Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

В конце 1950-х годов командование американских ВВС делало ставку на разработку в рамках программы IMI (Improved Manned Interceptor) высокоскоростного тяжелого перехватчика F-108 Rapier. Задание на LRIX (дальний экспериментальный перехватчик, первоначальное название данного самолета) было выдано ВВС Соединенных Штатов 06.10.1955 года. 06.06.1957 с Норт-Америкэн был заключен договор на поставку двух перехватчиков, названных F-108A (NA-257 – фирменное обозначение). Самолет рассчитывался на большую дальность полета и высокие скорости (порядка М=3) для использования в качестве дальнего перехватчика (перехват советских стратегических бомбардировщиков над Арктикой) и сопровождения американских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков ХВ-70 «Валькирия». ХВ-70 также создавался компанией Норт-Америкэн. Американские военные рассчитывали получить первый истребитель к началу 1963 года. Планировалось, что будет заказано 480 F-108.

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»


Первоначально Rapier проектировался по схеме утка с треугольным крылом. Предполагалось, что посередине задней кромки крыла будет установлено два дополнительных киля, обеспечивающих устойчивость на скоростях более М=2. Воздухозаборники – с вертикальным клином, регулируемые.


На стадии макета конструкцию F-108 изменили. Передние стабилизаторы, а также верхние части килей установленных на крыле были удалены. Воздухозаборники выполнили «ковшовыми». Треугольное крыло приобрело форму двойной дельты. Угол стреловидности по передней кромке в корневой части составлял 65 градусов, на консолях - 45. Вероятно, концевые части крыла отклонялись вниз, как и на XB-70.

Первоначально XF-108, как и XB-70, предполагали оснастить двигателями J95-GE-5, которые использовали бороводородное топливо (пентаборан). По сравнению с керосином, данное топливо обладало более «высокой калорийностью». Однако, как оказалось, это увеличивало дальность полета лишь на 10 процентов, при крайней токсичности топлива. В августе 1959 года разработку двигателя J95-GE-5 и боро-водородного топлива закрыли.

По расчетам, максимальная скорость на высоте 23 км должна была составить 3170 км/ч, а радиус действия 1630 км. Для пилота и радиооператора предусматривались индивидуальные катапультируемые капсулы.

Отличительной особенностью данного самолета являлась крайне сложная система управления огнем в основу которой была заложена импульсно-допплеровская радиолокационная станция ASG-18, способная выделять цели в нижней полусфере. Локатор AN/ASG-18 большой мощности должен был обнаруживать цели на удалении до 160 км. Для отработки системы на базе Convair B-58 Hustler была создана летающая лаборатория.

«Главным калибром» F-108 Rapier были ракеты класса «воздух-воздух» GAR-9 «Super Falcon» с большим радиусом действия. Дальность полета 365-килограммовой ракеты фирмы Hughes составляла 176 км. Три Хьюз GAR-9 «Фэлкон» должны были размещаться в отсеке вооружения. Скорость ракеты, равная до М=6, должна была обеспечиваться жидкостным двигателем фирмы Локхид. Для наведения использовалась комбинированная головка самонаведения – на средней дистанции полета полуактивная радиолокационная, на конечном – инфракрасная.

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»


Инспекцию макета F-108A провели в январе 1959 году, а первый полет запланировали на март 1961 года.

Однако ВВС к середине 1959 года уже начали испытывать сомнения в необходимости программы нового перехватчика, на которую требовались значительные средства. Главной угрозой теперь были баллистические межконтинентальные ракеты СССР, а против которых «Rapier» был совершенно бесполезен. Кроме того, военно-воздушные силы пришли к заключению, что американские баллистические ракеты вполне могут заменить связку бомбардировщик В-70 «Валькирия» – истребитель сопровождения F-108. Соответственно 23.09.1959 контракт на «Rapier» аннулировали, а проект ХВ-70 урезали до изготовления одного опытного самолета.

Но несмотря на это работы по F-108 прошли не впустую: систему управления вооружением с локатором AN/ASG-18 и ракету GAR-9 «Фэлкон» использовали в проекте перехватчика Локхид YF-12A.

Тактико-технические характеристики:
Длина самолета – 27,2 м (исключая штангу ПВД);
Высота самолета – 6,74 м;
Размах крыла – 17,5 м;
Площадь крыла – 173,5 м2;
Масса пустого самолета – 23090 кг;
Максимальная взлетная масса – 46270 (46510) кг;
Боевая масса – 34530 кг;
Силовая установка:
Количество двигателей – 2;
Двигатель – турбореактивный двигатель – J95-GE-5(3);
Тяга двигателя – 13620 кгс (133,5 кН);
Летные характеристики (расчетные):
максимальная скорость полета – 3186 км/ч (М=3);
скороподъемность – 5486 м/мин;
практический потолок – 20400 м;
Дальность полета:
радиус действия – 1641 км (1020/1150 миль);
перегоночная – 4000 км (2485 миль);
Вооружение:
Управляемые ракеты «воздух-воздух» - 3х GAR-9 «Super Falcon»;
Пушки – 4х20 мм
Бомбовая нагрузка – до 1800 кг;
НУР – 108х70 мм;
Экипаж – 2 человека.

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»

Американский сверхзвуковой истребитель сопровождения F-108A «Rapier»



Подготовлено по материалам:
http://afirsov.livejournal.com
http://www.testpilot.ru
http://www.dogswar.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 4
  1. Zerstorer 5 февраля 2013 10:24
    Спасибо! Красивый самолет... Один из прототипов моего дипломного проекта. Совершенная аэродинамика. Хотя я бы попробовал вариант с 2 ЦПВО.
  2. director 5 февраля 2013 13:42
    Ну Ну почти как миг-31 , почти . .
    director
    1. Zubr 6 февраля 2013 01:13
      ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДАЖЕ ДО МИГ-25П НЕ ДОТЯГИВАЕТ.
  3. PistonizaToR 5 февраля 2013 14:53
    ливый вид,как у большинства пьиндосовских,за некоторым исключением,кнечно...
    PistonizaToR
    1. Простой 5 февраля 2013 18:37
      Самолёты национальности не имеют.
      О них по лётным характеристикам отзываются.
      1. Kir 6 февраля 2013 04:12
        Это Вы лишку хватили, имеют ещё как имеют, в особенности раньше, сейчас конечно стирается, но и то не столько благодоря приблежению к оптимуму, а лишь в большей степени, что масса спецов со всего мира работает на марку made in us а касаемо второго утверждения согласен целиком.
        Kir
  4. почтальон 5 февраля 2013 19:06
    Хорошая статья.
    Стоит добавить,что F-108A «Rapier» обязан появлению,не только ,что бы сопровождать "Валькирию" (это было потом) но и как мера противодействия показанному на параде в 1955 М-4 Мясищев (Молот,Бизон)

    Военный атташе США,после парада в ужасе звонил в Вашингтом,сообщая,что советы имеют армады М-4( а было на то время только три летающих).
    (Наши летали по кругу и М-4 не обладал межконтинентальной дальностью).
    Convair F-106A Delta Dart явно был не способен перехватить
    Потом когда обман раскрылся, решили приспособить под "Валькирию"
    XF-108 Rapier так же участвовал в программе ZLL, ZLTO, ZEL, Zell


    РЛС AN/ASG-18 "превратился" в AWG-9 для Grumman F-14 Tomcat


    GAR-9 Falcon в AIM-54 Phoenix




    ===============
    По размерам был вроде бы побольше Ту-128
    почтальон

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня