Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?

98
Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?

В мире продолжается шоу пятого поколения. В гонку стремительно добавляются страны, которые во что бы то ни стало хотят обзавестись своим истребителем-«пятеркой». Вероятно, скоро это будет даже не вопрос обороноспособности, а вопрос престижа.

Да, вопрос престижа, типа авианосца. Есть у страны такое корыто, пусть даже ни на что особо не годное – это один расклад, нет – вот туда, на задний двор валите.



И в целом даже никого и не интересует, что по сути-то, боеспособные в мире только американские авианосцы. Условно боеспособные – индийские и китайские. Остальные, которые с трудом пока отрываются от доков и ремзаводов – увы, без обид, за боевые корабли считать нельзя. Но галочка есть, в авианосном клубе числятся Россия, Великобритания, Италия, Франция и Таиланд. Хотя тут даже вопрос в том, а зачем такое Таиланду, напрочь миролюбивой стране.


Вот примерно такой же расклад и с самолетами, но самолет вещь намного более простая в реализации, чем авианосец. Потому самолетами можно гордиться, можно воевать, а можно, простите, тривиально барыжить на мировом рынке вооружений, потому что самолет – он и в Африке самолет. То есть, список потенциальных покупателей много шире, чем для корабля.

Уж если такие страны, как Уганда (99-я страна в мире по ВВП и 179-я по уровню ВВП на душу населения), закупают современные самолеты типа Су-30МК2, то что тут говорить о тех, кто стоит на эволюционной лестнице много выше? И которым сам авиационный бог велел строить самолеты?

Вот и на выходе многие сегодня стараются изобразить что-то такое именно пятого поколения. Мы, шведы, немцы, французы, корейцы, китайцы, турки… Да простится мне, но великая авиационная держава с большим историческим авиационным прошлым Турция тоже в теме.

И тут возникает один вопрос: а каким должен быть этот самый «истребитель пятого поколения»?


А вот внятных ответов на этот вопрос нет. И более того, даже не предвидится. Никто в мире толком не знает, каким должен быть этот самый истребитель пятого поколения и против кого, самое главное, как он должен воевать.

Единого мнения в мире так и не смогли выработать, потому каким должен быть этот самый «пятый» толком никто и сказать не может. Так-то понятно, что формальным таким ориентиром служит американский F-22, который просто был первым в списке. И потому стал образцом, хотя некоторые особенности самолетов пятого поколения – не такая уж и новинка в плане технологий.

Если отталкиваться от озвученных характеристик пятого поколения, то это антирадарные покрытия и неметаллы в конструкции, снижающие радиолокационную заметность самолета, сверхзвуковой полет без форсажа, оружие размещается в отсеках внутри фюзеляжа, а не на внешних подвесках. Все остальное, как даже РЛС с АФАР – как говорится, не критично.

Давайте немножко разберемся.

Суперкруз или полет на сверхзвуке без форсажа


Вообще суперкруз – это очень старое явление. Первым боевым самолетом, который был способен летать на сверхзвуке без форсажа, стал британский English Electric «Lightning F», совершивший свой первый полет в августе 1954 года.


И тут же стоит вспомнить двух тяжеловесов, наш Ту-144 и французский «Конкорд», которые запросто летали суперкрузом, причем, наш еще и побыстрее был, а француз летал рекордно долго.


Так что бесфорсажный сверхзвуковой полет – это из 50-60-х годов прошлого века.

Размещение оружия внутри фюзеляжа



Этому вообще уже около сотни лет. После блокировки «Уголка неба» по абсолютно идиотским причинам, найти достоверную информацию стало сложно, ограничимся тем, что уже к середине 30-х годов прошлого века бомбардировщики несли бомбы именно во внутренних отсеках, а не на внешней подвеске.

Снижение радиолокационной заметности



Это, пожалуй, можно назвать новым. Радиопоглощающие покрытия, полимеры и углепластики в конструкции, в общем замещение металлов неметаллами и разработка особых форм, которые «прячут» проблемные места типа турбин – это можно и нужно назвать новым. Плюс отдельные новинки в БРЭО, но это тоже нормально, эволюция все-таки не стоит на месте, тем более, у боевых машин.

Но, по сути, очень много «нового» в самолетах пятого поколения – это просто хорошо отработанное старое. И тут просто все как с цепи сорвались, стараясь запилить свой самолет пятого поколения, причем, именно в таком стиле: объявляем его пятым поколением, а там видно будет.

А что может быть видно?


Ну вот если взять наш Су-57, то он вот так и объявлен «пятеркой», хотя ей пока не совсем является. Да, ЭПР у него очень даже приличное, радарам прошлого века самолет точно не по лучам, да и многие современные смогут запросто промахнуться. И ракеты будут во внутренних отсеках, да. Но вот суперкруз… Да, все будет, когда будут у самолета двигатели соответствующие. А когда это будет – одному богу авиации и Ростеху известно. Хотя и с АЛ-41С, принимая во внимание УВС, который в таком виде есть далеко не у всех западных самолетов, Су-57 вполне так красавчик.


На Западе многие именно так и говорят – вот когда будет ТОТ двигатель, тогда и станет Су-57 полноценным истребителем пятого поколения. А пока…

А пока, кстати, Су-57 является самым результативным истребителем, пусть и не до конца «пятеркой». Невероятно, но факт: тысяча F-35 ничем не могут похвастаться в плане боевого применения, за исключением израильских F-35 Agir, которые прекрасно справились с разнесением в щебень домов в Газе.


Конечно, кто-то сейчас скажет, что истребление домов – это истребление, то есть, работа для истребителя. Но вот как по мне, так истребитель в первую очередь должен истреблять себе подобных, а не дома и прочие гражданские объекты. А с этим у 35-го все печально.


F-22 хоть на третьем десятке размочил счет, записав на свой счет первую воздушную победу – разведывательный пузырь, запущенный Китаем. Большая победа для такого самолета, тут ничего не сказать.

Так что пусть и отдельные две победы Су-57 в небе Украины при том, что всего-то этих самолетов изготовлено 22 штуки и они по факту все еще проходят испытания – это как бы уже больше, чем все заслуги полутора тысяч американских «пятерок».

Хотя точно правы те, кто ратует за то, чтобы Су-57 наконец пошел бы в серию. В настоящее время это приобретает все большее значение, потому что Киеву достаются все более современные средства ПВО со всеми выходящими последствиями. И самолет, обладающий ЭПР именно на уровне пятого поколения был бы более чем полезен армии.

А что у нас еще на повестке дня?

Китай



У соседей и партнеров есть весьма интересная разработка, Chengdu J-20. Самолет реально прорывной для Китая хотя бы тем, что в этот раз китайские инженеры, честь им и хвала, никого не скопировали. Это непросто для страны, которая лет 30 назад вообще не помышляла о своих самолетах и летала на том, что могла купить или передрать.

Chengdu J-20 тоже в мире не считают полноценной «пятеркой», как и наш Су-57, правда, тут такой нюанс – китайцы никогда и не заявляли о том, что J-20 таковым является.

Не поленился, попробовал перевести то, что написано на сайте компании Chengdu Aircraft Industry Corporation, так вот там речь идет о том, что была поставлена задача по созданию «малозаметного истребителя, способного противостоять любому вероятному противнику в воздухе и выполнять работу многофункционального боевого самолета».

Без условностей.

Вообще если посмотреть на ЭПР, то она заявлена на уровне 0,1 (у Су-57 - 0,3). Вроде бы все красиво, но на деле, если облучить радаром J-20 в боковой проекции, то на экране РЛС будет новогодняя елка во всей красе. То есть, для лобовой атаки китайский самолет вполне, а вот во всем остальном – сомнительно.

Кроме того, у «Черного орла» (а именно так именуют J-20) есть и еще одно слабое место. И это по китайской традиции все те же двигатели. Первые образцы J-20 летали на российских двигателях АЛ-31ФМ2, но все надежды по возмужанию J-20 связаны с новым двигателем WS-15, который должен обеспечить и суперкруз, и сверхманевренность из-за УВТ, и экономичность.

Однако WS-15 уверенно приближается к своему двадцатилетию с момента первого пуска, а воз, точнее, J-20, и ныне там.


И еще один аспект в плане ЭПР у J-20. Это его цели. Самолет предназначен в том числе и для работы по кораблям противника, что неудивительно, учитывая береговую линию КНР и все более милое отношение со стороны США. Однако тут возникает проблема с тем, что у НОАК просто нет компактных противокорабельных ракет, которые можно спрятать в оружейных отсеках.

Соответственно – здравствуй, внешняя подвеска и прощай малозаметность. Так что J-20 будет на суше малозаметным, а вот на море – увы. Но тут ничего не поделать, абсолютно все противокорабельные ракеты таких размеров, что будучи подвешены на самолеты, «палят» их на многие десятки километров.

Обнаружить такой самолет и, естественно, сбить – не такое сложное задание, как это хотелось бы пилотам самолета.

Турция



Turkish Fighter Experimental/турецкий экспериментальный истребитель — это один из самых задорных проектов в мире вообще. После того, как турки купили российские ЗРК С-400, им логично отказали в продаже F-35, что поставило в неудобное положение турецкие ВВС. Более того, и с модернизацией уже имеющихся F-16 тоже возникли проблемы.

Турки решили своими силами построить самолет, который в перспективе заменит F-16, да еще будет соответствовать всем стандартам НАТО (не стоит забывать, что Турция – член альянса), да вот беда – никакого опыта подобного толка у турок не было.

Понятно, что тут помогают всем миром (Швеция, Италия, Пакистан), но вот есть одна беда: у турецких инженеров никогда не было опыта создания с нуля своих авиационных двигателей, а американцы показали полный шиш в пане своих движков.

Переговоры с Pratt & Whitney и General Electric принесли отрицательные результаты, и как турецкий авиапром будет выходить из сложившегося положения, сказать сложно. Свои не дают, идти к противникам – явно себе дороже будет.

Однако тут никто никуда не спешит, да и говорят, что ЭПР у «Кагана» оказался на уровне нашего Су-27, то есть, никуда не годный.

Так что здесь спешить некуда никому, кроме турок, которые очень хотят свою «пятерку», но вот проблем с ней больше, чем казалось на первый взгляд.

Южная Корея



Южнокорейский KF-21 – вот это серьезно. Самолет, впервые показанный в апреле 2021 года, оказался сюрпризом для всех, а для некоторых может оказаться и неприятным сюрпризом. Кореец (условно, там над ним полмира трудилось), который тоже претендует на «пятерку», оказался дешевле, чем наш Су-35, который играл первую скрипку в сегменте «дешево и надежно», который испокон веков был за нашими самолетами.

На экспорт Су-35 идет по цене от 80 до 90 миллионов долларов в зависимости от комплектации, а корейцы делают заявления на тему того, что свой самолет будут продавать за 65 миллионов долларов. И тут 20 миллионов разницы при покупке испытанного и надежного самолета поколения «4++» и «почти пятерки» - очень весомый аргумент.

KF-21 вообще-то очень похож на «пятерку». Может летать на сверхзвуке без форсажа, ракеты во внутреннем отсеке, малозаметность тоже имеет место. Полный фарш в плане БРЭО: РЛС с АФАР, инфракрасная система поиска и слежения, полный набор вооружения НАТО. Да, тут стоит сказать, что Южная Корея хоть в НАТО не состоит, но ее вооруженные силы и техника имеют очень высокий уровень стандартизации по канонам НАТО.

Если с ценой реально сложится – мы будем свидетелями ого-го каких воздушных боев на земле. К корейскому самолету уже присматриваются Перу, Польша, Филиппины, а Индонезия с самого начала была в проекте на правах младшего партнера. И «пять с минусом» может ой как побороться за азиатский рынок с нашим «четыре с плюсом».

Тут ясно и понятно, что вгрохав столько денег в проект, корейцы пойдут на внешний рынок, тем более что их техника пользуется спросом. Там их, конечно, с дубинками ждут, но тем не менее.

Европа



Здесь даже не совсем Европа, здесь вообще намечается нечто интересное – сборная мира или Ось Лондон-Рим-Токио. Ну правда, как век тому назад, но вместо Берлина – Лондон.

В общем, Великобритания, Италия и вдруг примкнувшая к ним Япония решили, что будут делать «пятерку» сообща.

Тут есть странность: японцы, наэкспериментировавшись вволю со своим Mitsubishi X-2 Shinshin, сообщили сгоряча, что будут сразу приступать к шестому поколению. Проект назвали F-X, и этот самолет должен был заменить в ВВС Mitsubishi F2, который уже устарел. Но F2 должен был менять F-22, с которым не срослось. Американское законодательство не позволило. Пришлось работать самим, и тут, видимо, получился корейский расклад – очень дорого в рамках «Только для себя», а продавать Японии никто не даст.

И вот, видимо, все наработки по «шестерке», японцы принесут в новоявленный консорциум Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию истребителя нового поколения к 2035 году.

За основу будет взят проект британского истребителя Tempest и добавлено все, что есть у участников. Заправляют всем фирмы, которые вообще не нуждаются в представлении: ВАЕ Systems, Leonardo UK, MBDA UK, Rolls-Royce, Mitsubishi Heavy Industries и другие. Компания более чем солидная, но главное – самодостаточная и в перспективе запросто имеющая возможность отработать тему самолета. Это не Турция.

Очень интересная получается сборка. Намного более жизнеспособная и перспективная, чем китайская или корейская программы, на мой взгляд. И с изюминкой, которой, несомненно, является Япония.


Да, присоединение к программе GCAP однозначно ставит крест на японских амбициях не то что шестого – пятого поколения. Зато можно быть уверенным в результатах, поскольку что-что, а совместно делать самолеты в Европе умеют. И тут японцы влетели на место Германии из последнего проекта Eurofighter Typhoon, что сулит им определенные выгоды.

Rolls-Royce займется двигателями, BAE Systems в партнерстве с британскими отделениями компаний Leonardo и MBDA – общим планированием и оружейной платформой, итальянская Leonardo в партнерстве с Avio Aero, Elettronica и MBDA Italy займутся электроникой и авионикой, а чем занять такого гиганта, как Mitsubishi Heavy Industries, уверен, придумают. В любом случае, присоединение к проекту японского концерна пойдет на пользу всем: европейцы получат японские технологии и производственные мощности, а японцы реализуют свои амбиции по созданию нового самолета, причем, значительно дешевле.

В общем, «пятерка» Tempest может получиться с таким характерным азиатским разрезом глаз.

Европа-2



Если кого-то удивило отсутствие в европейской программе таких корифеев авиационного дела, как Германия и Швеция, то все нормально: у них свой бар с блэк-джеком и прочими удовольствиями.

Точнее, у Германии, которая совместно с Францией и Испанией (!) работает над проектом Future Combat Air System (FCAS) по разработке новой системы вооружения следующего поколения NGWS, в состав которой должен будет войти истребитель Next Generation Fighter (NGF).

Этот самолет по плану должен будет совершить первый полет к 2027 году, а к 2040-му встать на вооружение и заменить французские Rafale, немецкие Typhoon и испанские EF-18 Hornet.

Разработкой и реализацией проекта будут заниматься компании Dassault Aviation, Airbus и Indra Sistemas в качестве генеральных координаторов, а дальше подтянутся и другие. В 2023 году к проекту в качестве наблюдателя присоединилась Бельгия.

И проект NGF скромно так именуют уже самолетом шестого поколения…


Правда, есть и то, что будет отличать самолет шестого поколения от пятого: это вынесенные оружейные платформы с вооружением, дроны-носители ракет, которые будут лететь впереди истребителя, с которого будет осуществляться управление и рой вспомогательных дронов, возможно, дронов-камикадзе или аппаратов-постановщиков помех.

Компания производителей тоже более чем успешная: Dassault и Airbus в качестве генподрядчиков и партнеры MTU Aero Engines, Safran, MBDA и Thales. Честно говоря – весьма достойное общество.

Не совсем понятно, правда, как будет реализована доставка всей этой банды дронов, то ли в отсеках истребителя, то ли за ним будет идти грузовой самолет, при необходимости высыпающий с рампы все это великолепие, но время, как говорится, покажет.


Итого по пятому и прочим поколениям: что мы имеем сегодня и что будет завтра?

1. Имеется полторы тысячи самолетов США, F-22 и F-35. С бешенной стоимостью в почти 400 млн долларов за 22-й и 100 млн долларов за 35-й.

Боевое применение:
F-22 бомбили арабскую пехоту в Сирии, бомбили лаборатории по производству наркотиков в Афганистане (операция «Пчелы против меда»). Сбили китайский шар-разведчик, который до этого пролетел через всю территорию США.

F-35 ВВС Израиля наносили удары по объектам в Сирии, F-35B КМП США бомбили объекты с Сирии, Афганистане и Ираке.

Подчеркиваем жирно: американские самолеты пятого поколения НЕ применялись против стран, обладающих хоть какой-то ПВО и авиацией. Никого не должны смущать «Сирия» и «Ирак», от ВВС и ПВО в этих странах реально на тот момент ничего уже не осталось.

2. Китайский J-20 выпущен серией в 200 самолетов, в боевых действиях участия не принимал.

3. Российский Су-57 изготовлен в 22 серийных экземплярах, принимал участие в боевых действиях в Сирии и Украине, согласно данным МО РФ, имеет две победы над украинскими самолетами.

Что касается всех остальных, то боевое применение этих самолетов – вопрос весьма нескорого будущего.

Напрашивается вывод о том, что самолет пятого поколения, несмотря на свои преимущества перед самолетами предыдущих поколений, пока еще абсолютно не годен для реального боевого применения. Данные по миру говорят о том, что применение «пятерок» оправдано только в случаях, когда противник не в состоянии оказать хотя бы минимального сопротивления, типа палестинских террористов.

Потеря самолета пятого поколения – это, с одной стороны, большая финансовая потеря и еще большая репутационная. Любая потеря такого самолета приведет в первую очередь, к снижению интереса к нему, как к боевой единице, за которую стоит платить миллионы долларов. Потому вполне естественно, что все страны, у которых есть и в перспективе будут такие самолеты, ни в коем случае не отправят их туда, где самолеты можно потерять.

Потому вопрос «Против кого будет воевать истребитель пятого поколения» не то чтобы остается открытым, но ответ на него не очень красив: против пехоты со стрелковым оружием. И не более того ни на букву.

Выставлять «пятерки» даже против истребителей «4+» нецелесообразно по вышеуказанным причинам, потому как даже модернизированный истребитель третьего поколения МиГ-21 индийских ВВС запросто смог завалить истребитель F-16 ВВС Пакистана в недавнем прошлом. Несмотря на то, что это был истребитель-«четверка».

Ну а победа истребителя-«четверки» (типа Су-35) стоимостью вдвое меньше над «пятеркой» будет шикарной рекламой и антирекламой одновременно.

А если здесь же вспомнить об уровне развития современного ПВО…

Так что шоу по разработке «пятерок» мы еще будем наблюдать некоторое время, по крайней мере, пока не пойдут в небо «шестерки», сопровождаемые свитами дронов-оруженосцев. НО воевать, скорее всего, придется проверенным «четверкам», всем этим Су-30, Су-35, F-16, F-15, F/А-18, «Миражам», «Торнадо» и прочим.
98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  2. +2
    26 февраля 2024 04:30
    как в рекламе если всё одинаково то зачем платить больше?
    1. +5
      26 февраля 2024 10:54
      Цитата: ленивый
      как в рекламе если всё одинаково то зачем платить больше?

      Сдается мне, что если бы у нас СУ-57 было штук хотя бы 200, то Роман эту статью не написал бы.
      Иными словами, пятое поколение отличаются от четвертого только ценой, в смысле их боевого применения, поэтому-то у нас их только 22. laughing
      1. +5
        26 февраля 2024 16:43
        Единого мнения в мире так и не смогли выработать, потому каким должен быть этот самый «пятый» толком никто и сказать не может.

        Я уже пишу об этом 10 лет. А Роман въехать не может. Только для ВО ещё раз.
        Самолёт 5-го поколения - это универсальный элемент Боевой Информационной Системы. Я специально не упоминал слово "сетецентрической". Здесь много нюансов. Я думаю, что ответ вас разочаровал. А самолёт 6-го поколения...Но это в следующий раз.
        Не вдаваясь в подробности , можно легко заметить, что если нет БИС , то нет и самолёта 5-го поколения. Тогда можно говорить о самолёте с признаками самолёта 5-го поколения.
        Единственная страна, которая обладает такими системами - это США. Есть элементы таких систем, причём своих, у Израиля... и всё...Первым самолётом 5-го поколения есть F-35, а F-22 только недавно стал таким, его вписали в Информационную Систему после доработки...С Су-57 и J-20, думаю, вам всё ясно !
        1. +1
          27 февраля 2024 16:04
          Цитата: Витов
          Единого мнения в мире так и не смогли выработать, потому каким должен быть этот самый «пятый» толком никто и сказать не может.

          Я уже пишу об этом 10 лет. А Роман въехать не может. Только для ВО ещё раз.
          Самолёт 5-го поколения - это универсальный элемент Боевой Информационной Системы. Я специально не упоминал слово "сетецентрической". Здесь много нюансов. Я думаю, что ответ вас разочаровал. А самолёт 6-го поколения...Но это в следующий раз.
          Не вдаваясь в подробности , можно легко заметить, что если нет БИС , то нет и самолёта 5-го поколения. Тогда можно говорить о самолёте с признаками самолёта 5-го поколения.
          Единственная страна, которая обладает такими системами - это США. Есть элементы таких систем, причём своих, у Израиля... и всё...Первым самолётом 5-го поколения есть F-35, а F-22 только недавно стал таким, его вписали в Информационную Систему после доработки...С Су-57 и J-20, думаю, вам всё ясно !


          Что мешает поставить элементы БИС на истребитель 4 поколения? Да в принципе ничего, главное чтобы элементы были и чтобы были остальные части - спутники разведчики, дроны разведчики и тд.
          С 5 поколением ситуация сложная еще вот почему - радар афар, как и любой выдает этот истребитель с потрохами и по нему спокойно отработают ПВО. Значит включать его нужно крайне редко и аккуратно и откуда тогда брать цели? А вот как раз со спутников если наземные и каких то других платформ если воздушные
          1. +1
            28 февраля 2024 10:04
            Ну поразмышляем. А кто вам сказал , что работа радара в активном режиме - это основной режим работы ? 5-е поколение имеет пассивный режим работы в качестве основного. Вся работа авиации США строится вокруг АВАКСов или самолётов ДРЛО не в таком крупном исполнении. А вот возможность получения информации от спутников не исключается. Каналы обмена информации есть.
            Второе, самолёты 4-го поколения у США включены в БИС, но их очень хорошо видно и они не обладают такой универсальностью, как 5-е. По этому и стоят гораздо дешевле. Самолёт 5-го поколения - это такой маленький скрытый АВАКСик, ещё и с вооружением на борту и который может вести разведку, при необходимости, в 1-м эшелоне...В этом его универсальность ,как элемента БИС. Он и скрытое средство разведки и средство поражения.
      2. +5
        26 февраля 2024 18:01
        Цитата: красноярск
        если бы у нас СУ-57 было штук хотя бы 200, то Роман эту статью не написал бы.

        С 5-м поколением как с линкорами в ПМВ - жутко дорогие , которые страшно выпускать в море . Но во ВМВ эти самые линкоры применялись уже более чем активно , хоть эта война и стала их "лебединой песней" .
        Случись серьёзная война , воевать будут на всех самолётах , какие есть . И да - преимущественно на 4-м поколении , ибо их просто в разы больше .
  3. +4
    26 февраля 2024 05:09
    Не знаю насчёт самолётов-истребителей пятого поколения,а вот самолёт -истребитель шестого поколения должно легко стартовав с Земли так же легко должон уметь атаковать цели как в космосе,так и на всех планетах солнечной системы . . . winked
    1. +11
      26 февраля 2024 05:38
      Цитата: андрей мартов
      так и на всех планетах солнечной системы . . .

      А это уже семерка ! wink
      1. Комментарий был удален.
      2. +5
        26 февраля 2024 08:56
        Цитата: Uncle Lee
        А это уже семерка !

        0,7 в одно жало. Не меньше!
      3. +4
        26 февраля 2024 21:31
        ВАЗ займется выпуском. Они хорошие семерки производили, надежные и неприхотливые!)))
    2. -1
      26 февраля 2024 18:39
      Да перестаньте вы переживать из-за сегодняшних неприятностей. Завтра будут новые! Российский академик назвал сроки появления на вооружении ВКС России боевых самолётов шестого поколения https://topwar.ru/237151-rossijskij-akademik-nazval-sroki-pojavlenija-na-vooruzhenii-vks-rossii-boevyh-samoletov-shestogo-pokolenija.html
  4. +4
    26 февраля 2024 05:21
    Мне почему-то кажется, что самолёт пятого поколения всего лишь демонстрация новейших технологий и хвастовство одних разработчиков перед другими. Ну что-то вроде хвастовства одного молодого человека, недавно купившего новенький iPhone, перед другим, у которого такой же iPhone, только предыдущей модели. Единственный прорыв в таких машинах состоит в их малой радиолокационной заметности. Во всем остальном мне трудно представить, где можно на практике применять все приблуды пятого поколения
    1. +5
      26 февраля 2024 07:02
      ...и хвастовство...

      А еще термин "пятое поколоение" служит надеждным прикрытием пятых точек менагеров от вопроса почему F-22 стоит как треть авианосца.
      1. +3
        26 февраля 2024 08:03
        Цитата: dzvero
        А еще термин "пятое поколоение" служит надеждным прикрытием пятых точек менагеров от вопроса почему F-22 стоит как треть авианосца
        И это тоже wink
      2. +4
        26 февраля 2024 08:07
        Цитата: dzvero
        ...и хвастовство...

        А еще термин "пятое поколоение" служит надеждным прикрытием пятых точек менагеров от вопроса почему F-22 стоит как треть авианосца.

        Авианосец стоит 10 миллиардов
        1. +4
          26 февраля 2024 12:10
          Авианосец стоит 10 миллиардов

          Теоерь даже чуть поболее, но в те времена - 3~4 миллиарда (без авиакрыла). Так что Вы правы - стоимость F-22 где-то 1/7 - 1/9 часть стоимости авианосца . Но полюбому цена F-22 была заоблачной (какбы не кг золота за кг самолета) и поетому чуть ли не главное условие при создании F-35 было максимально его удешевить при сохранении плюшек 22-ого. Политику "покупаем планер и движок поотдельности" можно считать вершиной маркетинга.
          1. +3
            26 февраля 2024 13:04
            Цитата: dzvero
            Теоерь даже чуть поболее, но в те времена - 3~4 миллиарда (без авиакрыла). Так что Вы правы - стоимость F-22 где-то 1/7 - 1/9 часть стоимости авианосца . Но полюбому цена F-22 была заоблачной (какбы не кг золота за кг самолета) и поетому чуть ли не главное условие при создании F-35 было максимально его удешевить при сохранении плюшек 22-ого. Политику "покупаем планер и движок поотдельности" можно считать вершиной маркетинга.

            10 000 \146.2=1 авианосец это 68 F-22
  5. +7
    26 февраля 2024 05:32
    Из всего написанного можно сделать вывод, что не будет твердой концепции, указывающей, что вот этот аэроплан- точно "пятерка", а вот тот- " четверка" с энным количеством плюсов, а вот там делают "шестерку" с двумя минусами.
    Тем более, что поле боя в разных точках мира тоже разное. На Синае нужно коцнуть штаб арабских полевых командиров, На Аляске вести дальное патрулирование, а в центре Европы перехватывать авиагруппы противника, рвущиеся, ну скажем, в ВМБ Рота.
    Поэтому меряться.. э-э-э "достигнуиыми достижениями" каждый субъект будет по-своему.
    Тем более, что тактика применения авиации стала достаточно энергично меняться.
    Что делать нам!
    Да просто упорно достигать поставленных самим себе задач. И добить наконец двигатель.
    1. +4
      26 февраля 2024 06:10
      Цитата: U-58
      Тем более, что тактика применения авиации стала достаточно энергично меняться

      Она уже сильно изменилась и продолжает меняться и дальше...
    2. +6
      26 февраля 2024 11:31
      Я думаю поколения различаются концептуально! 4 поколение превосходит 3 поколение в первую маневренностью. Навороченный радар от 4 можно воткнуть и в планер 3, но по маневренности самолёт 3 поколения не сравняется с 4!
      5 поколение отличается планером и БРЭО со сниженной заметностью! Как не модернизируя БРЭО истребителя 4 поколения, но по эпр он всегда будет кардинально уступать 5.
      Думаю 6 поколение, это сетецентричная война, кардинальное отличие от 5 будет в том, что воевать будет не сам самолёт (они сегодня уже очень дорогие и сложные для производства), а дроны разного рода и возможно сразу ракеты какие-то дальнобойные (смысл этого поколения снизить стоимость ударных платформ, до разумной стоимости, что бы иметь возможность массово применять и быстро воспооизводить
  6. 0
    26 февраля 2024 05:44
    1. У России нет авианосцев вообще. Есть тяжёлый авианесущий крейсер. А это две большие разницы. Перестаньте самоуничижением заниматься. 2.Кто определил что соответствует 5 поколению а что нет? Кто определил эти самые характеристики? Полосатые? Что у них 5е а все что отличается хоть на сантиметр уже не соответствует? Что за холопская привычка все время считать себя отстающим и под кого то подстраиваться. Кто проверял и сравнивал все эти параметры и характеристики в натуре, на железе? Никто, все на словах. А может за 5е поколение принять стоимость? Все что дешевле это 3е, 4е, 4,5, 4и3/4... Тогда вопросов нет.
    1. +5
      26 февраля 2024 08:07
      Цитата: Voronezh
      Кто проверял и сравнивал все эти параметры и характеристики в натуре, на железе? Никто, все на словах
      На бумаге сравнивали и продолжают сравнивать до сих пор. Реальное же сравнение может быть только в реальных боевых условиях, с таким же равным противником
  7. +8
    26 февраля 2024 05:51
    Оценка ЭПР - откуда дровишки? Наверняка от какого то китайского Сунь Вынь Впень, т.к даже по внешнему виде можно понять, что ЭПР китайца ну ни как не может быть ниже Су-57, а официальных данных нет ни у того ни у другого (как в анекдоте -доктор, сосед сказал, что может.., так вы тоже скажите...). По крейсерской сверхзвуковой с АЛ-41Ф1 - чем вас М 1,25 не устраивает? И F-35 и Су-57 и J-20 естественно будут широко применяться в БД, первый и последний хотя бы в силу своей массовости а Су-57 - потому что не применять это не наш метод.
  8. -11
    26 февраля 2024 06:32
    Стоимость F-35 уточните, вроде около 100 млн $ он стоит без учёта двигателей а двигатели добавляют ещё около 50 млн $.... Ну у некоторых стран есть "суперскидки", я всё не помню, а вам стоило заранее уточнить.
    1. +9
      26 февраля 2024 06:57
      Так это может вы уточните и не будете заниматься балабольством? F-35 версии А в полной комплектации стоит 87 лямов $. Никто не продает самолет и двигатель отдельно. Где вы этого бреда набрались, остается только догадаться.
      1. +7
        26 февраля 2024 16:25
        А что, пришел в автосалон - Вай! Какие цены дешевые, давай скорей в кредит!
        Оформил? Теперь поговорим какой двигатель и трансмиссию будем ставить.... wassat
  9. 0
    26 февраля 2024 06:43
    Всё это, конечно, так… Всё это верно да, да, верно, да, бумага написана правильно, всё, всё хорошо

    А как обстоят дела с укрытием самолётов на военных аэродромах или они по прежнему стоят на открытых стоянках?
    1. +1
      26 февраля 2024 15:59
      Цитата: ROSS 42
      А как обстоят дела с укрытием самолётов на военных аэродромах или они по прежнему стоят на открытых стоянках?

      Раньше все самолеты, имеющие небольшие размеры (истребители и штурмовики), находились в специальных арочных сооружениях. Для транспортников и самолетов ДА никаких укрытий не было предусмотрено. Сейчас не знаю...
  10. +1
    26 февраля 2024 07:22
    Автор, ты как спец, объсни, плиз, мне, чайнику, почему у Су-57 оси двигателей расположены ПОД УГЛОМ к оси симметрии планера (т.е. "веером"), а не параллельно? С каким умыслом использовано такое "аналоговнетное" решение в самолетостроении? Ведь, хоть малая, но часть общей тяги в этом случае теряется!
    Заранее спасибо!
    1. 0
      26 февраля 2024 08:47
      потому как даже модернизированный истребитель третьего поколения МиГ-21 индийских ВВС запросто смог завалить истребитель F-16 ВВС Пакистана в недавнем прошлом.
      Ну, эта байка давно уже была опровергнута! Не Ф-16 там был, а какое то старье.
    2. +3
      26 февраля 2024 08:51
      Михаил hi ! Мне кажется, что это из-за двух вещей. Правило площадей, которое требует от околозвукового летательного аппарата поперечного сечения как у веретена с удлинением 8-10, для минимального сопротивления движению на околозвуковых скоростях, потому входные каналы двигателей расположены насколько возможно близко друг к другу. И второе - наличие объёмного "хвоста" фюзеляжа с аппаратурой, что вынудило несколько "растащить" сопла двигателей. Ну и ещё - хорошая статья и легко читается.
      1. +1
        27 февраля 2024 09:28
        Мой адрес Спасибо. Похоже, так и есть.
    3. 0
      26 февраля 2024 11:08
      Так-то Вы вопросики задаете, ответы на которые тянут на разглашение государственной тайны. Все-таки самолет серьезные конструкторы делают, из лучших материалов, а не моделисты в сарае из говна и палок....
    4. +2
      26 февраля 2024 11:45
      Цитата: МБРШБ
      почему у Су-57 оси двигателей расположены ПОД УГЛОМ к оси симметрии планера (т.е. "веером"), а не параллельно?

      Это сопла, которые могут менять свой вектор
    5. +3
      26 февраля 2024 14:52
      Подумайте об отказе двигателя. При параллельных осях оставшаяся односторонняя тяга создает внезапный момент вокруг вертикальной оси, самолет может выйти из-под контроля. Один угол уменьшает рычаг рычага, и, следовательно, момент значительно уменьшается. С другой стороны, потеря эффективной тяги незначительна.

      Я не автор и не специалист, но принцип древний и не является государственной тайной
  11. +6
    26 февраля 2024 07:24
    Что то всё это мне напоминает эпопею с линкорами перед второй мировой, в результате линкоры стали дорогостоящими игрушками над которыми тряслось командование, не дай бог утопят. Самолеты тоже всё дороже и дороже, такими темпами не дойдет ли до схожей ситуации?
    1. +1
      26 февраля 2024 11:12
      Самолеты тоже всё дороже и дороже

      Да как сказать. Ф-35- относительно недорогой самолет. Рафаль и Еврофайтер заметно дороже будут.
      1. +3
        26 февраля 2024 11:42
        Я имел ввиду дороже от поколения к поколению, как ни крути Су 35 дороже Су-30, а Су 57 дороже вместе взятых. По западным аналогично.
        1. +2
          26 февраля 2024 12:53
          Рафаль и Еврофайтер 4 поколение, Ф-35 - 5. Ф-35 дешевле, так что наверняка сказать о такой зависимости . В 5 поколении изрядную сумму тянет интегрированная электроника- то что в 4 получают подвесными контейнерами за отдельные деньги и то далеко не полностью.
  12. +1
    26 февраля 2024 07:38
    Все самолёты и ракеты летают у нас, на двигателях внутреннего сгорания, грубо говоря. Так вот, для меня, пятым, шестым и тд, будет считаться самолёт которому эти ракеты будут по фигу и ну соответственно невидимость. А так, это просто модернизация самолётов. То есть, должны быть использованы абсолютно новые технологии не позволяющие уничтожить и обнаружить самолёт, имеющимся сейчас оружием. Ну это как оружием 40-х годов, сбивать СУ-35.
  13. +1
    26 февраля 2024 08:19
    Так вроде ж была новость о том, что новый движок для С-57 пошел в серию и с 24 года истребители только с ним поставляться будут?
  14. -1
    26 февраля 2024 08:35
    Уважаемый автор кажется занялся повтором своих более ранних статей? Или мне показалось... Хотя в эпоху "чат гпт" сложно придумать что то новое самостоятельно...
  15. -6
    26 февраля 2024 09:30
    Учёные и инженеры накопили достаточно знания и умения создавать самолёты в среде около звукового полета. Большие скорости ,маневренность и многие параметры эффективности требуют знаний о поведении среды нового уровня. Поэтому должны быть двигатели новой и принципиально иной архитектуры ,а внешние формы должны быть разработаны уже не на уровне аэродинамики ,а на уровне распределения электромагнитных сил.
    1. +2
      26 февраля 2024 16:23
      Цитата: gridasov
      Поэтому должны быть двигатели новой и принципиально иной архитектуры ,а внешние формы должны быть разработаны уже не на уровне аэродинамики ,а на уровне распределения электромагнитных сил

      Ни один турбореактивный двигатель не сможет работать без аэродинамики своих составляющих - лопатки компрессора и турбины, камеры сгорания и сопла. А если сопло еще имеет и управляемый вектор тяги, то и там своя, особая аэродинамика. Ну а внешние формы двига, прикрывает чешуя фюзеляжа...

      П. С. А что такое уровень распределения электромагнитных сил? wink
      1. 0
        28 февраля 2024 10:35
        У нас принципиально разное отношение к анализу всей совокупности процессов в турбине или элементарных лопастей . Мы преобразовываем оптимизированным способом энергию внешней среды ,а вся современная наука работает с железом . Не понимая алгоритмов изменения энергетики этой среды. Вы вычисляет массивы больших данных ,а мы работаем с вариативными данными которые оптимизируем и строим алгоритмы переменных процессов. Элементарное сопло Лаваля неподвластно полноценному пониманию на современных методах анализа и обоснования.
        1. 0
          28 февраля 2024 15:02
          Виктор Шаубергер, ето Вы ?! :)
  16. +2
    26 февраля 2024 10:06
    KF-21 безусловно прорыв! Корейцы сделали самолет не хуже чем F-35! Те же турки по страшному завидуют: у них такого никогда не будет и они отчаянно клянчут морально устаревшие F16 у НАТО!
    1. -1
      26 февраля 2024 19:45
      Цитата: Rand-76
      KF-21 безусловно прорыв!

      Для Кореи- да, для мира - нет, он всего лишь 4,5. Супер хорнет с пониженной заметностью.
      Цитата: Rand-76
      Те же турки по страшному завидуют: у них такого никогда не будет

      Так турецкая пятерка недавно первый полет совершила.
  17. -6
    26 февраля 2024 10:32
    Сомневаюсьтнасчет эуропейцев. Что-то оттуда тянет хронической импотенцией. Что-тотам такое случиоось в мозгах - зеленое
    1. -3
      26 февраля 2024 15:18
      Да, уш.. Писал комент. Позвонили. И комент кончился и интернет. Повесилось всë. Недописал. И фиг с ним laughing
  18. +7
    26 февраля 2024 10:34
    И тут же стоит вспомнить двух тяжеловесов, наш Ту-144 и французский «Конкорд», которые запросто летали суперкрузом, причем, наш еще и побыстрее был, а француз летал рекордно долго

    "Наш Ту-144" "суперкрузом" не летал, от слова совсем. Только на форсаже. Двигатели НК-144 не имели необходимой тяги. "Суперкрузом" мог летать только Ту-144Д с двигателями РД-36-51, которых успели построить пять штук и которые на пассажирские линии так и не вышли. Летал Ту-144Д медленнее "Конкорда", хотя и на очень мизерную величину - 2120 против 2150 км в час.
    1. +3
      26 февраля 2024 10:42
      160, по-моему тоже на суперкруз без форсажа не выходит. С обновленными ТРД - не знаю.
  19. +5
    26 февраля 2024 10:41
    Что бы 5е поколение было 5м, помимо всего нужны системы ДРЛО (массовые в войсках) и системы передачи данных в реальном режиме времени между ДРЛО - наземными(Морскими) системами и БПЛа(самолетной размерности). При наличие таких систем и 4е++ поколение еще полетает и постреляет.
    1. +2
      26 февраля 2024 20:54
      При нормальной разведке ДРЛО и миг-21бис может жару задать
  20. +4
    26 февраля 2024 10:51
    Все остальное, как даже РЛС с АФАР – как говорится, не критично.

    Тут автор, мягко говоря, заблуждается, так как без "радиолокатора с низкой вероятностью перехвата" - low-probability-of-intercept radar (LPIR), истребитель в "пятое поколение" не принимается ни по каким критериям.
    1. +1
      26 февраля 2024 12:46
      не принимается ни по каким критериям
      Как всегда подмена понятий, нет понятия "lpir" в радиолокации, есть разделение сигналов на простые и сложные, для чего вводится понятие "Базы сигнала". Чем больше значение базы сигнала, тем ближе сигнал к шумоподобному, и тем "сложнее" его обнаружение. Однако кроме "магического набора звуков" никаких технических реальных параметров по нему не дается, даже хотя бы возможный диапазон значений его этой самой базы, на основании чего можно сделать вывод, что "ничего выдающегося" там нет. Сложные сигналы применялись и в РЛС истребителей четвертого поколения.
      Кроме того замечу, задача "найди то, не зная что", математически давно уже решена, и похоже есть реальные результаты в железе.
      1. Комментарий был удален.
        1. +2
          26 февраля 2024 13:42
          Чудак! Вы сами то читали??? Хотя бы параметры сигнала? РЛС должна использоваться на борту истребителя!!! Длина волны 23 см!!! Нет на истребителях габаритов под антенну в этом диапазоне, следовательно прощай пространственное разрешение!
          Кроме того на выбранных значения длительности сигнала и периода повторения получите сразу:
          - Невозможность реализовать дальности обнаружения в свободном пространстве РЛС даже четвертого поколения истребителей из низкой энергии сигнала!!!
          - Невозможность реализовать дальности обнаружения того же четвертого поколения на фоне подстилающей поверхности, повторюсь РЛС на ИСТРЕБИТЕЛЕ!!! Ну Функция Неопределенности такого сигнала не позволит этого сделать для движущегося носителя!
          Так что тут другой стишок, вместо головы эта самая задница!
          Итого предлагается "модный" сигнал, на котором невозможно даже повторить дальности обнаружения "старых" РЛС истребителей.
          1. +1
            26 февраля 2024 13:51
            С Вами все, в общем то, ясно. Вы даже не поняли сути комментарии и тут же начали надувать щеки. Вы из тех специалистов, о которых писали классики.
            1. +1
              26 февраля 2024 13:59
              Судя по всему Вы из теоретиков, только понятия не имеющих как шло развитие РЛС истребителей, в том числе и по части применяемых сигналов, что чем двигало в этом направлении.
              1. +1
                26 февраля 2024 14:00
                См. предыдущий комментарий.
                1. 0
                  26 февраля 2024 14:34
                  Выложив скан статейки учебного заведения, никогда не имевшего отношения к разработке РЛС истребителей, Вы сами определили свой уровень.
                  1. +1
                    26 февраля 2024 14:39
                    См. предыдущий комментарий.
          2. +1
            26 февраля 2024 16:00
            нет понятия "lpir" в радиолокации

            Разве это не вы писали?
            К.т.н., доцент, начальник кафедры радиолокации и приемопередающих устройств, Военная академия Республики Беларусь (г. Минск) Горшков с вами, как видите, полностью не согласен. Есть такое понятие.
            Огласите, пожалуйста, ваши регалии в этом вопросе, нужно же понимать, кто с ним спорит и кто является экспертом, а кто нет.
            1. 0
              26 февраля 2024 16:54
              К.т.н., доцент, начальник
              И что? А я участник разработки этих самых РЛС истребителей на системном уровне. И никакие военные, тем более из Белоруссии, никогда в этом процессе не участвовали, и у меня свои "люди-ориентиры", и классический советский учебник "Теоретические основы радиолокации" я помню очень хорошо. И подмену базовых понятий (простой/сложный сигнал) на супер модное lpi не приемлю!
              1. +1
                26 февраля 2024 17:10
                А я участник разработки этих самых РЛС истребителей на системном уровне.

                Вы подменяете понятия. Вы писали о радиолокации, а не о "РЛС истребителей".
                Так как там с вашими регалиями?
                1. 0
                  26 февраля 2024 18:29
                  Так как там с вашими регалиями?
                  На регалии - допуска не хватит. И похоже учебник "Теоретические основы радиолокации" Вы в глаза не видели, ни про реальную конкретику работу бортовых РЛС ничего не знаете, если бы читали и знали, то не разделяли бы "Основы и РЛС".
                  1. +1
                    26 февраля 2024 19:55
                    На регалии - допуска не хватит.

                    Ответ краткий и исчерпывающий, полностью освещающий уровень "рыгалий". Спасибо за информацию.
                  2. +1
                    27 февраля 2024 00:30
                    Разве ж я с вами спорю? С вами спорит к.т.н., доцент, начальник кафедры радиолокации и приемопередающих устройств, Военная академия Республики Беларусь (г. Минск) Горшков. Может, лично он РЛС и не делал (а может и делал, кто знает, чем он раньше занимался). Но в области терминологии он явно специалист, что видно из его должности, ученого звания и научной степени, работает в специализированном заведении. А вот кто вы- непонятно.
                    А что касается использования термина- то вот его применяют иранцы в статье в Элсевире, можете с ними спорить, напишите свою статью в Aerospace Science and Technology и выведите их на чистую воду https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1270963817305904,
                    вот- китайцы https://dl.acm.org/doi/10.1145/3424978.3425053 , https://www.mdpi.com/2079-9292/12/24/4934
                    да и в России о нем знают
                    https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obnaruzheniya-izlucheniya-morskih-radiolokatorov-s-nizkoy-veroyatnostyu-perehvata-ih-izlucheniya/viewer
                    Это они с вами спорят, а не я.
                    hi
                    1. 0
                      27 февраля 2024 08:47
                      С вами спорит к.т.н., доцент, начальник кафедры радиолокации и приемопередающих устройств, Военная академия Республики Беларусь (г. Минск) Горшков.
                      А с чего Вы взяли, что он спорит??? Вам подобные даже сообщение со сканом его статейки удалили!!! Далее, просто взглянув на список авторов этой статейки видно, что список идет не по алфавиту, соответственно он первый в списке потому, что "начальник", и автор не он! Это общий принцип авторства в подобных научных статейках, Вы не знали???
                      Кроме того, с чего Вы взяли, что " ктн и доцент" это круто??? Например нам во время обучения Радиолокацию читал "дтн, профессор"! Чувствуете насколько низок научный и учебный уровень этого начальника из Академии???
                      Это они с вами спорят, а не я
                      Оно и понятно, Вы полный ноль в этом вопросе, и собственного мнения иметь не можете.
                      1. 0
                        28 февраля 2024 00:58
                        Это не круто, это показатель его высокой квалификации в этом вопросе.
                        А что является показателем вашей квалификации?
                        соответственно он первый в списке потому, что "начальник", и автор не он!

                        Понимаю, научных статей вы никогда не писали. Он один из авторов статьи.
                        Китайцев, иранцев из Скопуса, российскую статью, вы, я так понимаю, не заметили?
      2. +2
        26 февраля 2024 20:31
        Цитата: Hexenmeister
        Как всегда подмена понятий, нет понятия "lpir" в радиолокации, есть разделение сигналов на простые и сложные, для чего вводится понятие "Базы сигнала". Чем больше значение базы сигнала, тем ближе сигнал к шумоподобному, и тем "сложнее" его обнаружение.

        Hexenmeister, Вы о сигналах, а Dekabrist о радарах. Радар с LPI сигналом не обязательно LPI радар, и наоборот. Аббревиатура и расшифровка LPI одинаковая, а понятия разные.
        1. -1
          26 февраля 2024 21:02
          Так в том то и дело, что в любом виде у этого американизма полностью отсутствует настоящая научная терминология. Им достаточно "низкого уровня перехвата". А перехвата чем? При помощи СПО Берёза, или хитрым современным "найди то не зная что", который обнаружит все что угодно??? И почему решение лежит в области "широкополосности"? Используйте передатчик мощностью 1Вт, и фиг Вы его обнаружите с 400 км! Отсюда вывод, все это относится к области обеспечения скрытности работы РЛС, как комплекса мер, а не только типа сигнала. И в любой РЛС в той или иной мере этот комплекс мер задействован!
          1. 0
            28 февраля 2024 23:50
            Цитата: Hexenmeister
            Так в том то и дело, что в любом виде у этого американизма полностью отсутствует настоящая научная терминология. Им достаточно "низкого уровня перехвата". А перехвата чем? При помощи СПО Берёза, или хитрым современным "найди то не зная что", который обнаружит все что угодно???

            Здесь, ИМО,проблемы у нас из-за нестрогого использования этой терминологии. LPI означает, что РТР обнаруживает сигнал и может определить его статистические характеристики, но не определяет его параметры. LPD (detection) - РТР не обнаруживает сигнал. В вероятностном смысле, естественно.
            Цитата: Hexenmeister
            И почему решение лежит в области "широкополосности"? Используйте передатчик мощностью 1Вт, и фиг Вы его обнаружите с 400 км!

            А при 1Вт импульсной мощности придется использовать очень длительный импульс. Надо же выдержать среднюю мощность. А так как произведение ошибки (СКО) определения задержки на ошибку (СКО) определения частоты обратно пропорционально базе сигнала, то сигналу надо еще и спектр расширить. В итоге будем для большой дальности иметь длительное время накопления и обработки сигнала. Например, такая РЛС - Предел-Э: 400 км дальность, широкобазовый квазинепрерывный сигнал, 15 Вт импульсной мощности и цикл выдачи информации о целях 1 мин. РЛС загоризонтного обнаружение надводных целей.
            Цитата: Hexenmeister
            Отсюда вывод, все это относится к области обеспечения скрытности работы РЛС, как комплекса мер, а не только типа сигнала. И в любой РЛС в той или иной мере этот комплекс мер задействован!

            Так и есть, LPIR и LPDR именно комплекс мер, и АФАРность здесь не обязательна. Кстати, упмянутый Предел-Э - LPDR.
    2. +1
      26 февраля 2024 20:27
      Цитата: Dekabrist
      Все остальное, как даже РЛС с АФАР – как говорится, не критично.

      Тут автор, мягко говоря, заблуждается, так как без "радиолокатора с низкой вероятностью перехвата" - low-probability-of-intercept radar (LPIR), истребитель в "пятое поколение" не принимается ни по каким критериям.

      LPIR не обязательно АФАР (AESA), а АФАР не обязательно LPIR.
  21. +2
    26 февраля 2024 11:04
    Автор отчего-то прошел мимо информации ОАК, согласно которой опытный двигатель второго этапа "изделие 30" прошел все необходимые испытания, получил серийный индекс АЛ-51Ф1, и все вновь выпускаемые СУ-57 пойдут в серию уже с этими двигателями. Т.е это будет уже полностью полноценный даже по западным критериям самолет 5 поколения.
    https://aftershock.news/?q=node/1337640&full
    По остальным самолетам было интересно...
  22. +2
    26 февраля 2024 11:10
    Турки решили своими силами построить самолет, который в перспективе заменит F-16, да еще будет соответствовать всем стандартам НАТО (не стоит забывать, что Турция – член альянса), да вот беда – никакого опыта подобного толка у турок не было.

    Ошибочное утверждение. Турки строят свой самолет не своими силами, а в кооперации с известными фирмами в самолетостроении- BAE Systems, Rolls-Royce и другими.
    С учетом того, что BAE Systems всерьез работает над самолетом 6 поколения, для них турецкий истребитель как промежуточный этап работ.
  23. +4
    26 февраля 2024 11:59
    Да, вопрос престижа, типа авианосца. Есть у страны такое корыто, пусть даже ни на что особо не годное – это один расклад, нет – вот туда, на задний двор валите.

    В лес престиж. Оружие должно "дамагать" , это не должен быть муляж , потому что муляж не "дамагает". Есть реальная мощь, а есть виртуальная мощня - реально это "СВО идет 2 года", а виртуально это "Киев за 72 часа".
    Вот, виртуально "Адмирал Кузнецов" это авианосец и он нужен,важен и в целом престижен. А реально это один-одинешенек корабль (один экземпляр,имеется ввиду) с не самым новым самолетным парком, не самой большой палубой , архаичной ДУ, древний концептуально и физически. Начнется реальная война -и он будет подобно "Тирпицу" коротать свои часы-дни в ожидании массированного прилета ,потому что опыт той же СВО хорошо демонстрирует нам ,как даже несоизмеримый с НАТО противник (Украина) может контролить и воздействовать на крупный флот. Даже если этот массированный прилет его не завалит ,он выведет его из строя . Шансы на то, что в реальной войне "Кузнецов" куда-то там далеко уплывет и чего-то там будет делать -они ничтожны .

    В отличии от США наша задача в крупной войне -скорее оборонительная ,со связыванием и нанесением неприемлемого ущерба противнику. Ибо ни экономика,ни демография не позволят нам играться по другому в условиях больших,чем крупный локальный конфликт. В ЕС, например, втрое больше людей ,чем у нас.
    В Америке - более чем вдвое.
    Так что если и рассматривать авианосец как реально стоящее оружие для нас - нам он нужен не один и по современному проекту ,с учетом специфики действий. "Кузнецов" это советский проект ,с тех пор много воды утекло и специфика изменилась . Иметь один для такой огромной страны как наша - это абсолютно точно "парадная одёжа", не несущая полезных функций.
    1. +2
      26 февраля 2024 17:50
      "Адмирал Кузнецов" это авианосец и он нужен,важен

      Основная цель строительства авианесущих крейсеров была в том, чтобы прикрыть с воздуха районы развертывания наших АПЛ. Чтобы авиация противника там не работала и, наоборот, работала наша противолодочная и был шанс выявить хотя бы часть АПЛ-охотников.

      Задач сопоставимых с АУГ США не ставилось никогда. И это связано даже не непосредственно с авианосцами, но и с кораблями сопровождения, палубной авиацией и т.д. Например, не было палубного самолета ДРЛО, а это ключевой момент для устойчивости АУГ.
      1. +2
        26 февраля 2024 18:11
        Это старая и избитая стори. С тех пор много чего поменялось и двигатели самолетов в том числе ,и дальность-качество работы ПВО . И "Адмирал" у нас уже давно не наяривает в районах доступности для выполнения этой задачи. Вообще он уже как правило в ремонтах стоит,которым нет конца.
        Для реальной обороны (и в том числе указанного вами) он уже не подходит ,он стар ,слаб и небоеготов для этого ,и хотя это можно изобразить,так сказать, ничего хорошего из этого не получится.
        Возможно для этих задач его функции стоит переложить на типовые корабли меньшего водоизмещения с УРО "поверхность-воздух" ,коих можно будет построить больше и которые будут лепить эту самую A2/AD там,где это потребуется .
        В нынешней обстановке да,нам не нужен "суперавианосец" типа "Шторма" и иже с ними, разве что при определенных раскладах как я уже писал когда-то 2-3 для ТОФа и на далекую-далекую перспективу, именно потому что это самый неприятный регион где сходятся интересы кучи мощных флотов. Но на данный момент у нас нет денег и нам это не надо т.к есть более бюджетные и универсальные вариации.
        1. +2
          26 февраля 2024 18:38
          Возможно для этих задач его функции стоит переложить на типовые корабли меньшего водоизмещения с УРО "поверхность-воздух"

          Сложно переложить. Авианосец контролирует условно радиус 1000 км, а лучшие наши морские ПВО Форт-М условно 150 км. И то, низколетящие цели - не увидят.

          Но даже если так, для замены 1 авианосца для контроля той же площади требуется более 45 носителей Форт-М. А они - немаленькие, крейсера как-никак. Дорого и менее эффективно. request
    2. -1
      26 февраля 2024 19:34
      "Киев за 72 часа" да что ты такое несёшь?!
      1. -1
        26 февраля 2024 19:46
        Писать научились ? Теперь научитесь читать !
  24. -1
    26 февраля 2024 14:10
    Уважаемый автор, подчеркнув, что самолеты НАТО ничего не уничтожили и не сбили, а Су-57 зафиксировал два попадания. Когда самолеты НАТО сбьют несколько самолетов, это будет означать, что Третья мировая война только началась. Лично мне бы хотелось, чтобы эти самолеты больше никогда в моей жизни ничего не сбивали.
  25. 0
    26 февраля 2024 15:37
    Интересно, что можно было бы сделать с техникой маскировки ?..

    В первую очередь он основан на подавлении отражения сигналов в направлении передатчика и вместо этого их излучении в других направлениях...

    Если радиолокационные передатчики и приемники достаточно пространственно разделены, этот принцип неэффективен. Сеть получателей может даже вычислить местоположение пункта назначения, если местоположение отправителя неизвестно.

    Обязательными условиями являются очень точная временная база (через GPS / ГЛОНАСС) и очень быстрая и защищенная от прослушивания(!) Соединение для передачи данных между получателями.

    Это устраняет необходимость в сложном и дорогостоящем электронном наведении луча AFAR / PFAR - достаточно простых и дешевых секторных антенн ... глупая идея?
  26. +1
    26 февраля 2024 16:19
    Разница между 4 и 5 поколением не в ттх, а в концепции применения. Если для 4 поколения это было наращивание индивидуальных параметров по всем направлениям на новой технической базе по сравнению с "бойцами" предыдущего поколения, "быстрее выше сильнее" для получения решающего превосходства в очной встрече, то пятое поколение по замыслу - это не бойцы, а охотники или убийцы - быстро выйти незамеченным в точку пуска по внешнему целеуказанию, запустить ракеты с дальней дистанции по воздушной или наземной цели и уйти на базу ,не вступая в ближний бой - вот их задача. И самолет тут - это только часть интегрированной системы нанесения ударов, начиная со сбора и обработки информации в реальном режиме времени от разнородных источников до выдачи целеуказания конкретным единицам или их группам. То есть ттх 5 поколения целесообразно рассматривать в первую очередь на предмет соответствия решению подобных задач, а не просто в сравнении с предшествующими образцами. Но похоже, к сожалению, что что у нас 5 поколение в целом рассматривают просто как продолжение четвертого с улучшенными характеристиками, во всяком случае по многим статьям и комментариям на ВО складывается такое ощущение. А время индивидуально сильных бойцов на поле боя окончательно проходит, похоже, будущее за согласованными действиями элементов единой системы управления.
  27. -2
    26 февраля 2024 17:25
    Вопрос к автору а вот двигатель F 22 иF35 у них с двигателями все в порядке походу они даже не заморачивались всунули старый двигатель и назвали это свое чудо 5 поколением а вот су57 создают по-сути новый двигатель а пока летает на старом то это не 5 поколения потому что западные эксперты не считают а почему мы должны считать F 35 и F22 пятым поколением откуда вы взяли что эти самолёты пятое поколение непонятно
    1. 0
      29 февраля 2024 11:51
      Але, F-135 дотягивает до 22 тонн, какой это старый двигатель? Соотношение тяги к весу 1:11/12. При большом диаметре весит меньше 2 тонн. Это очень специфический, но шедевр инженерной мысли. Шапозакидательство оно такое.
      1. 0
        4 марта 2024 12:27
        Ну конечно шедевр пусть будет по вашему шедевр только этот шедевр не где не участвовал одно можно сказать летает Ноне падает хотя за последние время не раз уже падал это соотношение наверное плохое соотношение что разваливается в полете тоесть покрытие невидимое если оно невидимое то его там и нет но оно не видимое и много другого ну много другого соотношении которое очень часто ломается притом по лёгкости не забываем что там использовался титан интересно чем его теперь заменят наверное палками из леса
  28. -2
    26 февраля 2024 18:43
    Цитата: Voronezh
    Перестаньте самоуничижением заниматься.

    Это же скоморохов, что вы от него хотели? я вообще удивился, что хоть какая-то похвала в адрес наших прозвучала. Правда он поправился, распиарив корейцев, но все же.
    Ах, да, название же laughing
  29. 0
    26 февраля 2024 19:08
    Первый полёт турецкого перспективного истребителя Kaan[
    February 21st, 23:47
    21 февраля 2024 года на аэродроме турецкого государственного авиастроительного объединения Turkish Aerospace Industries (TAI, TUSAŞ) и авиабазе ВВС Турции Мюртед в Анкаре совершил первый полет первый опытный образец перспективного турецкого истребителя Kaan (программа TF-X).
    Первый опытный образец перспективного турецкого истребителя Kaan (программа TF-X) в первом полете. Мюртед (Анкара), 21.02.2024 (с) Turkish Aerospace Industries (TAI)
    Программа создания национального истребителя TF-X (турецкое обозначение программы Milli Muharip Uçak - MMU), получившего в 2023 году официальное название Kaan ("Хан"), осуществляется в Турции с 2010 года. Контракт на полномасштабную разработку TF-X был заключен Управлением оборонной промышленности Турции (SSM, ныне SSB) с объединением TAI в августе 2016 года. В январе 2017 года TAI подписало соглашение о сотрудничестве по созданию TF-X с британской корпорацией ВАЕ Systems. В мае 2017 года британская группа Rolls-Royce создала совместное предприятие ТАЕС с турецкой группой Kale для разработки и производства двигателей для самолета TF-X. В 2022 году Управление оборонной промышленности Турции (SSB) подтвердило, что "национальный" двигатель для TF-X будет создаваться совместно с Rolls-Royce, хотя прототипы и первые серии истребителя будут оснащены американскими двигателями General Electric F110-GE-129. Известно, что контролируемая TAI турецкая авиадвигателестроительная компания Tusaş Engine Industries (TEI) заключила с General Electric контракт на закупку 10 двигателей F110-GE-129 для оснащения опытных образцов TF-X.
    В настоящее время планируется построить для первого этапа отработки конструкции четыре опытных образца Kaan - головной (был официально презентован 18 марта 2023 года и совершил первый полет 21 февраля 2024 года) и три так называемых Block 0, которые должны начать летные испытания до 2026 года. После этого планируется начать подготовку к серийному производству первой серийной конфигурации Block 1. В мае 2023 года генеральный директор TAI Темел Котил весьма оптимистично заявил, что компания планирует поставить 20 самолетов Block 1 ВВС Турции уже к 2028 году, а затем перейти к темпу производства по два самолета в месяц с 2029 года. Однако согласно презентации ВВС Турции от 2021 года, они планируют получить 10 предсерийных самолетов Block 1 только с 2030 по 2034 годы и лишь с 2034 года перейти к серийным закупкам.
    В 2022 году заявлялось о планах создания двухместного варианта TF-X, но в январе 2023 года TAI заявила об отказе от двухместного варианта.
    Kaan является весьма крупным двухдвигательным одноместным самолетом, выполненным по малозаметной технологии. Его заявленный максимальный взлетный вес превышает 27 тонн, что, видимо, является заниженной цифрой. Длина самолета составляет 21 м, размах крыла 14 м и высота 6 м - таким образом, геометрически Kaan несколько крупнее, чем американский Lockheed Martin F-22A (длина 18,92 м, размах крыла 13,56 м и высота 5,08 м) и российский Су-57 (длина 20,1 м, размах крыла 14,1 м и высота 4,6 м).

    Радиоэлектронное оборудование истребителя Kaan должно быть в основном турецкой разработки и включать бортовую РЛС BÜRFİS с АФАР компании Aselsan, электронно-оптические системы KARAT и TOYGUN, бортовой комплекс обороны Yıldırım-300, нашлемную систему целеуказания. Вооружение должно размещаться во внутренних отсеках.
  30. +4
    26 февраля 2024 20:42
    Напрашивается вывод о том, что самолет пятого поколения, несмотря на свои преимущества перед самолетами предыдущих поколений, пока еще абсолютно не годен для реального боевого применения. Данные по миру говорят о том, что применение «пятерок» оправдано только в случаях, когда противник не в состоянии оказать хотя бы минимального сопротивления, типа палестинских террористов.

    Автор кое-что забыл. "Буря в пустыне".

    Две эскадрилии F-117 вынесли всухую ядро управления ПВО Ирака за 3 ночи, а всего там было 3000 зенитных позиций и 16 000 ракет только вокруг Багдада.

    1271 вылет, 2% от вылетов всей коалиции, при этом 40% от всех поражённых целей с воздуха при 75% точности попадания.
    И ни одного сбитого. wink



    «Саудовцы предоставили нам первоклассную базу для истребителей с укреплёнными ангарами, из которых ночью летучие мыши выходили на охоту за насекомыми. Утром мы обнаружили трупы в ангарах вокруг наших самолётов. Чтобы “видеть” ночью, летучие мыши использовали эхолокацию, и они просто врезались в самолёты с низкой ЭПР.»

    «Небо над Багдадом выглядело как три дюжины празднований Дня независимости, проводимых в один день. Но всё это было лишь слепой стрельбой. Они понимали, что мы были рядом, но не могли понять, где именно. Мы были похожи на жужжащих москитов, летающих около их ушей, и они яростно пытались вслепую прихлопнуть нас. Они просто надеялись на случайный удачный выстрел, один из миллиона, который попал бы в цель.»

    «Я сбросил бомбы, но створки бомбового отсека не закрылись. Это было очень плохо, потому что прямой угол был словно прожектор для наземного радиолокатора, а открытая створка - идеальной прямой угол. И краем глаза я увидел ракету, летящую в мою сторону. Одну руку я держал на рычаге катапульты, другой я пытался вручную закрыть заклинившие створки бомбового отсека. Когда ракета была уже поблизости, створки наконец закрылись. Я наблюдал за кривой траекторией ракеты с сорвавшимся самонаведением, выпущенной по мне. Примерно через час я снова мог дышать.»

    СТЕЛС, блин, вот что такое 5-поколение.
    А F-22, и 35 гораздо круче 117-го.
    Мы до сих пор не знаем, что приземлило наши А-50. request

  31. 0
    26 февраля 2024 22:14
    Большая часть так называемых истребителей 5го поколения - это самолеты, внешнее похожие на истребители 5го поколения. Сляпал что-то похожее на Ф-22, Ф-23 или Ф-35 и выдал за "5е поколение".
    А что такое 6е поколение? Это не 5е поколение. И т.д.
  32. 0
    26 февраля 2024 22:41
    Залужный прав в настоящее время нет неядерного оружия которое коренным образом может переломить ход войны.
  33. +3
    27 февраля 2024 01:16
    СВО показало, что 1377 боевых самолетов ВКС и 78 самолетов ВСУ (данные Military balance на 2024 г.) одинаково не способны преодолеть ПВО противника. Вместе с тем, применение управляемых боеприпасов с самолета обходится существенно дешевле, поскольку позволяет заменять ракеты планирующими бомбами.
    Рассмотрим на примере США, поскольку по ним имеются открытые данные.
    Ракета Химарса GMLRS с БЧ 90 кг. и дальностью 90 км. в 2023 г. стоила 168 тыс. $
    Планирующая бомба GBU39 с БЧ 90 кг. и дальностью 110 км. стоит 40 тыс. $.
    F-16/ A10 теоретически способны поднять 16 бомб, F-35: 24 бомбы, таким образом один боевой вылет старенького А10 (стоимость летного часа 23 тыс. $) при максимальной нагрузке сэкономит 2 миллиона $.

    С учетом СВО больше нужны не истребители 5 поколения, а тяжелые реактивные дроны с бомбовой нагрузкой близкой к одномоторным истребителям. За счет отказа от летчика вырастет полезная нагрузка и снизится стоимость эксплуатации.
  34. 0
    28 февраля 2024 13:24
    Как может быть 22 серийных самолёта, если штатного (основного) двигателя нет?
  35. +1
    29 февраля 2024 10:36
    Имхо, опять ниочем о 5 поколении, много натяжек.

    Ф35 ,например - это бомбер в первую очередь. Он и не должен бороться за завоеваение воздуха. Он должен отбомбиться и отбиться от истребителей врага. И здесь - маленький ,однодвигательный, а тянет вооружений как наш тяжелый двухдвигательный. Поэтому все много и заказывают.
    И раскрывать ТТХ, воевать, никто не стремится. Учения - и хватит.

    Лучше бы порассуждали о возможной пользе стелс при прорыве ПВО или ухода отракет противника с помощью обманок. С применеием физики.
    Было бы имхо, полезнее
  36. 0
    29 февраля 2024 11:48
    "если облучить радаром J-20 в боковой проекции, то на экране РЛС будет новогодняя елка во всей красе"
    А с чего Скоморохов взял, что: 1. Это так? 2. Что это будет настолько критично? Без каких-то доводов это голословно. Китайцы, если что, умеют в малозаметное проектирование, у них есть суперкомпьютеры. Обсчитать ЭПР для них не было проблемой и 15-20 лет назад.
    Ведь если так судить, то и Су-57 с нижней полусферы как "новогодняя елка", что делает его уязвимым для ЗРК. В любых моделированиях это бросается в глаза. Другой вопрос, какие нестандартные меры приняли, чтобы этого избежать.
  37. 0
    6 марта 2024 23:11
    Самолёт Ан-2 в режиме невидимки, т.е. когда его не видит не один радар, это какое поколение: 1, 4, 5, 6 или седьмое. Что берётся в качестве оценки, невидимость или вооружение, или что ещё???