Первый турецкий истребитель – и сразу «пятёрка»?

109
Первый турецкий истребитель – и сразу «пятёрка»?

Первый турецкий истребитель совершил свой первый полёт. Случилось это 21 февраля этого года, и только сейчас мы попробуем вдумчиво осмыслить происшедшее, потому что до этого момента кроме радостной вакханалии в турецких СМИ не было ничего такого осмысленного.

«Новый титан поднимается в небо», «Современный меч для ВВС», «Щит и меч воздушных рубежей», «Выход страны на передовые военные технологии» и так далее. Умеют, надо сказать, турки возрадоваться от души. Не отнять. Сразу первый – и «пятёрка», то есть совершенно нового поколения. Это, знаете, не рядовое событие.



На самом деле всё выглядело достаточно осторожно и скромно: «Каан» взлетел, не убирая шасси спокойно так за 13 минут набрал высоту в 5 км, сделал там один круг на небольшой (около 500 км/ч) скорости и тихонько пошёл на посадку. На всём протяжении этого полёта рядом летел F-16D, с которого производилась съёмка.


Дальше была успешная посадка, и на этом пока всё.


Естественно, испытания будут продолжаться, с каждым последующим полётом самолёт будет разгоняться всё быстрее и забираться всё выше.

Почему такой вой и такая радость? Ну тут всё понятно. После того как США «обиделись» на Турцию за сделку по С-400, надо как-то было решать вопрос с насыщением турецких ВВС новейшими самолётами, поскольку мало того, что F-35 туркам больше не светят, так ещё и имеющиеся F-16 могут снять с модернизаций. Американцы – они такие…

В общем, туркам понадобился свой самолёт. Потому что именно так и только так можно создать независимую и самодостаточную армию, несмотря на высокую стоимость и техническую сложность, присущие созданию современных боевых самолётов.

Именно потому, несмотря на определённый интерес, турки отказались от идеи купить Су-57 и решили строить свой самолёт.


И вот в итоге получился «Каан». От помощи России, предложенной Ростехом, турки отказались, зато вполне плодотворно станцевали с SAAB, BAE Systems, Rolls-Royce и FiatAvio. Учитывая, что почти все в списке – участники строительства «Тайфуна», то помощь была более чем существенной.

«Каан» имеет профиль, в целом похожий на американский истребитель-невидимку F-22A Raptor.


Его алюминиевая носовая часть и титановый центральный фюзеляж покрыты лёгкими композитными углеродными термопастами с низким радиоотражением, которые турецкие компании изначально создавали для «своих» самолётов F-35.

Поскольку внешнее вооружение ухудшает малозаметность, а требования к истребителям пятого поколения включают размещение вооружений во внутренних отсеках, то у «Каана» есть два небольших внутренних отсека, расположенных рядом с двигателями, способными вместить по две ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности каждый. В основной фюзеляжный отсек должно входить четыре ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности или оружие класса «воздух-земля».

То есть в этом плане «Каан» – вроде бы как «пятёрка».


Есть нюанс с двигателями. Двигатели у турецкого самолёта – американские турбовентиляторные двигатели F110-GE-129 (также используемые на истребителях F-16) не оптимизированы для малозаметности. Совсем. И это ставит под сомнение «пятёрочность» нового турецкого самолёта.

Конечно, участие в проекте такой фирмы, как Rolls-Royce, в перспективе сможет дать турецкому самолёту двигатель нового поколения, и вполне возможно, что последующие модификации в плане малозаметности и будут соответствовать канонам малозаметности и манёвренности пятого поколения.

С эффективной площадью рассеивания (ЭПР) самолёта тоже была проведена приличная работа с геометрией поверхностей и использованием радиопоглощающих материалов. Однако делать какие-то выводы о цифрах ЭПР «Каана» преждевременно.

Что касается динамических показателей, то «Kaaн» стремится соответствовать типичным показателям современных истребителей: максимальная скорость от 1,8 до 2,2 Маха, практический потолок 16-17 000 метров, манёвры с перегрузкой до 9g и дальность полёта до 1000 км без дозаправки. Ожидается также, что он будет способен выполнять полёты на сверхзвуковых скоростях, не прибегая к форсажу. Использование двух двигателей в конструкции самолёта увеличит затраты в плане расхода топлива, но увеличит безопасность полёта в случае отказа или поражения одного из двигателей.

В плане вооружения «Каан» может быть оснащён контейнерами с разведывательно-прицельным оборудованием и высокоточным оружием, в том числе ракетами стандарта НАТО, такими как «Метеор». Но и об отечественном турецком вооружении, таком как ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности «Боздоган» и средней дальности «Гёкдоган», крылатые ракеты SOM (дальность действия более 200 км) и противотанковые ракеты MAM-T, тоже не стоит забывать.

Авионика, предположительно, будет включать в себя современную кабину с автопилотом с голосовым управлением, который может посадить самолёт, если пилот потеряет сознание, и британское катапультное кресло Martin-Baker (возможно, модель US-16E). Турецкий производитель TAI также обещает помехоустойчивый и малозаметный радар из нитрида галлия с АФАР турецкой фирмы ASELSAN, инфракрасный датчик, установленный в носовой части, и электрооптическую систему наведения с обзором 360 градусов под фюзеляжем, открытую архитектуру, нашлемный прицел и возможность управления боевыми беспилотниками Anka-3, которые будут сопровождать «Каан» в миссиях.


Расклад впечатляет, но мы с вами прекрасно понимаем, что от первого полёта до полков, вооружённых истребителями, может пройти не один год. И «Каану» только предстоит вступить на эту дорогу. Тот самолёт, который совершил свой первый полёт, и боевой истребитель – это две разные машины. В полетевшем прототипе полностью отсутствуют боевые системы, но на то он и лётный прототип. Следующие два прототипа, которые планируется запустить в 2025 и 2026 годах, должны иметь большую часть систем. После производства в общей сложности от 7 до 10 опытных образцов поставка первых десяти самолётов Block 1, предназначенных для военной службы, запланирована на 2030-2033 годы. Только после этого начнётся десятилетие массового производства (со скоростью 24 самолёта в год), чтобы постепенно заменить турецкий парк F-16 и прослужить до 2070-х годов.


Программа, отметим, весьма уверенная. Хотя, справедливости ради, скажем, что от «сдвигов вправо» не застрахован никто.

Правда, вопрос цены… Да, если Турция сможет обеспечить экспортные заказы, чтобы увеличить общий объём выпускаемых самолётов и снизить удельные затраты, каждый «Каан», вероятно, по стоимости превысит 100 миллионов долларов за самолёт.

С одной стороны, это изрядно больше, чем турки заплатили бы за один F-35, с другой – никто Турции F-35 не собирается продавать.

Значит, Турция пойдёт примерно по тому же пути, что и Южная Корея со своим KF-21 Boramae. То есть осуществит программу развития до возможности продажи «Каана» другим странам. Благо интересующиеся самолётом есть уже сейчас, и, если у такой желающей страны, как Украина, денег нет и не будет, то вот такие страны, как Азербайджан, Пакистан, ОАЭ, Индонезия – это намного более серьёзные покупатели. Особенно Пакистан и Эмираты, Азербайджан – это вообще более даже чем стратегический партнёр.

Это не означает, что «Каан» не будет лучше адаптирован к турецким требованиям, включая интеграцию в растущую турецкую систему вооружения, датчиков, беспилотников и сетей управления боем.


«Каан» будет важным политическим инструментом, поскольку отношения Турции с США и Германией ухудшились, после попадания в них С-400. «Каан» будет не только средством обороны, но и демонстрации политической независимости, поскольку возможность строить свои собственные самолёты независимо от её отношений с западными странами даст Турции дополнительный вес на мировой арене. А это, как общеизвестно, очень любит турецкий лидер.

«Kaaн», а точнее, TF-X, пошёл в разработку в 2010 году, когда Турция была на пути к приобретению большого парка F-35. Но ухудшение отношений с США достигло кульминации в 2019 году, когда Турция получила отказ от программы F-35. Это, в свою очередь, вынудило «Каан» превратиться из истребителя, ориентированного на завоевание превосходства в воздухе, в более прямолинейный многофункциональный самолёт.

Сравнительно развитая индустрия беспилотных летательных аппаратов в Турции привела к тому, что боевые дроны взяли на себя определённую роль в боевых миссиях в объединении с пилотируемыми реактивными истребителями. Это определённый вектор развития, и турецкие конструкторы могут справиться с такими задачами. По крайней мере, эксперименты в этом направлении идут.

Политика… продолжение любого вектора развития вооружения. В 2023 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заключил джентльменский обмен на согласие Турции на вступление Швеции в НАТО с одной стороны и продажу США F-16 и модернизации турецких F-16, в которых долгое время отказывали. Эрдоган также по-прежнему рассчитывает заключить сделку на 40 самолётов Eurofighter 2000 поколения 4+, то есть «раскрутить» Германию на снятие блокировки. Но это весьма и весьма непросто.

Официальные лица США недавно подтвердили свою готовность продать Турции F-35, если она снимет с вооружения свои российские зенитно-ракетные комплексы С-400. Это, пожалуй, выгодный компромисс, однако Эрдоган подтвердил своё мнение о том, что это политически неприемлемо.


А вот теперь ситуация усугубляется тем, что главный соперник Турции Греция (также член альянса НАТО) получила одобрение США на приобретение F-35 и дополнительных истребителей Rafale у Франции (которая выступает против турецкой политики в Ливии и Средиземноморье). Давние споры из-за островов Средиземного моря приводят к тому, что греческие и турецкие самолёты часто сталкиваются друг с другом и даже в прямом смысле этого слова, и оба государства постоянно находятся в сложных отношениях.

Но и кроме Греции у Турции полно напряжённостей как внутри, так и (особенно) снаружи. Поддержка Азербайджана в войне с Арменией, курдский вопрос в Сирии и так далее. Курды вообще сложная тема, их всё-таки поддерживают США, и результатом всех этих политических коловращений стал инцидент в прошлом году, в котором американский самолёт сбил турецкий боевой беспилотник.

Сложные международные отношения Турции делают её стремление к независимым воздушным силам гораздо более насущным делом, чем это могло бы быть, если бы страна имела более стабильные отношения со своими союзниками по блоку.

Турки прекрасно понимают важность независимости в деле военной авиации от импортных поставщиков. Поэтому сразу было объявлено, что не менее 80-85 % компонентов будет турецкого производства. Но тут вот и рисуются грабли незабвенных «Суперджета» и МС-21 – ключевым камнем преткновения остаётся зависимость от двигателей F110 американского производства, которые собираются, но не производятся в Турции компанией Tusas Engine Industries (TEI). На данный момент США продали 10 двигателей для первого этапа «Каана», но нет никакой гарантии, что американцы поставят двигателей F110 для «Каана» сверх 10 закупленных.

А высокопроизводительные турбовентиляторные двигатели, как известно, трудно усовершенствовать и ещё труднее начать делать с нулевого уровня. Тут как раз пример Китая весьма показателен: Китай — страна, обладающая значительными ресурсами для решения этой проблемы, но, тем не менее, всё ещё работает над тем, чтобы полностью избавиться от зависимости от российских двигателей.

Вот и турки ходят по базару в поисках того, чем бы можно было в конечном итоге заменить F110. Тут есть варианты, например, с участием турецкой компании Kale и британского Rolls Royce, а другое с участием TEI и украинской компании Ivchenko Progress. С украинцами, конечно, вариант сильно так себе, но поскольку турок и украинец – братья навек, рискнуть можно. Хотя вот лично я на такой рисковый шаг бы не отважился.

Турецкие официальные лица заявили, что также рассматривается третий вариант двигателя, возможно, имея в виду государство, не входящее в НАТО, такое как Китай или Россия. Посмотрим, чем дело закончится, что-что, а для себя и своей страны Эрдоган торговаться умеет.

Фактически у Турции нет своего двигателя для «Каана», а то, что есть, TF6000 и TF10000, совершенно не подходит для истребителя.

Кроме того, турецкая промышленность выигрывает от наличия уже проверенных в боях боеприпасов, сетей, беспилотников и датчиков, которые она может адаптировать для «Каана». Тем не менее печально известные трудности аэрокосмического сектора США при завершении разработки F-35 указывают на то, что интеграция систем часто оказывается более сложной, чем ожидалось, особенно при попытке соответствовать ограничениям по весу, а также геометрии и объёму, характерным для самолётов-невидимок пятого поколения.


Из-за того, что Турция налетела на отказ в поставке F-35, «Каан», скорее всего, завершит разработку и пойдёт в серию. И будет служить во славу турецких ВВС. Большой проблемой остаётся обеспечение двигателями и запчастей для них. Плюс большое значение имеет и финансовая сторона. Учитывая продолжающийся инфляционный кризис в Турции и бурные международные отношения, очень важно, чтобы денег на программу хватило до финала, то есть до того момента, как «Каан» введут в эксплуатацию.

Для сравнения, индийская программа по разработке отечественного истребителя привела к созданию Tejas Mk1, который к моменту завершения разработки совершенно не дотягивал до зарубежных альтернатив, находящихся на вооружении ВВС Индии. В результате индийские ВВС закупили весьма небольшую партию. Но Индия надеется, что её инвестиции в Tejas заложили основу для усовершенствованных самолётов Tejas Mark 1A и Mark 2, и в конечном итоге — истребителя-невидимки AMCA, который может дать ей большую военно-воздушную независимость.

Турция, безусловно, надеется, что «Каан» дебютирует на более высоком уровне, чем «Tejas», тем самым оправдывая более крупный во всех смыслах проект. Доведённый до конца «Каан» в конечном итоге может быть использован в качестве основы для более продвинутого самолёта-невидимки шестого поколения и технологии искусственного интеллекта, которую Турция недавно начала исследовать, что приведёт к устойчивому производству турецких реактивных истребителей. И вот тогда можно уже и думать над реализацией амбиций в отношении экспорта, поскольку «сырые» самолёты, для которых нет программы поддержки и не налажена логистика обслуживания, вряд ли заинтересуют потенциальных покупателей.

В общем, первый полёт первого турецкого истребителя – это всего лишь один шаг на большом и длинном пути. Да, то, что турецкая промышленность имеет опыт в создании боевых беспилотников, в том числе и реактивных, создание боевого многофункционального самолёта – дело не одного года. Так что, несмотря на громкие крики радости в турецких СМИ, мы просто будем наблюдать этот интереснейший процесс.

И сделаем вывод о том, насколько вообще возможно вот так, с первого раза, построить «пятёрку». Что-то подсказывает, что это не такое простое дело, как кажется.
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -20
    5 марта 2024 04:40
    Первый турецкий истребитель – и сразу «пятёрка»?
    recourse - Сосед говорит? Т request а ты тоже говори!
    и дальность полёта до 1000 км без дозаправки.
    Баранов пасти хватит, а больше султану зачем? request
    1. +12
      5 марта 2024 09:58
      Цитата: Mavrikiy
      Баранов пасти хватит, а больше султану зачем?

      Я бы не стал относиться к этому вопросу так легкомысленно.
      Это очень плохо, что турки сделали первый шаг в строительстве своих самолетов.
      Ибо это только первый (!!) шаг. Всего 13 лет и самолет сделал первый полет. Похвально.
      Хоть меня это и не радует.
      1. -2
        5 марта 2024 13:16
        Это еще даже не первый шаг, а так - крохотный шажочек. Основа самолета 5 - го поколения - двигатель 5 - го поколения. Такие двигатели производят 3 страны ( Китай - условно - теоретически). Потому, про турецкий истребитель 5 - го поколения. будем говорить где - то лет через 10 - 15 и примерно такая же сумма в $.
        1. +6
          5 марта 2024 13:30
          Цитата: ТермиНахТер
          Это еще даже не первый шаг, а так - крохотный шажочек. Основа самолета 5 - го поколения - двигатель 5 - го поколения. Такие двигатели производят 3 страны ( Китай - условно - теоретически). Потому, про турецкий истребитель 5 - го поколения. будем говорить где - то лет через 10 - 15 и примерно такая же сумма в $.

          Да не это меня волнует. Обратите внимание, - ЕС вместе с США не могут обеспечить Окраину снарядами, у ЕС экономические проблемы, турки очень долго будут строить самолет, и т.д. и т.п.. Т.е. мы сами себя успокаиваем - у всех все плохо. А у нас? Все хорошо? Нет ни одного серийного гражданского самолета, а если какой и есть, то выпускается штучно. Сколько было шуму про ТВС-117, ПД-8, ПД-16, ПД-35 и где они?
          Так что, не надо успокаиваться тем, что у всех все плохо. Надо переживать за то, что у нас не все хорошо.
          1. 0
            5 марта 2024 14:23
            ПД-8 на лётных испытаниях в составе опытной лаборатории Ил-76. Опытный образец ПД-35 соберут и начнут стендвые испытания уже в этом марте.О ПД-16 в первый раз слышу. Может быть вы ПД-14 имели ввиду?На ПД-14 уже летает МС-21-310. Его уже производят.
            1. +1
              5 марта 2024 14:29
              Про ТВ7-117СТ-01.

              Росавиация одобрила изменения в конструкцию двигателя и разрешила эксплуатировать ТВ7-117СТ-01 на высотах до 7 600 м.

              Одобренные изменения – очередной этап плана по улучшению характеристик не только ТВ7-117СТ-01, но и всего семейства двигателей ТВ7-117, которое включает вертолетный ТВ7-117В для Ми-38 и ТВ7-117СТ-02 для регионального самолета «Ладога»,

              Двигатель ТВ7-117СТ-01 был сертифицирован Росавиацией в декабре 2022 года, в этом году в планах летные испытания, а в будущем состоится предсерийный выпуск шести новых двигателей на три самолета для обеспечения программы Ил-114-300.


              https://dzen.ru/a/ZQiaQmDGwUPq-Q0n
          2. +2
            5 марта 2024 18:40
            Ну, вообще то речь не про нас, а про них. Во - вторых, вы сами же и подтверждаете, что создание современного ТРДД - очень небыстрое и недешевое занятие. ПД - 8 и ПД - 14 - уже на подходе. ПД - 35 - штука очень сложная и дорогая, процесс доводки быстрым не будет, как бы не хотелось.
            1. 0
              Вчера, 10:49
              Сталинские метод управления а на менеджеров эфективных сделали за несколько лет и испытали с таким управлением если через десяток лет может что нибудь возможно. И будет
              1. 0
                Вчера, 11:43
                Сталинские методы управления увы едва ли возможны в нынешних реалиях.
  2. +6
    5 марта 2024 04:50
    Обратно опять двадцать пять один момент двигателя не их производство и другие компоненты а это значит по-сути зависить допустим все процессы самолёт прошел а в последний момент на движки наложили санкции из США и все потеряно по новому кругу поехали так что не турецкий это самолёт а США по-сути и хватит тут сказки рассказывать про турецкий если страна не производит для своего самолёта свои компоненты это не ее самолёт запомните эти в редакции истены а сборку можно наладить как вы написали хоть где хоть в южной Корее под другим номером и другими буквами
    1. -1
      5 марта 2024 19:22
      Я тоже про это подумал. Движки RR, как известно ресурс двигателя гораздо меньше ресурса планера, так что турки жестко сидят на хвосте у бритишев. Не удивлюсь, что бритиши заложат возможность дистанционного отключения двигателя в случае какого то кипеша.
  3. -4
    5 марта 2024 04:56
    Даже у государства имеющего отлаженное двигателестроение на разработку нового современного двигателя уходит 20-25 лет. Так что двигло туркам не потянуть ни при каких обстоятельствах. Все остальное... Пожуем увидим.
    1. +6
      5 марта 2024 09:05
      Двигатель для них делает Rolls-Royce на основе двигателя Еврофайтера.
      1. -7
        5 марта 2024 13:17
        С какого перепугу бриттам делиться своими технологиями с турками? Не говоря уже о том, что там стоит двигатель 4 - го поколения, я вно не расчитаный на такую машину.
        1. MSN
          +4
          5 марта 2024 13:46
          Не захотят делится и не надо. Могут просто продать готовые.
          1. -2
            5 марта 2024 18:43
            Помните сколько лет турки клянчили у амеров движки? Почему вы думаете, что с бриттами это произойдет быстрее? Опять - таки, производство и самолета и двигателя сейчас прекращены. Какое-то количество EJ - 200 на складах имеется. А потом?
  4. +2
    5 марта 2024 04:58
    Есть нюанс с двигателями. Двигатели у турецкого самолёта – американские турбовентиляторные двигатели F110-GE-129 (также используемые на истребителях F-16) не оптимизированы для малозаметности. Совсем. И это ставит под сомнение «пятёрочность» нового турецкого самолёта.


    Это как понять?
    1. +11
      5 марта 2024 05:34
      Цитата: Maxim G
      Это как понять?

      Это фантазии автора, который в авиации не очень силен. request
      1. -3
        5 марта 2024 13:19
        Это очень просто. Лопатки ВНА и компрессора надо "спрятать" от зондирующих импульсов РЛС, как это сделано на Ф - 22, 35 и на Су - 57. Двигатель Ф - 16 не оптимизирован для таких режимов работы. Надо много переделывать.
        1. 0
          6 марта 2024 14:13
          Ну это скорее к воздухозаборнику относится чем к двигателю. Тоже кстати, задачка незаурядная.
          1. 0
            6 марта 2024 18:41
            Одно дело, когда воздух к двигателю напрямую, через огромное "поддувало", как у Ф - 16 и совсем другое, когда воздух идет через S - образный воздухозаборник. Скорость потока, вихреобразование, на дозвуке, на сверхзвуке - есть масса нюансов. Потому, когда двигатель устанавливается на Ф - 16, там все просто и без затей, а вот если на Ф - 22, намного сложнее.
      2. +3
        5 марта 2024 13:30
        автор не читатель автор писатель, и, этим все сказано ))
    2. +3
      5 марта 2024 09:20
      Цитата: Maxim G
      Есть нюанс с двигателями. Двигатели у турецкого самолёта – американские турбовентиляторные двигатели F110-GE-129 (также используемые на истребителях F-16) не оптимизированы для малозаметности. Совсем. И это ставит под сомнение «пятёрочность» нового турецкого самолёта.

      Это как понять?


      На ЭПР самолёта конечно же влияет не сам двигатель, а форма и расположение воздухозаборников, ну и отчасти сопло.
      1. +2
        5 марта 2024 09:23
        И форма канала воздухозаборника....
  5. +4
    5 марта 2024 05:02
    Ни в коем случае не хочу бросить комок грязи в турецкую авиастроительную программу, но для того чтобы создать свой истребитель, пусть даже и не пятого поколения, необходимо много чего иметь своего. Например, развитую науку, которой у Турции нет. Для получения авиационного алюминия, нужна своя металлургия, для производства композиционных материалов, химическая промышленность. Не надо забывать ещё и про мозги любого самолета, электронику. Почему-то я уверен, что в Турции нет даже своей аэродинамической трубы и подготовленных кадров. В итоге получается, что двигатель американский (в перспективе британский), система катапультирования франко-британская, композиты неизвестно чьи, электроника тоже, хотя что-то и писали про собственный АФАР, но есть вопрос о комплектующих. Из несомненных плюсов этой программы, это накопление полезного опыта в турецком авиаНИОКРе
    1. +7
      5 марта 2024 05:28
      Цитата: Голландец Михель
      для производства композиционных материалов, химическая промышленность.

      Ага. Как то мой друг работал на химпредприятии. Оптимизировали. Вместо двух электриков стал он один на два цеха. А расстояние между цехами с пару километров. И вот, там проблема, электрик идет туда, определяет поломку, шагает назад за запчастями. Только повис над тельфером, ему орут: "Слезай, Москва тебя вызывает!" И так всю ночь его Москва вызывала. А, из-за тебя все аэропорты встанут, Домодедово, Шереметьего.. Плюнул он и ушел в охрану. За такие же бабки нихрена не делать.
      1. +4
        5 марта 2024 05:42
        Цитата: мордвин 3
        Оптимизировали. Вместо двух электриков стал он один на два цеха
        Классическая работа "эффективных" менеджеров. Чему вы удивляетесь? wink
        1. +5
          5 марта 2024 06:01
          Давно не удивляюсь. Помню, как лет двадцать назад перед отправкой на Кубу Зил эффективный менеджер пальцами в ресивер тыкал: "А это что такое?" Меня начальник цеха спрятал от греха подальше, ибо я выдал нецензурное описание этого самого ресивера.
      2. +2
        5 марта 2024 10:54
        А это везде так. И лучше не будет. Как "дэфективные менегеры" у руля сидят, так и будут Просто делается ротация "птенцов ЕБН" из одного кресла в другое. На всех уровнях, начиная ... На словах все прекрасно-на деле полный пшик. Зато "бурные апплодисменты" стабильны. За Державу обидно. hi
      3. Комментарий был удален.
    2. +1
      5 марта 2024 08:38
      Зато есть прагматичность. Как в старом анекдоте.
      "Сидит обезьяна на берегу и полощет в воде шкурку от банана. Плывёт мимо крокодил и спрашивает:
      - Обезьяна, что ты делаешь?
      - Дай рубль, скажу.
      Дал крокодил обезьяне рубль и снова спрашивает:
      - Ну так что ты делаешь?
      - Не видишь что ли? Шкурку от банана полощу!
      - Ну и дура ты.
      - Дура не дура, а сто рублей в день имею!"
    3. +3
      5 марта 2024 09:43
      Почему-то я уверен, что в Турции нет даже своей аэродинамической трубы и подготовленных кадров.

      На прилагаемой фотографии - строительство аэродинамической трубы Turkish Aerospace Industries в Анкаре. Это два года назад. Кстати труба - вторая в Европе по размерам. Больше есть только у ЦАГИ.
      1. +1
        5 марта 2024 11:11
        Цитата: Dekabrist
        Кстати труба - вторая в Европе по размерам
        Не хочется гуглить, но во Франции очень хороший авиапром. Такой же хороший и в Великобритании. Наверное, и в Швеции тоже.
        Не верю!© wink
        1. +1
          5 марта 2024 14:18
          Не верю!

          Да мне, собственно, фиолетово, верите Вы или нет. Турецким металлургам тоже.
          Ни дома, ни в школе,
          Нигде, никому —
          Не верил
          Упрямый Фома
          Ничему.
          1. 0
            5 марта 2024 14:57
            Цитата: Dekabrist
            Да мне, собственно, фиолетово
            Попробуйте выпить активированный уголь, проясняет сознание
            1. +2
              5 марта 2024 14:59
              Попробуйте выпить активированный уголь, проясняет сознание

              Судя по Вашим комментариям - не очень.
    4. +4
      5 марта 2024 09:56
      Для получения авиационного алюминия, нужна своя металлургия

      Турция производит порядка 100 000 тонн алюминия в год. На фоне Китая вроде бы немного, но по некоторым позициям изделий из алюминя Турция входит в тройку ведущих мировых экспортеров.
      1. 0
        5 марта 2024 11:12
        Цитата: Dekabrist

        Турция производит порядка 100 000 тонн алюминия в год
        Здесь все дело в том, какой алюминий
    5. +3
      5 марта 2024 10:17
      для производства композиционных материалов, химическая промышленность.

      Завод TUSAŞ (Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.), четвертый по величине в мире, обеспечивает 2 процента мировой потребности в композитах для авиастроения.
      1. -2
        5 марта 2024 11:22
        Цитата: Dekabrist
        Завод TUSAŞ (Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.), четвертый по величине в мире, обеспечивает 2 процента мировой потребности в композитах для авиастроения.
        Вообще-то композит бывает разный. Можно двери в туалет пассажирского самолёта. сделать или обивку для кресел, а можно и материал для крыла, лёгкий и в то же время способный выдерживать сумасшедшие нагрузки. Нам для создания такого композита для крыла МС-21 потребовалось несколько лет. Небольшой пример. В Турции, вместо давно умершей компании Grundig выпускают технику Grundig. Можете посмеяться. Это я применительно к композитам и алюминию.
        1. -2
          5 марта 2024 13:30
          Цитата: Голландец Михель
          В Турции, вместо давно умершей компании Grundig выпускают технику Grundig.

          Если раньше к Грюндику относились с уважением и песни пели (у него приемник Хрюндинг, он его ночами крутит, ловит падла, ФРГ), то сейчас турецкий Хрюндик - ни о чем.
          1. 0
            5 марта 2024 13:31
            Цитата: мордвин 3
            сейчас турецкий Хрюндик - ни о чем
            Мерзкая и дешёвая поделка с шильдиком от Grundig wink
            1. 0
              5 марта 2024 13:35
              Цитата: Голландец Михель
              Мерзкая и дешёвая поделка с шильдиком от Grundig

              О чем я и говорю. Турки испоганили немецкое качество.
  6. +2
    5 марта 2024 05:27
    рассматривается третий вариант двигателя, возможно, имея в виду государство, не входящее в НАТО, такое как Китай или Россия.

    С Китая пока что можно получить сомнительную версию АЛ-31, ну а мы.... Да! конечно же Да!- Для любимого дружка хоть сережку из ушка! Для нашего то турчика, вот он вот он свежеиспеченный АЛ-51 ,по братски - за помидоры. И гордо отчитаемся, что наш продукт, он самый продуктивный продукт, пользуется спросом даже у самих членов НАТО ( что безусловно должно его, НАТО, развалить)
    1. -5
      5 марта 2024 06:35
      Да не паникуйте раньше времени.Если дойдёт дело до контракта на поставку ,двигун туркам продадут с урезанными параметрами.Да ещё и с кучей закладок.Попытка турок залезть в электронные мозги с400 ни к чему хорошему не привела.Потратились только
      1. +6
        5 марта 2024 09:18
        Цитата: Алексей Алексеев_5
        Попытка турок залезть в электронные мозги с400 ни к чему хорошему не привела.Потратились только

        Пожалуйста, расскажите про это пожалуйста подробней? И конечно же у вас по этом поводу есть ссылка на авторитетный источник?
        1. -6
          5 марта 2024 13:28
          а у вас есть информация, что они вскрыли с-400 и получили технологии?
  7. +2
    5 марта 2024 05:32
    Цитата: Maxim G
    Есть нюанс с двигателями. Двигатели у турецкого самолёта – американские турбовентиляторные двигатели F110-GE-129 (также используемые на истребителях F-16) не оптимизированы для малозаметности. Совсем. И это ставит под сомнение «пятёрочность» нового турецкого самолёта.


    Это как понять?

    Наш Су-57 лет десять летал на двигателях 4 поколения,и нам твердили,что это самолет именно 5 поколения.Только сейчас допилили штатный двигатель,но до широкого использования еще надо подождать. hi hi
    1. 0
      5 марта 2024 05:44
      Цитата: фа2998
      Наш Су-57 лет десять летал на двигателях 4 поколения,и нам твердили,что это самолет именно 5 поколения
      Для него было придумано особое название, самолёт поколения "4 Плюс" wink
    2. +2
      5 марта 2024 05:55
      А допилили ли? Учитывая огромные проблемы во всем нашем авиастроении.
    3. -1
      5 марта 2024 06:10
      Какая взаимосвязь двигателя и малозаметности?
      1. +3
        5 марта 2024 07:43
        Цитата: Maxim G
        Какая взаимосвязь двигателя и малозаметности?

        Первое, что приходит на ум - это зубчатая форма кромок сопла, которая снижает радиолокационную заметность силовой установки, при котором работа двигателя пятого поколения меньше высвечивается в радиолокационном и инфракрасном спектрах, для чего инженерами в камере сгорания и соплах серьезно был изменен протекающий там термодинамический процесс. Двигатели пятого поколения имеют несколько бесфорсажных режимов, на которых истребитель при работе на больших сверхзвуковых скоростях будет менее заметен в том же инфракрасном диапазоне. Ну и ещё кое-что по мелочи...
  8. kpd
    0
    5 марта 2024 05:41
    Если считать что малозаметность это главная особенность 5 поколения, то тогда первым самолётом пятого поколения надо считать не F-22, а F-117.
    1. 0
      5 марта 2024 08:59
      Речь идет не о самолетах пятого поколения, а об истребителях пятого поколения.
      1. kpd
        -1
        5 марта 2024 21:31
        Американцы для истребителей 5го поколения выдвинули критерий - продвинутое бортовое электронно-вычислительное оборудование. Скорость, маневренность и малозаметность идут после интеллектуальной поддержки пилота. И вот с электроникой на турецком истребителе скорее всего достаточно слабо.
  9. +4
    5 марта 2024 06:00
    Чтобы что-то сделать, надо начать. Начало уже впечатляет.
  10. 0
    5 марта 2024 06:14
    Чтобы что-то сделать, нужно начать. Начало впечатляет.
  11. +1
    5 марта 2024 06:23
    Скорость создания турками самолета сразу пятого поколения впечатляет. А что у нас с однодвигательным?
    "Шах и Мат" проектировался очень быстро благодаря суперкомпьютерным технологиям. Первый полет планировался в 2023 году. Ну а серия - в 27 году.
    Возникает интрига, кто раньше поставит свой новый самолет в серию? Турки или мы?
    1. -1
      5 марта 2024 06:43
      Цитата: Stas157
      Турки или мы?

      Если в турецких самолетах будет большая надобность, то конечно турки, ибо финансы на такой проект экономить не станут, да и опытных помощников у них "вагон и маленькая тележка"
      SAAB, BAE Systems, Rolls-Royce и FiatAvio


      К статье:
      турки отказались от идеи купить Су-57 и решили строить свой самолёт.

      Ну какой он "свой"? Эта программа идёт пока не мешает демократорам. Если выгодно, будет летать "турецкая птичка", а станет невыгодно - мигом приземлят...
      1. +1
        5 марта 2024 06:47
        Цитата: Doccor18
        конечно турки, ибо финансы на такой проект экономить не станут,

        Разве дело только в финансах? У индийцев финансов предостаточно. Но они не могут сделать ничего более лучшего, чем Тиджас.
        1. -1
          5 марта 2024 06:59
          Цитата: Stas157
          Разве дело только в финансах?

          А разве я писал только о финансах? Финансы и целая плеяда опытных всемирно известных в авиастроении фирм... Если наша армия таки отодвинет украинцев от черноморского побережья, то ВВС/ВМС Турции вновь для НАТО "заиграют новыми красками", а значит помощь будет оказана существенная.
        2. -2
          5 марта 2024 07:05
          Цитата: Stas157
          У индийцев... Тиджас

          Не стоит про Индию, ведь это отдельная планета, нет, отдельная вселенная... laughing wassat
      2. 0
        5 марта 2024 13:33
        Цитата: Doccor18
        Если выгодно, будет летать "турецкая птичка", а станет невыгодно - мигом приземлят...

        Расскажите это родственникам Пешкова.
  12. +3
    5 марта 2024 07:32
    Расклад впечатляет, но мы с вами прекрасно понимаем, что от первого полёта до полков, вооружённых истребителями, может пройти не один год
    .
    У нас,этот срок десятилетиями считается
  13. 0
    5 марта 2024 08:11
    Цитата: Maxim G
    Есть нюанс с двигателями. Двигатели у турецкого самолёта – американские турбовентиляторные двигатели F110-GE-129 (также используемые на истребителях F-16) не оптимизированы для малозаметности. Совсем. И это ставит под сомнение «пятёрочность» нового турецкого самолёта.


    Это как понять?

    Очень просто.
    На малозаметность двигла (разумеется в составе ероплана) влияют следующие факторы:
    1. Температура выхлопа, для ее снижения необходимо, кроме манипуляций с соплом, повышать степень двухконтурности, а это для двигателя сверхзвукового самолета очень сложно ибо по определению приводит к увеличению размеров агрегата;
    2. "Видимость" первых ступеней компрессора и вентилятора. Они светят очень издалека. Для минимизации этого фактора, необходимо экранировать спереди двигатель деталями воздухозаборника, а это такая интимная зона, что двигатель должен быть специально сконструирован для работы фактически с загроможденным входом.
    Если кратко, то вот так.
  14. -3
    5 марта 2024 08:12
    Цитата: Rom8681
    Расклад впечатляет, но мы с вами прекрасно понимаем, что от первого полёта до полков, вооружённых истребителями, может пройти не один год
    .
    У нас,этот срок десятилетиями считается

    А у кого быстрее? Поделитесь?
  15. -6
    5 марта 2024 08:16
    Цитата: Stas157
    У индийцев финансов предостаточно.

    Кроме финансов, необходима ещё и общая и техническая культура, а у индюков с этим здорово не очень иначе не перлись бы они целыми табунами в российские провинциальные вузы.
    Гхы! Прикольно так, свежие партии индюков привозят к нам в Йошкао-Олу почему-то не к началу учебного года, а где то в начале ноября. Забавно смотреть как они по снегу в шлепках на босу ногу рассекают laughing!
  16. -7
    5 марта 2024 08:17
    Из турецкого там только название. Отличный самолет или вернее распил бюджета.
  17. +6
    5 марта 2024 08:54
    Я заминусую турецкий истребитель, потому что нельзя быть лучше России! Как они смеют, не экспортируя 100 млн.т. нефти, иметь свою авиапромышленность!
    1. -3
      5 марта 2024 11:42
      Как импорт 100млн т нефти связан с авиапромышленностью? Да и не экспортирует РФ столько нефти, европа отчиталась, что полностью соскочила с российской нефти, сша тоже. Они ж не могут врать, тогда санкции на самих себя наложить надо.
      1. +6
        5 марта 2024 12:06
        Как импорт 100млн т нефти связан с авиапромышленностью

        Конечно, напрямую вроде бы и никак не связан, но когда я говорю что надо прекратить экспорт нефти, газа, леса, металлов, в необработанном виде - все такие - аааа, а из чего же бюджет формировать, из чего же "пенсии и зарплаты платить". Вот и выходит, что не будь экспорта нефти - получается - не было бы ни пенсий ни зарплат бюджетников, ни государственного авиапрома. А Турция, вот я и говорю, как-то смеет вообще ресурсы закупать, да еще и на что-то существовать! И не просто выживать! А еще и авиапром себе позволяет! И не просто позволяет, а пытается истребитель 5 поколения сделать! Над которым наша страна и наша экономика, работает вот уже, лет 14? Или дольше? Вопрос, это Турция показала очередное турецкое чудо? (и какое бы чудо она показала, будь у нее такие нефтедоллары), или это у нас какое-то анти-чудо, отрицательное чудо, происходит, вот уже 35 лет. Что нас Турция догоняет! Не имевшая ни советского задела в науке и в ВПК, ни нефтедолларов этих. Как сопоставить эти факты? Это мы топчемся на месте, или Турция бежит?
        1. -3
          5 марта 2024 13:25
          у Турции не сильно много вариантов. Как и у нас. Потому что никто ей продавать не собирается. Ну мы могли бы, но султан чет табуретки попутал. Да слушайте больше Романа, у вас еще не то в голове появится. Пока что успехов не але. Только аккуратно скоммунизменный планер. какие-то технологии смогли украсть при производстве ф-35, что-то купили, что-то совместно делают. Вон, европейцы вообще вскладчину свою пятерку делают, а это во всех планах мощнее не только Турции, но и РФ, плюс уже наработанные технологии. А Корея в одно лицо делает. По известным причинам. Но это даже Рома признает - у турков не 5-ка. Китай тоже с этого начинал, но сейчас зашкварно вкладываться в 4++, только в пятерку/шестерку. Даже если по факту это не так.
  18. +2
    5 марта 2024 08:56
    Есть нюанс с двигателями. Двигатели у турецкого самолёта – американские турбовентиляторные двигатели F110-GE-129

    Двигатели планируются на базе двигателей Rolls-Royce для Еврофайтера.
    Была создана совместная с турками компания, которая занимается разработкой двигателя для турецкого истребителя. Турки хотят производить двигатель у себя и иметь на него все права.
    До разработки двигателя решено для испытаний использовать американские турецкого производства.
  19. -2
    5 марта 2024 08:57
    Именно потому, несмотря на определённый интерес, турки отказались от идеи купить Су-57 и решили строить свой самолёт.

    Не думаю, что туркам нужно предлагать Су57. Су35С или Су30СМ2 - "За глаза".
    А что касается альтернативного 5го поколения, то:
    - Ю.Корея - смогла
    - Британия+ЕС - только подбираются (а ТРД и системы у них есть, но нет сбыта)
    - Япония - тормознулась.
    - Китай развивает свой J-35
    - РФ подбирается к Су75 (Имея 2 ТРД и Ал41 и Изделие 30 и Системы)


    Не думаю, что в технологическом и производственном плане турки ушли дальше этих стран, которые имеют замкнутый цикл производства истребителей 4++ поколения.
  20. -3
    5 марта 2024 09:39
    Вангуем- подставят подлянку американцы с двигателем или нет.
    1. 0
      5 марта 2024 11:07
      Не имеет значения. Двигатель уже разрабатывается на основе английского двигателя от Еврофайтера
    2. -1
      5 марта 2024 11:07
      Как минимум , в этом типоразмере есть Французы, РолсРойс (кажись его поставили), РД-33(93), Шведы....
  21. -4
    5 марта 2024 09:43
    Ничего у турков не выйдет! РоллсРойс не будет создавать им двигатель пятого поколения! Заняться ему больше нечем? Своего двигателя у турков нет и не будет! И кому тогда нужен будет такой истребитель?
  22. -6
    5 марта 2024 10:11
    Цитата: gribanow.c
    Я заминусую турецкий истребитель, потому что нельзя быть лучше России! Как они смеют, не экспортируя 100 млн.т. нефти, иметь свою авиапромышленность!

    Очередной рагуль опять вылез! Идите, скачите на своем очередном майдане. Надоели уже.
    1. +6
      5 марта 2024 10:30
      Тот факт, что критика недостатков у нас воспринимается вот так - говорит о том, что у нас есть свой такой слой людей, свой собственный "рагуль", это консервативная бюрократия и те кто их поддерживает. Поэтому и живём по модели "шаг вперёд- два назад"
  23. Eug
    -3
    5 марта 2024 10:19
    Ивченко - Прогресс из всех "истребительных" двигателей создал только малотяговые АИ-22-22Х, ведущие "родословную" от двигателей АИ-1500 для Як-40. Очень малореально, чтобы у них были реальные разработки для двигателей 5 поколения, там нужны разработки ЦИАМ, ВИЛС, ВИАМ, от чего запрожцы были "отрезаны".
  24. +2
    5 марта 2024 10:28
    Имхо ,просто набирают опыт, делают школу.
    Не дураки сидят, попробуют в будущем найти свою нишу.
  25. +5
    5 марта 2024 10:35
    Турция конечно же не с чистого листа разработала и построила самолёт. В статье не указано, что помимо того, что Турции, после покупки ими российских систем ПВО, отказали в продаже Ф35, Турция принимала участие в их создании. Различные детали Ф35 собирались в разных странах, в том числе и в Турции. Ведь в момент спора по покупке ПВО всплывал вопрос, что программа создания самолёта сдвинется вправо, так как на шантаж Турции о том, что если ей не продадут самолёты, то и она не поставит свою часть элементов, никто не пошёл. Турцию "импортозаместили". Самолёт построили. Турков послали. Но чертёжная документация осталась. И естественно, документация страны участника создания изделия не ограничивается схемой одной детали. Нужно построить шасси, нужна схема рамы. Нужны элероны? Дайте схему крыла. Анализ построенного изделия в принципе и показывает долю участия Турции и имеемую ими сопутствующую документацию. Общая схема самолёта, покрытие. Сложные элементы нет. Двигатели как ключевой элемент нет. Бортовое радиолокационное оборудование - под вопросом. Потому как может его и не дали, но дадут, как бы то ни было, но страна в НАТО и почему бы не подтолкнуть изделие к интеграции в технику НАТО.
    Но не смотря на все имеемые преференции, создание такого самолёта всё равно достойно уважения от страны. Презрительно смотрим на них, какие то турки, удел их оллинклюзив... А они вон что творят. Тем более самолёт не единственное их направление в строительстве военных вооружений.
    И после пафосных заявлений автора статьи, о двигателях, давайте с грустью порассуждаем о двигателях для нашего истребителя пятого поколения... Не исключено, что будет позор, когда турки сделают себе двигатель на истребитель, а мы так и будем ждать их поставок и доработок. А потом вдруг окажется, что они очень дорогие.... И постигнет их судьба "Арматы".
  26. -2
    5 марта 2024 10:39
    станцевали с SAAB, BAE Systems, Rolls-Royce и FiatAvio.

    Сотрудничество с SAAB прекратилось, не начавшись. Avio S.p.A. вообще не участвовала.
    1. +1
      5 марта 2024 11:08
      Шведы отменили все ограничения в обмен на вступление в НАТО.
      1. 0
        5 марта 2024 11:13
        Изначально у турок был выбор- однодвигательный или двухдвигательный делать.
        Решили двухдвигательный , поэтому обратились к англичанам.
        1. 0
          5 марта 2024 11:14
          В этом размере есть Французы, США, шведы и РР и РД33
        2. 0
          5 марта 2024 14:23
          А с Аналогом Ал41 гораздо меньше предложений
      2. -2
        5 марта 2024 13:43
        Цитата: Zaurbek
        Шведы отменили все ограничения

        Да, а как то помнится шведы толпой приехали к нам, когда СААБ в смятку разбился. Как узнали, что за рулем сидел в опу пьяный товарищ, так неделю побухали и уехали.
  27. -5
    5 марта 2024 11:16
    Сравнение с южнокорейским истребителем сказивает все. Более 50 % всех главних агрегатов и компонентов, как самолета так и его вооружение импортние как у корейцев. Так что ето весьма условно можно назват "турецкий" самолет.
    А зависимость от импорта самих сложних и важних компонентов означает что количество и качество самолетов будут контролироват из за рубежа и он по определению будет отстават.
    Кроме того значение пилотируемой авиации неуклонно падает так что идет реч о очень дорогое и ненужное на поле боя изделие которие приносит большой прибиль производителям. В етом его главная задача.
    1. +2
      5 марта 2024 12:21
      Вооружение у турок своё есть, импортное- как дополнительная возможность.
      Двигатель делают на основе двигателя Еврофайтера совместно с англичанами, причем турки добиваются, чтобы двигатель не только производился в Турции, но турки еще и имели на него все права.
  28. -2
    5 марта 2024 12:41
    Страна не производила боевые самолеты и тут сразу ,взялась за 5 поколение. Производить БПЛА мало ,это уровень технологий выше на порядок
  29. +2
    5 марта 2024 12:52
    Сразу первый – и «пятёрка», то есть совершенно нового поколения

    Что-то подсказывает, что это не такое простое дело, как кажется.

    Это для КБ Сухого пятое поколение это ноу-хау забугорное. Ему уже больше 30 лет.
    И не пойму, что там Скоморохову подсказывает? Пока только одно государство смогло самостоятельно сделать самолёт 5го поколения, и то с оговорками. Японцы и корейцы по большей части собирают планер, что тоже не дурно, даже спустя 30 лет. А не дурно, потому что бьющие себя в грудь турбопатриоты, смотрят уж который год на Су-57 и верят что это 5ка.
    Конских размеров с голыми движками.
    Турки не купили, потому что это не 5, а 4++. Малозаметностью там только и пахнет. Движки от F-16 на прототипе даже рядом не стояли.
  30. -3
    5 марта 2024 12:53
    Цитата: solar
    Вооружение у турок своё есть, импортное- как дополнительная возможность.
    Двигатель делают на основе двигателя Еврофайтера совместно с англичанами, причем турки добиваются, чтобы двигатель не только производился в Турции, но турки еще и имели на него все права.

    Что означает свое? Если будут санкции на чувствительних компонентов то сумеют ли турки самостоятельно производит етих ракет?
    То же самое с двигателями. К примеру англичане производят лопатки турбин для двигателя Еврофайтера. Все другие производят менее чувствительние детали. Без англичан нельзя производит ети двигатели, а без других можно.
    1. +3
      5 марта 2024 13:16
      Англичане сразу заявили о готовности передать Турции все технологии по производству двигателя Ефрофайтера.
      В декабре 2015 года Подсекретариат оборонной промышленности Турции (SSM) объявил, что выбрал британскую компанию BAE Systems для оказания помощи в разработке национального истребителя нового поколения для завоевания превосходства в воздухе. В тот же день Rolls-Royce предложила передать технологию двигателя EJ200 и совместную разработку производной версии для программы TF-X. [33] Во время визита премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в Турцию в январе 2017 года представители BAE Systems и TAI подписали соглашение на сумму около 100 миллионов фунтов стерлингов, согласно которому BAE Systems предоставит инженерную помощь в разработке самолета. [34] После подписания соглашения Великобритания выдала открытую генеральную экспортную лицензию оборонным компаниям, желающим экспортировать товары, программное обеспечение или технологии в Турцию. [35]
      1. +2
        5 марта 2024 13:18
        То есть у Англии карт- бланш на любые военные поставки в Турцию.
  31. -1
    5 марта 2024 13:17
    а где же все пропало, шеф? laughing если не про РФ, то можно хотя бы с осторожным оптимизмом, а местами и восторгом? Пусть там еще и конь не валялся.
  32. +1
    5 марта 2024 13:35
    На примере этого самолета очень хорошо видно, чей на самом деле союзник Турция))) В первую очередь своих, так как от идеи лидерства на Ближнем Востоке они отказываться не собираются. Во-вторую - западного мира, так как планируемая экспансия как раз в направлении РФ и зоны ее интересов. И если мы вспомним историю - РФ и Турция природные так сказать соперники/враги и ничего с тех пор не изменилось. Но великий Пу со своей командой предателей делает все чтобы Турция стала сильнее экономически и могла за счет экономики становиться сильнее в военном плане))) Но это же другое))) Это совершенно не та измена родине, как ВСУ 100 рублей перевести)))
  33. -2
    5 марта 2024 15:22
    В тот же день Rolls-Royce предложила передать технологию двигателя EJ200 и совместную разработку производной версии для программы TF-X.

    Технология двигателя не означает технология производства всех его компонентов. То же самое Ролс-Ройс подписала в свое время и с компании Еврофайтер, но никому они технологию производства главних компонентов двигателей не передали и не передадут. Тем более их не получит Турция.
    Другое дело если не било споразумение с Ролс-Ройс и турки сами сумели наладит производство лопаток турбин и т.д.
    Я не сомневаюсь что турки сумеют что то сделат(хуже или лучше) и без Ролс-Ройс, но для етого им надо свою програму двигателестроения(научние звена, индустрия, кадри), деньги и время.
    1. +2
      5 марта 2024 23:08
      Я не сомневаюсь что турки сумеют что то сделат(хуже или лучше) и без Ролс-Ройс, но для етого им надо свою програму двигателестроения(научние звена, индустрия, кадри), деньги и время.

      То, что у них совместная разработка с англичанами, позволит туркам быстрее освоить необходимые технологии.
  34. -3
    5 марта 2024 16:42
    Думаю что в этом турецком,именно турецкого будет гораздо меньше 50%.
  35. -1
    5 марта 2024 17:59
    Прихлопнув америку, получится многие страны не получат запасных частей на свои самолеты, это немного упрощает удары по нато
    В войне с нато надо бить по США
    Если ударить по заводам производящим запчасти для F35 то не будет у нато возможности ремонтировать свои самолеты.
  36. -1
    5 марта 2024 18:00
    Что там купит Пакистан? Эта страна пред банкрот.
  37. 0
    5 марта 2024 18:30
    Цитата: Stas157
    Первый полет планировался в 2023 году. Ну а серия - в 27 году.
    Возникает интрига, кто раньше поставит свой новый самолет в серию? Турки или мы?

    Цитата: Stas157
    Первый полет планировался в 2023 году. Ну а серия - в 27 году.
    Возникает интрига, кто раньше поставит свой новый самолет в серию? Турки или мы?

    Ставлю на турок! На дворе 24 год,турки уже полетели.А у нас дальше макета не продвинулись. wassat wassat
  38. 0
    5 марта 2024 19:19
    Цитата: Zaurbek
    В этом размере есть Французы, США, шведы и РР и РД33

    Заложится еще и под РД33 имело смысл.
  39. -1
    5 марта 2024 19:20
    Цитата: Антон Ю
    Что там купит Пакистан? Эта страна пред банкрот.

    Турция тоже предбанкрот.
  40. -1
    6 марта 2024 11:49
    Цитата: solar
    То, что у них совместная разработка с англичанами, позволит туркам быстрее освоить необходимые технологии.

    "Совместная разработка" именно означает что турки не получат част технологии от англичан. Для англичан "совместная разработка" с Турции означает что они будут что то доставлят за деньги туркам такое что турки сами не способни делат.
  41. 0
    11 марта 2024 11:08
    Сейчас абсолютно понятно что будущее за полностью беспилотными машинами и тот кто пытается вкладывать деньги в разработку пилотируемой авиации неминуемо отстанет. Боевые действия показали что техники нужна не просто много а очень много и дорогущие самолёты пятого поколения не годятся. Было бы в России несколько тысяч беспилотников с ТТХ хотя бы уровня второй мировой войны война бы уже закончилась. А так после того как в начале слова ПВО противника показала своё эффективность самолёты стало жалко и ВКС не оказала того воздействия на который рассчитывали. и только сейчас с появлением планирующих бомб это воздействие становится заметным.
  42. 0
    19 апреля 2024 20:23
    Турки - молодцы. С момента отказа им в F35 прошло совсем ничего. И опа - свой новый самолет, и ни "какой-нибудь переработанный донельзя Миг21". Впечатляет.
  43. 0
    19 апреля 2024 20:29
    Цитата: djinn_82
    Турция конечно же не с чистого листа разработала и построила самолёт. В статье не указано, что помимо того, что Турции, после покупки ими российских систем ПВО, отказали в продаже Ф35, Турция принимала участие в их создании. Различные детали Ф35 собирались в разных странах, в том числе и в Турции. Ведь в момент спора по покупке ПВО всплывал вопрос, что программа создания самолёта сдвинется вправо, так как на шантаж Турции о том, что если ей не продадут самолёты, то и она не поставит свою часть элементов, никто не пошёл. Турцию "импортозаместили". Самолёт построили. Турков послали. Но чертёжная документация осталась. И естественно, документация страны участника создания изделия не ограничивается схемой одной детали. Нужно построить шасси, нужна схема рамы. Нужны элероны? Дайте схему крыла. Анализ построенного изделия в принципе и показывает долю участия Турции и имеемую ими сопутствующую документацию. Общая схема самолёта, покрытие. Сложные элементы нет. Двигатели как ключевой элемент нет. Бортовое радиолокационное оборудование - под вопросом. Потому как может его и не дали, но дадут, как бы то ни было, но страна в НАТО и почему бы не подтолкнуть изделие к интеграции в технику НАТО.
    Но не смотря на все имеемые преференции, создание такого самолёта всё равно достойно уважения от страны. Презрительно смотрим на них, какие то турки, удел их оллинклюзив... А они вон что творят. Тем более самолёт не единственное их направление в строительстве военных вооружений.
    И после пафосных заявлений автора статьи, о двигателях, давайте с грустью порассуждаем о двигателях для нашего истребителя пятого поколения... Не исключено, что будет позор, когда турки сделают себе двигатель на истребитель, а мы так и будем ждать их поставок и доработок. А потом вдруг окажется, что они очень дорогие.... И постигнет их судьба "Арматы".

    А по каким конкретно параметрам вы относите Су57 к 5-му поколению и чем он отличается (кроме цены) от 4++? Корпус типа был новый лет 15 назад. Что еще?