Фантазия на тему: боевой пикап на базе Tesla Cybertruck

13
Фантазия на тему: боевой пикап на базе Tesla Cybertruck
Концепт боевого пикапа от The Warzone


После нескольких лет анонсов и обещаний, американская компания Tesla начала отгрузки серийных электрических автомобилей-пикапов Cybertruck. Это событие привлекло внимание не только автолюбителей и профильных изданий. Так, интернет-журнал The Warzone попытался определить потенциал нового электромобиля с точки зрения эксплуатации в армии, в т.ч. в качестве боевой машины с тем или иным вооружением.



На уровне концепта


Любопытный концепт перестройки гражданского пикапа был предложен в статье TWZ «The Case For Turning Cybertruck Into A Militarized Unmanned Ground Vehicle» («Аргументы о превращении Cybertruck в военную безэкипажную машину») от 22 февраля. Ее автор Тайлер Рогоуэй предложил общий облик гипотетической боевой машины, а также описал ее преимущества, как общие, так и связанные непосредственно с используемой базой. К статье прилагаются концептуальные изображения предлагаемого образца в одной из возможных комплектаций.

Собственно концепт боевой машины выглядит достаточно просто. «Сайбертрак» серийного облика предлагается лишить штатного оснащения салона и оснастить автоматикой управления. Ненужное остекление при этом заменяется сплошными крышками. Снаружи, на крыше и по углам кузова, должны появиться оптико-электронные приборы и лидары, обеспечивающие техническое зрение. Ситуационную осведомленность также должен улучшить привязной БПЛА вертолетного типа.

Предлагается использование целого комплекса вооружений на основе нескольких образцов. Непосредственно на крыше разместили дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом крупного калибра и противотанковым ракетным комплексом FGM-148, имеющий необходимые оптические и электронные средства. Так же на крыше должны помещаться дымовые гранатометы. В кормовой части кузова, рядом с грузовой площадкой, нашли место для восьми ТПК с барражирующими боеприпасами.


Боковая проекция. Графика The Warzone / twz.com

Т. Рогоуэй полагает, что боевая машина такого облика способна показать высокие технические, боевые и эксплуатационные характеристики. При этом ряд важных преимуществ ей даст именно особое шасси. Для дополнительного улучшения параметров возможна доработка автомобиля с учетом специфической роли и особенностей новых задач.

Удачная платформа


Автор TWZ предполагает, что основные преимущества предложенного концепта связаны именно с используемым шасси. Он указывает на «невероятное» количество плюсов машины Cybertruck, которые следует использовать в военной сфере. Все они перечисляются и рассматриваются с учетом военной специфики.

«Сайбертрак» имеет жесткий кузов из нержавеющей стали, отличающийся большим внутренним объемом и крупной грузовой площадкой. За счет этого машину можно оснастить различными приборами и вооружением. Освобожденные объемы после демонтажа салона можно использовать для размещения разных устройств, в т.ч. дополнительной аккумуляторной батареи, повышающей ходовые характеристики машины.

Кузов автомобиля, выполненный из стальных листов, обеспечивает некоторую баллистическую защиту, что уже неоднократно демонстрировалось производителем и энтузиастами. Его можно дополнить броневыми элементами для усиления защиты. В то же время, противоминную защиту организовать не удастся – прежде всего, из-за плоского днища, обусловленного размещением аккумуляторов.

TWZ обращает особое внимание на электрическую силовую установку. Она дает автомобилю достаточные ходовые и грузовые характеристики. При этом машина передвигается практически бесшумно. Пикап не имеет мостов, что увеличивает его клиренс и повышает проходимость. Для дополнительного улучшения таких параметров возможно использование комплектов модернизации, в т.ч. уже разработанных и выпускаемых.


Концепт предусматривает широкое применение средств технического зрения. Графика The Warzone

В существующем виде Cybertruck имеет особый режим для пересечения водных преград по броду. Для этого управляемая подвеска увеличивает клиренс до максимума, а в аккумуляторах создается избыточное давление. Вероятность попадания воды в ключевые агрегаты электросистем резко сокращается без потерь в ходовых характеристиках.

Также отмечается способность электромобиля к длительному дежурству на одном месте. Использование электроэнергии в таком контексте гораздо удобнее и эффективнее сжигания жидкого топлива. При этом в любой момент времени боевой Cybertruck сможет приступать к решению поставленной задачи.

На пикапе используется электродистанционная система управления – водитель подает команды автоматике, и уже она решает какие управляющие сигналы пойдут на исполнительные механизмы. Такая архитектура значительно упростит интеграцию дистанционного управления и ее последующую модернизацию. При этом автомобиль может сохранять штатное место водителя и комбинировать способы управления.

Шасси Cybertruck в теории может нести разные нагрузки и варианты боевого оснащения. Предложенный концепт имеет ракетно-пулеметный боевой модуль, пусковые установки для БПЛА и беспилотник-разведчик, а также средства для их интеграции в общие системы управления. В пределах имеющейся грузоподъемности можно собрать и другие варианты оснащения боевого или вспомогательного назначения.

Т. Рогоуэй обращает внимание и на экономические аспекты проекта. В зависимости от комплектации, «Сайбертрак» стоит ок. 100 тыс. долл. Для сравнения, закупаемые сейчас Пентагоном автомобили Infantry Squad Vehicle, выполненные на базе гражданского Chevrolet Colorado ZR2, обходятся налогоплательщику в 150 тысяч каждый. Таким образом, даже с учетом всех доработок и установки необходимого оснащения, военный вариант электромобиля будет иметь приемлемую стоимость.


Пикап Cybertruck в исходной гражданской версии. Фото Tesla Inc.

Потенциальные проблемы


Идея превращения пикапа в легкую боевую машину с тем или иным оснащением и вооружением является очевидной, и подобная техника активно использовалась в локальных конфликтах последних десятилетий. При отсутствии полноценных боевых машин и иных серьезных угроз, пикапы справлялись с боевыми задачами. Кроме того, свое влияние на результаты эксплуатации оказывала простота изготовления и дешевизна такой техники.

Издание The Warzone предлагает вновь реализовать эту концепцию, но с применением новомодной и разрекламированной платформы в виде пикапа Tesla Cybertruck. Кроме того, его концепт предусматривает использование характерных возможностей этого автомобиля, связанных с особой силовой установкой и средствами управления.

В целом такой концепт представляет интерес с точки зрения техники и предложенных идей. Однако он имеет ряд очевидных и серьезных недостатков, которые помешают получению всех желаемых результатов. При этом основные проблемы боевого «Сайбертрака» связаны, в первую очередь, именно с базовым автомобилем и его характерными особенностями. Дело в том, что он имеет недостатки, характерные для электромобилей как класса, а также не лишен своих собственных проблем.

Для электромобилей в целом свойственна дороговизна и сложность изготовления аккумуляторной батареи и двигателя / двигателей в сравнении с машинами на двигателях внутреннего сгорания. При этом они отличаются сниженным запасом хода, ограниченным ресурсом батарей, чувствительностью к низким температурам и т.д. Наконец, электромобиль тяжелее схожего автомобиля с ДВС, что ухудшает его энерговооруженность и связанные с нею характеристики.

Поставки пикапа Cybertruck заказчикам начались не так давно, но он уже успел показать свои собственные недостатки. Так, поступают жалобы на качество изготовления кузова, имеют место недочеты программного обеспечения и т.д. Часть таких недостатков может быть исправлена при продолжении серийного производства и/или перестройке машины под военное использование, но возможность исправления других под вопросом.


Глава "Теслы" Илон Маск демонстрирует противоударное стекло пикапа. Фото Wikimedia Commons

Также вызывает сомнения реальная возможность перестройки полноценного автомобиля в безэкипажное / опционально пилотируемое транспортное средство и сложность такого процесса. То же касается и внедрения вооружений или специального оснащения военного назначения.

Пентагон анонсировал постепенный перевод автопарка и, возможно, бронетехники на электрическую тягу. В рамках такой программы в будущем собираются развернуть большое количество зарядных станций для новой техники. Очевидно, что без подобной инфраструктуры концепт-проект боевого «Сайбертрака» или другого электромобиля не имеет реальных перспектив. При этом сама возможность реализации планов «электрификации» армии пока вызывает вопросы.

Имеются и факторы организационного характера. Даже если Пентагон решит создавать электрический броневик или вооруженный пикап, он не станет обращаться напрямую к «Тесле» или к другой компании, производящей подобную технику. Силами своих структур он организует научно-исследовательскую работу, по итогам которой запустит конкурс и пригласит в него разных участников. Будет ли Tesla участвовать в такой программе, неизвестно. Кроме того, остаются неизвестными сроки запуска исследований, даты начала конкурса и т.д. Соответственно, неясно, будет ли тогда актуальным нынешний Cybertruck.

Идеи и реальность


Следует учесть, что концепт боевого электропикапа на базе серийного Tesla Cybertruck является всего лишь «фантазией на тему». Популярное издание военной тематики рассмотрело существующий образец техники и попыталось представить, как его можно было бы использовать в армии. Естественно, такой «прожект» не претендует на контракты министерств обороны и даже на реализацию в металле.

Тем не менее, даже подобные умозрительные «разработки» имеют определенный смысл. С их помощью можно изучить идеи и концепции на самом раннем этапе и определить их общие перспективы. При наличии преимуществ, концепт может получить развитие. В противном случае он потратит лишь силы и время своих авторов, но не ценные ресурсы компаний и ведомств. И развитие военной техники будет осуществляться за счет других идей и проектов, сразу показавших свою пользу.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 марта 2024 09:34
    Cybertruck
    Сайбертрак
    Это разве звуковые синонимы?
    Автор ссылается на американца, который пишет о преимуществах. Но о недостатках тоже нужно писать.
    Личное мнение...
    Спасибо автору за эту тему и его труд по изложению!
    Мало своей точки зрения и пусть личной, но оценки того, что транслировано из англопрессы.
    1. -1
      2 марта 2024 18:44
      Да но он же не озвучивает а пишет, но он все равно совершил ошибку - написано cybertruck значит по русски должно писаться сайбертрУСк
  2. 0
    2 марта 2024 09:42
    Также отмечается способность электромобиля к длительному дежурству на одном месте. Использование электроэнергии в таком контексте гораздо удобнее и эффективнее сжигания жидкого топлива.
    Действительно, не задумывался о таком аспекте...

    TWZ обращает особое внимание на электрическую силовую установку. Она дает автомобилю достаточные ходовые и грузовые характеристики. При этом машина передвигается практически бесшумно.
    А вот этого не понимаю, можно подумать современные глушители не могут обеспечить малошумности.
    1. +2
      2 марта 2024 13:04
      можно подумать современные глушители не могут обеспечить малошумности.

      Нет, не могут. Электромобили могут двигаться действительно незаметно. Не только бесшумно (шум только от колес и грунта), а еще и практически без теплового следа. Однако, для военных применений предпочтительнее кажутся гибриды с возможностью зарядки от сети. Запас хода больше, универсальность выше, а режим малозаметности (движение на электротяге) не нужен всю дистанцию.

      Все как с первыми подлодками, в общем.
      1. 0
        2 марта 2024 13:51
        Цитата: Проктолог
        Нет, не могут. Электромобили могут двигаться действительно незаметно.

        Ну то же уровень конечно нет, но достаточно высокий то могут, просто объём чуть больше чем обычно выделить.
        Цитата: Проктолог
        Однако, для военных применений предпочтительнее кажутся гибриды с возможностью зарядки от сети.
        Вот с этим на 100 проц согласен.
  3. 0
    2 марта 2024 10:37
    Прозвище "Безотказная зажигалка" идет в комплекте.
    1. -1
      2 марта 2024 13:09
      для беспилотных версии не критично.

      Да и допилить батарею под военные применения, предполагаю, возможно. Не путем защиты, а путем изоляции отдельных модулей, которые могут выключаться и даже сбрасываться при поражении. Что-то типа вышибных панелей предусмотреть. Разделенную на модули батарею будет возможно и в противоминной V-образной конфигурации установить вместо плоской. Но это уже не будет Cybertruck. Зато с ним возможная дешевизна модификации оправдает все уязвимости, как с коммерческими дронами получилось.
  4. +2
    2 марта 2024 11:25
    Лучше тойоты и урала ничего пока не придумано :)
  5. +1
    2 марта 2024 11:48
    а в аккумуляторах создается избыточное давление.
    Это как?
    Первый же вопрос: "Как это на поле боя "заправлять" электричеством будут". К грузовикам и танкам прибудут топливозаправщики, а тут? И сколько часов зарядка будет продолжаться, сколько они на одном месте стоять будут?
  6. 0
    2 марта 2024 13:38
    у электротранспорта на войне есть существенные минусы . Это необходимость иметь комплекты запасных батарей с технической возможностью их быстрой смены . Это необходимость иметь мобильные станции быстрой зарядки батарей с возможностью подключения к сетям, с возможностью сопряжения с гражданскими электрогенераторами и , наконец , с собственным многотопливным генератором большой мощности . Иначе ширококое использование электротранспорта на поле боя малореально . Вот гибриды , те более подходящи в силу гибкости использования и сочетания преимуществ электро и ДВС . Например , их легко заправить и , скажем , когда надо включить режим бесшумного хода или бесшумного ожидания в засаде с отсутствием теплового следа , но с актиавной аппаратурой наблюдения . Поэтому , без кратного повышения ёмкости АКБ (а лучше порядкового) на современном этапе электротранспорт в военных целях может использоваться только в охране тыла или низкоинтенсивных конфликтах , в остальных случаях его использование может носить лишь ограниченный отдельными задачами характер ... Трудно представить этот Кибертрук где нибудь под Работино .
  7. +1
    2 марта 2024 14:24
    Электромобиль на поле боя, может иметь преимущество над классическими автомобилями, если бой скоротечный. А вот если бой долгий, или вообще идёт многодневная операция, то всплывает куча проблем.
    Электромобили - быстро не зарядишь на поле боя, а при повреждении аккумулятора будет риск возгорания всего автомобиля. Сложность с перекидыванием ресурса от одного автомобиля к другому. Для ОПК это тоже проблема, производство электромобилей требует большого кол-ва редкоземельных минералов, в отличии от ДВС.
    Но другое дело гибриды, где всё ещё есть ДВС, но дополняется аккумуляторами. Тогда в зависимости от ситуации экипаж может использовать свой тип двигателя.
    Нужно совершить марш-бросок - используешь ДВС с усилением от аккума
    Нужно тихо прокрасться что бы провести разведку - едешь на аккумах
    Нужно стартовать с заглохшим авто - стартуешь на аккумуляторах что бы запустить ДВС
    Нужно совершить длинный проезд по дорогам общего пользования и шоссе - ДВС
    и т.д.

    Недостаток и гибридов пока только один - это фактически наличие ДВУХ силовых установок на борту. А значит она будет тяжелее и дороже чем одна.
  8. 0
    2 марта 2024 15:30
    Из-за уязвимости литиевых аккумуляторов перед даже мелкими осколками, и необходимости в стационарных пунктах зарядки, эта концепция скорее подойдёт полиции/нацгвардии, чем военным. М.б. штаты готовятся к гражданской войне ?
  9. +1
    2 марта 2024 17:48
    Боевой пикап это онли тойота ленд крузер форева!