Путешествие к предкам: кедровая ладья фараона

59
Путешествие к предкам: кедровая ладья фараона
Постройка древнеегипетского судна на стене в гробнице Ти – надзирателя пирамид фараонов Ниусерра и Нефериркара в Саккара


Эти корабли были выстроены по-новому –
борьба с волнами Великой Дуги не прошла даром.
Высокие и прямые носы закрыли досками твердого дерева,
крепкая палуба не имела ни одного отверстия,
не закрывавшегося плотными крышками.
Рули поместили на высокой подставке,
защищенной от волн,
днища кораблей были обиты тонкими листами золота,
чтобы избежать разрушения дерева от морских червей.
И. Ефремов «Путешествие Баурджеда»

История и культура. Откуда мы знаем, как выглядели корабли Древнего Египта? О, тут историкам повезло, можно сказать, дважды и даже трижды!



Во-первых, египтяне многократно изображали их на фресках и барельефах, а во-вторых, их модели, причем вместе с экипажем, были обнаружены археологами в гробницах различных сановников и даже в неразграбленной гробнице Тутанхамона.

Причем, если даже что-то в прошлом из неё и было взято, то модели кораблей вандалам уж точно не понадобились бы, а вот нам они пригодились, и даже очень, поскольку с точностью до мелочей передают внешний облик судов того времени.

Кстати, в гробнице Тутанхамона моделей лодок обнаружилось так много, что в пору было устраивать их отдельную выставку. А ведь были ещё и модели из гробницы Мекетре, многие из которых сегодня экспонируются в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.


Модель лодки из гробницы Мекетре, 1981–1975 гг. до н. э. (оштукатуренное и окрашенное дерево, лен, льняной шпагат, медь). А какую рыбину они добыли, вы только посмотрите! Лежит на носу лодки… Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Однако все эти находки были всего лишь моделями, и не более того. Никто и помыслить не мог, что когда-нибудь удастся найти остатки настоящего древнеегипетского судна. Хотя о том, что такое возможно, говорили не раз. Ведь в Египте очень сухо и жарко, поэтому там гниль практически не заводится. Во всяком случае, в тех местах, где нет тени и влаги, или же напротив – где тень есть, но атмосфера самая что ни на есть сухая.

И такое удивительное место нашлось, причем совсем рядом с так называемой Великой пирамидой фараона Хуфу или Хеопса, как его называли по-гречески. Сохранился этот артефакт ещё и потому, что доски этого корабля были изготовлены из ливанского кедра, древесина которого очень прочна, ароматна и не подвержена гниению.

Древесину кедра ценили за его уникальные свойства с древнейших времен, он даже в Библии упоминается. Кедровую древесину широко использовали корабелы Финикии. А Финикия платила ею дань Египту, вот таким образом кедровая древесина и попадала на берега Великого Хапи.

Впрочем, обо всем этом было неизвестно, пока 26 мая 1954 года не случилось нечто необыкновенное: рядом с Великой пирамидой была обнаружена «Солнечная ладья» фараона Хеопса.


«Солнечная ладья» – вид с носа

А было так, что после Второй мировой войны правительство Египта приняло решение привести в порядок пирамиды в Гизе и сделать их более привлекательными для туристов. Начали убирать от пирамид накопившийся мусор, очищать от грязи и песка, да так, что насыпали у подножия Великой пирамиды целый курган.


«Солнечная ладья» – вид с кормы

Пришлось его потом, естественно, убирать и вот тут-то рабочие и наткнулись на перекрытие из тщательно отесанных глыб из песчаника толщиной в 60 см, тогда как ширина ряда составляла около 5 метров. Общее количество плит в перекрытии достигало 40, то есть под ними должно было находиться что-то довольно узкое, но длинное.


Вид на среднюю часть и «каюту»


«Яма», в которой находилась ладья. Сейчас найдены ещё два таких же хранилища, и еще одна также с ладьей, которую в то время решили оставить на месте

На одной из плит нашли имя фараона «Джедефра», который был сыном Хеопса и которого Иван Ефремов вывел в своем «Путешествие Баурджеда» в качестве «положительного персонажа».

Было сделано предположение, что емкость под плитами может скрывать лодку. И раскопки сразу же были продолжены.


«Музей солнечной ладьи» у подножия пирамиды Хеопса. «Солнечная ладья» выставлена именно здесь


Подойдем к нему поближе…

Чтобы не работать понапрасну, в стыке плит проделали отверстие и, чтобы хоть что-то разглядеть в темноте, при помощи карманного зеркальца запустили в глубину солнечный зайчик. И увидели… Огромную лопасть длинного гребного весла. А потом все вокруг ощутили аромат кедровой древесины, копившийся в этом подземелье почти пять тысяч лет.

На экспертизу был взят фрагмент доски из бортовой обшивки судна, который отправили в химическую лабораторию Британского музея. Там подтвердили, что это кедровая древесина, а столь превосходно она сохранилась потому, что яма, в которой находилась лодка, была не только закрыта камнями, но и все щели между ними были плотно замазаны штукатуркой. Сохранить такую уникальную находку было решено во что бы то ни стало.

Над ямой соорудили навес и краном начали убирать с неё перекрытия. Работа требовала большой аккуратности, поэтому камни убирали целых два месяца.


Фотография 1954 г. «Вот это конструктор!»

Когда все детали разобранного ещё в древности корабля передали главному реставратору египетских артефактов Хаджу Ахмеду Юсефу Мустафе, он сразу же столкнулся со множеством проблем, решить которые было очень непросто. По сути перед ним был пазл из деревянных деталей. Но никто не знал, в какой последовательности их требуется собирать!

Работа была просто адова. Ведь все фрагменты конструкции нужно было зарисовать на бумаге или они фотографировались. Только потом можно было извлекать их из ямы. Причем тут же их обрабатывали химическими препаратами, так как пролежавшие в земле не одну тысячу лет артефакты при соприкосновении со свежим воздухом могли рассыпаться в прах в одно мгновение.

Были сделаны копии всех деталей, а их было 1 224 штуки, в определенном масштабе, и начали работать сначала с ними. Работа была творческая, очень интересная, но трудоемкая до безумия.

Одновременно изучались настенные барельефы с изображением древнеегипетских судов, чтобы понять, как все-таки они собирались в единое целое, поскольку ни киля, ни шпангоутов археологии так и не нашли!

Зато они пришли к важному выводу: доски обшивки связывались между собой веревкой, куски которой нашли здесь же в яме. Скрепляли доски так: в доске проделывали отверстие на ее широкой стороне, а выходило оно через ребро, то есть имело L-образную форму, и вот через него-то веревку и пропускали. Поэтому снаружи её вообще видно не было. Получалось, что доски пришнуровывались одна к другой! При этом шнуровка была очень плотной, прочной и к тому же должна была не пропускать воду.

Реставрационные работы растянулись на четырнадцать лет. Мустафа сделал целых пять моделей этого судна, пока не понял, как лучше всего его следует собирать.

В результате всех этих трудов у реставраторов вышел корабль длиной свыше 43 метров, шириной почти 6 метров и водоизмещением 45 тонн. Осадка ладьи равнялась 1,5 метрам, это для морского судна немного, а это значит – она предназначалась для плаваний исключительно по Нилу.

Удалось доказать, что прежде, чем попасть в камеру-хранилище, судну довелось поплавать по Нилу, так как в веревках нашли следы речного ила. А так как в Египте река всего лишь одна, было ясно, по каким водам оно плавало и где набралось речной грязи.

Конечно, технология строительства ладьи была удивительна: её сшивали доска к доске, словно складывали гигантскую мозаику. И сразу становится ясно, почему египтянам было трудно плавать по морям: мощные волны могли разорвать веревки и развались весь этот корабельный пазл по кусочкам. Вот почему для путешествия вокруг Африканского континента египтяне пригласили финикийских мореходов, и те, скорее всего, совершили это плавание на кораблях, опять-таки, из ливанского кедра, но только другой конструкции и более прочных.

Ну а ладья Хеопса предназначалась, вероятно, для перевозки тела фараона из Мемфиса в Гизу. Судно шло вниз по реке на буксире. А как только мумия сына бога Ра оказалась на месте, ладью тут же разобрали на части и закопали, и таким образом спасли её для нас – своих потомков.


Рулевые весла

Ну а уж ученые сделали все возможное (и даже несколько больше), чтобы сохранить этот корабль целым и невредимым. Рядом с пирамидой было построено здание оригинальной архитектуры, в котором сегодня выставлена «Солнечная ладья». Каждый год она привлекает множество туристов, которые хотят увидеть столь древний корабль своими собственными глазами! Поглазеть на его диковинки.

Так что оказавшись в Долине пирамид, непременно в этот музей сходите! Жалеть не придется, хотя вроде бы ничего особенного в нем и нет. Просто длинная, необычной формы лодка с несколькими рулевыми веслами и «каютой» посредине.


Вот так веревками доски и связывали!

В 2011 году некоторые детали второй ладьи подняли на поверхность для анализа.

Если подтвердится возможность реставрации ещё и этого корабля, он будет восстановлен и помещён на место первого. А большая «Солнечная ладья Хеопса» станет экспонатом нового Большого Египетского музея, открытие которого запланировано в Гизе. Строили его давно и уже переместили в него несколько десятков тысяч экспонатов из старого Каирского музея.

В июле 2023 года министр туризма и древностей заявил, что он ожидает открытия в период с октября 2023 по февраль 2024 года…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 марта 2024 04:56
    Бывал в Египте, да никто посему-то не показывал эту ладью. Все больше пирамиды
    1. +10
      9 марта 2024 06:16
      И сразу становится ясно, почему египтянам было трудно плавать по морям: мощные волны могли разорвать веревки и развались весь этот корабельный пазл по кусочкам.

      Всем привет, Вячеславу Олеговичу спасибо за статью!
      Теперь к нашим «баранам». С вышеприведённым высказыванием Вячеслава не соглашусь. В эпоху правления Хеопса Средиземноморье в основном бороздили именно «вязанные» суда. Аналогичное крепление (даже проще) имели корабли Крита. Египет вел морскую торговлю на «вязанных» кораблях из акации и даже из тростника. Последние были распространены и в междуречье Тигра и Ефрата.
      Революцию в использовании нагелей (деревянных шпунтов) для строительства кораблей связывают с народами моря. Полноценно оно входит в моду только эпоху Гомера.
      Впрочем, вязанный корабль тысячелетия спустя имел хождение на нашем севере. Так что тезис о невозможности морской эксплуатации «вязаных» судов крайне ошибочен. К слову надо помнить о исключительном благоприятствовании Средиземного моря. Моряки Эллады считали даже Понт (Черное море) более сложным, чем -Средиземное.
      Реплика корабля Минойской цивилизации «Миноя» из Морского музея Крита.
      1. +5
        9 марта 2024 06:25
        Цитата: Коте пане Коханка
        Так что тезис о невозможности морской эксплуатации «вязаных» судов крайне ошибочен

        Мы ещё пацанами связывали между собой деревянные пивные ящики (кто помнит такие?) и сплавлялись по речке вниз на несколько километров...
      2. +2
        9 марта 2024 08:17
        Цитата: Коте пане Коханка
        Реплика корабля Минойской цивилизации «Миноя» из Морского музея Крита.

        Спасибо за интересный комментарий. Хотел все сделать модель такого судна, но, увы, не хватает информации.
      3. +3
        9 марта 2024 09:38
        вязанный корабль тысячелетия спустя имел хождение на нашем севере

        Это смотря чем вязать. Ежели папирусной верёвочкой - это одно, ежели пропаренными сосновыми корешками - совсем другое..
        1. +4
          9 марта 2024 10:33
          Цитата: paul3390
          ежели пропаренными сосновыми корешками - совсем другое..

          !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      4. BAI
        +3
        9 марта 2024 10:24
        Веревки не препятствие даже для океанских походов. Тур Хейрдал на вязанном плоту океан пересек
        1. +4
          9 марта 2024 10:34
          Цитата: BAI
          Тур Хейрдал на вязанном плоту океан пересек

          А у Тима Северина вязаный плот развалился...
          1. BAI
            +3
            9 марта 2024 10:36
            Так и современные египтяне не с первой попытки старую лодью восстановили
    2. +2
      9 марта 2024 08:27
      Цитата: Голландец Михель
      не показывал эту ладью.

      Очень жаль. Но хотя бы Вы пирамиды своими глазами увидели.
    3. +4
      9 марта 2024 09:51
      Вчера буквально только что оттуда.., пирамиду видел, ладью не показали. winked
      1. +1
        10 марта 2024 00:57
        "В июле 2023 года министр туризма и древностей заявил, что он ожидает открытия в период с октября 2023 по февраль 2024 года…"

        Раз гид не показал...,возможно ещё для показа не открыли..., или не все гиды в "курсах"...? winked
    4. +2
      9 марта 2024 19:49
      А мы и пирамид не видели, простудиться умудрились
      1. +1
        10 марта 2024 00:30
        Простудиться в Египте...!? winked Ну разве, что только ...от злодея - "кондея"...Сочувствую...)) crying
  2. +8
    9 марта 2024 06:26
    Не часто удаётся зайти на Военное обозрение, но публикации Вячеслава Олеговича почти всегда читаю с удовольствием! good
    1. +9
      9 марта 2024 08:18
      Цитата: zyablik.olga
      Не часто удаётся зайти на Военное обозрение, но публикации Вячеслава Олеговича почти всегда читаю с удовольствием! good

      Ну спасибо, Ольга! А некоторых от них с души воротит... Странно, да?
      1. +6
        9 марта 2024 12:09
        . А некоторых от них с души воротит... Странно, да?

        Меня от ваших статей, Вячеслав Олегович, никогда не воротит. Прочла вчерашний ваш спор с Мишей Николаевским... Мал он был, когда всё сломалось, выжили не все, выжили подготовленные -- те, кто слому противостоять не мог, но понимал, куда всё идёт, и готовился к выживанию, как мог. Я свидетель гибели многочисленных неподготовленных, думаю, Вы тоже. Миша этого не знает и не понимает. При этом я крайне уважаю его за деятельность по стабилизации страны в нынешних санкционных условиях. Он делает то, что когда-то ради личного выживания делало старшее поколение, только масштабы его деятельности гораздо больше и приобретают новое качество в виде выживания государства, значит каждого из нас в нынешнюю эпоху. Если вы приходите в магазин и видите полки, заполненные товарами, -- это результат деятельности Миши. Если бы ещё он понял, почему наши физиономии тут, на ВО, светятся, а не смотрят на пустынное кладбище с фотографий на могильных камнях, было бы совсем хорошо. Понял и принял...
        А статья про лодки -- прелесть! Стала читать, не смогла оторваться.
        1. +5
          9 марта 2024 13:47
          Цитата: депрессант
          Понял и принял...

          Судя по всему он ровесник моей дочери. А это самое "страшное" на сегодня поколение. Начинали при Союзе, тотальном дефиците и в рваных заштопанных колготках, а потом 90-ые, когда можно было все, но и шишек огребали много. У иных стал зашкаливать КСЗ (комплекс собственной значимости), но с возрастом у умных людей это проходит. Словом, все как говорят китайцы, когда ругаются: "Что б тебе жить во времена перемен!" А мне Людмила Яковлевна, с моим характером было трудно вдвойне. Я не люблю никому подчиняться, разве что по крайней необходимости, делать только то, что мне нравится и доставляет удовольствие и деньги. Согласитесь, что довольно трудно все это совместить. Ну, а статья про лодки... Рад, что Вам понравилось. Потому, что это еще и глава в будущую книгу - "История своими руками".
          1. +6
            9 марта 2024 14:18
            . не люблю никому подчиняться, разве что по крайней необходимости, делать только то, что мне нравится и доставляет удовольствие и деньги. Согласитесь, что довольно трудно все это совместить.

            wassat )))
            Заставили рассмеяться. Большинство присутствующих на форумах ВО -- такие, но из представления о старых приличиях скрывают сей прискорбный факт.
            Иногда встречаются люди, которым очень трудно, я их вижу, огнём вспыхивает во мне эмпатия, она горит, мне больно, а помочь ничем не могу.
            Доброе слово нынче -- слабый вариант.
            К сожалению, помогают только деньги...
            Впрочем, от лодок отвлеклись.
            Полагаю, фараоны на лодках из ливанского кедра путешествовали по Нилу и при жизни. Вдыхали аромат чудесной смолистой древесины, но вопреки целебным свойствам кедра жили, как правило мало.
            Чаще надо было плавать)))
            1. +6
              9 марта 2024 14:42
              Цитата: депрессант
              Чаще надо было плавать)))

              И меньше жрать жареных гусей!
              1. +3
                9 марта 2024 15:08
                . жрать жареных гусей!

                Вы это серьезно? )))
                Чем жареный гусь хуже жареной утки или курицы?
                Насмотрелись в Тик-Токе, как именно жрут, а не едят китайцы -- всё жареное! В том числе свинину и гусей. Много едят! За присест то, что нашему человеку и за неделю не съесть. Но вот, живут долго.
                Что не так с фараонами? )))
                1. +5
                  9 марта 2024 20:14
                  Цитата: депрессант
                  Что не так с фараонами? )))

                  Страдали многими недугами, в том числе от передания. Мумии рассказывают...
      2. +1
        10 марта 2024 06:30
        Цитата: kalibr
        А некоторых от них с души воротит... Странно, да?

        Все люди разные, есть откровенно неумные и к тому же слабо образованные, живущие только сиюминутными желаниями и низменными потребностями. Надо относиться к этому спокойно.
        1. +3
          10 марта 2024 07:09
          Цитата: zyablik.olga
          Надо относиться к этому спокойно.

          Да, но вот что об этом сказано в Писании: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и
          тебе не сделаться подобным ему;
          26:5. но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не
          стал мудрецом в глазах своих. Последнее важнее!
        2. +2
          10 марта 2024 07:10
          Цитата: zyablik.olga
          Цитата: kalibr
          А некоторых от них с души воротит... Странно, да?

          Все люди разные, есть откровенно неумные и к тому же слабо образованные, живущие только сиюминутными желаниями и низменными потребностями. Надо относиться к этому спокойно.

          Кстати, сегодня тоже вышла интересная статья про Египет, хотя и не по истории, и не совсем для женщин. Во всяком случае они тем, о чем статья занимаются редко.
  3. +1
    9 марта 2024 06:29
    Строили его давно и уже переместили в него несколько десятков тысяч экспонатов из старого Каирского музея.

    А из Британского и Нью-Йоркского?
    1. +5
      9 марта 2024 08:19
      Цитата: AllX_VahhaB
      Строили его давно и уже переместили в него несколько десятков тысяч экспонатов из старого Каирского музея.

      А из Британского и Нью-Йоркского?

      Ну знаете, это кто же Вам позволит? К тому часть очень многое вывезено законным путем, по соглашению с египетским правительством.
    2. +4
      9 марта 2024 11:11
      Цитата: AllX_VahhaB
      А из Британского и Нью-Йоркского?
      Туда что попало, то пропало wink
  4. +4
    9 марта 2024 06:44
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Ливанский кедр - удивительное дерево.

    Замечательный «привет из прошлого”.
    1. +3
      9 марта 2024 12:46
      . Ливанский кедр - удивительное дерево.

      С ароматом ливанского кедра не знакома. Но что-то мне подсказывает, он сродни аромату, источаемому кипарисом. Когда-то была в семье маленькая старинная иконка, написанная на кипарисовой дощечке. Сколько была, столько и источала.
      Старинные вещи почему- то всегда хороши. Непреходящая ценность.
      1. +4
        9 марта 2024 13:00
        Согласен. Они простые. И несут на себе печать времени.

        Даже, если в наших краях материал для иконы - Липа. А от времени еще и выгибается.

        А кипарис - дорогая иконная доска, привозная.
        1. +3
          9 марта 2024 13:18
          . дорогая иконная доска, привозная.

          Кипарис -- привозной?

          В детстве ходила на пляж, часто выбирая дорогу через кипарисовую аллею соседнего санатория. Да и вдоль моей улицы во многих местах росли кипарисы. В Абхазии -- так.
          1. +4
            9 марта 2024 14:20
            Для средней полосы - конечно.

            Не для всех Абхазия или Крым - малая родина.

            Кстати, и там кипарис - интродуцент. Просто это уже достаточно давно случилось.
            1. +2
              9 марта 2024 14:27
              . малая родина.

              Малая родина?
              Для меня малой родиной стали Чукотка и Дальний восток -- незабвенные!
              Говоря об Абхазии, я имела в виду доступность кипарисовой доски для производства икон. Но, надо думать, вряд ли кто озаботился.
              А ливанский кедр... Полагаю, для икон не годился из-за повышенной смолистости. А вот для изготовления лодок -- самое то.
              1. +5
                9 марта 2024 14:42
                Кипарисовая дощечка в свое время была сакральной. И вполне драгоценной. Не все могли себе позволить.

                Кипарисовые крестики. Кипарисовые четки.
  5. +9
    9 марта 2024 09:24
    Зато они пришли к важному выводу: доски обшивки связывались между собой веревкой, куски которой нашли здесь же в яме. Скрепляли доски так: в доске проделывали отверстие на ее широкой стороне, а выходило оно через ребро, то есть имело L-образную форму, и вот через него-то веревку и пропускали. Поэтому снаружи её вообще видно не было. Получалось, что доски пришнуровывались одна к другой! При этом шнуровка была очень плотной, прочной и к тому же должна была не пропускать воду.

    В кораблестроении "веревки", которые что то крепят, называются найтовы.
    На первой фотографии - элементы конструкции первой ладьи Хеопса и остатки найтовов в том виде, как их обнаружили археологи. Хорошо видны отверстия в досках обшивки. На второй фотографии - схема найтовов внутри обшивки ладьи Хеопса.
    1. +5
      9 марта 2024 10:39
      Цитата: Dekabrist
      Зато они пришли к важному выводу: доски обшивки связывались между собой веревкой, куски которой нашли здесь же в яме. Скрепляли доски так: в доске проделывали отверстие на ее широкой стороне, а выходило оно через ребро, то есть имело L-образную форму, и вот через него-то веревку и пропускали. Поэтому снаружи её вообще видно не было. Получалось, что доски пришнуровывались одна к другой! При этом шнуровка была очень плотной, прочной и к тому же должна была не пропускать воду.

      В кораблестроении "веревки", которые что то крепят, называются найтовы.
      На первой фотографии - элементы конструкции первой ладьи Хеопса и остатки найтовов в том виде, как их обнаружили археологи. Хорошо видны отверстия в досках обшивки. На второй фотографии - схема найтовов внутри обшивки ладьи Хеопса.

      Ой, спасибо, рисунок как раз для Шепса...
  6. +7
    9 марта 2024 09:32
    Были сделаны копии всех деталей, а их было 1 224 штуки, в определенном масштабе, и начали работать сначала с ними. Работа была творческая, очень интересная, но трудоемкая до безумия.

    Одновременно изучались настенные барельефы с изображением древнеегипетских судов, чтобы понять, как все-таки они собирались в единое целое, поскольку ни киля, ни шпангоутов археологии так и не нашли!

    Зато на элементах конструкции нашли 1131 знак (на фотографии), нанесенный краской или вырезанный. Как показало дальнейшее исследование, они содержали точную информацию о процессе сборки. То есть древние египтяне, разбирая ладью, предусмотрели процесс ее сборки.
    1. +5
      9 марта 2024 10:39
      Цитата: Dekabrist
      Зато на элементах конструкции нашли 1131 знак (на фотографии), нанесенный краской или вырезанный. Как показало дальнейшее исследование, они содержали точную информацию о процессе сборки. То есть древние египтяне, разбирая ладью, предусмотрели процесс ее сборки.

      +++++++++++++++++++++++++++++++
    2. +4
      9 марта 2024 12:33
      До этого встречал информацию, что первыми конвейерную сборку военных кораблей освоили римляне. Впрочем все авторы считают, что они скопировали процесс у карфагенян или греков.
      У египтян, наверное все-таки инструкция для сборки.
      Впрочем найденные археологами срубы также имели свою маркировку ( в том числе и наши отечественные находки) Интересно, что она близка к римской. Только цифра V изображалась как /.
      1. +2
        10 марта 2024 09:39
        все-таки инструкция для сборки

        Обработать по месту напильником. (с) wink laughing
  7. +4
    9 марта 2024 09:49
    В июле 2023 года министр туризма и древностей заявил, что он ожидает открытия в период с октября 2023 по февраль 2024 года…
    Уже март, интересно, открыли египтяне обещанный "Новый Большой музей"?
    1. +4
      9 марта 2024 10:40
      Цитата: Авиатор_
      В июле 2023 года министр туризма и древностей заявил, что он ожидает открытия в период с октября 2023 по февраль 2024 года…
      Уже март, интересно, открыли египтяне обещанный "Новый Большой музей"?

      Пытался найти информацию в Сети. Но не нашел... То ли не сумел, то ли её все еще нет.
  8. +7
    9 марта 2024 09:53
    Конечно, технология строительства ладьи была удивительна: её сшивали доска к доске, словно складывали гигантскую мозаику. И сразу становится ясно, почему египтянам было трудно плавать по морям: мощные волны могли разорвать веревки и развались весь этот корабельный пазл по кусочкам. Вот почему для путешествия вокруг Африканского континента египтяне пригласили финикийских мореходов, и те, скорее всего, совершили это плавание на кораблях, опять-таки, из ливанского кедра, но только другой конструкции и более прочных.

    Во время раскопок древнего египетского порта в Аль-Айн ас-Сохна были обнаружены обугленные доски обшивки, которые показывают, что кроме найтовов египтяне в конструкции своих кораблей использовали и нагели. То есть при постройке морских судов египтяне применяли двойной ряд шипов и связывание (на фотографии). Кстати, именно у морских судов отверстия для связывания имеют L-образную форму и располагаются по пласти и ребру доски. При постройке ладьи Хеопса отверстие V-образные.
    1. +5
      9 марта 2024 12:40
      То есть при постройке морских судов египтяне применяли двойной ряд шипов и связывание (на фотографии).

      Любопытно, но данные находки связывают с эпохой народов моря. Впрочем как и начало морской торговли Финикийцев. Это находит свое отражение в изображениях египетских судов. Подавляющее большенство «вязаных (найтовых как поправил меня ВикНик)» имели трос от кормы до носа.
      1. +3
        9 марта 2024 13:39
        Любопытно, но данные находки связывают с эпохой народов моря.

        Последние лет тридцать концепция peuples de la mer подвергается серьезной критике. Тут на сайте местная интелектуальная гопота любит умничать по поводу того, что история - не наука. При этом в силу определенных причин эти "витии" понятия не имеют о процессах в современной исторической науке.
  9. +2
    9 марта 2024 09:54
    "Вид с носа" и "вид с кормы" ВОШ решил блеснуть терминологией.
    Но на фотографиях нос судна и его корма, а что бы был "вид с кормы или с носа" надо забраться на судно и с данных мест смотреть.
    1. +2
      9 марта 2024 10:42
      Цитата: ee2100
      "Вид с носа" и "вид с кормы" ВОШ решил блеснуть терминологией.
      Но на фотографиях нос судна и его корма, а что бы был "вид с кормы или с носа" надо забраться на судно и с данных мест смотреть.

      Какой Вы, мелочный, Александр. Как деревенская баба. Вы лучше про обещанные нам статьи про башни вспоминайте почаще...
      1. +4
        9 марта 2024 16:58
        А зачем ему о них вспоминать? Его статьи про европейские замки-башни и так уже давным- давно размещены в солидных изданиях. И на Российском Историческом обществе и на портале Санкт-Петербургской Филосовско-Исторической Ассоциации. Почему их нет на Топваре? Это вопрос непосредственно к вам как к члену редакционного совета исторической ветки ВО. Мне вот лично жаль, что наш сайт лишился такого замечательного Автора. Одно радует, что изредка попадаются на фоне шпаковско-самсоновской оккупации раздела и такие замечательные авторы как В.Рыжов и Э.Ващенко
        скрин-фото со статей А.Асанова "Башни-замки" с порталов РИО и Филосковско-Исторической Ассоциации СПб
        1. +3
          9 марта 2024 20:09
          Цитата: Ричард
          изредка попадаются на фоне шпаковско-самсоновской оккупации

          Не плюй в колодец, придется водицы напиться - говорит народная поговорка. Если бы не наша "оккупация" Вы бы так изредка получали статьи замечательных авторов, что... количество просмотров кануло бы в вечность, а с ним и сам сайт. А не хочет он писать, ну пусть не пишет. Потеря невелика. Вы вот по себе все равняете. А можно равнять ещё по Виктору Николаевичу. Тогда вообще был бы "гроб". Но это неправильно, равняться надо на среднестатистического читателя. И это он делает кассу, а не такие привереды, как Вы. Доступно прояснил ситуацию?
          1. +1
            10 марта 2024 15:46
            Не плюй в колодец, придется водицы напиться - говорит народная поговорка.

            Вячеслав Олегович, если Вы как-то причастны к тому, что работы Александра не опубликованы на ВО, то я искренне в Вас разочаровался!
            1. +1
              10 марта 2024 16:59
              Цитата: Коте пане Коханка
              Вячеслав Олегович, если Вы как-то причастны к тому, что работы Александра не опубликованы на ВО, то я искренне в Вас разочаровался!

              Каким образом я мог бы это сделать? У меня много недостатков, но мелочностью я не отличаюсь. Впрочем, почему бы Вам не спросить главного администратора сайта - Вадима Смирнова? А то вдруг я Вас обманываю, ведь от такого человека как я можно всего ожидать, не так ли? Всегда надо получать информацию из первых рук!
              1. 0
                10 марта 2024 17:05
                Вячеслав Олегович, мы давно друг-друга знаем. Мне достаточно Вашего слова. К сожалению, упомянутые Вами представители администрации по ряду причин у меня лично уважения не вызыват.
                1. 0
                  10 марта 2024 17:09
                  [quote=Коте пане Коханка]Вячеслав Олегович, мы давно друг-друга знаем. Мне достаточно Вашего слова. Это хорошо. Люди должны доверять друг другу. Если даже тебя обманут, ты все равно в выигрыше, потому, что получаешь моральное превосходство над обманщиком. Помню на меня очень сильное впечатление произвели слова из одной книги и одноименного кинофильма: "Я верил в вас как в Бога, а вы лгали мне всю жизнь!" С тех пор стараюсь в подобные ситуации, чтобы мне также сказали, не попадать.
  10. +6
    9 марта 2024 10:08
    Так что оказавшись в Долине пирамид, непременно в этот музей сходите!

    Не ходите. Еще в августе 2021 года корабль перевезли в новый музей, а Giza Solar boat museum демонтировали.
    В июле 2023 года министр туризма и древностей заявил, что он ожидает открытия в период с октября 2023 по февраль 2024 года…

    В очередной раз открытие перенесли. Надеются открыть в июле этого года.
    1. +6
      9 марта 2024 10:43
      Цитата: Dekabrist
      Так что оказавшись в Долине пирамид, непременно в этот музей сходите!

      Не ходите. Еще в августе 2021 года корабль перевезли в новый музей, а Giza Solar boat museum демонтировали.
      В июле 2023 года министр туризма и древностей заявил, что он ожидает открытия в период с октября 2023 по февраль 2024 года…

      В очередной раз открытие перенесли. Надеются открыть в июле этого года.

      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++
  11. 0
    10 марта 2024 14:15
    Хорошая статья, интересно! Насчет хлипкости вязанных судов не соглашусь немного. Экспедиции Ра 1 и особенно Ра 2 подтвердили, причем судна из папируса. Помню и Юрия Сенкевича в экипаже))
    1. +2
      10 марта 2024 19:05
      Цитата: Alex013
      Насчет хлипкости вязанных судов не соглашусь немного. Экспедиции Ра 1 и особенно Ра 2 подтвердили, причем судна из папируса.

      Насколько я понимаю, это были скорее тростниковые плоты. Водонепроницаемость в конструкции не предполагалась.
  12. +2
    11 марта 2024 07:54
    Большое спасибо Автору за статью. Некоторые комментарии прекрасно ее дополняют и создают еще более интересную картину. ИМХО, собрать весь материал с комментариями, обработать - получится очень интересный материал, разумеется, это касается не только этой статьи. Отдельное издание - история от ВО. В принципе, история древнего мира, кажется, охвачена в значительной степени.

    Хотя вряд ли это возможно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»