Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки

Пока мировая общественность обсуждает возможности Ирана в сфере создания ядерного оружия и оценивает риски, связанные с мирной ядерной программой, Тегеран продолжает совершенствовать собственные вооружения других классов. Во второй половине января-месяца министр обороны Ирана Ахмад Вахиди официально объявил об идущих в стране работах по созданию нового истребителя-бомбардировщика. По собственной иранской классификации этот самолет будет принадлежать к третьему поколению истребителей. Ввиду особенностей оригинальной иранской системы классификации боевых самолетов пока трудно говорить о характеристиках нового истребителя, а также о его возможностях в бою с зарубежными.

Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки


Иранская классификация поколений истребителей отличается от общемировой тем, что в ней определяющим фактором являются не только и не столько определенные признаки и возможности, а время создания и, как следствие, просто более высокие характеристики. Таким образом, истребитель IAMI Azarakhsh, созданный в девяностых годах, относится к первому поколению, Saeqeh – ко второму, а только что объявленный проект в результате приведет к созданию истребителя третьего поколения. При этом истребитель Saeqeh является глубокой модернизацией предыдущего Azarakhsh, а новый самолет, название которого пока не объявлялось, возможно, станет дальнейшим развитием «Сакиха». В этом отношении классификация собственных иранских истребителей напоминает поколения автоматов Калашникова, которые, имея одну и ту же основу, различаются временем создания и некоторыми конструктивными особенностями. Из-за такого оригинального деления на поколения достаточно трудно говорить о каких-либо параллелях с принятой в мире классификацией. Однако если не вдаваться в подробности, можно сделать предположение о примерном равенстве иранского второго поколения и третьего «мирового», но такое сравнение будет недостаточно точным.


Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки


Разработка первого иранского истребителя собственной конструкции началась еще во второй половине восьмидесятых. Самолет, получивший название Azarakhsh («Азарахш» – «Молния»), разрабатывался компанией IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) в сотрудничестве с Университетом им. Шахида Саттари и специалистами ВВС Ирана. Причиной начала разработки собственного истребителя стало прекращение сотрудничества с большинством зарубежных государств, прежде всего с США. Потеряв возможность покупать новую современную технику за рубежом, Тегеран инициировал собственную программу разработки истребителя, который должен был заменить в войсках устаревающие импортные машины. У иранских авиаконструкторов в конце восьмидесятых еще не было должного опыта для создания современных истребителей, поэтому разработка «Молнии» сильно затянулась. Первый прототип самолета был достроен только в 1997 году.

Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки


Наиболее интересной чертой «Азарахша» является тот факт, что он в значительной мере напоминает легкий американский истребитель Northrop F-5E Tiger, который в семидесятых поставлялся в Иран. При этом новый самолет иранской разработки имеет немного большие размеры – его габариты больше на 10-12%. Таким образом, Azarakhsh имеет длину в 17,7 метра и размах крыла в 9,2 м. Площадь крыла иранского истребителя немногим меньше 22 квадратных метров. Сухой вес «Молнии» составляет 8 тонн, а при полной заправке и подвеске максимального количества вооружения истребитель тяжелеет до 18-ти. Согласно ряду источников, на самолете используются два российских турбореактивных двигателя РД-33 с максимальной тягой по 8300 кгс. С такой силовой установкой Azarakhsh может разгоняться до скорости в 1650-1700 километров в час и преодолевать расстояния до 1200 километров. Экипаж истребителя состоит из двух человек, рабочие места которых расположены друг за другом. Самолет имеет встроенную автоматическую пушку калибра 20 миллиметров и семь узлов внешней подвески. По всей видимости, «Молния» может нести и применять весь спектр имеющегося у Ирана вооружения «воздух-воздух», а также ракеты и бомбы для атаки наземных целей. В разных источниках указывается различная масса полезной нагрузки истребителя. Этот параметр колеблется в пределах от 3500 до 4400 килограмм. Боевые возможности истребителя в первую очередь обеспечиваются бортовой радиолокационной станцией российского производства Н019МЭ «Топаз».

В 1997 году закончилась сборка первого опытного образца истребителя Azarakhsh, в июне того же года он впервые поднялся в воздух. Испытания самолета заняли несколько лет, только к началу двухтысячных годов на заводе фирмы IAMI была собрана предсерийная партия из нескольких машин. Интересно, что первое применение «Молнией» вооружения состоялось всего через несколько месяцев после первого полета. Уже в сентябре 1997 года, в ходе крупных учений вооруженных сил Ирана, экипаж опытного самолета произвел бомбометание двумя зажигательными баками. Как сообщалось, 250-фунтовые (около 113 килограмм) боеприпасы легли точно в цель. Дальнейшие месяцы ушли на доработки и проверки конструкции и электроники. Ориентировочно в 2000-м году была готова опытная партия самолетов. Немного позже развернулось серийное производство «Молний», однако о точных сроках говорить не приходится. С учетом темпов испытаний и сборки опытной партии начало полноценного серийного производства можно отнести к 2002-04 годам, но серийные Azarakhsh были продемонстрированы только в 2007 году. Причины такой задержки не объявлялись.

Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки


За полтора десятка лет, прошедших с первого полета «Азарахша», по имеющимся данным, произведена всего дюжина самолетов. Примечательно, что в ходе такого «крупносерийного» производства конструкция и бортовое радиоэлектронное оборудование самолета несколько раз дорабатывались. Таким образом, существующие 12 самолетов принадлежат к трем разным модификациям. Точное соотношение их количества неизвестно. Истребители «Молния» регулярно появляются в медиа-материалах иранской прессы, однако их общее количество не позволяет видеть в них серьезную военную силу. По данным портала Flightglobal.com, в иранских ВВС до сих пор служит около 120 американских истребителей F-5, что на порядок больше, чем собственных «Азарахшей».

Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки


Есть все основания полагать, что малое количество самостоятельно построенных истребителей обусловлено сменой приоритетов. Примерно в то же время, когда «Молния» вышла на испытания, сотрудники IAMI и смежных организаций начали работы по ее глубокой модернизации. Новый самолет, сразу отнесенный ко второму поколению иранских истребителей, получил символическое название Saeqeh («Саких» – «Удар молнии»). От обычной «Молнии» «Удар» отличается рядом конструктивных решений. В первую очередь заметно сокращение экипажа до одного человека. Кроме того, серьезной доработке подверглась хвостовая часть, получившая новые обводы и два разваленных наружу киля вместо одного. Вероятно, изменился состав бортового оборудования. Точный состав БРЭО неизвестен, но есть основания предполагать использование все той же БРЛС Н019МЭ «Топаз», равно как и двигателей российского производства. По имеющимся данным, переделка конструкции не привела к изменению габаритов самолета. Тем не менее, из-за сокращения экипажа удалось сэкономить некоторый вес. Пустой Saeqeh весит 7800 килограмм, а при полной нагрузке и заправке – 16800. Благодаря небольшому облегчению немного выросли летные данные. Максимальная скорость увеличилась до 2050-2080 км/ч, а дальность до 1400 км. Встроенная пушка и семь узлов подвески для оружия не претерпели изменений, однако в министерстве обороны Ирана утверждают, что «Удар молнии» может применять все новейшие и перспективные ракеты и бомбы иранского производства.

О начале строительства прототипа истребителя Saeqeh стало известно в 2001 году, но первый его полет состоялся только в мае 2004-го. В 2005 году единственный имевшийся на тот момент опытный самолет принимал участие в учениях, где атаковал наземные цели при помощи неуправляемых ракет. По-видимому, программа испытаний нового истребителя была немного успешнее, чем в случае с предыдущим и уже в 2007 году иранские летчики демонстрировали на параде новые «Удары молнии». В сентябре того же года истребитель второго поколения был официально принят на вооружение. За прошедшие с того времени пять с лишним лет ВВС получили только восемь новых самолетов. Всего же, по сообщениям иранских средств массовой информации, заказано 24 истребителя, которые поступят в войска ориентировочно к 2014-16 годам. В свете темпов производства первых восьми бортов такие планы выглядят неоднозначно. Возможно, на заводах фирмы IAMI уже приняты меры, необходимые для ускорения изготовления самолетов.

Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки


О новом иранском истребителе третьего поколения на данный момент нет никакой информации, помимо сведений о его разработке. Пока не опубликовано даже его название. В то же время, есть основания для предположений относительно очередной модернизации «Азарахша», в ходе которой почти не поменяются массогабаритные параметры, но заметно вырастут тактические возможности. Однако в условиях нынешнего дефицита сведений можно сделать и другое предположение. Уже несколько лет в СМИ циркулирует информация о создании в Иране нового самолета, который по своим возможностям будет равноценен зарубежным образцам поколения 4+. Тем не менее, этот вероятный истребитель третьего иранского поколения под названием Shafaq («Шафак» – «Сумерки») позиционируется как учебно-боевая машина. Вряд ли есть возможность создать самолет с хорошим тренировочным потенциалом и современными боевыми качествами. Это проблема может быть решена одним интересным способом. В ряде СМИ утверждается, что в ходе проекта «Шафак» будет сделано сразу два самолета, двухместный учебно-боевой истребитель и одноместный истребитель-бомбардировщик.

По имеющимся данным, перспективный самолет с размахом крыла и длиной по 10,5-11 метров будет иметь максимальный взлетный вес не более семи тонн. Будучи оснащенным одним двигателем РД-33 российского производства, Shafaq сможет разгоняться до околозвуковых скоростей. В свете весовых показателей этого самолета – сухой вес в 4300 кг и максимальный взлетный в 7000 кг – есть повод для сомнений по поводу его боевой эффективности. Получается, что полезная нагрузка «Шафака» будет весить не более полутора-двух тонн, что явно недостаточно для современного истребителя или ударного самолета.

В то же время, пока нет никаких реальных доказательств того, что перспективным иранским самолетом третьего поколения станет именно Shafaq. Представители Минобороны Ирана и компании IAMI пока хранят молчание. Точно так же пока непонятны сроки окончания проектных работ, ориентировочное время первого полета и т.п. Судя по предыдущему опыту иранских авиастроителей, самолет третьего поколения взлетит не ранее 2014-15 года, а полноценное серийное производство начнется только к концу текущего десятилетия. В свете катастрофического устаревания основной массы самолетов ВВС Ирана такие сроки и вероятные темпы производства нового истребителя выглядят очень странными, если не сказать опасными. Конечно, иранские летчики не останутся без техники, но боевой потенциал военной авиации их страны может серьезно упасть. И никакая гордость за наличие сразу трех типов истребителей собственной разработки и производства уже не помогут.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://airwar.ru/
http://flightglobal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://arms-expo.ru/
http://lenta.ru/
http://mehrnews.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 10
  1. vatan 4 февраля 2013 10:33
    Я бы предложил иранцам воспользоваться любимым методом китайцев wink
    vatan
    1. L. Konstantin 4 февраля 2013 10:50
      у них не на столько развита разведка. денег я думаю то же не столько же.
      L. Konstantin
  2. Эней 4 февраля 2013 10:38
    от не зачем нашим персидским таварищам тратить деньги, человеко-часы и иные ресурсы на большеразмерный авиамоделизм. Лучше нехай напрягутся, и родят атомную бомбу, всё веселее будеть.
  3. Greyfox 4 февраля 2013 11:09
    ВВС Ирана это такая солянка,что волосы дыбом встают! Советские,китайские,американские,украинские самолеты.Обслуживание-по большей части за счет "канибализма" других самолетов.А они еще и своим авиамоделизмом занимаются! smile
  4. IGAR 4 февраля 2013 15:15
    И смех и грех... Постеснялись бы иранцы. Я конечно знал что ВВС у них в плачевном состоянии, но не думал что у них подобные корыта...
  5. PistonizaToR 4 февраля 2013 15:23
    Хоть убей,смотрю на их самолёты и не вкурю никак-куда там по предположению автора можно воткнуть РД-33 (стоит на МиГ-29),они же худые как вобла,а данный движитель двухконтурная бандура под метр в поперечнике,плюс их там два,да если воткнули,то форсажные камеры от них выкинули и поставили индосовские дудочки от которых будет непременный помпаж уже ближе к максималу.Просто для несведущих-посмотрите на миг-29 и представленные фото и станет моментально ясно,что данные по двиганам неверны...

    вот,полюбуйтесь
    PistonizaToR
    1. GANS72 4 февраля 2013 19:32
      Даже если допустить,что смогут каким то макаром втиснуть РД-33,внутреннего топлива самолета хватит на взлет-посадка+круг почета над аэродромом
      GANS72
  6. Забво 4 февраля 2013 15:51
    ....когда Казахстан начнёт создавать свою промышленность ...
  7. albert 4 февраля 2013 19:28
    Вопрос на засыпку-сколько дней реально смогут сопротивляться ВВС Ирана в случае атаки на них демократизаторов?
    1. GANS72 4 февраля 2013 21:06
      Без нормальной ПВО вообще не смогут.Не,какие то самолеты будут взлетать из подземных аэродромов,но это не сопротивление,а сплошная видимость.Сначала всю инфраструктуру (аэродромы,командные пункты,склады гсм и боеприпасов)закидают "Томагавками"а потом будут утюжить авиацией.ИМХО
      GANS72
    2. BruderV 4 февраля 2013 22:49
      Почему-то у Ирака они вообще не взлетели. У Ирана с ВВС совсем не лучше. На самом деле все просто. Посылается AWACS, глушатся все радиоканалы, все что взлетает с аэродромов сразу обнаруживается и атакуется еще до того как иранские самолеты смогут обнаружить хоть одного противника, потому что вся их авиация уровня 70-80-хх годов и то не понятно в каком состоянии. Поэтому на сегоднящний день против НАТО наличие ВВС у Ирана равно их отсутсвию.
      BruderV
      1. GANS72 4 февраля 2013 23:13
        Думаю что авиа ударами и ограничиться.Наземная операция-взлет цен на нефть и боевые потери.Не забываем так же что Иран-крупнейший поставщик нефти в Китай.Да и России давно пора подгадить п и н д о с а м и втихаря поставит что нибудь убойное.С300 не будет неожиданностью,из космоса быстро срисуют.Но в Иране есть 3 ПЛ класса KILO,которые даже без модернизации смогут применять ракеты КЛАБ всех версий.
        GANS72
    3. Наталия 8 февраля 2013 10:33
      albert:
      Вопрос хороший, но я думаю чтобы сопротивляться надо закупить нормальные самолеты у России.
      Наталия
  8. вакса 4 февраля 2013 21:59
    Авиации, конечно, нет и не скоро будет. Все силы на ПВО и беспилотники.
  9. sf43erdfhh 4 февраля 2013 22:02
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете woot.tw/dzxw . Очень удивилась и испугалась,
    мои переписки, адреса, телефоны, даже нашло мое обнаженное фото, даже не представляю от куда. Радует только то, что данные можно удалить из сайта, конечно же, воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    sf43erdfhh
  10. mr.Man 5 февраля 2013 02:57
    Иран продемонстрировал самолет-невидимку Qaher-313

    http://pro-samolet.ru/blog-pro-samolet/622-iran-showed-stealth-aircraft-qaher-31
    3

    http://youtu.be/JosSIu8lsks

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня