Современная защита для боевых машин (часть 1)

Современная защита для боевых машин (часть 1)После извлечения уроков боевого применения техника, будь то колесная или гусеничная, оснащенная защитой современного уровня, пользуется большим спросом.

В частности, войны в Ираке и Афганистане показали, что критические ситуации часто можно было разрешить только с использованием тяжелых боевых машин. Так как террористическая угроза может исходить с любого направления, машины должны иметь сильную круговую защиту.

Во время распада Варшавского договора, эйфорические идеи о том, что глобальная угроза преодолена и наступил мир во всем мире быстро, распространилась по всей Европе. Высокопоставленные военные чиновники считали, что вооруженные силы могут быть сведены к уровню милиции с легким пехотным вооружением. Танки и БТР, которые до тех пор составляли основу любой армии, в целом стали динозаврами политического ледникового периода и, следовательно, ушли в прошлое. Многие бы охотно отказались бы от них.


Балканский конфликт, операции в Африке, войны в Ираке, военные действия на Ближнем Востоке и, в последнее время, война в Афганистане показали, что политическое превосходство в этом глобализованном мире может быть достигнуто только путем активных и устойчивых вооруженных сил в рамках Альянса государств. Эти конфликты также дали понять, что армия должна быть оснащена достаточным количеством тяжелых систем вооружения, чтобы обеспечить высокий уровень поддержки своих войск в открытых или скрытых боевых действиях, и иметь высокие разведывательные возможности, огневую мощь, подвижность и защиту.

Пассивная броня, которая в основном используется сегодня в виде интегрированных или навесных элементов, часто приводит к значительному увеличению веса с одновременным сокращением мобильности и полезной нагрузки. При этом уровень защиты, обеспециваемый пассивной броней, имеет свои пределы.

Современная защита для боевых машин (часть 1)


Направление, тип, эффективность, а также тактика применения средств нападения из скрытой террористической засады, коренным образом изменились. Таким образом, стандарт STANAG 4569 не является достаточным руководством для обеспечения защиты от реалистичных угроз. Сегодня баллистическая и минная опасности являются наиболее универсальными и наиболее мощными. Стандартизированные угрозы городских боевых операций, такие, как переносные комплексы вооружения семейства РПГ-7, в том числе РПГ-30, противотанковые и противопехотные ракеты, ручные противотанковые гранаты РКГ-3, самодельные взрывные устройства и заряды с ударным ядром в настоящее время не могут быть систематически классифицированы. Из-за неправильной политики конфиденциальности часто только производитель конечной машины, а не разработчики защиты участвуют в оценке нападений, и это имеет негативный эффект. Кроме того, тот факт, что различные угрозы, такие как, например, пехотные боеприпасы, кумулятивные снаряды, самодельные взрывные устройства и заряды с ударным ядром, часто воздействуют на поверхность машины должен учитываться при разработке концепции защиты. Для противодействия таким угрозам необходимо использовать различные материалы. Например, стальная броня хорошо подходит для защиты от пехотного вооружения, но менее полезна против кумулятивных головок ракет и РПГ, и даже против зарядов с ударным ядром.

На основе оценки собственного опыта проведения операций многие государства создали свои собственные дополнительные критерии и руководящие принципы для формирования требований, испытаний, сертификации, которые должны обеспечить достаточную защиту.

Современная защита для боевых машин (часть 1)


Критерии классификации защиты

Системы защиты должны быть классифицированы в зависимости от их эффективности, чтобы они могли быть сравнимы друг с другом. В соответствии с текущим состоянием технологий является реалистичной классификация по трем классам, в зависимости от типа эффекта. Все большее значение в оценке защиты приобретают возможности противодействия системам многократного действия и предотвращение побочного ущерба.

Пассивная защита обеспечивает значительную стойкость к многократному воздействию и, кроме того, не вызывает больших повреждений вокруг себя. Во многих случаях применяется броня из одного конкретного типа материала, такого как, например, металл, стекло, волокна, керамика и другие. При этом подбой для снижения заброневого эффекта применяется редко.

Сегодня комбинированное решение, которое обеспечивает высокий уровень защиты, является более эффективным. Оно связано с использованием различных материалов, их распределением и конкретным расположением, а также использованием эффектов синергии. Такое решение обеспечивает снижение веса. Но и форма брони, в частности, в случае противоминной защиты, может иметь значительное влияние на эффективность этой защиты.

Большая угроза для боевых бронированных машин со стороны РПГ с кумулятивными боеголовками привела к развитию реактивной брони. Она состоит комплектов брони, содержащих взрывчатые вещества, выкладываемых вокруг башни, а также фронтальной части шасси. Контрмеры вызвали поиски преодоления этих типов защиты. Кумулятивный заряд, попадая в динамическую броню и вызывая ее срабатывание, оставляет зону поражения и ближайшее ее окружение беззащитными против повторного поражения. Таким образом защита против тандемных боеприпасов не обеспечивается. То есть такой тип брони не обеспечивает защиту от многократного воздействия. Путем увеличения количества слоев, входящих в один броневой комплект, уровень защиты можно увеличить. Однако это не защитит от РПГ-30. Кроме того, взрыв при срабатывании динамической защиты представляет серьезную угрозу для людей или транспортных средств, которые расположены близко к атакуемой машине.

Современная защита для боевых машин (часть 1)


В связи с большим весом комплекта реактивной брони, она в лучшем случае повышает защиту менее чем на 75%, а побочные эффекты, возникающие при использовании реактивной брони создают проблемы как экипажу, так и сопровождающим силам. Все это сказалось в частности в конфликтах на Ближнем Востоке. Особенно в городских боях, где применение реактивной брони имеет значительные недостатки, а в некоторых случаях привело к впечатляющему полному разрушению машины.

С конца 1970-х годов Вооруженных Силы СССР разработали системы активной защиты, которые обнаруживали, идентифицировали и поражали приближающиеся угрозы еще до их воздействия на машину. Эта идея была быстро перенята западными вооруженными силами. Системы активной защиты могут быть классифицированы на системы мягкого (soft-kill) и жесткого (hard-kill) противодействия. При этом системы жесткого противодействия могут, в свою очередь, подразделяются в соответствии с их временем реакции.

Системы soft-kill (системы оптико-электронного противодействия), такие как MUSS компании EADS, могут противодействовать только управляемым и самонаводящимся ракетам, выпускаемым с большого расстояния. Путем постановки аэрозольной завесы или других контрмер, система скрывает машину и уводит снаряд от цели. В этом случае, побочный ущерб от неконтролируемого самоуничтожения угрозы не может быть исключен. Системы soft-kill не подходят для защиты от огня пехоты, противотанковых гранатометов или неуправляемых ракет. Такие системы имеют сравнительно большое время реакции, поэтому эффективны против ракет, выпущенных с больших расстояний, поэтому такие системы неэффективны в условиях городских операций.

Системы hard-kill, как правило, классифицируются по расстоянию, на котором осуществляется перехват цели, которое соответствует быстродействию системы. По данному признаку они делятся на системы с высоким (микросекунды), средним и низким (милисекунды) быстродействием.

Современная защита для боевых машин (часть 1)


Система активной защиты ближнего действия, производства IBD Deisenroth Engineering, отличается от всех других не только малым расстоянием (10 м), на котором поражается подлетающий снаряд. Он также не имеет центральной системы датчиков, которые могут быть централизованно выведены из строя. Система имеет возможность многократного действия за счет перекрывающихся эффективных областей. Она может быть установлена как на относительно легкие боевые бронированные машины, так и на тяжелые танки, обеспечивая круговую защиту во всей верхней полусфере. Вес системы для легких боевых машин лежит в пределах 140 кг, и до 500 кг - для тяжелой техники.

Наиболее распространенными системами средней дальности являются российские Дрозд и Арена-Э, которые являются системами первого поколения и уничтожают угрозу малыми снарядами. IRON FIST, TROPHY и LEDS 150, противодействующие при помощи взрыва, а также AWiSS производства Diehl, обеспечивающая поражение как взрывом, так и осколочными гранатами, являются наиболее отработанными системами защиты второго поколения. Все эти системы, срабатывающая в течение миллисекунды, пригодны только для средних и тяжелых боевых машин из-за их большого веса и особенностей архитектуры. Конфигурации для легких боевых машин с весом 350-500 кг в настоящее время разрабатываются. Такие системы эффективны на расстояниях, превышающих 60 м. Так что они могут ограниченно применяться в условиях города. Однако реально атаки в городе зачатую проходят с более коротких дистанций, а в таких случаях они не успеют сработать, а значит их невозможно применить.
Автор: Сергей Вэй
Первоисточник: http://www.army-guide.com" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.army-guide.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. МАМЧУР Людмила 14 декабря 2010 16:17
    Прошу автора позвонить 812-274-31-56.Необходимость В СТАТЬЕ "Military Robots and Unmanned Vehicles Market Shares, Strategies, and Forecasts, Worldwide, 2010 to 2016" ДЛЯ РАБОТЫ. КОНТ ТЕЛ. 911-947-78-03.
    С УВАЖЕНИЕМ, МАМЧУР Л.М.

    Прошу автора позвонить 812-274-31-56.Необходимость В СТАТЬЕ "Military Robots and Unmanned Vehicles Market Shares, Strategies, and Forecasts, Worldwide, 2010 to 2016" ДЛЯ РАБОТЫ. КОНТ ТЕЛ. 911-947-78-03.
    С УВАЖЕНИЕМ, МАМЧУР Л.М.

    Прошу автора позвонить 812-274-31-56.Необходимость В СТАТЬЕ "Military Robots and Unmanned Vehicles Market Shares, Strategies, and Forecasts, Worldwide, 2010 to 2016" ДЛЯ РАБОТЫ. КОНТ ТЕЛ. 911-947-78-03.
    С УВАЖЕНИЕМ, МАМЧУР Л.М.

    Прошу автора позвонить 812-274-31-56.Необходимость В СТАТЬЕ "Military Robots and Unmanned Vehicles Market Shares, Strategies, and Forecasts, Worldwide, 2010 to 2016" ДЛЯ РАБОТЫ. КОНТ ТЕЛ. 911-947-78-03.
    С УВАЖЕНИЕМ, МАМЧУР Л.М.
    МАМЧУР Людмила

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня