«Клим Ворошилов»: машина для войны

Первый в мире тяжелый танк противоснарядного бронирования

«Клим Ворошилов»: машина для войны

«Клим Ворошилов»: машина для войны

Тяжёлый танк КВ-1А, поднятый со дна Невы весной 2003 года


В соответствии с постановлением Комитета обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (главный конструктор Ж. Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК (Сергей Миронович Киров). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения им. Кирова (завод № 185). Параллельно с СМК разрабатывался проект однобашенного тяжелого танка КВ.

Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины массой 55 тонн. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, под руководством Л. Е. Сычева и А. С. Ермолаева был разработан проект однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). По сути дела КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н. Л. Духов.

В августе 1939 года танк КВ был изготовлен в металле, а в конце сентября участвовал в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в Кубинке. В октябре начались заводские испытания. В ноябре первый опытный образец танка отправили на фронт на Карельский перешеек для участия в боевых действиях против финнов. 19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружение Красной армии.

Серийное производство танков КВ с 76-мм пушками («танки с малой башней») и спешно разработанных по опыту боев на линии Маннергейма танков КВ со 152-мм гаубицами («танки с большой башней») началось в феврале 1940 года на ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). До конца года Кировский завод сумел изготовить 243 танка (139 КВ-1 и 104 КВ-2), полностью выполнив спущенный сверху план. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 июня 1940 года к выпуску КВ должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков.

«Клим Ворошилов»: машина для войны

Этот танк КВ-2 был остановлен только попаданием снаряда в левую гусеницу

План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 танков КВ. Из них на Кировском заводе - 1000, на ЧТЗ - 200. Однако война внесла коррективы в этот план. К началу войны в Челябинске изготовили всего 25 КВ-1, а производство КВ-2 так и не было освоено. Всего же в первом полугодии 1941 года были изготовлены 393 танка КВ.

Корпус танка КВ-1 сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. Максимальная толщина брони сварных башен достигала 75 мм, литых - 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов.

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с конца октября 1941 года - 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплект состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам.

12-цилиндровый V-образный дизель В-2К мощностью 600 л. с. позволял 47,5-тонной боевой машине развивать скорость 34 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 250 км. Экипаж танка состоял из пяти человек.

Основное отличие танка КВ-2 заключалось в установке новой башни больших размеров. Общая высота машины достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая гаубица М-10 образца 1938-1940 годов и спаренный с ней пулемет ДТ. В корме башни имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование остались такими же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 был выпущен в ограниченном количестве, а после начала Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 года его производство прекратили.

«Клим Ворошилов»: машина для войны

КВ-1

По состоянию на 1 июня 1941 года в войсках имелось 504 танка КВ. Из этого количества большая часть находилась в Киевском Особом военном округе - 278 машин. Западный Особый военный округ располагал 116 танками КВ, Прибалтийский Особый - 59, Одесский - 10. В Ленинградском военном округе имелось 6 танков КВ, в Московском - 4, в Приволжском - 19, в Орловском - 8, в Харьковском - 4. Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 и 9 КВ-2. С 1 по 21 июня в войска с завода был оправлен еще 41 танк КВ.

Подготовка экипажей для новых тяжелых танков часто велась (если вообще велась) на любых типах танков. Например, 3 декабря 1940 года директивой начальника Генерального штаба Красной армии № 5/4/370 предписывалось «для обучения личного состава и сбережения материальной части боевых машин отпустить, исключительно как учебные, на каждый батальон тяжелых танков по 10 танкеток Т-27». Остается загадкой, как на Т-27 можно было научиться вождению и обслуживанию КВ-1 или КВ-2. В результате к июню 1941 года количество подготовленных экипажей для этих машин не превышало 150.

В первые же дни Великой Отечественной войны в полной мере проявились как очевидные достоинства, так и недостатки новых тяжелых танков, равно как и все недочеты в боевой подготовке и организационной структуре танковых войск Красной армии. Так, например, в докладе о боевых действиях 8-го механизированного корпуса с 22 по 26 июня 1941 года (к началу войны в составе корпуса имелись 71 KB, 49 Т-35, 100 Т-34, 277 БТ, 344 Т-26, 17 Т-27) сообщалось следующее: «Водительский состав боевых машин KB и Т-34 в своем большинстве имел стаж практического вождения от 3 до 5 часов. За весь период существования корпуса боевая материальная часть и личный состав полностью на тактические учения не выводились и не были практически проверены как по вопросам маршевой подготовки, так и по действиям в основных видах боя. Тактическая сколоченность проводилась не выше масштаба роты, батальона и частично полка».

Из доклада командира 41-й танковой дивизии 22-го механизированного корпуса от 25 июля 1941 года о боевых действиях дивизии (к началу войны в ней было 312 танков Т-26 и 31 КВ-2) следует, что к 152-мм орудиям КВ-2 не имелось ни одного снаряда.

«Клим Ворошилов»: машина для войны


По воспоминаниям Д. Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, «23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Очень большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних - нет. В результате к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось».

Хорошо же подготовленные экипажи творили на танках КВ чудеса. 18 августа 1941 года пять танков КВ-1 роты старшего лейтенанта З. Г. Колобанова заняли оборону на подступах к городу Красногвардейску (Гатчина). К вечеру танки были по башни укрыты в капонирах. Для своего КВ Колобанов выбрал позицию на наиболее угрожаемом участке - северной окраине Красногвардейска. Наступавшие здесь части 1-й немецкой танковой дивизии могли ударить в тыл советским войскам, занимавшим оборону на рубежах Красногвардейского укрепрайона, а затем, выйдя по старинным гатчинским паркам к Киевскому шоссе, почти беспрепятственно продвигаться к Ленинграду.

Утром 19 августа на левом фланге один из танков роты вступил в бой с противником. Во втором часу дня немецкие танки появились и перед позицией Колобанова. 22 вражеские машины шли по дороге колонной на сокращенных дистанциях, подставляя свои левые борта почти строго под прямым углом к орудию КВ. Люки были открыты, многие немцы сидели на броне. Наши танкисты даже различали их лица, так как дистанция до вражеской колонны была невелика - всего около 150 м. Когда до ориентира № 1 (двум березам на перекрестке дорог), намеченного танкистами накануне, оставалось несколько метров, Колобанов приказал командиру орудия старшему сержанту Усову открыть огонь. Несколькими выстрелами Усов поджег два головных и два концевых танка противника. Колонна оказалась в мешке. Маневр для немцев был ограничен заболоченной местностью по обеим сторонам дороги. Противник не сразу определил, откуда ведется огонь, но затем обрушил на позицию Колобанова ливень снарядов. Танкисты задыхались от пороховых газов, от ударов вражеских снарядов по броне танка все были контужены. Усов, не отрываясь от прицела, продолжал расстреливать танк за танком. Наконец последний 22-й танк был уничтожен. За время боя, длившегося больше часа, Усов выпустил по противнику 98 снарядов. За этот бой старший лейтенант Колобанов был награжден орденом Красного Знамени, а старший сержант Усов - орденом Ленина.

«Клим Ворошилов»: машина для войны


В том же бою отличились и другие экипажи КВ из роты Колобанова. В бою на лужской дороге экипаж лейтенанта Сергеева подбил 8 немецких танков, экипажи лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря - по 4, а экипаж младшего лейтенанта Евдокименко - 5. При этом Евдокименко погиб в бою, трое членов его экипажа были ранены, а пятый танк механик-водитель Сидиков уничтожил таранным ударом. Всего за 19 августа 1941 года рота Колобанова вывела из строя 43 немецких танка.

Что касается таранов, довольно часто описываемых в тех или иных изданиях, то летом 1941 года они действительно были частым явлением, однако порой не от хорошей жизни. Вот что сообщалось в докладе командира 43-й танковой дивизии 19-го механизированного корпуса о боях с 22 июня по 10 августа 1941 года: «Преследуя пехоту противника, наши танки были встречены огнем танков противника из засады с места, но (засада) была атакована вырвавшимися вперед танками KB и Т-34, а вслед за ними и танками Т-26... Танки KB и Т-34, не имея в достаточном количестве бронебойных снарядов, вели огонь осколочными снарядами и своей массой давили и уничтожали танки противника и противотанковые орудия, переходя от одного рубежа к другому».

Однако несмотря на мощную броню, сильное вооружение и героизм отдельных экипажей, танки KB не сыграли в летних боях 1941 года никакой существенной роли. Основная часть этих машин вышла из строя по техническим причинам, из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей, средств эвакуации и ремонта. Кроме того, немцы, выяснив, что бороться обычными противотанковыми средствами с KB невозможно, с успехом применяли против них 88-мм зенитные орудия Flak 36 и 105-мм (по немецкой системе обозначений - 10-см) корпусные полевые пушки К18.

Тем не менее в документах осени 1941 года встречаются донесения о вполне удачном применении танков КВ. Правда, в основном в обороне. Так, например, 8 ноября 1941-го экипаж танка КВ лейтенанта А. Мартынова из 16-й танковой бригады Волховского фронта в бою у деревни Жупкино (Ленинградская область) отразил из засады атаку 14 немецких танков, уничтожив пять и захватив в качестве трофеев еще три немецкие машины. Вскоре эти танки были отремонтированы и уже воевали в составе 16-й танковой бригады. За этот бой лейтенанта Мартынова представили к званию Героя Советского Союза. 5 декабря 1941 года экипаж танка КВ-1 лейтенанта Павла Гудзя из 89-го отдельного танкового батальона вступил в бой с 18 немецкими танками, подбил 10 из них, а также четыре противотанковых орудия. За этот бой Гудзь был награжден орденом Ленина. Надо сказать, что с танком КВ этот танкист был знаком отлично, так как начал воевать на нем с первых дней Великой Отечественной войны. Его дальнейшая боевая судьба также связана с боевыми машинами этого типа.

«Клим Ворошилов»: машина для войны


В июле 1942 года Павел Гудзь уже в звании капитана был назначен на должность командира 574-го танкового батальона 212-й танковой бригады, входившей в состав войск Донского фронта. В ноябре того же года капитану Гудзю присвоили чин майора и назначили на должность заместителя командира 8-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. Однако долго в этой должности он прослужить не смог, так как уже в следующем месяце был ранен.

В одном из боев его танк загорелся. К тому же слетела гусеница и боевая машина застыла на месте. А на броне уже гудело пламя от вспыхнувшей солярки, угрожая проникнуть внутрь машины, начиненной боеприпасами. Подоспевшие танкисты спасли экипаж, а своего командира с шестью проникающими ранениями срочно отправили в госпиталь. После таких ранений в боевой строй не возвращаются. Но майор написал рапорт лично Верховному главнокомандующему и добился своего - был направлен на фронт.

Новым местом службы майора Гудзя стал 5-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва, входивший в состав войск Юго-Западного (впоследствии 3-го Украинского) фронта, в котором он в мае 1943 года принял должность заместителя командира. При подходе к Запорожью, чтобы обеспечить стрелковым подразделениям форсирование Днепра, необходимо было захватить плотину ГЭС. Двое суток шла ожесточенная схватка. Когда наши танки достигли цели, из засады внезапно выскочил «Тигр». Завязалась пушечная дуэль. Вдруг танк, в котором находился Гудзь, потряс удар огромной силы. Заряжающий и наводчик были убиты. У Гудзя была повреждена левая ключица и раздроблена кисть левой руки: она болталась на одной жилке. Боль затуманила сознание, и в поле зрения прицела «Тигры» расплылись, как на воде радужные пятна солярки. Превозмогая боль, подполковник Гудзь финкой перерезал себе сухожилие. Кисть выскользнула из комбинезона. Теперь все внимание «Тиграм». Вот один подставил борт. Послушно сработала педаль спуска. От выстрела танк вздрогнул - и вражеская машина, охваченная пламенем, замерла на песчаной отмели. Второй «Тигр» все-таки успел развернуть свою пушку, и Гудзь увидел черный кружок ее ствола. «Тигр» и KB выстрелили друг в друга почти одновременно...

«Клим Ворошилов»: машина для войны

Взорвавшийся КВ-2 с МТ-1. На заднем плане еще один КВ-2

Когда очнулся, до сознания дошло, что уже вечер и бой идет в отдалении, а он лежит около танка, в свежей воронке от авиабомбы. Рядом на корточках сидел механик-водитель. Заметив, что командир пришел в себя, обрадованно доложил: «А второго вы тоже...»

У читателя наверняка сразу же возникнет вопрос: а были ли «Тигры»? Ведь после Курской битвы причисление едва ли не любого немецкого танка к «тигриному» классу стало в Красной армии массовым явлением. Что ж, можно сказать твердо - «Тигры» были! Именно в это время и именно в этом месте, в районе плотины Днепрогэса вел бои 506-й немецкий тяжелый танковый батальон. Конечно КВ, скажем прямо, не «тянул» против «Тигра» в танковой дуэли, но поскольку описанный бой велся на короткой дистанции, шансы выравнивались. Ну а такому опытному танкисту, как Павел Гудзь, ничего не стоило поразить «Тигр» с первого выстрела. Так что можно с уверенностью сказать, что в этом бою он действительно подбил два «Тигра», причем из разбитого танка и с оторванной кистью левой руки! Тот факт, что в журнале боевых действий 506-го немецкого тяжелого танкового батальона мы скорее всего не найдем никакого подтверждения этому, ровным счетом ничего не значит - немцы учитывали только свои безвозвратные потери, подбитые же танки в их отчетах вообще не фигурируют.

Следует подчеркнуть, что сам по себе танк KB - машина довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен - у него просто не было достойного противника. Никаких же явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у тридцатьчетверки. Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не в состоянии был выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самый главный недостаток - крайне ненадежная трансмиссия, выход которой из строя был массовым явлением.

Часть недостатков трансмиссии была устранена на появившейся в 1942 году модификации КВ-1с («с» - скоростной). Однако на этой модификации в погоне за маневренностью уменьшили толщину брони, и по своим боевым свойствам тяжелый KB еще больше приблизился к средним танкам.

Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм. Но этого сделано не было по той причине, что в тот период пушка калибра 76 мм вполне справлялась со всеми бронецелями противника.

«Клим Ворошилов»: машина для войны

Захваченый немцами КВ 2. Немецкая механизированная дивизия на марше

Танк аналогичного KB класса - «Тигр» появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку - он моментально устарел. Наш танк был просто бессилен против «Тигра» с его «длинной рукой» - 88-мм пушкой с длиной ствола 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего. Это не замедлило сказаться в бою. Так, например, 12 февраля 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели.

Несколько сгладить ситуацию позволило появление танка КВ-85. Но эти машины были освоены с опозданием, выпущено их было немного и внести существенный вклад в борьбу с немецкими тяжелыми танками они не смогли. Более серьезным противником для «Тигров» мог стать КВ-122 - серийный КВ-85, вооруженный в опытном порядке 122-мм пушкой Д-25Т. Но в это время цехи ЧКЗ начали покидать первые танки серии ИС. Последние, на первый взгляд продолжавшие линию KB, были уже совершенно новыми машинами.

«Клим Ворошилов»: машина для войны

КВ-85 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

С 1940 по 1943 год выпущено 4775 танков KB всех модификаций. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало KB, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные тягачи.
Автор: Михаил БАРЯТИНСКИЙ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 32
  1. Mikhado 16 февраля 2013 10:03
    Еще более спорная поначалу машина, чем его "коллега" Т-34. Какой-то набор противоречий - имея для стрелка и мехвода люки в крыше, не спрямить ВЛД, оставив щели и пулемет уже в наклонной броне. Обладая, в отличии от 34-ки тем самым пятым членом экипажа - отдельным наводчиком (командиром орудия) - не реализовать толком это преимущество плохим обзором командира и оставить на всех троих в башне ОДИН ЛЮК!!! Имея перед глазами пример более компактного варианта компоновки МТО применить столь громоздкий свой, удлиняя (и утяжеляя) и без того габаритный корпус.
    В итоге увы - при всем уважении к танкистам, на нем воевавшим, он даже в начале войны не стал аналогом "Тигра", не хватало ни подвижности, ни огневой мощи, а тяжелых и эффективных средств борьбы у Вермахта хватало. Знаменитый рассейняский бой - исключение из общего правила.
    В целом - уверенный минус ленинградской школе танкостроения и Кировскому заводу, о недостатках машины в плане надежности они знали и не особо парились их исправлять, в отличии от харьковских коллег. И только серьезный окрик из Москвы уже в эвакуации заставил зазнавшихся товарищей почесаться, в итоге чего родили компромиссный КВ-1с
    1. Avenger711 16 февраля 2013 16:18
      Шашмурин, как работавший там в общем-то довольно негативно высказывался и о КВ и о всех прочих проектах, ныне радующих донатеров и не только в WoT, но ни грамма не поспособствовавших защите страны. Когда для КВ сделали нормальную ходовую какие-то умники начали снимать "лишнюю" броню, породив КВ-1С. Веселуха продолжилась и после Войны со всеми этими ИС-4, ИС-6, который "сгорел проехав 50 метров по заводскому двору", ИС-7. Видимо не налюбовались в войсках, как тот же КТ буксует в грязи и при поломке, или подбитии его хрен вытащишь... До войны на Т-35 должны были еще налюбоваться. В итоге КБ все-таки взяли за яйца и ИС-8 уже проектировался, как положено, с применением рабочих компонентов и так же нормально модернизировался по мере готовности нового оборудования. В итоге прослужил долго, последнюю его модификацию Т-10М с пушкой М62-Т2, кстати можно увидеть в кине "Батальоны просят огня" 84-го года.
      Avenger711
      1. майор1976 16 февраля 2013 21:21
        На мой взгляд ни чего плохого в том что после войны была испытана линейка танков ИС-4-6-7, а глубокая модернизация ИС-8-Т-10 и Т-10М были приняты на вооружение,нет!Есть только плюсы!Т-10М заслуженно признан во всем мире лучшим тяжелым танком!Между выпуском единичных экземпляров,их изучения,обкатки до принятия на вооружение и началом выпуска партиями проходят иногда годы!Конструктор понимает допущенные ошибки,исправляет их либо вовсе отказывается от идеи необходимости создания этого образца!В случае с тяжелыми танками они остались не удел вследствии изменения взглядов военных и сливанием понятий средний и тяжелый танк в одно-основной боевой танк!Не было бы ИС4-6-7 не поняли бы что они не нужны-чем не забота о защите отечества!В ГАБТУ сидели да и надеюсь сидят далеко не профаны в области БТ!
        майор1976
  2. avt 16 февраля 2013 10:17
    Цитата: Mikhado
    Еще более спорная поначалу машина, чем его "коллега" Т-34. Какой-то набор противоречий - имея для стрелка и мехвода люки в крыше, не спрямить ВЛД, оставив щели и пулемет уже в наклонной броне. Обладая, в отличии от 34-ки тем самым пятым членом экипажа - отдельным наводчиком (командиром орудия) - не реализовать толком это преимущество плохим обзором командира и оставить на всех троих в башне ОДИН ЛЮК!!! Имея перед глазами пример более компактного варианта компоновки МТО применить столь громоздкий свой, удлиняя (и утяжеляя) и без того габаритный корпус.
    В итоге увы - при всем уважении к танкистам, на нем воевавшим, он даже в начале войны не стал аналогом "Тигра", не хватало ни подвижности, ни огневой мощи, а тяжелых и эффективных средств борьбы у Вермахта хватало.

    Не соглашусь и вот почему . Машина выдающаяся ! НО ,следует ее создание и выпуск увязывать со временем создания .Она в серию пошла практически с листа ,просто недостатки устраняли в ходе изготовления и не по итогам нормальных испытаний на полигоне , а по эксплуатации в войсках . Пушка слабовата для тяжелого танка ,но ведь и 107мм пробовали и другие варианты ,но война....... Далее эвакуация и развертывание на Урале и острая нехватка танков на фронте . Поверьте ,большего требовать физически было невозможно ! Ну о когда стало полегче - пошло продолжение ИС . А немцы свой Тигр в чертежах строить тоже перед войной начали .А в металле он вылез когда? Ну а по условиям работы по производству в сравнении с нами у них вообще вначале трудовой профилакторий был.
    avt
  3. 755962 16 февраля 2013 11:27

    6-я танковая дивизия вермахта 48 часов воевала с одним-единственным советским танком КВ-1 («Клим Ворошилов»).

    Этот эпизод подробно описан в мемуарах полковника Эрхарда Рауса, чья группа пыталась уничтожить советский танк. Пятидесятитонный КВ-1 расстрелял и раздавил своими гусеницами колонну из 12 грузовиков со снабжением, которая шла к немцам из захваченного города Райсеняй. Потом прицельными выстрелами уничтожил артиллерийскую батарею. Немцы, разумеется, вели ответный огонь, но безрезультатно. Снаряды противотанковых пушек не оставляли на его броне даже вмятин – пораженные этим немцы позже дали танкам КВ-1 прозвище «Призрак». Да что пушки – броню КВ-1 не могли пробить даже 150-миллиметровые гаубицы. Правда, солдатам Рауса удалось обездвижить танк, взорвав снаряд у него под гусеницей.

    Но «Клим Ворошилов» и не собирался никуда уезжать. Он занял стратегическую позицию на единственной дороге, ведущей в Райсеняй, и двое суток задерживал продвижение дивизии (обойти его немцы не могли, потому что дорога проходила через болота, где вязли армейские грузовики и легкие танки).

    Наконец, к исходу второго дня сражения Раусу удалось расстрелять танк из зениток. Но, когда его солдаты опасливо приблизились к стальному чудовищу, башня танка внезапно повернулась в их сторону – видимо, экипаж все еще был жив. Лишь брошенная в люк танка граната поставила точку в этом невероятном сражении.
    755962
    1. Сахалинец 16 февраля 2013 12:11
      Вечная память героям.
      1. Я так думаю 16 февраля 2013 19:35
        А вот мы знаем КТО в этом танке воевал и погиб? Да-а-а! Не знаем ... Вот такие дела ...
        1. valiant 17 февраля 2013 12:02
          имена героев известны
          valiant
    2. Sirocco 17 февраля 2013 17:22
      Смотрел фильм Белый тигр, случаем не перевернули ли наши режисеры (псевдопатриоты) все с ног на голову.? Ну очень все похоже, только там "герой" немецкий танк и танкисты/
      1. igor36 18 февраля 2013 10:45
        То же мне русские патриоты "Белый тигр" сняли. "КВ-призрак" вот какой фильм нужен!!!
      2. Gato 21 февраля 2013 22:50
        Уважаемый Sirocco, не смотрите дурные фильмы (и не читайте газет ). Смысл фильма в совершенно идиотской мистике (ну, судя по книге, по которой собственно и снят фильм). С тем же успехом можно смотреть и сериалы. Бред сивой кобылы.
  4. Везучий 16 февраля 2013 11:45
    Силише в нем неймоверная чувствуется!!!
    Везучий
    1. 755962 16 февраля 2013 11:57
      Цитата: Везучий
      Силише в нем неймоверная чувствуется!!!

      755962
  5. Snoop 16 февраля 2013 16:15
    Машина сырая была, куча детских болезней. Самое главное что оружие такое же как у среднего танка. Если бы изначально на КВ-1 стояло более мощная пушка, то работа этого танка на фронтах ВОВ была бы дольше.
    1. kin 16 февраля 2013 19:05
      Я - не большой специалист в этих проблемах. Но у меня вопрос: а зачем танку прорыва, танку поддержки пехоты более мощная пушка. Тем более для 1941-го?
      kin
      1. Владимирец 16 февраля 2013 20:39
        Цитата: kin
        Но у меня вопрос: а зачем танку прорыва, танку поддержки пехоты более мощная пушка

        Ну, например, для борьбы с танками противника.
        1. the47th 17 февраля 2013 11:08
          76-мм пушка Л-11 в начале войны без проблем пробивала броню всех немецких танков. Когда на PzIII и PzIV нарастили броню, тогда на КВ стали ставить более мощную Ф-34.
      2. Gato 21 февраля 2013 23:04
        Танк прорыва, а тем более поддержки пехоты в принципе не предназначен для борьбы с танками противника. Его задача - лупить прямой наводкой по пулеметным точкам и ДЗОТам (ну или ДОТам) противника. Для этого лучше пушка крупного калибра и мощные осколочно-фугасные снаряды. Собственно, КВ-2 с 152-мм для этого и создавался. Тогда такая теория была, война, естественно, внесла свои коррективы.
        В вермахте тоже нечто похожее было (не надо ржать) = Pz.IV с 76-мм окурком. Потом стали умнее - стали делать штурмовые САУ.
  6. Ванёк 16 февраля 2013 18:38
    Как Вы уже догадплись - недоделан.
    Ванёк
  7. Альф 16 февраля 2013 20:08
    Цитата: kin
    Я - не большой специалист в этих проблемах. Но у меня вопрос: а зачем танку прорыва, танку поддержки пехоты более мощная пушка

    Танку прорыва более мощное орудие НЕОБХОДИМО ! Танк прорыва ведет бой, в основном, с т.н. "пехотными" целями, т.е. ДОТами, ДЗОТами и полевыми укреплениями. Где именно ФУГАСНЫЙ снаряд более важен и необходим. В качестве примера можно привести БК ИС-2 -28 выстрелов, из которых 20-осколочно-фугасных. Дело в том, что с увеличением калибра резко возрастает мощность фугасного заряда. Тяжелые самоходки ИСУ-122-152 прекрасно показали себя именно при штурме немецких городов и укреп.районов, что , в принципе, одно и тоже. Не зря в состав штурмовых групп входили именно ИСы и ИСУ, но не СУ-85 или Т-34-85. К тому же побочным действием увеличенного калибра также является увеличение мощности снаряда бронебойного. ИСы прекрасно показали себя, стреляя по танкам ОФ снарядами и ИСам не требовался подкалиберный снаряд, что является экономией вольфрама-не самого многочисленного материала.
  8. майор1976 16 февраля 2013 20:20
    Согласен машина именно "сырая",не отработана технически!Проблемы с двигателем,трансмиссией,ходовой,приборами наблюдения,связи и вооружением!Но аналогов на тот момент не имела ни одна армия мира!Янки изучили КВ с нашего позволения и сделали для себя выводы за какими танками будущее и чьи танки первыми войдут в Берлин,а если надо и пойдут дальше!У самих то на начало войны кроме "отстоя" не было ничего!КВ чрезмерно силен(не было у КВ достойных противников даже со всеми его недостатками) на момент начала войны,а с подготовленным экипажем практически неуязвим(не дело по единичному танку применять авиацию и тяжелую артиллерию-задачи не те)!Вот немцы со своими 37мм "дверными колотушками" и доказали всему миру и сами себе что зря полезли на восток и разбудили "русского медведя" на КВ!А все эти немецкие "вундервафли" Тигры,Пантеры,Элефанты и т.д.(не только танки-все вооружение,снаряжение и амуниция вермахта) хоть и были зачастую неплохими или иногда превосходными образцами,но остались в истории как побежденные,и запомнились только потому что воевали против советской техники!
    майор1976
  9. ikrut 16 февраля 2013 20:37
    Спасибо автору за статью. Собственно, нового ничего не узнал, но все равно хорошо лишний раз вспомнить этот наш легендарный танк и подвиги танкистов на нем. Фотографии понравились. Многие раньше и не видел. А фотки, где КВ достают из Невы сразу напомнили хорошую песню. Нашел ее и выкладываю тут.
  10. malkor 16 февраля 2013 22:56
    кв самый сильный танк начала 2мировой
    кв - это огромный опыт построянения тяжелых танков, поэтому его наследник ис получился во многом удачнее
    malkor
  11. valiant 16 февраля 2013 23:20
    1. Первый опытный образец танка КВ (машина У-0), сентябрь 1939

    2. Немецкий трофей КВ-1

    3. Танк КВ-1К с КАРСТ-1

    4. Трофейный КВ-2
    valiant
  12. bublic82009 17 февраля 2013 01:01
    мы все оцениваем с опыта пройденных лет. КВ был спайкой противоречий. он делался как танк прорыва таких линий как Монергейма. а вот как танк обороны или борьбы с танками не предназначался.
    отдельные случаи побед экипажей этих танков не поменяли весь ход войны кардинально. танк это комплекс. это не только его экипаж, но и механики, снабженцы, тыл. любой танк бесполезен без топлива и боеприпасов и обслуживания.
    пушка 76 мм на 1941 год была достаточной. 152 мм гаубица избыточной.
    bublic82009
    1. the47th 17 февраля 2013 11:09
      Цитата: bublic82009
      152 мм гаубица избыточной.

      Гаубица М-10Т была предназначена только и только для уничтожения укреплений.
      1. Bosk 17 февраля 2013 12:54
        Укреплени-неукреплений но 152мм болванка даже по Тигру шлёпала неслабо...такой фофан некаждая башня держала.
        1. Gato 22 февраля 2013 02:24
          Это если выпадет большая удача попасть. У тигра цейсовский прицел, да и "ахт-ахт" тоже не подарок, если прилетит
  13. Кэптен45 17 февраля 2013 11:06
    Статье+, интересная,хотя о КВ уже писали, но особенно интересны фото в постах.И вот какая мысль родилась после прочтения-по материалам статьи основное эффективное применение танков КВ было на Ленинградском фронте,хотя количественно на начало войны их было меньше,чем в Западном округе.А отсюда вытекает нехитрый вывод кто и как готовился к войне.Значит не зря расстреляли Павлова.
  14. sdf23wesdgg 17 февраля 2013 19:28
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете http://trunc.it/m8pnt Очень удивилась и испугалась,
    мои переписки, адреса, телефоны, даже нашло мое обнаженное фото, даже не представляю от куда. Радует только то, что данные можно удалить из сайта, конечно же, воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    sdf23wesdgg
  15. sso-250659 17 февраля 2013 21:30
    К сожалению у нас никто и никогда толком не уделял внимания обучению личного состава и совершенствованию тактики применения военной техники и вооружения. Честь и слава героям которые даже на недоработанной технике громили врага!!!!
    1. bask 18 февраля 2013 07:45
      Цитата: sso-250659
      тактики применения военной техники и вооружения. Честь и слава героям которые даже на недоработанной технике громили врага

      bask
  16. GOLUBENKO 17 февраля 2013 22:17
    Статье поставил плюс.
    Михаил БАРЯТИНСКИЙ интересный автор, читаю его книги, очень аргументировано, без занудства. КВ выполнил свою историческую миссию, стал "отцом" ИСов.
    1. bask 18 февраля 2013 07:44
      Цитата: GOLUBENKO
      Михаил БАРЯТИНСКИЙ интересный автор, читаю его книги, очень аргументировано, без занудства. КВ выполнил свою историческую миссию, стал "отцом" ИСов.

      Прорывные проект в СССР.
      bask
  17. mkpda 18 февраля 2013 12:29
    "Серийное производство танков КВ с 76-мм пушками («танки с малой башней») и спешно разработанных по опыту боев на линии Маннергейма танков КВ со 152-мм гаубицами («танки с большой башней») началось в феврале 1940 года на ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). До конца года Кировский завод сумел изготовить 243 танка (139 КВ-1 и 104 КВ-2), полностью выполнив спущенный сверху план." Вот только автор забыл указать, что этот успех был связан не только со снятием с производства Т-28, но и "пробитому" в мае 1940 года Зальцманом приказом по Наркомату о полном прекращении производства комплектующих для Т-28. В результате летом 1941 года не было боеготовых подразделений на КВ и потеряли боеготовность подразделения на Т-28.
  18. volga248 19 февраля 2013 11:49
    В Военном обозрении напечатана статья Ю. Шатракова под названием "Стоять насмерть, но выжить". Советую ознакомиться с ней. Статья получила широкий отклик у общественности. Ее перепечатали ряд СМИ для ознакомления читателей
    volga248
  19. Gato 21 февраля 2013 23:45
    Статье однозначный плюс, хотя есть более серьезные исследования.

    Кстати о танках: для меня осталось загадкой - откуда пошла мода называть их именами военных (политических) ээээ... деятелей? КВ, ИС, Черчилль, Шерман, Ли - желающие могут продолжить smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня