УР-700: о проекте ракеты, которая гипотетически могла позволить СССР выиграть «лунную гонку»

33
УР-700: о проекте ракеты, которая гипотетически могла позволить СССР выиграть «лунную гонку»

В 1960-х годах СССР и США активно разрабатывали программы освоения Луны. В Советском Союзе на тот момент существовало два проекта ракеты-носителя для полетов к естественному спутнику Земли - Н1-Л3, создаваемой под руководством С.П Королёва, и УР-700, предложенной генконструктором ОКБ №52 В.Н. Челомеем в качестве альтернативы.

Уникальность последнего проекта заключалась в том, что он предусматривал максимально быстрое создание сверхтяжелой лунной ракеты на основе компонентов уже существующих РН.



К сожалению, советская программа полетов к Луне была свернута раньше, чем УР-700 смогла попасть на стартовый стол. Однако некоторые эксперты считают, что ракета Челомея по ряду параметров опередила свое время и могла позволить СССР выиграть «лунную гонку» у США.

Особенностью РН УР-700 было то, что она спроектирована по прямой схеме полета, исключающей промежуточные стыковки. Это упрощало конструкцию ракеты и программу полета, но требовало использования более мощной РН.

В итоге, лунная ракета Челомея имела следующую конструкцию. УР-700 была выполнена по трехступенчатой схеме.

В качестве первой ступени использовались шесть боковых блоков, которые попарно пристыковывались к РН по пакетной схеме. Помимо горючего и окислителя в этих боковых блоках в верхней части дополнительно размещались баки перелива, которые питали вторую, центральную ступень до отделения первой. Также на этих блоках устанавливались аэродинамические стабилизаторы решетчатого типа.

Вторая ступень состояла из трех аналогичных описанным выше блоков, соединенных вместе.

Как первая, так и вторая ступени оснащались двигателями РД-270. По сей день эти агрегаты являются самыми мощными из однокамерных, которые разрабатывались в СССР и России. Всего на обеих ступенях было 9 таких двигателей.

Третья ступень УР-700 была спроектирована на основе первой ступени УР-500 с уменьшенным до трех числом боковых блоков. В центральной части размещался бак с горючим, а в боковых – с окислителем.

Третья ступень сверхтяжелой ракеты Челомея оснащалась тремя двигателями РД-254.

В то же время была у В.Н. Челомея и своя концепция лунного корабля.

Последний включал четыре основные ступени, которые последовательно отрабатывались в процессе полета, и спускаемый модуль с экипажем из 2-х человек.

Энергообеспечение ЛК осуществлялось за счет элементов на кислороде и водороде.

После инициализации запуска двигателей разгонной ступени, корабль переходил на орбиту перелета к Луне. Затем, при приближении к естественному спутнику, аппарат использовал двигатели тормозного блока для выхода на окололунную орбиту и задания траектории спуска.

В свою очередь, экипаж мог использовать блок из трех двигателей для парения над лунной поверхностью и выбора места посадки.

Наконец, после выполнения задач на Луне, посадочные приспособления отделялись, и запускался жидкостный ракетный двигатель взлетного блока.

В конечном счете, проект УР-700 был закрыт, а советская лунная программа завершена. Но сборка ракеты из готовых отработанных модулей, предложенная Челомеем, нашла свое применение в современном ракетостроении.


33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    6 марта 2024 12:09
    Юра, прости, мы всё протеряли... crying
    1. +2
      6 марта 2024 12:41
      УР-700: о проекте ракеты, которая гипотетически могла позволить СССР выиграть «лунную гонку»
      проект не этой страны,а прошлой высокоразвитой цивилизации.
  2. +1
    6 марта 2024 12:15
    Проект хороший. Жаль не довели до испытаний.
    1. +3
      6 марта 2024 13:47
      Проект хоть и базировался на готовых блоках от УР-500 (потом Протон), но был очень неоднозначным. 5000 тонн на стартовом столе, большая часть - гептил и амил, это что-то. Вдобавок на третьей ступени рассматривался вариант фтор/водород или ЯРД. В общем, предельно опасная штука.
      1. 0
        8 марта 2024 00:01
        5000 тонн не намного отличаются от 2850 тонн той же Н-1. А что гептил и амил, так это безопаснее, чем водород и кислород на Энергии.
        Что касается ядерных двигателей,тоже ничего страшного. В 70-80-е запускали наши спутники морской разведки с ядерными двигателями. Опыт был.
        1. +2
          8 марта 2024 09:38
          Как сказать. Гептил - страшно ядовитая штука, амил - чуть менее ядовит. Криогенные компоненты опасны низкой температурой, а в плане пожароопасности большой разницы нет. Глушко был противником больших кислород-керосиновых двигателей на Н-1, отстаивал низкокипящую пару, однако, став ген. конструктором Энергии, создал кислород-керосиновые двигатели большой мощности для 1-й ступени и кислород-водородные для второй. Низкокипящая пара хороша для длительного хранения в заправленном виде, но опасность выше и энергетические параметры ниже, чем у пары кислород-керосин (кислород-водород по энергетике вне конкуренции, при всех минусах).
          1. 0
            9 марта 2024 13:53
            Гептил ядовит при неосторожном обращении. Как и опасен кислород с водородом. То есть главный фактор - ненадлежащее обращение.
            1. +2
              9 марта 2024 18:26
              Цитата: Ломастер
              Гептил ядовит при неосторожном обращении.

              Вы схему этого "суперпакета" внимательно рассмотрели ? Это не центральный блок и 4-6 боковых , там столько наворочено ... Да ещё с перекачкой топлива из блоков 1-й ступени в работающую вторую ... Решение красивое , но вы представляете себе вибрации такого пакета в 5000 т. ?? Возможные утечки ? И это не только и не столько взрывоопасно , но и запредельно ядовито . Произойди авария на старте , там пол Союза можно было отравить . Королёы именно по этой причине этот проект отверг . Он даже в "Протон" космонавтов сажать не хотел - гептиловая !
              А Глушко понравилось работать с этой топливной парой , ибо при расчётах и испытаниях исключало криогенный фактор . Он и при работе над "Энергией" упирался до последнего , настаивая на гептиле . Но ... расчёты показывали - энергетики не хватит . Только керосин и водород с жидким кислородом .
              Так что не получилась бы УР-700 . А вот схема безстыковочного полёта у Челомея интересна , но требовала грузоподъёмности на опорную орбиту 150 - 170 т. . Без страховки , как у Н-1 (когда на Луну доставляли загодя второй Лунный Модуль в качестве резервного) . Ведь у нас предполагалось для одной миссии стартовать ТРЕМЯ ракетами Н-1 . И для этого были построены ТРИ циклопических стартовых комплекса . Если бы не гнались в гонке , а нормально испытали двигатели перед передачей и довели автоматику , к середине 70-х летали бы на Луну как на рейсовом автобусе .
        2. +1
          9 марта 2024 16:13
          Не путайте изотопный реактор спутника(мини АЭС) и ЯРД который остался в макетах и чертежах.
  3. -5
    6 марта 2024 12:27
    Еще бы доказательства были, что американцы на Луну высаживали астронавтов.
    1. -2
      6 марта 2024 17:05
      Даже коням Пржевальского сегодня понятно , что американцы на Луну не высаживались . Ан нет , пишут . Возможно в этой единственной фразе весь смысл статьи . Окно Овертона с другого бока .
      1. +1
        7 марта 2024 16:45
        Это факт! Полное отсутствие скодько-нибудь значимых доказательств и огромное количество противоречащих здравому смыслу и реальным техническим возможностям заявлений вольно-невольно приводит к этой мысли. Практически вопрос в одном остаётся - американцы хоть что то посылали на Луну, или это вообще полный фейк?!
        1. Комментарий был удален.
          1. +1
            10 марта 2024 20:23
            Ваши "мозги" можно увидеть только на асфальте. Больше - никак. Я, в отличии от вас, получал профильное образование, и помню два вопроса, который наш профессор, вводивший нас в курс РТСУ, и сам никогда не сомневавшийся тогда, в начале 80-х, в том, что американцы "летали", да мы тогда никто и не сомневались (ведь СССР признавал!), все задавался двумя вопросами :

            1) Как можно было сделать на двигателе F-1 тягу в 800 тонн на 1 камере?! В СССР уже были и более мощные движки, но на 4 камерах! Однокамерный двигатель даже в теории можно было сделать 500-600 тонн, но не 800! И при 500 тоннах уже были громадные риски срыва горения! Тогда он говорил, ну у них суперкомпьютеры, возможно сверхточный расчет и мощнейший блок управления в двигателе! Сейчас это смешно! Когда сами американцы, тот же Маск ставит на ракету до 30 двигателей! А мобильный телефон в десятки раз мощнее тогдашнего супермонстра Cray-1s! При этом, в 60-х , когда создавался F-1 никакого Cray и в помине не было!
            1. +2
              10 марта 2024 20:30
              2) Безвитковая посадка - тогда, в 1985, по существующим технологиям (не в 1969 !!!), была крайне рискованной, из за требующейся сумасшедшей точности систем управления и навигации, и для 1985 года профессор, с допуском 1Б, оценивал удачность приводнения не более 5-10%, а вложив огромные деньги, говорил, что можно пожалуй, довести вероятность удачной посадки до 25-30% максимум! При этом вероятность 6 удачных посадок даже при вероятности 0.3 была менее 0.1%!!!
            2. Комментарий был удален.
              1. +1
                10 марта 2024 22:33
                Хохложивотное?! Хрюкать перестань!
                Тяга в вакууме F-1 сейчас пишут 790, а раньше писали 801 - видимо "усохла", РД-170 - 806. Читай мануалы, животное!
        2. +2
          9 марта 2024 18:30
          Цитата: sH,arK
          американцы хоть что то посылали на Луну, или это вообще полный фейк?!

          Посылали . Их автоматические станции "Пионер" совершили примерно столько же посадок на Луну , сколько и было "пилотируемых полёта" . Поэтому и сигнал\картинка с Луны шли . Запускали их при помощи РН "Сатурн-1В" Вернера фон-Брауна .
          1. -1
            10 марта 2024 20:33
            Я имел ввиду чуть другое, Сатурн-5, стартуя с Канаверал, думаю, реально вез что то к Луне, посадочные модули, без людей, возможно а втоматическим возвратом маленького модуля, ведь несколько грамм лунного грунта вроде бы у них было... Хотя все исследования селенита сделаны в СССР и на материалах СССР!
            1. 0
              10 марта 2024 21:12
              Цитата: sH,arK
              Сатурн-5, стартуя с Канаверал, думаю, реально вез что то к Луне,

              Ничего он не нёс и не вёз кроме муляжа СА "Аполлона" из .. (да-да) нержавейки . Один такой модуль мы захватили , посмотрели , прослезились ... и отдали обратно американцам в порту Архангельска . Есть фотография той передачи - венгерские журналисты снимали . И опубликовали её в своей рабочей многотиражке . Так - для страховки .
              На Луну отправляли межпланетные станции "Пионер" которые и транслировали оттуда "репортажи" в записи . Именно из тех мест , где якобы садились "Аполлоны" . Запускали их вполне официально - "для разведки места будущей посадки" .
              Между прочим китайский "Нефритовый Заяц" доехал таки до места посадки "Аполло-11" . И ничего там не обнаружил ... а поискав тщательней нашел таки "Пионер" . Об этом только что рассказал наш бывший разведчик нелегал во Франции Артамонов . Но лучше посмотрите лекции академика Попова (участника советской Лунной Программы) , он в нескольких лекциях (есть в Ютубе) подробно американский блеф разобрал . Да и Путин несколько раз за свои президенства об этом говорил . Даже намекал , что разоблачим официально , если что . . Но пока разоблачаем "неофициально" . Через множество фильмов и передач расследований , лекций подобных лекциям академика Попова и т.п.
              Цитата: sH,arK
              . Хотя все исследования селенита сделаны в СССР и на материалах СССР!

              Это была Лож по приказу . Как и имитация совместного полёта "Союз-Аполлон" . Реальным был только полёт "Союза" , остальное снималось в павильонах и на американской летающей лаборатории (в условиях искуственной временной невесомости) . . Леонов лгал , многократно и самозабвенно . По приказу (сначала) , а затем за деньги и статус . Его посвятили в "рыцари" , сделали акционером и лицом "Альфа-Банка" ... Но главное всё же - приказ ЦК КПСС и высшего руководства .
              Пойдя на признание этого подлога и Аферы мы получили тогда очень много , но при этом и заглотили крючёк , на который нас чуть позже и вытащили на сковородку 90-х .
              В реальности Лунной Аферы уже убедились многие космические державы . Китай и Индия в их числе . Но публично они главного бандита на районе не обличают . И понятно почему . Но это пока .
              На сегодня Лунная Афера уже "Секрет Полишинеля" .
              1. +1
                10 марта 2024 22:38
                Да, эту историю я слышал и про Леонова и про захват, а потом возврат посадочной капсулы, и много что ещё, и про пропаду пленок (16 мм якобы были, но из никто так и не видел!), и про исчезновение 400 кг селенита - типа есть, но никто не видел! Много вопросов... Но я упомянул только те, которыми задавался наш проф, который и не сомневался тогда, просто не понимал как, зачем и почему... И те вопросы - чисто технологические и заданы были почти 20 лет спустя, и решения их как не было тогда, так и нет сейчас...
      2. -2
        8 марта 2024 00:03
        Чаще смотри Рен ТВ. Там тебе и не такую лапшу про НЛО навещают. Были амеры на Луне. И точка.
  4. +2
    6 марта 2024 12:32
    Цитата: Zacvasetskiy
    Юра, прости, мы всё протеряли... crying

    Кроме Юры надо ещё упомянуть с десяток разработчиков ракетного щита нашей страны, автор одного из них назвал - НПО "Машиностроения", г.Реутов, МО. Это его детище. Кстати там некоторое время работал сын Хрущёва, который сейчас в США, и конечно всё сдал, что знал. Людей, которые его выпустили, я бы отправил на пожизненное. И это не опера, а первые лица государства. sad
    1. 0
      8 марта 2024 00:09
      Во-первых, Хрущев эмигрировал после развала Союза. Тогда уже никто ни за что не отвечал. Во-вторых, Хрущев работал в 60-е годы, за что получил звезду героя соцтруда. После смещения отца и его подвинули со всех мест, и доступа к секретам он не имел. Поэтому и сдать секреты в 90-е он уже не мог. По причине отсутствия у него этих секретов. Этим успешно занимались другие Иуды в погонах и в штатском.
  5. +6
    6 марта 2024 12:35
    Насколько я понимаю, мы свернули лунную программу, когда проиграли гонку, то есть, после высадки США на Луну. Потом смысла тратиться особо не было.
    1. +2
      6 марта 2024 13:43
      Да, это очень болезненный проигрыш в космосе, но тем не менее, не стоит забывать, что при всём при этом СССР имел множество других достижений, чего стоит исследование Венеры, первые фотографии с другой планеты, первая запись звука с другой планеты, первое бурение другой планеты.
      1. +1
        6 марта 2024 14:33
        Цитата: Arisaka
        Да, это очень болезненный проигрыш в космосе, но тем не менее, не стоит забывать, что при всём при этом СССР имел множество других достижений, чего стоит исследование Венеры, первые фотографии с другой планеты, первая запись звука с другой планеты, первое бурение другой планеты.

        Да и "Луноходы" ! Долетели, прилунились, отработали ! И это при электронных компонентах того времени !
        1. 0
          6 марта 2024 15:05
          Про Луноходы знают все, а про Венеру забывают. Хотя её называют "русской планетой" за рубежом не просто так! Это крайне интересная и сложная инженерная задача, которую выполнили наши учёные. При этом множество проблем решалось, знаменитое "проклятие крышечки" :)
  6. +1
    6 марта 2024 13:39
    История не терпит сослагательного наклонения.
    В рамках этой серии не было произведено ни одной ракеты-носителя и полномасштабных испытаний не проводилось в связи с решением правительства разрабатывать сверхтяжёлую ракету Н-1 КБ Королёва, а конкурирующие разработки сверхтяжёлых ракет Р-56 КБ Янгеля и УР-700 КБ Челомея прекратить.
  7. 0
    6 марта 2024 16:51
    Цитата: Ломастер
    Проект хороший. Жаль не довели до испытаний.

    Не знаю хороший,но с перекачкой топлива еще не "баловался" в полете.Да и гептил-если катастрофа-то и на земле катастрофа.Королевский керосин сгорел,а тут ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ.Несколько тыс. тонн. recourse request request
  8. +1
    6 марта 2024 17:04
    Цитата: Arisaka
    В рамках этой серии не было произведено ни одной ракеты-носителя и полномасштабных испытаний не проводилось в связи с решением правительства разрабатывать сверхтяжёлую ракету Н-1 КБ Королёва, а конкурирующие разработки сверхтяжёлых ракет Р-56 КБ Янгеля и УР-700 КБ Челомея прекратить.

    Цитата: Arisaka
    В рамках этой серии не было произведено ни одной ракеты-носителя и полномасштабных испытаний не проводилось в связи с решением правительства разрабатывать сверхтяжёлую ракету Н-1 КБ Королёва, а конкурирующие разработки сверхтяжёлых ракет Р-56 КБ Янгеля и УР-700 КБ Челомея прекратить.

    Не потянули финансово! Н-1 выделили пр.6 млрд. руб.Что крайне мало.США на Сатурн выделил 40 млрд.$
    Строили БЕЗ ИСПЫТАНИЙ НА СТЕНДАХ.( строить стенд для такой ракеты это зрелище))))).Думали будем запускать-и так доведем.
    Так давай еще разделим деньги для нескольких проектов! what
    1. 0
      6 марта 2024 21:26
      Да, без огневых испытаний получили что получили. Ну и синхронизация такой сложной первой ступени - задача не для середины 20-го века.
      1. 0
        7 марта 2024 17:01
        Американцы провели пр.1300 испытаний при проектировании двигателей,и подготовке к полету.КАЖДЫЙ ДВИГАТЕЛЬ отрабатывал "свое" 3 раза.Два раза один,и третьий в составе ступени.И только потом на старт.
  9. +1
    6 марта 2024 17:26
    Цитата: Starover_Z
    Цитата: Arisaka
    Да, это очень болезненный проигрыш в космосе, но тем не менее, не стоит забывать, что при всём при этом СССР имел множество других достижений, чего стоит исследование Венеры, первые фотографии с другой планеты, первая запись звука с другой планеты, первое бурение другой планеты.

    Да и "Луноходы" ! Долетели, прилунились, отработали ! И это при электронных компонентах того времени !

    Все эти достижения,были получены за счет легкого ракетоносителя. Пр.300 тонн.Который разрабатывался для обороны.Пилотируемый корабль на Луну-это уже сверх тяжелый носитель.Свыше 3000 тонн.Нужно начинать с чистого листа. hi hi hi
  10. 0
    8 марта 2024 16:43
    Ну всё-таки гептиловые ракеты в пилотируемой космонавтике - очень так себе затея. Хотя, если бы космонавты гибли - было бы без разницы, на чем - на керосине или на гептиле. Да и опыт Протона дальнейший показал, что как грузовики (по-меньшей мере) вполне можно было использовать, пусть и с эко-рисками. Но вообще в те года УР-500 ака Протоны были очень ненадежными и часто терпели катастрофы, поэтому особой надежды тогда на них не могло возлагаться.
    А одна из основных причин неудачи лунного проекта - это срач амбиций между Глушко и Королевым. Хотя и с королевской Н-1 много вопросов, ибо к 4 пуску им уже почти удалось заставить ракету летать, но тут весь проект закрыли ввиду первенства амеров, и оставшиеся порезали