Отдельные моторизованные батальоны особого назначения РККА

12
Отдельные моторизованные батальоны особого назначения РККА
Бойцы одного из омбон во время форсирования р. Одер


Двигаясь на Запад и освобождая оккупированные гитлеровцами территории, Рабоче-крестьянская Красная армия регулярно осуществляла форсирование рек и иных водных преград. С лета 1944 г. в таких операциях участвовали специализированные воинские части – отдельные моторизованные батальоны особого назначения. Они получали особую технику, при помощи которой должны были с ходу пересекать водоемы, захватывать плацдармы и обеспечивать переправу основных сил.



Части особого назначения


В 1943 г. РККА перехватила стратегическую инициативу и начала движение в западном направлении. В ходе наступления на всех фронтах ей регулярно приходилось пересекать реки и иные водоемы. Наличный парк средств преодоления водных преград в целом соответствовал решаемым задачам, но не обходилось без ограничений и затруднений, приводивших к повышенным рискам.

На основе накопленного опыта наступательных операций и форсирования рек в начале 1944 г. была выработана концепция нового специализированного формирования – отдельного моторизованного батальона особого назначения (омб ОСНАЗ или омбон). Такая часть должна была иметь особый состав и парк техники, позволяющий ей без дополнительной подготовки форсировать водные преграды, закрепляться на противоположном берегу и обеспечивать подход основных сил.

Весной и летом 1944 г. сформировали в общей сложности 11 отдельных моторизованных батальонов ОСНАЗ с номерами 72 (гвардейский), 252, 271-275 и 283-286. В конце мая первый из них, 271-й, пополнил состав действующей армии. В течение июня на фронте появились еще пять батальонов, а в августе – два следующих. В конце декабря в действующую армию вошел вновь сформированный 72-й гвардейский омбон. Последним на фронт в апреле 1945 г. попал 286-й батальон.


Амфибия Ford GPA, предположительно, 283-го омбон на Моонзундском архипелаге

Почти все отдельные моторизованные батальоны без изменений продолжали службу и присутствовали на фронте до самого конца войны. Исключением были только 275-й и 284-й омбон – в ноябре 1944 г. их отвели в тыл и вернули в действующую армию в конце апреля 1945-го. В августе-сентябре 275-му батальону пришлось отправиться на Дальний Восток для участия в боях против Японии.

После окончания Второй мировой войны отдельные моторизованные батальоны ОСНАЗ сохранялись в составе Красной и Советской армии, но вскоре от них отказались. Не позднее 1946-47 гг. все они были расформированы.

По штатному расписанию


Организационно-штатная структура отдельных моторизованных батальонов особого назначения была сформирована с учетом их задач и специфики предполагаемых боевых действий. ОШС всех батальонов была одинаковой, за редким исключением. По мере продолжения службы и участия в боях, ее радикально не меняли.

Типовой состав омбон включал роту управления, две моторизованные роты, минометную роту, зенитно-пулеметную роту, саперную роту и роту обслуживания. Общая численность личного состава батальона – ок. 616 чел.


Амфибии одного из омб ОСНАЗ. Вторая машина в колонне несет крупнокалиберный пулемет

Для обеспечения высокой мобильности и возможности форсирования водных преград с ходу батальон имел около сотни автомобилей-амфибий Ford GPA. Также имелись отечественные или импортные автомобили вспомогательного назначения, способные передвигаться только по суше.

Основной силой батальона были две моторизованные роты. Такое подразделение включало два взвода автоматчиков и один взвод реактивных ружей. В обоих случаях взвод состоял из трех отделений с соответствующим вооружением. Во взводе имелось четыре автомобиля GPA – по одному на отделение и командирский.

Основным вооружением взвода автоматчиков являлись пистолеты-пулеметы ППШ или ППС. Также на взвод полагался один пулемет ДП-27. Взвод реактивных ружей оснащался иностранными противотанковыми средствами – по 3 ед. на каждое отделение. Основная масса моторизованных батальонов получила американские гранатометы M1 Bazooka, а 252-му омбон передали британские изделия PIAT.

В минометной роте батальона было три взвода по три миномета в каждом. Использовались 82-мм батальонные минометы, пригодные для переноски или перевозки. Каждый расчет с минометом использовал собственную амфибию; еще одна машина полагалась командиру взвода.


Военнослужащие 275-й омбон во время боев в Карелии

Батальоны располагали собственными саперными ротами с саперным, инженерно-минным и подрывным взводами. Рота имела пять амфибий и такое же количество грузовиков. Она отвечала за проведение инженерной разведки, обезвреживание занятых позиций и т.д.

Задачи противовоздушной обороны и огневой поддержки на земле / на воде возлагались на зенитно-пулеметную роту трехвзводного состава. Зенитный взвод имел три грузовика-полуторки с пулеметом ДШК в кузове. Наличие девяти крупнокалиберных пулеметов серьезно повышало огневую мощь батальона.

Следует отметить, что ОШС и система вооружений омб ОСНАЗ могла меняться и совершенствоваться с учетом накопленного опыта. Так, неоднократно высказывались и реализовывались предложения об изменении состава стрелкового вооружения в сторону увеличения числа пулеметов. Кроме того, бойцы-гранатометчики жаловались на неудачное изделие PIAT и требовали более эффективные противотанковые средства.

Батальоны на фронте


Концепция предполагала, что отдельные моторизованные батальоны ОСНАЗ будут сопровождать формирования от дивизии и выше, помогая им в форсировании водных преград. При этом применение таких частей планировалось только на тех участках фронта, где планируются крупные операции по форсированию рек. Как следствие, каждому фронту единовременно требовалось не более одного-двух батальонов.


Автоматчики пересекают р. Одер

Была предложена достаточно простая, но эффективная тактика применения батальона. Его моторизованная и саперная рота на машинах-амфибиях при поддержке зенитно-пулеметной роты или артиллерии смежных соединений должны были пересекать реку или водоем и занимать плацдарм на противоположном берегу. Их задачей было оттеснение противника от береговой линии для обеспечения безопасности основной переправы для главных сил. При этом амфибии батальона должны были выступить в качестве переправочного средства для основных сил.

После переправы стрелковые, танковые и иные части должны были принимать бой и развивать наступление. При этом омб ОСНАЗ могли помогать им или работать в качестве маневренных сил для прорыва вглубь обороны противника.

Впервые эту тактику опробовали 21 июня 1944 г. в ходе Свирско-Петрозаводской операции. 275-й и 284-й омбон действовали в составе Карельского фронта и успешно обеспечили переправку стрелковых и танковых частей через местные реки. Так, 275-й батальон работал на р. Свирь. Его моторизованные и саперная рота в заданное время вышли на противоположный берег и приняли бой. За следующие 35-40 минут саперы проделали в минных полях противника несколько проходов для техники. Одновременно с этим автоматчики заняли территорию шириной 400 м по фронту и 1,5 км в глубину. Параллельно экипажи Ford GPA перевозили через реку пехоту.

После форсирования Свири два батальона присоединились к основным силам и участвовали в сухопутном наступлении. При необходимости, они выполняли свою основную задачу и проводили захваты плацдармов.


Фронтовой фотоальбом со снимками моторизованных подразделений разных омбом

После июня 1944 г. отдельные моторизованные батальоны активно использовались на всем протяжении фронта практически до самого конца Великой Отечественной. Они участвовали во всех основных операциях РККА и обеспечивали форсирование всех крупных и средних рек на боевом пути армии. При этом, как и в случае с событиями июня 1944-го, боевая работа омбон не ограничивалась только захватом плацдармов – их зачастую использовали в качестве маневренных мотострелковых подразделений.

В апреле 1945 г. к участию в Берлинской операции были привлечены 273-й, 283-й и 286-й батальоны. Они должны были обеспечить перемещение и маневр наших сил вблизи германской столицы и в ней. В рамках операции трем батальонам вновь пришлось брать под контроль плацдармы, а также осуществлять перевозки основных сил по рекам и каналам. Батальоны не играли ведущую роль в операции, но их значение не следует недооценивать.

Практика и опыт


В ходе боев Великой Отечественной войны РККА накапливала, систематизировала и с пользой для себя применяла опыт в различных сферах и контекстах. Так, операции 1943-44 гг. по форсированию рек показали необходимость развития переправочных средств армии и создания специализированных амфибийных формирований. Уже в середине 1944 г. новые батальоны, способные с ходу пересекать водные преграды, пошли в бой и хорошо зарекомендовали себя. Они выполняли свои задачи до конца войны и внесли существенный вклад в будущую победу.

После войны от амфибийных омбон отказались. Однако опыт их боевого применения лег в основу послевоенных концепций развития сухопутных войск. Главным результатом этого стало принципиальное решение о разработке плавающей бронетехники для пехоты. Благодаря этому стрелковые части получили возможность самостоятельно пересекать водные преграды, не ожидая помощи других частей и не подвергаясь неоправданным рискам. Таким образом, 11 отдельных батальонов времен Великой Отечественной определили пути развития отечественной техники на следующие несколько десятилетий.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    9 марта 2024 05:20
    На фото с форсированием р. Одер, водитель машины на заднем плане - женщина.
    1. 0
      9 марта 2024 09:23
      Цитата: Zufei
      На фото с форсированием р. Одер, водитель машины на заднем плане - женщина.

      Да, хоть фото и постановочное, но на той войне женщины воевали на разных должностях...в том числе и водителями, правда больше всего в тылу
      1. +1
        9 марта 2024 11:27
        на той войне женщины воевали на разных должностях...в том числе и водителями, правда больше всего в тылу

        Бывало такое...
        1. 0
          10 марта 2024 19:22
          Только вы забыли маленький нюанс, все эти западные дамы близко не подходили к линии фронта.
          1. 0
            10 марта 2024 23:42
            О чем и речь шла
            в том числе и водителями, правда больше всего в тылу

            В Англии и Штатах женщинами старались максимально заместить мужчин в тылу, чтобы высвободить их для фронта, где они были эффективнее.
            В пехоту на передовую их не отправляли, но они могли быть в составе береговых батарей, в отрядах территориальной обороны на случай высадки десантов, занимались перегонкой боевых самолетов. У них не считали возможным мужикам в тылу прятаться за женщин на передовой.
    2. +2
      9 марта 2024 10:14
      -в общей сложности 11 отдельных моторизованных батальонов ОСНАЗ...
      применение таких частей планировалось только на тех участках фронта, где планируются крупные операции.
      А ведь "подсказка" для шпионов.
      Война в Афганистане уже в 1981 г показала,что в каждом отделении должен быть оператор ПЗРК.
      А из недавно опубликованной на ВО статье у взвода даже гранатомета не было.
      Казус понимаете ли.
      Пошел третий год СВО,а косяков хоть пруд пруди.Особенно на флоте.
      Благодарность авторам за подобные статьи-глядишь кто нибудь из "лампасников" хотя бы прочтет.
      1. -2
        9 марта 2024 14:51
        лучше бы приняли на снабжение войск РККА стальную кирасу с наплечниками и напашником,
        хотя бы:
        площадью 0,4 кв.м. толщиной 4 мм, массой 12 кг, с твердостью 600 МПа
        было бы снижение потерь на 40%
        из той же 8С танковой стали Т-34
        держала бы пулеметную очередь тяжелых 15 граммовых пуль 7,92х57 пулемета МГ-42 по 370 МПа
        1. 0
          9 марта 2024 15:16
          Пуля таки не 15 грамм у патрона 7,92×57 Mauser, а 12,8.
      2. И пулемет ручной один на взвод, а не по одному на отделение. Слабовато, маловато.
  2. Комментарий был удален.
  3. 0
    9 марта 2024 15:43
    Цитата: knn54
    -в общей сложности 11 отдельных моторизованных батальонов ОСНАЗ...
    применение таких частей планировалось только на тех участках фронта, где планируются крупные операции.
    А ведь "подсказка" для шпионов.

    Если прятали пару-тройку танковых армий перед наступлением, то спрятать десяток батальонов невелика беда
  4. 0
    27 апреля 2024 12:10
    so i see that all suggestions about low cost are transformed into even more expensive toys - using t55 but modernizing it at comparable prices with t72, making tos 3 instead of adapting only the new launchers on t55, making from scratch things that u could take from the soviet storage (while nato itself bought old planes from kazahstan), creating expensive elites instead of making simple soldiers strong etc. this is the approach of serdyukov, that almost destroyed the army workshops in order to make money from average contracts in industry while denying both this huge old potential and new technological advances; so i wont insist anymore, but please remember this: the current approach works with professionals; but it will become crazily expensive in case of a larger mobilization - so if this, God forbid happens, you will need to review all this advice coming from many - and it's not clear if you will have time back then, so better send people in the cold parks and storage already, and see what u can recover right now, without unnecessary modifications. a tank, especially when made into support vehicle, only needs to walk and a firehole only needs to shoot - the rest is serdyukov's profit. instead of sending all the new recruits on the frontline, u could send one third to revive old weapons and make the rest very well armed, for very cheap and fast.
    1. 0
      27 апреля 2024 12:18
      even a current professional infantryman would prefer a btr-t based on an old t54 with its original engine and armor to a much newer btr 82.