Лечение без рецепта: атаки дронов на отечественные НПЗ

66
Лечение без рецепта: атаки дронов на отечественные НПЗ


В ожидании дефицита топлива


Атаки на объекты нефтеперерабатывающего комплекса России – это вполне логичный ход событий со стороны противника. Не имея возможности (по крайне мере, пока) наносить массированные ракетные удары вглубь страны, террористы выбрали НПЗ в качестве наиболее доступных целей.



Логика совершенно понятная. Дальнобойные дроны-камикадзе типа «Бобра» несут едва больше 20 килограмм взрывчатки, и для достойного эффекта от применения они должны попадать во что-то огнеопасное. Иначе будет малопонятный пшик и не более того.

«Бобров» и им подобные БПЛА неонацисты будут делать еще очень долго. Как утверждают источники, большая часть сборочного производства на Украине переехала в подземные парковки под жилые здания. Уничтожение таких контор без серьезного сопутствующего ущерба, разумеется, невозможно. Как и отрицание факта очередного военного преступления, прикрывающихся мирными жителями неонацистов.


Об эффективных атаках БПЛА формата Migun 2 и «Бобра» на военные объекты и речи быть не может – необходимо одновременно запустить очень много камикадзе и им подобных, чтобы уверенно поразить самолет на аэродроме. Или оружейный склад. С учетом охраны мест дислокации военной техники силами ПВО, количество дронов должно просто зашкаливать и двигаться на объект они должны несколькими волнами.

Нефтехранилища и нефтеперерабатывающие заводы – для украинских дронов цели удобные и понятные. Даже от небольшого взрыва здесь может разгореться нешуточный пожар. Типичный НПЗ занимает несколько сотен квадратных метров, и промахнуться автономному БПЛА мимо него непросто. Судя по последним событиям, НПЗ еще и защищены достаточно условно.

Каждое успешное попадание в объект нефтяной промышленности празднуется всей командой Зеленского как большая победа. Еще бы – столбы пламени и дыма до небес. Но в реальности, за некоторыми исключениями, НПЗ и нефтехранилища восстанавливаются в считанные дни, а чаще всего в течение 24–48 часов. Причин несколько.

Во-первых, большая часть объектов строилась во времена Советского Союза и изначально планировалась для функционирования в военное время. То есть на нефтеперерабатывающие предприятия могут падать бомбы определенного калибра без нанесения им критического ущерба. Гореть и дымить будет, но завод надолго не остановится. Одинокие «Мигуны» здесь вообще погоды не делают.

Второй причиной быстрого восстановления предприятий стали пожарные команды, круглосуточно дежурящие на объектах. Для особо крупных возгораний привлекают пожарные поезда. Так было в Кстове Нижегородской области, когда украинские дроны подожгли предприятие «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». К слову, четвертый по мощности НПЗ в стране, перерабатывающий до 17 млн тонн нефтепродуктов. Если объект окончательно выведут из строя, потребители потеряют до 10 процентов бензина на рынке.

Говорить о незначительности ущерба от украинских атак, несмотря на все вышесказанное, нельзя.

Украинская сторона явно решила вызвать дефицит горючего в России. С начала 2024 года противник нанес одиннадцать ударов по предприятиям нефтяной отрасли. Если собрать совокупную мощность пораженных объектов, то она приблизится к трети от общероссийской. Дроны упали на Петербургский нефтяной терминал, на нефтебазу в брянских Клинцах и Туапсе, на терминал «Новатэк» в Усть-Луге, на завод «Славнефть-Янос» в Ярославской области и на другие объекта.

Ущерб не является критическим, но, к примеру, Туапсинский нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» будут восстанавливать около трех месяцев. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» грозятся восстанавливать еще дольше. Это как раз те самые исключения из правил, о них говорилось выше, и атаки на которые вызвали самый обширный ущерб.

Совокупный эффект от украинских камикадзе уже вылился в повышение биржевой стоимости бензина примерно на 1,5–2 процента. Это может быть эквивалентно объемам вышедших из строя производственных мощностей.

Легкая добыча


О чем говорят выкладки выше?

Прежде всего, о невозможности эффективно защитить объекты нефтепереработки, не говоря уже о нефтехранилищах. Последние сравнительно быстро вводятся в строй после ударов БПЛА.

Нельзя сказать, что ПВО совершенно не охраняет НПЗ – дроны регулярно сбивают в Ленинградской, Московской, Белгородской, Курской, Брянской и Тульской областях. Часть их шла на нефтеперерабатывающие мощности. Но ситуация склонна к деградации.

Если сейчас противник смог вызвать повышение отпускных цен на бензин всего за пару месяцев атак, то что будет, когда он войдет во вкус?

Ответить симметрично Россия не может – все НПЗ Украины перестали работать еще в середине 2022 года. Остается только защищать куполами ПВО все объекты на удалении до 1 000 километров от границы.

Задача сверхсложная.

Техника ПВО не бесконечна, и плотная защита, к примеру, завода в Клинцах, неизбежно оголит другой объект. Инициатива в выборе целей в данном случае на стороне противника, как ни крути.


Удары ВСУ по нефтеперерабатывающим заводам не несут под собой военной необходимости. Все дело в дизельном топливе, которого Россия выпускает в избытке. Если быть точным, в два раза больше потребления. Его хватает и на внутренний гражданский рынок, и на нужды спецоперации, и на экспорт еще остается.

Поэтому остановить российские танки на фронте украинские дроны не смогут. А вот вызвать дефицит бензина перед высоким весенне-летнем сезоном, им вполне по силам. Это если в правительстве будут сидеть сложа руки.

Пока реакция присутствует.

С 1 марта запретили экспорт бензина. В крайнем случае, подключатся мощности братской Беларуси. Мы им – больше нефти на недогруженные НПЗ, они нам – бензин. Повторимся, это крайние сценарии – на данный момент страна производит на 10 процентов больше бензина, чем потребляет.

Для предотвращения скатывания в топливный дефицит нужна защита от дронов в непосредственной близости от стратегических объектов нефтехранения и переработки.

И вот тут главные сложности.

Ставить на каждый завод по «Панцирю» – долго и дорого. И на фронте ему можно найти гораздо более полезное применение. В конце концов, ЗРАК «за ленточкой» спасает жизни, а около НПЗ преимущественно топливо.

Необходимы специфические меры, аналоги которых пока отсутствуют. Это вызов, как для конструкторов, так и для производственников. Проще говоря, как лечить понятно, а рецепта нет.

Идея с размещением армейских систем ПВО около каждого НПЗ имеет право на жизнь, но, как уже говорилось выше, неэффективна. Необходимы стационарные системы, наподобие башен ПВО в Берлине середины прошлого века. Разумеется, на современном технологическом уровне.

Нефтяникам придется раскошелиться на службу охраны нового типа – собственную ПВО. Потребуется помощь профильных НИИ от обороны. Без специалистов создать защиту от низколетящих, тихоходных и малозаметных (композитный фюзеляж) камикадзе не удастся. Если фантазировать, то это может быть предельно упрощенный и удешевленный стационарный «Панцирь» или даже «Тунгуска».

Разумеется, без средств пассивной защиты не обойтись – антидроновые сетки, спуфинговые системы и прочие РЭБы. Есть информация, что руководство части НПЗ не ждет у моря погоды и уже озаботилось подобными мерами.

Остается надеяться, что за серьезным накатом на российские НПЗ последуют адекватные и быстрые ответные меры правительства и Вооруженных Сил.

Без топлива мы не останется и при более масштабных атаках, но престиж страны и отрасли спасать будет гораздо сложнее.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 марта 2024 05:02
    "страна производит на 10 процентов больше бензина чем потребляет..." Угу, вчера заправлялся, 27,41 литра * 49,80 равно 1365, 02 р. (Скидка 2,45 с литра). Бесплатно 10 проц.не налили, скидка за 12 лет на одной заправке. (г. Первого Совета)
    Это ещё посевная не началась.... Эх, заживём, потом.....
    1. +19
      18 марта 2024 05:31
      производим больше, а с населения дерём...как то с заботой о людях не вяжется.
      1. +10
        18 марта 2024 05:43
        Цитата: Аэродромный
        .как то с заботой о людях не вяжется.

        У нас жеж рынок и капитализьм. Что и подтвердили прошедшие выборы.
    2. +1
      18 марта 2024 05:31
      террористы выбрали НПЗ в качестве наиболее доступных целей.
      Вообще-то террористов уничтожают....
      1. 0
        18 марта 2024 05:38
        Цитата: Uncle Lee
        Вообще-то террористов уничтожают....

        С учётом того что в правительстве РФ хохлорейх террористами не считают то НПЗ ещё гореть будут, возможно долго. А так лучшее средство не сети и спуфинг, а перенос границы укрии максимально на запад.
    3. +5
      18 марта 2024 12:15
      Это у Вас, коллега, ещё на заправках цены "оффшорные", у нас в Крыму 95-й уже более 61 рубля за литр...
      1. 0
        18 марта 2024 15:52
        61 р\литр это не по-детски, в Екате вчера по 55.25 был девяносто пятый
        1. 0
          20 марта 2024 15:55
          вообще то вот цены по мелко оптовой закупке в Москве за 8 марта 2024 года
          то что перекупы наживаются так это нормально - жалуйтесь в ФАС - чё вы молчите (?)
          еще и скидку дают 20%
  2. +22
    18 марта 2024 05:32
    Без топлива мы не останется и при более масштабных атаках, но престиж страны и отрасли спасать будет гораздо сложнее.

    Шел третий год СВО.....
    1. +16
      18 марта 2024 05:52
      Цитата: parusnik
      Шел третий год СВО.....

      Такими темпами на четвертом, пятом году в россии будет дефицит топлива, независимо от цены.
  3. +10
    18 марта 2024 06:05
    У нас как, если топлива много - оно дорожает, если зерна много - хлеб дорожает. Ну так устроено. А теперь выходит, раз чего-то будет меньше, то наверное и цены снизятся или как? Вообще полагаю, что в такой модели самая низкая цена должна быть на то, чего совсем нет. Понятно, что это грустный сарказм, но что делать.
  4. +1
    18 марта 2024 06:16
    А какого ляда мы(точнее кремлевцы)считаем сопутствующий ущерб по гражданским обьектам?Мы,не такие?А наши дети? бьет по школам и детским садам.Почему нельзя вынести парковку вместе с домом наверзу
  5. +9
    18 марта 2024 06:20
    Да, деньги на усиление защиты НПЗ и хранилищ нужны и в серьёзных размерах. Только вот владельцы заводов и хранилищ выделять не будут - они их будут вытрясать из госбюджета. Они будут жалиться на "неподъёмность" расходов, на то, что это не их проблема, а государства и так далее. Как в поговорке: доходы - на счёт капиталиста, расходы - за счёт государства (то есть за счёт налогов с трудящихся).
    1. +15
      18 марта 2024 08:34
      Да, деньги на усиление защиты НПЗ и хранилищ нужны и в серьёзных размерах. Только вот владельцы заводов и хранилищ выделять не будут - они их будут вытрясать из госбюджета. Они будут жалиться на "неподъёмность" расходов, на то, что это не их проблема, а государства и так далее

      НПЗ , находящиеся на территории РФ ,так же , как и все предприятия платят налоги , акцизы , пошлины в бюджет государства , которое на эти средства содержит ВС ( в т.ч и ПВО ) , для защиты граждан и всей собственности от внешних угроз ...Государство не справляется со своими функциями , а виноваты получается сами пострадавшие ....
      Тогда получается и жителям Курска , Белгорода и других населенных пунктов , которым " прилетает " по их жилью ,нужно в оплату ЖКХ добавить строку " на приобретение и содержание ПВО " ..... А что , пусть у каждого ТСЖ будет своя батарея " Панцирей " ....
      ......И если " капиталисты " приобретение средств ПВО включат в стоимость своей продукции , т.е перенесут на нас с вами , то где взять средства простому населению ? ......
      1. 0
        21 марта 2024 13:53
        Государство не справляется со своими функциями , а виноваты получается сами пострадавшие ....

        Тут фос мажор война, гос усилия нужны на ЛБС, туры бизнеса могут временно отказаться от покупки яхт и вложиться в безопасность НПЗ. Начать надо с таких простых вещей как сетка рябица , бизнесу в условиях войны надо помогать государству иначе потеряют бизнес.
    2. 0
      22 марта 2024 19:50
      Деньги выделяются и размещаются рэб на территории нпз, но дело в том, что спуффинг или подавление каналов управления бесполезно против военных дронов с инерциальными блоками управления или помехоустойчивыми средствами. Спуфинг против зашифрованного GPS канала бесполезен.
  6. +21
    18 марта 2024 06:37
    В данном вопросе "Путинские патриоты" ( то есть люди путающие Родину с его превосходительством при явном предпочтение последнего) смогли меня удивить. Вместо естественно-логичных предложений наконец-то атаковать коммуникации противника по которым он получает БПЛА из Европы, или на худой конец предложений выключить противнику свет дабы он не смог производить БПЛА у себя ( на такие крамольные мысли начальство команду не давало), они как по команде (а точнее по команде) предложили.....создать свое ПВО самим владельцам предприятий ! Такого даже я не ожидал. При всем моей невыразимом брезгливом презрении к данным гражданам я полагал,что то ,что монополие на насилие является первым признаком государства, а защита своей территории это его первая функция, им известно. Но нет,я ошибался.
    Про абсолютную противозаконность таких предложений я и говорить не буду.
    Оцените красоту идеи: люди называющие себя "государственниками" предлагают разрушить базовые признаки государства и создать частные армии с тяжёлым оружием. И главное непонятно зачем ,поскольку эффект таких предложений будет равен нулю-от все возрастающего кол-ва БПЛА противника эти частные армии не защитят.
    1. +20
      18 марта 2024 08:09
      Оцените красоту идеи:
      "Спасение утопающих,дело рук самих утопающих,государство Вам ничего не должно"(с) Но граждане должны государству буквально во всех сферах.
      1. +5
        18 марта 2024 08:25
        Цитата: kor1vet1974
        "Спасение утопающих,дело рук самих утопающих,государство Вам ничего не должно"(с) Но граждане должны государству буквально во всех сферах

        Так с ЧВК не сложилось, поэтому господа капиталисты самообороной законно заниматься не могут и купить для своих НПЗ системы ПВО со специалистами
      2. +8
        18 марта 2024 10:48
        Ага hi """""""
        1. +3
          18 марта 2024 11:00
          hi Третий пункт очень правильный laughing
          1. +2
            18 марта 2024 11:01
            Ну так после третьего чтения laughing
            1. +2
              18 марта 2024 11:14
              И когда они читать научатся и все с высшим образованием,а так и не научились.. laughing
    2. +5
      18 марта 2024 08:52
      Да и тут в комментариях такие предложения не редкость, что должны нпз себя защищать. Потом такие дойдут и скажут что границу кто-то другое должен защищать what
    3. -6
      18 марта 2024 09:27
      Цитата: Велизарий
      команде) предложили.....создать свое ПВО самим владельцам предприятий ! Такого даже я не ожидал. При всем моей невыразимом

      С одной стороны я не могу с Вами не согласиться.
      Но если глянуть на вопрос с другой стороны, - МО покупает и бензин и дизтопливо у владельца НПЗ? Покупает. Вот и владелец НПЗ должен купить у МО средства ПВО для защиты своего НПЗ. Так что, как говорят - ничего личного, просто рыночные отношения, мать их разэтак.
      1. +2
        18 марта 2024 16:10
        Цитата: красноярск
        МО покупает и бензин и дизтопливо у владельца НПЗ

        Но НПЗ еще и налоги платит в том числе и на содержание МО.
        А обеспечение защиты своей территории - прерогатива государства, ИМХО.
        1. +1
          18 марта 2024 20:27
          Цитата: Netl
          Цитата: красноярск
          МО покупает и бензин и дизтопливо у владельца НПЗ

          Но НПЗ еще и налоги платит в том числе и на содержание МО.
          А обеспечение защиты своей территории - прерогатива государства, ИМХО.

          Парни, до начала СВО, тоже налоги платили, в том числе и на содержание МО. А когда началась СВО, то взяли в руки автомат и пошли. А владельцы, и не только НПЗ, многие пошли?
          Да, защита территории - прерогатива государства. А защита частной собственности?
          Недавно ролик смотрел. Мариуполь, женщины-пенсионерки ревом ревут, - их квартиры, в результате боевых действий разбиты, на месте разбитых домов новые уже построены, в некоторых домах квартиры отремонтированы, но , но жить им там нельзя, власти сказали - берите ипотеку и выкупайте квартиры. А ведь квартиры, в которых они жили до СВО, были приватизированы. Так вот и живут в подвалах. Решили отправить ходоков к президенту, ибо местная власть их отфутболила.
          1. +1
            18 марта 2024 20:41
            Цитата: красноярск
            Парни, до начала СВО, тоже налоги платили

            Ну, дык, все правильно же Вы пишите.
            Одни парни платят налоги, чтобы другие парни могли получать нормальную ЗП, оружие и прочее снаряжение, чтобы хорошо воевать. И этих парней не стоит смешивать, иначе получится бардак. yes

            И все, что находится на территории России, естественно, подлежит защите государства вне зависимости от формы собственности.
            1. +2
              18 марта 2024 20:45
              Цитата: Netl

              И все, что находится на территории России, естественно, подлежит защите государства вне зависимости от формы собственности.

              А как же быть с бабулькиными квартирами? Или то - другое?
              1. 0
                18 марта 2024 22:01
                Цитата: красноярск
                бабулькиными квартирами? Или то - другое?

                Нет, конечно!
                Квартиры обязаны предоставить. Возможно, местные чиновники пользуются тем, что у многих людей и документы тоже пострадали. Не знаю я всех деталей sad
    4. +2
      18 марта 2024 10:45
      Правая половинка головы не ведает что творит левая. laughing hi
      1. +2
        18 марта 2024 11:38
        прорвало коментаторов после выборов...
    5. -1
      18 марта 2024 14:31
      Цитата: Велизарий
      они как по команде (а точнее по команде) предложили.....создать свое ПВО самим владельцам предприятий !


      Что-то не наблюдается подобных предложений? Одно дело профинансировать приобретение комплексов ПВО, для создания систем защиты НПЗ. Другое дело Ваше предложение о создании каких-то частных армий. Во время Великой Отечественной войны, отдельные граждане покупали танки и самолёты, для скорейшей победы над фашистами, но это не называлось частной армией. Что изменилось? Абсолютно аналогичная схема. Нефтяные компании приобретают необходимые комплексы ПВО, обечивая рост производства средств ПВО. Министерство обороны РФ использует эти комплексы исключительно для защиты НПЗ и естественно прилегающих территорий, как иначе. После окончания военных действий, комплексы реализуется, государственными структурами, а нефтяники получают возмещение ранее затраченных средств. Главное чтобы не нашлось особо остоумных, способных использовать комплексы не по назначению, или тупо разворовать их. Извечная проблема, которая может развалить всё.
      1. +1
        18 марта 2024 16:15
        Цитата: Eugene Zaboy
        Нефтяные компании приобретают необходимые комплексы ПВО, обечивая рост производства

        Чтобы засечь идущий по рельефу дрон, желательно подсветить его радаром сверху.
        А у нас остро не хватает летающих радаров. А-100 так толком не доделан. Старых А-50 и так мало, еще 2 недавно нацисты сбили. А свой беспилотник ДРЛО изобрести тоже не получается пока. sad

        И чего покупать несчастным НПЗ?
    6. 0
      21 марта 2024 13:55
      и создать частные армии с тяжёлым оружием

      Армий создавать не надо, надо возводить купола и заборы из сетки рябицы вокруг цистерн, это не разорит нефтянку.
  7. +15
    18 марта 2024 08:41
    Типичный НПЗ занимает несколько сотен квадратных метров, и промахнуться автономному БПЛА мимо него непросто.

    Какие ещё сотни метров. В телеграмм полно видео как дроны прилетают в относительно небольшую установку которая является одной из ключевых на заводе. Точность филигранная.

    большая часть объектов строилась во времена Советского Союза и изначально планировалась для функционирования в военное время. То есть на нефтеперерабатывающие предприятия могут падать бомбы определенного калибра без нанесения им критического ущерба.


    А большая часть оборудования (по которому и бьют дроны) построена в загнивающем западе. И восстановить их в текущих реалиях будет ой как не просто.

    Всё идёт по БПЛАну!
  8. 0
    18 марта 2024 10:36
    Рецепт прост. Для обнаружения целей использовать комплекс типа Рубеж (обнаружение от отражённого сигнала сотовых вышек). Для поражения задействовать FVP дроны. В тылу оператор дрона удалённо может находится хоть у себя дома за монитором.
    1. +3
      18 марта 2024 10:54
      К сожалению, сотовые сети у нас не обеспечивают плотное покрытие территории страны. Хорошая триангуляция отраженного сигнала, возможна только в плотном поле. Т.Е. только в городах и крупных населенных пунктах.У нас вышки стоят вдоль основных трасс и работают практически без перекрытия. Одна заканчивается, начинается другая. В таком поле много отраженного сигнала не поймаешь... Отдельная тема как получать данные с разных операторов! Достаточно просто проложить маршрут БПЛ без фиксации комплексами типа Рубеж...
  9. -1
    18 марта 2024 11:11
    Выход : огласить список целей до конца 2024г.: в Киеве - штабы, министерства, раду, другие учреждения, дачи и резиденции чиновников и предупредить, что за каждую атаку будет уничтожен 5 целей из списка, но дату и время не называть. После 2-3 попыток и ответных мер, думаю, что подействует….
  10. +4
    18 марта 2024 11:27
    Но в реальности, за некоторыми исключениями, НПЗ и нефтехранилища восстанавливаются в считанные дни, а чаще всего в течение 24–48 часов. Причин несколько.


    Не стоит выдавать желаемое за действительное. Резервуар гореть будет несколько дней, пока не выгорит всё топливо. Погасить горящий резервуар, задача не из простых. После пожара обычно нужна полная замена, а не мелкий ремонт. Это легко объяснимо. Что будет с металлом крыши и стенок резервуара, если горит 25, 50, 100 тысяч тонн топлива.

    Удары ВСУ по нефтеперерабатывающим заводам не несут под собой военной необходимости. Все дело в дизельном топливе, которого Россия выпускает в избытке. Если быть точным, в два раза больше потребления. Его хватает и на внутренний гражданский рынок, и на нужды спецоперации, и на экспорт еще остается.

    Поэтому остановить российские танки на фронте украинские дроны не смогут. А вот вызвать дефицит бензина перед высоким весенне-летнем сезоном, им вполне по силам. Это если в правительстве будут сидеть сложа руки.


    Вообще-то нефть природный натуральный продукт и содержит определённые соотношения бензиновых и дизельных фракций. Таким образом, если упрощённо, уничтожение бензинового производства, приведёт к прекращению производства дизельного топлива и полной остановки завода, из-за нарушения баланса. В лучшем случае будут продавать полуфабрикаты, а не готовую продукцию.

    Для предотвращения скатывания в топливный дефицит нужна защита от дронов в непосредственной близости от стратегических объектов нефтехранения и переработки.


    НПЗ и топливные парки, являются объектами повышенной взрыво, пожаро опасности и размещение ПВО в непосредственной близости, приведёт к их уничтожению, либо самой ПВО, любо обломками БПЛА однозначно.

    Ставить на каждый завод по «Панцирю» – долго и дорого. И на фронте ему можно найти гораздо более полезное применение. В конце концов, ЗРАК «за ленточкой» спасает жизни, а около НПЗ преимущественно топливо.


    Можно и не ставить. Только где МО России топливо возьмёт, если заводы получат критические повреждения? Пока имеются резервные резервуары и установки серьёзно не горели, и у металла имеется запас прочности, заводы будут работать, но если все будет продолжаться, как сейчас, то недолго.
    Идея с размещением армейских систем ПВО около каждого НПЗ имеет право на жизнь, но, как уже говорилось выше, неэффективна.


    Как отмечено выше ПВО бесполезна, в случае размещения радом с НПЗ, радиус размещения должен гарантированно исключить падение повреждённых БПЛА на территорию НПЗ и хранилищ. А это десятки километров, без вариантов. Плюс в том, что автоматически защищается вся территория расположенная за НПЗ, в расчётном секторе.

    Нефтяникам придется раскошелиться на службу охраны нового типа – собственную ПВО. Потребуется помощь профильных НИИ от обороны. Без специалистов создать защиту от низколетящих, тихоходных и малозаметных (композитный фюзеляж) камикадзе не удастся. Если фантазировать, то это может быть предельно упрощенный и удешевленный стационарный «Панцирь» или даже «Тунгуска».


    Это ещё вопрос, кому придётся раскошелиться. Нефтяники ребята простые, заставить не получиться, их советская власть десятилетиями тренировала выживать. Придётся договариваться, по другому никак. Идея с разработкой специфических средств защиты НПЗ бессмысленна, просто из-за отсутствия времени, да и кому нужны эти специальные ПВО будут в будущем? Никто на это не пойдёт. Максимум, что пройдёт, готовые изделия, выпускаемые сегодня.

    Разумеется, без средств пассивной защиты не обойтись – антидроновые сетки, спуфинговые системы и прочие РЭБы. Есть информация, что руководство части НПЗ не ждет у моря погоды и уже озаботилось подобными мерами.


    Антидроновые сетки? НПЗ - это не танк. Всё загазовано и даже земля пропитана нефтепродуктами и нефтью. Никаких систем рядом с заводами - это самоубийство.
    1. 0
      18 марта 2024 12:44
      Это тот случай, когда комментарий лучше самой статьи.
  11. BAI
    +7
    18 марта 2024 11:57
    Нефтяникам придется раскошелиться на службу охраны нового типа – собственную ПВО.

    1. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
    2. Это не нефтяникам придется раскошелиться. Это придется сделать нам, потребителям. Причем разовые затраты войдут в стоимость бензина и останутся там навсегда
  12. +3
    18 марта 2024 12:35
    Каждое успешное попадание в объект нефтяной промышленности празднуется всей командой Зеленского как большая победа. Еще бы – столбы пламени и дыма до небес. Но в реальности, за некоторыми исключениями, НПЗ и нефтехранилища восстанавливаются в считанные дни, а чаще всего в течение 24–48 часов. Причин несколько.

    Вот честно, откуда взяли про 24-48часов? На каждом НПЗ готовая команда рабочих, которые как на пит-стопе в формуле-1 ринутся восстанавливать?
    Автор, хотя бы для интереса, чуть почитал бы про устройство НПЗ, и увидел что есть ключевые элементы: установка первичной обработки нефти, вакуумный блок и атмосферный блок - повреждение одной из этих установок приведёт к остановке завода. А потом бы посмотрел фото и видео прилётов, и увидел куда пытаются ударить дронами.
    1. +3
      18 марта 2024 13:05
      Зачем автору что то читать, ему цифру спустили в 48 часов он и отработал за долю малую. Все хорошо прекрасная маркиза. А думать, так - Мысли пачкают мозги.
    2. +1
      18 марта 2024 20:17
      Уважаемый Drozd! Чтобы, сейчас, зарабатывать, на карман, не обязательно "отягащать" свой мозг какими-то знаниями, особенно специальными... У нас достаточно СМИ, которые "транслируют" материалы авторов, даже, не удосужившись проверить их истинность, правильность и нужность... Увы! Такие, нынче, времена....
  13. +1
    18 марта 2024 13:05
    Политико - литературный "опус" (по другому назвать стесняюсь) г-на Е. Федорова говорит о том, что он, похоже, очень поверхностно знаком с Конституцией РФ и ролью и местом Государства в деле защиты своих границ и праве, его (Государства), на военное насилие и защиту своих граждан от насилия со стороны других государств. А его "посылы" к созданию "собственных" систем ПВО, на каждом НПЗ, предприятии (любой формы собственности), в каждом городском и сельском дворе и на каждой автобусной остановке (в развитии мысли автора) - хорошим не закончится.... Просто, к счастью, у нас есть, пока, должностные лица, с которых, пока, ещё, можно спросить... Выражаю скромную надежду, что, после инагурации, Президента, персональный спрос и ответственность с должностных лиц усилится, на порядки, и в "ходовой рубке" Государства появятся достойные, компетентные, образованные, преданные Государству и Президенту люди и начнётся "зачистка" "отечественных авгиевых либеральных конюшен".....
    1. 0
      19 марта 2024 01:02
      Выражаю скромную надежду, что, после инагурации, Президента, персональный спрос и ответственность с должностных лиц усилится

      Усилится. По результатам полученных процентов на выборах.
    2. 0
      21 марта 2024 14:05
      Выражаю скромную надежду, что, после инагурации, Президента

      Ваше чинопочитание засчитано, но почему вы считаете что не сделав в прдведущие сроки президент сделает в очередной срок?
      Считается что для новых дел нужна новая команда.
  14. +3
    18 марта 2024 15:20
    Ставить на каждый завод по «Панцирю» – долго и дорого. И на фронте ему можно найти гораздо более полезное применение.

    ЗСУ 23-4 "Шилка" - снять с хранения, и после модернизации систем обнаружения и наведения отправить на прикрытие НПЗ. sad
  15. +2
    18 марта 2024 15:34
    "Не имея возможности (по крайне мере, пока) наносить массированные ракетные удары вглубь страны.."
    Нижний Новгород, Рязань, Сызрань. Эти города стали приграничной полосой? С каких пор?
    1. 0
      19 марта 2024 01:04
      Автор имеет в виду что прилеты пока не массированные, а единичные. А вот когда по Рязани десятками начнет прилетать...
  16. -2
    18 марта 2024 16:17
    Нефтяники достаточно серьезными средствами оперируют ,а что не могут купить пару Панцирей ? Передать их Росгвардии и эксплуатировать .Я уже не говорю про заказать средства РЭБ, у нашего ВПК .
    1. 0
      18 марта 2024 20:06
      Уважаемый Radikal! Очень понятно и мудро. По крайней мере понятнее и профессиональнее, чем "упражнения" с ЗСУ 23-4 "Шилка", кто понимает о чём идёт речь...
  17. +1
    18 марта 2024 17:32
    Башни ПВО это не такая уж и плохая идея. Только это должно быть совмещенное сооружение. Например, если это будет многоуровневый паркинг на 5 этажей с мощными перекрытиями, способными выдержать зенитную установку вплоть до Тора или Панциря.
  18. +2
    18 марта 2024 19:56
    Типичный НПЗ занимает несколько сотен квадратных метров
    Несколько сотен квадратных метров занимает дачный участок.
  19. +1
    18 марта 2024 20:19
    А причина в том, что боевые действия затягиваются на неопределённый срок. И в дальнейшем мы ещё и не такое увидим. И какие неграмотные люди заявляли и до сих пор заявляют, что спешить нам некуда, что мол надо медленно перемалывать фашистов? Неужели не понятно, что чем больше мы тянем время, тем хуже нам же и будет. Давно пора менять стратегию боевых действий, давно пора менять политику страны. К сожалению для этого нужны профессионалы, а таких в нашем военно-политическом руководстве нет.
  20. 0
    18 марта 2024 21:15
    Лечение очень простое: вложить все резервы правительства и ЦБ в производство вооружений и уничтожить террористическое государство Украина.
  21. 0
    18 марта 2024 21:19
    Помимо прочего надо защитить наиболее пожароопасные и ключевые для производства объекты решетчатыми каркасами с сеткой. И это явно дешевле потерь от атак.
  22. 0
    18 марта 2024 21:28
    Впереди маячит вполне конкретный топливный дефицит. Любопытно что правительство усиленно последние года продвигало тему электроавтомобилей....вот думаю не уж то действительно все по плану?
  23. 0
    19 марта 2024 00:41
    Лёгкая добыча в виде НПЗ. Бобро-Дроны. Враг совсем обнаглел. Агрессивная военщина ВСУ.
    Вот же гады всушные!!! Разве в договорах не было, что б на наши НПЗ не летать? Опять наобанули?
    Если мы их успешно лишаем подстанций, заводов, складов ГСМ и регулярно разносим в прах сборища ВСУшников и наёмников, то кто же по нашим НПЗ запускает?
    Предатели внутри нашей страны?
    Враги с заграницы? Враги с наших, но пока ещё не наших территорий?
    Или рупор побед у нас заклинило на фразе "всё хорошо... идут у нас дела..."?
  24. 0
    19 марта 2024 10:02
    добываем и производим много, но люди это не ощущают((( страна богатая, но богатство её не для всех
  25. +1
    19 марта 2024 17:35
    Вот так должен выглядеть современный многоуровневый паркинг, для работников нефтеперерабатывающей отрасли. Два верхних этажа и крыша должны быть отведены для зенитчиков.
  26. 0
    19 марта 2024 20:35
    Обороной войны не выигрывают. Единственный вариант решения - быстрая победа с изгнанием или физическим уничтожением всех функционеров бандеровского режима и их прихвостней.
    .
    Для этого надо дать армии достаточно оружия и поставить цель перед всеми нашими структурами по уничтожению бандеровцев.
    По оружию есть и старые виды, есть и новые идеи. Всё упирается в финансирование.
    Путин в своей недавней речи пообещал Западу не допустить милитаризации экономики России. Так что при нём оружия в достатке не будет... И по вражеским электростанциям он не бьёт... Так что гореть нашим НПЗ и гореть.
    .
    Олигархам бросят кость в виде бесконтрольного роста цен на бензин. Только лишний десяток миллиардов на внутреннем рынке никак не компенсирует сотен миллиардов из-за санкций и продолжающейся войны.
    Миллер и Сечин должны локти кусать. Спасли бандеровцев в марте 2022, пожадничали потерять десяток миллиардов ради победы, выхитрили свой профит.... Умными себя считали.
    Может, горящие НПЗ гешефтмахеров отрезвят?
  27. +1
    19 марта 2024 23:44
    Беда в другом русле! Вы не заметили что Российские Алигархи вообще не участвоуют в волонтерке по крупному! Нарпримемр почему кто либо из них не купил компамнию Мавиков в Китае, и т д. Закрыть небо против этих медленных камикадзе ,что два пальца обоссать при желании, это не вопрос( 10 пикапов с этими пулеметами
    https://www.youtube.com/watch?v=C_Dl4UC-wY8
    , ночники лезеры фонари). Они качают деньги из станы, но страну клали с Кремлевской башни! Вот и немного прилелетело по их предприятиям, теперь уже они будут в минусе, хотя уверен им все возместят! Сегодня вспомнил такого героя как Судоплатов, так вот знаете сколько ему было лет в ВОВ 2, 35!!!! А Буданову 38, а Патрушеву 73, а Наршкину 71 ! Дерзкая классная молодежь, железнояйцовая ,до беспредела хитрых львов , разрывает старых зажравшихся уже слабоумных стариков импотентов! Сталин красава, брал самых талантливых проверных дерзкий головорезов с головой на большие посты, которые комбинировли супер операции! Молодеж со стариками зарубилась!
  28. 0
    20 марта 2024 11:18
    Прежде всего, о невозможности эффективно защитить объекты нефтепереработки, не говоря уже о нефтехранилищах. Последние сравнительно быстро вводятся в строй после ударов БПЛА.

    Ето стационарние сооружения их как раз легко защитит от небольших БПЛА. На первое место дешевие защитние ограждения которие можно востанавливат после каждое повреждение. Потом задимление и заслепление средств самонаведения и заглушение средств навигации и наконец ПВО.
  29. 0
    20 марта 2024 12:53
    Цитата: nordscout
    Уважаемый Radikal! Очень понятно и мудро. По крайней мере понятнее и профессиональнее, чем "упражнения" с ЗСУ 23-4 "Шилка", кто понимает о чём идёт речь...

    Кому понятно, и что мудро? winked