Три поколения модернизации. Иранские истребители собственной разработки

Пока мировая общественность обсуждает возможности Ирана в сфере создания ядерного оружия и оценивает риски, связанные с мирной ядерной программой, Тегеран продолжает совершенствовать собственные вооружения других классов. Во второй половине января-месяца министр обороны Ирана Ахмад Вахиди официально объявил об идущих в стране работах по созданию нового истребителя-бомбардировщика. По собственной иранской классификации этот самолет будет принадлежать к третьему поколению истребителей. Ввиду особенностей оригинальной иранской системы классификации боевых самолетов пока трудно говорить о характеристиках нового истребителя, а также о его возможностях в бою с зарубежными.




Иранская классификация поколений истребителей отличается от общемировой тем, что в ней определяющим фактором являются не только и не столько определенные признаки и возможности, а время создания и, как следствие, просто более высокие характеристики. Таким образом, истребитель IAMI Azarakhsh, созданный в девяностых годах, относится к первому поколению, Saeqeh – ко второму, а только что объявленный проект в результате приведет к созданию истребителя третьего поколения. При этом истребитель Saeqeh является глубокой модернизацией предыдущего Azarakhsh, а новый самолет, название которого пока не объявлялось, возможно, станет дальнейшим развитием «Сакиха». В этом отношении классификация собственных иранских истребителей напоминает поколения автоматов Калашникова, которые, имея одну и ту же основу, различаются временем создания и некоторыми конструктивными особенностями. Из-за такого оригинального деления на поколения достаточно трудно говорить о каких-либо параллелях с принятой в мире классификацией. Однако если не вдаваться в подробности, можно сделать предположение о примерном равенстве иранского второго поколения и третьего «мирового», но такое сравнение будет недостаточно точным.



Разработка первого иранского истребителя собственной конструкции началась еще во второй половине восьмидесятых. Самолет, получивший название Azarakhsh («Азарахш» – «Молния»), разрабатывался компанией IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) в сотрудничестве с Университетом им. Шахида Саттари и специалистами ВВС Ирана. Причиной начала разработки собственного истребителя стало прекращение сотрудничества с большинством зарубежных государств, прежде всего с США. Потеряв возможность покупать новую современную технику за рубежом, Тегеран инициировал собственную программу разработки истребителя, который должен был заменить в войсках устаревающие импортные машины. У иранских авиаконструкторов в конце восьмидесятых еще не было должного опыта для создания современных истребителей, поэтому разработка «Молнии» сильно затянулась. Первый прототип самолета был достроен только в 1997 году.



Наиболее интересной чертой «Азарахша» является тот факт, что он в значительной мере напоминает легкий американский истребитель Northrop F-5E Tiger, который в семидесятых поставлялся в Иран. При этом новый самолет иранской разработки имеет немного большие размеры – его габариты больше на 10-12%. Таким образом, Azarakhsh имеет длину в 17,7 метра и размах крыла в 9,2 м. Площадь крыла иранского истребителя немногим меньше 22 квадратных метров. Сухой вес «Молнии» составляет 8 тонн, а при полной заправке и подвеске максимального количества вооружения истребитель тяжелеет до 18-ти. Согласно ряду источников, на самолете используются два российских турбореактивных двигателя РД-33 с максимальной тягой по 8300 кгс. С такой силовой установкой Azarakhsh может разгоняться до скорости в 1650-1700 километров в час и преодолевать расстояния до 1200 километров. Экипаж истребителя состоит из двух человек, рабочие места которых расположены друг за другом. Самолет имеет встроенную автоматическую пушку калибра 20 миллиметров и семь узлов внешней подвески. По всей видимости, «Молния» может нести и применять весь спектр имеющегося у Ирана вооружения «воздух-воздух», а также ракеты и бомбы для атаки наземных целей. В разных источниках указывается различная масса полезной нагрузки истребителя. Этот параметр колеблется в пределах от 3500 до 4400 килограмм. Боевые возможности истребителя в первую очередь обеспечиваются бортовой радиолокационной станцией российского производства Н019МЭ «Топаз».

В 1997 году закончилась сборка первого опытного образца истребителя Azarakhsh, в июне того же года он впервые поднялся в воздух. Испытания самолета заняли несколько лет, только к началу двухтысячных годов на заводе фирмы IAMI была собрана предсерийная партия из нескольких машин. Интересно, что первое применение «Молнией» вооружения состоялось всего через несколько месяцев после первого полета. Уже в сентябре 1997 года, в ходе крупных учений вооруженных сил Ирана, экипаж опытного самолета произвел бомбометание двумя зажигательными баками. Как сообщалось, 250-фунтовые (около 113 килограмм) боеприпасы легли точно в цель. Дальнейшие месяцы ушли на доработки и проверки конструкции и электроники. Ориентировочно в 2000-м году была готова опытная партия самолетов. Немного позже развернулось серийное производство «Молний», однако о точных сроках говорить не приходится. С учетом темпов испытаний и сборки опытной партии начало полноценного серийного производства можно отнести к 2002-04 годам, но серийные Azarakhsh были продемонстрированы только в 2007 году. Причины такой задержки не объявлялись.



За полтора десятка лет, прошедших с первого полета «Азарахша», по имеющимся данным, произведена всего дюжина самолетов. Примечательно, что в ходе такого «крупносерийного» производства конструкция и бортовое радиоэлектронное оборудование самолета несколько раз дорабатывались. Таким образом, существующие 12 самолетов принадлежат к трем разным модификациям. Точное соотношение их количества неизвестно. Истребители «Молния» регулярно появляются в медиа-материалах иранской прессы, однако их общее количество не позволяет видеть в них серьезную военную силу. По данным портала Flightglobal.com, в иранских ВВС до сих пор служит около 120 американских истребителей F-5, что на порядок больше, чем собственных «Азарахшей».



Есть все основания полагать, что малое количество самостоятельно построенных истребителей обусловлено сменой приоритетов. Примерно в то же время, когда «Молния» вышла на испытания, сотрудники IAMI и смежных организаций начали работы по ее глубокой модернизации. Новый самолет, сразу отнесенный ко второму поколению иранских истребителей, получил символическое название Saeqeh («Саких» – «Удар молнии»). От обычной «Молнии» «Удар» отличается рядом конструктивных решений. В первую очередь заметно сокращение экипажа до одного человека. Кроме того, серьезной доработке подверглась хвостовая часть, получившая новые обводы и два разваленных наружу киля вместо одного. Вероятно, изменился состав бортового оборудования. Точный состав БРЭО неизвестен, но есть основания предполагать использование все той же БРЛС Н019МЭ «Топаз», равно как и двигателей российского производства. По имеющимся данным, переделка конструкции не привела к изменению габаритов самолета. Тем не менее, из-за сокращения экипажа удалось сэкономить некоторый вес. Пустой Saeqeh весит 7800 килограмм, а при полной нагрузке и заправке – 16800. Благодаря небольшому облегчению немного выросли летные данные. Максимальная скорость увеличилась до 2050-2080 км/ч, а дальность до 1400 км. Встроенная пушка и семь узлов подвески для оружия не претерпели изменений, однако в министерстве обороны Ирана утверждают, что «Удар молнии» может применять все новейшие и перспективные ракеты и бомбы иранского производства.

О начале строительства прототипа истребителя Saeqeh стало известно в 2001 году, но первый его полет состоялся только в мае 2004-го. В 2005 году единственный имевшийся на тот момент опытный самолет принимал участие в учениях, где атаковал наземные цели при помощи неуправляемых ракет. По-видимому, программа испытаний нового истребителя была немного успешнее, чем в случае с предыдущим и уже в 2007 году иранские летчики демонстрировали на параде новые «Удары молнии». В сентябре того же года истребитель второго поколения был официально принят на вооружение. За прошедшие с того времени пять с лишним лет ВВС получили только восемь новых самолетов. Всего же, по сообщениям иранских средств массовой информации, заказано 24 истребителя, которые поступят в войска ориентировочно к 2014-16 годам. В свете темпов производства первых восьми бортов такие планы выглядят неоднозначно. Возможно, на заводах фирмы IAMI уже приняты меры, необходимые для ускорения изготовления самолетов.




О новом иранском истребителе третьего поколения на данный момент нет никакой информации, помимо сведений о его разработке. Пока не опубликовано даже его название. В то же время, есть основания для предположений относительно очередной модернизации «Азарахша», в ходе которой почти не поменяются массогабаритные параметры, но заметно вырастут тактические возможности. Однако в условиях нынешнего дефицита сведений можно сделать и другое предположение. Уже несколько лет в СМИ циркулирует информация о создании в Иране нового самолета, который по своим возможностям будет равноценен зарубежным образцам поколения 4+. Тем не менее, этот вероятный истребитель третьего иранского поколения под названием Shafaq («Шафак» – «Сумерки») позиционируется как учебно-боевая машина. Вряд ли есть возможность создать самолет с хорошим тренировочным потенциалом и современными боевыми качествами. Это проблема может быть решена одним интересным способом. В ряде СМИ утверждается, что в ходе проекта «Шафак» будет сделано сразу два самолета, двухместный учебно-боевой истребитель и одноместный истребитель-бомбардировщик.

По имеющимся данным, перспективный самолет с размахом крыла и длиной по 10,5-11 метров будет иметь максимальный взлетный вес не более семи тонн. Будучи оснащенным одним двигателем РД-33 российского производства, Shafaq сможет разгоняться до околозвуковых скоростей. В свете весовых показателей этого самолета – сухой вес в 4300 кг и максимальный взлетный в 7000 кг – есть повод для сомнений по поводу его боевой эффективности. Получается, что полезная нагрузка «Шафака» будет весить не более полутора-двух тонн, что явно недостаточно для современного истребителя или ударного самолета.

В то же время, пока нет никаких реальных доказательств того, что перспективным иранским самолетом третьего поколения станет именно Shafaq. Представители Минобороны Ирана и компании IAMI пока хранят молчание. Точно так же пока непонятны сроки окончания проектных работ, ориентировочное время первого полета и т.п. Судя по предыдущему опыту иранских авиастроителей, самолет третьего поколения взлетит не ранее 2014-15 года, а полноценное серийное производство начнется только к концу текущего десятилетия. В свете катастрофического устаревания основной массы самолетов ВВС Ирана такие сроки и вероятные темпы производства нового истребителя выглядят очень странными, если не сказать опасными. Конечно, иранские летчики не останутся без техники, но боевой потенциал военной авиации их страны может серьезно упасть. И никакая гордость за наличие сразу трех типов истребителей собственной разработки и производства уже не помогут.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://airwar.ru/
http://flightglobal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://arms-expo.ru/
http://lenta.ru/
http://mehrnews.com/


Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти