Канада заказала ПЗРК Saab RBS 70 NG

8
Канада заказала ПЗРК Saab RBS 70 NG
RBS 70 NG на позиции


По итогам прошлых преобразований, вооруженные силы Канады остались без наземных средств противовоздушной обороны. Задачи перехвата воздушных целей теперь решаются только истребителями. Однако к настоящему времени такую концепцию ПВО признали неудачной, и срочно принимаются меры по восстановлению утерянных возможностей. Первым шагом в этом направлении становится закупка шведских переносных ЗРК RBS 70 NG.



Новый контракт


О необходимости восстановления ПВО и закупки соответствующих вооружений в Канаде заговорили в последние годы. Последним толчком к составлению подобных планов, по всей видимости, стала работа российской боевой авиации на Украине. Канадские военные увидели, к чему может привести недостаточное развитие наземной ПВО, не говоря уже о ее полном отсутствии.

В начале марта 2023 г. министерство национальной обороны Канады объявило о запуске трех программ по выбору и закупке различных вооружений в рамках «срочных оперативных потребностей». Одна из программ получила название Air Defence – Urgent Operational Requirement (AD UOR) и предусматривала приобретение современных ПЗРК.

Запрос информации от потенциальных участников программы выпустили в марте 2023 г. Летом открыли прием технических предложений от конкурсантов. Следующие месяцы собирались потратить на анализ предложений и выбор наилучшего результата. Итоги конкурса собирались подвести в начале 2024 г., и тогда же ожидалось подписание контракта на поставку серийных изделий.


Пуск ракеты

Программа AD UOR не столкнулась с какими-либо затруднениями, и ее ранние стадии были проведены в указанные сроки. 15 февраля 2024 г. министр обороны Канады Билл Блэр подвел итоги программы и назвал ее победителя. Наиболее удачным и максимально соответствующим требованиям армии посчитали ПЗРК RBS 70 NG, разработанный шведской компанией Saab.

Шведскую компанию на канадском конкурсе представлял ее местный филиал Saab Canada Inc. Ему выдали заказ на производство и поставку готовых комплексов. Этот документ предусматривает изготовление неназванного количества ПЗРК общей стоимостью 227,5 млн канадских долл. (ок. 170 млн долл. США). Старт поставок ожидается до конца календарного года.

Параллельно с AD UOR велась программа Counter Uncrewed Aircraft System – Urgent Operational Requirement (CUAS UOR), целью которой являлось создание системы радиоэлектронной борьбы для противодействия БПЛА. К настоящему времени CUAS UOR тоже довели до стадии закупки серийных изделий и принятия на вооружение. На такие изделия по новому контракту потратят 46 млн канадских долл. – ок. 34 млн долл. США.

Новые ПЗРК системы РЭБ первой получит боевая группа канадской армии, сейчас развернутая в Латвии. Будет ли продолжено подобное перевооружение в рамках всей армии, пока не уточняется. При этом указывают особую роль нового контракта. Благодаря ему, канадская армия впервые с 2012 г. будет иметь на вооружении какие-либо средства ПВО.


"Переносной" комплекс на автомобиле

Шведская разработка


История ПЗРК Robotsystem 70 (RBS 70) начинается в 1969 г., когда шведская армия решила заменить имеющиеся на вооружении американские комплексы FIM-43 Redeye современным образцом собственного производства. Разработка нового изделия была поручена компании Bofors AB при участии ряда других шведских организаций.

В 1972 г. новый ПЗРК и вспомогательные средства для него дошли до полигонных испытаний, которые заняли несколько следующих лет. В 1975-м компания «Бофорс» запустила серийное производство для поставки изделий в шведскую армию. Официально комплекс приняли на вооружение в 1977 г. и начали массово развертывать в вооруженных силах.

Сразу после этого начался процесс модернизации. Первая модификация RBS 70 MK I появилась в 1982 г. К началу девяностых разработали вариант MK II. В начале двухтысячных годов проект RBS 70 сменил хозяина – теперь разработкой и производством комплексов занималась компания Saab Bofors Dynamics. В 2011 г. она создала последний на данный момент вариант комплекса с литерами NG (Next Generation).

Стартовым заказчиком «Роботсистемы-70» стала шведская армия. Позже новые ПЗРК приобрели соседи по Скандинавии и другие страны. В общей сложности такие комплексы поступили на вооружение двух десятков стран Европы, Азии и Латинской Америки. Часть экспортных контрактов появилась в недавнем прошлом и предусматривает поставку современных изделий RBS 70 NG. В частности, одним из последних получателей RBS 70 «следующего поколения» в прошлом году стала Украина.

Технические особенности


RBS 70 NG представляет собой переносной ЗРК особого облика, предназначенный для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами, БПЛА и авиационными средствами поражения. В конструкции используются некоторые оригинальные решения, отличающие это изделие от других ПЗРК и дающие некоторые преимущества.


Оператор за работой

Конструктивно RBS 70 NG состоит из нескольких основных частей. Это одноразовый транспортно-пусковой контейнер с управляемой ракетой, пусковое устройство с системами управления и тренога для размещения на позиции. Длина комплекса определяется ТПК и достигает 1,4 м. В зависимости от состава приборов, масса боеготового комплекса достигает 95 кг. Он может переноситься силами расчета или перевозиться транспортом. Размещение производится на стационарной позиции или на машине-носителе. Применение с плеча ввиду большой массы исключается.

ПЗРК комплектуется управляемой ракетой, построенной в удлиненном цилиндрическом корпусе с двумя наборами Х-образных плоскостей и рулей. Длина ракеты – 1,32 м, диаметр – 105 мм, масса – 17 кг. Ракета имеет нестандартную для ПЗРК компоновку. В головной части помещена осколочно-фугасная боевая часть массой 1,1 кг с ударным и лазерным неконтактными взрывателями. За БЧ располагается двухрежимный твердотопливный двигатель с боковыми соплами, а в хвосте помещена аппаратура управления. Предусмотрен сбрасываемый стартовый двигатель. В полете ракета развивает скорость более 500 м/с. Дальность стрельбы ракеты последней модификации – до 9 км, высота – 5 км.

Пусковое устройство имеет тепловизор для обнаружения и сопровождения цели, а также лазерный дальномер-целеуказатель. После пуска ракеты оператор или автоматика удерживает прицельную марку на цели, направляя на последнюю лазерный луч. В хвостовой части ракеты имеется приемник лазерного излучения, при помощи которого она отслеживает положение луча и летит вдоль него. Сопровождение цели продолжается до момента ее поражения.

ПЗРК RBS 70 NG может применяться самостоятельно или в связке с различными системами обнаружения. Так, расчеты могут получать целеуказание от обзорной РЛС по типу Saab Giraffe.


Актуальное изделие RBS 70 NG выгодно отличается от других современных ПЗРК большей дальностью пуска. В то же время, этот комплекс в разы тяжелее прочих систем, что негативно сказывается на его мобильности. Также используется более тяжелая ракета с не самой тяжелой и мощной боевой частью. Известные ограничения накладывает отсутствие самонаведения и необходимость сопровождения цели на протяжении всего полета ракеты.

Таким образом, несмотря на все доработки и улучшения, ЗРК RBS 70 NG лишь условно относится к категории переносных. При этом он не имеет однозначного превосходства над другими ПЗРК, а также уступает по всем характеристикам более тяжелым системам, штатно размещаемым на грунте или на самоходных шасси.

Работа над ошибками


В двухтысячных годах военное и политическое руководство Канады разработало и приняло ошибочный план развития ПВО. В связи с географическими особенностями страны решили отказаться от наземных систем этого класса, списать всю имеющуюся технику и использовать для перехвата воздушных целей только истребители. Кроме того, планировали полагаться на партнерство с США в рамках совместной системы NORAD.

В 2012 г. прежняя система ПВО прекратила свое существование, но уже через 10-11 лет проявилась ошибочность такого решения. Канадской армии пришлось срочно наверстывать упущенное и искать новые системы обороны, соответствующие актуальным вызовам и угрозам. Результатом этого процесса уже стала закупка шведских ЗРК RBS 70 NG и неких систем РЭБ. Кроме того, реализуется программа разработки / закупки ЗРК с более высокими характеристиками, которая займет еще несколько лет.

Таким образом, решения прошлого, казавшиеся удачными и полезными, на самом деле были большой ошибкой. И теперь приходится в срочном порядке исправлять ее в условиях ограниченных возможностей и необходимости развития прочих родов войск и систем вооружения. Как скоро удастся восстановить ранее расформированную ПВО, покажет время.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 марта 2024 07:21
    В 2012 г. прежняя система ПВО прекратила свое существование, но уже через 10-11 лет проявилась ошибочность такого решения.

    Канадская система ПВО всегда базировалась на взаимодействии с американской NORAD, а также на собственных радарах и истребителях.
    Мягко говоря, автор в очередной раз взялся писать о том, в чем он совершенно не разбирается. no
    Новые ПЗРК системы РЭБ...

    Чего? what
  2. -5
    1 марта 2024 07:31
    Что то какой то неудачный комплекс! БЧ маленькая, наведение как у ПТУР. А если самолёт влетел в облако и туда же ракета, то все, она потерялась? А если вертолет присел за деревья или холм, что делать несчастной ракете? Что то они явно о другом думали при его создании.
    1. 0
      1 марта 2024 09:26
      Они думали о том, что ПЗРК всё труднее поражать воздушные цели. Требуется новая электроника, материалы, разный иридий-шмиридий, галлий-шмаллий..
      Проблема в том, что вы не сможете засунуть в Иглу или Стингер и 5кг супер-пупер дорогой и супер-пупер умной начинки. И вся она - расходный материал, улетающий вместе с ракетой. Зато они могут повесить 50кг фарша на треногу. И всегда будут видеть и поражать цель дальше и выше. Причём дешёвой ракетой.
      Скорее всего, они выбрали правильный путь
      1. +2
        1 марта 2024 17:27
        Есть маленький нюанс, ПЗРК с тепловой головкой наведения наводятся только на достаточно скоростные цели, у которых нагреваются передние кромки крыла, или на тепло двигателя. В данном случае практически всегда в догон. ПЗРК по типу шведского наводятся куда угодно, то есть куда оператор луч лазера направит туда и полетят. По сути всё зависит от качества аппаратуры обнаружения и сопровождения, а также способностей оператора и конкретных условий стрельбы, высота цели, местность, скорость цели. Да ракета очень дешёвая, это плюс. И дроны для данных систем вполне себе законная цель, в отличии от тепловых ПЗРК, ибо у многих дронов тепловая сигнатура практически отсутствует. Но есть и минус если нет устройства автоматического сопровождения цели, а скорость большая и по условиям характеристик местности цель находится ограниченное время. в прямой видимости, то оператор может и не справиться с постоянным удержанием цели. Да и автоматика не всегда справиться. В общем как всегда есть и плюсы и минусы.
        1. +2
          2 марта 2024 05:29
          Если скорость цели большая, и она находится ограниченное короткое время в зоне видимости, то ИК ПЗРК вообще не успеет её захватить. И в руках у вас останется бесполезная труба. Только баллон зря истратите
          И зачем вообще выбирать такую позицию?
  3. 0
    3 марта 2024 19:29
    Таким образом, решения прошлого, казавшиеся удачными и полезными, на самом деле были большой ошибкой. И теперь приходится в срочном порядке исправлять...

    Эх... Если б это касалось только их.
  4. 0
    3 марта 2024 22:52
    Какая-то допотопная система наведения ракеты.
    А канадцы покупают.
    Просто серьёзные корпорации не хотят заморачиваться дешевыми ракетными системами.
  5. 0
    3 марта 2024 23:18
    Из-за практически ручного управления ракетой обычными тепловыми ловушками и средствами бортового РЭБ устанавливающими помехи ГСН ракет других ПЗРК будет сложно мешать шведскому комплексу. В принципе это как из ПТРК ПТУРом бьют по вертолетам что украинцы, что наши.