«Теперь Як-130 займутся другими задачами»: Вьетнам получил первую партию чешских учебных самолетов L-39NG

67
«Теперь Як-130 займутся другими задачами»: Вьетнам получил первую партию чешских учебных самолетов L-39NG

Чешская компания Aero Vodochody завершила поставку первой партии новых легких учебно-боевых самолетов L-39NG ВВС Вьетнама. Как ожидается, в течение текущего года будут получены остальные машины.

Поставки осуществляются в рамках контракта, заключенного с Вьетнамом в феврале 2021 года, который предусматривает отгрузку 12 самолетов L-39NG, наряду с обучением пилотов и наземного вспомогательного персонала, а также передачей запасных частей и учебного оборудования.



При этом предусмотрен опцион на еще 24 дополнительных самолета. Ханой приобретает L-39NG в целях замены парка L-39 первого поколения. Новый L-39NG обладает максимальной взлетной массой 5,8 тонн, он способен развивать максимальную скорость до 775 км/ч, имеет дальность полета до 2600 км. Его конфигурация с пятью точками подвески дает возможность снаряжать машину вооружением весом до 1,2 тонны.

Введение в строй L-39NG позволит Як-130 российского производства заняться другими задачами

- отмечается в издании Zona Militar.

Имеется в виду применение УБС Як-130 для выполнения исключительно боевых миссий. В сравнении с L-39NG это самолет более тяжелого класса, способный нести 3 тонны вооружений.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    25 февраля 2024 17:39
    Он (Як-130) и позиционировался как учебно-боевой. Вьетнамцы очень практичны и берегут технику и применяют по максимуму по возможности, а ещё и умеют сохранять и беречь.
    1. +1
      25 февраля 2024 19:34
      Этот самолет L-39 NG выпускался с 1971 года для базовой подготовки военных летчиков Советского Союза, Чехословакии и стран Варшавского договора.
      Самолет претерпел ряд модернизаций и модификаций - L-29 Delfin, L-39 - Albatros, L-159 Alca (= L139 с удлиненным носом).
      Из-за низких продаж L-159, который должен был соответствовать требованиям НАТО, производитель вернулся к новинке старого типа и выпускает L-39NG.
      Ориентировочная цена самолета составляет около 10 миллионов долларов США.
      1. +1
        25 февраля 2024 21:08
        Цитата: Sid09
        Ориентировочная цена самолета составляет около 10 миллионов долларов США.

        Недешевая блоха , наш Як-130 на экспорт такой же ценник имеет , но разве можно их равнять ? Зато с одним двигателем проще и топлива меньше жрёт - экономичность . Что и нужно для учебной машины .
      2. 0
        25 февраля 2024 23:58
        Цитата: Sid09
        модификаций - L-29 Delfin, L-39 - Albatros,

        "Дельфин" и "Альбатрос" совершенно разные самолёты.
        1. 0
          26 февраля 2024 10:38
          Да, есть 2 разных самолета, но Л-39 был основан на концепции Л-29, который серийно выпускался с 1961 года и затем был заменен в 1971 году модернизированным типом Л-39.
          Затем он претерпел ряд других модификаций.
          1. 0
            26 февраля 2024 13:37
            Цитата: Sid09
            Да, есть 2 разных самолета, но Л-39 был основан на концепции Л-29,

            А можно сказать, что был разработан на концепции самолёта братьев Райт...но был заменён модернизированным типом... Это ещё можно сказать что Як-1был заменён модернизированными типами-Як-7/9/3... То что вы в википедии прочитали что Л-29
            В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963—1973 годах, построено 3665 самолётов. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.
            Но ни как ни являлся модернизацией L-29 Аэро
            Л-39 «Альбатрос» (Aero L-39 Albatros, Элли) — чехословацкий учебно-боевой самолёт. Создан для замены учебно-тренировочного самолёта Aero L-29 Delfin.
            Как видим он был создан для замены, а не путём модернизации L-29
            Модерниза́ция — процесс обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
            . начнём с того что Дельфин- среднеплан с Т-оразным оперением, Альбатрос- низкоплан с горизонтальным оперением в основании киля. Крыло в плане совсем разные трапеции. Если мне память не изменяет, там даже размер колёс шасси разный.
            1. 0
              26 февраля 2024 18:27
              Я думал, что L-39 произошел от L-29, как и МиГ-21, который, как утверждается, произошел от Миг-19, хотя у него другое крыло., двигатель.....
              1. 0
                26 февраля 2024 23:39
                Цитата: Sid09
                МиГ-21, который, как утверждается, произошел от Миг-19, хотя у него другое крыло., двигатель.

                Тут не думать, тут читать надо. Литературы по любому типу в интернете достаточно...
  2. +1
    25 февраля 2024 17:42
    Его конфигурация с пятью точками подвески дает возможность снаряжать машину вооружением весом до 1,2 тонны.

    Только безумец может вылететь на боевое задание (как штурмовик) на этом борту. Кто в теме понимает о чём я.
    1. +2
      25 февраля 2024 19:23
      Почему только безумец? Л-39 активно применяли и применяют во многих конфликтах по всему миру. Какие боевые задачи он может решать во Вьетнаме? Контроль над территориальными водами и экономической зоной, вплоть до уничтожения нарушителей и пр браконьеров. Это ЮВ Азия,- здесь полно нарко-армий, различных сепаратистов. Лаос это часть золотого треугольника, а у него очень тесные отношения с Вьетнамом, в том числе военные. Не знаю какие прицельные системы на него можно подвесить, но уверен что он сможет применять планирующие УАБ до 500 кг. Как оказалось и Су-34 тоже не является неуязвимым. Тогда почему не применять дешёвый лёгкий УБС?
      1. -1
        25 февраля 2024 19:25
        Л-39 активно применяли и применяют во многих конфликтах по всему миру.


        В качестве штурмовиков? Каких именно, можете привести пример?
        1. +3
          25 февраля 2024 19:37
          Сирийские ВВС и сейчас применяют Л-39 с обычными нурсами против боевиков которые имеют ПЗРК. В Ливии тоже. Не слышал чтобы они несли там большие потери чем другие самолёты с подобным вооружением,- МиГ-21, 23,27,29, Су-24. Те же Ми-8 применяют с точно таким вооружением. Новая Элка имеет куда более современное БРЭО и вооружение. Может сбивать и самолёты с наркотой. Вы просто не учитываете специфику региона. С китайскими ВВС им конечно не тягаться, но это сейчас не актуально, кроме вопросов по архипелагу Спратли. Ну и СВО показывает что наш противник применяет всё что у него есть, и далеко не всегда мы это сбиваем, не смотря на господство в воздухе. Вспомните как они на Ми-8 вывозили азовцев из окружённого Мариуполя. Больше ста километров над занятой нами территорией
        2. +1
          26 февраля 2024 10:53
          Alžírsko (36)
          Angola (3)
          Ázerbájdžán (12)
          Bangladéš (7)
          Bělorusko (10)
          Egypt (49 L-39/L-59)
          Etiopie (10)
          Gruzie (4)
          Jemen (19)
          Kuba (25)
          Libye (10)
          Mali (4)[11]
          Nigérie (17)
          Rovníková Guinea (2)
          Rusko ( 200 )
          Sýrie (65)
          Uganda (6)
          Ukrajina (40)
          Vietnam (25)
          Л-39 – это прежде всего надежный учебно-тренировочный самолет с дешевой эксплуатацией и обслуживанием. Он не предназначен для воздушного боя и боевого применения. Подвески для боеприпасов и ракет также больше предназначены для тренировок.
    2. -1
      25 февраля 2024 19:42
      Его предшественник L-29 показал лучшие результаты боевого применения. В Африке эти самолеты широко использовались для низколетящих налетов на восставших чернокожих.
      После 2-3 заходов боеприпасы не понадобились и повстанцы разбежались по своим хатам, разве что поток воздуха от Л-29 сдул и эти хаты!
  3. +2
    25 февраля 2024 17:42
    Имеется в виду применение УБС Як-130 для выполнения исключительно боевых миссий
    Какие именно задачи он будет выполнять?
    1. +6
      25 февраля 2024 17:56
      Какие именно задачи он будет выполнять?

      По задумке вьетнамцев они должны выполнить задачи штурмовиков, как Су-25. Но если альбатросов загрузить снарядами, они становятся очень медлительными и неповоротливыми. Проходили, знаем.
      1. +5
        25 февраля 2024 17:59
        Цитата: Yujanin
        Задачи штурмовика, как Су-25

        В современной войне и настоящий-то штурмовик не совсем может выполнить свою задачу wink
        1. +2
          25 февраля 2024 18:08
          Во время первой Карабахской войны, у нас несколько альбатросов переделали в штурмовики. Но после пару боевых вылетев все пилоты отказались воевать на этих машинах. Примечательно, что подобная практика не оправдалась в то время, когда ПЗРК не господствовали на поле боя.
          1. +2
            26 февраля 2024 04:51
            Цитата: Yujanin
            Но после пару боевых вылетев все пилоты отказались воевать на этих машинах

            Оно и понятно! wink
      2. 0
        25 февраля 2024 18:26
        Цитата: Yujanin
        По задумке вьетнамцев они должны выполнить задачи штурмовиков, как Су-25.

        Может быть какие-то совсем дикие племена гонять?
        И, по большому счету, ЯК-130 вполне может планирующие 500килограмовые бомбы кидать.
        1. -1
          25 февраля 2024 18:28
          ЯК-130 вполне может планирующие 500килограмовые бомбы кидать

          На счет ЯК-130 не могу сказать. Сейчас разговор идет о альбатросе L-39NG.
          1. 0
            25 февраля 2024 18:51
            Цитата: Yujanin
            Сейчас разговор идет о альбатросе L-39NG.

            Бомбу в 500 кг точно не возьмет. А про штурмовки- откуда мы знаем кого вьетнамцы собираются штурмовать. Там в горах есть племена совсем первобытные.
            1. -2
              25 февраля 2024 19:00
              А про штурмовки- откуда мы знаем кого вьетнамцы собираются штурмовать. Там в горах есть племена совсем первобытные.

              Для этой цели вьетнамцы могут применить Ми-24 и Ми-8/171 или же Су-27. И наконец-то Су-30МК2. Зачем им L-39NG переделывать в штурмовики.
              1. +2
                25 февраля 2024 19:16
                [quote=Yujanin][quote]Зачем им L-39NG переделывать в штурмовики.[/quote]
                Наверное, стоимость летного часа меньше.
              2. +2
                25 февраля 2024 21:13
                Вы немного невнимательны. В материале прямо указано, что L-39 будут выполнять исключительно учебные задачи. А вот Як-130 будут использоваться для выполнения боевых задач.
                1. 0
                  25 февраля 2024 21:21
                  Вы немного невнимательны. В материале прямо указано, что L-39 будут выполнять исключительно учебные задачи.

                  Новый L-39NG обладает максимальной взлетной массой 5,8 тонн, он способен развивать максимальную скорость до 775 км/ч, имеет дальность полета до 2600 км. Его конфигурация с пятью точками подвески дает возможность снаряжать машину вооружением весом до 1,2 тонны.
                  1. 0
                    25 февраля 2024 21:23
                    Ну а что написано дальше, в следующих строках?)
              3. +1
                25 февраля 2024 21:18
                Цитата: Yujanin
                Зачем им L-39NG переделывать в штурмовики.

                Вьетнамцы их закупают как именно учебные . А высвобождающиеся таким образом Як-130 будут использовать как штурмовики .
                Такую блоху как L-39 , да с такой скоростью , в штурмовики только от последней безнадёги и отчаяния можно в реальных боевых действиях использовать .
                1. 0
                  25 февраля 2024 21:23
                  Вьетнамцы их закупают как именно учебные .


                  Новый L-39NG обладает максимальной взлетной массой 5,8 тонн, он способен развивать максимальную скорость до 775 км/ч, имеет дальность полета до 2600 км. Его конфигурация с пятью точками подвески дает возможность снаряжать машину вооружением весом до 1,2 тонны.
                  1. 0
                    25 февраля 2024 21:44
                    Цитата: Yujanin
                    Его конфигурация с пятью точками подвески дает возможность снаряжать машину вооружением весом до 1,2 тонны.

                    Но вьетнамцев они интересуют именно как учебные . А штурмовать теперь будут Як-130 .
                    1. 0
                      25 февраля 2024 21:46
                      На одни и те же грабли. Ясно.
                      1. 0
                        25 февраля 2024 22:02
                        Цитата: Yujanin
                        На одни и те же грабли

                        Это совершенно разные грабли , у Як-130 скорость 1050 - 1100 км\ч , тяговооруженность как у Су-25 , он быстрый и маневренный , имеет боевую нагрузку выше чем МиГ-21 . При определённом апгрэйде это будет вполне полноценный лёгкий штурмовик . А для более серьёзных задач у них есть более серьёзные самолёты .
                        Кстати в России сейчас готовится новая модификация Як-130М с более мощными двигателями - в качестве именно лёгкого штурмовика . Возобновление производства Су-25 быстро организовать не получится , а вот Як-130М - запросто . Для метания ФАБ с УМПК само тот инструмент - дешевый , простой в эксплуатации и высокопроизводительный (количество вылетов в сутки) .
                        У вас ведь тоже такие штурмовики есть - итальянские клоны Як-130 .
                2. 0
                  25 февраля 2024 21:24
                  Такую блоху как L-39 , да с такой скоростью , в штурмовики только от последней безнадёги и отчаяния можно в реальных боевых действиях использовать .

                  Ну так и я об этом.
          2. +1
            25 февраля 2024 19:46
            Так Лка будет использоваться как учебная парта, а 130е уходят на роль легкого штурмовика, о чем в статье прямым текстом собно и пишут
        2. +2
          26 февраля 2024 04:52
          Цитата: михаилл
          ЯК-130 вполне может планирующие 500килограмовые бомбы кидать.

          При полном отсутствии ПВО у противника laughing
      3. 0
        26 февраля 2024 11:25
        По задумке вьетнамцев они должны выполнить задачи штурмовиков, как Су-25. Но если альбатросов загрузить снарядами, они становятся очень медлительными и неповоротливыми. Проходили, знаем.


        Вы наверное окромя Л-39 ничего больше ничего не пилотировали? Так вот, любой ЛА при максимальной загрузке медлительный и неповоротливый.
        1. 0
          26 февраля 2024 11:33
          любой ЛА при максимальной загрузке медлительный и неповоротливый.

          При этом летно-технические характеристики у ЛА при максимальной загрузке разные..
          1. -1
            26 февраля 2024 11:36
            При этом летно-технические характеристики у ЛА при максимальной загрузке разные..


            Вы бы полетали на Ми-24 в жару и высокогорье с полным БК, тогда бы узнали о медлительности и неповоротливости.
            1. +1
              26 февраля 2024 15:28
              Вы бы полетали на Ми-24 в жару и высокогорье с полным БК, тогда бы узнали о медлительности и неповоротливости.


              Все у вас смешалось в кучу кони, люди.
              1. -1
                26 февраля 2024 18:38
                Все у вас смешалось в кучу кони, люди.


                Вас похоже не учили летать с предельным взлётным весом?
  4. +1
    25 февраля 2024 17:44
    Вспомнил беседу(еще во времена застоя) с югославским танкистом-учения проводим на более комфортных западных танках,но в бой пойдем на советских.
    1. +5
      25 февраля 2024 17:49
      Вспомнил беседу(еще во времена застоя) с югославским танкистом-учения проводим на более комфортных западных танках,но в бой пойдем на советских.
      То есть переучиваться на неудобные советские танки они собираются прямо в бою? Впрочем, Югославию разгромили без наземной операции, переучиваться не пришлось.
      1. 0
        25 февраля 2024 17:57
        Авиатор,просто проводить наземную операцию против четвертой(на тот момент) армии Европы просто не рискнули.
        Что касается советских танков,то югославы их изучили еще до приобретения западных.
        И если в курсе -почему в серию пошел Як-130 а не МиГ-АТ?
        1. +1
          25 февраля 2024 18:01
          Николай, наземная операция - не самоцель, задача ликвидации страны выполнена и без наземной операции. Там и риска никакого не было. А югославский танкист и не собирался воевать, раз такое говорил. В серию Як-130 вместо МиГ-АТ пошёл по результата конкурса.
          1. 0
            25 февраля 2024 18:43
            Сергей,они бы и Ирак без наземной операции развалили-курды+Иран+саудиты с соседями.
            Да и "пятая колонна" во главе с вице-премьером(премьером был Хуссейн) была вполне сильная.
            А Югославию,как и во время ВМВ,в самый ответственный момент предали хорваты.И все равно не рискнули.
            И как "проходил" конкурс я в курсе.В частности,в последний момент военные изменили\добавили некоторые требования.
            1. 0
              25 февраля 2024 19:34
              В частности,в последний момент военные изменили\добавили некоторые требования.
              Ну, в конкурсе между Ка-50 и Ми-28 и не такие вещи были. Традиция, идущая с 30-х годов прошлого века, когда Туполев гнобил ЦКБ-30 Ильюшина (Будущий Ил-4), при этом продавил свою серию дальнего бомбера на базе АНТ-25, на котором Чкалов летал через полюс.
        2. +1
          25 февраля 2024 19:43
          И если в курсе -почему в серию пошел Як-130 а не МиГ-АТ?

          ВКС не устроил французский двигатель Ларзак. Свой тогда до ума не довели. Были сообщения МО РФ что МиГ-АТ всё же скоро пойдёт в производство.
      2. 0
        26 февраля 2024 07:36
        Цитата: Авиатор_
        Впрочем, Югославию разгромили без наземной операции

        Так СССР тоже разгромили без наземной операции, если не считать за таковую посиделки в Беловежской Пуще. Самое обидное, все твapи, подписавшие разгром, сдохли своей смертью, а по справедливости должны были на колу или хотя бы в петле.am
    2. +3
      25 февраля 2024 17:54
      А какие у Югославии были западные танки, если они взяли лицензию на Т-72?
      1. 0
        25 февраля 2024 18:13
        Андрей,точно не помню,но американские.А лицензию на Т-72 они получили лет через десять(в середине 80-х) после нашей беседы.
      2. +1
        25 февраля 2024 18:30
        Цитата: ln_ln
        А какие у Югославии были западные танки, если они взяли лицензию на Т-72?

        Я о том же.
        Самый современный западный танк на вооружении Югославии - это М47ПатонII.
        Были ещё эрзацы на базе М4 Шермана и САУ М18, остальной зоопарк на базе Т-34-85, Т-54 и Т-72. М-84 на базе последнего был достаточно не плох.
    3. 0
      25 февраля 2024 18:17
      Цитата: knn54
      Вспомнил беседу(еще во времена застоя) с югославским танкистом-учения проводим на более комфортных западных танках,но в бой пойдем на советских.

      Любопытно, какие «западные» танки были на вооружении Югославии в 70-80 годы?
      1. +1
        25 февраля 2024 18:28
        на вооружении ЮНА стояли М-47 Паттон (США) до 1988г.
        1. 0
          25 февраля 2024 18:44
          Цитата: vadivm59
          на вооружении ЮНА стояли М-47 Паттон (США) до 1988г.

          Знаю. Самый свежий 1953 года.
          Сами югославы почему-то «пилили» М4, М18 и Т-34-85 до 2000, а «Патонов» списали в конце 80-х.
  5. +2
    25 февраля 2024 17:54
    Интересно как обстоят дела с применением Як-130 в наших ВКС
    . Использовали ли его в зоне проведения СВО , чтобы провести испытания в боевых условиях. Ведь самолёт учебно-боевой , может для выполнения каких то задач он подойдёт .
    1. +5
      25 февраля 2024 18:15
      Для фабометания он вполне подойдёт. Но скорее всего для использования надо собрать пятьдесят комиссий и заполнить тонну журналов.
      1. 0
        25 февраля 2024 18:20
        Цитата: alexoff
        Но скорее всего для использования надо собрать пятьдесят комиссий и заполнить тонну журналов.

        Есть такое мнение что если поступит такой приказ сверху , то все согласования пройдут быстро.
        1. 0
          25 февраля 2024 18:32
          Ну у нас есть такая проблема, что либо в ручном режиме что-то делается, либо бюрократия сделает всё лишь бы ничего не делалось
      2. 0
        25 февраля 2024 18:52
        Цитата: alexoff
        Для фабометания он вполне подойдёт. Но скорее всего для использования надо собрать пятьдесят комиссий и заполнить тонну журналов.

        Единственный смысл показать Як-130 в СВО - это пиар ход, в остальном - смысл рисковать экипажем, если есть парк специализированных машин.
        1. 0
          25 февраля 2024 19:50
          А специализированные машины не рискуют? Они выдерживают попадания ракет?
          1. 0
            25 февраля 2024 20:02
            Цитата: alexoff
            А специализированные машины не рискуют? Они выдерживают попадания ракет?

            Глупость пишите. Что лучше для использования планирующий бомб - СУ-34 или Як-130?
            1. +1
              25 февраля 2024 20:11
              Лучше в чём? Фаб долетит с любого самолёта, даже с миг-19, если к нему приделать соответствующую систему ввода координат цели. Фабометание - рутинный процесс, к нему надо приспосабливать что подешевле и желательно без пилота, а Су-34 может и чем-то более сложным заниматься
    2. 0
      25 февраля 2024 19:51
      В родных ВКС 130й занимает нишу учебных парт, и надобности его применения в СВО собсно нет, задачи другие, но функция легкого штурмовика заложена на всякий случай, и в целом думаю с УМПК подружить сей пепелац можно без проблем при надобности
      1. 0
        25 февраля 2024 21:35
        В Як-130 изначально заложено много функций. Переключать надо.
  6. +1
    25 февраля 2024 18:37
    Если не будут расшивать узкие места в промышленности, потеряем весь рынок. Самое узкое место сейчас - производство радиоэлементов, они производятся, но существенно меньше, чем требуется. Необходимо срочно открывать дублирующие производства.
  7. +1
    25 февраля 2024 21:37
    Видать Як-130 чем-то не устроил вьетнамцев, что они решили докупить пару эскадрилий новых Л-39.

    Думаю, что Л-39 дешевле и экономичнее в эксплуатации для вьетнамцев выходит.

    Нам бы тоже не мешал какой-нибудь простенький однодвигательный учебный самолёт для первоначального обучения курсантов младших курсов, а уже потом на Як-130 отрабатывать имитацию полета нужного типа самолёта.
  8. 0
    25 февраля 2024 22:18
    Не понимаю, где некоторые комментаторы увидели в тексте сообщение о желании применять L-39 NG, как штурмовик?! Он должен освободить Як-130 от учебной работы! Возможно, что старый проверенный временем и армией раздолбаев (будущих лётчиков) надёжный чешский самолёт дешевле в эксплуатации и проще в обслуживании. А сберечь ресурс и применять возможности Як(а) было бы дешевле и\или лучше для выполнения тех боевых задач, где применение более тяжёлых и дорогих самолётов было бы избыточным. Родственник летавший инструктором на L-39 называл его "много шума из ничего"... Думаю, что его боевое применение, подтвердило бы прозвище!