Роль Умберто Нобиле и Феличе Трояни в развитии советско-итальянского сотрудничества в области дирижаблестроения

71
Роль Умберто Нобиле и Феличе Трояни в развитии советско-итальянского сотрудничества в области дирижаблестроения

Приход фашистов к власти в октябре 1922 года отнюдь не стал препятствием для развития отношений между Италией и СССР. Уже через неделю после своего назначения премьер-министром, 6 ноября 1922 года Бенито Муссолини сообщил советскому представителю в Италии В. В. Воровскому о готовности установить дипломатические отношения между странами, а 7 февраля 1924 года состоялся обмен нотами о признании Италией правительства СССР [2].

После установления дипломатических отношений между странами дуче предложил заключить советско-итальянский договор о ненападении и нейтралитете, однако вскоре отложил переговоры, опасаясь осложнений с другими державами.



«Антибольшевизм Муссолини […] по его словам, был направлен в 20-е годы почти исключительно против внутреннего врага, т. е. левого движения в Италии» [3],

– указывает историк И. А. Хормач.

В области экономики взаимный интерес Италии и Советского Союза был очевиден, так как потребность итальянского рынка в советском сырье, а советского – в итальянской промышленной продукции была весьма велика. Красноречив тот факт, что в 1926–1927 гг. мазут для итальянского военного флота поставлялся только из СССР [2].

Во второй половине 1927 года, выступая на сессии ЦИК 10 декабря 1928 года, М. М. Литвинов охарактеризовал советско-итальянские отношения «как образец корректности, несмотря на различие социально-экономических систем». Удовлетворено ими было и итальянское руководство. Генеральный секретарь фашистской партии Р. Фариначчи писал: «Москва и Рим являются сейчас двумя полюсами борьбы за политическую и социальную революцию будущих поколений. Эта борьба должна оставаться чисто идейной».

Несмотря на серьезные идеологические различия, в этот период отношения между Советским Союзом и фашистской Италией основывались на тесном экономическом сотрудничестве, в том числе и в сфере авиации. В частности, история дирижаблестроения в СССР неотделима от вклада официально приглашенных из Италии инженеров, которые импортировали технологии в СССР [4].

Существенное влияние на развитие этой отрасли в Советском Союзе оказали Умберто Нобиле и Феличе Трояни.

Крушение дирижабля «Италия» и спасение его экипажа


Умберто Нобиле (1885–1978) итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал (1926). Два полёта в Арктику – в 1926 и 1928 годах – принесли Нобиле всемирную известность. В апреле-мае 1926 года дирижабль, получивший имя «Норвегия», совершил свой знаменитый перелёт сначала из Италии на Шпицберген с остановками в Британии, Норвегии и Ленинграде, а затем без посадки через Северный полюс на Аляску. А в мае 1928 года этот корабль, названный «Италия», совершил с базы на Шпицбергене несколько полётов в приполярные области. В последнем из них он достиг Северного полюса и, не совершая посадки, направился в обратный путь. Однако из-за сильного ветра дирижабль отклонился от курса и потерпел крушение.
Умберто Нобиле (1885–1978) итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал (1926). Два полёта в Арктику – в 1926 и 1928 годах – принесли Нобиле всемирную известность. В апреле-мае 1926 года дирижабль, получивший имя «Норвегия», совершил свой знаменитый перелёт сначала из Италии на Шпицберген с остановками в Британии, Норвегии и Ленинграде, а затем без посадки через Северный полюс на Аляску. А в мае 1928 года этот корабль, названный «Италия», совершил с базы на Шпицбергене несколько полётов в приполярные области. В последнем из них он достиг Северного полюса и, не совершая посадки, направился в обратный путь. Однако из-за сильного ветра дирижабль отклонился от курса и потерпел крушение.

Важную роль в укреплении связей между Италией и Советским Союзом сыграло спасение СССР членов экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Северном Ледовитом океане. Об этом стоит рассказать несколько подробней.

Как известно, правительство Бенито Муссолини стремилось укрепить славу итальянского воздухоплавания, поэтому придавало важное значение экспедиции на дирижабле «Италия». Торжественное отправление состоялось 15 апреля 1928 года, все газеты Италии рукоплескали этому событию, однако 25 мая дирижабль потерпел катастрофу примерно в 100 км от острова Северо-Восточная Земля (архипелаг Шпицберген) [1].

От удара о лед гондола управления и задняя мотогондола оторвались от силовой конструкции дирижабля и были брошены вниз, тогда как сам дирижабль сразу же опять поднялся в воздух и был унесен.

Потерпевшим катастрофу воздухоплавателям более месяца пришлось бороться за выживание. К счастью, среди обломков они нашли некоторый запас продовольствия, палатку, которую покрасили в красный цвет для привлечения внимания, но главное – аварийную коротковолновую радиостанцию. С ее помощью они пытались передавать сигналы бедствия и свои координаты, которые были пойманы советским радиолюбителем Шмидтом из Архангельской области [1].

В район поисков направились норвежские, шведские и итальянские самолеты. 20 июня итальянский летчик Умберто Маддалена на гидросамолете S.55 обнаружил место катастрофы и сбросил продовольственный груз. 23 июня шведский летчик Лундборг совершил посадку на лед и вывез из лагеря раненого Нобиле. Однако при вторичной посадке самолет капотировал, и Лундборг сам оказался пленником «Красной палатки».

Изначально СССР отнесся несколько прохладно к экспедиции дирижабля «Италия», так как, по некоторым предположениям, Муссолини желал присоединить к своим владениям Землю Франца-Иосифа. Однако после катастрофы в район Шпицбергена были направлены ледоколы «Малыгин» и «Красин». Летчик Б. Г. Чухновский с «Красина» обнаружил А. Мариано и Ф. Цаппи, которые вместе с погибшим при невыясненных обстоятельствах Ф. Мальмгреном, потеряв надежду, что их обнаружат, решили дойти до Шпицбергена пешком. Их, как и оставшихся у «Красной палатки», спас «Красин» [1].


Провал экспедиции стал для Нобиле концом его карьеры в Италии как конструктора дирижаблей. Поздней осенью 1928 года была создана следственная комиссия для расследования причин крушения, которую возглавил адмирал Умберто Каньи [5]. Выводы комиссии, обнародованные 4 марта 1929 года, были неблагоприятны для Нобиле – следственная комиссия инкриминировала ему неверный маневр воздушного судна, приведший к трагедии, а также тот факт, что он первым покинул место катастрофы на самолете Лундборга [4].

N-4 «Италия» (Italia) был четвёртым в серии полужёстких дирижаблей, построенных на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который возглавлял Умберто Нобиле. «Италия» была построена в 1927 году, длина дирижабля составляла 105, 4 метра.
N-4 «Италия» (Italia) был четвёртым в серии полужёстких дирижаблей, построенных на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который возглавлял Умберто Нобиле. «Италия» была построена в 1927 году, длина дирижабля составляла 105,4 метра.]

Однако самой большой проблемой был подорванный в результате неудачной миссии международный престиж Италии, на завоевание которого страна не жалела средств. Из-за этого провала строительство дирижаблей в стране было прекращено, и вскоре министр авиации Итало Бальбо и вовсе запретил его.

Нобиле был вынужден завершить свою работу. В этих обстоятельствах он с благодарностью принял предложение профессора Р. Л. Самойловича принять участие в путешествии к Земле Франца-Иосифа на борту ледокола «Малыгин», для того чтобы пролить свет на исчезновение «Италии» и на судьбу шестерых товарищей (вместе с дирижаблем унесло группу из шести человек, судьба которых была неизвестна). Однако плохие погодные условия не позволили кораблю приблизиться к Земле Александры, где, по мнению Нобиле, он мог бы найти элементы, полезные для расследования [5].

По возвращении из экспедиции ему поступило предложение советской стороны возглавить конструкторскую работу на предприятии «Дирижаблестрой» на станции Долгопрудной (ныне – город Долгопрудный) в качестве конструктора и консультанта по техническим вопросам. Нобиле согласился, в том случае, если правительство Италии не будет этому препятствовать [4].

По возвращении в Италию Нобиле представил отчет о сделанном ему предложении секретарю Национальной фашистской партии Джовании Джурати, спрашивая разрешения на эту миссию со стороны Муссолини. Получив согласие Джурати и проинформировав посла Италии в СССР Бернардо Аттолико, Нобиле столкнулся, однако, с противодействием Бальбо. Тем не менее Муссолини не стал возражать против отъезда неугодного ему Нобиле за границу и в том числе разрешил ему вывезти в СССР чертежи дирижаблей типа «Норге» и «Италия» [4].

В мае 1932 года Нобиле прибыл в Москву, где был размещен в квартире на углу Лубянки и улицы Мясницкая.

Деятельность У. Нобиле и Ф. Трояни в СССР


Вместе с Нобиле в «Дирижаблестрой» отправились: инженеры Феличе Трояни и Луиджи Визокки, чертежники Никола Де Мартино и Джакомо Гарутти, а также несколько рабочих. В «Документационном центре Умберто Нобиле» в Винья-ди-Валле хранятся контракты, заключенные «Дирижаблестроем» с Нобиле и его девятью итальянскими сотрудниками [1].

Инженер-конструктор Феличе Трояни (1897–1971) был достаточно интересной личностью – именно ему принадлежал проект знаменитой «красной палатки». Во многом противоположность Нобиле, Трояни также был участником экспедиции на «Италии».

Следует сказать, что если Нобиле к моменту отъезда в СССР идеологически уже разошелся с фашистами, то Трояни, напротив, накануне отъезда в Советский Союз вступил в фашистскую партию. О взглядах Нобиле говорит изданная в Италии в 1945 году книга воспоминаний «То, что я видел в Советской России». В ней очевидна глубокая симпатия автора по отношению к Советскому Союзу [4].

Трояни же относился к СССР довольно скептически, о чем он писал в своей автобиографии под названием «Хвост Миноса» (на русский язык не переведена). Историк Полина Дьяконова отмечает, что если Нобиле с огромным энтузиазмом погрузился в водоворот жизни советской столицы, то Трояни крайне скептично относился к советским методам работы. По мнению Трояни, энтузиазм Нобиле подпитывала, вероятно, надежда восстановить в России свое положение, потерянное в Италии.

Обложки автобиографического романа Феличе Трояни «Хвост Миноса»
Обложки автобиографического романа Феличе Трояни «Хвост Миноса»

Вскоре Нобиле приступил к работе, однако она серьезно осложнялась отсутствием организованной технической базы. Контора «Дирижаблестроя» четыре раза меняла адрес.

В «Дирижаблестрое» надо было начинать все сначала, создавать все заново. Нобиле взялся за дело с горячностью южанина и с деловитостью большого специалиста. Сначала под руководством Нобиле работали 80 молодых инженеров – выпускников ДУКа. Такое большое число неопытных инженеров было даже помехой в работе. Мешала текучесть кадров, невозможность по-своему рационализировать деятельность конструкторского бюро [6].

Официальный пятилетний план был совершенно фантастическим – следуя ему, предполагалось построить 58 полужестких и жестких дирижаблей. Вот что пишет по этому поводу сам Нобиле:

«Когда я заметил начальнику «Дирижаблестроя», что мы в Италии и Цеппелин в Германии, даже располагая отличным оборудованием предприятий и квалифицированными кадрами, не смогли бы выполнить за 5 лет и 1/5 этого плана, он возразил: «То, что невозможно в капиталистических странах, вполне осуществимо в СССР, где темпы можно наращивать сколько угодно!»


Но выполнить этот план в итоге, разумеется, не удалось.

Первый сконструированный Нобиле дирижабль, получивший опознавательный знак «СССР-В5» объемом 2 340 куб. м, был построен в течение сентября 1932 – января 1933 года. Квалифицированные итальянские рабочие (3–4 человека) с помощью советских коллег совершили чудо. Работая на старых маломощных станках, при нулевой температуре в цехах, прибегая к хитроумным ухищрениям, они за несколько месяцев создали металлические конструкции [6].

Первый советский полужёсткий дирижабль В5 поднялся в небо 27 апреля 1933 года. Фотографии обнаруживают его внешнее сходство с итальянским кораблём Mr объёмом около 1 тыс. кубометров, который выпустили на заводе SCA в 1924 году – он и по сей день остаётся самым маленьким полужёстким дирижаблем в мире и одним из самых миниатюрных дирижаблей вообще. Не исключено, что именно Mr послужил отправной точкой для проекта В5, хотя в их конструкциях имелись заметные различия [7].


Строительство дирижабля В-5 проходило в сложных условиях. В конце февраля 1933 года у Нобиле случился острый приступ аппендицита, перешедший в перитонит с угрозой для жизни. Он был экстренно госпитализирован в Кремлевскую больницу и смог вернуться к работе только в мае. Пока Нобиле проходил лечение, ответственность за В-5 полностью перешла к Трояни.

Ввиду того, что работы велись медленно и с большими затруднениями, начальник «Дирижаблестроя» Фельдман попросил Трояни дать характеристику на каждого из итальянских работников, прибывших с Нобиле. Дело в том, что по прошествии года с начала контракта был построен всего один опытный дирижабль В-5, тогда как планировалось построить и испытать к этому моменту уже несколько дирижаблей.

Трояни сообщил, что большинство приглашенных Нобиле итальянцев на самом деле не были дипломированными инженерами и не имели большого опыта в строительстве дирижаблей, а являлись чаще всего простыми рабочими с «Завода воздухоплавательных конструкций». Нобиле же представил их в СССР как инженеров [1].

Впоследствии это послужило причиной скандала между Нобиле и Трояни и окончательного разрыва между ними. Трояни описывал этот конфликт так: «Итальянцам он говорил, что я коммунист, а перед русскими утверждал, что я фашистский шпион». Трояни уведомил начальство, что просит о возвращении на родину, так как он не желает больше работать под началом Нобиле [1].

В итоге Фельдман предложил Трояни место главного конструктора в тушинском Воздухоплавательном учебном комбинате (ВУКе).

Трояни принимал активное участие (был главным конструктором) в строительстве дирижабля, носившего вначале рабочее название ВУК-1, а затем В-7 (Челюскинец). Однако, когда дирижабль был уже готов, за день до первого полета эллинг вместе с находившимися там дирижаблями сгорел, после попадания в него молнии. После потери дирижабля В-7 на «Дирижаблестрое» были построены аналогичные дирижабли В-7бис и В-8. Последний из построенных советских полужестких дирижаблей В-9 основывался именно на идеях Трояни.


Следует отметить, что Трояни в целом относился к своей работе с некоторой иронией. В своих воспоминаниях он писал, что не верит в будущее дирижабля, полагая, что ему суждено было уступить дорогу самолету. На родину Трояни вернулся в конце 1934 года.

Что касается Нобиле, то основным дирижаблем, построенным под его руководством, был B-6. Его проектирование началось еще в сентябре 1932 года, когда мастерских, в которых предполагалось его строить, еще не было.

К ноябрю 1934 года удалось подготовить дирижабль В-6 к полетам. Он получил название «Осоавиахим» и стал самым большим и лучшим из советских дирижаблей. К тому же он превосходил свой итальянский прототип по летным характеристикам. Крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. В гондоле могло разместиться до 20 пассажиров. Полезную нагрузку смогли увеличить до 8 500 кг. Нобиле был очень горд достигнутым результатом [1].


В сентябре 1937 года дирижабль В-6 установил абсолютный мировой рекорд продолжительности полета дирижабля, совершив перелет по маршруту Долгопрудная – Новгород – Шуя – Иваново – Калинин – Брянск – Курск – Пенза – Воронеж – Васильсурск и обратно.

В феврале 1938 года дирижабль В-6 под командованием Н. С. Гудованцева отправился в Мурманск с целью эвакуировать экспедицию Папанина с дрейфующей станции «Северный полюс». От Москвы до Петрозаводска полет проходил в трудных условиях. Облачность была низкой, время от времени шел снег, и металлические части дирижабля обледеневали.

За два часа до пролета над Петрозаводском дирижабль встретил плотный туман и шел слепым полетом почти до момента подлета к городу. В 18 км от станции Белое море дирижабль натолкнулся на склон горы и разбился. Спасательные отряды на лыжах обнаружили 13 погибших и 6 выживших [4].

Покидая СССР в конце 1936 года, Нобиле радовался достигнутому прогрессу:

«Долгопрудная дирижаблестроительная база в результате деятельности «Дирижаблестроя» была уже хорошо развернута. Имелось два металлических эллинга (большой и малый), много надлежаще оборудованных производственных цехов, каменные здания служебных и жилых помещений, хорошо снабженные продовольственные магазины и несколько миль железнодорожных подъездных путей. Испытательные лаборатории (НИО), ввиду недостатка подходящих помещений, оставались пока что в Москве, а учебный комбинат (ДУК), где готовились инженеры-дирижаблисты, оставался в Тушино. <...> Люди уже больше не предлагали планы, не имеющие под собой реальных оснований» [8].

Итальянские инженеры и советская действительность


В предисловии к итальянскому изданию своей книги Нобиле писал, что с СССР его связывало чувство огромной благодарности, «которая стала еще сильнее, когда русские пригласили меня отправиться к ним на работу, именно в самый печальный период моей жизни, так как в то время жить в моей стране стало для меня крайне тяжело» [8].

В целом Нобиле с некоторой симпатией относился к Советскому Союзу, несмотря на то, что в «Аэрофлоте» и на «Дирижаблестрое» отношение к нему и в целом к итальянскому присутствию было неоднозначным – многие уважали его как профессионала, но некоторые презрительно называли его «фашистским генералишко».

Нобиле, вообще мало искушённый в политике, по наивности переоценивал советскую демократию, принимал декорацию за действительность и порой заходил слишком далеко в своих выступлениях и в отношениях с коллегами по «Дирижаблестрою». Так, поначалу он говорил рабочим, что профсоюзы обязаны защищать их интересы, а поэтому они должны требовать улучшения своего материального положения. Это не осталось без внимания для соответствующих органов [7].

В феврале 1933 года Н. Куйбышев, начальник Военно-морской инспекции НК РКИ, докладывал Сталину:

«Для Нобиле созданы такие условия, при которых он имеет возможность беспрепятственно выступать в роли защитника рабочего класса. Против кого – очевидно, против органов Советской власти… Знаменательно и то, что считается совершенно нормальным, когда советские инженерно-технические работники ищут у Нобиле защиты своих прав или удовлетворения своих претензий. Одним словом, в «Дирижаблестрое» фашист-генерал Нобиле превратился из технического консультанта в политического руководителя» [7].

В личном общении Нобиле не всегда был прост и ровен. С одной стороны, работавшие с ним отмечали неизменную приветливость, внимание к собеседнику, простоту и доступность.

«У Нобиле можно было многому поучиться: как себя вести, как себя поставить, а это, между прочим, очень важно. Это то, что мы называем внешней культурой обращения с людьми»,

– вспоминал конструктор-дирижаблист Владимир Шевырёв, лично общавшийся с Нобиле.

Коллег конструкторов тот приглашал к себе домой на итальянскую пасту и валютный рислинг из Торгсина. Частенько заглядывали к нему на Мясницкую и шахматисты, которые порой засиживались за игрой допоздна и убегали на последний поезд метро.

С другой стороны, он очень болезненно воспринимал любые попытки даже не критиковать, а просто чуть глубже поинтересоваться его инженерными решениями.

Огромный вред для репутации Нобиле в Советском Союзе и дальнейшей работы предприятия «Дирижаблестрой» нанес конфликт Нобиле и Трояни. Немалую роль сыграли и слухи, распускаемые ими, взаимные обвинения в «фашизме», «шпионстве» и т. п. Видимо, Нобиле и его товарищи не до конца отдавали себе отчет о возможных последствиях, причем не только для них, но и для их русских коллег. После этого конфликта на предприятии стало обыденным написание жалоб и доносов в вышестоящие инстанции [1].

Многие итальянцы, оставшиеся на «Дирижаблестрое» после отъезда Нобиле и Трояни, в период репрессий 1937–1938 гг. были арестованы по обвинению в саботаже и промышленном шпионаже. Всего в 1937–1938 гг. в СССР было арестовано 199 итальянцев. Например, ближайшие сотрудники Трояни (как итальянцы, так и русские) были арестованы, многие репрессированы. Им инкриминировалось близкое знакомство с Трояни. Парадокс состоял в том, что после возвращения в Италию Трояни подвергли допросам по делу о его предполагаемых симпатиях к коммунистам и даже о шпионской деятельности в пользу Советского Союза.

Историк воздухоплавания и авиации Алексей Белокрыс в своей книге отмечает:

«Руководитель «Дирижаблестроя» покинул СССР в 1936 году, незадолго до того, как НКВД привлёк его бывших сотрудников-инженеров к ответственности за «связь» с ним, выполнение его шпионских поручений и ведение вместе с ним контрреволюционной фашистской деятельности среди рабочих. Именно это случилось в 1937 году с конструкторами-дирижаблестроителями Борисом Гарфом, Михаилом Канищевым, Вадимом Штрангелем, Владимиром Катанским. Верхом абсурда явились обвинения в передаче итальянцу секретных сведений об устройстве советских дирижаблей» [7].

Тем не менее именно приезд Нобиле в СССР позволил работам по проектированию советских дирижаблей осуществляться на высоком техническом уровне для своего времени. В частности, как было сказано ранее, Бенито Муссолини не только не высказал возражений против отъезда Нобиле в Советский Союз, но и дал ему разрешение вывезти чертежи итальянских дирижаблей, что позволило Нобиле в полной мере воспользоваться результатами своей предыдущей конструкторской работы в Италии. Этот эпизод может также служить подтверждением благоприятного климата в советско-итальянских отношениях в этот момент [1].

СССР удалось в сжатые сроки стать дирижаблестроительной державой, и в этой отрасли промышленного производства он полностью перенял идеи итальянских конструкторов. По полужесткой схеме Нобиле было построено несколько советских дирижаблей, в том числе самый крупный – В-6, который принес СССР несколько рекордов. Однако его катастрофа 6 февраля 1938 г ода послужила причиной отказа Советского Союза от дальнейшего строительства дирижаблей.

Использованная литература:
[1]. Дьяконова П. Г. Советско-итальянские отношения в области авиации: 1924 г. – 22 июня 1941 г., диссертация кандидата исторических наук – М., 2019.
[2]. Макулов С. С. Проблемы восприятия итальянского фашизма в советской печати, 1922–1941 гг., монография – М., МГИМО-Университет, 2021.
[3]. Хормач И. А. Италия и СССР. 1924–1939. Дипломатические и экономические отношения. М., 1995. С. 12.
[4]. Дьяконова П. Г. Деятельность Умберто Нобиле и итальянских специалистов по дирижаблестроению в СССР в 1931–1935 гг. / П. Г. Дьяконова // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 4. – С. 174–183.
[5]. Francesco Surdich. Nobile Umberto. Dizionario Biografico degli Italiani, Volume 78: Natta – Nurra, Istituto dell'Enciclopedia Italiana, Rome 2013.
[6]. Броуде Б. Г. Умберто Нобиле. – СПб.: Наука, 1992.
[7]. Алексей Белокрыс. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6». – М.: Paulsen, 2017.
[8]. Nobile U. Quello che ho visto nella Russia sovietica. Roma: Atlantica, 1945.
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 марта 2024 05:21
    Отличный фильм наши с итальянцами сняли, "Красная палатка". Блестящий актёрский состав, изумительная музыка Морриконе.
    Диву даёшься расхлябанности итальянцев. У них пропал дирижабль, а они не слушают эфир. Если бы не наш радиолюбитель, поймавший сигнал S. O. S., группы Нобиле и Мальмгрена погибли бы.
    1. +2
      10 марта 2024 10:56
      Цитата: Товарищ
      Отличный фильм наши с итальянцами сняли, "Красная палатка". Блестящий актёрский состав, изумительная музыка Морриконе.

      И комбинированные съемки хороши, но жаль как обошлись с Лундборгом.
      1. +2
        10 марта 2024 14:06
        Цитата: Maxim G
        жаль как обошлись с Лундборгом.

        Верно, но тогда уже не нужно было брать в фильм Кардинале. Она без сластолюбивых поклонников смотрелась бы неестественно.
    2. +3
      10 марта 2024 13:48
      Отличный фильм наши с итальянцами сняли, "Красная палатка". Блестящий актёрский состав, изумительная музыка Морриконе.
      Оно, конечно, так, кроме Никитушки Михалкова, который в фильме сыграл не Чухновского, а какого-то истерика.
      1. +3
        10 марта 2024 15:04
        Цитата: Авиатор_
        .... Отличный фильм наши с итальянцами сняли, "Красная палатка". .

        Всё было не собраться, Сергей, hi теперь ---- посмотрю точно. А статья очень понравилась. Послереволюционное время, индустриалиазиция, развитие науки, промышленности, ДОСААФ, спорт.....
        И как не вспомнить слова Сталина
        или мы сделаем это, или нас сомнут

        И всё делалось в ускоренном темпе
        1. +3
          10 марта 2024 16:09
          Фильм неплохой, но какой-то не наш. Сидят главные герои вспоминают и рассуждают. И абсолютно убогий Чухновсеий, которого играл советский хамоватый мажор Никитушка Михалков. Впрочем, он всегда один и тот же тип героя играет, себя самого. Как артист он никто.
          1. 0
            10 марта 2024 17:10
            Цитата: Авиатор_
            ..... советский хамоватый мажор Никитушка Михалков. Впрочем, он всегда один и тот же тип героя играет, себя самого. ...

            Всё-таки те его фильмы, они для меня давнишние. Но помню такое. Был разговор каких-то артистов про фильмы. И потом про "Вокзал для двоих"(вроде так? С Гурченко)И они, артисты, говорят, что Никита Михалков тогда как раз с Армии пришёл.И в этот фильм! Во как! А сейчас многие ли артисты в Армии служили.
            1. +2
              10 марта 2024 17:18
              И они, артисты, говорят, что Никита Михалков тогда как раз с Армии пришёл.И в этот фильм!
              Это он так артистам трепался. Служил он на флоте в погранцах, и раньше, чем фильм "Палатка" вышел. Тем более, "Вокзал" (это вообще 80-е). Как он служил - тоже известно - сидел, писал "сценарии" и изображал "творческого человека", а господа офицеры вокруг него на цыпочках ходили и мух отгоняли. Мухи-то знают, на что садиться, не ошибаются. Читал это в воспоминаниях сослуживцев. Я сильно сомневаюсь, был ли он хоть раз в наряде по кухне.
              1. 0
                10 марта 2024 17:54
                Очень много Вы всего знаете wink Сергей! Даже страшновато как-то hi
                1. +1
                  10 марта 2024 17:57
                  Да мне лет-то уже тоже много, два сына, три внука и внучка.
                  1. 0
                    10 марта 2024 18:42
                    Цитата: Авиатор_
                    Да мне лет-то уже тоже много, два сына, три внука и внучка.

                    good Дело в том, что Вы знаете много чего про ту жизнь , из разных сторон и областей, а не только по своей специальности. И Вы сразу быстро вспоминаета подходящее. Я могу сравнивать. Вы знаете, что я по работе часто с разными возрастами общаюсь и бывает иногда спокойная обстановка и спокойные разговоры и люди много чего вспоминают. Так что это не просто вежливость у меня yes
                    1. +4
                      10 марта 2024 19:14
                      Про это мажорное хамло есть в мемуарах у Данелии, как он снимал свой первый фильм "Я шагаю по Москве", и на главную роль взял его. А Никитушке всё денег мало было, но поскольку он был ещё никем, то и платили ему по низшему разряду. Отсняв половину картины, Никитушка выдал Данелии - "повышай ставку, а то уйду" (это его Кончаловский подговорил, такое же г-но, сказал, что уже много отснято, не заменят никем). А Данелия указал на дверь и стал звонить другому актёру. Никитушка разнылся, пустил слезу, и в слезах и соплях стал уговаривать оставить его. Данелия оставил, но в мемуарах всё описал. Вообще из всех артистических мемуаров мне нравятся мемуары Ланового, Данелии и Меньшова, они честные.
                  2. +1
                    10 марта 2024 19:13
                    Относительно репрессий хочу добавить, что да, репрессировали и не только итальянских специалистов, но и из других стран тоже. В том числе и коммунистов. Это было связано с тем, что, когда Сталин отказался от идеи Мировой Революции, стало направление на
                    социализм в одной отдельно взятой стране

                    Многие приехавшие коммунисты Комминтерновцы этого не понимали, были недовольны, почему так, задавали вопросы. За что их обвиняли в троцкизме. Репрессировали. Жаль их, конечно. Но ---- было.
                    1. +5
                      10 марта 2024 19:24
                      Да, некоторые попали под это. По поводу Ленина очень хорошо пишет Захар Прилепин, я на него в Дзене подписался. Каждый день даёт текущий материал. Очень советую. Насчёт "Мировой революции" - её нужно понимать не прямолинейно-наивно, как понимал Макар Нагульнов в "Поднятой целине" Шолохова (кстати, читал ли ты её? В моё время она в школьную программу входила). Понимать надо как создание блока социалистических государств, что по сути и было сделано при Сталине после той войны. А троцкисты способствовали гибели республиканской Испании, не зря Рамон Меркадер, познакомивший Лейбу Троцкого с альпинистским оборудованием, был испанским коммунистом.
                      1. +1
                        10 марта 2024 19:34
                        Цитата: Авиатор_
                        .... троцкисты способствовали гибели республиканской Испании, не зря Рамон Меркадер, познакомивший Лейбу Троцкого с альпинистским оборудованием, был испанским коммунистом.

                        Я читал об этом. Также о том, что таким непримиримым его воспитала мать, коммунистка и советская разведчица ---- Карина Романович Меркадер.
                        Если бы Троцкий на старости лет не влез бы в омерзительную аморалку, может смог бы и ещё прятаться..
                  3. +4
                    10 марта 2024 19:25
                    Опять добавление к предыдущему. В 1927году бла попытка путча Троцкого в 3х городах --- Ленинграде, Москве, Харькове. Подавили быстро. Об этом есть упоминания. Но в 1937, тоже было. Правда, об этом встречал только косвенные упоминания. Так что причины бороться с троцкизмом были.
                    1. +4
                      10 марта 2024 19:29
                      Да, конечно. К 1937 уже были данные от Шелленберга про Тухачевского, прочитай его мемуары "Лабиринт", изданные у нас в 1990 году (он их написал в 1956). И как Сталин его вдобавок ещё обманул, расплатившись за сведения отмеченными купюрами, когда немецкие агенты начинали ими расплачиваться в СССР, то их быстро ловили.
                      1. +2
                        10 марта 2024 22:30
                        Цитата: Авиатор_
                        К 1937 уже были данные от Шелленберга про Тухачевского, прочитай его мемуары "Лабиринт", изданные у нас в 1990 году (он их написал в 1956). И как Сталин его вдобавок ещё обманул, расплатившись за сведения отмеченными купюрами, когда немецкие агенты начинали ими расплачиваться в

                        Мемуары Шелленберга - надувное фуфло. Причем даже то что они написаны им - совсем не факт.
                      2. +2
                        11 марта 2024 04:45
                        Цитата: свой1970
                        Мемуары Шелленберга - надувное фуфло
                        Классические мемуары: и тут выхожу я в белом фраке wink
                      3. 0
                        11 марта 2024 06:26
                        Цитата: Голландец Михель
                        Цитата: свой1970
                        Мемуары Шелленберга - надувное фуфло
                        Классические мемуары: и тут выхожу я в белом фраке wink

                        Нет, это не мемуары как таковые- там все слишком придуманное .Ну либо Шелленберг был полным обормотом и ничего не понимал в разведке.
                        Слишком все пафосно- киношное
                      4. +2
                        11 марта 2024 06:29
                        Цитата: свой1970
                        .Ну либо Шелленберг был полным обормотом и ничего не понимал в разведке
                        Существует мнение, что над этими мемуарами серьезно поработали англичане. Шелленберг на самом деле много знал и ему было что написать
                      5. +1
                        11 марта 2024 06:57
                        Цитата: Голландец Михель
                        Цитата: свой1970
                        .Ну либо Шелленберг был полным обормотом и ничего не понимал в разведке
                        Существует мнение, что над этими мемуарами серьезно поработали англичане. Шелленберг на самом деле много знал и ему было что написать

                        Или это вообще не его либо он писал "бестселлер" а не мемуары.
                      6. +1
                        11 марта 2024 08:32
                        Цитата: свой1970
                        либо он писал "бестселлер" а не мемуары.
                        Ну у него очень хороший литературный язык. Если только это написал он сам
                      7. +2
                        11 марта 2024 07:33
                        что над этими мемуарами серьезно поработали англичане.
                        А им-то зачем так Тухачевского выставлять? Оправдывать "кровавого тирана Сталина"?
                      8. 0
                        11 марта 2024 08:30
                        Цитата: Авиатор_
                        А им-то зачем так Тухачевского выставлять? Оправдывать "кровавого тирана Сталина"?
                        Наоборот, они тем самым подчеркнули его кровавость
                      9. 0
                        11 марта 2024 08:54
                        Цитата: Авиатор_
                        что над этими мемуарами серьезно поработали англичане.
                        А им-то зачем так Тухачевского выставлять? Оправдывать "кровавого тирана Сталина"?

                        Разведка существовавшая всего 4 года и сумевшая полностью обезглавить армию потенциального противника руками самого противника - заслуживает всяческих похвал.
                        Это филигранная работа была бы -если бы это было правдой.
                        Но "Меня терзают смутные сомнения..."(с)ИВМП
                      10. 0
                        11 марта 2024 18:10
                        и сумевшая полностью обезглавить армию потенциального противника
                        Обезглавить "героя котла под Варшавой" и заказчика массы танков без радиостанций, пытавшегося развалить всю артиллерию РККА путём введения универсальных орудий вместо специализированных (ПВО, ПТО, гаубиц и полевых орудий - см. В. Грабин "Оружие победы"). Протаскивавшего авантюриста Курчевского с его "динами-реактивными орудиями". Список достижений Наполеона-неудачника продолжить? Они молиться на него должны были. Но сдали. Решили, что блиц-криг и так пройдёт.
                      11. -1
                        11 марта 2024 23:17
                        Цитата: Авиатор_
                        заказчика массы танков без радиостанций
                        если раций нет - он хоть обзаказывайся - их нет.
                        Цитата: Авиатор_
                        Список достижений Наполеона-неудачника продолжить?
                        - мы имеем 3 Рейх существовавщий 4( четыре !!) года как государство- его противник СССР существовал 20 лет.
                        И вот разведка практически новорожденная- крушит всю верхушку армии противника.Даже если не брать в расчет личность Тухачевского- в армии начинаеться недоверие ко ВСЕМ."А не немецкий ли он шпиен?"- ВСЕ задают себе такой вопрос.
                        И о полезности - если сейчас наша разведка добилась бы что в Бундесвере постреляли бы весь генералитет- было бы это полезно для нас? Естественно!
                        Но мемуары Шелленберга невнятная основа для того чтобы считать что они что то там смогли.Слишком все шито белыми нитками...
              2. 0
                11 марта 2024 18:29
                Служил он на флоте в погранцах

                Вообще-то он на тральщике служил. Не думаю, что у пограничников они были. Тем более морские пограничные части входили в состав пограничных войск КГБ СССР. А не флота.
            2. 0
              11 марта 2024 18:19
              Небольшое, на важное уточнение.

              В 1972 году в возрасте 27 лет был призван на срочную военную службу.
              Служил на Тихоокеанском флоте на Камчатке - сначала на берегу, затем матросом на тральщике.
              По заданию командования, в составе группы из четырёх человек совершил 117-дневный поход на собаках.

              Ну и наверное не " с Армии пришёл", а "из армии". hi
    3. +1
      11 марта 2024 08:11
      У них пропал дирижабль, а они не слушают эфир
      камрад! Вы.. слышали что-либо прохождение радиоволн в зависимости от диапазона, расстояния, состояния атмосферы и мощности передатчика? Так потрудитесь взглянуть хотя бы на карту. И если думаете что связаться посредством обычной радиосвязи в режиме А1А (телеграфия), например от Берингова пролива с Владивостоком так же просто как переговорить по "уоки-токи" на пару километров то Вы сильно ошибаетесь. Да и рация у них наверняка была так себе. И наверняка на ручном генераторе. У меня вот был на траулре передатчик "Бриг". На полтора киловатта мощности. И то иногда с большим трудом удавалось связываться с БРЦ (береговой радио центр) А уж у Нобиле был всего-лишь аварийный. Ватт думаю на сто максимум. hi
  2. +3
    10 марта 2024 05:34
    Цитата: Виктор Бирюков
    Первый сконструированный Нобиле дирижабль, получивший опознавательный знак «СССР-В5»
    Автор не указал какой двигатель использовался в построенном дирижабле, из каких материалов была изготовлена его оболочка, было ли это единичное производство или с большим замахом на серию, шла ли во время производства параллельная подготовка специалистов? Для понимания состояния дел в дирижаблестроении у нас в стране это очень важно. И ещё один любопытный вопрос: были ли контакты приглашенных итальянцев с К. Циолковским?
    1. +6
      10 марта 2024 08:50
      Цитата: Голландец Михель
      какой двигатель использовался в построенном дирижабле, из каких материалов была изготовлена его оболочка

      Оболочку из кордированной резины, изготовлял московский завод Каучук, эвакуированный во время Первой мировой из Риги, а вот с двигателем не совсем все понятно. У нас собирались по лицензии двигатели Фиат и Даймлер, но какие именно были установлены на этих дирижаблях не известно. К тому же выпуск этих двигателей не был массовым - пятилетки еще не набрали должного оборота...
      1. +4
        10 марта 2024 09:49
        У нас собирались по лицензии двигатели Фиат и Даймлер, но какие именно были установлены на этих дирижаблях не известно.

        В литературе называются двигатели Maybach Mb.IVa, специально заказанные в Германии для дирижаблей. С учетом того, что на дирижаблях Zeppelin они успешно применялись, информацию можно считать достоверной.
        Оболочку из кордированной резины, изготовлял московский завод Каучук

        Описание ткани для оболочки из книги "ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ (ДИРИЖАБЛЬ)" издания Главной редакции авиационной литературы, 1935 год.
        Перкаль — материал, идущий на оболочку для дирижабля. Делается из хлопчатобумажной
        ткани. Крепость однослойного перкаля на разрыв примерно 700 кг, а двухслойного — 1100 кг. Ткань прорезинивается, чтобы уменьшить диффузию газа, вулканизируется, т. е. обрабттывается серой и покрывается желтой краской (хромовой) для защиты от ультрафиолетовых лучей, разрушающих оболочку.
        Весовые данные (примерные) такой материи следующие: 1 кв. метр перкаля весит
        96 г, 1 кв. метр вполнее готовой ткани двухслойной — 325 г, тоже алюминированной (против солнечного нагрева) - 330 г, 1 кв.метр вполне готовой ткани трехслойной—500г.
        При испытании на газопроницаемость двухслойная материя должна давать
        утечку газа не более 10 л на 1 м 2 в сутки (при + 15° Ц); трехслойный — не более 4 л , бодрюшированный материал— не более 1 л. При давлении 10 мм,
        водяного столба хорошая ткань допускает утечку газа в сутки 1,5% всего объема,
        но практически не более 3%.
        1. +1
          10 марта 2024 16:28
          Цитата: Dekabrist
          В литературе называются двигатели Maybach Mb.IVa, специально заказанные в Германии для дирижаблей

          Согласно Версальским требованиям, на территории Германии было запрещено любое производство авиационной техники. Сюда относилась и Maybach, которая после Первой мировой переключилась на производство двигателей для автомобилей, следовательно, к дирижаблям, построенными итальянскими инженерами, этот двигатель не имел никакого отношения... Скорее всего, это были FIATы, которые собирали по лицензии. Я совершенно точно знаю, что первые советские дирижабли, построенные еще до прибытия итальянцев, были оснащены двигателями этой фирмы...

          Цитата: Dekabrist
          Описание ткани для оболочки из книги "ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ (ДИРИЖАБЛЬ)"...
          ...Перкаль — материал, идущий на оболочку для дирижабля

          Наверное, здесь имеется в виду перкаль, как армирующий элемент для резины газовых баллонов, придающий им требуемую прочность. Либо как вариант - обшивка для группировки газовых баллонов и придания дирижаблю расчетной аэродинамической формы...

          Цитата: Dekabrist
          При давлении 10 мм, водяного столба хорошая ткань допускает утечку газа в сутки 1,5% всего объема, но практически не более 3%

          10 мм водяного столба - это совсем ничтожное давление. Для большей наглядности скажу, что максимальное давление газа в бытовом газопроводе, подающим газ в дома потребителей, составляет 300 мм. вод. столба. То есть, если вам придет в голову разрезать газопровод, а потом заткнуть его пальцем, то вы легко это сделаете, даже не почувствовав в нем никакого давления. В газовых баллонах дирижабля давление исчисляется в более серьезных цифрах и никакая перкаль его попросту не выдержит...
          1. -1
            10 марта 2024 17:37
            Сюда относилась и Maybach, которая после Первой мировой переключилась на производство двигателей для автомобилей, следовательно, к дирижаблям, построенными итальянскими инженерами, этот двигатель не имел никакого отношения...

            То, что фирма Maybach-Motorenbau в 1918 году прекратила производство авиамоторов, не говорит, что в этом же году прекратили свое существование все авиационные двигатели этой фирмы, произведенные ранее, в том числе и 2000 двигателей Maybach Mb.IVa. Вы не поверите, но на дирижаблях Нобиле Norge и Italia стояли двигатели Maybach. На фотографии - югославский самолет Fizir F1V-Maybach с двигателем Maybach Mb.IVa , 1928 г., произведено 32 штуки.
            1. -1
              10 марта 2024 20:28
              Цитата: Dekabrist
              том числе и 2000 двигателей Maybach Mb.IVa

              Вы можете дать ссылочку на источник о 2000 двигателях?

              Цитата: Dekabrist
              На фотографии - югославский самолет Fizir F1V-Maybach с двигателем Maybach Mb.IVa

              И снова о 2000 штуках двигателей - откуда источник?

              В 1924 году немцы втихаря изготавили около сотни самолетов Heinkel в обход Версальских законов и продали их Швеции. На них так же был установлен двигатель Maybach. Скандал в Рейхстаге был сильнейший. Но вот вопрос - откуда дровишки двигатели?
              1. -1
                10 марта 2024 20:50
                откуда источник?

                Воспользуйтесь Google
          2. 0
            10 марта 2024 18:47
            В газовых баллонах дирижабля давление исчисляется в более серьезных цифрах и никакая перкаль его попросту не выдержит...

            И какое же давление в газовых баллонах газового дирижабля полужесткого типа?
            1. -1
              10 марта 2024 20:30
              Цитата: Dekabrist
              И какое же давление в газовых баллонах газового дирижабля полужесткого типа?

              Воспользуйтесь Google
              1. -1
                10 марта 2024 20:49
                Воспользуйтесь Google

                Взаимно. Но чтобы Вы сильно не расстроились от удара по Вашему ЧСВ после посещения Гугля, предупреждаю - оно атмосферное.
                1. Комментарий был удален.
                2. -1
                  11 марта 2024 07:30
                  Цитата: Dekabrist
                  Но чтобы Вы сильно не расстроились от удара по Вашему ЧСВ после посещения Гугля, предупреждаю - оно атмосферное

                  Без конкретных ссылок, все ваши слова всего лишь словесный выпердыш
                  1. 0
                    11 марта 2024 08:45
                    Без конкретных ссылок, все ваши слова всего лишь словесный выпердыш

                    Я Вам книгу, на которую ссылался, в самом первом комментарии указал, однако Вы, вместо того, чтобы ознакомиться с вопросом (в гугле, который Вы всем рекомендуете, доступна масса книг с подробным описанием газовой и воздушной систем дирижаблей) и признать ошибку (ошибиться может любой), упорствуете в своем невежестве. Это, знаете ли, может говорить о наличии negativismus во всех его проявлениях.
                    1. -2
                      11 марта 2024 16:17
                      Цитата: Dekabrist
                      вместо того, чтобы ознакомиться с вопросом

                      Я все это знаю и без этой твоей отсканированной муйни. Повторяю свой вопрос - 2000 штук авиадвигателей Maybach - откуда источник? Не знаешь - не отнимай у меня время, иди и звизди в другом месте...
                      1. 0
                        11 марта 2024 20:47
                        Да, negativismus, притом явно по Эйгену Блейлеру. Плохи Ваши дела.
                      2. 0
                        11 марта 2024 22:37
                        Повторяю свой вопрос

                        Для начала честно признайтесь, что с давлением Вы, мягко говоря, сели в лужу. Потом перейдем и к двигателям.
          3. +3
            10 марта 2024 19:12
            Вы хотя бы для начала прочитали соответствующую литературу, прежде чем что-либо утверждать. Дирижабли Нобиле были оснащены моторами фирмы «Майбах», это открытые данные. Ими же был оснащен и «СССР-В6». После окончания Первой мировой войны на чехословацкие самолеты Smolík S-2 (Sm-2), например, также устанавливались двигатели Maybach Mb.IVa – некоторое количество двигателей оказались там в качестве военных репараций. Более того моторы «Майбах» были установлены и на дирижабль «Граф Цеппелин», разработанный в Германии в 1928 году, правда это были двигатели другого типа (внутреннего сгорания) «Майбах» VL II.
            1. 0
              10 марта 2024 20:17
              Цитата: ViktorBiryukov
              Вы хотя бы для начала прочитали соответствующую литературу

              Я жду от вас ссылочку на соответствующую литературу, особенно про то, какой двигатель был установлен на дирижабле В6 итальянскими инженерами...

              Цитата: ViktorBiryukov
              Более того моторы «Майбах» были установлены и на дирижабль «Граф Цеппелин»

              Какой двигатель стоял на Граф Цеппелин я знаю и без вас. Откуда в 1928 году он мог появиться? Это можете объяснить?
    2. +4
      10 марта 2024 10:16
      Я старался не вдаваться в технические детали – нет смысла загружать этим читателей, статья и без того получилась достаточно длинная. Отечественного двигателя, специализированного для использования на дирижаблях, на тот момент, разумеется, не существовало (не только как серийного изделия, но и как проекта в принципе). Как верно написал читатель выше использовались моторы Mb IVa немецкой фирмы «Майбах» с водяным охлаждением. Дирижабль «СССР-В6» был снабжен тремя моторами, находящимися в моторных гондолах. Такими же двигателями, специально созданными для работы на больших высотах, в Первую мировую войну оснащали поздние модели германских цеппелинов, они же стояли на «Норвегии» и «Италии».
      1. +3
        10 марта 2024 11:06
        Цитата: ViktorBiryukov
        Отечественного двигателя, специализированного для использования на дирижаблях, на тот момент, разумеется, не существовало
        Двигатели для дирижаблей и самолётов небольшими тиражами во время Первой МВ делала компания "Русское Рено" из французских комплектующих. Осталось ли это все в наследство, нигде не встречал. Завод остался, а производство покрыто туманом. Собственные авиадвигатели делали ещё в Питерском Политехе, но тоже небольшими тиражами. Были ещё небольшие мастерские, где тоже делали двиги, но их можно было пересчитать на пальцах одной руки
        1. +1
          10 марта 2024 16:37
          Цитата: Голландец Михель
          Собственные авиадвигатели делали ещё в Питерском Политехе, но тоже небольшими тиражами. Были ещё небольшие мастерские, где тоже делали двиги

          Да, таких было множество, но к сожалению, это были почти что единичные экземпляры, выпускавшиеся на голом энтузиазме...
      2. +2
        10 марта 2024 16:36
        Цитата: ViktorBiryukov
        моторы Mb IVa немецкой фирмы «Майбах» с водяным охлаждением. Дирижабль «СССР-В6» был снабжен тремя моторами

        Последний двигатель для летательных аппаратов фирма Maybach выпустила в 1918 году...
      3. 0
        11 марта 2024 21:20
        Цитата: ViktorBiryukov
        Я старался не вдаваться в технические детали – нет смысла загружать этим читателей, статья и без того получилась достаточно длинная.

        Без технических деталей довольно длинная статья оказалась чуть ли не целиком посвященной склокам и интригам между Нобиле и Трояни. Обсуждение кто там на кого доносы писал, не слишком помогает пониманию проблем дирижаблестроения. Беллетристика какая то.
  3. +6
    10 марта 2024 07:53
    Цитата: Товарищ
    Отличный фильм наши с итальянцами сняли, "Красная палатка". Блестящий актёрский состав, изумительная музыка Морриконе.
    Диву даёшься расхлябанности итальянцев. У них пропал дирижабль, а они не слушают эфир. Если бы не наш радиолюбитель, поймавший сигнал S. O. S., группы Нобиле и Мальмгрена погибли бы.

    По моему мнению, Вы неправы . Написанная к фильму музыка Зацепина намного лучше чем моя, но моя музыка намного дороже и в фильме будет именно она, так сказал сам Марриконе . Что касается актёрского состава , то в нём ,безусловно, слабым звеном является фальшью "блеснувшая" Клаудия Кардинале . Неубедительны ни её монологи , ни взгляды , ни поцелуи . А ещё советского зрителя не обманешь медсестрой бегающей по Шпицбергену в модной шубе ,в тонких колготках и в лёгких сапожках. И это не промах Калатозова пригласить в фильме сниматься Клаудию Кардинале . Кардинале в то время была невестой итальянца продюсера картины, и Калатозов его условию подчинился .
    А поскольку эта рубрика ВО где мы сейчас пишем есть "История" , то последних чего надо искать в фильме Калатозова "Красная палатка" , это исторические точности и хронология катастрофы . Калатозов нас отправляет в психологическую "экспедицию " , где отсутствуют ярко негативные образы и историческая хронология события. Там просто присутствуют разные люди-добрые и злые , несчастные и счастливые ,мстительные и преданные - но не плохие или хорошие...
    Если Западный зритель этот фильм назовёт обычным блокбастером преследующим коммерческие цели, то советский зритель назовёт этот фильм кино очень высокого художественного класса,где подняты фундаментальные для человека темы.
    1. 0
      11 марта 2024 01:29
      Цитата: север 2
      По моему мнению, Вы неправы . Написанная к фильму музыка Зацепина намного лучше чем моя, но моя музыка намного дороже и в фильме будет именно она, так сказал сам Марриконе .

      А лично Вы слышали музыку Зацепина к этому фильму, что считаете меня неправым ?

      Музыку нельзя измерить линейкой или взвесить на весах, чтобы потом была возможность сказать, вот это длиннее, а это тяжелее.
      Одним нравится The Beatles, другим Uriah Heep. Но это не означает, что одна из этих групп лучше другой. Они слишком разные, и нет единых критериев для сравнения их творчества.
      Мне очень нравится творчество обеих групп, как и музыка Зацепина и Морриконе. Я очень люблю М. Бернеса и Л. Утёсова, но никто не убедит меня в том, что кто-то из них поёт лучше другого.
      Всё хорошо к месту, не имея возможности сравнить, я считаю, что Морриконе написал блестящую музыку для фильма.

      Если Вы дадите ссылку на музыку Зацепина, охотно послушаю. Возможно, изменю своё мнение.
      1. 0
        11 марта 2024 06:54
        это что такое было ! Дать вам ссылку на музыку Зацепина к фильму "Красная палатка"? Так введите в YOUTUBE слова Зацепин "Берег моря " это и есть музыка Зацепина к этому фильму .А введите в YOUTUBE слова Morricone "Farewell" , или на русском Морриконе " Прощание" , это и есть музыка Морриконе к этому фильму . Почему две музыки ? Да потому что в советском прокате фильм был с музыкой Зацепина , а на Западе он демонстрировался с музыкой Морриконе. Так что музыку Зацепина к этому фильму знает каждый, кто этот фильм смотрел и только моя воспитанность не позволяет ваш вопрос назвать беспардонным .
        А насчёт того чья музыка из них лучше , так ещё раз прочитайте мой комментарий и вы увидите , что это не я дал оценку , а сам Морриконе и на этой музыке Морриконе очень богато заработал на прокате фильма на Западе . Это из слов самого Морриконе , что тоже есть в статьях в интернете.
  4. +4
    10 марта 2024 08:28
    Муссолини желал присоединить к своим владениям Землю Франца-Иосифа

    Земля Франца-Иосифа в 20-х годах вошла в состав СССР. Надо полагать, что Муссолини предъявлял территориальные претензии к СССР?
    1. +4
      10 марта 2024 09:55
      Нет, официально территориальных требований Италия СССР не предъявляла. Это были лишь предположения высказанные самим Нобиле в одной из его книг (Nobile U. Addio Malyghin ! Сon i russi, fra i ghiacci della terra Francesco Giusppe: seguito da una nota storica sulla scoperta ed esplorazione di quella terra. Milano, 1948). Он писал, что формальным основанием для присоединения Земли Франца-Иосифа к Италии мог послужить бы тот факт, что она была открыта австро-венгерской экспедицией, снаряжавшейся в Триесте – преимущественно итальянском городе, являвшимся тогда главным портом Австро-Венгрии. А Триест, как известно, вошел в состав Италии после Первой мировой войны. Но, опять-таки, это были лишь предположения Нобиле и сложно сказать были ли у Муссолини реально такие планы.
  5. BAI
    +1
    10 марта 2024 08:57
    СССР удалось в сжатые сроки стать дирижаблестроительной державой

    А зачем? Тупиковая ветвь развития
    1. +5
      10 марта 2024 09:09
      Цитата: BAI
      А зачем? Тупиковая ветвь развития

      Это нам сейчас известно, а тогда у дирижаблей был Золотой век, пока их с неба окончательно не вытеснили самолеты...
    2. +5
      10 марта 2024 14:29
      Цитата: BAI
      А зачем? Тупиковая ветвь развития
      Самолеты тогда были еще убогие. А дирижабли могли возить людей и грузы.
  6. +8
    10 марта 2024 13:35
    Как итальянец скажу вам, что статья об Умберто Нобиле и сотрудничестве СССР-Италии в области дирижаблей отличная и подробная, потому что многие детали здесь малоизвестны, например сама причина, по которой правительство Муссолини не одобрило Нобиле. Кроме того, для филателистического любопытства имеются конверты с эриннофильской маркой дирижабля «NORGE», пролетавшего над Аляской, перевозимого итальянским экипажем и имеющего хорошую экономическую ценность.
    1. 0
      10 марта 2024 14:28
      Как итальянец скажу вам, что статья об Умберто Нобиле и сотрудничестве СССР-Италии в области дирижаблей отличная и подробная, потому что многие детали здесь малоизвестны, например сама причина, по которой правительство Муссолини не одобрило Нобиле.

      Очевидно, что Вы, даже будучи итальянцем, мало интересуетесь собственной историей. Неужели Вы, как итальянец, не знакомы с ""Italiani al Polo Nord: la tragedia del Dirigibile Italia"? А ведь даже в 1960 году программа Gianni Bisiach собрала 28 000 000 зрителей.
      1. +4
        10 марта 2024 19:03
        Лично я знаком с фигурой Умберто Нобиле всего несколько лет, познакомившись с ним благодаря филателии, а затем прочитав различные статьи в Интернете. В школе нам ничего не рассказывают о Нобиле, возможно потому, что его фигура связана с годами фашизма и здесь все подвергаются цензуре. Даже фигура Джанни Биасика большинству неизвестна, несмотря на рекордные 28 миллионов зрителей его программ.
  7. +3
    10 марта 2024 14:00
    Мартынов Аполлинарий Константинович (1901 — 1991) — один из ученых в области экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов, развития базы аэродинамических исследований, техники и методики эксперимента. Организатор науки и педагог. Ученик Н.Е. Жуковского (так пишет о нём Вика). Вдобавок он был начальником аспирантуры ЦАГИ с 1970 по конец 80-х годов. Так вот, Аполлинарий Константинович очень не любил дирижабли. А всё потому. что ему в 30-е годы пришлось быть в причальной команде на Ходынском поле, где базировались дирижабли. В этой команде он оказался из-за собственного любопытства, его поставили последним, когда за гайдроп команда тянула аппарат к причальной мачте. А последнего всегда окатывал сброшенный балласт (вода) после причаливания. Вот ему, добровольному помощнику и досталось.
  8. +6
    10 марта 2024 14:28
    Объявление на почтамте: "Телеграммы, связанные с поисками пропавшей экспедици Нобиле, принимаются бесплатно". Рабинович телеграфирует другу в Одессу: "Хаим зпт ищи Нобиле тчк Если не найдешь зпт пришли копченой скумбрии тчк"
    1. +1
      10 марта 2024 23:19
      Скумбрия, жирная и в меру соленая, подкопченая и провесная очень хороша! Статья тоже вкусненькая, о фильме сказать нечего, прошел мимо,-как молоды мы были…
  9. +1
    10 марта 2024 22:19
    Спасибо ,очень интересно.
  10. +4
    11 марта 2024 00:21
    Благодарю за статью. Ряд дополнений:

    - Проектированием системы рулевого управления В-7 (позже сгоревшего в ангаре) занимался молодой советский инженер Евгений Львович Гинзбург – дедушка автора данного комментария.

    - В-7 не зря назывался “Челюскинцем” – изначально экспедицию Челюскина планировали эвакуировать на нем. В Подмосковье был снят фильм о спасении экспедиции дирижаблем В-6. Вызвано это было тем, что кинопленка могла испортиться на арктическом морозе, и отснять нужные кадры на месте не представлялось возможным.

    - Евгений Гинзбург являлся разработчиком причального устройства, каковое дирижабль должен был привезти с собой и сбросить на лед, чтобы пришвартоваться.

    - Трояни овладел русским языком, но долго скрывал это факт от подчиненных, любивших в его присутствии отпускать едкие замечания в адрес начальника. По-русски он заговорил с коллективом, уже прощаясь, чем вызвал всеобщее изумление.


    - Во время пожара, приведшего к гибели В-6, сам Евгений Гинзбург находился в ангаре и еле спасся – вместе с другим молодым инженером он подхватил под руки пожилого коллегу и выбежал через центральные ворота. Огонь был столь сильным, что несмотря на сильный дождь, спины у бегущих остались сухими.

    Источник сведений: семейные предания.
  11. +1
    11 марта 2024 08:32
    Спасибо Автору, интересная и серьезно проработанная статья.

    Такие истории, как спасение экипажа "Италии", доказывают, что страны и народы не только воюют друг с другом, но и пытаются помочь друг другу в случаях катастроф. Хотя бы иногда.

    Может быть даже войны и не главное достижение цивилизации...
  12. 0
    8 апреля 2024 00:59
    Не совсем так. Даже после катастрофы В - 6 в СССР дирижабли все - таки строили. Уже во время войны построили два - В - 12 (скорее всего, новая сборка ранее разобранной, в 1940 г, году конструкции) в 1942 г и "Победу" в 1944 г. Вместе с "Победой" (в том же году) построили ещё и мотоаэростат "Малыш", предназначенный для парашютных тренировочных прыжков. Правда, все это были дирижабли мягкого типа, но свою роль во время ВОВ они успешно выполнили (и даже более чем).