Броня вьетнамского шофёра

35
Броня вьетнамского шофёра

Если мы говорим про средства индивидуальной бронезащиты (далее – СИБЗ) и войну во Вьетнаме, то на ум прежде всего приходит классический образ американского пехотинца в расстёгнутом «бронике» и в стальной каске, который въелся в подсознание благодаря всесильному Голливуду и множеству американских военных фильмов разной степени качества. Северовьетнамские бойцы у нас с индивидуальной бронёй не ассоциируются, от слова совсем. А между тем вьетнамцы бронежилеты и каски использовали, и даже вполне массово... Правда, далековато от фронта. Происходило это на так называемой Тропе Хо Ши Мина.


Советские ЗИЛ-157 на Тропе Хо Ши Мина.

На машинах специальные конструкции, визуально изменявшие силуэт грузовика с воздуха (чтобы явно не очерчивалась кабина) и также предназначавшиеся для крепления камуфляжа.



Впервые такие конструкции применили китайские и корейские водители ещё в ходе войны в Корее. Видно, что машины пытались прикрывать самодельной бамбуковой «бронёй», которая часто давала чисто психологический эффект. Ну а вокруг результаты работы ландшафтных дизайнеров из ВВС США. Объём «чугуния», падавший на тропу ежедневно, иногда был по тоннажу сравним с массированными бомбардировками немецких промышленных центров несколькими десятилетиями ранее.

В начале конфликта, а именно – вовлечения в него американцев, тропа представляла собой сеть просёлочных дорог и зачастую реальных троп, по которым иногда только гужевой транспорт да велосипеды и могли пройти. Да и просто с транспортом у вьетнамцев было не очень. Например, в 1965 году на всей трассе, протяженность которой со всеми ответвлениями, дублёрами, перевалами и тропами, заходящими уже на территорию Южного Вьетнама, составляла более 10 тысяч километров, действовало всего 90 грузовиков.

Плюс трасса представляла собой сеть грунтовых дорог и троп, которые были очень сильно подвержены воздействию погодных условий. Учитывая сезон дождей, отдельные участки этой без преувеличения «дороги жизни» могли быть закрыты для автомобилей неделями и месяцами.


Один из вариантов китайского бронежилета Вьетнамской народной армии. Фото с сайта западного антикварного салона. Цена вполне гуманная, всего 999 долларов США... даже не тысяча.

Но так было в момент появления трассы и в первой половине 1960-х. Трасса развивалась и совершенствовалась постоянно. На пике своей пропускной способности «тропа» стала настоящей трассой, по которой ходили целые автоколонны, перевозившие десятки тонн грузов. Да, такое было не везде, и настоящим «хайвеем» трасса стала не сразу, но всё же. Причём вьетнамцы зачастую оказывались на шаг впереди американцев. Например, когда американцы узнали о существовании на трассе трубопровода для прокачки топлива, там уже действовало несколько трубопроводных полков Вьетнамской народной армии.


Бойцы транспортной роты откапывают ЗИЛ-130 на одном из участков трассы в сезон дождей, район Бан Донг, южный Лаос, 1970 год. На бойцах видны бронежилеты раннего типа с большим воротником.

Но американцы, прекрасно понимавшие ценность этой транспортной артерии для снабжения и регулярных войск, и партизан, как могли, пытались снизить её пропускную способность. Как? В основном засыпали взрывчаткой… Много и постоянно.

В дело шли артиллерия, вертолёты, самолёты, которые часто наводил спецназ, по трассе работали днём и ночью. Над некоторыми участками трассы буквально висели самолёты ВВС и ВМФ США. Например, совместная операция ВВС и ВМФ США – Operation Tiger Hound, начатая ещё в 1965 году, продолжалась несколько лет, в течение которых трасса почти постоянно находилась под ударами американской авиации.

Иногда с земли их наводил спецназ, даже несмотря на то, что вдоль границ Южного Вьетнама трасса проходила по территории сопредельного государства. Это была война в общем-то без правил…


Построение бойцов 13-го автомобильного полка, 13 марта 1973 года. Фото было сделано в ходе посещения части генералом Во Нгуен Зяпом. Солдаты экипированы китайскими бронежилетами и касками советского и восточногерманского производства. На некоторых касках нанесены белые полосы для быстрого опознания

Солдаты и военспецы, работавшие на самой трассе над её обеспечением и совершенствованием, естественно, страдали от постоянного огневого воздействия со стороны американкой авиации. И именно эти уникальные кадры, ценившееся на вес золота, решено было оснастить СИБЗ, вещью, скажем прямо, редкой в других частях северовьетнамской армии.


ЗИЛ-157 выходит на трассу. На бойцах китайские бронежилеты, Хорошо видны проступающие через ткань стальные защитные элементы.

В качестве защитных элементов выступали стальные пластины в «чехле» из толстой хлопчатобумажной ткани.

Бронежилеты имели как минимум два варианта. Особенностью одного типа был очень большой воротник, который при желании мог практически полностью закрыть голову бойца. Бронежилеты выпускались в Китае и оснащались той же фурнитурой, что и китайская униформа, и знаменитые «чиком» тип 56.


Постановка боевой задачи на любительском фото бойцов 13-го полка. Гэдээровские стальные шлемы и китайские бронежилеты на бойцах. На заднем плане матчасть от завода имени Лихачёва.

Фактически это был не привычный нам сейчас бронежилет, а конструкция, более близкая к тому, что американцы называли – flak vest. То есть индивидуальная бронезащита, предназначенная для предохранения от осколков.

Сам термин уходит корнями ещё во времена Второй мировой войны, когда в американские вооруженные силы массово пошли первые бронежилеты. Предназначались они для экипажей бомбардировщиков, страдавших от огня немецких зенитных орудий –Flugabwehrkanone, или просто FlaK, собственно, отсюда и название.


Построение автобата на ЗИЛ-130. Все бойцы в ранних бронежилетах с большим воротником.

Китайские бронежилеты поступали на снабжение отдельных транспортных рот северовьетнамской армии, действовавших на Тропе Хо Ши Мина. Причём ими не оснащались все части поголовно, а только те, которые действовали на наиболее опасных участках. То есть даже в транспортных частях на «тропе» они так и не стали повсеместным явлением.


Генерал Донг Ши Нгуен (в центре, в советском стальном шлеме) при посещении автомобильной части, оснащённой ЗИЛ-130. Донг Ши Нгуен осуществлял руководство всеми операциями на «тропе», и именно под его руководством ковалась победа в логистическом противостоянии с американцами.

Решение в общем абсолютно логичное и понятное. Броня так и не стала по-настоящему массовой, на фронте она была бы явлением штучным и влияния на ситуацию всё равно бы не оказала. А тут в тылу есть квалифицированные и ценные кадры, которые страдают от американской превосходящей огневой мощи. Почему бы не защитить их.


Вид на бронежилет со спины.

Любая война – это война логистик. Так что не удивительно, что именно вьетнамцы решили защитить средствами индивидуальной бронезащиты именно тех, кто оседлал сложнейшую и опаснейшую Тропу Хо Ши Мина.

В итоге и этот фактор стал той каплей в общий котёл, в котором варилась победа, достигнутая в том числе и на логистическом фронте, но это, как водится, уже совсем другая история.


Не вьетнамцами едиными. Кубинские рабочие и инженеры на строительстве сооружений одного из участков Тропы Хо Ши Мина, 1973 год.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 февраля 2024 05:25
    Любопытная информация, спасибо!
    Предназначались они для экипажей бомбардировщиков, страдавших от огня немецких зенитных орудий

    Всяко прогрессивнее чем сковородка под пятой точкой в годы первой мировой!
    Всем хорошего дня!
  2. +10
    28 февраля 2024 05:39
    Настоящий разрыв шаблона, реально до этого даже мысли не возникало о том что вьетнамцы достаточно массово пользовались бронежилетами. Автору моё почтение! hi
    Броня так и не стала по-настоящему массовой, на фронте она была бы явлением штучным и влияния на ситуацию всё равно бы не оказала. А тут в тылу есть квалифицированные и ценные кадры, которые страдают от американской превосходящей огневой мощи. Почему бы не защитить их.

    Ещё одна причина в том, что водитель всё таки не бегает, а едет сидя, поэтому нагрузка весьма тяжёлой брони на опорнодвигательный аппарта минимальна, в отличие от пехоты.
    1. m-z
      +1
      28 февраля 2024 14:13
      Цитата: Владимир_2У

      Ещё одна причина в том, что водитель всё таки не бегает, а едет сидя, поэтому нагрузка весьма тяжёлой брони на опорнодвигательный аппарта минимальна, в отличие от пехоты.

      Не совсем так: в сидячем положения нагрузка на позвоночник выше, чем в стоячем, динамическая при движении по плохим дорогам точно не меньше, чем при ходьбе. Только на суставы ног нагрузка меньше.
      1. 0
        28 февраля 2024 16:07
        Цитата: m-z
        Не совсем так: в сидячем положения нагрузка на позвоночник выше, чем в стоячем, динамическая при движении по плохим дорогам точно не меньше, чем при ходьбе.

        Есть такое, но БЖ в сидячем положении водителя опирается на сиденье и спинку сиденья и действует на позвоночник намного меньше чем при ходьбе.
    2. 0
      28 февраля 2024 20:23
      Цитата: Владимир_2У
      до этого даже мысли не возникало о том что вьетнамцы достаточно массово пользовались бронежилетами.

      Дык.откуда им возникать ,если мыслей таких не было от слова "вабче" ! Пустота ! К сожалению автор не упомянул "соломенные" бронежилеты ! А они у вьетнамцев были ! Вьетнамцы "плели" из рисовой соломы (возможно и других похожих материалов...) защитные "жилеты" (можно сказать,"бронежилеты"...) в виде щитков !Такие щитки можно было навешивать на грудь,на грудь и спину , можно было защищать пах и ягодицы !Можно было навешивать на дверцы кабин грузовиков ...Такие "бронежилеты" появились в период массового применения американцами шариковых бомб .но они могли неплохо защищать от разных осколков !
      1. 0
        29 февраля 2024 03:22
        Цитата: Nikolaevich I
        Дык.откуда им возникать ,если мыслей таких не было от слова "вабче" ! Пустота !

        Заполнитель пустот что ли нарисовался?

        Цитата: Nikolaevich I
        К сожалению автор не упомянул "соломенные" бронежилеты !
        Ну так заполните пустоту, статью там, или ссылки хотя бы.
  3. +4
    28 февраля 2024 06:35
    ГДР, СССР - стальные шлемы.
    КНР - бронежилеты.
    Интересно - китайские "броники" это копия или собственная разработка "по американским мотивам"?
    1. +2
      28 февраля 2024 07:05
      китайские "броники" это копия или собственная разработка

      Чисто китайские изобретения:
      1 порох
      2 кунг-фу
      3 бумага
      4 request Ваши предложения?
      1. +4
        28 февраля 2024 10:56
        Забыли про самое главное - компас, тоже китайское изобретение)
    2. +3
      28 февраля 2024 07:44
      Цитата: hohol95
      Интересно - китайские "броники" это копия или собственная разработка
      Примерно вот такие жилеты, с откидным воротником, я видел на британских солдатах, патрулирующих улицы Ольстера. Видел по телевизору, когда ещё учился в школе
    3. +4
      28 февраля 2024 10:20
      Интересно - китайские "броники" это копия или собственная разработка "по американским мотивам"?

      Это китайская разработка, притом именно для вьетнамцев. Выпускались два варианта, первый с композитной защитой (стеклопластик, сталь, керамика), второй - с алюминиевыми пластинами. А "для себя" китайцы производили бронежилет с пластинами из стеклопластика.
      1. +2
        28 февраля 2024 12:28
        Даже китайцы делали для себя бронежилеты.
        А в СССР выходит произвели партию 6Б1, отправили их на слад и всё.
        Пока не стали гибнуть советские солдаты в Афганистане.
        Так было?
        1. +3
          28 февраля 2024 15:22
          Так было?

          Да, в мирное время производить бронежилеты не планировалось. На предприятиях, которые должны были их производить в военное время, хранился запас материалов и соответствующее оборудование. После этого, до 1980 года, пока вопрос не поднялся до уровня ЦК КПСС, работы по СИЗ для армии не проводились, только для МВД (ЖЗТ-71).
          1. +1
            28 февраля 2024 15:26
            Советские солдаты - Они от рождения СТАЛЬНЫЕ...
            МВД и КГБ.
            Пишут, что начальники из МВД хотели закупить иностранные "броники", но им валюту не выделили.
            И они озадачили промышленность изготовление "броника", как у швейцарских полисменов.
            1. +2
              28 февраля 2024 15:50
              И они озадачили промышленность изготовление "броника", как у швейцарских полисменов.

              Честно говоря. всех тонкостей я не знаю, но по концепции и конструкции титановый ЖЗТ-71М весом 8 кг, державший даже пулю ТТ, на кевларовые полицейские бронежилеты, в том числе и швейцарские, никак не похож.
              1. +2
                28 февраля 2024 18:24
                Статья на ВО "Отечественные армейские бронежилеты"
                23 февраля 2012 года.
                1. +2
                  28 февраля 2024 19:49
                  Встречалась информация, что у фирмы Tig Bicord AG через подставных лиц закупались бронежилеты и каски для спецподразделений СССР и ГДР, но как они повлияли на конструкцию советских бронежилетов - сказать не могу. Фотографии "Альфы" в швейцарских бронежилетах и касках тоже встречаются, если поискать.
  4. +6
    28 февраля 2024 06:50
    . Построение автобата на ЗИЛ-130.

    . ЗИЛ-157 выходит на трассу. ... Советские ЗИЛ-157 на Тропе Хо Ши Мина.

    Выходит галоши не только в Африку продавали.
    Приятно почитать, как на советских галошах ездил весь Вьетнам!
    Жаль, что пришли капиталисты и "импортозаместили" легендарный ЗИЛ.

    . американцы, прекрасно понимавшие ценность этой транспортной артерии для снабжения и регулярных войск, и партизан, как могли, пытались снизить её пропускную способность.

    А на Украине как то попытаются нарушить логистику. Разбомбить мосты, например?
    1. +7
      28 февраля 2024 07:39
      Мосты рушить нельзя, они чьи то stop
      1. +3
        28 февраля 2024 07:48
        Насчёт мостов. Не поверю в то, что нет никаких средств разрушить их. Это у бандеровцев нет! Но при этом они два раза умудрялись взрывать наш самый важный мост. А у нас чего? Ведь даже симметричной ответки не было.
        1. +2
          28 февраля 2024 08:26
          А у нас чего? Ведь даже симметричной ответки не было.
          Были попытки взорвать мост в Затоке, даже морской беспилотник применяли. Но безрезультатно.
          1. +2
            28 февраля 2024 08:50
            Цитата: Авиатор_
            Были попытки взорвать мост в Затоке, даже морской беспилотник применяли. Но безрезультатно.

            Это почему безрезультатно?
            Теперь, ввиду серьёзных повреждений моста в Затоке, противник использует альтернативный маршрут – автотранспортом по дороге E87, проходящей западнее Днестровского лимана.
            08.08.23
  5. +2
    28 февраля 2024 11:43
    Для меня открытие последнее фото. Не знал про работавших кубинцев на тропе дядюшки Хо.
  6. +1
    28 февраля 2024 12:30
    Интересное фото автобата на ЗиЛ-130тых. Все машины не имеют правой фары. Хотя на предыдущем фото у ЗиЛа все фары на месте.
    1. +1
      28 февраля 2024 15:30
      Светомаскировка по вьетнамски...
      Дабы в темноте тропической ночи американские пилоты решили, что это мотоциклистов... или велосипедистов.
    2. +3
      28 февраля 2024 15:33
      Скорее всего экономят ценный прибор, ставят только перед водителем. Второй в запасе...
    3. +2
      28 февраля 2024 15:40
      Интересное фото автобата на ЗиЛ-130тых. Все машины не имеют правой фары. Хотя на предыдущем фото у ЗиЛа все фары на месте

      Во Вьетнаме правостороннее движение. Поэтому правые фары у поставляемых автомобилей демонтировались сразу для использования в качестве ремкоплекта.
      1. -1
        28 февраля 2024 23:50
        Цитата: Dekabrist
        Во Вьетнаме правостороннее движение.

        Я вас наверное удивлю но в СССР было и в РФ осталось тоже правостороннее движение.
        1. +2
          29 февраля 2024 00:14
          Вы меня да, удивили. Я так и не смог уловить скрытого смысла Вашего комментария. Может Вы мой до конца не дочитали?
          1. 0
            29 февраля 2024 07:32
            Цитата: Dekabrist
            Может Вы мой до конца не дочитали?

            Про то что правую фару сразу в ЗИП убирали? Опять же начнём с того, что на фото выше 130-й стоит с обоими фарами, да и 157-е с обоими фарами на всех фото. Или на 157-е фары отдельно поставлялись? Движение по "тропе Хо ШИ Мина" было практически "односторонним", как на однопутной железнодорожной ветке.
  7. -1
    28 февраля 2024 18:57
    Учитывая сезон дождей, отдельные участки этой без преувеличения «дороги жизни» могли быть закрыты для автомобилей неделями и месяцами.

    На самом деле стоило сильнее затопить местность. Ведь тогда можно было бы использовать гораздо более грузоподъёмные плоты и лодки, которые вдобавок смогли бы нести и прочные стальные укрытия от осколков и пуль. Лодки и особенно плоты легко изготовить - не нужна сложная автомобилестроительная промышленность а только простейшие плотницкие инструменты уровня сельского кузнеца да ровный берег верфи, даже двигатель не нужен, так как есть парус. Да и спецназ американский оттого повывелся бы - так как в болоте и в воде не спрячешься как в обычном лесу.
    1. +1
      28 февраля 2024 23:40
      да ровный берег верфи, даже двигатель не нужен, так как есть парус.

      По джунглям на плоту под парусом - это вы сейчас про доселе неизвестный вид мазохизма?
      1. 0
        29 февраля 2024 06:15
        Цитата: Olegi1
        По джунглям на плоту под парусом

        Именно так это и выглядит в тамошних природно-климатических условиях. Полно таких фото из Вьетнама в сети. Течет река по берегам тропическое болото и джунгли. На реке лодки, в том числе и парусные. Если затапливается низина то лес на месте будущего канала вырубается освобождая дорогу.
        Разница лишь в том что парусные грузовые плоты (а такие тоже строят) и вязаные тростниковые лодки делать для условий хошиминовой тропы быстрее и дешевле деревянных лодок и они устойчивее к факторам поражения - например, не боятся осколков и гидроудара в воде от разрывов и нетребовательны в эксплуатации.
      2. 0
        Вчера, 15:08
        Через горы и холны - совсем мазохизм!)))
  8. +1
    29 февраля 2024 12:02
    Малоизвестная страница истории вьетнамской войны. Говорят это была адова работа.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»