Кому не даёт покоя экспорт белорусских нефтепродуктов через «Петербургский нефтяной терминал»

19
Кому не даёт покоя экспорт белорусских нефтепродуктов через «Петербургский нефтяной терминал»


Обыкновенная диверсия


Рано утром 4 марта на территории «Петербургского нефтяного терминала» нашли очередной БПЛА. Его, без одного крыла, обнаружил сотрудник подразделения транспортной охраны во время обхода. На предприятии слышали, как БПЛА пролетал в районе резервуара № 1201 примерно в 06:20 по московскому времени.



«Телеграм»-канал «Mash на Мойке» написал, что средствами ПВО был сбит дрон самолётного типа с размахом крыльев в семь метров, а в его хвостовой части был установлен итальянский двухцилиндровый двигатель Gilardoni. Устройство несло на себе 20 килограммов взрывчатки, и оно было оперативно обезврежено взрывотехниками.

Это уже вторая атака на терминал. Первая была проведена в ночь на 18 января. Обе атаки были успешно перехвачены средствами противовоздушной обороны.
Такое пристальное внимание к этому объекту, по всей видимости, обусловлено тем, что именно через него происходит экспорт значительной части нефтепродуктов Республики Беларусь.

«Военное обозрение» дважды обращалось к этой теме. В марте 2021 года была опубликована статья «Прибалтика осталась без белорусского транзита: Первые партии нефтепродуктов пошли в российские порты». В ней рассказывалось о подписании соглашения между нашими странами, в результате которого Минск начал реализацию обещания Александра Лукашенко лишить Литву и Латвию транзита экспортных белорусских нефтепродуктов,. Ведь ранее, например, через Литву шло до 40 % белорусского экспорта.

А в октябре 2023 года, в публикации «Арбитражный суд города Санкт-Петербурга «перекрывает кислород» экспорту белорусских нефтепродуктов», более подробно рассказав о содержании соглашения между нашими странами, сообщили, что некие граждане Германии, пользуясь лазейками в законодательстве, пытаются заблокировать нормальную работу терминала.

Похвальная работа средств ПВО, повторно отразивших атаку на терминал, совпала с неожиданным поворотом в судебных делах.

Арбитражному суду Санкт-Петербурга стало очевидным, что целью судебных атак на АО «Петербургский нефтяной терминал» со стороны его немецких акционеров Михаила и Евгения Скигиных была не защита своих интересов, в чем они пытались убедить суд на протяжении более 9 месяцев, а наоборот – злоупотребляя правом, попытаться заблокировать нормальную работу терминала. К таким неутешительным для них выводам пришла судья Санкт-Петербургского арбитражного суда Юлия Сюрина в начале февраля этого года.

Немного напомним обстоятельства этого дела.

Суть дела


АО «Петербургский нефтяной терминал» (АО «ПНТ») – одно из крупнейших на Северо-Западе Российской Федерации предприятий, занимающееся хранением и перевалкой нефтепродуктов. Возглавляет его совет директоров Елена Васильева – руководитель, на наш взгляд, имеющий современный взгляд на стратегию совершенствования предприятия, поддерживающий приоритетные тенденции развития отрасли.

Поводом к конфликту, который начался и продолжается уже больше года – с декабря 2022 года, послужило то обстоятельство, что совладелец компании с российской стороны – Сергей Васильев, решил передать своей супруге – Елене Васильевой, принадлежащие ему 50 % акций АО «ПНТ».

Васильева сначала вошла в совет директоров, а затем с общего одобрения и возглавила его, заняв должность председателя. Причем, поначалу это решение не вызывало и у немецких партнеров никаких озабоченностей. Решение об избрании на такую должность принимается коллегиально, после серьезного обсуждения, с соблюдением всех необходимых перед назначением процедур. Сами Скигины лично принимали участие при избрании Елены Васильевой и голосовали за ее кандидатуру.

Однако в дальнейшем иностранные акционеры неожиданно для всех (сейчас мы, конечно, понимаем, по какой причине) предприняли беспрецедентную судебную атаку на АО «ПНТ» и на Елену Васильеву, в буквальном смысле завалив Санкт-Петербургский арбитражный суд нескончаемым потоком судебных исков. Они фактически заблокировали работу терминала и его совета директоров, подавая иски, и одновременно ходатайствовали перед судом о применении различных обеспечительных мер в виде запретов на принятие решений советом директоров АО «ПНТ», проведение собраний и необходимых в таких случаях регистрирующих действий нотариусов и регистраторской компании.

При этом действовали немецкие акционеры при подаче исков в суд на редкость изобретательно.

Они умело манипулировали тем обстоятельством, что юридически акционером АО «ПНТ» являются не они сами, как иностранные граждане (два брата – Евгений и Михаил – граждане ФРГ, их сестра Полина Скигина, имеет гражданство России и Франции), а кипрская офшорная компания «Туджунга», которой фактически и принадлежит 50 % акций АО «ПНТ».

И Скигины, скрываясь под разными «процессуальными масками», иски в суд направляли по своему выбору, то от компании «Туджунга», то от своего имени, но уже как от физических лиц, то от Скигиных, но уже не как иностранных граждан, а как от членов совета директоров АО «ПНТ». И да, это действительно так – Скигины (Евгений и Михаил) – еще и действующие (и на текущую дату) избранные члены совета директоров АО «ПНТ».

Не сразу арбитражному суду удалось понять истинные причины такого юридического разнообразия и собрать всех действующих лиц и исполнителей судебных споров, разгоревшихся вокруг АО «ПНТ», воедино.

Однако судье арбитражного суда Санкт-Петербурга Юлии Сюриной это удалось. По делу А56-109123/2023 вынесено решение, которое можно считать поворотным и переломным в этих судебных спорах.

Решение


В решении судьи Сюриной, которое есть в открытом доступе на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и доступно любому желающему, указано, что со стороны Евгения Скигина, Михаила Скигина, кипрской офшорной компании «Туджунга» в отношении АО «ПНТ», ее совета директоров допущены «действия при осуществление гражданских прав, исключительно с намерением причинить вред, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».

Это справедливо, так как невозможно иначе оценить то обстоятельство, что Скигины и «Туджунга» сначала просят суд запретить совету директоров АО «ПНТ» проведение собраний, а потом, добившись этого, именно это и ставят в вину руководителю – председателю совета директоров Елене Васильевой.

«Действия Скигина Е., Скигина М. Д., позицию которых полностью разделяет истец Компания Туджунга Энтерпрайзиз Лимитед, фактически лишили АО «ПНТ» возможности избрать новый легитимный совет директоров путем направления в суд требования о наложении указанных выше обеспечительных мер» – указано в решении суда.

Более того, «суд считает действия Компании Туджунга Энтерпрайзиз Лимитед по подаче в суд настоящего иска и попытке наложить и в данном деле обеспечительные меры в виде запрета проведения внеочередного общего собрания акционеров, очевидно недобросовестными, совершенными со злоупотреблением правом, направленными на создание необоснованных препятствий для осуществления АО «ПНТ» своей законной деятельности».

В судебном процессе также выяснилось, что кипрская офшорная компания «Туджунга» (читай – Скигины) не смогла воспользоваться своим правом на выдвижение кандидатов в совет директоров АО «ПНТ», так как свой список кандидатов в совет директоров попросту не предоставила вовремя.

При этом «на вопрос суда о том, какие права на настоящий момент истец считает нарушенными оспариваемым решением, представители истца не смогли дать ответ. Также ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании истец не привел доводов о возникновении у него или у АО «ПНТ» каких-либо убытков в связи с принятием оспариваемого решения» – цитата из решения.

Следует отметить, что Скигины еще и тщательно скрывали от АО «ПНТ», Елены Васильевой и суда актуальные сведения о конечных бенефициарных владельцах кипрской офшорной компании «Туджунга», то есть фактически о самих себе. Получить такие сведения было непросто и также только через суд, на что потребовалось значительное время. Очень не желали Скигины передать в распоряжение АО «ПНТ» и суда документы, подтверждающие, что Скигины, кипрский офшор «Туджунга» и немецкие участники совета директоров – суть одно заинтересованное лицо во всех судебных делах.

Немецкий интерес


Самое время задаться вопросом, а какие, собственно, решения, которые принимал совет директоров, не устроили немецких акционеров и были ими и кипрской офшорной компанией «Туджунга» оспорены в суде.

Ведь большинство решений было направлено на модернизацию АО «ПНТ»: строительство новых резервуаров и железнодорожной эстакады. Только первый этап обновления инфраструктуры терминала требует финансирования в 5,9 млрд рублей.

Модернизация, по мнению руководства города и Минтранса РФ, необходима для усиления технологической и экономической безопасности России и Санкт-Петербурга. Новая инфраструктура АО «ПНТ» позволит избежать последствий санкций на стратегическом предприятии и нивелировать риски социального напряжения.

Предполагается, что собственники предприятия должны быть заинтересованы в этом.

Однако из решения суда следует обратное – исполнение инвестиционных обязательств, которые есть у АО «ПНТ» перед руководством Санкт-Петербурга, Скигиных не интересует. Создается впечатление, что их главной целью является иное – всеми силами добиться остановки строительных работ на терминале, создание препятствий к инвестированию АО «ПНТ» для работы в этом направлении.

Для Скигиных не существенно, что изобилие находящихся на рассмотрении Арбитражного суда Санкт-Петербурга исков не только не способствует устойчивому кредитному рейтингу АО «ПНТ», но может привести к удорожанию кредитов для предприятия и в целом затруднит работу по его модернизации.

А ведь финансирование для АО «ПНТ» необходимо и для принятия срочных мер по установлению антидронной защиты. Особенно это стало актуальным после известных инцидентов в небе над Санкт-Петербургом. Обеспечение же безопасности жителей нашего города – это общая задача.

Конечно, жаль, что об этом нет заботы у тех, кто давно живет за границей, и им не близки искренние чаяния жителей Санкт-Петербурга.

А высказанное нами ранее предположение – «то, что хотят выдать за корпоративный конфликт, полностью вписывается в доктрину подрывной деятельности Германии против нашей страны» – всецело подтверждается событиями последних дней, связанных с обнародованием агрессивных планов бундесвера.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 марта 2024 05:27
    О папе братанов Скигиных по данным РБК. Дмитрий Скигин родился в 1956 году в Ленинграде, окончил местный Горный институт им. Плеханова. С конца 1980-х годов занялся бизнесом - экспортом лесопродуктов. В 1995 году стал соучредителем фирмы "Совэкс", которая контролировала заправку самолетов в аэропорту Пулково. Его бизнес-партнерами стали Илья Трабер и Сергей Васильев. В 1996 году Скигин, Трабер и Васильев вошли в совет директоров ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ) - оператора терминала для экспорта нефтепродуктов, построенного в морском порту города. Через ПНТ на Запад пошел поток российских нефтепродуктов, в том числе с Киришского НПЗ.Топ-менеджером компаний "Совэкс", а затем и ПНТ был нынешний председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков. Со Скигиным работал и нынешний председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер: в 1998-1999 годах он был уполномоченным представителем компании ОБИП, которая управляла портом Петербурга. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтверждал "Новой газете", что Владимир Путин во время работы в мэрии Петербурга общался со Скигиным и Трабером: "Они в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга".В 2003 году Дмитрий Скигин скончался в Ницце от онкологического заболевания.
    1. +3
      6 марта 2024 05:35
      полностью вписывается в доктрину подрывной деятельности Германии против нашей страны»
      Вот такие они "наши партнеры" !
      1. +6
        6 марта 2024 05:42
        Свои доморощенные,правда Скигин старший "дитев " и жену вывез в ФРГ где-то в 90-е,существовала угроза похищения,питерские газеты об этом писали.Папаша был еще повязан с питерскими криминальными авторитетами,могли и пришить и он во время свалил.
        1. +5
          6 марта 2024 05:46
          Цитата: parusnik
          Свои доморощенные,

          "Родня" бывает хуже врагов !
  2. +13
    6 марта 2024 05:43
    Что этим хотел сказать автор? Что деятельность наших магнатов ничем не регламентируется? Это и так понятно.Со своим состоянием они могут поступать по своему желанию. Не считаясь с интересами страны.Прав много.А обязательств никаких.Не прописаны обязательства.
    1. 0
      10 марта 2024 12:39
      Арбитражный суд имеет необходимые полномочия пресекать злоупотребление правом. Думаю, проигравшие пойдут в апелляцию, но тут все понятно, шансов для них не вижу. Поздравляю юристов и адвокатов, выигравших спор.
  3. +2
    6 марта 2024 07:39
    Да лишить этих нехорших людей права собственности и весь разговор. Естественно через суд с соблюдением норм российского законодательства.
    1. +4
      6 марта 2024 09:24
      Ага, но лишат собственности скорее вас, а не их.
      1. 0
        6 марта 2024 09:25
        Цитата: AdAstra
        лишат собственности скорее вас

        Не лишат. Я нищеброд)
        1. 0
          6 марта 2024 09:26
          Ой ли?)"""
  4. -1
    6 марта 2024 07:39
    Да лишить этих нехорших людей права собственности и весь разговор. Естественно через суд с соблюдением норм российского законодательства.
  5. +2
    6 марта 2024 08:44
    В ней рассказывалось о подписании соглашения между нашими странами, в результате которого Минск начал реализацию обещания Александра Лукашенко лишить Литву и Латвию транзита экспортных белорусских нефтепродуктов,. Ведь ранее, например, через Литву шло до 40 % белорусского экспорта.

    было бы хорошо добавить, что Белоруссия является совладельцем порта Клайпеды - отсюда и направление экспорта - через Клайпеду, до нее от границы меньше 200 км, а до Питера - более 1000 км
  6. +2
    6 марта 2024 09:09
    знать все тонкости юридической стороны таких дел , это не каждому адвокату ещё по -плечу. А поскольку среди комментаторов , наверное, не так и много юристов , то и комментировать ,например мне, проще политический аспект транзита нефтепродуктов из Белоруссии в Россию.
    Почему так поздно ! Расстояние от Мозыря до Петербурга только километров на двести дальше чем от Мозыря до Клайпеды . Россия Белоруссии на жд. перевозки применяет особо льготные тарифы , поэтому из за этих 200 лишних километров Белоруссии обошлось бы по общей цене России тоже самое, что платить за транзит до Бутинге в Литве за 200 км расстояния меньше. За обслуживания груза Белорусских нефтепродуктов в Литовском порту Белоруссия тоже деньги платила Литве , т.е в бюджет и для нужд НАТО. По тем же самым льготным тарифам союзного государства с Россией ,Белоруссия могла получить значительные скидки и за перевалку своих нефтепродуктов в терминале Санкт Петербурга . Так Белоруссия своим транзитом НАТОВ скую Литву кормила эдак лет 25! И только сейчас Белоруссия соизволила это прекратить и из Мозырьского НПЗ ,нефтепродукты из российской нефти направляет в терминал порта в России . А там в том терминале такой оказывается ещё и юридический геморрой ! Что ,проще и надёжнее НАТОвцам продавать?
    Кстати от Белоруссии до портов Калининграда и Пионерска фактически такое же самое расстояние как и от Белоруссии до Клайпеды . Те же лет 25 ,эти российские порты зря ждали транзита белорусских тракторов , сельхоз машин , МАЗов и БЕЛАЗов . Белоруссия всё это транзитом на экспорт гнала через литовскую Клайпеду . Как и белорусских удобрений 25 лет порты Калининградской области так и не .дождались . А потом ещё спрашиваем , от кого этот Пашинян на двух стульях сидеть научился . Однако,если в российском порту бардак, кумовство , да ещё там какие то немцы заправляет, так капиталисту Батьке может проще и надёжнее свою продукцию действительно гнать для транзита через порты НАТОвских стран.
  7. +1
    6 марта 2024 10:27
    север 2 (Видас), уважаемый, Вы не вспомнили пару моментов. От порта СПб до порта Клайпеда 481 миля, это за перевозку нефти дополнительно сколько надо заплатить компании владельцу судна + все страховки? Танкер это расстояние проходит за 2 суток. Даже если рассматривать регулярные рейсы по долгосрочному контракту в один и тот же порт, то туда-обратно +4 суток за один рейс. Семь раз сходили + 28 суток. И второй моментик. Загрузили танкер Вам в Питере, Вы готовы отплыть, а тут дамбу перекрыли и ждёте Вы ещё сутки, может почти двое. Месяц потерян. А капитализм - это про деньги...И нет гарантии, что РЖД часть Ваших цистерн не притормозит на станции на подъезде к Питеру на сутки, двое, трое. Загружена Октябрьская ж.д. серьёзно. А в море не полностью загруженное судно отправлять - совсем не выгодно...А чудеса в РФ на каждом шагу. В конце 90-ых в Северодвинске гражданин Эстонии выкупил ж.д., что шла от ТЭЦ № 1 пересекая Ягринское шоссе к первым причалам. Много лет налоги он за землю не платил. А потом Эстония в НАТО захотела. Тогда дошло до фэйсов в первую очередь, что начни собственник земельного участка на нём земляные работы - на остров Ягры, где расположена "Звёздочка", не попасть на автотранспорте. Суды до-о-олго тянулись. Собственник говорит - я доверенность представителю оформил, ищите его в Москве, я в законах РФ ничего не понимаю...
    1. +1
      6 марта 2024 12:21
      Уважаемый Евгений , Вы мне поясните , с кого перепугу Белоруссия свои нефтепродукты вообще отправляет не в терминалы порта Усть - Луги , а в этот " Петербургский нефтяной терминал". В потру Усть-Луги новейшие нефтеналивные терминалы . Сам порт самый крупный на Балтике , а расстояние от Мозыря до Усть-Луги по жд. такое же самое как и до этого "Петербургского нефтяного терминала" от Мозыря . Неужто в самом новейшем порту Усть-Луга бардак ,кумовство , кланово-семейный "подряд" и другой геморрой для продавца товара ещё больше чем в "Петербургском нефтяном терминале" и потому Батька не стал рисковать с портом в Усть- Луге ? Возможно возможно...
      1. 0
        6 марта 2024 12:47
        Всегда порт-это деньги, большой порт - это большие деньги. Порты СПб и Л.о. - это большие порты. Никакого бардака, кумовства - чистый криминал. Если интересно, вспомните всё по Бронке и по Усть-Луге. Вот нравится мне подача материала автора Льва Годованника: https://newprospect.ru/news/articles/v-ust-luge-poyavilsya-spetsialnyy-investor/ И 2021 года информация: https://dzen.ru/a/YEHW0Cu3T2tP4iC2 Точка зрения таможенных брокеров: https://www.lux-line.ru/blog/kto-vladeet-portami-peterburga-i-lenoblasti.html
  8. 0
    6 марта 2024 13:51
    Запад по сути развязал террористическую войну через прокси окраину. Уже сейчас мы видим все усиливающиеся удары по нашим промышленным объектам и инфраструктуре. Мне кажется надо через свои прокси также начать наносить серьезные удары по инфраструктуре запада, только когда они сами будут нести чувствительные финансовые потери удары по нам резко уменьшатся.
  9. 0
    9 марта 2024 19:01
    Терминал в России, правление в России, Арбитраж в России, ушлые акционеры в Германии, афилляжка с ушлыми на Кипре.
    Белоррусия то тут каким боком? Не в логистике, а в заголовке статьи чего Белоруссию то вписали?
  10. 0
    10 марта 2024 04:22
    Нужна пассивная защита емкостей! Есть два вариант 1й решетка сваренная из прутка д10, находящаяся на расстоянии 1 м. от корпуса резервуара, 2й пассивная защита выполненная из листового металл толщиной не менее 5 мм. И конечно силы ПВО Панцири и т.д.!