Там, где куют танки

Там, где куют танкиОтказ Министерства обороны в апреле этого года от дальнейшего финансирования программы создания Т-95, мягко говоря, выглядит странно.

Хотя танк своими глазами наблюдал узкий круг специалистов, известно о нем немало. Впрочем, к сведениям, содержащимся в печатных СМИ и интернет-изданиях, безусловно, следует относиться критически. По неподтвержденным данным, боевая масса Т-95 составляет 55 т. Ходовая часть имеет гидроактивную подвеску. X-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. обеспечивает скорость более 75 км/ч по шоссе и 50 км/ч – по пересеченной местности. Запас хода – не менее 500 км. Главная изюминка новой боевой машины – ее компоновка. Небольшая башня с 152-мм пушкой-пусковой установкой 2А83 и автоматом заряжания – необитаемая.

Экипаж, состоящий из трех человек (благодаря внедрению средств автоматики это могут быть и два человека) размещается в корпусе машины в броневой капсуле, что не только способствует безопасности танкистов, но и уменьшению силуэта машины (высота – около 2 м при клиренсе 500 мм), делая ее менее заметной на поле боя. Боезапас из 42 управляемых, бронебойных подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов хранится в специальном защищенном отделении. Бронирование корпуса и башни – многослойное с использованием встроенной динамической защиты нового поколения. Система активной защиты – «Дрозд-М» или «Арена-Э». Имеется также комплекс оптико-электронного подавления «Штора-2». Для борьбы с живой силой противника предназначены пулеметы калибра 14,5 мм и 7,62 мм. Отражать атаки с воздуха призвана 30-мм автоматическая пушка. По некоторым сведениям, имеется вариант танка с четырями ЗУР 9М311. Все это свидетельствует о том, что боевая устойчивость танка должна быть весьма высокой.


Система боевого управления с использованием оптических, тепловизионных, инфракрасных каналов включает лазерный дальномер, а также, возможно, и радиолокационную станцию. Всю информацию предполагается отображать на дисплеях, которые позволят экипажу наблюдать и оценивать обстановку вокруг танка, в том числе в верхней полусфере. Система «свой-чужой» спасет от «дружественного огня» и даст возможность уверенно действовать в сложных условиях современного боя.

Там, где куют танки

Примерно так может выглядеть танк Т-95

Очевидно, так должна выглядеть наиболее «накрученная» версия танка. Вероятно, не все опционы будут внедряться, во всяком случае, сразу. Проработаны и более простые и, следовательно, более дешевые варианты Т-95. Глава министерства промышленности и науки Свердловской области Александр Петров сообщил, что Уралвагонзаводом выпущено несколько опытных образцов машины. И какой из них демонстрировался на нижнетагильской выставке, неизвестно.

Появление Т-95, что называется, «яичко к Христову дню». Как свидетельствует прогноз Центра анализа мировой торговли оружия (ЦАМТО), на мировом рынке новых основных боевых танков (ОБТ) в предстоящие четыре года (2010-2013 гг.) ожидается 20% рост продаж по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом. И сейчас Россия с танком Т-90С – безусловный лидер в этой области. В 2006-2009 гг. наша страна поставила на экспорт 488 ОБТ стоимостью $1,57 млрд. В 2010-2013 гг. объем поставок с учетом уже заключенных контрактов, а также заявленных намерений по прямой поставке и лицензионным программам может составить 853 новые машины на сумму почти $2,75 млрд.

После перенасыщения в 1990-е гг. рынка бывшими в эксплуатации танками, которые продавались по демпинговым ценам, в последние несколько лет имеет место устойчивый рост объемов продаж именно новых ОБТ. Это связано с тем, что конфликты последнего десятилетия выявили острую нужду в современных танках.

Между тем продолжаются дискуссии о необходимости танков вообще. На первый взгляд, постоянное совершенствование противотанковых средств свидетельствует об «упадке» этого вида оружия Сухопутных войск. Досталось и перспективному Т-95, который мало кто живьем-то наблюдал. Мол, не сможет он устоять перед современными ПТРК.

Там, где куют танки

Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко и генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко на выставке были в центре внимания журналистов

Тут стоит напомнить, что во время операции Iraqi Freedom американские войска понесли значительные потери в танках Abrams от стареньких РПГ-7, которые использовали против противника инсургенты и бойцы разрозненных иракских частей, оказывавших сопротивление. Но, как признают американские генералы, без танков Abrams им никогда не удалось бы взять Багдад и захватить территорию всей этой ближневосточной страны.

Нельзя также забывать, что не бывает несбиваемых самолетов, ракет и космических аппаратов, непотопляемых кораблей и подводных лодок. Любую огневую точку, в том числе и ПТРК, можно подавить и уничтожить.

В связи с развитием средств противодействия требуется пересмотр тактики и, если угодно, стратегии использования бронетанковых войск, но отказываться от них было бы верхом безответственности. Они должны действовать не в одиночку, а в сопровождении боевых машин поддержки танков (БМПТ) и, возможно, других машин подавления противотанковых средств.

В ближайшее десятилетие танкам Т-72 и Т-80 российской армии потребуется замена. Т-90 – отличная машина. Она отвечает требованиям сегодняшнего дня. Но возможности ее модернизации уже близки к предельным.

Поэтому отказ Министерства обороны в апреле этого года от дальнейшего финансирования программы создания Т-95, мягко говоря, выглядит странно. Да, сегодня никто в Москве не планирует расчленение Западной Европы танковыми клиньями. Однако все явственнее вырисовывается угроза восточным границам России, где бреши в обороне можно закрыть лишь мобильными танковыми частями, оснащенными самыми современными машинами.

Там, где куют танки

Легендарная «Катюша»

Там, где куют танки

Аэромобильный вездеход ГАЗ для нужд МЧС

Думается, «охлаждение» Министерства обороны к танкам объясняется просто нехваткой средств у военного ведомства на реализацию всех остро необходимых программ перевооружения ВВС, РВСН, ВМФ, Космических и Сухопутных войск. Когда мы спросили генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Олега Сиенко о судьбе Т-95 в свете антитанковых настроений в российском МО, он уклонился от ответа о самом новом танке, но сказал: «Иногда звучавшие оценки об отечественных танках мне представляются необъективными. В пользу нашей бронетехники веско свидетельствует рынок. Спрос на танки УВЗ подтверждает высокие боевые качества наших машин» (интервью Олега Сиенко «Уралвагонзавод отвечает на вызовы рынка» см. в этом номере журнала).

Там, где куют танкиМобильная буровая установка МБР-125

По словам министра промышленности и науки Свердловской области Александра Петрова, разработку Т-95 УВЗ ведет самостоятельно, то есть в инициативном порядке, без участия Министерства обороны. По его мнению, решение МО о закрытии проекта «объект 195» явно преждевременное, поскольку новый танк, несомненно, будет востребован заказчиками. В этом сомневаться не приходится. Тайное дефиле Т-95 на выставке «Оборона и защита-2010» – не случайное явление, организованное по чьему-либо капризу. «Рособоронэкспорт» и ФСВТС определенно проявляют интерес к новой машине, дабы уже сейчас начинать подготовку к ее продвижению на внешний рынок. Так, кстати, было и с Т-90. Им сначала заинтересовались зарубежные заказчики, а потом уже Министерство обороны РФ. Да, и количество Т-90 в зарубежных армиях значительно больше, чем в российской армии.

Этот танк, как и во все годы проведения выставок вооружения в Нижнем Тагиле, был главным объектом внимания участников и гостей «Обороны и защиты-2010». Демонстрация его возможностей на танкодроме, а также другой бронетехники уральских предприятий неизменно привлекало огромное количество зрителей. Это не случайно. Если на МВСВ в рамках выставки «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском танки показывают, как они умеют танцевать, то на полигоне Нижнетагильского института испытания металлов они ныряют, прыгают и стреляют, то есть работают по основной специальности, а не просто развлекают.

Но не танками едиными жила выставка. Тем паче, что главная ее специализация – средства гражданской обороны и антитеррористических операций. Все шире развертываются экспозиции, представляющие конверсионную продукцию уральских предприятий. Здесь уместно напомнить, что тот же УВЗ выпускает гораздо больше вагонов и дорожно-строительных машин, нежели бронетехники. Уралвагонзавод представил на выставке новые модели мобильных буровых установок МБР-125 и МБР-160 разработки ОАО «Спецмаш». Использование таких установок позволяет существенно облегчить проведение работ по геологоразведке, бурению и капитальному ремонту скважин. Кабины операторов на них оборудованы системой климатического контроля, что позволяет комфортно трудиться при любых погодных условиях. Установки МБР-125 и МБР-160 оснащены системой полной гидрофикации процесса бурения, то есть им не требуются дополнительные гидронасосные станции. Стендовые испытания опытных МБР-125 и МБР-160 намечены на сентябрь, после чего их планируют сдать в эксплуатацию. Серийное производство начнется в 2011 г. К 2014 г. УВЗ предполагает производить до 30 установок обеих моделей ежегодно. Таково стратегическое предложение Уралвагонзавода нефтегазовому комплексу России. Каков будет ответ? «Надеюсь, что реакция будет позитивная», – заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, осмотревший на выставке «Оборона и защита» МБР-125 и МБР-160. Он высоко оценил мобильные буровые установки УВЗ, подчеркнув, что с нетерпением ждет, когда нефтяники и газовики отреагируют на эти новые разработки.

Ряд предприятий продемонстрировал комплексный подход по основной тематике выставки. Так, московское ОАО «Тетис Про» представило костюмы для пожарных и специальное водолазное снаряжение для сил охраны водного района, а также телеуправляемые необитаемые подводные аппараты.

Всего в выставке «Оборона и защита-2010» приняли участие 252 предприятия из 30 регионов России и зарубежных стран. Были продемонстрированы более 2,2 тыс. образцов техники и других экспонатов. Выставку посетили почти 35 тыс. человек, в том числе из 37 зарубежных государств.

Там, где куют танки


Насыщенной оказалась и деловая часть форума. 14 июля, когда отмечается День взятия Бастилии – национальный праздник Французской Республики, состоялось подписание соглашения между французской компанией Thales и Уральским оптико-механическим заводом о сотрудничестве в области создания военной и гражданской техники на УОМЗ. Взаимодействие предусматривается в сфере лазерных технологий, тепловизионной и оптико-электронной техники, прицелов для стрелкового оружия. КАМАЗ заключил контракты с силовыми ведомствами на поставку автомобилей, спецтехники и запасных частей к ним.

Теперь Нижний Тагил приступил к подготовке международной выставки вооружения и военной техники Russian Expo Arms 2011, которая состоится летом следующего года. Как сообщили Олег Сиенко и генеральный директор Нижнетагильского института испытания металлов Валерий Руденко, будет проведена реорганизация государственного демонстрационного выставочного центра, которая включит в себя и мероприятия по улучшению инфраструктуры уральского полигона. На нем зрители смогут увидеть целую военную операцию с привлечением всех родов войск. Будем надеяться, что на Russian Expo Arms 2011 состоится, наконец, и публичная премьера танка Т-95, который, несомненно, станет не только ее украшением, но и «гвоздем» всего выставочного сезона будущего года.

Там, где куют танки

Автомобильный прицеп ЧМЗАП для транспортировки тяжелой автобронетехники
Автор: Александр МОЗГОВОЙ
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Александр 23 ноября 2010 17:12
    От Т-34 тоже сначала отказывались,потом стал классическим образцом.В России всегда были передовые разработки в области БТВ, да и сейчас хватает.БМПТ, создание на основе основного танка наземно-воздушного комплекса вооружения,машина сопровождения и т. д.Но у нас этого в упор не замечают, ведь всё лучшее за границей,да только они всё тащат от нас.Потом будем закупать,а они будут говорить опять русские без нас ничего не могут.
    Александр
  2. Cedric 24 ноября 2010 07:03
    Чувствую я "Оплоты" будем украинские покупать ,они по всем ТТХ выше наших танков на данном этапе.
    Cedric
  3. dred 28 ноября 2011 18:20
    оплоты пока купили только сами украинцы.
    dred
  4. Gonoriy 18 августа 2012 16:19
    Так же хвалили Черный орел.А потои похоронили проект.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня