Старое оружие: какого года выпуска датские F-16?

26
Старое оружие: какого года выпуска датские F-16?
Этот красавчик уже отлетался. Е-070, 1983 года выпуска, в строю с мая 1984 года. В ВВС Дании передан в мае 1997 года. Разбился 27 октября 2015 года в Северном море


Прошло сообщение о том, что Министерство обороны Дании планирует передать Украине первые F-16 уже летом 2024 года. Это уже не первое такое обещание, так что посмотрим. Нидерланды тоже много чего обещали, но пока что ничего не передали. Как пишут в новостях, идёт подготовка машин.



Самолётик 1978 года выпуска


Во всей длинной истории обсуждения вопроса о передаче F-16 украинским ВВС чего только не обсуждалось. Тут были и вопросы подготовки украинских пилотов, и вопросы обслуживания, и вопросы поставок запчастей и боеприпасов. Пожалуй, только один вопрос не обсуждался. F-16 — очень старые и уже изрядно поношенные машины.

ВВС Дании когда-то купили 77 истребителей F-16. Когда-то — это давно. Поставки по первому контракту начались в январе 1980 года, по второму контракту — в августе 1984 года. Потом ещё было две передачи из ВВС США в 1994 и 1997 годах. Впоследствии датские самолёты прошли в несколько этапов модернизацию в модификацию Block 20 MLU.

Основной парк датских F-16 выпущен в 1978 и 1980 годах, как следует по их серийным номерам, приведённым на сайте f-16.net.

Самолёты из самого первого заказа уже пошли под списание, разрезку или стали экспонатами музеев. Из 38 единиц, выпущенных в 1978 году, к настоящему моменту 10 самолётов списано, 10 — на хранении, и только три летающих.

Самолёты, выпущенные в 1980 году, в основном летающие, из 21 единицы только один — ЕТ-626, был разрезан в марте 2021 года. Перед этим самолёт, налетав 4,4 тысячи часов, в августе 2003 года был отправлен на хранение на авиабазе Аалборг.


Е-187, 1978 года выпуска, поступил в ВВС Дании в феврале 1981 года. Отправлен на хранение в декабре 2011 года, разрезан в мае 2016 года. Типичная судьба старых самолётов

Есть и более поздние машины, выпущенные в 1983, 1986 и 1987 годах. Самый свежий датский F-16 был выпущен, судя по номеру, в начале 1988 года, поставлен в ВВС Дании в октябре 1989 года и, по имеющимся данным, летает с бортовым номером Е-018.

Таким образом, датские F-16 — это самолёты старые или уже вылетавшие свой лётный ресурс, или добирающие последние часы.

Один из самых старых датских F-16, выпущенный в 1978 году и переданный в апреле 1981 года, всё ещё летал в январе 2020 года с бортовым номером Е-190 в составе 730-й эскадрильи ВВС Дании. Более 40 лет в строю!


Вот это фото просто нравится своей абсурдностью. Тут ВВС Нидерландов показывают президенту Украины Владимиру Зеленскому чудо-самолёт, которым он победит матушку-Россию. Тактический номер самолёта — J-641. Он и рассказывает, что эта машина поступила в ВВС Нидерландов... 30 сентября 1983 года! Изготовлен в 1980 году. Более чем 40 лет в строю! Новейший и современнейший истребитель для захвата господства в воздухе! Главное, чтоб не развалился на вираже

На продажу на слом


Эти замечательные самолёты должны были эксплуатироваться до 2020-2025 гг., когда их планировалось заменить F-35. Время неумолимо. Наиболее старые F-16 пришлось или списать, или отправить на хранение. Но подходят сроки для списания и следующей партии самолётов. От них ВВС Дании собиралось избавиться с некоторой выгодой. В 2021 году датское правительство согласилось продать 12 штук американской фирме Draken International, базирующейся во Флориде, с опционом для других 28 самолётов. Фирма оказывает услуги по подготовке и тренировке персонала для ВВС США.

Самолёты продавались по программе ELOT (End Life of Type), то есть фактически на слом. Вместо них с 2022 года должны были поступать F-35А. Четыре такие машины были поставлены 727-й эскадрилье ВВС Дании, ещё 6 самолётов, уже полученных Данией, оставались на базе ВВС Люк в Аризоне для обучения пилотов. Всего Дания заказывала 27 F-35A, ещё в 2016 году. Только в сентябре 2023 года первые самолёты реально поступили в войска.

Дальше американская фирма договорилась купить у ВВС Дании ещё шесть F-16, со сроками поставки в 2024 году. Но сделка в июне 2023 года расстроилась. После этого самолёты стали предлагать Украине в качестве средства захвата господства в воздухе.

Грызня под ковром


Во всей истории с передаваемыми Украине F-16 прямо не знаешь, чему именно удивляться. Это же поразительное дело — предлагать самолёты, выпущенные 30-40 лет назад, в качестве средства, способного переломить войну в воздухе! И ведь находятся люди, которые в это истово верят.

Однако, обозревая ставшие известными обстоятельства этого дела, можно предположить такую подоплёку этой странной истории. Речь уже не шла о том, чтобы заменить старые самолёты на новые. Дания получила менее половины заказа на F-35 за семь лет ожидания. В ожидании поступления новых бортов датчане неспешно распродавали старые. Но тут вышел конфуз. Из 10 F-35, формально сданных Дании, до ВВС этой страны добрались только четыре, а шесть так и остались в фактическом распоряжении американцев. Отличный бизнес! Датские самолёты летают, тратят часы, которые, должно быть, оплачиваются тоже датчанами, но используются американцами.

Думается, что в такой ситуации и возникла идея про передачу F-16 Украине. Цель её была в том, чтобы надавить на американцев: мол, мы воюем, отдаём последние самолёты украинцам, русские наступают — короче, гоните заказанные, оплаченные и даже уже переданные F-35. Никакого, вероятнее всего, стратегического умысла тут нет; идёт ожесточённая грызня под ковром. Датское правительство согласилось для достижения своих целей пожертвовать несколькими старыми самолётами, которые оно и так собиралось продавать, ну и украинскими пилотами, которые в них сядут.

Другой версии тут трудно предложить. Вряд ли кто-то, будучи в здравом уме, будет уверен, что десяток-другой самолётов, старых и стоящих на грани списания, смогут действительно переломить ход боевых действий.

Также думается, что американцы датскую затею не оценят. Они сами летают на страшно изношенных F-16 и F-15, вылетавших все мыслимые сроки и потому иногда ломающихся в воздухе. Эти самолёты до сих пор составляют основную часть парка ВВС США, как это ни парадоксально. Попрекать их летанием на таком авиахламе может быть чревато. Американцы могут обидеться и ввести какие-нибудь санкции.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 февраля 2024 05:55
    Какие бы старые они не были - это все-равно оружие, оружие которое может стрелять, наносить ракетные удары и прочае - т.е. убивать как наших ребят на ЛБС, так и гражданских на наших территориях. А посему наплевательски относится не стоит.
    Было бы замечательно если бы наши ребята накрыли поставленные литаки ДО их первых боевых вылетов.
    Превентивно.

    зы Если они действительно такие старые - хай они развалятся все от износа в первом же вылете.
    1. -14
      27 февраля 2024 08:07
      Да нет, вот то что они старые как раз и лишает их возможности убивать. Во первых двигатели на металлолом, нужно менять, а это огромные средства, далее оборудование хлам, значит боевые свойства на уровне первых Миг29.
    2. +2
      27 февраля 2024 17:59
      Старые ... не старые ... современный самолёт(4 и выше поколения) это больше платформа для доставки/запуска оружия
      Ф-16 ... если прошли какую то модернизацию несут всю номенклатуру которую делали и делают в НАТО
      Но тут вопрос сколько им её дали или дадут ибо ракеты , бомбы и прочее тоже стоят хороших денег... Ещё вопрос ж лётчиков , обслуги , запасы топлива , секретность размещения и возможность вернуться хотя бы после первого вылета
  2. +14
    27 февраля 2024 06:12
    Старое оружие: какого года выпуска датские F-16?
    Автор совсем забыл указать, что за время существования этой машины она неоднократно подвергалась модернизации. Менялась авионика, бортовая электроника, добавлялись-удалялись дополнительные подвески, на самолёт устанавливались новые двигатели, а сама конструкция самолёта все больше и больше впитывала в себя радиопоглощающие материалы, приближаясь к набившей уже всем оскомине самолета пятого поколения. Эта машина до сих пор находится на вооружении многих государств, включая и США и относиться к ней, как к какому-то железному хламу вовсе не сто́ит. К тому же, Дания богатая страна, член НАТО и просто-таки по умолчанию не может позволить себе иметь устаревшего вооружения
    1. -16
      27 февраля 2024 08:09
      Ну начнем с того, что двигатели вообще то меняются часто и скорее всего на этих стоят уже подлежащие списанию. Авионика, даже если и менялась то в начале 90-х, значит унылое старье. Ну какое радиопоглощающее покрытие, вы сами то в это верите?
      1. +13
        27 февраля 2024 09:31
        Цитата: Виктор Сергеев
        Ну начнем с того, что двигатели вообще то меняются часто
        Начнем с того, что в некоторых случаях двигатели не просто меняются из-за выработки ими ресурса, а иногда ещё и заменяются на более доработанные, а значит и более совершенные, впитавшие в себя все последние достижения науки и техники. И за всю историю эксплуатации F-16 таких замен было несколько
        Цитата: Виктор Сергеев
        Авионика, как и электроника а целом, даже если и менялась то в начале 90-х
        Авионика, как и в целом вся электроника, это вообще особая песня, она так же, как и двигатели заменяется при каждых новых ее усовершенствованиях. Иногда это даже делается безо всяких на то объявлений, просто заменяется и все
        Цитата: Виктор Сергеев
        Ну какое радиопоглощающее покрытие, вы сами то в это верите?
        Веруют а бога, а я знаю. Для снижения радиолокационной заметности, в конструкции F-16 применяются радиопоглощающие материалы, значительно повышающие возможности машины и наделяющие ее характеристиками самолётов пятого поколения. И прежде чем попусту в комментариях гонять воздух, для начала хотя бы немного почитайте об этом самолёте
        Цитата: Виктор Сергеев
        унылое старье
        Похоже что унылое представление о современной технике и ее дальнейшей модернизации просто крепко сидит у вас в голове и выходить оттуда никак не хочет
        1. 0
          13 мая 2024 13:35
          Цитата: Голландец Михель
          Веруют а бога, а я знаю. Для снижения радиолокационной заметности, в конструкции F-16 применяются радиопоглощающие материалы, значительно повышающие возможности машины и наделяющие ее характеристиками самолётов пятого поколения. И прежде чем попусту в комментариях гонять воздух, для начала хотя бы немного почитайте об этом самолёте

          Исходя из спецификаций по F-16, Вы просто дезинформируете в этом месте. НИКАКОЙ РЛ-незаметности, кроме базовой сигнатуры, на датских F-16 нет. Систем РЭБ, которые улучшают данный показатель то же нет.
    2. -12
      27 февраля 2024 08:11
      В статье написано же, все Датские Ф 16 модернизировались до Блок 20 MLU, а это модификация 90-91 года вроде, и замены двигла там не было, как и сильных изменений в фюзеляже, в основном модернизация касалась интеграции вооружения в том числе ПКР Гарпун, Аим 120
      1. +5
        27 февраля 2024 13:13
        Цитата: Виталий161
        В статье написано же, все Датские Ф 16 модернизировались до Блок 20 MLU, а это модификация 90-91 года вроде, и замены двигла там не было, как и сильных изменений в фюзеляже, в основном модернизация касалась интеграции вооружения в том числе ПКР Гарпун, Аим 120

        Мало ли что написано в статье, фактически у Дании Блок 50, модернизация проводилась в 00-е…
        Вот статья на эту тем https://uacrussia-livejournal-com.turbopages.org/turbo/uacrussia.livejournal.com/s/48812.html
        Да, машина не прям новая, но это выла актуальная модернизация до конца 00-х, с учётом возможности замены радаров, авионики и прочего весьма вероятно, что к соседу они попадут в промежуточном виде между блок 50 и блок 70 виде… по ресурсу и тех состоянию тоже непонятный момент - в ходе модернизации перебирали и корпус, там от машин 80-х ничего уже и нет.
        Авиация вообще в плане модернизации штука очень сложная, это не танк, там брони нет… к примеру Индийские МиГ-21 после модернизации до уровня «бизона» были более совершенны, чем пакистанские F16, хотя были старше чуть-ли не на 20 лет…
        1. -8
          27 февраля 2024 13:30
          Цитата: parma
          Мало ли что написано в статье, фактически у Дании Блок 50, модернизация проводилась в 00-е…
          Вот статья на эту тем [media=https://uacrussia-livejournal-com.turbopages.org/turbo/uacrussia.livejournal.com/s/48812.html]

          так из вашей же ссылки у Дании на вооружении состоит F 16MLU это блок 20, потому их и списывают ибо это модернизация древняя
          1. +5
            27 февраля 2024 13:55
            Цитата: Виталий161
            Цитата: parma
            Мало ли что написано в статье, фактически у Дании Блок 50, модернизация проводилась в 00-е…
            Вот статья на эту тем [media=https://uacrussia-livejournal-com.turbopages.org/turbo/uacrussia.livejournal.com/s/48812.html]

            так из вашей же ссылки у Дании на вооружении состоит F 16MLU это блок 20, потому их и списывают ибо это модернизация древняя

            Вы точно читать умеете?…
            Вот прямая цитата из статьи «Модернизированный самолет после установки современного оборудования кабины, авионики и радиолокационного комплекса по своим характеристикам приблизился к модификации F‑16C/D Block 50 и получил обозначение F‑16MLU или F‑16АМ/ВМ»… MLU вообще расшифровывается как Mid-Life Update, те программа модернизации в середине срока службы самолета (те f16 как модели, к 2030-м планировалось их уже заменить)… вся идея заключалась в том, что самолёты в версии до блок 40 включительно модернизируют до актуальной на тот момент версии, те примерно блок 50… до 1997 шла разработка модернизации, до 2003 модернизировали европейские машины, далее начали работы по модернизации машин прочих заказчиков, в том числе по данной программе модернизировали пакистанские бок 20 в 2010-2014 годах… как работает ваша логика, как можно было модернизировать пакистанские блок 20 до версии блока
            20 в 2014 году?)
            F-16 списывают не потому, что машина древняя и плохая, а потому что покупают новые f35, это плановая модернизация ВВС стран НАТО с закупкой машин нового поколения…
  3. -8
    27 февраля 2024 08:57
    Понятно было сразу, что новых блок 70/72 не дадут, блок 50/52 - тоже очень сомнительно. Но блок 20/25, пусть даже и в доработанном виде - это же старье. Не говоря уже о том, что вне системы боевого применения НАТО, он теряет значительную часть своих возможностей. Да проблемы они создадут, но говорить о коренном переломе в войне в воздухе - даже не смешно.
    1. +5
      27 февраля 2024 09:35
      Цитата: ТермиНахТер
      Да проблемы они создадут, но говорить о коренном переломе в войне в воздухе - даже не смешно
      Перелома, конечно, никакого не будет, но крови этот истребитель попортить нам может
      1. -8
        27 февраля 2024 11:24
        Вундервафлей было уже много - "джавелины", "хаймерсы", "леопарды", "патриоты", "шторм - шедоу". Теперь "абрамы" - пока что никто из них, кардинально ситуацию для бандерлогов не улучшил. По - моему, им гораздо больше помогает бардак в рядах ВС РФ. Изживут бардак, ситуация станет катастрофической для бандерлянда.
  4. +6
    27 февраля 2024 08:58
    Они сами летают на страшно изношенных F-16 и F-15, вылетавших все мыслимые сроки и потому иногда ломающихся в воздухе. Эти самолёты до сих пор составляют основную часть парка ВВС США, как это ни парадоксально. Попрекать их летанием на таком авиахламе может быть чреват


    Уважаемый автор, ваш предвыборный голос (статья) учтены. Жду ваших комментариев в новостях про обстрелы Белгородской области и Донецка.
  5. +15
    27 февраля 2024 09:36
    От них ВВС Дании собиралось избавиться с некоторой выгодой. В 2021 году датское правительство согласилось продать 12 штук американской фирме Draken International, базирующейся во Флориде, с опционом для других 28 самолётов. Фирма оказывает услуги по подготовке и тренировке персонала для ВВС США.

    Автор взялся писать, но полное незнание "вражеского" языка и верноподданическая суетливость сыграло с ним злую шутку - на английском языке Dutch - это не датский, а голландский. Датский по английски - Danish. В результате статейка по заглавию про датские самолеты, но содержание в них - про голландские, то есть все то что в статье написано о F-16 , к датским F-16 никакого отношения не имеет.
    Самолёты продавались по программе ELOT (End Life of Type)

    The F-16 End Life of Type (ELOT) - это голландская программа.
    Как можно публиковать такую чушь - вопрос к редакции.
    1. +8
      27 февраля 2024 11:36
      Цитата: Dekabrist
      Dutch - это не датский, а голландский. Датский по английски - Danish

      Снимаю шляпу... hi
      1. +11
        27 февраля 2024 14:17
        Главное даже не в том, что автор перепутал Нидерланды и Данию. Все эти бравурные напевы пропагандистов-агитаторов о старых самолетах - это от полного непонимания вопроса. Американцы и европейцы действуют очень грамотно. Для обкатки инфраструктуры, наработки опыта и совершенствования навыков наземного и летного персонала новые самолеты использовать нерационально. Тем более, что никто не планирует воздушных боев. А с задачами ПВО и запуском оружия "воздух-поверхность" эти самолеты вполне справятся. А с получением необходимого опыта и положительного результата пойдут и самолеты поновее, тут можно не сомневаться.
  6. -11
    27 февраля 2024 09:55
    Хорошая новость. Датчане действуют в интересах России. Все это старое разваливающееся дерьмо наконец подорвет возможности их обороны. И тогда сразу сбудутся Великие Пророчества Великого Стратега Ставера!!!!
  7. +5
    27 февраля 2024 11:34
    Эти самолёты до сих пор составляют основную часть парка ВВС США, как это ни парадоксально. Попрекать их летанием на таком авиахламе может быть чревато. Американцы могут обидеться

    Весь американский авиапарк F-16 прошел глубокую модернизацию и по своим характеристикам может гарантированно противостоять истребителям пятого поколения. Их, конечно, со временем заменят на F-35, но пока они еще уверенно находятся в строю. Старый конь борозды не испортит...
  8. -1
    27 февраля 2024 11:49
    В плане завоевания господства в воздухе, да и вообще, перспектив воздушных боев - можно все это старье считать второсортным. Угроза в другом. Они носят на себе воздух-поверхность с дальностью 300 км и более и как платформа для запуска - очень даже. С этим и придется бороться в первую очередь
  9. +4
    27 февраля 2024 12:52
    Какого года Су 24 . Они точно не новее .
  10. +7
    27 февраля 2024 20:07
    Автор просто фантазирует, разбавляя это пустословием.
    Впоследствии датские самолёты прошли в несколько этапов модернизацию в модификацию Block 20 MLU.

    Если бы автор раскрыл эту свою фразу, то выяснилось бы, что европейские Ф-16- это не самая последняя модернизация Ф-16, но вполне современная, с серьезным обновлением электроники, а не древняя. Но если автор об этом написал бы, статья бы не получилась.
    Или вот это-
    самолёт, налетав 4,4 тысячи часов, в августе 2003 года был отправлен на хранение на авиабазе Аалборг.

    Автор в статье словами много напылил, но не поинтересовался- а какой, собственно, ресурс у Ф-16?
    А если бы поинтересовался, то узнал бы, что назначенный ресурс Ф-16 - 8000 часов, это очень прочный самолет.
    Более того, американцы, проведя цикл испытаний и исследований самолета после налета 8000 часов, пришли к выводу о возможности его продления до 12 000 часов ( а некоторые экземпляры при испытаниях налетали и 16 000 часов).
    Но если такое написать, то как же получится задуманная статья о том, что они старые и вот- вот развалятся? Вот автор и не писал....:(((
  11. +1
    27 февраля 2024 23:49
    Высший пилотаж на них никто крутить не собирается. Это средство доставки крылатых ракет и АМРААМ к рубежу пуска с целеуказанием от натовских самолетов и спутников. Украинские су-24 уже 2 года воюют, а их так и не уничтожили окончательно. А ф-16х будет сильно больше как и пилотов ихтамнет
    1. +1
      28 февраля 2024 01:41
      Ф-16 вполне способны применять недорогие планирующие бомбы в районе линии фронта.
  12. -1
    1 марта 2024 08:52
    Все упорно пишут про электронику и авионику. Есть ещё один основной элемент. Это планер, а он остаётся всё тем же, выпущенным с завода и именно в нём накапливается усталость металла. Пока он держит самолёт летает. Что будет значить электроника если у вас просто отвалится крыло?