Недоедание и недовыпивание во Франции во время оккупации

68
Недоедание и недовыпивание во Франции во время оккупации
Хозяйственные фотографии времен войны найти трудно. Потому наслаждайтесь видами Парижа


Эта тема возникла, так сказать, по просьбе трудящихся, которых очень интересовало положение с сельским хозяйством в оккупированной Франции. Потому что нередко рисуется картина, что Франция снабжала немецкую армию всякими деликатесами: сырами, винами и прочим, из чего можно было сделать вывод, будто бы особых аграрных проблем там не было.



Однако же это было не совсем так. Проблемы имелись, и весьма серьезные.

Падение урожаев


Французская статистика и здесь хороша. Министерство сельского хозяйства французского государства (то есть вишистского правительства) ежегодно выпускало подробный отчет о собранном урожае, причем по стандартизированной форме, обеспечивающей сопоставимость данных. В каждом таком отчете были подробные сведения не только по всем культурам, возделываемым во Франции, а также по животноводческой продукции, но эти сведения давались по всем 87 департаментам страны.

Из этой статистики можно точно узнать, сколько в каком департаменте было пахотных угодий, сколько каких посевов было осуществлено и какой урожай был собран. Давалась также денежная оценка стоимости по текущим ценам.

Нас интересуют, конечно, общие данные, скажем, по пшенице – одному из основных хлебов. Эти данные показывают, что урожаи пшеницы в военные годы резко упали.

• 1939 – 7 301 тыс. тонн;
• 1940 – 5 060 тыс. тонн;
• 1941 – 5 576 тыс. тонн;
• 1942 – 5 482 тыс. тонн;
• 1943 – 6 379 тыс. тонн;
• 1944 – 6 359 тыс. тонн;
• 1945 – 4 140 тыс. тонн.

Причины падения урожаев пшеницы, как и всех остальных культур, по которым такая же картина, просты, но весьма неприличны. Несмотря на то, что Франция любила учить других, как жить, французский крестьянин пахал в основном на лошади. В 1940 году во Франции было 39 тысяч тракторов, из которых 25 тысяч использовались и запахивали около 2 млн гектаров или 10 % всех пахотных угодий.

Лошадей же в военные годы стало меньше. Если в 1938 году во французском сельском хозяйстве было 2,1 млн лошадей старше трех лет, то есть рабочих, то уже в 1940 году их стало 1,6 млн. При оккупации их количество несколько возросло до 1,7 млн голов, но в 1944 году снова упало до 1,6 млн голов. Во время войны мобилизации и реквизиции лошадей – обычное дело. Но французское сельское хозяйство, лишившись 23 % своего поголовья, разумеется, сократило запашку и производство.


В военные годы даже в Париже были возницы

Другая причина – плохое снабжение.

В 1938 году на производство сельхозинвентаря и сельхозмашин расходовалось 164,5 тысячи тонн стали, а в 1944 году – 27,6 тысячи тонн. Более или менее благополучным было положение в 1940–1942 годах, когда расход металла достигал 120 тысяч тонн. Но в 1943 году он был резко сокращен до 45 тысяч тонн или в 3,6 раза меньше, чем до войны.

Это фактор. Плуги, бороны, культиваторы – все это снашивается, и быстро. Почва стачивает их подобно абразиву. Потому, если не поставляется достаточно сельхозинвентаря и орудий, то через пару лет выясняется, что крестьянину нечем вспахать – его плуг сточился.

То же самое и с кожей. В 1938 году сельское хозяйство потребляло 3 950 тонн кожи. Потом поставки сократились более чем вдвое, пока не упали в 1944 году до 995 тонн или 25 % довоенных потребностей. Кожи – это упряжь, без которой, как и без плуга, вспахать нельзя.

К этому стоит добавить значительное сокращение рабочей силы во французском сельском хозяйстве. И тогда получится типичная картина истощения сельского хозяйства, испытывавшего воздействие нехватки рабочих рук и тягловой силы, износа инвентаря, что неизбежно вело к сокращению производства сельскохозяйственных культур.

Правительство Виши, конечно, пыталось исправить положение, но его возможностей было явно недостаточно, чтобы поднять французское крестьянство до довоенного уровня.

Голодный паек


Поскольку у нас есть статистика производства, потребления, экспорта и импорта, а также поставок пшеницы вермахту, можно сделать нечто вроде баланса и оценить, сколько хлеба оставалось французам в военные годы.


Таблица составлена по немецким данным, которые несколько отличаются от французских, но ненамного. При этом в немецкой статистике приводятся и другие данные, позволяющие оценить распределение и потребление пшеницы.

Но тут есть немаловажный нюанс.

Во французской статистике указано, что до войны объем семян, которые были необходимы для посева, составлял 1 150 тысяч тонн. Этот объем надо вычесть из общего потребления французского населения, составлявшего в военные годы около 40 млн человек. И тогда получится следующее:


В среднем на душу населения 87,2 кг в год – это 238,9 грамма пшеницы в зерне или около 250 граммов печеного хлеба. В 1942 году во Франции действовали нормы снабжения, по которым взрослым полагалось 275 граммов печеного хлеба, 12,5 грамма макарон, 126 граммов картофеля, 30 граммов мяса, 17,3 грамма сахара в день.

В общем, голодный паек.

Франция – страна выпивох


Могут сказать, что вина во Франции было много. Ну да, французское вино нередко упоминается при всяком случае. Однако статистика показывает, что и вино постигла та же участь падения производства.

• 1939 – 69 млн гектолитров;
• 1940 – 49,4 млн гектолитров;
• 1941 – 47,5 млн гектолитров;
• 1942 – 35 млн гектолитров;
• 1943 – 41 млн гектолитров;
• 1944 – 44,3 млн гектолитров;
• 1945 – 28,4 млн гектолитров.

Это при том, что потребление вина во Франции в 1938 году составляло 48,9 млн гектолитров или 4,89 млрд литров. В среднем на французскую душу, включая младенцев и стариков, приходилось 119,2 литра вина в год или по 326 граммов каждый день. Грубо – полбутылки. Страна выпивох. В такой стране много вина для оккупантов не заготовишь. Никакое гестапо не смогло бы отобрать у французов их вожделенную бутылочку.

В 1940 году урожай винограда и выделка вина были уже не слишком хороши, но французы нашлись и залили горечь своего поражения не только своим, но и импортным вином – 9,5 млн гектолитров. Скорее всего, испанским.

Но уже в 1942 году импорт вина прекратился, свой урожай был плохой, так что малость протрезвевшие французы начали уже косо смотреть на оккупантов. Не исключено, что это обстоятельство сыграло немалую роль в развитии французского сопротивления.


Парижская витрина магазинчика с выпивкой

Насколько можно судить, вино оккупационной администрации, вермахту и в Германию поставляли в основном крупные виноградники или оптовые фирмы, для которых это был выгодный бизнес.

Таким образом, получается, что вроде Франция – страна большая. Но оказалось, что количество сельскохозяйственных ресурсов, которые можно было с нее получить, весьма ограничено. Уже в 1940 году сельское хозяйство сильно просело и не могло обеспечить крупных продовольственных ресурсов для Германии. Даже собственные потребности пришлось урезать более чем на 30 %.

Французы уже во время войны, как и по всей остальной Европе, сильно недоедали.

Однако им пришлось основательно поголодать после окончания войны. В 1944 году, в отличие от молниеносной кампании 1940 года, прошедшей на самом севере Франции, бои прокатились почти по всей территории страны, местами они были затяжными и разрушительными.

Потому с точки зрения экономики и продовольственного снабжения 1945 год для Франции оказался самым плохим, и республика реально стояла на грани серьезного голода, усугубленного дефицитом выпивки.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 марта 2024 05:04
    Сначала Автор говорит об оккупированной Франции, потом одним большим скачком переходит к Франции вишистской, а затем, снова к оккупированной. Так о какой Франции в статье идёт речь? Мне известно, что к 1942 году и южная Франция была оккупирована, но даже и там соблюдалась видимость хоть какой-то независимости. К тому же, учитывались ли в отчётах французские заморские колонии?
    1. +8
      18 марта 2024 05:31
      Не удержусь по ёрничаю. У французов всегда имелся шикарный мобрессурс - лягухи, точнее их лапки!!!
      Интересно, сколько эндемиков земноводных пострадало в годы оккупации?
      Всем доброго дня!
      1. +1
        18 марта 2024 05:40
        119,2 литра вина в год или по 326 граммов каждый день
        С пьяных глаз лягух и жрали... drinks
        1. +1
          18 марта 2024 07:38
          Продовольственные проблемы были и в Италии....
        2. +3
          18 марта 2024 10:12
          Вино во Франции дают даже детям . Во всяком случае давали раньше , все таки стали понимать что это вредно для детского организма . К тому же столовое вино не крепкое , его часто пили (и пьют) вместо воды . А что покрепче разбавляли водой . Это после работы собирались в «забегаловке» в основном мужчины и тогда пили неразбавленное .
          1. 0
            26 апреля 2024 17:41
            французы вино не пьют - они едят с вином, это законный компонент их приема пищи кроме завтрака
      2. +11
        18 марта 2024 05:44
        Лягушачьи лапки - это не блюдо повседневной французской кухни. Это блюдо так называемой "высокой кухни", то есть это так же как с "высокой модой" - способ показать себя богатым гурманом. Это блюдо аристократии и крупной буржуазии, которые всегда хотят отделить себя от "плебеев".
      3. +5
        18 марта 2024 07:18
        А море продукты куда делись?
        Или французам запретили рыбу ловить?
        Странная статья.
        1. 0
          18 марта 2024 08:43
          Цитата: hohol95
          А море продукты куда делись?
          Или французам запретили рыбу ловить?
          Странная статья.

          Ограничения по выходу в море и дифицит топлива
          1. +1
            18 марта 2024 09:47
            Французов и сейчас можно увидеть собирающих живность во время отливов.
          2. +1
            18 марта 2024 10:56
            Речной рыбой "лягушатники" брезговали и брезгуют?
            И из колоний ничего к ним не приплывало?
            1. +1
              18 марта 2024 12:03
              Цитата: hohol95
              Речной рыбой

              Мммм насколько я помню разговор шел про
              Цитата: hohol95
              море продукты

              Цитата: hohol95
              И из колоний ничего к ним не приплывало?
              а не знаю товарооборота Виши с колониями- но сильно подозреваю проблему в колониях и с углем и с мазутом для грузовых кораблей в период тотальной войны
              1. 0
                18 марта 2024 13:40
                Вы ответили, что бедным французским рыбакам злобные боши мешали ловить рыбку и собирать устриц. Была нехватка горючки. Вот по этому они и не снабжали соотечественников свежими морепродуктами.
                По этому я и поинтересовался - Питались ли французы РЕЧНОЙ ИЛИ ПРУДОВОЙ РЫБОЙ?
                1. +1
                  18 марта 2024 15:11
                  Цитата: hohol95
                  Питались ли французы РЕЧНОЙ ИЛИ ПРУДОВОЙ РЫБОЙ?
                  а кто ж его знает? Порядок вылова рыбы на частных речках и прудах во Франции в 1940 да еще и на русском- мне не попадался
      4. +6
        18 марта 2024 07:36
        Цитата: Коте пане Коханка
        сколько эндемиков земноводных пострадало в годы оккупации?

        А кто пожалеет виноградных улиток ? recourse
      5. +1
        18 марта 2024 17:25
        Вы наверное не в курсе того, насколько они обожают улиток, устриц и прочих ракушек.
        Так что не едиными лапками они насыщали утробы.
    2. +3
      18 марта 2024 07:49
      Южная Франция была оккупирована в ноябре 1942-го года.До этого она даже сохраняла дипломатические отношения с США, которые разорвала после начала операции "Торч".
      1. +4
        18 марта 2024 07:54
        Цитата: Grencer81
        До этого она даже сохраняла дипломатические отношения с США
        Вишистская Франция сохраняла до лета 1941 года дипотношения и с СССР. А с Австралией так и до самого окончания войны
  2. +5
    18 марта 2024 05:27
    Франция – страна выпивох
    Удивительно,как еще не спилась.Это ладно.А что те страны территории которых оккупированы,ведутся боевые действия,обычно процветают? Жрут от пуза? И пьют по горло? И вообще радуются жизни?
  3. +4
    18 марта 2024 06:58
    А вы обратили внимание, на сколько упало производство вина, после освобождения территории Франции в 1944 году...
    1. +6
      18 марта 2024 07:19
      Союзники своими танками "перепахали" половину виноградников...
  4. +8
    18 марта 2024 07:35
    За пару лет сам плуг не мог сточиться, лемех там является основным расходником, с ними могли возникнуть проблемы.
    1. +3
      18 марта 2024 18:49
      " лемех там является основным расходником, с ними могли возникнуть проблемы"
      прекрасно лечится, в любой деревенской кузнице.
      1. 0
        18 марта 2024 19:11
        В кузнице можно было выровнять согнутый лемех, а сломанный менять нужно. Сломать лемех можно было о камень.
        1. +1
          18 марта 2024 19:13
          "а сломанный менять нужно"
          термин-кузнечная сварка вам о чём нибудь говорит? да и как сломаешь лемех , на французской "целине?"
          1. +1
            18 марта 2024 19:18
            Никогда не видел чтобы лемеха варили. Трактористы на вспашке возили в запасе новые или выровненные в кузнице лемеха.
            1. +2
              18 марта 2024 19:21
              "Никогда не видел чтобы лемеха варили."
              этот прием был широко распространен в ссср 20-50-х годов, когда были проблемы с новыми запчастями. наверняка и во франци, в годы войны широко применялся, если новых взять негде было
  5. +6
    18 марта 2024 07:46
    И что?Нам надо уронить скупую мужскую слезу по поводу несчастных французов в оккупации?
    1. +9
      18 марта 2024 08:46
      Цитата: Grencer81
      И что?Нам надо уронить скупую мужскую слезу по поводу несчастных французов в оккупации?

      автор-->автор-->автор попытался сказать- что тот французский коньяк который дед находил в немецких блиндажах после удачных атак - это фикция и его не было в природе.Франции ж самой пить нечего было, а тут еще и с Рейхом поделись...
      1. +2
        18 марта 2024 11:39
        Ну да,при ближайшем рассмотрении это был местный самогон...)))
        1. +1
          18 марта 2024 12:00
          Цитата: Grencer81
          Ну да,при ближайшем рассмотрении это был местный самогон...)))

          У них тогда были наши 90е- когда в красивые импортные бутылки самогон разливали? lol lol
  6. +2
    18 марта 2024 08:41
    Эта тема возникла, так сказать, по просьбе трудящихся, которых очень интересовало положение с сельским хозяйством в оккупированной Франции.
    Не много не по теме..Третий автор за сегодня,который заявляет ,что его статья или ответы на вопросы читателей или просто читатели уговорили написать на данную тему.
    1. 0
      18 марта 2024 09:17
      А в чем недовольство?
      Авторы, вон, стараются, чтобы удовлетворить читательское любопытство wink
      1. +2
        18 марта 2024 09:43
        А как выражено неудовольствие? Выразил удивление,что за агрессия такая?
      2. +4
        18 марта 2024 10:24
        Цитата: wehr
        А в чем недовольство?
        Авторы, вон, стараются, чтобы удовлетворить читательское любопытство wink

        Не переживайте, читатели, они такие неблагодарные,при жизни редко от них дождешься признания... request
      3. +6
        18 марта 2024 10:59
        После голодных французов будет статья о голодных датчанах и нидерландцах с норвежцами?
    2. +1
      18 марта 2024 10:08
      Не много не по теме..Третий автор за сегодня,который заявляет ,что его статья или ответы на вопросы читателей или просто читатели уговорили написать на данную тему.
      Не знаю,как в остальных двух статьх,но тема питания и употребления вин во Франции в 40-х годах 20-го века является самой животрепещущей и актуальнейшей в данный момент! request
      1. +3
        18 марта 2024 10:14
        тема питания и употребления вин во Франции в 40-х годах 20-го века является самой животрепещущей и актуальнейшей в данный момент!
        И очень волновала читателей сайта и автора забросали просьбами опубликовать статью на данную тему.
        1. +2
          18 марта 2024 10:21
          Цитата: kor1vet1974
          тема питания и употребления вин во Франции в 40-х годах 20-го века является самой животрепещущей и актуальнейшей в данный момент!
          И очень волновала читателей сайта и автора забросали просьбами опубликовать статью на данную тему.

          Если бы только читатели, абсолютно все претенденты на пост Президента РФ в 2024 буквально на коленях умоляли автора выпустить подобную статью к выборам!
          Но автор опоздал.... sad
      2. +1
        18 марта 2024 22:24
        Да.
        А то на Западе клевещут, что у нас свободы слова нет, а мы тут ей упиваемся. laughing
        1. 0
          18 марта 2024 22:32
          Цитата: wehr
          Да.
          А то на Западе клевещут, что у нас свободы слова нет, а мы тут ей упиваемся. laughing

          В данном случае не только упиваемся,но еще и объедаемся smile
          И это благодаря вашему шедевру! laughing hi
  7. +6
    18 марта 2024 09:19
    Автор конечно приводит статистику, но некоторые вещи объяснить не может.
    Во-первых, трактор жрет горючку, а лошадь траву сено и т.д. С горючкой в Германии были проблемы. Хотелось бы знать, как использовались тракторы во время оккупации, выделялись фонды горючего на сельское хозяйство? Или выкручивались газогенераторами?
    Среднедушевое потребление - провал в 1940 и в 1942, но возрастание на 20% в 1941 и 1942. Что изменилось?
  8. -1
    18 марта 2024 09:51
    Автор, к чему Вы вообще подняли тему проблем "оккупированной" Франции, а не оккупированного СССР? Да по мне, французы просто отдались нацистам, как дешёвая девка на панели! Меня, как сына фронтовика ВОв, больше волнуют последствия разрушений, нанесённых цивилизованными европейскими варварами, включая тех же французов в составе батальона "Шарлемань", разоривших нашу Родину и убивших 28 миллионов её граждан! Так и хочется по-русски сказать ярко и громко матом. Сдержусь, однако.
    1. +8
      18 марта 2024 12:07
      Несколько лет назад читал интересную книжку одного норвежца, название не запомнил, но что-то о коллаборационистах и норвежских фашистах Квислинга. В этой книге описывалась жизнь в Норвегии во времена Второй Мировой войны. Он там пишет, что собственно норвежцы не бедствовали- уровень жизни просел конечно в виду военных ограничений, но это сильно не ощущалось- так же работали всё магазины, рынки и пр. Мало того исчезла безработица, как таковая- немцы открыли много баз, разных объектов и укрупнили предприятия на которых требовались рабочие руки, причём оплата шла и деньгами и продуктами. Тяжёлая работа, в частности строительство туннелей, дорог, жд путей и пр. делалась руками военнопленных, в основном русских. Не думаю, что во Франции картина сильно отличалась от того, что было в Норвегии, тем более, что немцы стремились проводить свои отпуска именно во Франции, а не в Норвегии. В общем, мне кажется, что французы-еще те "страдальцы"....
      1. +3
        18 марта 2024 15:17
        Цитата: Monster_Fat
        Он там пишет, что собственно норвежцы не бедствовали- уровень жизни просел конечно в виду военных ограничений, но это сильно не ощущалось- так же работали всё магазины, рынки и пр.

        Полиция Норвегии ходила с оружием до 1944года и только потом немцы ее разоружили.
        А самое жесткое сопротивление было в виде скрепки в лацкане пиджака- в знак солидарности с королем.
        Ну и назло немцам не поехали в знак протеста на ежегодный пикник
    2. +3
      19 марта 2024 01:24
      включая тех же французов в составе батальона "Шарлемань"

      Дивизия Шарлемань впервые участвовала в боевых действиях в конце зимы 1945 года в Германии, на территории СССР никогда не воевала.
      Батальон Шарлемань, сформированный из остатков дивизии для участия в обороне Берлина- тем более.
  9. +1
    18 марта 2024 12:47
    Я прям чуть не прослезился за полуголодных французов . Но потом вспомнил страдания людей на оккупированных ( да и на неоккупированных тоже ) территориях СССР . И сразу скупая слеза просохла .
  10. +1
    18 марта 2024 14:10
    Французская статистика и здесь хороша. Министерство сельского хозяйства французского государства (то есть вишистского правительства) ежегодно выпускало подробный отчет о собранном урожае,
    То есть получается что вишистское правительство контролировало и производство агропродукции в оккупированных немцами регионах Франции? Или оно всё-таки давало отчёт по тому чем управляло?
    1. +1
      18 марта 2024 14:21
      Французская статистика и здесь хороша. Министерство сельского хозяйства французского государства (то есть вишистского правительства) ежегодно выпускало подробный отчет о собранном урожае
      Территории аннексированные Германией и отошедшие под зону немецкой оккупации правительство Виши учитывало в своей статистике тоже? А территории отошедшие в 1942-43 под итальянскую оккупацию так же учитывались?.. Французская статистика может и хороша, только вот подача её больше на передёргивание похожа... С каких территорий они брали, данные? Что-то меня терзают смутные сомнения, что территории оккупированные немцами писали статистические отчёты чиновникам в Виши... Просадка конечно будет , если ты большую часть страны не контролируешь...
  11. +1
    18 марта 2024 17:21
    Очень жалостливая статья. Сердобольный может и слезу уронить. Страна, которая капитулировала, не вступив в серьезную схватку, которая работала на рейх всю войну, но чудесным образом оказалась победительницей и на этом основании получила место постоянного члена в СБ ООН. А сегодня выступает с ярой антироссийской позиции. И угрожает прямой войной с РФ! Про француженок тема не раскрыта. Во Франции действовали сотни борделей для зольдатен унд официрен. Совсем недорого, говорят историки..
    1. +1
      18 марта 2024 18:54
      "Страна, которая капитулировала, не вступив в серьезную схватку, которая работала на рейх всю войну, но чудесным образом оказалась победительницей"
      более того, французы воевали с англами и амерами в африке. но потом, конечно, сдались. национальная черта, однако, всем сдаваться
    2. +2
      19 марта 2024 01:43
      Страна, которая капитулировала, не вступив в серьезную схватку, которая работала на рейх всю войну, но чудесным образом оказалась победительницей

      "Свободная Франция" (с 1942 года "Сражающаяся Франция") участвовала в боевых действиях против немцев на разных фронтах с 1940 года. Количество бойцов достигало 1 350 000 человек. 29 сентября 1941 года СССР официально признал «Свободную Францию» и установил с ней дипломатические отношения.
      Участвовали в высадке в Нормандии и освобождении Парижа от немцев.
      Полк "Нормандия- Неман"- это тоже одна из частей Сражающейся Франции- де Голль считал важным, чтобы французы воевали против фашистов на всех фронтах. Кстати, полк существует до сих пор.
  12. 0
    18 марта 2024 18:26
    Падение урожаев

    Французская статистика и здесь хороша. Министерство сельского хозяйства французского государства (то есть вишистского правительства) ежегодно выпускало подробный отчет о собранном урожае, причем по стандартизированной форме, обеспечивающей сопоставимость данных.

    Не мог бы автор оставить подробные ссылки на использованные источники. А то все это больше похоже на сочинение на заданную тему.

    Немного добавлю про Францию того предвоенного времени.

    3 сентября 1939 года Франция и Великобритания объявили войну Германии после вторжения той в Польшу. Однако ни одного крупного сражения в Западной Европе не произошло вплоть до ​​10 мая 1940 года, когда Германия вторглась в Бельгию, Нидерланды и Францию. Этот период принято называть "странной войной".

    Я бы предпочел другое название - "смешная война". Что ближе к истине.

    Существует немало книг на тему материальных и продовольственных трудностей, перенесенных населением Франции во время оккупации из-за режима Виши. Но их анализ продолжительное время "искусственно" оставался вне зоны внимания ученых и историков, и совсем не освещалась повседневная жизнь людей той поры. Теперь и историки, долгое время отдававшие предпочтение политическим аспектам того периода, "открывают" для себя эту проблематику.

    На момент вступления Франции в войну уже шло обсуждение вопроса о введении общей карточной системы в стране. Проекты указов и директив уже были готовы, а 11 июля 1938 года, правительством Даладье даже даже был принят закон "Об организации нации во время войны", в который были заложены принципы снабжения и нормирования на общенациональном уровне. Но относительно долгое время власти отказывались от реализации карточного снабжения, по мнению которых, это могло существенно повлиять на моральное состояние населения и войти в противоречие с госпропагандой, утверждавшей, что Франция была несравнимо богаче Германии. Лишь в марте 1940 года, после особенно суровой зимы, принятые по инициативе Рейно декреты-законы установили карточную систему, распространявшуюся на всю страну, но которая так и не успела вступить в силу по причине молниеносной капитуляции режима Виши.

    Однако проблема снабжения была реальной политической проблемой во время оккупации. И в сентябре 1940 года вступила в силу всеобщая карточная система. Продовольственные карточки были получили все французы, которые были распределены по различным категориям, в зависимости от возраста, профессии и места жительства.
  13. +1
    18 марта 2024 18:47
    На первом фото есть примечательное здание прямо по центру - "Auberge du Beau Noir" (Корчма Черный красавчик).

    Попадалась информация, что такие гостиницы, также предлагали определенные услуги своим посетителям. Попросту были домами терпимости. Прямо как салуны на Диком Западе.

    А что, народ подвез и сдал товар (магазин слева по оптовой торговле мясом), получил деньги и марш сразу трахаться тратиться.

    Нашел даже жетончик такого парижского заведения.
  14. BAI
    +2
    18 марта 2024 19:03
    Французы уже во время войны, как и по всей остальной Европе, сильно недоедали.

    Недоедали в блокадном Ленинграде. А эти с жиру бесились.
    1. 0
      18 марта 2024 19:13
      Эти, что на фото, да. Только речь не про них.
      Нацистов обязаны были кормить все и везде, даже за их деньги.
      А женщины легкого поведения сами слетались туда, где был слышен хруст купюр.
  15. +1
    18 марта 2024 19:31
    Очень интересная для меня статья-спасибо-только автор бы определил про какую Францию он писал-да еще, аж с 40 миллионным населением-про оккупированную-про Виши-или все вместе? Да и довольно странно оценивать рацион французов по потреблению мучных изделий-они и так их на порядок меньше чем мы-потребляют-хотя 12.5 грамм макарон в день-улыбнуло. А чем меня автор просто убил это количеством тракторов в сельском хозяйстве-они-что-на самом деле такие дикие?
    1. -1
      18 марта 2024 20:32
      Вся статистика в войну собиралась по 86 департаментам Франции, то есть по всем оккупационным зонам. За пределами остались только отторгнутые и присоединенные к Рейху Эльзас и Лотарингия.
      1. +2
        18 марта 2024 21:19
        Виши не было "оккупационной зоной"-так что французы могли данные только по ней собирать-кто бы им позволил собирать данные по оккупированным 3 Рейхом территориям?
        1. -1
          18 марта 2024 22:28
          А кто бы им помешал? Вся низовая администрация была французская. Набрал телефон соответствующего отдела соответствующего министерства вишистской Франции и продиктовал цифры.
          1. 0
            18 марта 2024 23:20
            Забавно-типа в ВОВ взяли и позвонили администрации, какого-нибудь поселка на оккупированной территории и потребовали данных
  16. +1
    18 марта 2024 21:45
    Спасибо за попытку всё разложить по полочкам!
    Но...
    Составьте таблицу с колонками урожайности пшеницы по годам, площадью Франции (Виши), производством сельхозорудий из стали, потреблением сельским хозяйством кожи.
    И почему в 1945 вдруг пшеница не росла? Или не убиралась?
    У меня возникло несостыковка между урожаями и причинами их падения, хотя был скорее рост после того, как Франция оказалась разделена на две части.
  17. +1
    18 марта 2024 21:54
    И нехорошо французов называть выпивохами, которые в партизаны подались из-за недостатка вина в рационе. Мы ж немцев не называем поедателями тушеной капусты с колбасой. И немецко-фашистские полчища на нашу страну не из-за этого напали.
    Не мешайте национальные особенности людей в еде с агрессивной политикой властей стран.
  18. +1
    19 марта 2024 01:07
    Это фактор. Плуги, бороны, культиваторы – все это снашивается, и быстро. Почва стачивает их подобно абразиву. Потому, если не поставляется достаточно сельхозинвентаря и орудий, то через пару лет выясняется, что крестьянину нечем вспахать – его плуг сточился.

    А кузнецы и сварка для чего? Там только восстановить лемех или заменить его. laughing
  19. 0
    21 марта 2024 22:41
    в 1942 году импорт вина прекратился, свой урожай был плохой, так что малость протрезвевшие французы начали уже косо смотреть на оккупантов. Не исключено, что это обстоятельство сыграло немалую роль в развитии французского сопротивления.
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  20. +1
    28 марта 2024 22:57
    Нам их что, пожалеть ? Ничего у них во время войны не поменялось - только слегка ремни подтянули. А насчёт Сопротивления улыбнуло ! Упоминалась цифра в 15-25 тыс. маки, причём большая часть - беглые пленные. офигенно сопротивлялись ! Зато после войны дружно кинулись головы проституткам брить, герои.
    1. 0
      10 апреля 2024 11:19
      Абсолютно с вами согласен! "Сопротивлялись" против недолитой рюмки коньяка и недохрустанной булке.
  21. 0
    10 апреля 2024 11:13
    Одно только название статьи заслуживает десяток жирных плюсов!