Грядущая модернизация «Агрессоров»

Командование военно-воздушных сил Соединенных Штатов огласило свои планы по поводу обновления нескольких специальных подразделений. В ближайшее время оно собирается провести модернизацию так называемых «Агрессоров» – эскадрилий, которые в ходе учений имитируют противника. Текущая обстановка в мировом авиастроении стремительно меняется и имеющаяся техника уже не обеспечивает должный уровень реалистичности и характеристик, необходимый для полноценной имитации зарубежных самолетов.

По опыту вьетнамской войны в середине семидесятых годов в составе ВВС США было создано несколько отдельных эскадрилий, получивших общее наименование «Агрессоры». Эти подразделения комплектовались техникой собственного производства, на которую наносились опознавательные знаки вероятного противника. В подавляющем большинстве случаев это были советские красные звезды. Для обеспечения должного уровня имитации в эскадрильи «Агрессоров» набирались только опытные пилоты-инструкторы с налетом не менее нескольких сотен часов. Правдоподобность учений с участием специальных эскадрилий достигалась при помощи правильного подбора техники. «Агрессорам» передавались самолеты, характеристики которых были аналогичны или примерно похожи на летные и боевые качества самолетов вероятного противника.


Примечательно, что на выбор техники влияли исключительно характеристики, но не внешний вид. Поэтому для имитации советских истребителей МиГ-17, с которыми американцам пришлось столкнуться во Вьетнаме, применялись легкие штурмовики Douglas A-4 Skyhawk, а МиГ-23 имитировались израильскими «Кфирами». С появлением на вооружении советских военно-воздушных сил новых истребителей Су-27 и МиГ-29 «Агрессоры» стали получать самолеты McDonnel Douglas F/A-18 Hornet и General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Основными параметрами, по которым подбиралась имитирующая техника, были летные данные, маневренность и боевая нагрузка. Что касается внешнего вида, то он всегда имитировался лишь нанесением соответствующего камуфляжа и узнаваемых опознавательных знаков. Никаких доработок конструкции не производилось, за исключением нескольких случаев, когда на самолетах-имитаторах приходилось устанавливать дополнительные отражатели для приведения ЭПР своего менее крупного самолета до уровня вражеского, имевшего большие габариты.

Douglas A-4 Skyhawk

McDonnel Douglas F/A-18 Hornet

General Dynamics F-16 Fighting Falcon


Все эскадрильи «Агрессоров» из состава вооруженных сил США активно работали на протяжении полутора десятилетий после своего создания. Однако в конце восьмидесятых, ввиду изменения политической обстановки в мире, их занятость начала постепенно снижаться, а в начале девяностых некоторые из таких эскадрилий были расформированы. Только в первой половине двухтысячных годов, после нескольких локальных конфликтов с активным участием американской военной авиации, началось постепенное восстановление этих подразделений. Однако из-за упущенного времени сейчас «Агрессоры» могут успешно имитировать только ВВС не самых крупных и мощных государств. Со времени последних обновлений этих эскадрилий прошло немало времени, что достаточно плохо сказалось на реалистичности имитации.

По словам одного из командиров «Агрессоров» майора Гэри Баркера, сейчас его подразделению гораздо сложнее воспроизводить имеющиеся угрозы, причем дело касается не только характеристик. За последние годы значительно изменились методики применения авиационной техники и далеко не все подобные нововведения учтены «Агрессорами». При этом характеристики техники и вооружения также остаются одним из основных вопросов. К примеру, до сих пор США не располагают ракетой класса «воздух-воздух» с характеристиками, близкими к советской/российской Р-73. Поэтому на протяжении последних почти тридцати лет «Агрессорам» приходится применять учебные варианты ракеты AIM-9 Sidewinder, производя запуск с определенными ограничениями по дальности или углу пуска. Этот нюанс отработки ближнего воздушного боя значительно усложняет работу и летчикам, и аналитикам на земле. Из-за разных характеристик оригинальной и имитирующей ракеты пилотам-агрессорам приходится проводить запуск, что называется, на глаз, а не по показаниям приборов. Нетрудно догадаться, насколько реалистичной получается такая имитация.

Пуск ракеты AIM-9 Sidewinder


Решить проблему с ракетам и ряд других сложностей предлагается путем модернизации имеющейся техники. В первую очередь на переоборудование пойдут истребители F-16 версий Block 30 и Block 32. В соответствии с планом модернизации SCU-8 истребители получат новый прицельно-навигационный комплекс с возможностью вывода информации на нашлемный индикатор, новую «стеклянную» кабину, а также специальную систему, позволяющую имитировать определенные параметры вооружения и фиксировать все необходимые параметры. Также планируется оснастить старые истребители новыми системами радиоэлектронной борьбы, по своим параметрам соответствующими зарубежным. Командование «агрессивных» подразделений считает, что только модернизация имеющегося парка техники поможет сохранить возможности эскадрилий по имитации зарубежных самолетов и, как следствие, продолжить эффективную подготовку пилотов своих ВВС.





Однако модернизация техники «Агрессоров» пока только в планах командования ВВС США. Эти планы могут не получить одобрения со стороны Конгресса, который в последние годы постоянно настаивает на сокращении оборонных расходов за счет наименее приоритетных задач. В список маловажных программ может попасть и дальнейшее обновление эскадрилий, ответственных за имитацию ВВС условного противника. Кроме того, по финансированию модернизации F-16 может ударить другой фактор, прямо связанный с успехами зарубежного авиастроения. Имеющаяся у «Агрессоров» техника может имитировать только самолеты четвертого поколения и поколения 4+. Демонстрация возможностей истребителей пятого поколения ей уже не под силу. С учетом того, что за пределами Соединенных Штатов в последнее время появилось несколько проектов истребителей пятого поколения, командованию ВВС США в целом и «Агрессоров» в частности уже сейчас нужно искать некие способы приведения имитационных эскадрилий в современный вид. Возможно, решением могла бы стать закупка новейших истребителей F-22 или F-35, но в текущих условиях это не представляется реальным. Первый из этих самолетов уже снят с производства, а строительство второго пока еще не набрало такие темпы, при которых можно будет выделить несколько машин для работы в «Агрессорах».

В качестве альтернативы модернизации или закупкам новейших истребителей сейчас рассматривается создание универсального тренажерного комплекса, способного имитировать любую имеющуюся или перспективную технику. В качестве «программы-максимум» рассматривается вариант, в котором будет возможность проведения воздушных боев между реальным и виртуальным самолетами. Последний в таком случае станет моделироваться вычислительным комплексом, а на реальный будет выдаваться информация о его местоположении, маневрах и т.п. В отдаленной перспективе таким способом можно будет имитировать даже ближний маневренный бой: изображение виртуального противника сможет выводиться на экран пилотского шлема. Однако создание подобных тренировочных комплексов в настоящее время является в определенной мере сомнительным или, как минимум, длительным и сложным.

Очевидно, что в текущих условиях модернизация «Агрессоров» не является первоочередной задачей командования американских военно-воздушных сил. Тем не менее, уже сейчас предпринимаются меры по подготовке к этим мероприятиям, хотя дальнейшее развитие событий целиком зависит от более высокого командования и Конгресса, от которых полностью зависит вопрос финансирования.


По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://lenta.ru/
http://peacekeeper.ru/
http://af.mil/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти