Изабелла Кастильская, Торквемада и «черная испанская легенда»

47
Изабелла Кастильская, Торквемада и «черная испанская легенда»
Изабелла la Catolica, памятник в Медина-дель-Кампо


Пришло время продолжить рассказ об Изабелле I Кастильской и поговорить о ее деятельности, как королевы Кастилии и Леона (с 1474 года), Арагона, Валенсии и Сицилии, графини Барселоны (с 1479). И начать нам придется с истории учреждения Трибунала священной канцелярии инквизиции.



Основание инквизиции в Кастилии и Леоне



Герб испанской инквизиции


Одно из знамён испанской инквизиции, XVII век

На стенах испанских дворцов часто можно увидеть три буквы «И», сплетенные в орнамент – они означают: Изабелла, Испания, Инквизиция.

С чего же все началось?

В 1477 году сицилийский инквизитор Филипп де Барберис явился к Изабелле и Фердинанду с просьбой о подтверждении привилегии присваивать третью часть имущества осужденных еретиков (Сицилия в те времена находилась в зависимости от королевства Арагон). Именно де Барберис посоветовал восстановить инквизиционные суды в Арагоне и учредить их в Кастилии и Леоне.

Это предложение поддержал папский нунций Николо Франко. Оказалось, что его одобряют также местные церковные иерархи, желающие расследовать степень искренности обращения евреев и мавров. Но решающим оказалось мнение Торквемады, который заявил, что большинство conversos сохраняют веру предков и лишь изображают «добрых христиан».


Monumento a Isabel la Catolica, Madrid: Изабелла, Фердинад и Торквемада

Изабелла официально обратилась к римскому папе Сиксту IV с просьбой о разрешении основать в Кастилии собственную инквизицию.


Папа римский Сикст IV на портрете Йоса ван Гента и Педро Берругете, в историю он вошел как заказчик работ по росписи Ватиканской капеллы (известной теперь всем как Сикстинская)

1 ноября 1478 года этим понтификом была издана булла Sincerae devotionis, в которой Католическим королям разрешалось учредить собственный инквизиционный орган, члены которого назначались Католическими королями. Это должны были быть «архиепископы и епископы или другие церковные сановники, известные своей мудростью и добродетелью… в возрасте не моложе сорока лет и безупречного поведения, магистры или бакалавры богословия, доктора или лицентиаты канонического права».

Изабелла и Фердинанд имели право назначать и смещать инквизиторов, что потом Ватикану очень не нравилось, но было уже поздно. Когда в начале 1482 года тот же Сикст IV сам назначил в Кастилию 7 инквизиторов-доминиканцев, то получил холодный ответ:

«Доверьте нам заботу об этом вопросе».

Первые инквизиционные костры были зажжены 6 января 1481 года, когда были казнены шесть человек, а всего за тот год – 298. Такие казни получили известность под названием «аутодафе» (auto da fé) – в буквальном переводе с португальского языка – «акт веры». Первоначально так называлась не сама казнь, а торжественная церемония оглашения приговоров суда инквизиции.


Шествие священников перед аутодафе, гравюра

Жители городов заранее извещались о предстоящем сожжении еретиков, вот текст одного из таких плакатов:

«Жители города Мадрида сим извещаются, что священный суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье, 30 июня сего года, и что все те, кто, так или иначе, примет участие в совершении или будет присутствовать на указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник».

Испанский историк Жан Севиллья писал, что аутодафе представляло собой

«большой религиозный и народный праздник, который включал в себя молитву, мессу, проповедь, демонстрацию веры собравшихся, оглашение вынесенных приговоров, выражение раскаяния приговоренных».

Устраивались и «книжные аутодафе» – сожжение трудов, «зараженных заблуждениями иудаизма или пропитаных колдовством, магией, волшебством и другими суевериями».

Хуан Антонио Льоренте, который в конце XVIII века был секретарем Трибунала инквизиции в Мадриде, утверждает, что, как правило, это были «перегибы на местах», где излишне ретивые инквизиторы:

«не только не сообразовывались ни с папской буллой, ни с королевскими указами, они даже пренебрегали обращением к епархиальному епископу. Совет инквизиции решал все самолично, следуя оценкам богословов, называемых квалификаторами, которые, в общем, были люди предубежденные».

Любопытно, что такое самодеятельное «аутодафе» устроили и герои знаменитого романа Сервантеса «Дон Кихот» (цитата из первого тома, написанного в 1605 году):

«Священник и цирюльник на следующее утро… попросили у его племянницы ключ от комнаты, в которой хранились книги, послужившие источником всех бед её дяди.
Молодая девушка с радостью исполнила их просьбу, достала ключ от библиотеки и отперла ее.
Экономка тоже вошла было туда вслед за посетителями, но, вдруг ожесточенно плюнув, тотчас же убежала назад. Через минуту она возвратилась с чашей, наполненною водой, и сказала священнику:
– Вот, отец мой, окропите святою водой всю эту комнату. Авось, тогда нечистые волшебники, засевшие в книгах, не сделают нам никакого вреда, когда мы примемся их уничтожать.
Священник исполнил её просьбу, а потом попросил цирюльника подавать ему одну за одной книги для просмотра, чтобы не сжечь вместе с вредными и полезные книги.
Книг было более сотни, больших и малых, и все в хороших переплетах.
– Пожалуйста не щадите ни одной из них, – говорила племянница. – Они все никуда не годятся. По моему мнению, их следует без всякой разборки вышвырнуть за окно на двор и устроить из них там хороший костер. Это будет самое лучшее.
Экономка была того же мнения; но священник желал узнать хоть названия книг, и потому настоял на их пересмотре».

Верховный трибунал священной инквизиции в Кастилии (Supremo Tribunal de la Santa Inquisition) был учрежден 2 августа 1483 года, им управлял генеральный (великий, верховный) инквизитор Кастильского королевства, которым стал Томмазо Торквемада.

14 октября того же года под его юрисдикцию был передан Арагон, а затем (в 1486 году) – Каталония и Валенсия. Имущество осужденных в равных частях отходило к королевской казне, папе римскому и лицам, проводящим расследование – в результате инквизиторы оказались материально заинтересованными в осуждении как можно большего числа подозреваемых.

Отмечались даже случаи посмертного осуждения богатых людей, которые уже не могли ни опровергнуть обвинения, ни защитить свою честь: умершего богача объявляли еретиком, труп вырывали из могилы и сжигали, его имущество конфисковывалось. Наследники были рады, если их не обвиняли в пособничестве и соучастии.

В результате именно Торквемада, как генеральный инквизитор королевства, профинансировал многие государственные проекты.

Но почему же Изабелла и Фердинанд приняли решение о религиозных преследованиях своих подданных?

Обычно в рамках пресловутой «черной легенды» все объяснения сводятся к «мракобесию», обскурантизму и религиозной нетерпимости, якобы свойственным не только Католическим королям и Торквемаде, но и всем их подданным. В первой статье уже приводилась гравюра с изображением «типичного испанца»:


Посмотрите еще одну:


На самом деле, как уже отмечалось в первой статье, речь шла о фактическом создании нового государства, которое теперь известно всем, как Испания. И объединять разнородные территории было решено на основе принципа «Одна вера, один закон, один король».

Точно так же действовал во Франции Карл IX, при котором после событий Варфроломеевской ночи из страны бежали около 200 тысяч гугенотов. И Людовик XIV, опубликовавший 18 октября 1685 года Фонтенблоский эдикт, согласно которому было полностью запрещено протестантское вероисповедание, пасторы высылались за границу, собственность гугенотов-эмигрантов подлежала конфискации – после этого за несколько недель из страны уехали более 200 тысяч человек.

Французский историк и антрополог Кристиан Дюверж писал:

«Фердинанду и Изабелле был брошен вызов: им предстояло объединить страну, раздробленную противоречивым ходом истории и средневековой политической организацией. Изабелла приняла простое решение: цементом единства Испании станет религия».

Испанский историк Жан Севиллья так писал о Торквемаде и гонениях на евреев:

«Торквемада не есть продукт католицизма: он является плодом национальной истории… Изгнание евреев – каким бы шокирующим оно ни виделось нам – не происходило из расистской логики: это был акт, который имел целью завершение религиозного объединения Испании… Католические короли действовали, как и все европейские правители того времени, исходя из принципа: «Одна вера, один закон, один король».

А вот что говорит он о «мусульманской проблеме»:

«В ходе Реконкисты мусульмане остались на христианской территории. Их было 30 тысяч в Арагоне, 50 тысяч – в королевстве Валенсия (оно зависело от Арагонской короны), 25 тысяч – в Кастилии. В 1492 году падение Гранады увеличило до 200 тысяч число мавров, оказавшихся под юрисдикцией королевы Изабеллы и короля Фердинанда… в целях достижения духовного единства Испании, при поддержке Церкви, Католические короли повели политику конверсии…
Как это не удалось с евреями, политика ассимиляции, путем массового обращения в христианство, не удалась и с мусульманами. Невозможно насиловать разум: никто не отречется от своей культуры и своей веры по принуждению. Это великий урок.
Однако судить за это только христианскую Испанию – это значит совершать большую ошибку. В ту эпоху ни одна мусульманская страна не относилась толерантно к христианам на своей территории. Точно так же обстоит дело и в XXI веке в большом числе мусульманских стран».

Жестокость была, и были злоупотребления. Но сохранивший объективность Лион Фейхтвангер писал о том времени:

«Испанцы
Инквизиции лишиться
Вовсе не хотели, ибо
Им она давала бога…
И они с упрямой верой,
Тупо, истово, покорно
За нее держались так же,
Как за своего монарха».

Многие, вероятно, слышали хлесткую фразу мексиканского писателя Карлоса Фуэнтеса (годы его жизни 1928– 2012):

«Испания изгнала чувственность с маврами и интеллект с евреями».

Но это всего лишь его личное (и ничем не подкрепленное) мнение.

Время правления Католических королей и их наследников, напротив, стало золотым веком Испании, начало которого отсчитывают от завершения Реконкисты и открытия Америки (1492), а завершился он в период между концом Тридцатилетней войны (1648) и началом Войны за испанское наследство (1700).

В это время в Испании, помимо прочих, жили и творили не только Сервантес и Лопе де Вега, но и признанные классиками испанской литературы Педро Кальдерон де ла Барка, Эрнандо де Акунья, Бальтасар Грасиан, Франсиско де Кеведа, Гильен де Кастро. Не только Веласкес, Эль Греко и Мурильо, но также Луис де Моралес, Хосе де Рибера, Франсиско Пачеко, Антонио Паламино, Хосе Антолинес, Алонсо Кано, Хуан Мартинес Монтаньянс. Франсиско де Витория заложил основы международного права. Услышав эти имена, говорить об упадке испанской культуры может лишь абсолютно невежественный человек.

Самыми могущественными монархами не только Европы, но и всего мира стали внук Изабеллы и Фердинанда Карл I Кастильский и Арагонский, он же – император Священной Римской империи Карл V, и ее правнук Филипп II. Именно Карл V финансировал знаменитую экспедицию Магеллана, власть этого монарха простиралась на Испанию, Португалию, часть Италии, германские княжества Священной Римской империи, Филиппины, огромные территории в Америке.

Ослабление Испании никак не связано с изгнанием евреев и мавров, у него другие причины.

Мы опять имеем дело с пресловутой и чрезвычайно живучей «черной испанской легендой», которая начала создаваться в Англии и Нидерландах лишь в XVI веке. Вот что писали некоторые её творцы о том же Торквемаде и испанских инквизиторах. Например, Жан Батист Делиль де Саль в 1778 году в книге «Философия природы»:

«Доминиканец, звавшийся Торквемадой, похвалялся тем, что осудил сто тысяч человек и сжег на костре шесть тысяч человек: чтобы наградить этого великого инквизитора за его рвение, его сделали кардиналом».

Антонио Лопес де Фонсека утверждал в книге «Политика, очищенная от либеральных иллюзий» (1838):

«Трибунал инквизиции при Торквемаде, во время правления Фердинанда и Изабеллы, с 1481 по 1498 год, истребил на кострах 10 220 человек; казнил изображения 6 860 человек, а также приговорил к галерам и тюремному заключению 97 371 человека».

Максимилиан Шёлл пишет в 1831 году:

«Торквемада умер в 1498 году; было подсчитано, что за восемнадцать лет его инквизиторского правления 8 800 человек было сожжено, 6 500 было сожжено в виде изображений или уже после их смерти и 90 тысяч испытали на себе наказание позором, конфискацией имущества, пожизненным заключением и увольнением с должности».

(На самом деле Торквемада был Великим инквизитором 15 лет).

Фридрих Шиллер «История восстания в Нидерландах против испанского правления»:

«За тринадцать-четырнадцать лет испанская инквизиция провела 100 тысяч процессов, приговорила к сожжению 6 тысяч еретиков и обратила в христианство 50 тысяч человек».

Упоминавшийся выше Хуан Антонио Льоренте, секретарь Трибунала инквизиции в Мадриде, приводит уже более скромные цифры. Он сообщает, что при Торквемаде были сожжены заживо 8 800 человек, вместо других 6 500, осужденных заочно, сожжены их соломенные чучела, арестованы и подвергнуты пыткам 27 000 человек.

А вот британский историк Генри Кеймен в написанной в 1997 году книге «Испанская инквизиция» утверждает, что лишь в 1,9 % случаев из 49 092 исследованных им дел обвиняемый был передан светским властям для исполнения смертного приговора. В остальных случаях подсудимые либо получили другое наказание (штраф, епитимья, обязательство паломничества), либо были оправданы. Согласитесь, что приводимые Кейменом цифры как-то уже не очень и впечатляют.

Ничего выходящего за рамки обычной для той эпохи жестокости в Испании при Католических королях не происходило. Испанские инквизиторы охотились в основном на лицемерно крестившихся иудеев (tornadidos – «перевертышей») и арабов (moriscos, мориски, то есть «мавританишки»).

В других странах главными врагами церкви стали ведьмы (и лишь во вторую очередь разнообразные еретики). Печально знаменитое руководство по их поиску «Молот ведьм» было написано не испанцами, а немцами Генрихом Инститорисом и Якобом Шпренгером и издано в 1487 году в германском городе Шпайере (Изабелле Католичке в это время было 36 лет).

«Молот ведьм» сейчас называют «самой постыдной и непристойной во всей истории Западной цивилизации» книгой, а некоторые – и «руководством по сексуальной психопатологии». Характерная цитата: «Где много женщин, там много ведьм» – и в некоторых деревнях Германии вообще не осталось женщин.


«Молот ведьм»


Генрих Крамер, иллюстрация к «Молоту ведьм»

Рекордсменами по количеству применяемых к обвиняемым пыток (56 видов) стали не испанцы, а немцы, которые еще и придумали ряд «инновационных» орудий, например, «нюрнбергскую деву» – железный шкаф с острыми гвоздями внутри.


Нюрнбергская дева

Мировой рекорд одновременного сожжения приговоренных принадлежит немецким протестантам из саксонского города Кведлинбург, где в один день в 1589 году были казнены 133 человека.

Общее число жертв ведовских процессов за пределами Испании современные историки оценивают 150–200 тысяч человек. Только епископ Вюрцбурга Филипп-Адольф фон Эренберг сжег 209 человек, в том числе 25 детей. Среди приговоренных к казни оказались самая красивая девушка города и студент, который на свою беду знал слишком много иностранных языков. В Фульде судья Бальтазар Фосс сжег 700 «ведьм и колдунов» и очень сожалел, что не удалось довести это число до 1 000.

Один из священников города Бонна в начале XVII века сообщал графу Вернеру фон Сальму:

«Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… 3–4-летних детей объявляют любовниками дьявола. Сжигают студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».


Статуя ведьмы в Гершлице (Северная Саксония) – мемориал жертвам охоты на ведьм между 1560–1640 гг.

В кальвинистской Швейцарии в 1542 году было сожжено около 500 «ведьм».

В протестантской Швеции в 1669 году за «колдовство» к смерти были приговорены 86 женщин и 15 детей. Еще 56 детей были приговорены к наказанию палками: 36 прогнали сквозь солдатский строй с розгами и потом в течение года били плетью по рукам один раз в неделю. 20 других били розгами по рукам в три последующих воскресенья. В шведских церквях по этому поводу долго возносились благодарственные молитвы о спасении страны от дьявола.

В Норвегии при считающемся весьма «прогрессивным» короле Кристиане IV в городе Вардё с населением около 2 000 человек была сожжена 91 женщина.


Горящий стул в мемориале сожженным ведьмам в городе Вардё, Норвегия

В Шотландии при Якове (Джеймсе) VI Стюарте (сын Марии Стюарт, он же – английский король Яков I) по обвинению в колдовстве были казнены около 4 тысяч женщин.


Памятник Элис Наттер, одной из женщин, сожженных при Якове I в Англии

В Англии один только адвокат Мэтью Хопкинс в 1645–1646 гг. добился казни 68 «ведьм». Уже на исходе XVII столетия – в 1692–1693 гг. в небольшом американском пуританском городке Салем по обвинению в колдовстве были арестованы около 200 человек. Из них 19 повесили, 1 был задавлен камнями, четверо умерли в тюрьме, семеро были осуждены, но получили отсрочку приговора, одна женщина, которую длительное время без суда держали в тюрьме, в итоге была продана за долги в рабство, одна девочка сошла с ума. Заодно как приспешники ведьм были убиты и две собаки. Причина – ничем не подтвержденные оговоры нескольких маленьких девочек, которые потом сознались в том, что делали это «для потехи».

В Испании такого и представить было невозможно – там имелись четкие и понятные правила – соблюдая их, можно было особенно не опасаться визита инквизиторов. Которые к тому же в своих действиях были ограничены инструкциями, разработанными Торквемадой, а он считал, что бороться нужно с грехом, а не с грешниками, от судей требовал «не впадать в гнев» и «помнить о милосердии».

В германских княжествах, как уже писалось выше, правил не существовало вообще, каждый епископ судил обвиняемых по своему усмотрению, надежд на оправдательный приговор не было.

Однако злоупотребления на подвластных Католическим королям территориях, разумеется, были, их никто не отрицает. Особенно отличился тогда инквизитор Арагона Педро Арбуэс, который оказался страстным любителем шахмат, и, согласно преданию, устраивал красочные костюмированные партии, в которых роль фигур выполняли осужденные на казнь: «съеденного» еретика убивал палач, оставшиеся в живых отправлялись на «очищение огнём».


Вильгельм фон Каульбах. Педро де Арбуэс осуждает на смерть семейство еретика

Педро Арбуэс всюду ходил с большой охраной, под рясу надевал кольчугу, под колпак – стальной шлем, но 15 сентября 1485 года был убит в церкви.


Бартоломе Эстебан Мурильо «Убийство инквизитора Педро де Арбуэса»

В 1661 году папа римский Александр VII признал его мучеником, а Пий IX в 1867 году причислил к лику святых.

После смерти Арбуэса Изабелла лично озаботилась безопасностью своего воспитателя и духовника: по ее приказу Торквемаду теперь охраняли 200 пехотинцев и 50 всадников. Утверждают, что он тяготился столь большой свитой.

В последние годы жизни Торквемада провел в монастыре и почти не посещал королевский дворец, Католические короли сами приезжали к нему, особенно часто его навещала Изабелла. Умер он 16 сентября 1498 года и был похоронен в часовне монастыря святого Томаса (Фомы).

Гранадский эдикт


31 марта 1492 года был опубликован знаменитый El Decreto de la Alhambra (Edicto de Granada), в котором речь уже шла не о расследовании деятельности conversos, а об изгнании с территории объединённых королевств тех евреев, что не пожелают креститься.


Альгамбрский эдикт Фердинанда и Изабеллы от 31 марта 1492 года

Евреям предписывалось покинуть Испанию до конца июля 1492 года, с собой им разрешалось

«забрать свое имущество… при условии, что не будет увезено ни золото, ни серебро, ни чеканные монеты, ни другие предметы, запрещенные законами королевства (драгоценные камни, жемчуг)».

Надо сказать, что Торквемада, Изабелла и Фердинанд были уверены, что абсолютное большинство евреев (среди которых было много высокопоставленных чиновников и просто очень богатых людей) примут христианство и останутся в государстве.

Массовая эмиграция иудеев стала неприятным сюрпризом, Изабелла и Фердинанд даже собирались смягчить условия Гранадского эдикта, тем более что Ицхак бен Иехуда – королевский откупщик в Кастилии и доверенный советник Католических королей, бывший казначей короля Португалии, получивший дворянство и право зваться доном Абраванелем, от имени еврейских общин предложил монархам 30 тысяч дукатов «на государственные нужды», обязательство от всех иудеев жить в отдельных от христиан кварталах и даже согласие на запрет некоторых профессий.

Сделке помешал Торквемада, который заявил:

«Иуда Искариот продал своего господина за тридцать сребреников. А ваши величества готовы теперь продать его за тридцать тысяч монет».

После чего бросил на стол распятие, сказав:

«Здесь изображен наш распятый Спаситель, за него вы получите еще несколько серебряных монет».


Обращение евреев к Изабелле и Фердинанду, монархи готовы прислушаться, но Торквемада уже делает запретительный жест.

А вот как выглядит этот эпизод на картине Эмилио Сала-и-Франсеcа «Изгнание иудеев из Испании» (музей Прадо):


Но уже после изгнания евреев – в 1492 году, муж Изабеллы Фердинанд опубликовал письмо к эмигрантам, в котором призывал их креститься и вернуться в свои дома.

В первой статье уже говорилось, что изгнание иудеев в Европе было делом нередким и почти обыденным. Из Франции они изгонялись в 1080, 1147, 1306, 1394 и 1591 гг., из Англии – в 1188, 1198, 1290 и 1510 гг., из Венгрии – в 1360 г., из Польши – в 1407 году.

Европейцев тогда удивил лишь характер депортации на территории, подвластной Католическим королям. Всегда и везде евреи изгонялись на том основании, что они евреи – то есть по национальному принципу. Из объединённых же королевств они изгонялись потому, что были иудеями – то есть по причинам чисто религиозного характера.

В еврейские кварталы были отправлены священники и правительственные чиновники, которые уговаривали иудеев принять христианство и остаться в стране, сохранив имущество и положение в обществе.

В итоге крещение выбрали от 50 до 150 тысяч иудеев, остальные уехали из страны и стали известны, как «сефарды» (от «сфарад» – Испания).

Любопытно, что раввины тогда приказали устроить свадьбы для всех детей старше 12 лет – чтобы на чужбине никто не оказался одиноким. Часть евреев (в том числе упоминавшийся выше Ицхак бен Иехуда) отправились в Неаполь, откуда также были изгнаны на несколько лет – в 1510–1511 гг. Некоторые направились в Северную Африку, где многие из них были ограблены арабами и берберами. Другие добрались до Палестины, где появилась община Цфата.

Большая группа евреев эмигрировала в Португалию, но уже 1498 году они были изгнаны и оттуда, поскольку только на таких условиях дочь Изабеллы Католички Мария Арагонская согласилась выйти замуж за короля Мануэла I.

Больше всех повезло тем иудеям, кто принял предложение восьмого османского султана Баязида II, который приказал адмиралу Кемалю-Реису принять сефардов на свои корабли и доставить их на территорию империи. Эти евреи селились в Стамбуле, Эдирне, Салониках, Измире, Манисе, Бурсе, Гелиболе, Амасье и в некоторых других городах.


Султан Баязид II

В Эдирне оказался и молодой сефард, который, приняв ислам, взял себе имя Синан-ад-Дин Юсуф и поступил на корабль Хайр-ад-Дина Барбароссы – знаменитого пирата, ставшего одним из лучших адмиралов Османской империи. Скоро он стал широко известен, как Синан-паша – адмирал корсарской эскадры с численностью экипажей до 6 тысяч человек, причем на своем флаге поместил шестиконечную звезду.


Синан-паша

Но особенно прославила его в 1541 году защита Алжира от огромной экспедиционной армии Карла V (внука Изабеллы Католички и сына Хуаны Безумной), в которой находился и знаменитый Эрнан Кортес. Вначале испанскую эскадру изрядно потрепала страшная буря, а потом подчиненные Синана буквально сбросили христиан в море, взяв в плен три тысячи человек.

В Алжире тогда проживали 2 тысячи евреев, которые еще долго отмечали это поражение испанцев трёхдневным постом, переходящим в праздник. А Синан был назначен командующим османским флотом Индийского океана. Эту должность «унаследовал» его сын – Сефер-паша, который в 1560 году разгромил португальскую эскадру адмирала Cristvo Pereira Homen.

Со временем сефарды обосновались также в Наварре, Бискайе, центральной и северной Франции, Австрии, Англии и Нидерландах.


Эмиграция евреев из Испании, карта

Потомками сефардов были философ Борух Спиноза, экономист Давид Рикардо, художник-импрессионист Камиль Писарро и премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли, который, кстати, однажды высокомерно заявил в палате лордов:

«Когда предки моего уважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в Иерусалимском храме».

Сефарды неизменно враждовали с другими евреями, обосновавшимися в Центральной и Восточной Европе – ашкенази: их они считали (и многие считают до сих пор) «иудеями второго сорта».


Сефарды и ашкенази

Известно, что в сефардских синагогах Амстердама и Лондона еще в XVIII веке сидеть разрешалось только сефардам, ашкенази – стояли, причем за перегородкой. Категорически не поощрялись и браки сефардов с ашкенази. Да и говорили эти две группы иудеев на разных языках: сефарды – на «ладино», ашкенази – на идиш.

Кстати, существует ещё одна довольно большая группа иудеев, имеющих еще менее «престижный» статус – «мизрахи», это выходцы из Азии и Африки неиспанского происхождения – евреи Йемена, Ирака, Сирии, Ирана и Индии.

В настоящее время в мире проживают от полутора до двух миллионов потомков тех евреев, что были изгнаны Католическими королями в XV столетии. В современной Испании они имеют право на получение гражданства по упрощенной процедуре: для этого требуется предоставить либо ссылку на какой-то исторический документ, либо нотариально заверенную справку от руководителя признанной сефардской иудейской общины.

Не пожелавшие креститься мавры (мудехары) были изгнаны из Кастилии уже после смерти Изабеллы и Торквемады – в 1502 году. А принявших христианство мавров в Кастилии с тех пор стали называть морисками («мавританишками»), в Валенсии и Каталонии – сарацинами, а вот в Арагоне они сохранили прежнее имя.

Мы уже отмечали, что Изабеллу и Фердинанда волновали проблемы единства создаваемой ими страны – Испании. Их опасения не были беспочвенными, что подтвердило восстание мавров (Альпухарская война) на территории бывшего Гранадского эмирата в 1568 году. Подавлено оно было лишь в 1571 году.

Окончательное решение о судьбе морисков принял король Филипп III – праправнук Изабеллы I Кастильской и правнук упоминавшейся выше Марии Арагонской. Эдикт об изгнании морисков из страны был подписан им 9 апреля 1609 года. Этот документ был похож на Гранадский эдикт 1492 года, но имел и существенное отличие: из семей морисков разрешено было изымать маленьких детей, которые передавались на воспитание католическим священникам.

В следующей статье мы продолжим и закончим рассказ о королеве Изабелле I Кастильской. Поговорим о завоевании Гранады, экспедиции Колумба, последних годах жизни Католической королевы.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 марта 2024 05:20
    Цитата: Рыжов В. А.
    На стенах испанских дворцов часто можно увидеть три буквы «И», сплетенные в орнамент – они означают: Изабелла, Испания, Инквизиция
    Из указанных слов, буква "И" только у Изабеллы и Инквизиции. Испания же пишется, как Espana (с тильдой сверху буквы "n"). Или автор имел в виду кириллицу, из которой состоит испанский алфавит? N.B. Просьба не считать это за придирку wink
    1. +4
      14 марта 2024 07:47
      Цитата: Голландец Михель
      Из указанных слов, буква "И" только у Изабеллы и Инквизиции

      Помню как в начальных классах мы трактовали нацистскую свастику - это четыре буквы Г, соединенные вместе и обозначающие собой Гитлера, Геринга, Геббельса и Гиммлера...
  2. +5
    14 марта 2024 05:50
    Работа Валери потрясающая, буду дочитывать в метро!!
  3. +5
    14 марта 2024 06:06
    Если ничего не путаю, последняя казнь на костре была в "просвещенной" Швейцарии, в 1782-м году.
    Хозяин на всякий случай сдал в инквизицию забеременевшую от него служанку.
    Следите за руками: в "дикой, лапотной" России Ломоносов уже двадцать лет как успел умереть, а в кулюторной Европе несчастную женщину посылают на костер.
    И да, женщины в Германии страшные как смертный грех!
    1. +7
      14 марта 2024 06:39
      Цитата: Grossvater
      Следите за руками: в "дикой, лапотной" России Ломоносов уже двадцать лет как успел умереть, а в кулюторной Европе несчастную женщину посылают на костер
      Вы слишком далеко забрались в историческое прошлое. Есть примеры и более свежие. Следите и вы за моими руками: торговля рабами в колониях, недетские разборки Алоизыча с евреями в Третьем Рейхе, бремя белого человека в Англии, а вернее в их владениях, закон Кроу в США, Юг, весь усыпанный табличками "только для белых", апартеид в Южной Африке и т.д. Это вполне себе нормальная практика для всех "общечеловеков" и "борцов за права человека" wink
    2. 0
      14 марта 2024 20:55
      ...в "дикой, лапотной" России Ломоносов уже двадцать лет как успел умереть, а в кулюторной Европе несчастную женщину посылают на костер.

      Фокус с руками не вполне удачен.
      Из резолюции Анны Иоановны по делу капитан-поручика А.Возницина и еврея Боруха Лейбова:
      "Понеже оные, Возницын в принятии жидовской веры, а еврей Борух Лейбов в превращении его через приметные свои увещания в жидовство сами повинились; и для того больше ими не разыскивать ни в чем, дабы далее сие богопротивное дело не продолжалось и такие богохульник Возницын и превратитель в жидовство еврей Борух других прельщать не дерзали: того ради за такие их богопротивные вины ... обоих казнить смертию, сжечь"

      Россия, 1738 год.
  4. +1
    14 марта 2024 06:41
    Цитата: Голландец Михель
    торговля рабами в колониях,

    winked Нууу... Торговля рабами, все же была несколько раньше конца XVIII века, про который я в общем то писал. Так, для точности.
    1. +1
      14 марта 2024 08:24
      Цитата: Grossvater
      Торговля рабами, все же была несколько раньше конца XVIII века
      Она закончилась только во второй половине XIX века, когда англичане стали задерживать корабли с рабами в Атлантике
      1. +1
        14 марта 2024 23:18
        ну и крепостные закончились тоже в середине 19-века
  5. vet
    +7
    14 марта 2024 07:29
    молодой сефард, который, приняв ислам, взял себе имя Синан-ад-Дин Юсуф и поступил на корабль Хайр-ад-Дина Барбароссы – знаменитого пирата

    Вот как интересно: креститься семья Синана не пожелала, а принять ислам- с великим удовольствием?
    1. +3
      14 марта 2024 08:48
      креститься семья Синана не пожелала, а принять ислам- с великим удовольствием?

      По очевидной причине - в Османской империи не было инквизиции.. А значит - можно было принять ислам формально, на самом деле продолжая исповедовать иудаизм. В Испании с христианством подобное поведение было мягко говоря чревато...
      1. +2
        14 марта 2024 09:14
        Цитата: paul3390
        А значит - можно было принять ислам формально, на самом деле продолжая исповедовать иудаизм

        Ислам формально не принимает никто! Вспомните крылатое выражение: принимаешь ислам - лишаешься крайней плоти, а выходишь из него - головы...
        1. +2
          14 марта 2024 09:45
          Ой, да ладно! В отсутствии централизованного церковного контроля - кто это будет проверять? Сколько таких только на Ближнем Востоке - не счесть. Эвон - хоть про деятельность друзов почитайте..
          1. +1
            14 марта 2024 15:59
            Цитата: paul3390
            В отсутствии централизованного церковного контроля - кто это будет проверять?

            Есть окружение, например, соседи. Ваши отправления иного культа, чем ислам, не останутся неизвестными. Через неделю или через год, вас все равно вычислят...
            1. +1
              14 марта 2024 16:25
              Друзам это расскажите.. Или исмаилитам.. Или езидам.. Или - да сами можете выбрать, они там столетиями шифруются.. Вполне успешно, раз живы по сию пору.
        2. +1
          14 марта 2024 17:14
          Цитата: Luminman
          принимаешь ислам - лишаешься крайней плоти,

          А бедным иудеям и лишаться нечего... request
      2. +1
        14 марта 2024 11:07
        Цитата: paul3390
        А значит - можно было принять ислам формально, на самом деле продолжая исповедовать иудаизм.
        А зачем? Традиционный ислам терпимо относится к христианам и иудеям. Разве что денег сэкономить на налогах
        1. +1
          14 марта 2024 11:46
          Разве что денег сэкономить на налогах

          Ну сами же всё знаете... wink

          Есть ещё один аспект - некоторые весьма хлебные должности у османов могли занимать только мусульмане.. Как и в Испании - христиане..
      3. +1
        14 марта 2024 23:44
        Цитата: paul3390

        По очевидной причине - в Османской империи не было инквизиции.. А значит - можно было принять ислам формально, на самом деле продолжая исповедовать иудаизм. .

        А можно было и по настоящему принять, не опасаясь быть раскулаченным инквизиторами.
        А то получается - "государыня, у конверсы кончились, где денег взять ? Иноверцев за ересь не привлечёшь.. - Пусть крестятся, а там раскулачим. А если не захотят ? Выгоним, а деньги встране оставим."
        Но что-то пошло не так... Утрирую, конечно, но у любого небытового насилия - только экономические корни.
  6. +3
    14 марта 2024 07:44
    «За тринадцать-четырнадцать лет испанская инквизиция провела 100 тысяч процессов, приговорила к сожжению 6 тысяч еретиков

    Здесь надо заметить, что инквизиция сама никого не наказывала, она просто ломала в руке палочку выносила вердикт еретика. А грязной работой по разжиганию костров и вынесением приговоров занимались уже лица мирского происхождения, основываясь на законах того или иного государства...
  7. +8
    14 марта 2024 07:50
    Какая прелесть,оказывается в Испании еретиков сожгли меньше,чем в целом по Европам.Какое благо несла Инквизиция,для всех европейских стран,в том числе и для Испании, а сжигание еретиков и книг, просто праздник души человеческой,это так весело!Песни,пляски,всеобщая радость,которая скрепляет нацию. smile
    1. +3
      14 марта 2024 08:26
      Такая нетерпимость - признак молодости народов и создаваемой ими цивилизации. Даже подростковый период со свойственным ему максимализмом. У всех народов мы видим что-то подобное, только в немного разной форме, разной "окраске" и разной степени выраженности. А когда (как сейчас) осуждаемые священными книгами грехи, вроде содомиии, объявлются в Европе достоинствами и предлагается ими гордиться на гей-парадах - это старость и старческий маразм.
      1. +4
        14 марта 2024 09:16
        Такая нетерпимость - признак молодости народов и создаваемой ими цивилизации
        Ах,молодость,молодость,как свойственно ей ошибаться."Ну, случайно, ну, шутя, Сбились с верного путя! Дак они - дитя природы, Пусть дурное, но - дитя!"(с)
      2. -1
        14 марта 2024 11:16
        Вы сравниваете не сравнимое. От гомосексуализма люди не умирают в отличии от казней.
        1. vet
          +4
          14 марта 2024 11:48
          От гомосексуализма люди не умирают в отличии от казней.

          Но увы, люди от связей адептов гомосексуализма и трансгендерства и не рождаются. Добровольный отказ от продолжения рода. Путь в никуда.
          1. -3
            14 марта 2024 11:49
            Главное для человека саморазвитие, личное счастья, а не наличие детей.
            1. vet
              +5
              14 марта 2024 11:53
              Дети - это тоже саморазвитие, надежда, что у них получится сделать то, что не получилось у родителей. Может в той же сфере деятельности - как у Моцарта, отец которого тоже был музыкантом. А может - совершенно в другой, как в случае сына купца Станиславского.
            2. +3
              14 марта 2024 23:53
              Цитата: Кронос
              Главное для человека саморазвитие, личное счастья, а не наличие детей.

              Главное для человека - это иметь возможность родиться.
        2. 0
          17 апреля 2024 08:54
          Цитата: Кронос
          Вы сравниваете не сравнимое. От гомосексуализма люди не умирают в отличии от казней.

          От него вымирают целые народы.
    2. +5
      14 марта 2024 10:48
      Цитата: parusnik
      Какая прелесть,оказывается в Испании еретиков сожгли меньше,чем в целом по Европам.
      Здесь конечно, в целом хорошая и интересная статья, немного хромает. Бруно сожгли отцы-инквизиторы, Галилея чуть не сожгли, а во вполне себе протестантской Пруссии, до 70 лет дожил Коперник
      1. +4
        14 марта 2024 11:32
        Да ,Инквизиция,приносила счастье и радость,такие праздники устраивала в течении нескольких сот лет,а потом однообразие надоело,пикники,театры,заняли её место,молодость народов стала перерастать в зрелость.Зрелые народы начали учить жизни более молодые. smile
        1. +3
          14 марта 2024 17:19
          Цитата: parusnik
          Инквизиция,приносила счастье и радость,такие праздники устраивала в течении нескольких сот лет,а потом

          Пришел Кальвин и вообще все праздники запретил... но своих противников жег, но как-то скучно, без огонька tongue
          1. +1
            14 марта 2024 19:03
            Пришел Кальвин
            Главный то оставил аутодафе,скромно как то все обставлял, по деловому,работа тип такая.Жгли то по своим местным поповским традициям.
      2. vet
        +3
        14 марта 2024 11:40
        Дж. Бруно обвинялся в отрицании основополагающих догматов Христианства (например, называл Моисея и апостолов Христа и самого Христа магами) и в желании основать секту "Новая философия", и целых 7 лет его уговаривали отречься от ереси. Утверждают, что о его научных взглядах в материалах следствия нет ни слова.
  8. +4
    14 марта 2024 08:46
    Классики марксизма справедливо ставят во главу угла человеческих отношений экономику.. Так же и в данном вопросе - испанские монархи, отнюдь не только Фердинанд с Изабеллой, руководствовались не только и не столько религиозными мотивами. В статье почему-то практически не раскрыт именно экономический аспект деятельности еврейской общины Испании начиная с вестготов, и - почему именно испанские власти на него всегда так остро реагировали..
  9. +1
    14 марта 2024 09:31
    Еще одна замечательная статья о правлении Изабеллы I и политической и военной ситуации в Испании того времени. Кем были сефарды, испанские евреи? В отличие от немцев V века, берберов VIII века, цыган XV века или других незначительных задокументированных миграций, о еврейской иммиграции на полуостров нет никаких зарегистрированных и задокументированных сведений, поэтому мы должны отметить, что иудаизм, как и христианство, - восточная религия, распространившаяся на Пиренейском полуострове во времена Римской империи. Таким образом, испанские и португальские евреи - это жители полуострова, принявшие иудаизм, а не потомки иммигрантов из восточного Средиземноморья. Возможно, во времена Римской империи в страну прибыло несколько еврейских семей, но 99 % евреев были латиноамериканцами, которые приняли эту религию, как они приняли другие восточные религии, христианство, митраизм и т. д., отказавшись от старых религий, основанных на старом индоевропейском пантеоне, Беленосе, Таране, Виндонии и т. д., как это сделали римляне, что, по мнению некоторых, и стало причиной распада их империи.Что касается "Черной легенды", которая до сих пор сохраняется, то это была грубая попытка замаскировать миссионерскую, а не хищническую империю, как португальская, голландская или английская. С какой стороны ни посмотри, даже несмотря на огромные несправедливости, в законах и на практике Испанская империя была гораздо более благосклонна к коренному населению или переселенным африканцам. Сравните с бельгийским ужасом XIX века, и испанцы конца XV века покажутся вам гораздо более гуманными.
    1. +4
      14 марта 2024 09:32
      "но 99% евреев были латиноамериканцами", очевидно, что я хотел сказать "испано-римлянами".
    2. +6
      14 марта 2024 10:40
      Цитата: Carlos Sala
      испанцы конца XV века покажутся вам гораздо более гуманными
      Настолько гуманными, что коренного населения Карибских островов не осталось совсем. Впрочем, уже после завоевания Америки, там не делился народ по расовому принципу и не было '"бремени белого человека". В этом отношении испанцы гуманнее англичан
      1. -2
        14 марта 2024 10:52
        Туземцы Карибских островов не были убиты - они умерли от эпидемий незнакомых болезней, в первую очередь, оспы. Особенно пострадал остров Эспаньола - Гаити. И "гуманитарную помощь" в виде одеял больных оспой (как англосаксы в Северной Америке) испанцы индейцам не выдавали. Впрочем, индейцы "отдарились" сифилисом, который до эры антибиотиков был страшным заболеванием, люди сходили с ума, теряли подвижность, становились инвалидами. Дополнительно разрушали организм заболевших препараты на основе ртути. Щедро оделили европейцев индейцы также кокаином и табаком.
        Но Карибы исключение - в Мексике потомки индейцев и метисы составляют сейчас абсолютное большинство населения страны. В отличие от США и Канады
        1. +4
          14 марта 2024 10:59
          Кстати, Б. Мартынов, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО, писал:
          «Началась эпоха Великих географических открытий. Не пришли бы испанцы, пришёл бы кто-то другой. И неизвестно, что было бы для ацтеков хуже. В Латинской Америке сегодня осталось множество индейцев и метисов, а вот в Северной Америке, куда пришли британцы, мы не наблюдаем ничего подобного. Туда ехали сразу семьями, чтобы захватывать земли, очищая их от местного населения, словно от диких зверей».
        2. +2
          14 марта 2024 11:01
          Цитата: ВлР
          Туземцы Карибских островов не были убиты - они умерли от эпидемий незнакомых болезней, в первую очередь, оспы
          Были и незнакомые болезни, привезенные испанцами, но есть ещё и свидетельства лас Касаса. А что касается материковой части, то испанцы к тому времени немного умерили свой пыл, да и индейцы приняли христианство и стали подданными испанской монархии. Появление в Лат.Америке новых рас и смешанного населения, как раз и говорит о том, что испанцы не были такими извергами (только не в первые годы Конкисты)
          1. 0
            14 марта 2024 11:12
            Доминиканец Бартоломе де лас Касас был врагом Кортеса и одним из создателем двух легенд: «черной» об испанских конкистадорах, и «белой» – о «благородных индейцах». Именно он предложил использовать в качестве рабов не индейцев, а негров. Негры оказались выносливее и послушнее индейцев, стоили копейки - африканские племенные вожди с удовольствием продавали оказавшихся более слабыми и менее удачливыми соседей европейским и американским негоциантам, те едва успевали корабли подгонять. Впрочем, менее удачливые негры - это как посмотреть. Потомков рабов из США сейчас надо в Африку на экскурсии возить, чтобы они посмотрели, как живут сейчас потомки тех, кто их предков продавал в рабство. И сравнили с тем, как сейчас живут в США они сами.
            1. 0
              14 марта 2024 11:20
              Цитата: ВлР
              Именно он предложил использовать в качестве рабов не индейцев, а негров
              Потому и предложил, что:
              1. Индейцы стали подданными короны, а следовательно не могли быть рабами. Такое ещё Изабелла говорила
              2. Всех индейцев истребили (либо умерли от болезней)
              Цитата: ВлР
              Касас был врагом Кортеса и одним из создателем двух легенд: «черной» об испанских конкистадорах, и «белой» – о «благородных индейцах»
              Это все испанская пропаганда, которая хочет обелить первые годы Конкисты. Об уничтожении индейцев на островах писали не только в СССР, но и в зарубежных монографиях. Ссылочку на них дать не могу, читал давно
              1. +1
                14 марта 2024 11:30
                испанская пропаганда, которая хочет обелить первые годы Конкисты

                Все познается в сравнении. Вот, например, первый епископ Мексики Хуан де Сумарраги - основал первое учебное заведение для детей индейцев, первую типографию и первые больницы - британцам в Северной Америке такое даже в голову не приходило.
                Васко де Кирога, епископ провинции Мичоакан - основал город Ирапуато, создал самоуправляемые индейские общины, установив в них длительность рабочего дня в 6 часов и равное распределение продуктов. На собственные средства он закупил в Европе семена неизвестных индейцам культурных растений, а также привез из Санто-Доминго саженцы бананов. Организовал обучение своих подопечных неизвестным им до тех пор ремеслам.
                А как Вам "кровавый Кортес"? Запретил труд женщин и детей в возрасте до 12 лет, определил, что рабочий день должен заканчиваться за час до захода солнца, ввел выходной день в воскресенье и обеденный перерыв. Пои его инициативе в Мексику были привезены пшеница, рис, овес, виноград, капуста, репа, лук и морковь.
                1. +1
                  14 марта 2024 11:54
                  Цитата: ВлР
                  Вот, например, первый епископ Мексики Хуан де Сумарраги - основал первое учебное заведение
                  Это все так. Я говорил лишь всего о самых первых годах Конкисты, когда с индейцами не считался никто
        3. +1
          14 марта 2024 11:05
          Цитата: ВлР
          Но Карибы исключение - в Мексике потомки индейцев и метисы составляют сейчас абсолютное большинство населения страны. В отличие от США и Канады
          ну в количественном отношении в этих странах индейцев было намного меньше, чем в Латинской и Южной Америках. Причем до Колумба.
  10. +5
    14 марта 2024 17:37
    В любом процессе завоевания случаются эксцессы. Не стоит забывать, что испанцев, несмотря на технологический разрыв в плане вооружения, была всего лишь горстка. Не только против империй или народов, с которыми они сталкивались, но и против союзников, с которыми они вступали в союз, они должны были проявлять большую твердость, ведь их жизнь висела на волоске. Мы говорим о народах, которые по-прежнему приносили большое количество человеческих жертв, употребляли в пищу человеческую плоть и строили пирамиды или колодцы с тысячами черепов. Этому есть убедительные археологические данные. Любой признак слабости со стороны испанцев привел бы к леденящей душу смерти. Испанцы почти не привозили с собой женщин, и возник новый мир мискенерации; не то чтобы англосаксы тоже не мискенерировали, как показывает подавляющее число отцовских предков афроамериканцев в Соединенных Штатах. Разница заключалась в том, что испанцы считали их детьми, а англосаксы не признавали их таковыми. На это, несомненно, повлияла католическая культура.Испанская экспансия была монархической и миссионерской, экспансией католической веры. Экспансия испано-европейской цивилизации в самом широком смысле этого слова. Это не была типичная хищническая метрополия/колония Западной империи, основой которой была торговля, потому что в Испании не было торговцев и она не придавала этому значения. 90 % золота из Индий уходило на содержание армии, которая воевала с протестантами, англиканами, кальвинистами и т. д., и, конечно, с турками, по всей Европе. Они также тратились на пышные религиозные сооружения, соборы и монастыри. Испанская экономика была очень слабой, а Испания была гораздо менее населенной, чем Франция, Италия, Британия или Германия. Если она продержалась так долго в XIX веке, то только благодаря своей сухопутной армии - терциям - и военно-морской "Армаде", которая обеспечивала гарантии, а также благодаря своего рода мессианской вере, рожденной долгой борьбой с исламом.