«Если в дивизии осталось меньше половины русских, её нужно расформировывать»

120
«Если в дивизии осталось меньше половины русских, её нужно расформировывать»
Командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал армии Иван Христофорович Баграмян (1897–1982) в автомобиле «Виллис». 1944 год.


Национальное военное строительство


Национальная политика большевиков (коммунистов) была направлена на развитие малых народов, народностей, их культуры, языка, интеллигенции и т. д. В частности, одним из главных направлений в области военного строительства было создание национальных воинских частей, на национальных окраинах бывшей Российской империи.



В этом отношении большевики повторили ошибку Временного правительства, которое создавало такие части во время Первой мировой войны. В частности, проводила «украинизацию» военных соединений на территории бывшей Малороссии. Результат был плачевным, хотя офицерские кадры в массе своей были из бывших царских офицеров и унтеров. Русских по происхождению. Украинизированные части имели низкую боеспособность, мотивацию и практически сразу разваливались под натиском более мотивированных, к примеру, частей Красной Армии.

Этот негативный опыт дала и Великая Отечественная война, на первых этапах которой широкое участие в боевых действиях принимали как национальные воинские формирования, так и массовые призывные контингенты из среднеазиатских, кавказских и закавказских регионов СССР.

К сожалению, большевики не учли того факта, что уже войны XIX века показали превосходство национальных армий, сформированных на базе всеобщей воинской повинности, над многонациональными контингентами. Так, национальная французская армия во главе с Наполеоном и другими блистательными полководцами Франции сравнительно легко громила армию «лоскутной» Австрийской империи. А Русская национальная армия похоронила Великую армию Наполеона из «двунадесяти языков» в 1812 году.

Многонациональный состав армии Австрийской империи стал одной из причин поражения в австро-итало-французской войне 1859 года и армии Австро-Венгрии в Первой мировой войне. Личный состав набирали по всей обширной империи Габсбургов, и солдаты говорили на десятках языках и диалектах.

К началу XX века лишь 29 % личного состава составляли австро-немцы, 18 % – венгры, остальные были различными славянами, румынами, итальянцами и т. д. А офицерский корпус почти полностью состоял из германцев и венгров с небольшими вкраплениями поляков, чехов и хорватов. Это вело к непониманию и розни между офицерами и рядовыми, и отдельными группами солдат, которых набрали в различных национальных украйнах-окраинах.

Новобранцев обучали всего нескольким командам на немецком. В других случаях требовались переводчики. Понятно, что это снижало боевую эффективность такой части. Если в каком-то полку представители одной национальности составляли более 20 % военных, то их язык признавался полковым, и его знание, нужное для службы, требовалось от офицеров и унтер-офицеров. Плюс многочисленные конфликты, национальная напряженность. Офицерскому корпусу приходилось тратить массу сил на поддержание боеспособности своих частей и соединений.

Это не лучшим образом сказывалось на боеспособности армии Австро-Венгрии. Во время Первой мировой войны лоскутная армия буквально разваливалась под ударами Русской армии, славяне массами сдавались русским. Чтобы спасти армию Австро-Венгрии от полной катастрофы, её приходилось «армировать» германскими дивизиями Второго рейха.

Русская армия


В армии Российской империи таких проблем не было, так как она комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности в основном из русских. Представителей десятков малых национальностей, племен Кавказа, Туркестана, Степного края (современный Казахстан), Сибири и Крайнего Севера вообще не брали в армию. Имелись исключения вроде Кавказского Туземного конного корпуса, набранного из представителей знати горских племен. Но это было скорее почётное формирование.

В годы Первой мировой войны начали формировать национальные части соединений из чехов, словаков, поляков, но их было мало, и они были мотивированы освобождением своих национальных территорий от германцев.

Такая система работала со времен военной реформы 1860–1870-х годов (ранее армия также была русской национальной с небольшими вкраплениями инородцев, в основном в иррегулярных частях).

Закон о всеобщей воинской повинности, принятый в 1874 году, декларировал призыв в армию православных, протестантов, католиков и евреев. Призыву не подлежали мусульмане (за некоторым исключением), кочевые племена, буддисты, часть христиан-сектантов, к примеру молокане. То есть всеобщая воинская повинность не была тотальной, были исключения.

Также действовало правило, по которому в каждой воинской части должно было служить не менее 75 % русских. Тогда русский суперэтнос ещё не делили на русских (великороссов), украинцев-малороссов и белорусов.

Основной причиной такого отношения было то, что различные народы и племена Российской империи находились на разных стадиях цивилизационного строительства. Русы-русские являются государствообразующим ядром державы-империи, с более высокой духовно-материальной культурой. Они и несли воинскую повинность. Другим народам надо было ещё пройти длительный путь от родоплеменного, традиционного уклада к цивилизации.

Когда в 1916 году военное руководство Российской империи решило пополнить людские резервы армии за счёт народностей Туркестана и Степного края, чтобы использовать их в трудовых работах в тылу, то началось масштабное восстание (Чёрный миф о «национально-освободительном восстании кыргызского народа против царизма» в 1916 году). Его легко подавили. Но от идеи использовать инородцев в войне пришлось отказаться.


Русская пехота в строю. 1917 год

«В духе насаждения идей братства и солидарности народов Союза»


Большевики активно использовали различные национальные части – из латышей, эстонцев, венгров, китайцев и т. д., в Гражданской войне. Они были довольно эффективным инструментом в борьбе против Белой армии или во время карательных операций против восставших крестьян или казаков. Активно продвигал идею национальных частей Л. Троцкий. Это было одно из направлений борьбы с «великорусским шовинизмом». Также национальные части должны были сыграть важную роль в плане «мировой революции».

Поэтому после победы в Гражданской войне этот курс продолжался при развитии Красной Армии. Это было частью советской национальной политики, выработанной на XII съезде РКП (б) в апреле 1923 года и на IV совещании ЦК РКП (б) в июне того же года. В принятой съездом резолюции «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» было рекомендовано усилить «воспитательную работу в Красной Армии в духе насаждения идей братства и солидарности народов Союза» и осуществить мероприятия по организации национальных воинских частей.

Резолюция по национальному вопросу, принятая на IV совещании ЦК РКП(б), подтверждала неотложность мероприятий, принятых на съезде и требовала взять курс на создание военных школ в республиках и областях, на формирование командного состава из местных уроженцев, которые станут новым ядром национальных воинских частей. Ставилась задача формирования национальных милицейских частей в Татарии и Башкирии. Отмечалось, что национальные дивизии уже созданы в Грузии, Армении и Азербайджане, предлагалось создать по одной милиционной дивизии в Белоруссии и на Украине.

Считалось, что создание национальных частей имеет приоритетное значение, как в деле обороны от возможного нападения со стороны Турции, Афганистана, Польши и т. д., так и в деле возможного наступления Советской России против соседних государств.

Курс на создание национальных воинских частей был важной частью политики «коренизации» в национальном вопросе, провозглашенной на X съезде РКП(б) в марте 1921 года. Согласно этой политике для завоевания симпатий к Советской власти на национальных окраинах предлагалось выдвигать на первый план национальные кадры из местных уроженцев, создавать национальные системы высшего, среднего и начального образования, поощрять развитие национальных языков, культуры, наук в национальных республиках и областях.

К сожалению, всё это делалось в ущерб государствообразующему русскому народу. То есть национальные украйны-окраины улучшали вместо развития коренных русских губерний, малые народы прогрессировали за счёт ресурсов и кадров русского народа. Русский народ сильно обрезали за счёт выделения созданных директивным путем политических наций – украинцев и белорусов.

Военная реформа 1924–1925


Формирование национальных воинских частей проходило в рамках военной реформы 1924–1925 гг. После окончания смуты и интервенции, в условиях экономической разрухи СССР не мог содержать большую армию. Поэтому с декабря 1920 по 1923 год армию сократили с 5,5 млн человек до 516 тыс., то есть более чем в 10 раз.

Одновременно происходил переход к территориально-милиционной системе комплектования армии. Это должно было сократить расходы на ВС, обеспечить военную подготовку и сохранить кадровое ядро армии. Летом 1921 года в Петрограде создана первая милиционная бригада, а в январе 1923 года на новую основу переводят 10 дивизий. 8 августа 1923 года вышел декрет ЦИК и СНК СССР «Об организации территориальных частей и проведении военной подготовки трудящихся». В 1925 году в Красной Армии было 46 стрелковых и 1 кавалерийская территориально-милиционная дивизии.

В декабре 1923 года по решению Реввоенсовета СССР армия перешла на национально-территориальный принцип комплектования. Реформа проводилась под руководством главы РВС Троцкого. Лев Давидович предлагал создать в республиках национальные армии, которые должны были составить союзную армию. Очевидно, что реализация такой идеи быстро бы привела к очередной смуте и развалу СССР.

Большевики во главе со Сталиным понимали, что национальные армии станут лёгкой добычей националистов-сепаратистов. Поэтому идею Троцкого о национальных армиях отвергли, дав добро только на отдельные национальные части. Первоначальную программу выполнять не стали, её в 1924 году урезали.

При участии Михаила Фрунзе и благодаря работе специальной комиссии во главе с Феликсом Дзержинским был разработан и осуществлён в 1924–1925 гг. компромиссный вариант военной реформы. От радикальной идеи построения милиционно-национальной модели Красной Армии отошли.

В конце 1924 года Реввоенсовет СССР принял новый пятилетний план (1924–1929 гг.) национального строительства РККА. В его основу был положен принцип единства советских ВС. Фрунзе прямо указывал на опасность тенденции к «превращению национальных формирований в ядро национальных армий» и заявлял о несоответствии такой позиции «классовым интересам рабочих и крестьян». В результате план Троцкого, опасный для молодой советской государственности, разрушили.

К весне 1925 года национальные части составляли 10 % от численности РККА. Эти формирования были территориально-милиционными по своему составу и на 70 % состояли из коренного населения национальных республик и областей СССР. К 1928 году территориальные части составляли более 70 % стрелковых войск и 12 % кавалерии Красной Армии.


Троцкий на Красной площади (1920-е)

Продолжение следует…
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 марта 2024 05:31
    Отмечалось, что национальные дивизии уже созданы в Грузии, Армении и Азербайджане, предлагалось создать по одной милиционной дивизии в Белоруссии и на Украине.

    Кстати странно, об "украинизации" много чего понаписано и немало понапридумано, но почему то при всей украинизации нацдивизий - ни одной, так и не создано...
    1. 0
      18 марта 2024 06:14
      Атаманы Ангел, Хмара, Зеленый, Лихо, Данченко, Козыр-Зирка, Полиенко, Биденко, Живодер, Савонов, Трепет и многие другие мечтали реализовать в Украине свое видение «воли и свободы». А они сами себе создавали.
    2. +2
      18 марта 2024 06:33
      Цитата: Владимир_2У

      Кстати странно, об "украинизации" много чего понаписано и немало понапридумано, но почему то при всей украинизации нацдивизий - ни одной, так и не создано...

      Гражданская война показала, что "петлюровщина" на Украине, чревата последствиями и было принято решение, как и в царской армии, считать русских, украинцев белоусов одной нацией. Вовремя успели убрать Троцкого изстраны.
      1. +5
        18 марта 2024 06:56
        Цитата: carpenter
        Гражданская война показала, что "петлюровщина" на Украине, чревата последствиями и было принято решение, как и в царской армии, считать русских, украинцев белоусов одной нацией.

        Всегда считал "украинизацию" вынужденной мерой, для привлечения укросоциалистов к борьбе за выживание Советской России. А никакой не мерой по борьбе с "великоросским шовинизмом".

        Потому что Ленин этим "шовинизмом" укорял Сталина и Орджоникидзе, под прикрытием Дзержинского когда они навели шороху в Закавказье, в том числе и мордобоем местным "совкнязькам" из нацменов. lol
      2. +3
        18 марта 2024 07:24
        Цитата: carpenter
        Вовремя успели убрать Троцкого изстраны
        А потом так же во время и ледорубом по голове wink
    3. -10
      18 марта 2024 07:58
      ну вот наконец тема насаждения национализма и вышла на первый план.
      Это к постоянному разговору ,"великодержавном шовинизме" ,а так же чья же была Великая Отечественная война ,
      Самсонову надо бы не забыть поговорить про знаменитую Панфиловскую дивизию и её национальный состав,а то там много вранья образовалось.
      При всём различии Российской Империи и Союза Советских Республик -опущу социалистических-это просто декларация эти две страны странным образом имели кое что общее ,а именно -создание новых народов и национальных образований,той же украины и украинцев,создание прибалтийских образований,хотя прибалтийские земли были населены в большей степени руским же населением.
      -Вильно/Вильнюс-вольный город
      -Рига-этимололгия/происхождение слова сарай для снопов хлеба и обмолота.
      -Таллин/дальний-Ревель -Колывань в прошлом -руский город.
      -Режекне-Режица
      До сих пор в низовьях Мемеля/Руса находится город Рус
      -Кёнигсберг-Королевец
      -Лиепая-Либава/Любава
      можно говорить про создание новых народах при РИ на кавказе и в Средней Азии.
      -народ казаков Черкасов стал -черкесами
      -народ калмыков-европиодидов стал калмыками -монголоидами.
      Со времён Богдана Хмельницкого ,когда произошли славянские войны ,католицизированных славян поляков/полян и православных руских и казаков проживающих почти по всей украине от Киева до Крыма по днепру и на реках Донце,Кальмиусе,Доне и на Кубани до Кавказа на Тереке-Терские казаки.Эти земли принадлежали народу казаков,хотя официальная наука упёрлась рогом и казаков ни в каком виде за народ не признаёт,вот мелкие народцы,черкесы,калмыки-монголоиды ,ханты-манси это народы ,а казаки с их огромной самобытной культурой-это не народ.
      Неплохо бы хоть какому то историку вспомнить ,что на великой славянской реке Дунай тоже были казаки гайдуки ,что как то сильно пересекается формой с гайдамаками с поднепровью.
      Есть вообще не вписывающиеся в ОИ факты ,когда казаки на морских многопалубных кораблях ходили по морям,ведь по ОИ у казаков были всякие чайки,да баркасы.
      [quote][/quote]
      1. +1
        18 марта 2024 08:47
        От слова черкес произошело слово черкасы . Кабардинский язык отличается от русского .
        1. -3
          18 марта 2024 08:49
          как могло произойти черкасы от черкесов ,когда сами черкесы себя называют адыгами? Да и проживали казаки -Черкасы от Дикого поля до Кавказа,а черкесы ,где проживали?
          1. +1
            18 марта 2024 09:05
            Черкассы первое упоминание 1380 годы . Первые поселения казаков на Тереке появились в 14 веке.
          2. +7
            18 марта 2024 09:06
            Да ,богата земля русская историками идиотами . Книжки читай .
            1. -7
              18 марта 2024 09:10
              как может неруский деон разбираться в казаках-черкасах?
              1. +3
                18 марта 2024 12:45
                Не русский деон пишет по русский лучше тебя , руский
                1. -3
                  18 марта 2024 16:31
                  ты про руский ,что ли?
                  уже писал многократно,что сдваивать согласные в корне это не по руски ,не в традициях нашего народа,а зато в традициях народа немецкого.
                  У немцев -единственных есть такая буква
                  -ẞ ß [ɛs’t͡sɛt] Eszett /s/ heiß Стоит в середине или конце слова и читается как обычный звук /s/.
                  так вот эта буква пример того ,как немецкое произношение двойное
                  -S s [ɛs] Samuel (до 1934 — Siegfried) /s/, /z/ Bus, sehen
                  превратилось в одну эстзет.
                  Руским тоже навязали двойное сс,но руские то так не говорят
                  -русский
                  а говорят так
                  -руский
                  не произнося двойное с.
                  так что и сам ты нерусь и пишешь по не руским правилам.
                  1. 0
                    18 марта 2024 17:43
                    Россия это греческое слово и пишется с удвоенным "с". А если следовать вашим правилам то нам следует вернуться во времена Мономаха и писать без разделения между словами.
                    1. +2
                      18 марта 2024 18:06
                      Этимология
                      Происходит от ст.-вел.-русск. Россіꙗ (с XVI в., по Фасмеру впервые в Моск. грам. 1517 г., также у Ивана Грозного, Аввакума и др.), от более раннего Росіꙗ (с XV в. по 1720-е гг.), обе формы использовались как синонимы слова Русь в сочетании всея Руси в титулатуре — первоначально митрополичьей (позднее патриаршей), затем и великокняжеской (позднее царской) — наряду с постепенно вытесняемыми формами типа «Русия, Руссия». Ср. народн. Росея, Россея из ст.-вел.-русск. Росѣꙗ, Россѣꙗ (с к. XVI в.). Далее из русск.-цслав. Рѡсїа (впервые в выходной записи южного славянина митрополита Киприана в 1387 в сочетании всеѧ Рѡсїѧ, совр. русск.-цслав. Рѡссіа), из ср.-греч. Ῥωσία ‘страна росов; Русь; Русская митрополия’ (с X в., ср. нов.-гр. Ρωσία, Ρωσσία, Ρουσία, Ρουσσία ‘Россия’), от ср.-греч. Ῥῶς (в значении ‘росы, варяги’ с того же времени), из того же источника, что и Русь. Греческая форма попала в ц.-сл. из языка патриаршей канцелярии в Константинополе, откуда идёт и различение Μεγάλη Ῥωσία «Великороссия» и Μικρὰ Ῥωσία «Малороссия».

                      в этой статье википедии не говорится ,что Россия слово греческое,равно ,как употребляли написание и с одной с и с двумя с.
                      1. +2
                        18 марта 2024 18:21
                        а вот вам пример среднегреческого,это св.София Царь град
                        мозаика Христос принёс благую весть Константину и Зои.
                        Написано
                        -Зои неусе вестати аугуста

                        очень по среднегречески особенно
                        -неусе-несёт
                        -вестати-вести
                  2. +1
                    18 марта 2024 17:45
                    Да ,тяжелый случай. Школа сколько этажей была.
              2. 0
                18 марта 2024 12:47
                Русские называли адыгов касогами (можно почитать летописи - поединок князя Мстислава Тмутараканского и касожского князя Редеди (1022 год), в котором русский князь зарезал его, и Лиственскую битву (1024 год), в которой со стороны Мстислава участвовали северяне, касоги, хазары, ну и собственно дружина князя из русских).
                Черкесы - это не самоназвание, по всей видимости греческое или чье-то еще, нечего удивительного, что русские перенесли это название на казаков.
                1. 0
                  18 марта 2024 13:26
                  Название «черкесы» использовалось тюркскими народами (главным образом татарами и турками), а также русскими. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый экзоэтноним «черкесы». При этом их также иногда называли турецким именем «казаки».
                  По С. М. Соловьёву первое упоминание о казаках на Руси встречается в конце первой половины XV века, когда в летописи «Повесть о Мустафе царевиче»[Комм 5] упоминаются казаки рязанские, «которые пришли на помощь к рязанцам и москвичам против татарского царевича Мустафы» в конце 1444 года[26].

                  Первые польские сведения о казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали «казаки-христиане»[27]. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов[28].


                  Надпись на одной из старинных украинских картин с казаком Мамаем: «Не завидую никому — ни панам, ани царю. Богу своему святому я за всё благодарю! Хотя тилом и не славен, но жизнь весело веду, У дилах своих исправен, я вовик не пропаду».
                  Ещё одно из первых упоминаний в польских хрониках о казаках относится к 1493 году, когда потомок Мамая черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. «Казак Мамай» стал с тех пор героем фольклора и лубочных картин Украины и символизировал казаков.
                  Православный князь Дмитрий Вишневецкий в 1552 году заложил Сечь на острове Хортица ниже Днепровских порогов, где она с тех пор и известна.
                  Предками донских казаков были люди, бежавшие из центральных районов Русского государства от феодально-крепостнической эксплуатации в степь («дикое поле») и оседавшие на Дону, где в 15 в. между Азовом и р. Медведица образуются первые поселения казачества, независимого от центральной власти
                  1. -1
                    18 марта 2024 16:33
                    казаки это руское слово ,а ни какое не турецкое и означает
                    -казак-казистый т.е. красивый.
                    1. +1
                      18 марта 2024 16:58
                      Слово «казак» — тюркского происхождения и означает «вольный кочевник, свободный человек, бродяга».
                      1. +3
                        18 марта 2024 17:02
                        тюрского народа не бывает,есть группа тюрских народов говорящих на тюрских наречиях.
                        У какого конкретно народа говорящего на тюрском казак это вольный и свободный и бродяга?
                      2. +1
                        18 марта 2024 17:09
                        основы руского языка

                        -белый-беляк
                        -руский-русак
                        -левый -левак
                        -умный-умник
                        -вожатый-вожак
                        -холостой -холостяк
                        -казистый -казак
                        -большая дорога-большак
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
              3. +1
                18 марта 2024 12:55
                P.S. я русскую культуру и историю очень люблю, но считаю, что к другим народам (и их истории), в том числе проживающим в России, надо относиться с уважением.
                Тем более, наша история зачастую чудесным образом переплетена.
                Ее нужно стараться исследовать максимально достоверно, а не лепить какие-то нереальные исторические конструкции.
                1. +4
                  18 марта 2024 23:51
                  русскую культуру и историю очень люблю, но считаю, что к другим народам (и их истории), в том числе проживающим в России, надо относиться с уважением.


                  Уважение должно быть взаимным !!!!
                  И если понаехавшие на исконно русские земли всевозможные инородцы с Кавказа и Средней Азии плюют на наши обычаи и традиции, то почему коренные жители должны у себя терпеть всю эту "дикарщину" противную РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
            2. +3
              18 марта 2024 09:32
              Про многопалубные корабли казаков надо было в начале поставить, чтобы дальше можно было не читать.... hi
              1. -1
                19 марта 2024 13:07
                эээ все мы потомки гиперборейцев так то доказано РЕН ТВ)))и многопалубные корабли это уже упадок был а до этого мы на виманах по небу рассекали и воевали атомными бомбами и магией лемурийцы не дадут соврать)))клянусь своей алмазной палицей ИНдры век самадхи не видать wassat
        2. 0
          18 марта 2024 09:15
          да но только кабардино-черкесский язык это по сути язык адыгский ,что требовалось и доказать.
        3. +2
          18 марта 2024 10:45
          Цитата: Deon59
          От слова черкес произошело слово черкасы
          Были и черкесы (этнос), но были и черкасские казаки, которые впитали в себя множество народов, включая и черкессов
      2. +2
        18 марта 2024 08:51
        Цитата: Тринитротолуол
        ну вот наконец тема насаждения национализма и вышла на первый план

        А чего еще ожидать от правых и псевдолевых?
      3. 0
        18 марта 2024 09:39
        А ещё было такое знамя, приписываемое Ермаку.

        Видимо у казаков были не только галеоны, но и львы, с единорогами.
        1. +3
          18 марта 2024 09:56
          трон Ивана Грозного ,лев и единорог
          1. +2
            18 марта 2024 10:00
            И орёл двухглавый, с чего Вы взяли , что изображение на знамени - это подтверждение того, что казаки ходили на многопалубных судах?
            1. +1
              18 марта 2024 10:03
              ну да ,а как же ,когда на клетке со слоном видишь надпись буйвол ,то не верь глазам своим.
              1. +2
                18 марта 2024 10:07
                Там ещё надпись есть, отсылающая к императору российскому, у которого как раз и был флот линейных кораблей.

                Кстати, насчёт Ивана Грозного, он же был женат на Марии Темрюковне, из "черкас пятигорских девица"...
      4. +1
        18 марта 2024 09:59
        Цитата: Тринитротолуол

        Самсонову надо бы не забыть поговорить про знаменитую Панфиловскую дивизию и её национальный состав,а то там много вранья образовалось.

        Да, я тоже об этом подумал. Полагаю, что можно найти данные по нац. составу дивизии на момент ее формирования и появления на фронте.
        Название статьи не соответствует ее содержанию. За это упрек автору.
      5. 0
        20 марта 2024 08:39
        А я ещё над протоукрами смеялся...
    4. +2
      18 марта 2024 19:05
      Также действовало правило, по которому в каждой воинской части должно было служить не менее 75% русских.

      Наверное маршал Баграмян прекрасно был осведомлен об этом правиле, но внес свою поправку.

      но почему то при всей украинизации нацдивизий - ни одной, так и не создано...

      Может потому, что в это время Украина была еще большим "Гуляй полем"?
      И позже на смогли уже по причине военной реформы 1924-1925 годов.
      Пока Ленин был в ослабленном состоянии Троцкий пытался что-то свое протащить, а после смерти вождя, ему уже не позволили своевольничать.

      В декабре 1923 года по решению Реввоенсовета СССР армия перешла на национально-территориальный принцип комплектования. Реформа проводилась под руководством главы РВС Троцкого. Лев Давидович предлагал создать в республиках национальные армии, которые должны были составить союзную армию. Очевидно, что реализация такой идеи быстро бы привела к очередной смуте и развалу СССР.

      Большевики во главе со Сталиным понимали, что национальные армии станут лёгкой добычей националистов-сепаратистов. Поэтому идею Троцкого о национальных армиях отвергли, дав добро только на отдельные национальные части. Первоначальную программу выполнять не стали, её в 1924 году урезали.

      Ну, стало быть, и правильно сделали, что его самого потом тоже немного "урезали" в Мексике.
      1. 0
        19 марта 2024 03:50
        Цитата: alystan
        а после смерти вождя, ему уже не позволили своевольничать.

        Ну и очень хорошо. Я к тому, что "украинизация" не была ради противовеса "великорусскому шовинизму".
    5. +1
      18 марта 2024 20:41
      Кстати странно, об "украинизации" много чего понаписано и немало понапридумано, но почему то при всей украинизации нацдивизий - ни одной, так и не создано.

      Потому что не было грузинских, армянских, азербайджанских дивизий, и не было и украинских дивизий в российской императорской армии.
  2. +6
    18 марта 2024 05:57
    малые народы прогрессировали за счёт ресурсов и кадров русского народа
    Все что нужно знать о дружбе народов и интернационализме.
    1. 0
      18 марта 2024 06:25
      И что ? Да ,у просоветского народа была и Дружба народов и прогресс ,а у антисоветского народа ,захватившего республики СССР -ненависть между народами , и тотальная деградация .
      1. -1
        18 марта 2024 08:09
        За "Советы без большевиков"-лозунг с которым шли обманутые революционные матросы на Петроград во время Кронштадтского восстания.
        Интересно какой была бы страна если матросам удалось бы выбросить большевиков из Советов?
        1. +3
          18 марта 2024 08:12
          Ха ,это бредовый лозунг . Если против большевиков -то за врагов большевиков ,которые что в 1917-1922 годах ,что после захвата ими СССР , только жаждали отнять страну у большевиков-коммунистов и их сторонников ,но никогда не собирались ничего полезного делать для страны и народа . И не сделали .
          1. -5
            18 марта 2024 08:18
            не надо связывать страну,советы и большевиков.Это Разные понятия.
            Советы это понятие руское ,большевики в своём основании -нерусь.
            Если при РИ руская армия мужественно сражалась с немцами на фронтах ,то большевики придя к власти тут же устроили похабный мир со сдачей руской земли и огромных откупных золотом кайзеру.На это что скажете?
            1. +3
              18 марта 2024 08:22
              А с какой стати надо связывать со страной и Советами вас ,врагов большевиков -коммунистов и их сторонников ,да еще с вашей трусливой "идеологией ", что вы все "ни при чем " к тому ,что вы сделали и при Советской власти ,и после захвата вами СССР ?
              Вы даже вину за развязанную внешними и внутренними врагами большевиков Гражданскую с целью свержения власти большевиков -свалили на самих большевиков .
              1. -5
                18 марта 2024 08:46
                наверно потому ,что слова дума и совет -это руские слова и именно в руском коллективе обществе принято было советоваться ,потому руское общество всегда жило общиной.А вот большевики со своим "Земля крестьянам" и троцкой-бронштейновской многочасовой болтавнёй нагло втёрлись в доверие Советов просто обманули руский народ в советах,что позже ,когда начались массовые большевистские репрессии стало всем видно.
                Поэтому не путайте Советы и большевиков и вместе их употреблять не надо.
                1. +4
                  18 марта 2024 08:50
                  ЕЩЕ раз Советы без большевиков-это Советы из врагов большевиков ,а никаких Советов у врагов большевиков не было ,как и нет их после захвата СССР врагами большевиков ,у которых все 106 лет советского и вашего антисоветского периодов никогда нет было ничего и никого хорошего для своей страны и народа .
                  1. -3
                    18 марта 2024 08:53
                    матросы же шли с таким лозунгом,а стало быть были За Советы и против большевиков именно так это была борьба за Советы.
                    1. +1
                      18 марта 2024 08:55
                      Вы непрошибаемы . Всего хорошего .
                    2. +3
                      18 марта 2024 09:09
                      А кто из матросов разбирался в политических тонкостях? Единицы! Не только матросы, но и крестьянство было недоволтны продразверсткой, основной мотив недовольства в 20 году и Ленин и партия большевиков проявили гибкость, поняв тупиковость и перешли к большим изменениям в стране, что позчолило чуть полкопить легпг, вздохнуть населению и потом перейти к индустриализации,.
                      1. 0
                        18 марта 2024 09:29
                        а чё тут разбираться,когда видишь еврейскую морду ,которая вещает "против войны и вечный мир" то знай ,что тебя обманывают,тут и разбираться не надо.Из истории Свердлова -Янкеля,как то он пытался выступить перед рабочими одного завода ,так еле ноги унёс,потому что "безграмотные " работяги так отметелили революционера,что навсегда запомнил,поэтому ,когда вошёл в большевистское правительство ,а был Малый Совнарком Свердлов немало погубил руских жизней.
                        Кстати кронштадское восстание произошло в 21году,а восстание чембарников в 22г.Это по официальной истории.
                      2. -1
                        18 марта 2024 18:02
                        Ну, это в 19 году Свердлов получил поленом по лбу от рабочих железнодорожников и умер от "испанки". А "красный террор" был открыт сразу после убийства Урицкого 18 августа, а не после покушения на Ленина, которое произошло 30 августа 18 года.
                      3. 0
                        18 марта 2024 19:44
                        У меня опечатка оба покушения в один день утром убит Урицкий, вечером того же дня покушение на Ленина.
                      4. +1
                        19 марта 2024 00:15
                        Не только матросы, но и крестьянство было недоволтны продразверсткой, основной мотив недовольства в 20 году и Ленин и партия большевиков проявили гибкость, поняв тупиковость и перешли к большим изменениям в стране,.


                        Эта гибкость называется БОЛЬШЕВИССКИЙ ТЕРРОР
                        О крестьянском мятеже Александра Антонова в Тамбовской области в 1920 году, говорить не любят. Ведь в его подавлении участвовали части Красной Армии, брошенные воевать против своих же граждан.
                        Восстание началось с острой нехватки хлеба. В 1920 году Тамбовскую область поразила засуха. Урожай оказался совсем небольшим, но власти не захотели снижать объемы продразверстки и решили переложить весь груз неурожая на крестьян. Приближающийся голод оказался последней каплей, переполнившей чашу терпения сельских жителей, и в области вспыхнул мятеж. Во главе беспорядков встал Александр Антонов. Самое интересное, что предводитель крестьянского восстания был профессиональным революционером, но не большевиком, а эсером.
                        Потом насильственная коллективизация и массовое истребление сельского "среднего класса" зажиточных крестьян под названием РАСКУЛАЧИВАНИЕ.
                        Как следствие - страшный голод (ГОЛОДОМОР) и смерти миллионов крестьян в начале 30-х годов, а Большевики в это время везли эшелонами зерно за границу.....
                        лозунг "БЕЙ ЖИДОВ-СПАСАЙ РОССИЮ" был актуален во все времена и в суровом 20-м и в лихие 90-е не просто так.....
            2. +1
              18 марта 2024 09:01
              Цитата: Тринитротолуол
              то большевики придя к власти тут же устроили похабный мир со сдачей руской земли и огромных откупных золотом кайзеру.На это что скажете?

              Продолжать войну в условиях революции нарастающей гражданской войны было нереально, и вы это сами прекрасно понимаете. Но большевики хотя бы заключили "похабный мир", а так любимые всеми почитателями хрустобулочников великие АмпИраторы-Князья втянули страну в похабную войну, погубив миллионы.
              1. -4
                18 марта 2024 09:09
                а никто и не за слабовольного николашку и предателей великих князей.Этот неруский немецкий клан со своими немецкими же родственниками из Австровенгрии,Болгарии ,да и антанту сюда же решили устроить мировую войнушку за передел мира и мировоззрение.
                Вы и остальные должны понимать ,что с одной стороны есть все руские и с другой стороны все неруские ,вот тогда становится понятной политика царская ,временного правительства,большевиков,антанты и всех остальных.
            3. +3
              18 марта 2024 09:06
              А кто и что привело к развалу императорской армии? Кто составил издал ннаменитый приказ номер 1?и что, все поголрвно большевики были не русские? Большевики взяли власть на фоне полного развала армии, обьективно, в конце 16 начале 17 года солдатская масса стала осозновать бессмысленность войны, одни гибли, нищали, голодали, другие обогощались, жировали и все это в одной стране.
              1. -2
                18 марта 2024 09:50
                то что вся СМУТА пошла ,как обычно сверху от "аристократии" ,а в 80-90г от партии с этим согласны все.Гражданское общество надо было раскачать,тогда первый план выходили профессиональные болтуны из Думы и всякие партийцы нового и старого типа.
                Основной костяк большевистской партии это конечно руские ,потому что руских было тогда большинство,но по закону"партийного централизма"- безусловного выполнения всех приказов руководства партии основная масса партии подчинялась руководству ,которые были все нерусь,ленин,троцкий ,свердлов,сталин ,каменев,дзержинский,луначарский,урицкий и так далее.
              2. 0
                18 марта 2024 10:12
                Примечательно,на фронте в годы ПМВ,официально миллионными тиражами распространялись либеральные газеты с речью Милюкова Глупость или измена? А так же с информацией о том что императрица и Распутин немецкие шпионы, а все на большевиков сваливают это они армию разложили.Ага.
                1. -1
                  19 марта 2024 00:39
                  Глупость или измена? А так же с информацией о том что императрица и Распутин немецкие шпионы, а все на большевиков сваливают это они армию разложили. Ага.

                  Как раз большевики и были главные немецкие шпионы, осуществившие на немецкие деньги октябрьский переворот в России.
                  Главным выгодополучателем позорного "Брестского мира" стала Германия, несмотря на то, что им удалось к началу 18г занять часть российских территорий (польские и литовские земли, а также западные регионы современных Латвии и Белоруссии), победа над Россией в ближайшей перспективе не просматривалась.
                  За выход из Первой мировой войны Россия заплатила огромную цену — были потеряны территории площадью до миллиона квадратных километров с населением свыше 56 миллионов человек и колоссальным промышленным потенциалом.
                  В конечном итоге, победила точка зрения Ленина, выступавшего за немедленное принятие требований противника ради спасения политического режима.
                  Брестский договор помог большевикам удержаться у власти, а ради этого они были готовы платить любую цену и идти на всё....
      2. +3
        18 марта 2024 08:55
        Цитата: tatra
        Да ,у просоветского народа была и Дружба народов и прогресс

        Это всячески и хотят замылить, обезобразить и вырезать из истории местные князьки, ведь только на разделении держится их власть.
        1. +3
          18 марта 2024 08:58
          Это вообще ,сюрреализм какой-то ,враги СССР после захвата и расчленения ими СССР ,доказавшие ,что они ненавидят друг друга ,распинаются "да не было в СССР никакой Дружбы народов ".
        2. 0
          18 марта 2024 09:15
          Цитата: FIR FIR
          Цитата: tatra
          Да ,у просоветского народа была и Дружба народов и прогресс

          Это всячески и хотят замылить, обезобразить и вырезать из истории местные князьки, ведь только на разделении держится их власть.

          Анекдоты про чукчей и армян- явно ж прям вчера придумали.....
        3. 0
          19 марта 2024 00:52
          А резня русского населения на Кавказе и в Средней Азии конце 80-х и начале 90-х ???
          Почему про эти события власти замалчивают всеми способами???
          Кто ответил за гибель и страдания миллионов Русских людей?
          Почему мы должны забыть всё это ЗЛО и дружелюбно принимать в русские города детей и внуков тех бандитов которые вырезали ночами русские семьи, массово насиловали русских женщин, выгоняли из домов и всячески издевались?
          Они покаялись - НЕТ
          Они попросили за преступления отцов и дедов прощения -НЕТ
          Они приехали и насаждают русским людям в русских городах свои "дикие" правила и устои ...
          Что это если не ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА ?
      3. +3
        18 марта 2024 14:35
        Цитата: tatra
        антисоветского народа ,захватившего республики СССР
        "Захватчики" пришли откуда то, или это взращённая компартией партийно-хозяйственная номенклатура, которую "старцы" (долгожители из Политбюро) тасовали с одного руководящего поста на другой, как карточную колоду "своих людей"?
      4. +2
        18 марта 2024 19:16
        Цитата: tatra
        Да ,у просоветского народа была и Дружба народов и прогресс

        Которые как-то сразу исчезли.
        Цитата: tatra
        а у антисоветского народа ,захватившего республики СССР

        То есть у коммунистов.
      5. 0
        18 марта 2024 20:47
        Просто этот автор так видит мир, у каждого свои недостатки, а иноагенты научились шифроваться, но продолжат работать на раскол.
  3. +3
    18 марта 2024 06:23
    Да,в общем и целом национальная политика нынешней власти не отличается от политики большевиков.На словах одно,в реальности подавление самосознания русского народа.
    1. +3
      18 марта 2024 06:42
      Цитата: Grencer81
      .На словах одно,в реальности подавление самосознания русского народа.

      Один раз за всё время, только И.В.Сталин, вспомнил с благодарность о русском народе 24 мая 1945 года на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии

      Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

      Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

      Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
      1. -1
        18 марта 2024 10:06
        Вместо этого чудесного тоста можно было бы просто перестать дотировать союзные республики за счёт бюджета РСФСР.
      2. +1
        18 марта 2024 15:27
        Цитата: carpenter
        Один раз за всё время, только И.В.Сталин, вспомнил с благодарность о русском народе
        Если напоминать об этом каждый хотя бы праздничный день, то остальные народы вместо благодарности будут чаще думать о второсортности, которой их подгружают. Русские не нуждаются в регулярном бахвальстве, напоминанием о себе как государствообразующем этносе империи. У нас нет "вторичных и третичных" наций. Есть свои сказки, песни и пляски и своя история у каждого этноса в России. На этом этнокультурное своеобразие русского народа переходит в рамки общей российской гражданско-политической нации. Со стороны нас всех называют русскими, и между собой русским не нужно культивировать сознание особой нации, стоящей над другими, или требующей к себе повышенного политического внимания власти. В этом суть нашей государствообразующей русской нации со времён Киевской Руси, ассимилировавшей в себе и полян, и древлян, а также других не только восточных и не только славян. И в этом залог единства многонационального народа России.
    2. +6
      18 марта 2024 07:37
      Ну "самосознание " русских врагов большевиков мы наблюдаем все 32 года после захвата ими РСФСР . Все они трусливо "ни при чем " и к захвату ими РСФСР ,и к тому ,что они сотворили с Россией и русским народом .
      Но зато они все ":при чем " к тому ,что они поимели за счет России и русского народа ,и из-за чего им всем и "а сейчас лучше ,чем в СССР ".
      И из того русского ,что было при Романовых и коммунистах ,они оставили только русский язык ,да Православие .
      1. +1
        18 марта 2024 20:53
        Вам скажут, что это неправильные олиграхи рулили во главе с Эльциным, а сейчас начнут правильные рулить.
  4. -1
    18 марта 2024 06:50
    Цитата: Dart2027
    малые народы прогрессировали за счёт ресурсов и кадров русского народа
    Все что нужно знать о дружбе народов и интернационализме.

    ещё насчёт ресурсов и кадров. В Брежневское время , например в республиках Прибалтики , школы были разделены на национальные для детей местных прибалтов и для детей переселившихся в Прибалтику русских . Тогда не было в Прибалтике термина русскоговорящие . Неважно где семья раньше жила - в РФСР или там Белорусской или Армянской ССР - все они считались русскими . Притом , что дети прибалтов родились в Прибалтике , что дети переевших из Белоруссии , России или там Армении родились тоже в той же Прибалтике . Так вот , в средней школы в старших классах последние два года где учились русские мальчики , несколько раз приходили представители из военкоматов и из РОНО объяснять про высшие военные училища и об профессии офицера СА , про условия поступлений т.д . А вот в школы с "национальными абитуриентами " таких "приходов" ни когда не было . То есть , защита СССР тоже происходила за счёт русского народа , потому что армии без офицеров для защиты страны не бывает . Да , отслужить как ни будь срочную два-три года и всё . Про основную задачу об защите Родины пусть думает , пусть старается и пусть работает русские и русскоговорящие ,как сегодня сказали бы , из своих национальных ресурсов выращивая важнейшее звено защитников Родины -офицеров . А из коренных прибалтийцев офицер СА или ВМФ были почти что музейная редкость... Вот такая вот "дружба народов с интернационализмом"
    1. +4
      18 марта 2024 10:14
      Цитата: север 2
      А из коренных прибалтийцев офицер СА или ВМФ были почти что музейная редкость... Вот такая вот "дружба народов с интернационализмом"

      По предложению Я.Калнберзина и В.Лациса, Сталин согласился создать латвийские национальные части, которые в качестве 201-й Латышской
      стрелковой дивизии были включены в состав Северо-Западного фронта. Первый состав дивизии почти на 70% состоял из добровольцев.Латышские части участвовали в обороне Москвы.
      Латышские воинские части участвовали в боях в районе Великих Лук и в освобождении Латвии.
      За участие в операциях по освобождению Даугавпилса и Риги Латышский стрелковый корпус награждён орденом Суворова II степени.
      Латыши, сражавшиеся в дни Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, служили не только в её латышских национальных формированиях. Они принимали участие в боях на многих участках протянувшегося на несколько тысяч километров фронта. Ряд латышей был, в частности, среди высших командиров Красной Армии, стоявших во главе армий, корпусов, дивизий и бригад. Некоторые из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
      Так, генерал-майор Э.Я.Магон (Магоне) командовал 45-м стрелковым корпусом 13 армии. Пал смертью героя в одном из боёв в Могилёвской области.
      Генерал-полковник М.А.Рейтер командовал 20-й армией. Затем он был командующим Брянским фронтом, а в последующем командовал войсками Степного, затем Южно-Уральского военного округа."»

      У моего отца - офицера ВМФ были два друга латыша, оба служили на подводной лодке, а начальник штаба был грузин. Когда переехали в Большой Камень, то там больше половины офицеров были украинцами, также встречались армяне и латыши. Все вели себя достойно своей формы, никогда я не слышала ругани и хоть какого-то намека на национальный вопрос. Все были гражданами одной великой страны.
  5. -4
    18 марта 2024 07:03
    ".... И нехристь староста татарин меня корит, а я терплю..." Неплохой был бы эпиграф?

    При царях русские вообще не понимали национальности, а русские дворяне свою политику свели к тому, что у власти поставили немцев. Понятие "нация" появилось лишь в 19 веке.. Эти дворяне просто не знали, что она - их политика, называется словом "национальная".

    И только русские богатыри Ельцин, Гайдар и Чубайс надоумили русских, что неча им кормить не русских laughing
    1. -3
      18 марта 2024 07:38
      Немецкая принцесса Софья -Фредерика Ангальт -Цербстская,которая известна более под именем Екатерины Великой, сделала для России в разы много больше,чем некоторые урождённые Рюриковичи.
      1. +1
        18 марта 2024 07:55
        Грузин Сталин, под командованием которого служил упомянутый "русский патриот" Баграмян тоже сделал немало.

        Но русский народный любимец Ельцин оставил всех далеко позади, в том числе и рюриковичей, чтобы они там ни делали...
        1. 0
          18 марта 2024 09:59
          Цитата: иван2022
          Грузин Сталин, под командованием которого служил упомянутый "русский патриот" Баграмян тоже сделал немало.

          Когда к Сталину подошел растроганный маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко: ''Как вы, товарищ Сталин, замечательно сказали о русском народе! ... Сталин сердито ответил: ''Я не грузин - я русский грузинского происхождения!''
      2. +10
        18 марта 2024 08:00
        Нельзя забывать, что и нагадила изрядно. Один указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» заложил мину под дальнейшее развитие России похлеще любых большевиков. Прогрессируюшее отставание страны в XIX веке - её рук дело. Так что - не такая уж она и великая, как нам любят преподносить..
        1. -2
          18 марта 2024 08:05
          И какую же мину заложили большевики под дальнейшее развитие России ? РФ -это на 90% всё та же РИ ,но в РИ, в отличии от РФ , хоть было действительно большое число умных ,талантливых ,великих людей ,которые принесли большую пользу и славу России ,
          1. +4
            18 марта 2024 08:07
            Да я просто цитирую нашего безальтернативного... У него вечно во всём виноваты либо большевики либо половцы с печенегами..
            1. +1
              18 марта 2024 11:35
              "Как ныне сбирается Вещий Олег,
              Отмстить неразумным хазарам,
              Как вдруг подбегает к нему человек,
              К тому же разит перегаром..."
          2. -1
            18 марта 2024 19:18
            Цитата: tatra
            И какую же мину заложили большевики под дальнейшее развитие России ?

            Национальная политика и попытка строительства утопии.
        2. 0
          18 марта 2024 08:10
          Да уж, эта "матушка Екатерина" четвертовала Пугачева прямо в духе тевтонских традиций .... Так сказать "заложила основы", о которых потом с удовольствием вспоминал Гитлер. Когда утверждал, что только при немцах у русских был порядок
          1. +5
            18 марта 2024 10:03
            В духе традиций Стеньку Разина четвертовали, а вот Пугачеву в нарушение обычаев башку сразу усекли.
          2. +1
            18 марта 2024 10:35
            Так сказать "заложила основы"
            Алексей Михайлович видимо имел немецкие корни..Боярыню Морозову для начала пытками на дыбе пытались переубедить в верности старообрядчеству, а потом сожгли в срубе,Разина четвертовали с его братом Фролом,попозже, мучить не стали ,сразу буйную головушку отрубили.
            1. Комментарий был удален.
              1. +4
                18 марта 2024 11:16
                Рюриковичи от варягов
                Романовы как то не от Рюриковичей.
            2. -2
              18 марта 2024 11:20
              Цитата: kor1vet1974
              Так сказать "заложила основы"
              Алексей Михайлович видимо имел немецкие корни..Боярыню Морозову для начала пытками на дыбе пытались переубедить в верности старообрядчеству, а потом сожгли в срубе,Разина четвертовали с его братом Фролом,попозже, мучить не стали ,сразу буйную головушку отрубили.
              Это Вы к чему? Навязчивое желание "опровергать"?
              Но разве это отменяет тевтонские традиции? Или считаете, что Екатерина имела русские корни?
              Полагаю, что русские так сказать "окультурились", переняв обычаи Запада от рюриковичей.. Ибо о. Нестор хотя и называл древлян "зверями" , но не за жестокость.

              В следующий раз как возьмётесь опровергать, сначала подумайте, за каким..... laughing?
              1. +2
                18 марта 2024 12:14
                laughing А причем Алексей Михайлович Романов и тевтонские традиции? И в своем комментарии,не пишу о Екатерине II собственно где Вы увидели опровержение Вашего комментария? В моем комментарии о том как казнили Морозову,боярыню и братьев Разиных. laughingВы еще оскорбления напишите будет очень оригинально. hi
            3. 0
              18 марта 2024 11:37
              И при этом Михалыч имел кликуху "Тишайший"...)))
              Тихушник...)))
          3. -2
            18 марта 2024 11:36
            А надо было на кол,в лучших традициях Иоанна Грозного?)))
            1. +1
              18 марта 2024 12:18
              Почему же? Понять и простить в лучших традициях православия,но сжигать же в срубе?
        3. 0
          18 марта 2024 11:32
          Вообще то указ "О даровании вольности дворянству" принадлежит Павлу Петровичу.Екатерина всего лишь подтвердила его законность.
          1. +2
            18 марта 2024 11:56
            Да все в курсах вообще-то... Но подтверждение, а главное - практическую реализацию он получил таки уже при Екатерине.
            1. ANB
              +1
              18 марта 2024 22:03
              . Да все в курсах вообще-то

              Эээ. Оно, конечно, в курсах. Но Павел Петрович не мог издать указ, развить который смогла его мама. Это папа евоный указ то издал. А вдова подтвердила. Так как других вариантов у нее и не было.
        4. -1
          18 марта 2024 18:15
          Да, эта отсталая немецкая принцесса была благодарна отсталому русскому дворянству за то, что они сделали ей русской императрицей и сделали Россию богаче и сильнее. Бездельница. wink
        5. 0
          22 марта 2024 15:07
          Это еще наше всё - Александр Сергеевич отметил. Читаем А.С. Пушкин "О Русской истории XVIII века".
          Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их на счет народа и унизила беспокойное наше дворянство. Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло,приветливость привлекала, щедроты привязывали. Самое сластолюбие сей хитрой женщины утверждало ее владычество. Производя слабый ропот в народе, привыкшем уважать пороки своих властителей, оно возбуждало гнусное соревнование в высших состояниях, ибо не нужно было ни ума, ни заслуг, ни талантов для достижения второго места в государстве. Много было званых и много избранных; но в длинном списке ее любимцев, обреченных презрению потомства, имя странного Потемкина будет отмечено рукою истории. Он разделил с Екатериною часть воинской ее славы, ибо ему обязаны мы Черным морем и блестящими, хоть и бесплодными, победами в северной Турции.

          Униженная Швеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарность русского народа. Но со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия — и тогда голос обольщенного Вольтера не избавит ее славной памяти от проклятия России.

          Мы видели, каким образом Екатерина унизила дух дворянства. В этом деле ревностно помогали ей любимцы. Стоит напомнить о пощечинах, щедро ими раздаваемых нашим князьям и боярам, о славной расписке Потемкина, хранимой доныне в одном из присутственных мест государства, об обезьяне графа Зубова, о кофейнике князя Кутузова и проч. и проч.

          Екатерина знала плутни и грабежи своих любовников, но молчала. Ободренные таковою слабостию, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностию пользовались кратким его царствованием. Отселе произошли сии огромные имения вовсе неизвестных фамилий и совершенное отсутствие чести и честности в высшем классе народа. От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно. Таким образом развратная государыня развратила и свое государство.
      3. +6
        18 марта 2024 10:23
        Цитата: Grencer81
        Немецкая принцесса Софья -Фредерика Ангальт -Цербстская,которая известна более под именем Екатерины Великой, сделала для России в разы много больше,чем некоторые урождённые Рюриковичи.

        Просвещенный абсолютизм... Никогда ещё дворяне не упивались так вседозволенностью и абсолютной властью над "чернью". Крестьяин в правах находился где-то между дворовой собакой и овцой в стаде.
        1. +2
          18 марта 2024 11:28
          Между крестьяном-землепашцем и дворовыми людьми была огромная разница.Вот последних и выставляли на продажу.Кроме того, основная часть крестьян была государственной,т.е.принадлежащими монарху.
          1. +1
            18 марта 2024 11:55
            Цитата: Grencer81
            Кроме того, основная часть крестьян была государственной,т.е.принадлежащими монарху.

            Ко второй половине XIX века во владении помещиков было почти вдвое больше крестьян, чем у монарха. В XVIII веке было почти поровну.
            1. 0
              18 марта 2024 21:51
              Цитата: Doccor18
              Цитата: Grencer81
              Кроме того, основная часть крестьян была государственной,т.е.принадлежащими монарху.

              Ко второй половине XIX века во владении помещиков было почти вдвое больше крестьян, чем у монарха. В XVIII веке было почти поровну.

              у помещиков крестьяне размножались быстрее?
              1. 0
                19 марта 2024 06:07
                Одаривали вотчинами монархи своих любимцев направо и налево. А к вотчинам крестьяне полагались....
                1. 0
                  19 марта 2024 09:25
                  Александр Первый и Николай Первый свернули эту практику. При этих двух императорах процент помещичьих крестьян резко сократился. На момент отмены крепостного прав помещичьих крестьян было чуть больше 40 процентов от общего количества кремтьян.
            2. 0
              22 марта 2024 15:16
              Цитата: Doccor18
              Ко второй половине XIX века во владении помещиков было почти вдвое больше крестьян, чем у монарха. В XVIII веке было почти поровну.
              Точно второй половине XIX века во владении помещиков было почти вдвое больше крестьян, чем у монарха? Вот тут :
              https://www.demoscope.ru/weekly/2012/0493/nauka03.php
              другие сведения.
              К тому же кроме государственных были крестьяне :
              - удельные ( уделы великих князей, по сути те же государственные);
              - крестьяне различных ведомств ( поскольку ведомства государственные, то и эти крестьяне тоже государственные).
              Были еще свободные крестьяне остзейских губерний и Бессарабии на помещичьих землях...
          2. 0
            19 марта 2024 15:31
            Были государственные крестьяне, и были удельные крестьяне. Последние принадлежали царской династии. Положение и государственных, и удельных крестьян в целом было гораздо лучшим по сравнению с помещичьими крестьянами. А среди помещичьих крестьян наилучшим было положение тех, кто принадлежал крупным помещикам. Самыми жестокими эксплуататорами были мелкие дворяне.
  6. +3
    18 марта 2024 08:28
    К началу XX века лишь 29 % личного состава составляли австро-немцы, 18 % – венгры, остальные были различными славянами, румынами, итальянцами и т. д.
    Какие румыны и итальянцы к началу XX века?! И что за "австро-немцы"? - были просто немцы, причем по всей территории Империи. Статья сплошная абра-кадабра, в плане исторических примеров. У Наполеона была куча этнических формирований, вплоть до мамелюков при Аустерлице. У англичан немецкие полки, у королевской Франции ирландские и шотландские + швейцарская гвардия, у испанцев ирландские и валлонские и тд. Автор натягивает сову на глобус
    1. 0
      19 марта 2024 15:36
      В Австро-Венгрии в венгерской её части, Транслейтании, действительно проживало немало румын. Если точнее, примерно миллион. Ведь Трансильвания тогда входила в Венгрию. И итальянцы тоже были, на территории Цислейтании. Их было 350 тысяч.
  7. +3
    18 марта 2024 08:35
    В частности, проводила «украинизацию» военных соединений на территории бывшей Малороссии.
    Это кавалерийская дивизия Червонного казачества?1-й Украинская повстанческая дивизия под командованием Н. Г. Крапивянского и другие части которые формировались согласно приказам Всеукраинского центрального военно-революционного комитета?Это автор считает украинизацией РККА?
  8. 0
    18 марта 2024 10:51
    По некоторым вопросам можно спорить, конечно... А так-то да, ядро всех армий обычно государствообразующая нация или, как вариант, общность национальностей считающих себя одной нацией. Примеров много. Есть нюансы, но это вопросы технологий, а не принципа...
  9. +1
    18 марта 2024 17:39
    Фрунзе прямо указывал на опасность тенденции к «превращению национальных формирований в ядро национальных армий» и заявлял о несоответствии такой позиции «классовым интересам рабочих и крестьян». В результате план Троцкого, опасный для молодой советской государственности, разрушили.
    Непонятно какие источники использовал автор.

    Кто разрушил, когда?
    20.05.25 была принята пятилетняя программа строительства национальных частей и соединений, которая была успешно выполнена к 1929 г.
    При участии Михаила Фрунзе и благодаря работе специальной комиссии во главе с Феликсом Дзержинским был разработан и осуществлён в 1924–1925 гг. компромиссный вариант военной реформы. От радикальной идеи построения милиционно-национальной модели Красной Армии отошли.
    Кто отошел, куда отошел?
    Территориально-милицейское строительство РККА существовало даже в начале 30-х гг.
    По крайней мере так считают авторы двухтомника Двухсотлетие Военного министерства изданного РИЦ ГШ ВС РФ

    Автор взялся тащить ношу явно не по плечу, тут простым копипастом не обойтись, нужно проводить оценку и аналитику используемых источников
  10. -1
    18 марта 2024 19:32
    Статья от начала и до конца - бред сумасшедшего. Вопрос военных побед это вопрос технологии оружия и качества командования. Самая сильная армия на данный момент - это армия США, состоящая из разных национальностей и рас. У американцев лучшие военные технологии и отличная воинская дисциплина. Тут совсем не в национальностях дело.
    1. +2
      18 марта 2024 21:56
      Цитата: Türkiye
      Статья от начала и до конца - бред сумасшедшего. Вопрос военных побед это вопрос технологии оружия и качества командования. Самая сильная армия на данный момент - это армия США, состоящая из разных национальностей и рас. У американцев лучшие военные технологии и отличная воинская дисциплина. Тут совсем не в национальностях дело.

      а афганские "тапки" против am
  11. +1
    18 марта 2024 21:02
    Реформа проводилась под руководством главы РВС Троцкого. Лев Давидович предлагал создать в республиках национальные армии, которые должны были составить союзную армию. Очевидно, что реализация такой идеи быстро бы привела к очередной смуте и развалу СССР.
    Вот интересно из какого источника автор это взял?
    Дело в том, что Троцкого в 20-х вполне заслуженно называли отцом Красной Армии.
    Но когда Сталин начал его гнобить и в итоге выпер из СССР имя Троцкого стали планомерно вытравливать из истории КА, попутно огульно приписывая ему какой-то негатив.
    И к концу 30-х пропаганда сделала свое дело, народ уже начасто забыл о его роли в создании армии.

    А в 1939 г. Ворошилов уже писал:
    Сталин — международное имя, ставшее знаменем борьбы за великие идеалы человечества.

    Наряду с этим — это имя Красной Армии. Вооруженная защита победившего социализма, строительство Красной Армии Советского Союза, ее история, ее сила и могущество, ее сплоченные и стальные ряды, ее техника и героические кадры — неразрывно связаны с именем Сталина.

    Нельзя отделить историю и строительство вооруженных сил Советского государства от Сталина. Нельзя говорить и писать о Сталине, чтобы не говорить и не писать о героической истории и героических битвах Красной Армии так же, как нельзя говорить и писать о Красной Армии, чтобы не говорить и не писать о Сталине, который, в тесном содружестве с Лениным, ковал ее устои еще у колыбели ее зарождения.

    О Сталине, создателе Красной Армии, ее вдохновителе и организаторе побед, авторе законов стратегии и тактики пролетарской революции — будут написаны многие тома.
    А во времена Хрущева уже и Сталина от отцовства отодвинули - так постоянно переписывалась история нашей страны
    1. +1
      18 марта 2024 22:31
      Так и сейчас все, что относится к советскому периоду, аккуратно вымарывается из истории.
  12. +1
    19 марта 2024 15:39
    На татар и башкир распространялась всеобщая воинская повинность в Российской империи, хотя это преимущественно мусульманские народы. Дело, наверное, в том, что они были давно интегрированы в российский социум, в отличие от недавно присоединённых мусульман Туркестана и Кавказа.
  13. 0
    24 марта 2024 10:54
    Какой это. " Тогда русский суперэтнос ещё не делили на русских (великороссов), украинцев-малороссов и белорусов. " Это какой тогда суперэтнос,если русмкий полиэтноним? Опять статья из Америки?
  14. 0
    24 марта 2024 10:55
    Цитата: Sergej1972
    На татар и башкир распространялась всеобщая воинская повинность в Российской империи, хотя это преимущественно мусульманские народы. Дело, наверное, в том, что они были давно интегрированы в российский социум, в отличие от недавно присоединённых мусульман Туркестана и Кавказа.

    Автору это не важно. Статья не и готовилась. Иноагент, минимум
  15. 0
    24 марта 2024 10:57
    Цитата: Cartalon
    В духе традиций Стеньку Разина четвертовали, а вот Пугачеву в нарушение обычаев башку сразу усекли.

    Четвертовали по -русски?