Глобальный коридор «Север – Юг» – не только китайский интерес

27
Глобальный коридор «Север – Юг» – не только китайский интерес

Герои не нашего времени


В настоящее время Россия, Казахстан и Туркменистан планируют создать совместное предприятие для развития Международного транспортного коридора «Север – Юг». Он, как известно, не альтернатива китайскому проекту, где обозначены иные стороны света – Восток и Запад, а по сути – дополнение к нему, почти гарантирующее пресловутый синергетический эффект.

Коридор «Север – Юг» пока не подкреплён даже детально проработанным проектом. Однако понятно, что предназначен он не только и не столько для сокращения сроков доставки грузов и оптимизации таможенных услуг.



Нельзя забывать проблему пересечения государственных границ при транспортном сообщении между Россией и Персидским заливом через иранский порт Бендер-Аббас. Она уже требует оперативного решения, особенно с учётом создания Зоны свободной торговли ЗСТ Ирана с ЕАЭС.

Такой маршрут по суше более короткий и менее опасный на фоне событий в Газе и Йемене, чем существующий через Суэцкий канал. Однако не всё так просто: есть и альтернативные проекты, наличие которых показывает, что у участников «Севера – Юга» пока нет единой позиции, в том числе и внешнеполитической.

Окно в будущее?


Ключевыми игроками в развитии коридора являются Казахстан и Туркменистан, вопреки расхожему мнению про интерес России и Ирана. Ведь и кратчайший сухопутный путь из России в Иран проходит именно через эти страны.

В логистике Севера и Юга, по сути дела, ведущую роль взял на себя Казахстан, занятый глобальной реорганизацией инфраструктуры страны. В Казахстане сейчас не просто так разрабатывают стандартизированную информационную систему единого окна, которая учитывает и переход на безвизовый режим с Китаем.

Дополнительным стимулом тут можно считать и тот факт, что сейчас прокладывается более короткий участок коридора в Иране. Пока же только через казахстанский участок уже существующей транспортной инфраструктуры коридора в 2023 году по железной дороге прошло 2,1 миллиона тонн грузов, что на 4 процента больше, чем годом ранее.

Минтранс Казахстана планирует увеличить к 2027 году пропускную способность коридора с 6 млн тонн до 10 млн тонн в год. Также Казахстан в феврале стал работать над крупными проектами, которые включают модернизацию железных дорог, протянувшихся от российского приграничного города Орска до казахстанско-туркменской границы.

Обновление коснулось и железной дороги, соединяющей каспийский портовый город Мангистау с внутренним Казахстаном. При этом дело не ограничивается существующим «запротоколированным» путём, также планируется модернизация ряда других различных железных дорог, связывающих Казахстан с Россией.

Кроме того, в Астане вынашивается амбициозный план построить вдоль границы с Узбекистаном совершенно новую железную дорогу. Было бы вместе с тем неверно считать, что, будучи вторым по экономическому значению членом ЕАЭС, Казахстан ориентирует свою транспортно-логистическую отрасль на сотрудничество именно с этим объединением.

Где Россия вне игры?


Существует и проект «Среднего коридора», подразумевающий связь Европы с Китаем минуя Россию. Казахстан там играет важную роль, открывая ворота в Китай для коридора, проходящего из Европы через Грузию и Азербайджан.

Европейский банк реконструкции и развития пришёл к выводу, что Центрально-Транскаспийская сеть, проходящая через Южный Казахстан, является наиболее устойчивой альтернативой для установления связи между Азией и Европой. Естественно, имеет место конъюнктура в связи с российско-украинским конфликтом и санкциями.

В результате реализации плана коридора время доставки товаров из Восточной Азии в Европу составит всего двенадцать дней. Для сравнения: движение грузов по «Северному коридору» занимает девятнадцать дней, а традиционный морской путь через Индийский океан – до тридцати семи дней. Неспроста ЕБРР планирует инвестировать более 100 миллионов долларов США в казахстанские железные дороги.

Со стратегической точки зрения Пекина, «Средний коридор» предлагает Китаю торговый путь, который не пересекает собственно Россию. Осторожность Китая в оценках украинской ситуации дает возможность полагать, что ему выгодно такое развитие событий, чтобы не портить отношения с западным миром, которые и без того не безоблачные.

И где вне игры другие?


Россия, однако, тоже не отстаёт, всерьёз рассматривая забытую на многие годы, после целой серии советских проектов, перспективу выхода через Среднюю Азию к Китаю. Но при этом идея создания «Южного коридора» Россия – Каспийское море – Туркменистан – Кыргызстан явно содержит элементы перестраховки.

Похоже, для Москвы очень важно, чтобы существовал маршрут в обход Казахстана, если тот действительно начнёт активно сотрудничать с Европой в сфере транспортных коммуникаций с Китаем. К тому же «Южный коридор» может перерасти в альтернативный маршрут, соединяющий Россию с Ираном только через Туркменистан.


В связи с этим нельзя забывать, что маршрут «Север – Юг», даже не проработанный до конца, чётко подразумевает участие ещё и Казахстана. Естественно, маршрут комбинированный, с применением морских перевозок, но всё равно это менее затратно, чем продолжать с риском отправлять грузы через Суэцкий канал (на фото).

Другое дело, что Киргизия не очень спешит модернизировать свои железные дороги, и из вариантов транспортировки с использованием железных дорог или большегрузного транспорта по Узбекистану и Туркменистану отдаёт предпочтение второму варианту. По такому сценарию на начальном этапе контейнеры из Кыргызстана будут доставляться в морской порт Туркменбаши на трейлерах.

Против этого варианта в целом не возражают Туркменистан и Узбекистан, тем более что далее трейлеры будут переправлены на паромах в российскую Астрахань. Киргизия готова уже сегодня обеспечивать ежедневный поток 40 автомобилей на начальном этапе, а в будущем потенциально увеличить его до 150–200 большегрузов в день.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    15 марта 2024 04:05
    Уже была попытка построить железную дорогу в Казахстане в обход Транссиба. Всё окончилось пшиком. По транссибу скорости товарняков до 140км/час, а у казахов 60-80. Полотно нормально сделать не смогли. А если вести трассу через три-четыре государства, то на одной растаможке простоев будут недели
    1. +1
      15 марта 2024 04:58
      Да ладно, надо будет договорятся!
      1. +2
        15 марта 2024 08:49
        Слишком много СЛИШКОМ разных стран со слишком разными интересами. Ну и слишком много перегрузок на разные виды транспорта.
        1. 0
          15 марта 2024 20:41
          Цитата: RUSa
          Ну и слишком много перегрузок на разные виды транспорта.

          Да . Логично Каспий соединить с Индийским океаном , через канал по территории Ирана . И такой вариант прорабатывался . hi
          1. -1
            15 марта 2024 21:39
            канал по территории Ирана
            Там есть места, где копать нужно будет на километр в глубину- Иран не Голландия.
            1. 0
              17 марта 2024 11:32
              Простите, а для чего канал с глубиной в 1 километр? Что-то я не понял Вашей логики...
              1. 0
                17 марта 2024 11:36
                Вашей логики
                В Иране много крупных возвышенностей и плато. Это не Голландия с уровнем моря+2-3 метра в среднем. Для систем шлюзов нужен поток воды (в Иране даже с питьевой напряг) и собственно системы шлюзов- циклопического в данном случае размера.
                1. +1
                  17 марта 2024 11:41
                  Благодарю за ответ. Сама идея постройки канала через Иран от комментатора выше мне показалась крайне странной...
                  1. 0
                    19 марта 2024 18:36
                    Цитата: RUSa
                    Благодарю за ответ. Сама идея постройки канала через Иран от комментатора выше мне показалась крайне странной...

                    Восточный путь предполагалось проложить от юго-восточного побережья Каспия к Оманскому заливу. Его протяженность — около 1500 км. Такой проект обеспечивает орошение сельскохозяйственных земель в центральных и восточных районах, где за последние десятилетия дождей выпадает мало и нередки засухи. Сторонники этого маршрута апеллируют к возможности исправить сложившуюся ситуацию, хотя соленую воду необходимо опреснять, а это стоит денег.
                    Есть еще Западный маршрут , но там перепад по высоте 900м . hi
          2. -1
            17 марта 2024 12:48
            Но дешевле и быстрее построить железку. И грузы поедут быстрее.
    2. 0
      16 марта 2024 23:15
      Цитата: Сергей250455
      По транссибу скорости товарняков до 140км/час,

      Это, самое... А вам голову нигде не нагрели?
    3. 0
      17 марта 2024 12:47
      Не бывает по Транссибу 140 км час. Даже во сне. Учите матчасть.
  2. +2
    15 марта 2024 04:33
    Было бы вместе с тем неверно считать, что, будучи вторым по экономическому значению членом ЕАЭС, Казахстан ориентирует свою транспортно-логистическую отрасль на сотрудничество именно с этим объединением.
    recourse Кто бы сомневался. Садятся на все стулья стулья сразу. request
  3. +2
    15 марта 2024 05:44
    В настоящее время Россия, Казахстан и Туркменистан планируют создать совместное предприятие для развития Международного транспортного коридора «Север – Юг»
    Осталось этим планам сбыться.
  4. +3
    15 марта 2024 08:18
    Как то всё вилами по воде писано от слова "планируют"
  5. +2
    15 марта 2024 09:58
    Глобальный коридор «Север – Юг» – не только китайский интерес


    перечислены транспортные средства для перевозки, но не увидел речного флота РФ, а он самый дешевый и перечисленного, кроме того - если это "река море" то, контейнера можно забирать из портов Ирана и везти в Центр или даже на Северо-Запад РФ
    вы скажете время доставки упадет, да упадет, но это дешевле и надежнее, кроме того это "возрождение" речного флота, а это деверсификация перевозок в масштабах страны, что учитывая наши бодания с коллективным западом - также необходимо сделать вовремя
    1. 0
      16 марта 2024 23:07
      Да, конечно, это один из путей, суда река-море могут доставлять контейнера чуть ли не до Москвы, не считая волжских городов, но сезонно. Зимой Волга замерзает, аж до Волгограда.
  6. +6
    15 марта 2024 10:43
    Смешались в кучу кони, люди. Сигналы тыщи паровозов, слились в протяжный вой!
    Господа авторы, ну хотя бы немножко в тему то, погрузиться надо, прежде чем строчить статью непонятного качества?! Коридор Север-Юг уже с конца 2016 года работать начал. Казахстан не в силах построить дополнительные железные дороги и тем более перевалочный порт на Каспии, модернизация Актау сродни новому строительству. Кто будет строить контейнеровозы и железнодорожные паромы? Какое отношение имеют киргизские железные дороги к поднятой вами теме?
    Ну и напоследок...В мае 2023 года, в Астрахани на площадке "Лотос" начато строительство 4-х контейнеровозов типа река-море. В прошлом же году начато совместное Иран-Россия строительство железной дороги Решт-Астара. Опять же в прошлом году в иранском Сарахсе российская промышленная группа "Новый сухопутный зерновой коридор" начала строительство зернового и контейнерного терминалов.
    1. +2
      15 марта 2024 12:04
      Авторы владеют Сокровенным знанием и всякие прочие глупости им не интересны! Пресса-это для обывателя, а "спецы" получают инфу с "Самого Верху"!
      1. +4
        15 марта 2024 13:44
        what Авторы нашли связь с Властелином вселенной????
  7. 0
    15 марта 2024 16:13
    В настоящее время Россия, Казахстан и Туркменистан планируют создать совместное предприятие для развития Международного транспортного коридора «Север – Юг».В настоящее время Россия, Казахстан и Туркменистан планируют создать совместное предприятие для развития Международного транспортного коридора «Север – Юг».


    Для Казахстана обходной путь вокруг России может оказаться более проблематичным, чем через территорию России. Соглашение с Ираном позволяет создать коридор с одной границей, хотя перевалка через Каспийское море является минусом. Возможен ж/д путь, через Азербайджан. Скорее всего именно маршрут через Иран наиболее предпочтителен.
  8. +1
    15 марта 2024 21:46
    кратчайший сухопутный путь из России в Иран проходит именно через эти страны.

    Авторы могут показать карту автодорог кратчайшего пути из России в Иран через Казахстан и Туркменистан?
    1. +2
      16 марта 2024 17:43
      Авторы не извозчики, что бы географию знать. Авторы - писатели! wassat
    2. 0
      17 марта 2024 03:35
      Граница между Дагестаном и Ираном!! Вот и весь путь!!
    3. +1
      17 марта 2024 10:31
      кратчайший сухопутный путь из России в Иран проходит именно через эти страны

      Я то думал, что через Азербайджан.
  9. -1
    17 марта 2024 12:50
    У авторов карта 404-й не политкорректная. Даже я бы сказал, … э, вредная. Статья тоже на троечку.
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    21 марта 2024 02:14
    Интересно это какого года карта в районе Херсона и Мариуполя.? Пора бы поправить.