Т-72: как создавался самый массовый танк второго поколения

6
Т-72: как создавался самый массовый танк второго поколения

Советский Т-72 считается самым массовым танком второго поколения в мире. Между тем путь от проекта до конвейера для этой уникальной машины оказался весьма тернистым.

15 августа 1967 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об оснащении советской армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей по их производству». Согласно документу, выпуск вышеупомянутых танков должен был начаться не только на Харьковском заводе им. Малышева, но и на других предприятиях отрасли, включая «Уралвагонзавод».

В то же время на заводе в Нижнем Тагиле в инициативном порядке еще с 1962 года велись разработки собственного танка под названием «объект 166М». Это был вариант Т-62 с усиленной ходовой частью, позволявшей установку более крупной пушки.



На фоне планов ЦК КПСС наладить массовое производство Т-64, главный конструктор «Уралвагонзавода» Л.Н. Карцев поручил инженерам предприятия «прикинуть», что получится, если на Т-62 вместо 115-мм пушки установить орудие на 125 мм.

Произведенные расчеты показали, что старая ходовая часть, которую танк унаследовал от Т-44 прибавки веса новой пушки не выдержит.
В итоге, была разработана машина под индексом «объект 167» с ходовой частью на 6 опорных и 3 поддерживающих катка с каждой стороны. А так как разработка прототипа танка под усиленную пушку велась в инициативном порядке еще с 1962 года, то в сентябре 1967-го были представлены сразу два прототипа перспективной машины.

Помимо усиленной ходовой части, вышеупомянутая разработка получила и новый мотор, известный под индексом V-26, который уже обладал центробежным нагнетателем. Кроме того, новая ходовая часть с поддерживающими катками позволила превратить прибавку мощности и в прибавку скорости до 60 км/ч по сравнению с 50 км/ч у Т-62.

Между тем, несмотря на доказанные в ходе государственных испытаний преимущества, «объект 167» изначально в серию не пошел. Свою позицию советское руководство обосновывало тем, что Т-62 уже хорошо освоен, а его выпуск налажен. При этом пока будет идти освоение производства «объекта 167», уже будет налажен выпуск Т-64.

Стоит отметить, что Карцев работы над новым танком не свернул и, пока «доводился до ума» Т-64, он создал дальнейшее развитие «объекта 167», получившего название «объект 167М» или Т-62Б.

Несмотря на запрет правительства СССР выпускать Т-62Б, который, к слову, по ряду параметров был лучше Т-64, этот танк в конечном счете таки лег в основу будущего Т-72. Все дело в том, что Т-64 получил от него двигатель, автомат заряжания и ходовую часть. Так на свет появился проект «объект 172М».

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 марта 2024 10:33
    Очень содержательный перевод из Википедии, браво.))
  2. +8
    18 марта 2024 10:39
    А я вот на 62-ке всю Армейку катался в СибВО. Сначала наводчиком, потом командиром. Зимой в башне холодрыга невероятная, а летом как в духовке. Больше никаких впечатлений не осталось)))
    1. +1
      18 марта 2024 10:50
      Цитата: Taskhyl
      Зимой в башне холодрыга невероятная
      А печки разве в танке не было?
      1. +4
        18 марта 2024 11:10
        Да откуда там печка?! Брезентовую "кишку" иногда тянули от движка в башню через лючок выброса, когда морозяка совсем невмоготу был. Но дышать уже было хреновато. Зато теплее)
  3. +1
    18 марта 2024 14:40
    Видеофильм довольно объективно передаёт историю появления Т-72.
  4. 0
    19 марта 2024 11:38
    Видео с канала "Правда жизни" довольно обстоятельно рассматривает мсторию появления Т-72