Международные маневры «Морской пояс безопасности-2024» и их значение

7
Международные маневры «Морской пояс безопасности-2024» и их значение


С 2018 г. вблизи берегов Ирана ежегодно проходят международные военно-морские учения «Морской пояс безопасности». Очередные маневры этой серии стартовали 12 марта и продлятся три дня. За это время экипажи кораблей, судов и морской авиации из России, Ирана и Китая должны продемонстрировать свои навыки и отработать взаимодействие при совместной охране судоходства и защите экономических интересов в регионе. Кроме того, учения должны укрепить военно-политические связи стран-участниц.



План учений


В международных учениях «Морской пояс безопасности-2024» традиционно участвуют представители трех стран – России, Ирана и Китая. Кроме того, впервые на маневрах присутствуют наблюдатели из вооруженных сил третьих стран. Своих представителей в Иран прислали Азербайджан, Индия, Казахстан, Оман, Пакистан и ЮАР.

В учебных мероприятиях задействованы сводный корабельный отряд флотов-участников, морская авиация и подразделения морской пехоты. Так, три страны вместе прислали на учения более 20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения. Предсказуемо самый большой корабельный отряд выставил Иран, у берегов которого проходят учения. Его представляют почти полтора десятка кораблей и судов, а также три вертолета. ВМС НОАК прислали два боевых корабля и судно обеспечения.


От ВМФ России в международных маневрах участвуют гвардейский ракетный крейсер «Варяг» и фрегат «Маршал Шапошников» из состава Тихоокеанского флота. Несколькими днями ранее они прибыли в иранский порт Чехбехар, где находится штаб учений.

Морская авиация представлена на учениях штатными вертолетами, базирующимися на боевых кораблях. Также задействованы вертолеты иранских вооруженных сил, действующие с береговых аэродромов.

Согласно плану учений, корабли, авиация и морская пехота трех стран должны отработать совместное маневрирование, поиск противника, применение различных вооружений и т.д. Ставящиеся учебно-боевые задачи связаны с вопросами охраны водных районов, защиты судоходства и экономических интересов стран в регионе учений.

Учебные сражения


Как сообщает иранская пресса, международный корабельный отряд для участия в «Морском поясе безопасности» собрался у иранских берегов накануне старта учений. В частности, российские корабли прибыли на рейд порта Чехбехар 11 марта. После требуемой подготовки корабли вновь вышли в море и направились на заданные полигоны.


В первый день учений корабли трех стран выполняли совместное тактическое маневрирование в пределах заданных акваторий. Также прошла тренировка по связи и взаимодействию отдельных вымпелов и отрядов из разных стран. В официально опубликованных материалах с учений имеются кадры совместных маневров.

Также 12 марта состоялись первые учебно-боевые стрельбы. В этом эпизоде учений экипажи кораблей тренировались бороться с беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными надводными катерами. Для обнаружения таких целей использовалось штатное оснащение вымпелов, а за их поражение отвечали расчеты крупнокалиберных пулеметов и артиллерии малого калибра.

На второй день учений вновь было запланировано совместное маневрирование. Кроме того, международные силы отработали борьбу с пиратами. По легенде одного из эпизодов 13 марта, находившееся в Аравийском море торговое судно было захвачено условными преступниками. Корабельный отряд, авиация и досмотровые группы успешно освободили судно и задержали пиратов.


В последний день маневров, 14 марта, должны состояться новые эпизоды с учебно-боевой работой моряков из разных стран. Запланированы маневры и стрельбы как на морских полигонах, так и на берегу вблизи порта Чехбехар. Затем состоится подведение итогов и награждение участников.

Как сообщают оборонные ведомства стран-участниц, маневры проходят в соответствии с установленным планом. Представители трех флотов успешно справляются с поставленными учебно-боевыми задачами и демонстрируют высокую выучку. Возможные затруднения находят решение, и нарабатывается опыт взаимодействия.

Полезный опыт


Международные учения «Морской пояс безопасности» впервые прошли еще в 2018 г., и с тех пор проводятся почти каждый год. Состав участников этих маневров не меняется – свои корабли присылают Иран, Китай и Россия. При этом состав международной корабельной и авиационной группировки постоянно изменяется в количественном и качественном отношении. Наблюдается тенденция к постепенному увеличению количества задействованной техники и личного состава.


Основной задачей «Морского пояса безопасности» является отработка действий по охране судоходства в регионе – как вблизи иранского побережья, так и в более удаленных районах. В качестве условного противника в учениях фигурируют пиратские и иные вооруженные формирования, борьба с которыми требует объединения усилий нескольких стран. Возможно, легенды следующих учений будут выглядеть иначе.

Практический эффект и польза от подобных учений очевидны. Моряки, летчики и морская пехота получают возможность показать и улучшить свои умения и навыки работы в разных ситуациях. Кроме того, международный масштаб маневров позволяет налаживать взаимодействие с иностранными коллегами, как в целом, так и при решении конкретных задач. Подобный опыт может оказаться полезным в дальнейшем, при возникновении тех или иных угроз.

Подобные положительные последствия учений лучше всего демонстрирует опыт Китая и Ирана. Они активно торгуют друг с другом, и значительная часть грузооборота идет именно через северную часть Индийского океана и Аравийское море. Пиратство и другие факторы угрожают такому сотрудничеству, и две страны заинтересованы в защите морских перевозок. Силами своих ВМС они прикрывают основные маршруты, а «Морской пояс безопасности» дает возможность потренироваться в этом деле.


Идущие сейчас учения представляют большой интерес и для ВМФ России. Наши корабли регулярно участвуют в международных маневрах с дружественными странами и отрабатывают разные вопросы взаимодействия. При этом экипажи получают полезный опыт, который может пригодиться в дальнейшем. «Морской пояс безопасности» не является самым крупным учением такого рода, но и он дает необходимый результат.

Следует отметить, что в этой серии маневров ВМФ России традиционно участвует ограниченными силами. Это связано с удаленностью полигонов, где проходят учения, а также с ограниченным интересом к операциям в том районе. Тем не менее, и в этом случае накапливается полезный опыт.

В целом маневры «Морской пояс безопасности», проходящие уже несколько лет подряд, указывают на желание и готовность трех стран отстаивать свои интересы в регионе и демонстрируют готовность к сотрудничеству в этом контексте. Возможность и способность ВМС разных стран защищать судоходство должны повлиять на обстановку в регионе и обеспечить свободную экономическую деятельность с получением желаемых результатов.


Любопытно, что в этом году на учениях впервые присутствуют иностранные наблюдатели. Нескольким зарубежным ВМС разрешили следить за ходом маневров, благодаря чему они смогут сделать определенные выводы военного и/или политического характера. Можно предполагать, что все это положительно повлияет на отношения стран-участниц маневров с государствами, приславшими наблюдателей.

Большое значение


Таким образом, Россия, Иран и Китай продолжают развивать сотрудничество в разных сферах, в т.ч. в области обороны. Очередным результатом этого становятся очередные учения флотов «Морской пояс безопасности». Масштаб таких учений постепенно растет, меняется их сценарий и т.д. – в соответствии с актуальными вызовами и угрозами.

Следует ожидать, что «Морской пояс безопасности-2024» завершится с положительными результатами. Экипажи кораблей и авиации подтвердят свои навыки и получат заслуженные награды, а страны-участницы получат возможность продолжать безопасную экономическую деятельность южных морях. Кроме того, проводимые маневры становятся прозрачным сигналом для недружественных стран, которые предостерегают от необдуманных действий.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    14 марта 2024 06:19
    Вчера например к операции НАТО у берегов Йемена " Черезмерные Терпилы" на добровольной основе подключились сомалийские пираты- захвачен пароходик под флагом Бангладеш.Что то у терпил НАТО совсем ни чего не срастётся.Трафик через Суэц обрушен,Египту фиалетово - он получит инвестиционный кредит от ОАЭ в 35 млрд $.15 млрд получил сразу и 20 в течение четырёх месяцев.Хуситв пообещали на Натовской коалиции гиперзвук.Иранские ВМС ,вместе с Индийский ВМС будут свидетелями.Китайская СOSCO использует свой китайский терминал в Хайфе.Пока поставлено на паузу ( вчера) поглощение американцами - газового Израильского месторождения в Средиземном море.Очень " весёлые " времена для учений Морской пояс безопасности.
    1. -2
      14 марта 2024 06:28
      Извинсь не американцами - они и так в доле на месторождении Ливифиан.Зуб наточили ВР (Англия ) и АDNOC ( OAЭ) - прикольно.
  2. +1
    14 марта 2024 06:32
    А значение здесь только одно: показать бесполезность и никчемность ВМФ России в сравнении с группой сопровождающих...
  3. +1
    14 марта 2024 09:08
    Вот интересно кто наш флаг будет представлять в мировом океане, когда последние корабли океанской зоны советской постройки будут списаны? Крейсер Варяг же не вечный.Дальше что? Нам очень нужны эсминцы и БПК. Их новых не стоят.Будет прибрежный москитный флот.Грустно, а ведь мы некогда носили название великой морской державы! Эх видел бы это Царь Петр или Екатерина Вторая. Никогда бы не поверили. Но зато по флоту яхт олигархов мы лидеры!
    1. -1
      14 марта 2024 12:21
      Разрешите, Вам возразить. У Нас на Северной верфи строится серия фрегатов 22350 из 10 кораблей, 3 фрегата в строю. Планируется постройка фрегатов 22350 М, после модернизации эллинга на 2 корпуса. На Амурской верфи пройдена сертификация на постройку 6 фрегатов 22350. Идут подготовительные работы. В Керчи строится 2 УДК пр.23900 В Калининграде 2 БДК пр. 11711 в серии из 4 кораблей. В Мурманске заканчивает модернизацию авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Модернизируются БПК 1155 в фрегаты, один в строю, два на стапелях, остальные в очереди. Прошёл глубокую модернизацию крейсер 1164 Атлант «Устинов». Для них срок службы увеличился на 20 лет. Заканчивает глубокую модернизацию( а практически это новый корабль), атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов». После него встанет на модернизацию «Петр Великий». Это Наши корабли океанской зоны, не считая АПЛ и ПЛАРБы.
      1. -1
        14 марта 2024 21:16
        Правда глаза колет, минусатору!!!
  4. 0
    14 марта 2024 22:00
    На каком языке участники учений общаются?