Экспериментальный вертолет Piasecki X-49A Speedhawk
Прежде всего, стоит напомнить читателю, что же представляет собой автожир. Данные летательные аппараты обладают несущим винтом (НВ) для создания подъемной силы, но при этом их винт вращается в режиме авторотации под воздействием аэродинамических сил. Несущий винт автожира обладает упрощенной конструкцией, он не имеет автомата перекоса, а во время полета наклонен назад, против воздушного потока – подобно самолетному крылу, имеющему положительный угол атаки. В то же время вертолеты наклоняют свой несущий винт в сторону движения. Помимо этого, автожир обычно оснащается ещё и толкающим или тянущим винтом, как и у традиционных самолетов, которые относятся к поршневой авиации. Именно с помощью такого маршевого винта автожир обеспечивает свою горизонтальную скорость.
Помимо этого автожиры отличаются и от винтокрылов, которые обладают постоянным приводом НВ от двигателя, что позволяет им применять как режим вертолетного полета, так и режим авторотации. При большой скорости полета их роторная система функционирует сходным с автожирами образом (используется режим авторотации шага), обеспечивая аппарату лишь подъемную силу, но не тягу. Можно сказать, что винтокрылы заняли промежуточное положение, объединив в себе качества вертолетов и автожиров.
Но вернемся к нашему «Скоростному ястребу». По-русски название компании разработчика данного экспериментального аппарата звучит как Пясецки. Предшественником современного X-49A Speedhawk был вертолет Pathfinder, который компания Piasecki начала проектировать еще в 1960 году прошлого века. Именно та машина впервые вернула конструкторов к забытому автожиру. Свой первый полет Pathfinder совершил 21 февраля 1961 года, менее чем через год на вертолете, как и планировалось изначально, было установлено крыло, а рулевой винт был заменен на трехлопастный толкающий капотированный винт, обладающий управляемыми поверхностями на выходе. Последнее условие обеспечивало машине путевое управление и парировало крутящий момент. В ходе проведения летных испытаний построенного образца удалось достичь крейсерской скорости в 273 км/ч. После такого успеха к финансированию проекта подключилось Минобороны США, поставив условие достижения скорости в 370 км/ч.
По просьбам военных в проект вертолета Pathfinder были внесены некоторые изменения, в частности увеличена полезная нагрузка, удлинен фюзеляж, увеличена ремоторизация, заменены толкающий и несущие винты. После этого вертолет получил обозначение 16Н-1А или Pathfinder II. Значительного ускорения летательного аппарата удалось добиться при помощи перераспределения подводимой мощности с несущего винта на толкающий винт. При таком режиме основная подъемная сила Pathfinder II создавалась при помощи крыла. Итоги проведенных испытаний были более чем обнадеживающими – вертолет смог развить скорость в 361 км/ч, машина отличалась хорошей маневренностью и управляемостью как на низких, так и на высоких скоростях полета.
Летные испытания Pathfinder II были начаты 21 сентября 1967 года, а уже в начале 1968 года армия США сделал заказ на 375 подобных машин. Построенный летательный аппарат мог развить скорость в 407 км/ч, а также перевозить значительную полезную нагрузку. Однако из-за многочисленных технических проблем, а также после ряда катастроф, которые произошли с прототипами машины, планы по серийному выпуску боевого вертолета Pathfinder II были свернуты, а работы по данному проекту полностью остановлены в 1972 году. Теоретические работы по вертолетам данной схемы компания Piasecki вела еще до 1978 года, после чего остановила и их по причине недостатка финансирования.
Однако наработки компании Piasecki не были забыты полностью, в 90-е годы прошлого века военные вновь вспомнили о них. Именно в это время армия США проявила заинтересованность в улучшении характеристик боевых вертолетов AH-1W SuperCobra и AH-64 Apache. В результате был проделан серьезный объем работ, который включал в себя цикл наземных испытаний и полномасштабное моделирование. Военным требовались новые системы управления, изменения трансмиссии и т.д. В итоге американское оборонное ведомство сделало заказ на модификацию среднего многоцелевого вертолета UH-60 Black Hawk. Примерно через 3 года работ по проекту он получил новое имя и индекс – Х-49A Speedhawk.
Принципиальным отличием данного проекта от старого 16Н-1 стала другая конструкция, используемая для отклонения воздушного потока толкающего винта – была использована более эффективная, составная полусфера, которая могла поворачиваться на 90 градусов в режиме висения и на малых скоростях полета, а на большой скорости горизонтального полета она вписывалась в контур кожуха. Благодаря этому удалось избавиться от источника вибраций в хвостовой балке и снизить нагрузки. Свой первый полет Х-49А выполнил 29 июня 2007 года.
В результате серии проведенных испытаний новый X-49A SpeedHawk продемонстрировал прирост скорости на 47% при аналогичных с базовым вертолетом SH-60F показателях мощности, помимо этого машина продемонстрировала уменьшение уровня вибрации в 2 раза. Технические характеристики «Скоростного ястреба» были улучшены благодаря использованию расположенного в трубе толкающего хвостового винта, имеющего управляемый вектор тяги – Vectored Thrust Ducted Propeller (VTDP) и крыльев, которые уменьшили нагрузку на несущий винт и увеличили подъемную силу. В ближайших планах компании Piasecki значится установка убирающихся шасси и обтекателя на втулку несущего винта для дальнейшего уменьшения уровня вибраций, а также монтаж на X-49A третьего двигателя.
Производитель планирует довести крейсерскую скорость серийной машины до 383 км/ч, а максимальную скорость полета до 415 км/ч. В то же время серийный многоцелевой вертолет SH-60F может развить максимум 256 км/ч. Неснаряженная масса X-49A вырастет на 700 кг., в первую очередь за счет установки третьего двигателя. При этом радиус действия вертолета должен вырасти почти в 3 раза, а грузоподъемность увеличится на 230 кг.
После окончания первого этапа испытаний Piasecki Aircraft получила средства на проведение доработки и второй этап летных испытаний своего экспериментального вертолета. По сообщению Aviation Week, на данный момент Пентагон и Конгресс США согласовали финансирование программы на уровне 7,8 млн. долларов. Отдельно следует отметить тот факт, что после окончания 1-го этапа летных испытаний X-49A SpeedHawk его дальнейшие перспективы остаются неясными. Да и назначенное данному проекту финансирование не сможет решить всех проблем, так как по словам представителей Piasecki Aircraft, является недостаточным для осуществления всех работ по проекту в полном объеме и должно быть увеличено. Одновременно с этим компания заявляла и о положительных сигналах, которые получает со стороны американских военных.
Летно-технические характеристики X-49 Speedhawk:
Диаметр несущего винта – 16.36 м., длина – 20,1 м., высота – 5,23 м.
Масса пустого – 6190 кг., масса взлетная – 9575 кг.
Силовая установка: 2 ГТД General Electric T700-GE-701C, мощностью 1208 кВт каждый.
Максимальная скорость – 415 км/ч.
Крейсерская скорость – 383 км/ч.
Практическая дальность – 700 км.
Практический потолок – 5790 м.
Экипаж: 3 человека.
Источники информации:
-http://alternathistory.org.ua/piasecki-x-49a-speedhawk-avtozhir-ili-vertolet
-http://www.airwar.ru/enc/xplane/x49.html
-http://vpk.name/news/21804_amerikancyi_prodolzhat_ispyitaniya_skorostnogo_yastreba.html
-http://ru.wikipedia.org
Информация