не, ну это нормально! Когда уже многократно говорилось о новом движителе,способном изменить баланс в сторону повышения полезной нагрузки, то в ответ слышались если не оскорбления то просто молчание. Ещё во времена Зворыкинского проекта я об этом предлагал проект. А теперь вон как все обернулось.