Амазонки – воительницы Скифии

78
Фрагмент раннесарматского медальона из Филипповского кургана
Фрагмент раннесарматского медальона из Филипповского кургана


Мы поговорим об амазонках, которые, скорее всего, были предками сарматов – племён, раскинувшихся в V–IV вв. по территориям нынешней Украины, юга России, кавказских республик, Казахстана и Китая.



VII в. до н. э.


Вы оказываетесь на земле к востоку от Древней Греции. Справа от вас раскинулось Чёрное море, слева – горный хребет. Вы едете по мелководным болотам вдоль побережья, и лишь изредка цапля, дикая лошадь или ястреб пересекают ваш путь. Как вдруг на вас нападает отряд свирепых воинов на лошадях.

Согласно греческому учёному Геродоту, именно это произошло с племенем скифов – конных лучников, живших на берегу Чёрного моря примерно в VII в. до н. э. Они однажды обнаружили, что их лошадей захватили. Только после того, как юноши вступили в бой и убили некоторых из врагов, они поняли, что их противниками были женщины. Женщины-воины, которых называют амазонками, и у которых «не было ничего, кроме оружия и лошадей». Ведь вся их жизнь посвящена охоте и набегам. Молодые скифы быстро решили сменить тактику. Они не убивали своих противников, прекратили все дальнейшие атаки. Вместо этого, как утверждал Геродот, они предложили себя для секса.

Амазонкам эта идея очень понравилась, и вскоре два лагеря объединились в один. Мужчины обнаружили, что язык женщин невозможно выучить, но амазонки освоили язык мужчин. Как только они смогли общаться, скифы сказали амазонкам, что хотели бы сейчас вернуться домой. Те им ответили:

«Мы никогда не смогли бы поселиться с вашими женщинами. У нас нет с ними общих обычаев. Мы стреляем из лука, метаем дротики, ездим верхом. Но чем занимаются ваши женщины? Ничего из того, что мы только что перечислили. Они всегда выполняют только женскую работу! Они просто прячутся в своих повозках. Как видите, нам было бы совершенно невозможно ужиться. Но, если вы действительно хотите, чтобы мы были вашими жёнами, и при этом вели себя с полной честью, идите к своим родителям и возьмите причитающуюся вам долю своего имущества. Тогда, по возвращению, мы сможем вместе обустроить свой собственный дом.»

Молодые люди согласились и вскоре поселились на новом месте. Потомков этого союза назвали савроматами. Геродот говорит нам, что

«с того времени и по сей день савроматские женщины придерживались своего первобытного образа жизни: они выходят на охоту, независимо от того, сопровождают их мужья или нет, они идут на войну и одеваются точно так же, как мужчины.»

То, что Геродот рассказывает нам, довольно удивительно. Как мы знаем, во времена, когда женщинам Древней Греции даже не разрешалось самостоятельно выходить из дома, женщины савроматов были равны мужчинам в верховой езде, охоте, сражениях от заката до рассвета. Кем были эти люди, и есть ли доля правды в рассказе Геродота?

Золотое кольцо с изображением охоты на оленя, 450-400 гг. до н.э. Музей изящных искусств в Бостоне
Золотое кольцо с изображением охоты на оленя, 450-400 гг. до н. э. Музей изящных искусств в Бостоне

Савроматы были частью скифов, греческого термина, обозначающего множество культурно схожих, но отличающихся друг от друга кочевых и полукочевых сообществ, которые веками жили, ездили верхом и сражались в непосредственной близости от древнегреческих поселений на востоке Эгейского моря. Они жили на территории, простиравшейся от Гималаев и Алтайских гор до Чёрного моря на территории нынешних Грузии и Турции. О них рассказывали Платон и Геродот, последний уверяет нас, что у некоторых племён женщины стали обладать властью не меньшей, чем мужчины.

Совсем недавно историк Эдриенн Майор заново открыла для нас этих независимых женщин-воительниц. Она проследила археологические и литературные следы мифических амазонок и идентифицировала их как исторических двойников женщин–конных лучниц Скифии и Савроматии, описав свои находки в книге «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц Древнего мира». Свирепые, независимые женщины-воительницы долгое время считались всего лишь плодом воображения древних греков. Свидетельства, собранные Майором по кусочкам, говорят о другом: эти женщины были реальными.

Выводы автора свидетельствуют о том, что женщины в скифских обществах вели гораздо более свободный образ жизни, чем их греческие современницы. Девочки могли вырасти и стать кем угодно: охотницей, художницей, бардом, садовницей, могучей воительницей, героиней, путешественницей. По крайней мере, об этом свидетельствуют имена этих женщин. Майор собрала обширный список женских имён амазонок, большинство из которых нанесены на греческие вазы. Например: Алкайя – могучая; Хеуке – героиня; Эвриала – дальние странствия; Хаса – та, кто возглавляет совет.

Надежды, которые родители в этих обществах возлагали на своих дочерей, очевидны: они хотели, чтобы они много путешествовали, были политическими лидерами, хозяйками своей судьбы. Пассивность, скромность, красота? Думаю, ни одна из этих черт не была важной или ценимой в женщинах в скифских степях. Они не оставили нам письменных свидетельств. Но их вещи и то, что мы знаем о них из других культур с письменными источниками, позволяет нам составить представление, как могла выглядеть жизнь женщины-воина в Скифии.

Согласно Эдриенн Майор, савроматские женщины и мужчины действительно образовывали пары по двое. Но они в основном следовали свободным отношениям.

«Признаком того, что секс продолжается, был колчан, подвешенный возле женской повозки. Сигналом о том, что у женщины гость, было его копье, воткнутое в землю возле её жилища.»

Амазонки наслаждались сексуальной свободой, которая была бы немыслима для греческих женщин.

VI в. до н. э.


Переносимся в 600 г. до н. э., место действия – Скифия. Представьте ещё раз, что вы оказались на востоке Древней Греции, как и 100 лет назад. Понимаю, подавляющие большинство читателей тут мужчины. Но всё же статья про древних женщин, и нагляднее будет, если вы себя представите женщиной, которая не спит с рассвета, охотясь верхом на дичь для себя, своей семьи и друзей. Вас зовут Хеуке, отец и мать были уверены, что вы станете одной из героинь племени.

После нескольких часов верховой езды вы бы наверняка почувствовали лёгкое раздражение между ног. Ваши предки уже придумали брюки с подкладкой, поэтому ощущения терпимы. Как рассказывает нам писательница Майор, древние греки приписывали изобретение брюк женщинам-варварам на востоке. Кажется правдой, ведь большую часть жизни проводили они верхом на лошади. Многие амазонки, изображённые в греческом искусстве, носят узорчатые брюки, туники и высокие шапки.

Вы уже едете верхом на гнедой лошади в тёплых брюках и шерстяной тунике с длинными рукавами, украшенной яркими зелёными и красными зигзагообразными узорами. Также вы в высокой шапочке, защищающей от дождя. Ваша одежда прикрывает татуировки на ваших руках и ногах в виде всех диких животных, на которых вы охотились и или ещё хотите охотиться. Например, олени, кабаны и мифические грифоны, охраняющие золотые горы где-то на востоке.

Олень на вашем правом плече, ряд точек на левом запястье – вам нравятся татуировки. Возможно, вы слышали о греках, живущих на западе, которые делают татуировки только рабам и преступникам. Какая пустая трата искусства! Кроме того, греки вообще не носят брюк, по крайней мере, так вам говорили. Какой совершенно непрактичный образ жизни. В тунике же неудобно быстро передвигаться, охотиться, воевать!

Поскольку вы охотились уже несколько часов, а с вашей лошади свисало несколько птиц, вы окликаете своих товарищей, когда замечаете группу высоких деревьев, возможно, сосен. Вместе с другими охотницами, среди них ваши друзья и семья, ваш партнёр, – вы подъезжаете к деревьям и слезаете с лошадей, чтобы немного отдохнуть. Сняв великолепный кожаный с золотом колчан, вы могли бы сесть спиной к стволу сосны, дать отдых затёкшим ногам, глядя на себя в зеркало, которое всегда носите с собой. Женщины и мужчины следили за своей красотой – как свисает коса, как ухожена борода. Их всех тогда хоронили вместе с их зеркалами.

Скифы с лошадьми под деревом. Часть пояса. Сибирь, IV-III в.в. до н.э. Эрмитаж
Скифы с лошадьми под деревом. Часть пояса. Сибирь, IV-III вв. до н. э. Эрмитаж

После перерыва вы возвращаетесь к охоте. Если она вам не по душе, вы с таким же успехом можете провести день за сбором ягод и орехов. Или выращивать овощи и фрукты на небольших полях вместе с другими женщинами, у каждой из которых своё поле. Но урожай общий.

Вы возвращаетесь в поселение. В центре горит костёр, и воздух наполнен ароматом жареной птицы, приправленной шалфеем. Охотники, земледельцы собирают найденную пищу. Во время ужина, который может состоять из мяса, свежих ягод, козьего сыра, мёда и орехов, вы пьёте перебродившее кобылье молоко. По мере того, как вы продолжаете пить молоко со своими друзьями, вы становитесь всё более пьяными. Кобылье молоко, возможно, использовалось у скифов так же, как разбавленное вино в Древней Греции.

Над вами загораются звёзды. Поблизости могут ухать совы, в то время как бард достаёт свой инструмент, похожий на лиру, и начинает рассказывать старый миф о героях, которые обманули смерть в облике великана. Ваши дочери сидят у костра, очарованные бардом, песней и историей. Завтра вы снова отправитесь на охоту или в поля. Будете выделывать кожу или изготавливать луки и стрелы, придумывать истории, обрабатывать золото и драгоценные камни, торговаться с купцами из Вавилона или Египта.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 февраля 2024 05:08
    Амазонки наслаждались сексуальной свободой, которая была бы немыслима для греческих женщин.

    Угу, два раза!
    Наделять греков христианскими ценностями, я думаю не стоит. Местные обычаи полисов Эллады, особенно во время религиозных праздников, думаю многих амазонок банально вогнало в краску.
    Впрочем Автор цитируя Геродота умолчал о скромном обычае амазонок выжигать одну грудь. Причина прагматична - мешает стрелять из лука.
    Всем хорошего дня, Коте!
    1. +6
      29 февраля 2024 05:41
      Ну греки еще те были (а есть слухи, что и остались) извращенцы. У них считалось, что бабы нужны только для продолжения рода, а настоящая любофф может быть только между мужчинами, и пeдeрaстия (модеры, не придирайтесь, это медицинский термин, а не мaт, и не пропаганда нетрадициaнaльных "ценностей") у них была нормой жизни.
    2. +10
      29 февраля 2024 06:04
      hi Владислав,Вы разве не заметили,что стилистика статей,данного автора,довольно разная да и тематика разнообразная?Когда,он писал о применении брандеров и галерном турецком флоте,там он не писал о запахе моря,скрипе мачт и о соленом морском ветре?Ему бы статьи покойного Тохтасьева Сергея Ремировича,почитать,умер в 2018,да и других исследователей по данному вопросу.
      Мы поговорим об амазонках, которые, скорее всего, были предками сарматов
      Это вообще бест.Угу,толпа теток,бросила своих мужиков и кинулась кочевать по степям,других мужиков искать,что бы слиться с ними в любовном экстазе и образовать новое племя.
      1. +13
        29 февраля 2024 06:49
        других мужиков искать
        Которые не пьют, любят маму-тещу и зарплату всю домой приносят laughing . Таких не в степи надо искать, а в дурке yes .
      2. +10
        29 февраля 2024 12:51
        Если следовать «истории» и статьи, то тетки были весьма прагматичны.
        Например,
        Но, если вы действительно хотите, чтобы мы были вашими жёнами, и при этом вели себя с полной честью, идите к своим родителям и возьмите причитающуюся вам долю своего имущества.

        В остальном, я лично склоняюсь, что под амазонками надо понимать миф о контактах патриархального и матриархального родовых общества. Впрочем как и история появления «саврматов» и иже с ними. В работах Геродота, есть зерно истины, но насколько оно достоверно - вопрос открытый. Это как описание им снега - «белые мухи». Где-то рядом, но далеко не близко.
        Пр поводу качества работ Автора, уважаемый Алексей я полностью с Вами согласен. К предмету статьи надо иметь чувства, либо любить, либо ненавидеть. Тогла будет классно, в остальных случаях будет Вячеслав Олегович, который банально на их зарабатывает. Пожтому для него они ценны иногда не как предмет исследования, а продукт творчества. Впрочем иногда он готов за ним и в огонь и в воду. Это тоже вызывает понимание. В остальных случаях печалька, как сегодня!!!
        1. +6
          29 февраля 2024 15:11
          Цитата: Коте пане Коханка
          миф о контактах патриархального и матриархального родовых общества

          Проблема в том, что с точки зрения современной науки матриархат всего лишь миф. Причем, родившийся в ХIХ веке.
          hi
          1. +4
            29 февраля 2024 17:25
            Цитата: Старший матрос
            Цитата: Коте пане Коханка
            миф о контактах патриархального и матриархального родовых общества

            Проблема в том, что с точки зрения современной науки матриархат всего лишь миф. Причем, родившийся в ХIХ веке.
            hi

            Соглашусь только в части этого утверждения. Возможно матриархат не носил массовый характер при формировании родоплеменного общества ка предполагали ранее, но история сохранила ряд фактов высокой эмансипации женщины во власти.
            Например, первого царя Персии Кира разбили войска царицы массагетов Томирис.
            1. +3
              29 февраля 2024 18:19
              Цитата: Коте пане Коханка
              Например, первого царя Персии Кира разбили войска царицы массагетов Томирис.

              А у нас добрых три четверти восемнадцатого столетия правили женщины, и что?
              С Томирис просто так сложилась ситуация. Муж и сын погибли, пришлось браться за оружие самой...
            2. +1
              29 февраля 2024 18:55
              Цитата: Коте пане Коханка
              история сохранила ряд фактов высокой эмансипации женщины во власти.
              Простите, причём тут власть, если матриархат - это передача родства по линии матери, но не власть женщин над мужчинами племени. Вождь, жрец - мужчины. Архэ - происхождение
              1. +1
                29 февраля 2024 19:08
                ПС Бахофен предложил термин "гинекократия" для обозначения предполагавшейся им универсальной стадии в истории общества, но эта гипотеза не была подтверждена.
        2. +5
          29 февраля 2024 17:53
          Владислав,Serg65,уже разоблачил"черную и белую магию" и сделал ссылку.Плагиат,чистой воды.Прежде что-то писать,именно писать,необходимо,хотя бы с темой ознакомиться.У меня подозрения возникли после первой его статьи,далее подозрения усилились,особенно,после прочтения статьи о собаке.Даже,коммент,не стал оставлять.А после этой статьи все встало на свои места.Правда,торопился,коммент,вышел несколько сумбурный.За 9 лет на сайте,слава Богу, отличаю незабудку от некой субстанции.Причем,самое прикольное,некоторые авторы,"палятся" на том,что оставляют комменты к чужим,подобным статьям.По этическим соображениям,ники их называть не стану.А кто-то не пишет.Это довольно известный в широких кругах ВО автор,о нем не раз писал,его публицистика,резко отличается от статей на историческую тему.Пока ,он копиастит,несколько книг известных авторов,19-20 века.А этот просто берёт статьи из мировой паутины.
    3. +6
      29 февраля 2024 07:30
      Не легенда - о выжигании?
      1. +9
        29 февраля 2024 12:54
        Цитата: Korsar4
        Не легенда - о выжигании?

        Конечно легенда, прочем как и амазонки, сатиры, кентавры и прочее.
    4. +11
      29 февраля 2024 08:55
      Это миф! Учёные уже давно доказали, что расхожий миф об удалении груди амазонками всего лишь выдумка древних авторов. Да и позднее амазонки состоящие в охране восточных деспотов этим не грешили.
      1. +4
        29 февраля 2024 09:39
        Согласен. Просто форма одежды. Дочери Евы в этом большие мастерицы.
      2. +4
        29 февраля 2024 09:42
        "Это миф! Учёные уже давно доказали, что расхожий миф об удалении груди амазонками всего лишь выдумка древних авторов. "

        Само существование амазонок в том виде, в котором их воспринимают - под большим вопросом.
      3. +4
        29 февраля 2024 09:51
        100%миф. Конечно, при размере J, будет несколько затруднительно, но во первых, таких мало, во вторых, если нужда заставит то можно приладиться..
        Например, моя знакомая, приложилась:внутривенные делать левой рукой. Она была 'правша', но несчастный случай и она за несколько месяцев, приучилась левой рукой всё делать. (Вместо правой руки, у неё протез) .
        Внешне, это не заметно, а мы "незнаем'
      4. +3
        29 февраля 2024 12:55
        Цитата: Александр Куксин
        Это миф! Учёные уже давно доказали, что расхожий миф об удалении груди амазонками всего лишь выдумка древних авторов. Да и позднее амазонки состоящие в охране восточных деспотов этим не грешили.

        Общее, что объединяло этих «амазонок», что они были женщинами.
        1. 0
          1 марта 2024 08:12
          В общем женщины-воины не редкость. На Руси - Поляныци.,. Есть сказание, что дочь Ильи Муромца была воином... И Василиса Микулишна. Скандинавское сказание о нибелунгах о воительнице Брунхильде, которую могли победить только обманом. Да и в других эпосах разных народов.
          И кстати о Еве... :)))) Я думаю что это дочери первой женщины Адама - Лилит, а не клуши Евы.
          1. +1
            2 марта 2024 10:25
            Цитата: Александр Куксин
            женщины-воины не редкость. На Руси - Поляныци
            "Поляныци" - это украинские хлебо-булочные изделия. А женщины-воины на Руси - поляницы.
      5. +3
        29 февраля 2024 15:12
        Цитата: Александр Куксин
        амазонки состоящие в охране восточных деспотов

        Костюмированный гарем?
        1. 0
          1 марта 2024 07:54
          Нет! Воспитание с детства, как мамелюков у турков. В инете есть материалы и фото.
    5. +8
      29 февраля 2024 09:00
      Автор цитируя Геродота умолчал о скромном обычае амазонок выжигать одну грудь. Причина прагматична - мешает стрелять из лука
      .Но в произведениях античной живописи амазонки изображены всегда с обеими грудями. Да и лук, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.
      1. +8
        29 февраля 2024 11:59
        Вот именно. Тетиву натягивают на уровне глаза же. Иначе о меткости речи быть не может. Как от живота из ружья. Удивлён повторением этой ереси.
        1. +5
          29 февраля 2024 14:50
          Цитата: Андрей Москвин
          Тетиву натягивают на уровне глаза же. Иначе о меткости речи быть не может. Как от живота из ружья. Удивлён повторением этой ереси.

          Современные спортсмены-лучники нередко надевают специальный нагрудник.
          1. +3
            29 февраля 2024 15:28
            Зачем нагрудник, не пойму. А щиток на предплечье от удара тетивой читал, одевали.
            1. +2
              29 февраля 2024 16:25
              Цитата: Андрей Москвин
              Зачем нагрудник, не пойму.

              Видимо, не очень приятно, когда тетива по груди вжикает.
              1. 0
                1 марта 2024 15:13
                Видимо, не очень приятно, когда тетива по груди вжикает.
                А она вжикает? Посмотрите на фото, с какой стороны груди находится тетива перед выстрелом и в какую сторону от груди она двигается при совершении оного. Легкое давление при натягивании, не больше. Просто дамская грудь весьма чувствительна. Особенно если стрелять в одной футболке, а не более грубой/тяжелой одежде. Ну и промасленная жиром от пальцев тетива может пачкать светлую футболку.
                Если же одеть условную боевую фуфайку/халат, то специальная повязка не понадобится.
                1. 0
                  1 марта 2024 15:54
                  Цитата: abrakadabre
                  А она вжикает? Посмотрите на фото, с какой стороны груди находится тетива перед выстрелом и в какую сторону от груди она двигается при совершении оного.

                  Возможно, дядька на фото надел нагрудник просто для красоты.
                  1. 0
                    1 марта 2024 16:05
                    Возможно, дядька на фото надел нагрудник просто для красоты.
                    Наличие модных аксессуаров не означает их обязательную необходимость. Надо же как-то дополнительно зарабатывать производителю. Вон, сейчас велосипеды продают без крыльев и бардачка (с набором ключей). Все перечисленное продается отдельно и за нехилые деньги. Хотя в моем детстве все это входило в стандартную комплектацию. Что же касается необходимости защиты левой груди при стрельбе из лука, то по этой теме лучше обращаться к тем, кто этой стрельбой занимается. Особенно если дело касается стрельбы с лошади. Вот пример венгров:
                    Аналогичных видео о традиционной стрельбе из лука с лошади, с места или на скаку, в сети вагон и тележка. В исполнении женщин в том числе.
                    1. 0
                      1 марта 2024 16:12
                      Вот вам еще пример: бурятка стреляет из традиционного лука на полном (максимальном) галопе:
                      Посмотрите положение тела при стрельбе. И положение тетивы в момент выстрела. Мешает ли там выстрелу грудь? А потом подумайте, нужна ли там не то что ампутация левой груди, а даже дополнительная защитная повязка. Достаточно обычной традиционной плотной верхней одежды. В том числе для защиты предплечья и кисти.
                    2. 0
                      1 марта 2024 16:12
                      Цитата: abrakadabre
                      Аналогичных видео о традиционной стрельбе из лука с лошади, с места или на скаку, в сети вагон и тележка. В исполнении женщин в том числе.

                      Вот, например. Японская лучница с японским же луком.
                      1. 0
                        1 марта 2024 16:27
                        Вот, например. Японская лучница с японским же луком.
                        Стрельба из юми отличается тем, что из-за размеров лука, для дальнего выстрела надо отводить тетиву сильно дальше. Соответственно и стрелы используются гораздо большей линны. Кроме того, запах кимоно слева направо как раз мешает точному выстрелу, так как позволяет тетиве слегка зацепиться. Тем не менее, если представленная дама оденет на легкое кимоно, а боевое облачение, то дополнительная накладка ей не понадобится.
                        Мужчины японцы тоже одевают на кимоно дополнительные накладки, если что. Хотя вопрос мешает-не-мешает стрельбе левая грудь и надо ли ее выжигать вроде бы не стоит.
                      2. +1
                        1 марта 2024 16:29
                        Цитата: abrakadabre
                        Мужчины японцы тоже одевают на кимоно дополнительные накладки, если что.

                        Непонятно, зачем. Ведь эксперты доказали, что эти накладки не нужны.
    6. +6
      29 февраля 2024 15:04
      Цитата: Коте пане Коханка
      Впрочем Автор цитируя Геродота умолчал о скромном обычае амазонок выжигать одну грудь

      Это очередной миф, грудь, какого размера она не была, совершенно не мешает стрелять из лука. Стрелок тянет тетиву к подбородку, а не к груди. Это только в фильмах немцы с МП-40 с пупка стреляют lol
      1. +2
        29 февраля 2024 19:11
        У меня есть знакомые девушки, которые занимаются стрельбой из лука. Специальные перчатки, щитки и перстни это норма. Кожаный или кевларовый нагрудник - это из-за особенгостей строения девушек. Кому-то с возрастом надо, кому нет.
        По поводу выжигания я не спорю - миф однозначно, но автор в своей работе не логичен. Накидав … сказок самую противоречивую - забыл.
      2. 0
        1 марта 2024 15:22
        Стрелок тянет тетиву к подбородку, а не к груди.
        Более того, позиция при стрельбе, когда возможно давление на грудь и при натягивании тетивы, не единственное. Я бы сказал что оно более характерно для пешего лучника в достаточно статичных условиях. Или на максимальную дистанцию. Для всадника - скорее прижатие тетивы к груди будет при стрельбе влево или влево назад.
    7. 0
      1 марта 2024 15:04
      Впрочем Автор цитируя Геродота умолчал о скромном обычае амазонок выжигать одну грудь. Причина прагматична - мешает стрелять из лука.
      Подобные байки простительны в эпоху Геродота. Но не в наше время. Почему-то современным лучницам грудь стрелять не мешает. Разве только у амазонок грудь была 30-40-го размера. Тогда да... Но там пока выжгешь...
      Кстати, почему именно выжигание? Как бы не самый эффективный способ - выжигать влажное мясо. Ампутация гораздо быстрее, надежнее и менее болезненна. Еще бы выдумал геродот выедание груди муравьями или крысами.
  2. -6
    29 февраля 2024 05:33
    Мы поговорим об амазонках, которые, скорее всего, были предками сарматов – племён, раскинувшихся в V–IV вв. по территориям нынешней Украины, юга России, кавказских республик, Казахстана и Китая.
    Существует такой вариант термина "амазонки" как "амУженки" то есть женщины лишившиеся мужа в результате некого ЧП к примеру смерти на поле брани. Термин "амуженки" ещё недавно существовал на юге Руси в казачьих семьях поэтому считаю что данный термин можно смело относить к самоназваниям в отличии к примеру от терминов "скифы" и "Скифия" который имеет чисто греческое происхождение и никогда не относился к самоназваниям, то есть термин придуманный и внедрённый в оборот значительно позже существования как бы этих народов.
    1. +6
      29 февраля 2024 08:04
      Термин "амуженки", то есть женщины лишившиеся мужа в результате некого ЧП к примеру смерти на поле брани. ещё недавно существовал на юге Руси в казачьих семьях

      Слышал звон да не знаю где он (с) smile
      Термин "омуженки", а не выдуманные вами "амуженки", в наших краях до сих пор в ходу. Да вот только означает он не вдов - мстительниц, как вы тут пишите, а обычных женщин у которых во внешности или характере больше мужского yes
      1. -5
        29 февраля 2024 08:25
        Цитата: Ричард
        Термин "омуженки", а не выдуманные вами "амуженки", в наших краях до сих пор в ходу. Да вот только означает он не вдов - мстительниц, как вы тут пишите, а обычных женщин у которых во внешности или характере больше мужского
        Это только Ваше мнение, существуют и другие на которые я и опираюсь. Термин древний и в течении времени вполне мог изменять как значение так и произношение. А Вы тут даёте современное толкование да ещё при при замене буквы "А" на букву "О" полностью изменяется смысл слова. Я здесь описал более древнее значение слова не из своей головы а от мнения исследователя данного вопроса. Так что Вы просто здесь просто напутали слова с разным значением, универсальных специалистов на все случаи жизни не существует поэтом я просто взял известный мне вариант происхождения слова "амазонка", ваше дело доверять этому варианту или нет, но похоже что мы говорим здесь о совсем разных словах.
        "Слышал звон да не знаю где он" - думаю что повнимательнее надо определять источник звона ...
        1. +7
          29 февраля 2024 08:41
          "Амуженки"- женщины лишившиеся мужа в результате некого ЧП к примеру смерти на поле брани. ещё недавно существовали на юге Руси в казачьих семьях

          А я вам откуда пишу? Не из Сибири же или Калининграда, а из своей родной станицы и прекрасно знаю, что как у нас называют yes Не надо выдумывать отсебятину и приписывать нам не существующие термины. А женщин, лишившихся мужа в наших станицах, как и везде во всей России всегда называли - вдовами
          Это только Ваше мнение, существуют и другие на которые я и опираюсь.

          Кстати, Дзен- не самая лучшая точка опоры laughing
          1. -4
            29 февраля 2024 08:50
            Цитата: Ричард
            Кстати, Дзен - не самая лучшая точка опоры
            Сомневаюсь что я эту инфу с "Дзена" взял, там сейчас скучно, сильно зажимают, свежих мыслей не видать. Других источников навалом, лингвисты делают изумительные умозаключения но найти их не так и легко хотя при желании возможно.
      2. +1
        1 марта 2024 15:24
        Да вот только означает он не вдов - мстительниц, как вы тут пишите, а обычных женщин у которых во внешности или характере больше мужского
        Варианты этого понятия: мужланки, мужеподобные, мужичка.
        1. -2
          1 марта 2024 16:39
          Цитата: abrakadabre
          Варианты этого понятия: мужланки, мужеподобные, мужичка.
          Это верно для понятия "омуженки", а если мы будем использовать более древний термин "амуженки" то смысл получается уже совсем другой, а именно без мужа, без мужика. Возможных примеров в словах использования начальной буквы "А" со значением отрицания можно подобрать превеликое множество. При одном и том же корне слов использование начальных звуков/букв "О" и "А" координально изменяет значение слов вплоть до противоположного.
  3. +2
    29 февраля 2024 07:48
    Коллеги,мне срочно, захотелось прочитать художественную литературу на эту тему
    1. +6
      29 февраля 2024 08:10
      «Новые амазонки» в виде кино не подходят?
      1. +2
        29 февраля 2024 15:36
        Польское кино? Когда - то смотрела
        1. +1
          29 февраля 2024 19:13
          Совершенно верно. Подросткам очень даже нравилось.
    2. +4
      29 февраля 2024 08:54
      прочитать художественную литературу на эту тему
      "Мифы и легенды Древней Греции",о похождениях Геракла,Ясона,только не детское,адаптированное.
      1. +2
        29 февраля 2024 08:56
        Почему-то меньше нравилось.

        У Фаддея Зелинского интересная книга.

        И Роберт Грейвс - очень занимательный цикл.
  4. +1
    29 февраля 2024 07:59
    Не буду врать, подобную тему, охотно прочла бы у Валерия или Шпаковского. Они ярче подают
    1. +2
      1 марта 2024 15:27
      Не буду врать, подобную тему, охотно прочла бы у Валерия или Шпаковского. Они ярче подают
      Ну да, ярче. Но пурга при этом не менее забористая.
  5. +6
    29 февраля 2024 09:16
    Как бы,археологические раскопки подтверждают существование женщин-воинов, и их активную роль в военных походах и социальной жизни сарматского общества. При изучении сарматских захоронений установлено, что число вооруженных женщин у сармат составляло около 25 % от общего числа погребенных с оружием.А что касается сармат,это общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён: аланы, роксоланы, савроматы, языги и др., которые расселились в III веке до н. э. - IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе.Сарматы не жили в городах и даже не имели постоянного места жительства. Это был истинно кочевой народ.Особенностью сарматских племен являлось высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Сарматов называли женоуправляемым народом. Женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что сарматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда возникли новые сарматские союзы, признаки "матриархата" исчезли. Сарматское общество стало "патриархальным".
    1. +4
      29 февраля 2024 09:46
      " Впоследствии, когда возникли новые сарматские союзы, признаки "матриархата" исчезли. Сарматское общество стало "патриархальным"."

      Насколько я помню историю, этот путь от матриархата к патриархату прошли многие племена, только они прошли его раньше.
      1. +2
        29 февраля 2024 09:49
        У кого как,у кого-то раньше,у сарматских племен позже,да и у них это происходило ни одновременно,это же такое дело,не планы пятилетки и не правительственные программы
  6. +7
    29 февраля 2024 09:40
    Амазонки – воительницы Скифии

    сказками рен-тв повеяло....
  7. +4
    29 февраля 2024 09:48
    Забавная статья, спасибо Автору, расслабился немного.

    Сколько тут историчного - это вопрос.

    Кстати, половая свобода или, скажем наоборот, ограничения в этом появились в основном вместе с христианством. При язычестве на это дело смотрели проще, гораздо проще причем повсеместно.
    1. 0
      29 февраля 2024 13:12
      Цитата: С.З.
      Забавная статья, спасибо Автору, расслабился немного.

      Сколько тут историчного - это вопрос.

      Кстати, половая свобода или, скажем наоборот, ограничения в этом появились в основном вместе с христианством. При язычестве на это дело смотрели проще, гораздо проще причем повсеместно.

      Не помню точно от куда появились «мистерии», но «ваханалии» и «симпозиумы» - это точно римско-греческие забавы!!!
      К слову до появления монотеистических религий с поддержкой «госаппарата» жрецам приходилось конкурировать за паству. Так что, гм… матриархальные обычаи сарматов и патриархальные скифов - это цветочки с ягодками цивилизованных полисов Эллады.
      1. +1
        29 февраля 2024 16:12
        Ну, еще Пана вспомнить... В общем, юность цивилизации, а где юность - там и оно...
  8. +3
    29 февраля 2024 10:03
    Скифы, сарматы по свидетельству антропологов самые битые, перебитые, самая высокая агрессивность из известных обществ, почему? - их ландшафтом была "жирная" степь, относительно плотное население, развитое кочевое хозяйства, можно сказать вершина кочевой технологии, они выжимали все на что способна земля при таком способе хозяйства, а возможности расширятся за пределы их степи не было, так набеги, наем в войско, которые демографическое давление сильно не снижало, вот они постоянно и резались, сокращались, мужики в первую очередь, но мужиками численность кардинально не сократить, приходилось резатся и женщинам.
  9. +11
    29 февраля 2024 10:40
    Совсем недавно историк Эдриенн Майор заново открыла для нас этих независимых женщин-воительниц.
    ...
    Выводы автора свидетельствуют о том, что женщины в скифских обществах вели гораздо более свободный образ жизни, чем их греческие современницы.

    К аналогичным выводам еще в XVI веке известный монах Мавро Орбини. Правда подтверждения правильности его выводов пришлось ждать более 400 лет, пока археологи на просторах от Британии до Китая не стали открывать в курганнах скифов и сарматов захоронения, в которых около трети всех скифских женщин похоронены с оружием и имеют боевые ранения, как и мужчины. Одно из последних таких открытий произошло при раскопке могильника Девица V в Воронежской области, проводившимися Донской археологической экспедиции ИА РАН. Во время полевого сезона 2019 года в кургане №9 открыто погребение скифов в деревянной каркасно-столбовой гробнице с дромосом примерно IV века до н.э. В нем были захоронены четыре женщины - две женщины в расцвете сил, одна — подросток и еще одна — довольно пожилая для своего времени. Хотя захоронение было в значительной степени разграблено, оставшиеся артефакты (многочисленные предметы вооружения, воинского и конского снаряжения) позволяют предполагать, что это погребение женщин-воинов.
    На сегодня на Среднем Дону экспедиция обнаружила около 11 погребений молодых вооруженных женщин.
    1. +8
      29 февраля 2024 11:39
      Воронежские девки у нас и посейчас - огонь :)
  10. +10
    29 февраля 2024 11:17
    29.02.2024 г. автор Зотов Сергей
    https://knife.media/scythias-warrior-women/
    12.03.2023 г Алексей Степанов.
    what Как говорится, найдите разницу? Полный трэш! wassat
    1. +6
      29 февраля 2024 12:15
      По видимому и предыдущие статьи автора из того же теста,а как пишет:изучая источники,информацию беру с англоязычных..испаноязычных источников... smile
      1. +6
        29 февраля 2024 14:15
        По видимому и предыдущие статьи автора из того же теста

        "По видимому" тут лишнее. Зотовщина не предусматривает какого либо творчества, чистый плагиат, стыдливо именуемый сегодня рерайтом. А учитывая крайне ограниченный уровень знаний автора и крайне посредственные литературные способности, копия будет всегда еще хуже, чем источник копирования, часто уже испорченный предыдущим "райтером".
        Что касается англоязычных..испаноязычных источников, то это совсем примитивный плагиат, только с помощью автоперевода. Такие статьи легко отличимы по совсем уж корявому тексту.
        Во времена оные автора не напечатал бы и журнал "Мурзилка".
        1. +4
          29 февраля 2024 15:18
          Когда он писал про иностранные источники,я чуть ему не поверил,ну мало ли,хотя терзал червь сомнения. smile
          1. +4
            29 февраля 2024 15:32
            Под дебютными статьями Зотов еще пытался "строить из себя" "настоящего автора", но быстро сошел с дистанции, так как откровенный плагиат сложно оправдать. Если бы это было года четыре назад, можно было бы говорить, что автор быстро исчезнет со страниц сайта. Сегодня ск4орее наоборот - на сайте правят бал никчемные копеечные "райтеры".
            1. +1
              29 февраля 2024 15:46
              на сайте правят бал никчемные копеечные "райтеры"
              Не могу,не согласиться hi
    2. 0
      29 февраля 2024 17:59
      https://knife.media/scythias-warrior-women/
      Так таки нашли smile Догадывался,что именно так и это не первая статья автора подобного рода.Правда,комментарий мой вышел сумбурным. hi
  11. +2
    29 февраля 2024 13:07
    Эх, так испортить интересную тему, нужно умудриться. Да еще и попытка "в литературный образ"
    К сожалению, собрав богатый археологический материал, наши историки не выпустили популярную книгу о женщинах-воительницах, допустим, Причерноморья.
    Поэтому рядового читателя кормят этим.
  12. +6
    29 февраля 2024 14:51
    Один (Майер) написал коньюнктурную книженцию на волне феминизма, свободной любви и прочего про амазонок с максимумом красочно-клубничной отсебятины и минимумом серьёзного содержания . Другой это повторил .

    Возможно у скифов была большая свобода для женщин . Видевшие это греки в процессе передачи информации из уст в уста преувеличивали и переиначивали истинное положение вещей . Допереиначивались до лютых амазонок . А мы тут лапшу после прочтения с ушей снимаем .
    1. +2
      29 февраля 2024 15:54
      Один (Майер) написал коньюнктурную книженцию на волне феминизма, свободной любви и прочего про амазонок с максимумом красочно-клубничной отсебятины и минимумом серьёзного содержания . Другой это повторил

      Во первых - не один, а одна - Адриена Майор. Во вторых, в ее книге нет никакого феминизма и прочей чуши, которую Вы ей приписываете. В книге - анализ литературных и археологических источников.
      А автор статьи этой книги в глаза не видел. Он переписал статью у другого, такого же невежды. А тот, очевидно, еще у кого то. В результате появилось то, что имеем - классический образец контента желтой прессы.
      1. +1
        29 февраля 2024 18:02
        автор статьи этой книги в глаза не видел
        Дааа!Именно!Что-то копиастил из книг,где-то списывал.
  13. +1
    29 февраля 2024 21:31
    Цитата: Dekabrist
    По видимому и предыдущие статьи автора из того же теста

    "По видимому" тут лишнее. Зотовщина не предусматривает какого либо творчества, чистый плагиат, стыдливо именуемый сегодня рерайтом. А учитывая крайне ограниченный уровень знаний автора и крайне посредственные литературные способности, копия будет всегда еще хуже, чем источник копирования, часто уже испорченный предыдущим "райтером".
    Что касается англоязычных..испаноязычных источников, то это совсем примитивный плагиат, только с помощью автоперевода. Такие статьи легко отличимы по совсем уж корявому тексту.
    Во времена оные автора не напечатал бы и журнал "Мурзилка".


    Читать легко, вопросов, вернее несогласий, много. Комментарии достовернее статьи автора.
    Спасибо редакции и автору за то, что этой публикацией спровоцировало обсуждение!
    За сам текст благодарить не стану.
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    1 марта 2024 14:08
    Цитата: Наган
    Ну греки еще те были (а есть слухи, что и остались) извращенцы. У них считалось, что бабы нужны только для продолжения рода, а настоящая любофф может быть только между мужчинами, и пeдeрaстия (модеры, не придирайтесь, это медицинский термин, а не мaт, и не пропаганда нетрадициaнaльных "ценностей") у них была нормой жизни.


    И зачем тогда, спрашивается, грекам были нужны проститутки?
    И зачем пьяный Фемистокл катался по Афинам в колеснице, запряженной голыми бабами?
    1. 0
      1 марта 2024 15:38
      И зачем тогда, спрашивается, грекам были нужны проститутки?
      И зачем пьяный Фемистокл катался по Афинам в колеснице, запряженной голыми бабами?
      Стоит учитывать несколько моментов:
      1. От полиса к полису были свои вариации обычаев и предпочтений.
      2. В общем целом, все эти перверсии дошли до нас в отношении высших слоев общества, которые имели возможность и активно пользовались своим положением. Пресыщение всем, от одежды и еды до секса - это именно про них. Институт рабства тоже способствовал перегибам. Сомневаюсь, что ровно так же дело обстояло с рядовыми гражданами греческих полисов. Но про них в то время писали исчезающе мало. Из которого до нас дошло и того меньше.
  16. -1
    2 марта 2024 09:23
    Цитата: abrakadabre

    2. В общем целом, все эти перверсии дошли до нас в отношении высших слоев общества, которые имели возможность и активно пользовались своим положением.


    Я бы даже сказал - современные авторы их до нас доводят, осознанно делая акцент на модной повесточке.
    А-ля "все великие люди были _нашими_".

    Процитирую из одного западного академического исследования, где не побоялись написать:
    Текущие тенденции интерпретаций имеют слишком явные связи с некоторыми полемическими конструкциями из текущих дискуссий о современной политике, экономике и социологии, отражая и стремясь их подтвердить, и в очередной раз напоминая нам, что наше видение древних времен в немалой степени является артефактом ХХ-го века, подстроенным под, и понимаемым в рамках социальных запросов, предпочтений и функционирования современной социально-исторической интерпретации. Все исторические реконструкции служат в настоящем для того, чтобы построить и определить наш мир как продукт того или иного желаемого (или нежелаемого) наследия (...) Изображения, тексты, знаки и символы, ассоциируемые с Древней Грецией, последнее время используются в целях современной гейской, феминистской и лесбийской символогии, идеологии и историографии. Для некоторых в конце ХХ-го века элленистическая Греция стала олицетворением фаллократического, мужского гомоцентрического общества.