Корветы проекта 20380

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.


В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества, но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

Незаметно, обтекаемо

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Плечом к плечу

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Готов к апгрейду

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Серийный и разный

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.


Корветы проекта 20380

На фото запечатлен второй корвет проекта 20380, получивший имя «Сообразительный». Позади 100-мм артиллерийской установки можно рассмотреть крышки пусковых ячеек зенитно-ракетного комплекса «Редут».

Корветы проекта 20380

1. Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Корветы проекта 20380

СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ 1. 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал» 2. Боевой модуль ЗРК «Кортик-М» (на последующих кораблях – 12 пусковых ячеек ЗРК «Редут») 3. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (впоследствии будет заменен на «Оникс» или «Калибр») 4. 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М 5. Лацпорт комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» 6. Комплекс выстреливаемых помех ПК-10 7. Подкильная антенна гидроакустического комплекса «Заря-2» 8. Гидроакустическая система целеуказания комплекса противоторпедной защиты 9. Навигационная РЛС «Пал-Н» 10. Навигационная РЛС МР 231-2 11. Оптико-электронный прибор МТК-201 М2.2 12. Антенна РЛС целеуказания 5П-10 «Пума» 13. Антенна РЛС «Монумент-А» в радиопрозрачном кожухе 14. Трехкоординатная РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2» 15. Опускаемая гидроакустическая станция «Анапа-М» 16. Станции комплекса радиоэлектронной борьбы ТК-25-2 17. Ангар для противолодочного вертолета Ка-27 18. Взлетно-посадочная площадка 19. Протяженная буксируемая гидроакустическая станция «Минотавр-М»
Автор: Сергей Апресов
Первоисточник: http://www.popmech.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. vatan 6 февраля 2013 08:32
    Красив!
    Немного дополню статью обзорной ТТХ
    vatan
    1. L. Konstantin 10 февраля 2013 19:12
      в курсе что этот проект меньше яхты абрамовича на 10 метров! по узлам яхта развивае больше! название ЛУНА! снять ее на неделю 1млн зеленых! а по ттх яхта привосходит этот проект! вопрос: откуда ему столько позволино!? ответ он из одной шайки под названием Путиновская
      L. Konstantin
  2. Greyfox 6 февраля 2013 08:33
    У меня впечатление,что если проект доведут до ума,то скорее всего первые экземпляры,которые были сырыми (тот же "Стерегущий") спихнут пограничникам,потому как снять тяжелое вооружение типа того же "Кортика" проще,чем поменять его на "Редут".
    1. Владимирец 6 февраля 2013 08:57
      Цитата: Greyfox
      У меня впечатление,что если проект доведут до ума,то скорее всего первые экземпляры,которые были сырыми (тот же "Стерегущий") спихнут пограничникам,потому как снять тяжелое вооружение типа того же "Кортика" проще,чем поменять его на "Редут".

      Пограничникам тоже надо обновлять боевой состав, сколько же можно на 205-х проектах ( "сарай") ходить.
      1. Greyfox 6 февраля 2013 09:47
        Ну этими точно не 205-ый будут менять-разные весовые категории. Им дорожка на Дальний Восток,вместо каких-нибудь старых "боевиков" (например проекта 1135.1)
        1. Sokol Peruna 6 февраля 2013 10:41
          ПСКА пр. 205 в МЧПВ осталось четыре единицы да и то только на балтике. Флотские сторожевики МЧПВ нах не нужны. У них строится линейка потрульных кораблей и катеров специально заточенных под себя т.е. потрульные сторожевые корабли пр.22100, пр.22460, пр.10410(10412) и ПСКА пр.12200, пр.12150 и т.д.
          11351 МЧПВ предлогали забрать флоту еще в 1998 году т.к. они были для них слишком дорогими в эксплуатации и облуживании.
          Sokol Peruna
  3. vatan 6 февраля 2013 08:33
    И схемой расположения вооружения, которая описывается в статье
    vatan
  4. toguns 6 февраля 2013 10:40
    что имеем в итоге проект по потихоньку оживает это конечно не темпы как у Китая, но всё же лучше чем было.
    что особенно порадовало это спарка судостроительных заводов (северные верфи с производством 20380 серии походу уже освоились, а Амурский пока отстаёт ,но будем надеется он свое нагонит)
    и если быть точнее заказ по 4 20380 на брата ,итог Северные верфи и Амурский завод набивают руки и затем уже очередной заход ,но уже с 20385.
    2 уже в строю Сообразительный и Стерегущий.
    1 на испытаниях Бойкий.
    1 спущен на воду и скорее всего будет принят к концу 2013 года это Стойкий
    а с «Совершенным» придется повозится и его скорее всего будут принимать в 2014 году, причина задержки строят не на Северной верфи а на Амурском судостроительном заводе.
    Итого если не будет форс-мажора к концу 2013 года должны по идее 3-4 корвета в строю + 1 на испытаниях или 3 в строю и два на испытаниях.
    п.с.
    и ещё походу "Cеверные верфи" свою серию 20380 вырабатывали и уже начали делать 20385 а это основное отличие боекомплект ЗРК «Редут» увеличен до 16 ячеек и замена 8 ПКР Х-35 «Уран» на 8 ракет Калибр-НК.
    toguns
    1. cdrt 6 февраля 2013 11:42
      1. Дизеля не только дешевле, но и экономичнее много, чтобы получить близкий к ним КПД для ГТД пришлось бы ТУК ставить, а что хорошо крейсеру, для корвета сложновато все-таки

      2. А кто нибудь знает - как решаются/решены проблемы с РЛС Фуркэ - "...распространенное неофициальное мнение об ущербности текущей комплектности ЗРК "Редут" - пусковая установка, командный модуль (выработка команд управления ЗУР), ЗУР. В системе якобы отсутствует полноценная система целеуказания. РЛС "Фуркэ-2" не обладает якобы возможностями сопровождения целей в интересах ЗРК, а СУО "Пума" артиллерийской установки могла бы выдавать целелуказание с сопряжением с ЗРК через БИУС "Сигма", но указанный тип БИУСа якобы имеет достаточно большое работное время, неприемлемое для актуальных задач ПВО..." (http://militaryrussia.ru/blog/topic-450.html)???
      1. Андрей из Челябинска 6 февраля 2013 12:00
        Цитата: cdrt
        А кто нибудь знает - как решаются/решены проблемы с РЛС Фуркэ

        Насколько я знаю на новых кораблях вместо Фурки будет стоять урезанная версия "Полимента" (т.е. 3 неподвижные решетки по аналогии с SPY-1)
      2. Ботановед 6 февраля 2013 15:59
        а СУО "Пума" артиллерийской установки могла бы выдавать целелуказание с сопряжением с ЗРК через БИУС "Сигма",

        Ну зачем так-то? Одну воздушную цель Пума по любому возьмет (ПКР, разумеется), а больше от крупнокалиберной артиллерии ничего и не требуется. А начнем грузить РЛС другими каналами - вообще повиснет, и- лишняя ПКР в борт. Оно нам надо?

        РЛС "Фуркэ-2" не обладает якобы возможностями сопровождения целей в интересах ЗРК

        Не обладает. Слабовата. Может, Механик придет на сайт и расскажет? Как вариант - ГСН ракеты поменять.
    2. Ботановед 6 февраля 2013 15:52
      20385 а это основное отличие боекомплект ЗРК «Редут»

      И, помимо этого, на них урезанный Полимент ставить собираются. А то поначалу на одну Фуркэ понадеялись, шел срыв наведения в ГСН.

      А вообще серия неплохая намечается, для корвета хорошо вооружен (особенно 20385), да еще и с вертолетом. Очень жду фрегаты, там Полимент, надеюсь доведут до рабочих характеристик.
      1. cdrt 7 февраля 2013 04:40
        А кто нибудь знает - что это за модульные корветы ОВР? Это замена 1331? И как они соотносятся с 20385?
    3. Везучий 9 февраля 2013 01:13
      очень приятно читать такие комментарии))
      Везучий
  5. AK-74-1 6 февраля 2013 11:36
    Хороший кораблик. Сначала закрываем ближние подступы. Строим ведь не только проект 20380, но и фрегаты 22350. Уже говорится о реализации планов по модернизации 1144. Хотелось бы увидеть замену "Сарычам" и "Атлантам".
    Где-то видел новый облик ТАВКР на катамаранной или тримаранной платформе. Будем надеяться, что будет реальное воплощение в металле.
    1. ruton 6 февраля 2013 12:17
      Очень хочется дожить до этого светлого будущего yes
  6. borisst64 6 февраля 2013 12:27
    Для рулевого специально придумали кресло в котором заснуть невозможно.
    borisst64
  7. zementiy 6 февраля 2013 13:16
    отличный корабыль парочуку для ЧФ заверните)
    1. Aktino 6 февраля 2013 14:19
      там место для 6 вот таких красавцев
      [img]http://http://go.mail.ru/search_images?q=11356#w=2441&h=1763&s=459072&pic=h
      ttp://army.lv/large-photos/proekt-11356.31669.jpg&page=http://army.lv/ru/proekt-
      11356/foto/713/732/2&descr=Фотографии Проект 11356 - сторожевые корабли ([/img]
      Aktino
    2. Aktino 6 февраля 2013 14:25
      На ЧФ уже строятся кораблики 11356 и 21631, со следующего года ожидайте
      Aktino
  8. Aktino 6 февраля 2013 14:18
    Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел

    хм....о как....на северной верфи всего 4 данных корвета сделано-делается, в амуре 2, на этом серия заканчивается, далее строится уже 20385, а это уже принципиально другой корабль
    Aktino
  9. AlexMH 6 февраля 2013 15:26
    Вот эти две цитаты ставят под сомнение бравурный тон статьи:
    1. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому» - любому разумному человеку известно, что корабли выгоднее строить и эксплуатировать одинаковыми, причем строить большими сериями (как американцы свои эсминцы "Арли Берк"). А тут кораблестроитель нам говорит "Мы построили 3 разных корабля в одной серии, и считаем что это хорошо". И как их морякам эксплуатировать? Если бы речь шла о модульном принципе установки вооружений - еще куда ни шло, но тут смысл в том, что строили долго и мучительно, примерно как в царской России перед Русско-японской войной, корабли получились разные, ничего хорошего в этом нет и быть не может, тем более для таких крупносерийных кораблей, как корветы.
    "Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев. "
    То есть эсминец стоит как 10 корветов. Простите, но это не так, по водоизмещению они отличаются всего в 3..3,5 раза, а по оборудованию и вооружению разница уж точно не в 10 раз. Притом корветы подходят для Балтийского и Черного моря, но никак не для океана. Понятно, что корветы нужны, но если мы хотим иметь флот, а не силы береговой обороны, строить надо эсминцы, авианосцы, корабли снабжения и многоцелевые подлодки.
    AlexMH
    1. Ботановед 6 февраля 2013 16:13
      корабли выгоднее строить и эксплуатировать одинаковыми

      Назовите хоть один корабль предыдущих проектов, который полностью индентичен другому в серии. Тем более что серия новая, и на разные корабли ставятся разные системы по ходу их принятия на вооружение. Об этом, между прочим, сразу и говорили. Дойдет до модернизации - унифицируют.

      строить надо эсминцы, авианосцы, корабли снабжения и многоцелевые подлодки

      подлодки и корабли снабжения строятся. Эсминец обещали к 2016 году заложить. Но давайте хоть фрегатов дождемся.

      А насчет стоимости эсминца как 10 корветов - десять не десять, а раз в 6-7 точно дороже будет. А может и в 10. И водоизмещение тут не при чем - сам корпус стоит копейки по сравнению с начинкой. Поставьте на эсминец 3 РЛС с ФАР - и очень даже цена поднимется. А там много чего, включая оморяченную С-500 (как обещают). Насколько она дороже Редута?
    2. toguns 6 февраля 2013 17:03
      Цитата: AlexMH
      То есть эсминец стоит как 10 корветов.

      wassat Александров прям загнул
      корвет 20380 серии стоит грубо 250 млн помножим на 10 =2.5 млрд
      далее копаем подлодка борей стоит 713мил первый из серии
      подлодка ясень 1,5 млрд первый из серии///
      вопрос как может эсминец стоить дороже двух атомных подводных крейсеров ????
      итог Юрий Александров глупый как я не знаю кто.
      toguns
      1. Андрей из Челябинска 7 февраля 2013 07:40
        Цитата: toguns
        далее копаем подлодка борей стоит 713мил первый из серии
        подлодка ясень 1,5 млрд первый из серии///

        Там проблема. Я тоже раньше так считал - но оказалось что в связи с огромными сроками постройки многие материалы в стоимости "первенцев" учтены чуть ли не по советским ценам еще. Последующие корабли стоят намного дороже - примерно 1 млрд Борей и 2 млрд - Ясень.
        Новострои же стоят достаточно дорого - тот же "Горшков" оценивается в 500-550 млн долл, а он ведь и 5 тыс тонн не весит.
        Новый океанский корабль в 10 тыс тонн или более будет стоить очень хорошо за миллиард
    3. Гражданский 7 февраля 2013 08:08
      AlexMH,

      разнообразие уже проходили.. а воз и ныне там
  10. КАРБОН 6 февраля 2013 16:36
    Для меня самым очевидным "+" является то, что эти корабли являются универсальными кораблями ближней морской зоны. Они обьеденяют в себе функции МПК, МРК и сторожевых кораблей ближней морской зоны. Особенно нравится 20385 пусковые установки для ПКР, ПЛУР, мощный ЗРК, артиллерия тоже достойная и вертолет. Может за себя постоять и сдачи дать, а водоизмещение как раз как МПК пр. 1124 + МРК 1234.
    7 футов под килем!
    КАРБОН
  11. mike_z 6 февраля 2013 17:41
    Ближнюю морскую зону скоро закроем, а там и о дальней подумаем... Хорошо бы нас всё это время никто не трогал. А "Сарычи" и т.п. всё же ремонтировать нужно...
  12. DuraLexSedLex. 6 февраля 2013 19:11
    Хороший корабль, и замечательная статья)Но дабавьте хоть чего-то своего, мнение там или ещё что...но не так же откровенно копипастить из "Популярная Механика январь 2013 №1(123)" стр.90-95))))))
    DuraLexSedLex.
  13. almamatkulov 6 февраля 2013 20:06
    отсутствие технологической дисциплины при производстве военной техники вполне может превратить и эти шедевры кораблестроения в беспомощные плавающие гробы
    almamatkulov
  14. Крэнг 6 февраля 2013 21:29
    Неее. Какой то пластмассовый кораблик получился. Линкоры типа "Бородино" модернизированные и оснащенные по последнему слову техники будут намного лучше.
    Крэнг
    1. silver_roman 7 февраля 2013 18:06
      класс,на линкоре начала 20 века охранять побережье страны.....вы хотите , чтобы американцы от смеха выдохли все???? интересная тактика боя....

      а если без шуток, то уже неоднократно говорилось о бессмысленности линкоров и сравнении их с теми же авианосцами...
  15. Везучий 9 февраля 2013 02:09
    Темпы строительства нарашивать бы надо, сначало кадры наработают на короблях ближней зоны, потом уже за корабли по больше строить будут и к 20 году руку набьем и начнем штамповать авианосци!!))
    Везучий
    1. L. Konstantin 10 февраля 2013 19:22
      штамповать авианосцы мне пондравилась эта мысль!
      немного исправлю! надо все верхушку менять. а потом все и наладится
      L. Konstantin
  16. Микола 9 марта 2013 13:51
    Очередная агитка. Это полностью провальный проект. Все корабли этого проекта отличаются вооружением и его не сбалансированостью. Самое главное, что корабли построены на сырых не доведенных до ума технологиях. И неудивительно, что в России уже отказались от строительства новых кораблей этого типа.
    Микола
  17. Heruvim 10 марта 2013 17:15
    Микола прав - ВМФ отказался от дальнейшего строительства кораблей этой серии - дорого. Наступают на те же грабли - а-то в ВМФ СССР много кораблей разных проектов одного назначения, нужна унификация - а сами туда же!!!! Правильно - верхушку всю менять надо. Или опять на Сердюкова все свалим??? Только вопрос куда наш "тандем" смотрел когда он творил такое?
    Heruvim
  18. mashine 11 февраля 2014 10:00
    2 последних аналиста выдают шедевры унифицированного рунетовского стереотипного мЫшления

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня