Иран: реальная политика под религиозным покровом

9
Иран: реальная политика под религиозным покровом



Прелюдия: что скрывается за идеологией


Продолжим тему американо-иранского противостояния на Ближнем востоке (начало см.: Почему США не устранили Хомейни и Иран: феникс из пепла).



Во второй половине 1980-х стала очевидна, с одной стороны, неспособность Ирака добиться военной победы над Ираном, больше того: войска Саддама оказались на грани поражения; с другой – прочность власти Хомейни, в 1981 г. разгромившего, за исключением ОМИН, оппозицию и консолидировавшего бóльшую часть общества, или, по крайней мере, добившегося его лояльности.

Именно в тот период происходит подлинное обострение отношений Тегерана и Вашингтона, поскольку стремление второго к гегемонии на Ближнем Востоке натолкнулось на реализацию первым экспорта идей Исламской революции.

Великий аятолла ведь недвусмысленно заявлял: ислам нужен не только его адептам, но и всему человечеству.

Идея, в строго религиозном её измерении, изначально утопическая: ну какой, скажите на милость, экспорт Исламской революции в шиитском её понимании в государства, где большинство населения – сунниты?

Нигде ведь кроме Ирана, Азербайджана и Бахрейна шииты не составляют большинство, хотя в некоторых странах, в том же Ираке, их немало.

И суннитам не просто чужд шиизм, но его распространение вызывает сопротивление:

«Можно утверждать, – пишет политолог Р. М. Эмиров, – что суннитский своеобразный исламистский интернационал, при всех противоречиях и конфликтах между его составными частями, включает в себя, наряду с антизападными установками, также антишиитский заряд, поскольку чувствует угрозу экспорта исламской шиитской революции и на остальной исламский мир… По численности населения, экономическому, энергетическому, геополитическому потенциалу шиитам весьма трудно тягаться с суннитами.»

Впрочем, думается, Тегеран и не собирался никому ничего навязывать в религиозном плане.

По стопам Ахеменидов и Сасанидов


За фасадом идеологии следует видеть со стороны Хомейни воплощение в жизнь концептуально тех же задач, что когда-то реализовывали Ахемениды и Сасаниды в эпоху своего расцвета.

Речь об известном, начиная с VII в. до Р. Х., стремлении персов, а чуть ранее родственных им и разгромивших Новоассирийское царство мидийцев, выйти за пределы снежных вершин Загроса и распространить свою власть на территории Плодородного полумесяца, простирающиеся от Египта до Месопотамии.

На их пути оказался эллинистический мир, шаг за шагом осуществлявший, поступью сначала фаланги, потом легионов, а затем и закованных в броню катафрактариев, экспансию в обратном персидскому направлении.

Фокус борьбы, покуда её не прекратили завершившие историю Сасанидской Персии арабы, сосредоточился вокруг Передней Азии и Ближнего Востока.

На пути же возрождённого в XVI в. Сефевидами шиитского Ирана встала могущественная Османская империя – сильнейшая военная держава в Западной Евразии упомянутого столетия.

Эллинистической её назвать никак нельзя, но символичен титул султана – кайсер-и-Рум, и утверждение Мехмеда II Фатиха о его родстве с Комнинами.

А век спустя не только Иран, но и мусульманская ойкумена в целом вступила в полосу затяжного кризиса, какой-то спячки, проигрывая с позднего Средневековья и до настоящего времени научно-техническую гонку сложившемуся на фундаменте Pax Romana миру (термин Запад мне не представляется ни удачным, ни корректным).

Очередной шаг к возрождению Ирана сделал шах Реза Пехлеви, аккурат столетие назад. Международная обстановка ему благоприятствовала: с века XVIII-го далеко не блистательная Порта, наконец, стала достоянием истории, что открывало для Тегерана окно возможностей.

Да и Первая мировая явилась предтечей к крушению колониальных держав: доминирование Великобритании и Франции на Ближнем востоке в исторической перспективе не могло быть долгим.

Но Вторая мировая внесла коррективы и привела к оккупации Ирана советскими и английскими войсками.


Подразделения РККА в Иране. Август 1941 г.

Следующую модернизацию, равно как и довольно топорно проводившуюся вестернизацию, предпринял Мохаммед Пехлеви.

Впрочем, не только он озаботился с помощью закупленных в Европе инструментов ремонтом обветшавшего здания государственности и общества.

Почти современником шаха был М. Кемаль, одновременно с М. Пехлеви модернизацию начали М. Дауд, М. Каддафи, Г. А. Насер, А. Касем и позже продолжил С. Хусейн.

Только, в отличие от названых деятелей, Пехлеви являлся и менее харизматичной фигурой и, что в ещё большей степени играло против него – был креатурой Соединенных Штатов, в военно-техническом плане от них зависимой. И, кстати, сомнительна заинтересованность Белого дома в создании шахом собственного ВПК. Оружие – тот ещё поводок.

Отсюда оправдана ставка Хомейни на развитие отечественного научного потенциала и ВПК, о чём мы беседовали в предыдущий раз.

Кроме того, все перечисленные лидеры и сами были людьми светскими и политику проводили соответствующую, что стало их ошибкой, основанной на недооценке традиционализма, пронизывающего немалую часть сфер жизни обществ их стран за пределами столицы и крупных городов – ошибкой, давшей, как в истории с Афганистаном, о себе знать далеко не сразу.

Исключение – Кемаль, превративший Турцию в подлинно светское государство; и нынешние заигрывания Р. Эрдогана с религией носят искусственный, на мой взгляд, характер.

Полагаю, названные лидеры не чувствовали биение общественного пульса. В отличие от великого аятоллы, следовавшего концепции Исламского пробуждения, адаптированной под реалии современного ему мира. Хомейни и стал символом шиитского пробуждения.

Хотя антиамериканская риторика имама не могла не вызвать сочувствия и среди суннитов.

Уточню: процитированный выше Р. М. Эмиров, отмечавший чуждость суннизма и шиизма, прав. Но в 1980-е Хомейни сыграл и на своей харизме, и на антиамериканизме значительной части простых арабов, особенно на фоне отвешенной иранцами пощёчины США посредством захвата посольства и провала Орлиного когтя.

Это позволило Тегерану облечь прагматичные задачи в расшитое зелёными нитями ислама покрывало идеологии. Проще говоря, сунниты не столько сочувствовали шиитам, сколько поддержали брошенный Ираном вызов США и Израилю.

Согласно Хомейни, существовавшая на тот период система международных отношений являлась несправедливой, а мир виделся разделённым на две части: благоденствующих (мостакберин) и обездоленных и угнетённых (мостазафин).

И 1981-м, обращаясь к своим дипломатам, имам произнёс:

«Вы должны активно работать, чтобы экспортировать нашу революцию туда, где вы находитесь. Экспорт революции означает, прежде всего, приход к власти обездоленных и устранение антинародных правительств.»

Речь о вполне приземлённых вещах под идеологическим флёром: экспорт направлен в страны, где господствовали проамериканские режимы, в чём и выражалась констатированная имамом несправедливость.

С тех пор ситуация не особо изменилась – достаточно бросить взгляд на карту расположения ближневосточных военных баз США, о чём мы недавно говорили: Визит Президента в ОАЭ и КСА: послесловие без эйфории.

И американскому доминированию не препятствует пророссийская риторика тех или иных арабских лидеров.

Следование же в фарватере внешней политики США, а не только эксплуатация газово-нефтяных месторождений, и позволяет аравийским монархиям благоденствовать, не превращаясь в «безжалостных диктаторов», с «исстрадавшимся» под их властью населением, которое срочно требуется осчастливить «демократическими ценностями».

Иран: ставка на обездоленных


Под обездоленными же следует рассматривать не столько бедноту, но и, простите за тавтологию, обездоленных в политическом плане, то есть лишённые доступа к власти проирански настроенные контрэлиты, или контрэлиты, видящие в Исламской республике инструмент для реализации собственных амбиций – так, пожалуй, будет точнее.

В качестве примера приведу выдвинутое против свергнутого американской креатурой – А. Ас-Сиси, экс-президента Египта М. Мурси обвинение: шпионаж в пользу Ирана.

При Х. Мубараке Мурси и представлял контрэлиту, если и не проирански настроенную, то готовую переформатировать разорванные, во многом из-за Кэмп-Дэвидских соглашений, в 1980-м отношения с Тегераном.

Любопытно, что последний рассматривал победу египетских Братьев мусульман в 2012 г. как продолжение революционных событий в Иране. Недаром М. Ахмадинежад поспешил в Каир. Но мы забежали несколько вперёд.


Вернёмся к Хомейни. Продекларированный им принцип Ни восток, ни Запад также не следует рассматривать в сугубо в религиозной плоскости. Скорее, он означал на практике возрождение упомянутого великодержавия.

Кстати, противоречий-то здесь с религиозной составляющей нет: она в контексте доктринальных установок ислама не разделяется с государственным компонентом.

В халифате же не нужно было разрабатывать оказавшуюся на деле утопической концепцию симфонии светской и церковной властей, так и не реализованную ни в Восточно-Римской империи, ни в Российском, Болгарском и Сербском царствах.

Стратегия непрямых действий


Своё место под палящими лучами ближневосточного солнца Исламская республика, в силу ограниченности финансовых и военных ресурсов, к тому же отягощённая войной с Ираком, отстаивала посредством стратегии непрямых действий, о которой писал в своё время британский военный теоретик Б. Г. Лиддел Гарт.

Помимо формирования контрэлит, надо полагать, велась работа с ориентированными на Тегеран – строго проиранскими их называть не совсем верно – военизированными группировками.

Они-то громко о себе заявили в 1983-м. В упомянутый год смертник въехал в начинённом взрывчаткой грузовике в американские и французские казармы, в результате погиб 241 американец и 58 французов.

Ещё ранее вследствие взрыва в американском посольстве было убито 63 человека – ливанцы и американцы. В данном случае ответственность на себя взяла шиитская и, возможно, ориентированная на Иран Организация исламского джихада.


Посольство США в Бейруте после взрыва 18 апреля 1983 г.

Сам Тегеран отрицал свою причастность к обоим взрывам.

В том же году подверглось атаке посольство Соединенных Штатов в Кувейте. Последний на дипломатическом уровне поддерживал во время Ирано-иракской войны Саддама.

Важная деталь: до восстановления американо-иракских дипотношений оставался всего год, об их налаживании в Тегеране не могли не знать и имели повод опасаться, посредством сближения с Багдадом, более существенного проникновения США в регион. При том что гипотетическое военное присутствие американцев в Ираке – хотя бы на уровне советников – делало их менее доступными для шиитских военизированных группировок в Ливане.

Французский интерес


Сложнее с французами – вряд ли они просто попали под горячую руку, да и отношения их с американцами не назвать простыми, в силу конкуренции на ближневосточном рынке вооружений и стремления Парижа вернуть прежнее влияние в регионе – голлизм ещё не был погребён Н. Саркози.

Причины предпринятой против них атаки? Возможно: тесное сотрудничество с Ираком, с 1975-го ставшим вторым, после саудитов, экспортёром нефти во Францию.

Париж поставил Саддаму атомный реактор Осирак, уничтоженный израильскими ВВС в 1981 г., развивал с ним контакты в военно-технической сфере, в частности, экспортировав новейшие для того времени истребители-бомбардировщики Mirage F1.

И больше того, по утверждению американцев, французы продолжали поставки вооружений Саддаму и в 1990-е, в обход наложенных ООН санкций, не поддержав агрессию США против Ирака в 2003-м.

Помощь Парижа Багдаду оружием могла как затянуть Ирано-иракскую войну, так и способствовать укреплению позиций второго на Ближнем востоке. Светский Ирак в сотрудничестве с Францией представлял, наряду с США, препятствие на пути реализации Исламской республикой её геополитических амбиций.

Примечательно, что в отличие от американцев, французы дали недвусмысленно понять, кого они считают виновными в атаках против их военнослужащих в Ливане, нанеся авиаудары по расположенным в долине Баальбек подразделениям Корпуса стражей исламской революции.

При том что прямых доказательств наличия «иранского следа» в упомянутых терактах нет.

Ближний восток: стратегический успех Хомейни


Тем не менее, в 1984 г. американцы, британцы, французы и итальянцы вывели свои войска из Ливана, что стало существенным стратегическим успехом Хомейни в регионе – успехом, как показали и показывают дальнейшие события, отнюдь не носившим сиюминутный характер.

Что ж, проводимая Ираном геополитика, основанная на сочетании религиозной идеологии и прагматичных военно-экономических целей, приносит свои результаты.

И в завершение: Москва и Тегеран координируют свои действия в Сирии против общего противника, но союзниками их назвать никак нельзя. Только попутчиками. Временными. Ибо задачи у них разные, равно как и логистические возможности.

Использованная литература:
Вартанян А.М. «Трансформация внешнеполитической доктрины ИРИ в 1979-2005 гг.»
Сборник статей «Афганистан, Иран, Пакистан: время выборов и перемен». М., ИБВ, 2006
Баранов А.В. Египетский трек иранской внешней политики в период президентства Мухаммеда Мурси
Эмиров Р.М. К вопросу об идейных основах экспорта Исламской революции.
Лакстыгал И.М. Соперничество США и Франции на оружейном рынке в арабских странах Ближнего Востока в 1970-е гг.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    26 февраля 2024 05:28
    Что значат странные слова "идея в её.. религиозном измерении.. утопическая"?
    Идея - - не программа действий. Это программу можно выполнить или не выполнить..

    В России, например, вообще любая идея - - утопическая, потому, что не воспринимается обществом всерьёз. Хоть она религиозная, хоть нет. А программы есть, правда плохо работают.

    Главная функция идеи--объединять людей для коллективных действий ради идеи, а не ради личной выгоды для кого-то. Без объединяющей идеи вообще невозможно согласованное управление государством.
    1. +1
      26 февраля 2024 08:09
      "объединять людей для коллективных действий ради идеи", В Иране это получилось, да и то не в полное мере - сепаратизм тех же белуджей и курдов, п. Последние попытались против Ирана второй фронт отрыть в ходе его войны с Ираком. В остальных странах идея экспорта привела бы только к расколу и межконфессиональным конфликтам, а их в том же Ливане хватало.
    2. +1
      26 февраля 2024 12:15
      "...благородным угнетенным народам и уважаемому народу Ирана следовать путем Господа, не связывать себя ни с атеистическим Востоком (СССР, Китай), ни с нечестивым Западом".
      "..имам сильнее приближен к Аллаху, чем Пророк и Ангел. Ни Пророку, ни Ангелу Аллаха никогда не достичь такой степени духовной близости к Аллаху, которой достиг имам. Хомейни",
      Поэтому в период «гайба» (сокрытия) Махди власть должна принадлежать аятолле - признанному религиозному авторитету, который должен обладать властью имама.Те ОСОБАЯ форма правления-исламская республика.
      С приходом Махди понятно- как божественное существо он берет на ВСЮ полноту власти..
      Игорь,вопрос - прав ли аятолла?Ибо шииты считают.что законной и наследственной властью могут обладать ТОЛЬКО потомки Али от его брака с Фатимой - дочерью Пророка.
      Вопрос №2-современный Иран,таким ли его хотел видеть Хомейни?
  2. +1
    26 февраля 2024 05:38
    ну какой, скажите на милость, экспорт Исламской революции в шиитском её понимании в государства, где большинство населения – сунниты?

    Если не считать страны с преобладающим шиитским населением, то шииты проживают почти во всех суннитских странах, составляя сплоченные религиозные общины. А если учесть, что порядка 15% населения Саудовской Аравии составляют мусульмане-шииты, да ещё и проживающие в нефтеносных районах, то можно сразу понять, что экспорт исламской революции, это не что иное, как расшатывание устоев саудитского общества.
    1. +1
      26 февраля 2024 08:06
      С одной стороны – да, с другой представьте риски. В той же Саудовской Аравии. Скажем, вы шиит, у вас налаженный быт, бизнес. какая-никакая стабильность. Следование же революционным идеям к тому же воющего Ирана все это ставит под угрозу и в общем с незначительными рисками на успех. Иная ситуация в Ираке, но там укрепление позиция шиитов – группировки Муктады ас Садра, произошло только вследствие воздействия внешней силы в виде вторжения американцев. Да и нынешние события показывают: Ирану проще договориться с саудитами – Ван И в этом плане хорошо поработал – нежели идти путем конфронтации с ними.
  3. +1
    26 февраля 2024 08:56
    Москва и Тегеран координируют свои действия в Сирии против общего противника
    Так вроде бы писали,несколько лет назад,что одолели в Сирии,"бармалея".. Или еще одолеваем?
    1. +1
      26 февраля 2024 19:25
      О-о, я думаю еще долго одолевать
  4. +2
    26 февраля 2024 13:09
    Стремления Ирана мало изменились со времён дариев и прочих ксерксов . Это контроль и доминирование в Передней Азии . Угрожает ли это нам ? Нет , хотя зоны соприкосновения интересов неизбежно возникнут , но вряд ли дальше толкания боками зайдёт . А вот если Иран станет главным игроком региона , то регион этот только выиграет в плане успокоения . И у Ирана для этого есть главное - идейная пассионарность политики , скреплённая институтом аятолл . Ни одна страна региона не имеет этого преимущества . Это может преодолеть даже разногласия внутрирелигиозных течений , если конечно проявить мудрость, терпимость и терпение .
    1. 0
      27 февраля 2024 07:37
      Цитата: КВУ-НСвД
      Устремления Ирана мало изменились со времен Дария и других Ксерксов.

      Персы — единственная нация в истории, которая успешно возродила свою мертвую империю. в других странах, когда империя умирает, она остается мертвой навсегда. Сколько бы народов ни мечтали о возрождении былой славы и как сильно они хотели ее восстановить, им так и не удалось пойти дальше романтизации утраченной славы.
      Но что интересно, Персия была не только единственной, кто успешно возродил утраченную империю, но и доказала, что сделала это не случайно, сделав это 4 раза.
      1-аманированная империя
      2-парфянская империя
      3-сасанидская империя
      4-сефевидская империя
      Возможно, мы являемся свидетелями пятого возрождения. Очевидно, что в них есть что-то уникальное, что делает их идеальными для построения империи.
      Я думаю, взглянув на два персидских изобретения и на то, что они собой представляют, мы сможем понять, почему им удалось восстановить свою империю (шахматы и персидский ковер).
      Очевидно, что вам нужно быть искусным стратегом, чтобы изобрести шахматы, самую сложную игру, когда-либо созданную человечеством, с неограниченным количеством различных планов игры, которые делают победу возможной.
      И есть персидский ковер. Можете ли вы представить, что вам придется ждать от 5 до 10 лет и терпеливо работать, прежде чем вы сможете насладиться плодами своего труда?
      Они делали это так терпеливо, по одному узлу за раз. Настолько совершенно, что, чтобы бросить вызов высокомерию, они в конце завязывают неправильный узел, известный как «персидский изъян», чтобы напомнить себе, что только Божье дело является совершенством.
      Когда у вас есть стратегический интеллект, беспрецедентное терпение и нация, которая коллективно ценит самоуважение выше экономической выгоды, никакая геополитическая сила не сможет вас остановить.
      Следует отметить, что нынешняя концепция империи является персидским изобретением, и мы даже используем персидские слова для обозначения компонентов таких империй, таких как сатрап (государство-колония) и сатрапия (сатрап-правитель).
      До Персидской империи империи на самом деле не были империями, потому что они аннексировали завоеванные земли и путем принудительной миграции распространяли завоеванные народы по всей территории, превращая их в меньшинства и тем самым вынуждая их перенимать язык и религию большинства, чтобы уметь жить и быть принятым.
      Персы изобрели блестящий и гуманный способ завоевания. Они позволили людям сохранить свой язык, свою религию и даже чувство гордости и достоинства, выбрав одного из них правителем, но под персидской властью, что было чаще всего, находился сам побежденный царь, который теперь по-настоящему предан Персии в связи с тем, что они не только сохранили ему жизнь; они позволили ему остаться королем. Если вы начнете замечать сходство между персами и американцами, то это потому, что отец-основатель США пытался копировать персов, но на практике им это не удалось, потому что, в отличие от персов, которые запретили рабство, англосаксонские знаменитая жадность мешала, несмотря на то, что она копировалась на уровне конституции