Неуправляемые ракеты С-13 «Тулумбас» в эксплуатации и в бою

41
Неуправляемые ракеты С-13 «Тулумбас» в эксплуатации и в бою
Истребитель применяет ракеты С-13


Российская фронтовая и армейская авиация использует в текущей Спецоперации разнообразные средства поражения, в т.ч. неуправляемые ракеты. Заметное место в ее арсеналах занимают реактивные снаряды С-13 «Тулумбас». Эта ракета была принята на вооружение ок. 40 лет назад, а затем на ее базе создали целое семейство изделий с разными возможностями и параметрами. Несмотря на солидный возраст, линейка С-13 остается эффективным и удобным оружием. Сохранению такого положения дел способствует несколько основных факторов.



«Воздух-земля»


Насколько известно, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-13 используются в Спецоперации по защите Донбасса практически с самого ее начала. С их помощью штурмовики Су-25, а также ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28 атакуют разнообразные цели и объекты. Под ракетный удар попадают позиции и скопления противника, техника и укрепления. При этом используются ракеты разных модификаций с отличающимися боевыми частями, оптимизированными для поражения тех или иных целей.

Министерство обороны неоднократно демонстрировало кадры боевого применения неуправляемых ракет, в т.ч. «Тулумбасов». В зависимости от поставленной задачи и обстановки на участке, пуски НАР производятся с пологого пикирования или с кабрирования. Пуски осуществляется с дистанции до нескольких километров, с учетом требований конкретной модификации оружия.

Как и любое неуправляемое вооружение, НАР семейства С-13 имеют ограничения по точности стрельбы. Тем не менее, современные приборы управления огнем самолетов и вертолетов позволяют улучшить такие показатели вне зависимости от режима полета. Кроме того, имеет значение возможность стрельбы залпом. При этом определенное рассеивание снарядов необходимо для работы по площадным целям и позволяет с большей вероятностью поразить конкретный объект.


Ракеты С-13Т с тандемной БЧ и удлиненной головной частью

В целом изделия С-13 остаются простым и недорогим авиационным средством поражения, способным эффективно поражать назначенные цели. Они используются в рамках одной системы вооружения с реактивными снарядами других калибров и занимают промежуточное положение между более легкими НАР С-8 и тяжелыми С-24 и С-25.

Поступательное развитие


На рубеже шестидесятых-семидесятых годов в Минобороны пришли к выводу о необходимости создания перспективной НАР, способной пробивать бетонные укрытия и поражать технику и живую силу внутри них. После необходимых предварительных исследований, в 1973 г. эту идею довели до стадии опытно-конструкторской работы. Создание проекта с шифром «Тулумбас» (тип ударного музыкального инструмента) поручили Институту прикладной физики (г. Новосибирск).

С учетом поставленной технической задачи и специфики существующей номенклатуры НАР был выбран калибр ракеты 122 мм или 12,2 см, от которого с округлением в большую сторону образовали индекс С-13. Первый вариант ракеты получил бетонобойное боевое оснащение для поражения защищенных объектов и матчасти внутри них. Разработка такой ракеты и «блока орудий» для нее продолжались до конца десятилетия. В 1979 г. ракету С-13 с пусковым блоком УБ-13 представили на государственные испытания. Из-за специфической боевой задачи, проверки и доработки ракеты продолжались несколько лет. Лишь в 1983 г. изделие С-13 приняли на вооружение.

К этому времени стартовала разработка новых модификаций НАР. По итогам такого процесса в 1984 г. была принята улучшенная проникающая ракета С-13Т. В 1986-м в части ВВС начала поступать НАР С-13ОФ с осколочно-фугасной боевой частью, а в начале девяностых разработали С-13Д в объемно-детонирующем оснащении. Часть этих изделий впоследствии была модернизирована с использованием новых компонентов и технологий.


Подготовка блока УБ-13 к боевому вылету в рамках Спецоперации, 2022 г.

Особенности конструкции


Все ракеты семейства С-13 «Тулумбас» имеют схожую конструкцию, но отличаются друг от друга теми или иными особенностями. Различия обусловлены необходимостью решения разных боевых задач и/или отличиями в тактико-технических характеристиках. При этом все модификации НАР могут использоваться с единым блоком направляющих и на всех совместимых носителях.

Ракеты С-13 выполняются в удлиненном цилиндрическом корпусе единого или переменного диаметра. В головном отсеке корпуса помещается боевая часть, а основной объем отдается под твердотопливный двигатель. В хвосте предусмотрена секция уменьшенного диаметра, к которой крепятся раскладные стабилизаторы, придающие ракете вращение в полете.

Размеры и масса изделий менялись по мере развития семейства. Так, базовая НАР С-13 получила бикалиберный корпус диаметром 90 мм в головной части с 122-мм отсеком двигателя. Общая длина достигала 2,54 м при массе 57 кг. Следующая С-13Т тоже имела бикалиберный корпус, но была длиннее и тяжелее – 3,1 м и 57 кг. Осколочно-фугасное и объемно-детонирующее боевое оснащение помещается в головном отсеке калибра 122 мм. Ракеты с такими боевыми частями были не крупнее и не тяжелее С-13Т.

Базовая С-13 получила проникающую БЧ массой 21 кг с зарядом взрывчатого вещества 1,82 кг, способную пробить до 3 м грунта и 1 м бетона, после чего взорваться за преградой. Для С-13Т разработали тандемную проникающую БЧ, в которой существующий заряд дополнили новым массой 16,3 кг. Пробивная способность улучшилась до 6 м грунта и 1 м бетона. Осколочно-фугасные НАР получили БЧ массой до 33-38 кг с зарядом взрывчатого вещества 7-15,5 кг. Объемно-детонирующие БЧ для С-13Д/ДФ имеют массу 32-33 кг.


Пуск ракеты С-13 штурмовиком Су-25

При помощи штатного двигателя НАР С-13 разгоняется до 650 м/с. Начальная скорость более тяжелых ракет семейства сократилась до 500-530 м/с. Дальность пуска – до 3 км для ранних модификаций и до 5-6 км у поздних.

Секрет долголетия


НАР С-13 «Тулумбас» состоит на вооружении уже 40 лет и постоянно развивается. Эти ракеты активно используются в учебных мероприятиях и в реальных военных операциях, и ВКС не собираются отказываться от них. Можно ожидать, что разные версии С-13, в т.ч. совершенно новой разработки будут состоять на вооружении и в следующие десятилетия. Такое долголетие неуправляемой ракеты обусловлено несколькими основными факторами.

В первую очередь, это простота конструкции. Неуправляемая ракета лишена сложного оснащения и проста в производстве. Малая стоимость при этом позволяет производить ракеты большими партиями и создавать складские запасы требуемого объема. Соответственно, боевая авиация получает возможность активно использовать ракеты и решать задачи, не беспокоясь об расходе боеприпасов и экономической составляющей авиаударов.

Несмотря на простоту архитектуры, С-13 всех версий построены на удачных агрегатах и показывают высокие для своего класса тактико-технические характеристики. Обеспечена достаточно высокая дальность стрельбы и могущество боевых частей. Кроме того, простая архитектура облегчает модернизацию, которая может выполняться только за счет замены основных агрегатов – двигателя и БЧ.


Стрельба с кабрирования, вид с места летчика

Для семейства С-13 созданы боевые части трех основных классов с разными функциями и боевыми возможностями. Это существенно улучшает гибкость боевой работы носителей ракет и позволяет атаковать самые разные цели, от живой силы до полевых укреплений и укрытий.

Отсутствие специальных средств управления в известной мере упрощает интеграцию НАР в комплекс вооружения того или иного носителя. При этом для повышения точности стрельбы неуправляемыми ракетами нужны соответствующие системы управления огнем и/или программное обеспечение для них. Благодаря этому применять С-13 и другие НАР могут все актуальные самолеты и вертолеты фронтовой и армейской авиации, и можно ожидать, что перспективные образцы следующих поколений сохранят эту возможность.

По своим тактико-техническим характеристикам, «Тулумбас» занимает промежуточное положение между более легкими и более тяжелыми НАР отечественного производства. Появляется возможность выбрать боеприпас, более полно соответствующий поставленной задаче и имеющимся условиям. Соответственно, повышается гибкость применения неуправляемых ракетных вооружений в целом.

Эксплуатация продолжается


Таким образом, неуправляемые ракеты С-13 остаются на вооружении наших ВКС и сохраняют статус одного из наиболее востребованных образцов. Несмотря на солидный возраст, это семейство ракет активно применяется в различных боевых вылетах и используется против разнообразных объектов противника.

Прямо сейчас можно наблюдать результаты совместного применения современных образцов авиации с развитыми системами управления и неуправляемых ракет. Демилитаризация киевского режима успешно продвигается вперед, и определенный вклад в это делают «Тулумбасы» разных модификаций.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 марта 2024 07:15
    По сути рсзо для воздуха. На ближнем востоке такие на пикапы ставят.
  2. +2
    7 марта 2024 08:19
    совсем недавно уже была статья на подобную тему
  3. +2
    7 марта 2024 08:45
    Неточность в статье: Ка-52 не применяет С-13
    1. 0
      7 марта 2024 22:33
      Tолько Ми-28Н/НМ. Украинци применяют с Ми-8/17 и Ми-24. Но у них нет видимо вертолетних Б-13В и на вертолетов изпользуют самолетние Б-13Л
      1. +2
        9 марта 2024 05:17
        К сожалению НАРы, при всей красочности их пусков это уже прошлое и единственное для чего они нужны это для показух. Пуски с кабрирования имеют нулевой эффект при огромных затратах на топливо и износ дорогой техники и напрасные риски для экипажей и вертолетов с самолетами. Авиации нужны управляемые боеприпасы с приличной дальностью, чтобы каждый выстрел поражал цель а самолеты и вертолеты при этом находились на безопасных дистанциях.
        1. 0
          11 марта 2024 09:44
          Пуски с кабрирования имеют нулевой эффект при огромных затратах
          Простой пример, наша птичка засекает группу нацистов зашедших в лесополосу.
          Вызывают Су-25СМ, который быстро прибывает на нужное место и накрывает указанную площадь НУРСами с кабрирования. Птичка фиксирует попадание. Су-25СМ покидают район.

          Все плюсы - контроль по воздуху большой территории. Высокая скорость реакции. Достаточное могущество для удара по накопавшемуся противнику. yes
          1. 0
            11 марта 2024 10:09
            Простой пример, наша птичка засекает группу нацистов зашедших в лесополосу.
            Вызывают Су-25СМ, который быстро прибывает на нужное место и накрывает указанную площадь НУРСами с кабрирования.

            Во первых если бы МО провело реформу и в штатных батальонах, хотя бы находящихся на передовой частей появился хотя бы взвод БПЛА, то такую задачу быстро и эффективно решили бы ФПВ дронами и своими силами и в десятки раз меньшими затратами чем гонять самолет с НУРами.
            Во вторых тут стоящий на земле Град навести на цель, с учетом силы и скорости ветра на разных участках траектории полета ракеты, чтобы положить пакет в хотя бы с разбросом в сотню метров проблема.
            А вы предлагаете навести на цель НУРы с мчащегося около 300 км в час самолета, без учета скорости ветра, на глаз, управляя углом возвышения полета ракет углом кабрирования, отклоняя ручку управления рулями высоты и еще надеетесь что эти НУРы куда-то могут поспасть! Это грандиозно!
            НУРы это аналог авиабомб и предназначены они для поражения визуально наблюдаемых целей и не с кабрирования а с пикирования. Применение НУРов с кабрирования это дорогой и бестолковый аттракцион. А применение НУРов так как их предполагалось применять устарело с появлением ПЗРК и стало опасным еще в Афгане 35 лет тому назад.
            1. 0
              11 марта 2024 12:40
              Цитата: ramzay21
              такую задачу быстро и эффективно решили бы ФПВ

              Нет. В лесополосе ФПВ не столь эффективны. А сейчас скоро еще пойдет зелень, плюс снизится эффективность теплаков и будет еще хуже.

              тут стоящий на земле Град навести на цель


              Ежели Град под рукой имеется, тогда-то конечно!
              Но преимущество воздуха, что можно контролировать огромную площадь небольшим количеством бортов.

              вы предлагаете навести на цель НУРы с мчащегося около 300 км в час самолета, без учета скорости ветра, на глаз


              Нет. Я писал о Су-25СМ, у которых установлены СВП-24-25 (Гефест), который отслеживается все вышеперечисленные параметры по своим датчикам и обеспечивает вполне качественное целеуказание автоматически. НУРы лягут в ровненький-такой эллипс по лесополосе.

              Все плюсы тут на стороне воздушных "катюш". yes
              1. 0
                12 марта 2024 06:55
                Нет. В лесополосе ФПВ не столь эффективны. А сейчас скоро еще пойдет зелень, плюс снизится эффективность теплаков и будет еще хуже.

                Нормальный взвод операторов БПЛА будет в режиме 24/7 кошмарить тех кто засел в этой лесополосе за гораздо меньшие деньги чем ОДИН полет пары Су-25СМ с дежурством их в воздухе. А главное что эффективность и результат работы взвода БПЛА будут гораздо выше налета Су-25СМ
                Нет. Я писал о Су-25СМ, у которых установлены СВП-24-25 (Гефест), который отслеживается все вышеперечисленные параметры по своим датчикам и обеспечивает вполне качественное целеуказание автоматически.

                Гефест предназначен для работы с пикирования и там нет баллистических вычислителей для работы с кабрирования. Запуск НУРов с кабрирования это дорогой и бестолковый аттракцион хоть с Гефестом хоть без Гефеста.
                1. 0
                  12 марта 2024 09:51
                  Цитата: ramzay21
                  Нормальный взвод операторов БПЛА будет в режиме 24/7

                  Даже если пропустить описанное выше, что ветки и листья будут мешать наблюдению, а так же полету ФПВ; Проблема у взвода БПЛА схожа с проблемой наличия свободного Града. Дальность работы ФПВ дронов, дай бог, километров 20, при наличии хорошего ретранслятора и отсутствии противодействия противника.

                  А что же делать, если цель обнаружена именно там, где у нас нет такого великолепия? Более того, велик шанс что противник именно в таких местах и будет специально стараться перемещаться. И вот тут на помощь придут летуны. yes

                  там нет баллистических вычислителей для работы с кабрирования.

                  Вот, привожу описания по сабжу:

                  Географические координаты цели накладываются на матрицу высот, дающую высоту этой точки, так формируются геодезические координаты цели. Они и заводятся в прицельный комплекс. Вычислитель по текущей высоте, скорости полета, курсу и координатам вертолета рассчитывает выход на боевой курс, начало маневра кабрирования и его параметры, включая угол кабрирования.


                  Почитайте, там детально описано про использование кабрирования для самолетов и для вертолетов.

                  https://naked-science.ru/article/tech/kabrirovanie


                  Во многих боевых ситуациях (как например приведенная выше) удар с кабрирования - очень эффективный тактический прием. Иногда даже единственно возможный. yes
                  1. 0
                    12 марта 2024 13:51
                    А что же делать, если цель обнаружена именно там, где у нас нет такого великолепия?

                    А для этого есть Су-34 с УПАБ а так же должны быть легкие ИБ хотя бы Су-35 с такими же УПАБ.
                    Помимо этого должны быть массово ударные БПЛА начиная от Иноходца с управлением по спутниковому каналу, а для этого нужны массовые спутники способные передавать и принимать данные с высокой скоростью.
                    Тогда не придется ничего выдумывать и запускать бестолковые и дорогие аттракционы с ударами НАРами с кабрирования.
          2. +1
            11 марта 2024 12:54
            Цитата: Netl
            Вызывают Су-25СМ, который быстро прибывает на нужное место

            Откуда он появится? В воздухе не дежурят, да и не вариант с его-то продолжительностью полета.

            Цитата: Netl
            и накрывает указанную площадь НУРСами с кабрирования. Птичка фиксирует попадание. Су-25СМ покидают район.

            Как они определяет ориентир?

            Цитата: Netl
            Все плюсы - контроль по воздуху большой территории. Высокая скорость реакции. Достаточное могущество для удара по накопавшемуся противнику.

            Мимо по всем пунктам. У самой распространённой ракеты С-8КОМ масса взрывчатого вещества 1 кг, осколков около 1,5 кг, это уровень 82 мм мины. С-13 помощнее, но вероятность попадания ещё ниже из-за меньшего количества ракет в залпе.
            1. 0
              11 марта 2024 13:27
              В воздухе не дежурят, да и не вариант с его-то продолжительность

              Могут и подежурить часа по полтора - два в опасном месте в опасное время. Как начальство боевую работу организует. Но в любом случае, самолет прилетит быстрее, чем приедет Град по грязи в большинстве случаев.

              Как они определяет ориентир

              При нормальной работе координаты ГЛОНАСС с птички-наблюдателя передадут. Ну а если противник уж очень хорошо глушит, то уж как получится, и картинку местности могут переслать и на словах передать, типа, у перекрестка 2 дорог. yes

              С-13 помощнее, но вероятность

              ИМХО, для поражения противника в лесополосе наиболее подходящий вариант С-8С.
              2 500 кв.м. - площадь поражения стреловидными элементами с 1 ракеты. Тяжелые броники могут помочь, но с высокой долей вероятности группа противника после такого удара будет уже очень небоеспособна. yes
              1. +1
                11 марта 2024 17:05
                Цитата: Netl
                Могут и подежурить часа по полтора - два в опасном месте в опасное время.

                У него общая продолжительность полета всего 1,5 часа, тактический радиус действия по комбинированному профилю 350 км. Куда ему дежурить?

                Цитата: Netl
                Как начальство боевую работу организует.

                В том то и дело, что не организует.

                Цитата: Netl
                Но в любом случае, самолет прилетит быстрее, чем приедет Град по грязи в большинстве случаев.

                Такое межвидовое взаимодействие в реалиях российской армии лишь мечты.

                Цитата: Netl
                При нормальной работе координаты ГЛОНАСС с птички-наблюдателя передадут.

                У Су-25 навигационный комплекс довольно слабый, есть сомнения в возможности оперативного ввода координат.

                Цитата: Netl
                Ну а если противник уж очень хорошо глушит, то уж как получится, и картинку местности могут переслать и на словах передать, типа, у перекрестка 2 дорог. yes

                Из кабины самолёта, несущегося в 50 метрах от земли со скоростью 700 км/ч местность выглядит несколько иначе. А что делать в сложных метеоусловиях, ночью?

                Цитата: Netl
                ИМХО, для поражения противника в лесополосе наиболее подходящий вариант С-8С.
                2 500 кв.м. - площадь поражения стреловидными элементами с 1 ракеты. Тяжелые броники могут помочь, но с высокой долей вероятности группа противника после такого удара будет уже очень небоеспособна. yes

                СПЭЛ хорошо поражают цели вне укрытий, по окопавшимся частям или просто в мало-мальски густой растительности эффективность будет ниже. Также снизит эффективность низкая скорость ракеты в момент встречи с целью из-за её движения по нерасчетной траектории, поскольку скорость выброса СПЭЛ около 150 км/ч.
                1. 0
                  11 марта 2024 17:34
                  Цитата: Lozovik
                  У него общая продолжительность полета всего 1,5

                  Ну, дык, дозаправка же то же предусмотрена. Все упирается в организацию и необходимость.

                  Такое межвидовое взаимодействие в реалиях российской армии

                  Это понятно. sad
                  Но при оценке тактических приемов стоит исходить из того, что стороны воюют правильно.

                  что делать в сложных метеоусловиях, ночью

                  Надеяться, что у СМ3 задача оперативного ввода и наведения по координатам все же решена на достаточном уровне. Иначе, в таких условиях, выполнение задачи будет полностью зависеть от гениальности пилота.

                  окопавшимся частям или просто в мало-мальски густой растительности эффективность будет ниже


                  Мы же рассматривали пример не окопавшейся группы, зашедшей в посадку. Совершенно рутинный случай для текущей ситуации на СВО. Обычно посадки между полями не обладают большим количеством плотной древесины, чтобы эффективно останавливать СПЭЛ. Тем более, что удар сверху и в основном на пути могут оказаться тонкие ветки.

                  Так что эффективность НУР в случае правильного их применения будет вполне достойной. yes
                  1. 0
                    12 марта 2024 10:12
                    Цитата: Netl
                    Ну, дык, дозаправка же то же предусмотрена.

                    На Су-25? Нет.

                    Цитата: Netl
                    Надеяться, что у СМ3 задача оперативного ввода и наведения по координатам все же решена на достаточном уровне.

                    Скорее всего полетные задания программируются только на земле.

                    Цитата: Netl
                    Мы же рассматривали пример не окопавшейся группы, зашедшей в посадку. Совершенно рутинный случай для текущей ситуации на СВО

                    Напротив, случай довольно частный.

                    Цитата: Netl
                    Обычно посадки между полями не обладают большим количеством плотной древесины, чтобы эффективно останавливать СПЭЛ.

                    В описании чётко сказано: для поражения открыто расположенной живой силы, в местах сосредоточения и на марше.

                    Цитата: Netl
                    Тем более, что удар сверху и в основном на пути могут оказаться тонкие ветки.

                    Вообще взрыватель ракет такого типа не рассчитан на длительное время полета, поражающие элементы будут выброшены высоко в воздухе.

                    Цитата: Netl
                    Так что эффективность НУР в случае правильного их применения будет вполне достойной.

                    Время неуправляемого оружия давно минуло, текущий конфликт это прекрасно демонстрирует.
  4. +3
    7 марта 2024 08:53
    Нужно срочно делать корректируемую ракету на базе С-13. Калибр 122-мм позволяет оснастить ракеты как спутниковой системой наведения, так и пассивной лазерной головкой самонаведения. Это позволит в полной мере использовать большое могущество ракет С-13, а ЛГСН позволит уничтожать в т.ч. мобильные цели. Рост эффективности корректируемых ракет в сравнении с пусками с кабрирования можно оценить на примере эффективности бомб с УМПК и СВП-24 "Гефест".
    Корректируемые НАР с ЛГСН можно применять с самолетов Су-30/34/35 и МиГ-29/35, обеспечив подсветку целей КОЛС
    1. 0
      7 марта 2024 08:56
      А в СССР в 80-х годах вроде была С-25Л.
      1. +2
        7 марта 2024 09:00
        В СССР были С-25Л, С-25ЛД, но можно было на 1 пилон подвесить только 1 ракету. Применение стандартных 5 зарядных контейнеров УБ-13, позволяет самолетам Су-30/34/35 нести до 20 ракет С-13. Если они будут высокоточными, то это будет убойная сила!
        1. -1
          7 марта 2024 10:20
          То есть, в принципе, технология была.
        2. +1
          7 марта 2024 10:27
          Цитата: Cympak
          Применение стандартных 5 зарядных контейнеров УБ-13, позволяет самолетам Су-30/34/35 нести до 20 ракет С-13.

          Блок называется Б-13Л, у него есть режим работы с ракетами с лазерной ГСН. Технически авиация готова работать 122 мм управляемыми ракетами с 80-х.
    2. +5
      7 марта 2024 12:38
      Дык давно делали С-13 с лазерной ГСН, аж две штуки. Сначала в девяностых С-13кор, а потом в аналоговнетное время "Монолит" техмаш разрабатывал, испытания в 2018-19 годах проводили. И блок ИНС был, называется ОУ-122. Но как обычно закончилось ничем - либо ракета не та, либо Минобороны решило не тратиться, мы ж любили чугунием и нурсами воевать
    3. 0
      9 марта 2024 21:20
      Нужно срочно делать корректируемую ракету на базе С-13. Калибр 122-мм позволяет

      Американцы уже позавчера сделали это для НАР Hydra-70.
      Угадаете какой калибр у Гидры?
  5. +1
    7 марта 2024 09:28
    Таким образом, неуправляемые ракеты С-13 остаются на вооружении наших ВКС и сохраняют статус одного из наиболее востребованных образцов.
    Дык,более того...в разработке авиационная 122-мм ракета "Монолит" ! Да...она разрабатывается ,как управляемая ,но было сообщение.что разработчики стали рассматривать и неуправляемый вариант "Монолита" ! Кроме того, в "своё время" была создана С-13Л с лазерной системой наведения...это когда на неуправляемую С-13 "навешивалась " ГСН в виде головной(носовой?) "насадки" !
    1. +1
      7 марта 2024 12:40
      Цитата: Nikolaevich I
      в разработке авиационная 122-мм ракета "Монолит" !

      Она в разработке была в 2018, сейчас она скорее в историю ушла
      1. +1
        7 марта 2024 14:18
        Поискал информацию про "Монолит" на весну 2021 года это была ещё инициативная разработка "Техмаша":
        Научно-производственный концерн "Техмаш" (входит в "Ростех") начал испытания макетов новейшей высокоточной авиационной ракеты "Монолит" калибра 122 миллиметра, сообщил РИА Новости исполнительный директор предприятия Александр Кочкин.
        Как отметил собеседник агентства, при положительных результатах тестов компания будет обсуждать с государством проведение и финансирование опытно-конструкторских работ

        Если разработка на то время не прошла даже стадию ОКР, то ждать ещё долго. Но есть шанс, что СВО продемонстрирует МО необходимость таких АСП (известно, что до СВО ранее разработанный УМПК МО особо не заинтересовал) С другой стороны армейская авиация широко использует пуски НАР с кабрирования и отчитывается о их высокой эффективности, но почему-то не приводя кадры объективного контроля, а там, где имеется видео фиксация, виден реальный разброс ракет.
        1. +1
          7 марта 2024 15:31
          Цитата: Cympak
          Но есть шанс, что СВО продемонстрирует МО необходимость таких АСП

          Ну этот монолит по сути тот же краснополь, только привинчен к ракете. Краснополи у нас как-то нечасто работают. Возможно это слишком сложная система - беспилотник для подсвета цели и гаубица/вертолет. У нас не любят такого сложного, почему-то это рождается в диких муках.
          Цитата: Cympak
          инициативная разработка

          У нас везде такие аналоговнеты, где ВПК гоняется за МО, сам себя рекламирует, а генералам это даром не надо. На параде тулумбас от монолита не отличишь
        2. +1
          7 марта 2024 20:07
          Посмотрел в вики ТТХ - дальность до 6 км. Самолеты и вертолеты в глубь территории врага не летают и в будущем путь им туда заказан. Приблизился на ЛБС - пульнул и убегать. Попасть бронебойной в бетонный блиндаж? Маловероятно. Оружие - ТАК СЕБЕ. Поскольку авиационное, то дорогое. Подобные ракеты пускать из РСЗО думаю дешевле.
  6. +3
    7 марта 2024 19:25
    5-6 км дальности. Это огромный риск для носителя. Даже современный ПЗРК может достать. Поэтому и пуляют и С-8 и с-13 с кабрирования. А это практически в белый свет как в копеечку. Или как стрельба нашей артиллерии в первый год СВО по площадям и направлениям. На видиороликах снятых сверху с БПЛА все видели результаты такой стрельбы. Все поля и равнины были в воронках. А проку особого не было. Ладно сейчас артиллеристы отказались от такой бездарной тактики. Пора бы и нашей штурмовой авиации стрелять чем то более точным и дальнобойным. Теми же ФАБ -25,100 с УМПК. И пользы больше и носители с их экипажами целее будут. Если уж применять с-13 и с-8 то только управляемые с ГСН.
  7. 0
    7 марта 2024 22:37
    У меня вопрос. Надеюсь не секрет потому что у украинцев тоже есть С-8Д. Как работают обемно- детонирующие С-8Д и С-13Д? У бомб ОДАБ изпускаетдя газ и потом газовое обляко возпламеняется взривателем . А у нар как произходит весь процес?
    1. +1
      7 марта 2024 22:55
      У НАР процесс как у шмеля и прочих небольших калибров - специально подобранная смесь гексогена и алюминиевой пудры взрывается. Алюминию не хватает окислителя, и он воспламеняется уже после разлета, создавая объемный взрыв. У ТОС аналогично. Двухтактные топливные бомбы это только с самолета здоровенные дуры
      1. 0
        7 марта 2024 22:58
        Ясно! Ето скорее термобарическя БЧ. Как и у AGM-114N у амеров и росийских 9М120-Ф ПТУР
        1. 0
          7 марта 2024 23:24
          Да вообще мало кто знает чем термобар от ОД отличается. Взрывается и ладно
          1. +1
            9 марта 2024 21:38
            термобар от ОД

            Одно и то же разными словами.
            Подрыв распределённого в пространстве ВВ для создания не ударной волны, а зоны повышенных температуры и давления, по сути способ увеличить площадь поражения за счёт разумного снижения силы воздействия, при сохранении примерно той же массы снаряда.
            А уж как распространять и подрывать это ВВ, какое оно будет и как его доставить до цели уже дело техники.
            1. 0
              9 марта 2024 22:08
              Ну в принципе все взрывы примерно одинаковые, что у гранаты, что у газового баллона в костре, что у сверхновой звезды. А маленькую топливную бомбу сделать трудно
              1. +1
                9 марта 2024 22:17
                что у гранаты, что у газового баллона в костре, что у сверхновой звезды

                Вообще нет.
                Граната взрывается от детонации ВВ, газовый баллон взрывается по сути два раза, первый от расширения газа из-за нагрева, а второй собственно взрыв газа из-за высокой его температуры в присутствии окислителя, собственно объёмная детонация.
                Как взрываются звёзды не знаю, не видел.
  8. +1
    7 марта 2024 22:39
    Жалко нет "минуса" для статьи. Никому не нужны сегодня эти НУРС-ы пуляемые в воздух на кого бог пошлет.. Хватит уже об этом. Займитесь чем то полезным на современном поле боя!
  9. 0
    9 марта 2024 00:38
    Сделали вам дешевые ракеты для залповой стрельбы - не хотим, хотим одну по цене сотни, чтобы попадала в жопу комара.
    Если у вас один танк и одна высокоточная ракета - то отлично. Если же у вас отряд противника, да ещё и где-то в лесополосе, то совершенно непонятно, что вы сделаете одной ракетой, пусть и самой высокоточной. Это просто разное оружие.
    Ну давайте ещё все автоматы на снайперки заменим, высокоточно же.
    1. 0
      9 марта 2024 05:59
      Цитата: ГолыйМужик
      Если же у вас отряд противника, да ещё и где-то в лесополосе, то совершенно непонятно, что вы сделаете одной ракетой, пусть и самой высокоточной.

      Так и НАРами мало что сделаете, точка прицеливания для всех ракет в залпе все равно одна, площадь поражения будет небольшой. Против таких целей нужно применять РБК, КМГУ, ЗАБ или ЗБ.
  10. 0
    9 марта 2024 21:16
    Рябов уже не знает о чём писать.
    Про автомат Калашникова статьи не было.
    Про форму ВКБО можно написать, про сапоги. "Очень важную роль в СВО" играют дождевики и плащ-палатки.
    Можно ещё целую статью написать про утренние физ упражнения и приёмы пищи.
  11. 0
    11 марта 2024 10:56
    Цитата: ramzay21
    то такую задачу быстро и эффективно решили бы ФПВ дронами и

    Нет. В лесополосе ФПВ не столь эффективны. А сейчас пойдет зелень, снизится эффективность теплаков и будет еще хуже.

    тут стоящий на земле Град навести на цель

    Ежели Град под рукой имеется, тогда-то конечно!
    Но преимущество воздуха, что можно контролировать огромную площадь небольшим количеством бортов.

    вы предлагаете навести на цель НУРы с мчащегося около 300 км в час самолета, без учета скорости ветра, на глаз

    Нет. Я писал о Су-25СМ, у которых установлены СВП-24-25 (Гефест), который отслеживается все вышеперечисленные параметры по своим датчикам и обеспечивает вполне качественное целеуказание. НУРы лягут в ровненький-такой эллипс по лесополосе.

    Все плюсы тут на стороне воздушных "катюш"yes