Как провалилась украинизация и коренизация Красной Армии

83
Как провалилась украинизация и коренизация Красной Армии
Парад на Красной площади в честь праздника Октябрьской революции. 7 ноября 1925 г.


Русские красноармейцы демонстративно отказывались говорить на «петлюровской мове», пренебрежительно называли её «китайской грамотой», а украинофилы требовали «всё украинизировать».



Украинизация Красной Армии и её провал


Несмотря на сокращение программы создания национальных воинских формирований («Если в дивизии осталось меньше половины русских, её нужно расформировывать»), реализация её шла сложно. Так, на Советской Украине по программе 1924 года планировали украинизировать 4 территориальные дивизии. Их собирались укомплектовать рядовыми и командно-политическим составом из числа украинцев, использовать украинский язык при несении военной службы и в партийно-политической работе, а также украинизировать военные школы.

Эта политика приносила свои плоды, и к середине 1920-х годов большинство красноармейцев Украинского военного округа по этническому происхождению считались «украинцами». Правда, надо помнить, что «украинцев» как отдельную нацию придумали только на рубеже XIX–XX вв. в среде украинствующей интеллигенции (по происхождению русской), которая играла в своего рода игру.

Идея была поддержана внешними врагами России – Австро-Венгрией и Германией. Большевики, в силу ряда политических причин, решили создать украинскую государственность и украинскую нацию. Директивным путем, записав в «украинцы» природных русских-малороссов, урожденцев Малой и Новой Руси-России (Как Малая Русь стала Украиной).

Поэтому «украинцами» в этот период были русские, рождённые в Малой Руси («Русские и украинцы – один народ»; Украинский язык – наречие русского языка). Грамотных было мало, поэтому крестьяне и рабочие в первом поколении в эти этнографические особенности не вникали. Благо русский язык оставался основным, а «мова» была южнорусским диалектом-говором, понятным всем русским.

Поэтому украинизация Красной Армии шла со скрипом. Мало кто из командиров и комиссаров полноценно владел «украинским языком». Его создавали с включением многих польских, немецких и искусственных слов, поэтому такой язык народ принимать не желал. Только из-под палки.

В 1925 году в украинизированных дивизиях украинским языком владело 40 % командиров и 37 % – политработников. В 1926 году выпуск командно-политических кадров из украинизированных военных школ смог покрыть потребности двух территориальных дивизий.

В мае 1927 года Реввоенсовет СССР утвердил 6-летний план национально-войскового строительства на 1927–1933 гг., по которому планировали сформировать ещё две территориальные дивизии. Но дело продвигалось с трудом.

В 1929 году была проведена проверка, которая показала, что командиры не спешат учить «мову» и с трудом изъясняются на украинском языке. Что многие красноармейцы не желают говорить на «петлюровской мове», и из-за этого возникают конфликты с «петлюровцами», которые требовали всё «украинизировать».

В начале 1930-х годов на фоне кризиса хлебозаготовок и голода в южных районах СССР, а также перехода к форсированной индустриализации, украинизацию Красной Армии по-тихому свернули.

«Коренизация», в сущности, вела к новым проблемам и становилась одной из предпосылок новой возможной смуты, войны города и деревни, развала Советской России на «национальные квартиры».

Избавление от потенциальной пятой колонны


В связи с переходом комплектации армии на основе всеобщей воинской повинности (закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года) и отказу от организационного строительства РККА по территориально-милиционному принципу, национальные воинские части и соединения, военные школы и училища преобразовывались в общесоюзные, с экстерриториальным принципом комплектования. Граждане национальных республик и областей призывались на военную службу на общих со всеми другими национальностями основаниях.

Таким образом, советское руководство в условиях приближения новой мировой войны избавилось от потенциальной пятой колонны в лице национал-сепаратистов, имеющих свои вооруженные силы. Также происходил переход к единой кадровой системе комплектования и боевой подготовки, что укрепляло Красную Армию.

Вслед за этим было принято решение о призыве на военную службу карел, финнов, литовцев, латышей, эстонцев, немцев, поляков, болгар и греков, чего ранее не было. Но призыву не подлежали парни из только что присоединенных к СССР прибалтийских республик, Северной Буковины и Бессарабии. Также советскому руководству и командованию приходилось принимать срочные меры по обучению призывников из национальных украйн-окраин русскому языку. Им владели плохо, либо вообще не владели.

В результате по мере строительства социализма в отдельно взятой стране и негласного отказа от идеи мировой революции в Советской России пришли к традиционной для Российской империи практике единой Советской (Русской) армии. Медленно, но имперские традиции восстанавливались. Это был вопрос выживания цивилизации.

От смешанной системы (территориально-милиционной и кадровой) армия возвращалась к единой кадровой системе. Территориально-милиционные дивизии отличались низкой мобильностью, слабым уровнем подготовки и дисциплины, и не могли противостоять армиям индустриальных держав.

В мае 1935 года Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило, а советское правительство (Совнарком) утвердил план по переходу к кадровой системе комплектования и боевой подготовки частей и соединений РККА. Если до 1935 года 74 % дивизий РККА были территориально-милиционными и только 26 % – кадровыми, то уже к началу 1936 года 77 % дивизий стали кадровыми. В 1936–1938 гг. оставшиеся 23 % дивизий также перевели на кадровую основу.

С 1933 по осень 1939 года численность личного состава армии и флота возросла с 885 тыс. до более чем 2 млн человек. К июню 1941 года численность Вооруженных Сил СССР выросла до 5,3 млн человек. Это было связано с возросшей экономической мощью СССР. Страна из аграрной стала индустриальной и могла содержать большую кадровую армию.

В отличие от закона о воинской службе от 1925 года, который имел социально-классовый ограничитель, по новой Конституции 1936 года были сняты все социально-классовые ограничения. В статье 132 Конституции провозглашалось, что «всеобщая воинская повинность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почётную обязанность граждан СССР».

1 сентября 1939 года Верховный Совет СССР принял закон о всеобщей воинской повинности, который завершил переход к единой кадровой системе. Закон провозглашал: «Все мужчины – граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения обязаны отбывать вооруженную службу в составе Вооруженных Сил СССР». Все новобранцы проходили службу только в кадровых частях, которые формировались по экстерриториальному принципу.


Парад на Красной площади, Москва, 1922 год.

Проблема качества состава новых ВС


Проблема была в качестве новых больших ВС СССР, оно было низким. Особенно это касалось новобранцев из национальных республик. Процессы «национализации» (коренизации) школы и культуры в национальных украйнах-окраинах проходили в первую очередь за счёт русского языка и культуры, их отодвинули на второй план. В национальных республиках, областях приоритет в системе образования отдавался изучению языка и культуры т. н. титульных наций. Изучение русского языка, культуры, истории и литературы отходило на второй план.

Выступая на октябрьском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года по вопросу преподавания русского языка в школах нацреспублик и областей СССР, Сталин не без раздражения отмечал:

«Где со второго класса начинают изучать русский язык как обязательный предмет, где с третьего, где с четвертого, а где и вообще не вводили».

В докладной записке наркома просвещения РСФСР П. А. Тюркина секретарям ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву и А. А. Жданову (февраль 1938 года) отмечалось, что

«1. Русский язык в подавляющем большинстве национальных школ совершенно не преподаётся. Так, из 728 школ Туркменской ССР русский язык преподаётся всего лишь в 321 школе; из 667 начальных школ Киргизской ССР русский язык изучается только в 189 школах, по данным 255 неполных средних школ Казахской ССР русский язык преподаётся лишь в 39 школах и только в 7 средних школах (из 75 школ). Отнюдь не лучше обстояло дело с преподаванием русского языка в школах Таджикской, Узбекской и др. республик.
2. В большинстве школ, где в данное время проводится обучение детей русскому языку, уровень преподавания его остается крайне неудовлетворительным, и в результате этого успеваемость учащихся – крайне низкой».

Не лучше обстояли дела и с преподаванием русского языка на Украине, где он исторически занимал главное место. Русскую школу просто уничтожали в УССР, заменяя её на украинскую, русский язык вытесняли искусственной «мовой». Внедряли немецкий, английский, польский языки, но только не русский. Всячески отрывали «украинскую культуру» от русской. То есть конструировали культуру «украинской этнической химеры».

Это была большая ошибка, в первую очередь нужно было проводить русификацию, а уже затем развивать язык и письменность малых народов. Этот перегиб не прошёл даром.

Многие призывники из республик Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья просто-напросто не говорили на русском языке. Естественно, это значительно снижало боеспособность подразделений, где таких призывников было много. Солдаты просто не понимали команд командиров, у них был разный менталитет. А в условиях войны времени на притирку просто нет.

Таким образом, политика национализации и коренизации, которая должна была укрепить Советскую власть и государство, стала источником новых проблем. Сталин, подавив пятую колонну в лице старой ленинской гвардии, героев Гражданской войны, троцкистов и интернационалистов, переходит к традиционной для России «имперской» политике. К отказу от политико-культурной национализации (коренизации) и к русификации национальных окраин. Это было вызвано необходимостью укрепления державы, её обороноспособности и процессом форсированной индустриализации, урбанизации.

У нас один основной язык – русский


Сталин, выступая в октябре 1937 года на пленуме КЦ ВКП(б) с программной речью, посвященной проблемам изучения русского языка в национальных образованиях, отметил, что это во многом связано с обороноспособностью СССР, задачами укрепления ВС.

Сталин отмечал:

«Мы встали перед вопросами о том, что призываемые в армию, например, в Узбекистане, Казахстане, в Армении, в Грузии, в Азербайджане, не владеют русским языком. При таком положении приходится их оставлять на месте, и тогда наши дивизии и бригады превращаются в территориальные.
Это не армия.
Мы не так смотрим на армию.
Мы считаем, что каждая боевая единица – состоит ли она из полка, из бригады или из дивизии – она должна быть не местной армией, а армией всего Союза, составлять часть всей армии нашего Союза. Её можно передвигать и нужно передвигать в разные районы…
Иначе у нас не будет армии. У нас будет территориальная национальная, которую никуда не передвинешь и которая не составляет части той армии, которая является армией СССР, а не каких-либо отдельных армий».

Выход был только в обязательном преподавании русского языка в национальных республиках и подготовке соответствующего закона.

«Есть у нас один язык, – отмечал Сталин, – на котором могут изъясняться все граждане СССР более или менее, – это русский язык. Поэтому мы пришли к тому, чтобы он был обязательным».

Все граждане, призываемые в армию, должны знать русский язык.

13 марта 1938 года принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и советского правительства «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Начинается русификация школ, одновременно закрываются национальные школы, педучилища и институты, проводится соответствующая работа в учебных заведениях на территориях, которые вернули в состав Советской России в 1939–1940 гг.


И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов. 1937 год

Продолжение следует...
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    20 марта 2024 04:58
    Уважаемый, Александр! Перед тем, как вы продолжите, хочу напомнить притчу о Вавилонской башне:
    Вавило́нское столпотворе́ние, именуемое творением столпа (строительство башни), согласно библейскому тексту, было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни, разделились на различные народы и рассеялись по всей земле. Так история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

    Меня просто напрягает засилье «иностранных» языков в России. Либо российская власть решила разрушить федерацию руками живущих в ней народов, исключив из обязательного изучения русский язык, либо эта власть не заинтересована в продолжении существования этого государства.
    Да, такой вот я русофил, что хочу звучания в публичном пространстве на территории РФ только русской речи.
    1. +11
      20 марта 2024 05:04
      когда говорят о " пятой колонне", я сразу думаю, а кто Мавзолей прячет под фанерой ?
      1. +5
        20 марта 2024 05:12
        Цитата: Аэродромный
        кто Мавзолей прячет под фанерой ?
        Радетели общечеловеческих ценностей wink
        1. +6
          20 марта 2024 05:17
          ИМХО этот попытка угодить всем. Мавзолей жив-здоров - потрафили советским патриотам. Но задрапирован - кость антисоветчикам.
          1. +8
            20 марта 2024 06:19
            Я не пойму смысла драпировки, Мавзолей имеет место, как его не драпируй - это факт ! Он как стоял, так и стоит и все знают про него и за фанеркой. Ну задрапировали, как дети малые - закрыли глазки и не видят ничего...
            1. +10
              20 марта 2024 09:18
              Тут видите ли. Очень сложно маневрировать. Украина выбрала скажем путь декоммунизации - причём до абсурда вплоть до того что памятник Екатерине Второй в Одессе снесли. У нас вот на Лубянке пустырь Дзержинского тоже не спешат восстанавливать а какие дискуссии были. Вплоть жо того что "а может Александра Невского поставим чтобы никому никому не обидно". Между тем Стрелков ярый монархист сидит. Кагарлицкий коммунист тоже сел. Власть у нас отчаянно не любит любые крайности. Вечно пытаются на всех стульях усидеть. Вот с той же СВО - народ у нас легче всего воспринимает советские нарративы. Вставай страна огромная. Вот ему и дают мол новая Отечественная снова против фашистов и так далее. С другой стороны у украинцев - а кого кроме Бандеры им на щит поднимать. Не Гедимина ведь князя литовского. Нас всех таких разных объединял только коммунизм. А его отменили. Ну вот и вернулись в 17 век и в драку за национальное одеяло.
              1. 0
                20 марта 2024 13:14
                Кагарлицкий скорее левый социалист.
            2. 0
              21 марта 2024 18:24
              Великая Французская революция была не менее а то и более жестокой и кровавой,чем наша. Но они празднуют и приглашают туда гостей, а гробницу Наполеона угробившего половину населения Франции фанерой не закрывают.
          2. 0
            21 марта 2024 17:02
            Цитата: Yamatay-sun
            ИМХО этот попытка угодить всем. Мавзолей жив-здоров - потрафили советским патриотам. Но задрапирован - кость антисоветчикам.

            И совершенно напрасно! Во Франции, например, половина населения обожает Наполеона,а половина - ненавидит (потомки многочисленных дворянских родов). Но гроб Наполеона в Инвалидах стоит незыблем, так как это огромная веха истории Франции. И никто его и не думал ничем драпировать. Потому что французы очень трепетно относятся к своей истории, в отличие от нас, русских - когда позорить наше прошлое по любому поводу пытаются даже некоторые патриоты страны...
            А хорошее оно было или нет - это прошлое! Это история, на ней нельзя топтаться!
            1. 0
              21 марта 2024 20:57
              Цитата: Петр_Колдунов
              А хорошее оно было или нет - это прошлое! Это история, на ней нельзя топтаться!


              Трэнд на разрушение "неугодной" истории начали коммунисты. Или это другое понимать надо?
    2. -13
      20 марта 2024 08:52
      так в этой части Сталин вроде ,как прозрел и топил за руский?
      Но вопросы то остаются.Раз СССР был многонациональным ,а украина вообще самым крупным национальным образованием в стране ,то наверно можно усомниться в искренности слов Сталина ,что надо учить обязательно руский.
      Бредовая большевистская идея,что создавая из руских украинцев ,потом развивая эту культуру мы получаем "сплочённое братство народов" ,что в предвоенное время ,что в особенно военное время сейчас полностью себя опровергло. Руским ВСЕГДА странно слышать искажение естественного произношения природной речи ,а укранинцев раздражало ,что руские издеваются над их мовой.
      Вспомнить Булгакова "Белая Гвардия" ,когда говорили ,как правильно произносить кот и кит.
      Т.е. между этими народами всегда имеет место быть конфликт и от этого не избавиться.
      Меня тоже раздражает кое что ,как наши современные коментаторы (Скабеева с компанией) вдруг стали дружно говорить КОНТОРОНАСТУП вместо руского контронаступление.
      На нашей техники вдруг появились неруские буквы Z,V,CHECKMATE зачем это делается? Кто за этим стоит? Явно какая то нерусь.Причём вводя неруские буквы мы опять можем попасть в неприятные ситуации с управлением войсками,к этому всё идёт.Нужно выжигать всё неруское калёным железом,а не заигрывать с нерусью.
      Создатели нового народа основывают свою разрушительную деятельность не на пустом месте ,дело в том ,что историческая реальность то не такая ,руские с одной стороны и новый народ украинцев с другой. На этих землях ВСЕГДА жил другой народ КАЗАКОВ ,который не хотят признавать официальная история ОИ и соответственно это идёт на государственном уровне.
      Многие украинцы это не руские в прошлом ,а казаки и они это чувствуют генетически.Культура казаков родственна руской ,но немного отличается и об этом надо говорить.
      Почему эти вроде в прошлом руские ,а сейчас украинцы с таким остервенением воют против руских-москалей,потому они чувствуют ,что они действительно отличаются от руских.
      Замалчивая реальную историю современные пропагандисты и ОИ только усугубляет ситуацию и углубляет раскол между народами.
      Надо говорить правду ,кто такие казаки ,откуда они пошли ,как казаки всегда (или почти всегда) стояли за православную веру и всегда были с руским народом по словам Богдана Хмельницкого ,тогда наши народы будут непобедимы на войне и счастливы в мирной жизни.
      1. +10
        20 марта 2024 08:54
        Цитата: Тринитротолуол
        вместо руского контронаступление.

        По-русски - контрнаступление!!!
        1. -14
          20 марта 2024 09:02
          по руски,как слышится ,так и произносится.
          1. +1
            23 марта 2024 18:40
            Цитата: Тринитротолуол
            по руски,как слышится ,так и произносится.

            Совершенно верно...но совсем не как слышится - так и пишется :))
            Например, слышится "по руски", а пишется "по-русски" laughing

            Странно, что Скабееву и иже с ней вы называете "наши комментаторы", а Z-технику "наша техника" - и упорно везде пишете "руский" с одной "с". А знаете почему? Да потому, что вы привыкли писать Росия с одной "с". Но нас в России это всё пишется с двумя, а вот на Украине - с одним.

            А кроме того - нет нации казаков. Казаков в отдельную нацию может выделить только украинец. Но не русский! Потому что любой русский знает, что казаки - это особый славянский субэтнос, который в том числе существовал и на части территории нынешней Украины (что не удивительно, потому что малороссы - по сути такие же русские). Но помимо этого, казаки еще были на всей территории России: на Дону (донские казаки), на Кубани (кубанские казаки), на Урале (яицкие казаки), в Сибири (забайкальские казаки), на Кавказе (терские казаки). Они что,тоже все украинцы?
            Поэтому утверждать, что украинцы чувствуют себя не русскими, а казаками - может только человек с кастрюлей на голове, черпающий историю своей страны из клинического бреда живущего в параллельной вселенной пана Вятровича и его шутовского "института национальной памяти".

            Будете дальше нас убеждать в том, что вы русский?
            1. 0
              23 марта 2024 19:59
              нет, Россия я пишу традиционно.
              Казаки -казистые -видные -красивые будь хоть с Днепра,с Донца,с Терека ,с Кубани или с озера Боровое -Родиной моих предков,хоть с Дуная -это все казаки и ни какие не украинцы.

              Так что убеждать ,что казаки -это украинцы может только генетическая нерусь,скажем семит,на это похоже больше всего или чтец -декламатор официальной истории ,что одно ит тоже.
      2. +2
        21 марта 2024 12:28
        Цитата: Тринитротолуол
        Раз СССР был многонациональным ,а украина вообще самым крупным национальным образованием в стране ,то наверно можно усомниться в искренности слов Сталина ,что надо учить обязательно руский.

        Вы просто оцениваете политику Сталина на базе представлений о КПСС времён эпохи застоя с её окостеневшим генеральным курсом: что сказало в 60-х - актуально и в 80-х.
        Во времена ИВС генеральный курс ВКП(б) был равнодействующей сил отдельных группировок партии - и посему вилял как маркитантская лодка. Начало и середина 20-х - в соответствии с принципом демократического централизма в жизнь проводится ленинская идея о национальных государствах и интернацизме в отношении русских держиморд. И вот уже Украине щедро нарезают земель для поднятия промышленности, на этих землях начинается насильственная украинизация русского населения, а из Австрии возвращают врага советской власти Грушевского, чтобы тот теоретически обосновал украинское суверенное государство и создал ему отдельную историю.
        30-е - власть ИВС укрепляется, и тот понемногу разворачивает национальный курс в сторону централизации, урезает права национальных республик в пользу Центра и формализует права, полномочия и сферы ответственности республик, прописывая их в Конституции. Но инерцию 20-х преодолеть крайне сложно.
        Цитата: Тринитротолуол
        Надо говорить правду ,кто такие казаки ,откуда они пошли ,как казаки всегда (или почти всегда) стояли за православную веру и всегда были с руским народом по словам Богдана Хмельницкого ,тогда наши народы будут непобедимы на войне и счастливы в мирной жизни.

        Ага-ага... особенно хорошо казаки были с русским народом во время Смуты, придя вместе с поляками.
        Казаки - это политические женщины с пониженной социальной ответственностью, лавировавшие между полюсами силы и перекидывавшиеся на сторону сильного. Хотя постойте... какая-то очень знакомая картина получается. wink
        1. -4
          21 марта 2024 16:03
          история оболгана,в РИ и в СССР созданы новые народы и создавались эти народы обкрадывая культуру ,землю и историю рускую и казачью.
          Что мы знаем например про казаков Дунайских или татар польских,про славян германских? Да ничего .Поэтому причины почему казаки переходили на службу к полякам и султану толком не ясны.А вот почему казаки перешли на службу Гитлеру ,тут как раз всё понятно :Сталин просто физически уничтожал казаков,тут и чёрту будешь служить против сталина.
          1. +1
            22 марта 2024 10:56
            Цитата: Тринитротолуол
            А вот почему казаки перешли на службу Гитлеру ,тут как раз всё понятно :Сталин просто физически уничтожал казаков,тут и чёрту будешь служить против сталина.

            Да пошедших позже на службу к Адольфу казаков и белые бы под суд отдали - за сепаратизм и переход на сторону неприятеля.
            Это ж были те же самые казачки, кто под руководством Краснова отрезали от России независимое Войско Донское, а затем вступили в переговоры с императором Вильгельмом, прося у него помощи в обмен на благожелательный нейтралитет в продолжающейся ПМВ и поставки в обход блокады Антанты. Параллельно всяческие мешая белому движению в его борьбе с красными (Краснов перевёл под своё командование всех казаков, а затем попытался оттяпать для сил Войска Донского отряд Дроздовского) и пытаясь использовать белые силы в своих местечковых интересах - например, для взятия Царицына и присоединения его к Войску Донскому.
            1. -2
              22 марта 2024 11:16
              вообще "переход на службу гитлеру" определение неудачное ,надо говорить про БЕГСТВО или исход от сталинского истребления.
              1. +2
                22 марта 2024 15:42
                Цитата: Тринитротолуол
                вообще "переход на службу гитлеру" определение неудачное ,надо говорить про БЕГСТВО или исход от сталинского истребления.

                Надо говорить про измену России.
                Потому что служба государству, одной из целей которого было истребление населявших Россию народов, слабо сочетается с исходом от истребления. Краснов сотоварищи мог пойти путём Деникина - но он выбрал месть гражданам СССР. Не конкретно большевикам, а именно всем гражданам.
    3. +5
      20 марта 2024 12:36
      В России в школах и ВУЗах перепадают на русском ,но никак на других языках. Вина в том,что по телеку кричат кэшбэк,манагер,менеджмент , фейк и други слова не принадлежит кабардинцам ,татарам,башкирам другим национальностям. Вы можете пеной у рта кричат , но от этого не заставите других забыть свой язык и пользоваться им . Русские уже много своего забыли .
      1. +4
        20 марта 2024 12:48
        Цитата: Deon59
        Вы можете пеной у рта кричатЬ, но не заставите других забыть свой язык и пользоваться им.

        А я не призываю забывать свой родной язык, только не хочу, чтобы полтора миллиона каких-нибудь «родноязыких» заставляли десятки миллионов прислушиваться к ним на их родном языке. Государственным языком в стране является русский язык, именно поэтому я считаю правильным во всех общественных местах писать по-русски, дублируя (если необходимо) надпись переводом на нужном для понимания языке. Как принято в международных аэропортах, например.
        * * *
        Вы так ревностно относитесь к языковым проблемам, что у меня сложилось твёрдое убеждение о ваших корнях их одной из республик РФ.
        hi
        1. +5
          20 марта 2024 12:56
          Да, кабардинец . Я не требую ,что на кабардинском в Москве. У себя дома я общаюсь на русском с теми , кто не знает моего языка . 1980 я поступил в военное училище , и украинцу который начал мычать на экзамене , преподаватель предложил тому сдавать экзамен на украинском .
          1. +1
            20 марта 2024 13:06
            Мы с вами спорим ни о чём. Кто там стал мычать на экзамене, - мне неведомо. Видел я офицеров с Украины, которые рапорт на отпуск не могли по-русски написать. Но в ВС все команды и распоряжения отдавались на русском языке, и каждый командир обязан был знать его, чтобы (хотя бы) изучать боевые уставы и прочие документы.
            Я уже приводил доводы о Вавилонской башне.
            Отсутствие в стране государственного языка, обязательного к изучению и знанию, ведёт к недопониманию между живущими в стране людьми. Это - истина!!!
            Согласитесь, вряд ли Пушкин смог бы писать свои стихи на другом языке...
            1. +1
              20 марта 2024 13:12
              В России русский язык обязателен для изучения . И не надо создавать проблемы на ровном месте .
              1. +1
                20 марта 2024 13:20
                Цитата: Deon59
                В России русский язык обязателен для изучения . И не надо создавать проблемы на ровном месте .

                Я не создаю проблем на косогорах, когда изучаемый русский язык не освоен даже в исторически русских городах.
                Может быть, изучение обязательно, но не всем, не в равном объёме и не для общего пользования. Я часто встречаю людей, которые стараются убедить меня, что с русским они - «на ты».
                * * *
                В медицинской академии моего города обучаются студенты из Индии. Кто их обучает, на каком языке, - не знаю. Только юноша и девушка с трудом смогли объяснить продавцу, какие булочки и сколько они хотели купить...
                Это я об обязательности...
                1. +1
                  20 марта 2024 13:27
                  Это жертвы ЕГЭ, все зависит как человек хочет учится , а потом книги надо читать , чтобы нормально слово обороты состовлять
                  1. 0
                    20 марта 2024 13:33
                    Чтобы составлять правильные обороты слов нужно учиться вести диалоги. Тогда становится ясно, понимает тебя собеседник или нет.
                    А книги нужно читать для того, чтобы на наглядных примерах изучать синтаксис. Особенно классику.
                    * * *
                    Так, некоторые не могут пересказать только что прослушанный анекдот...
            2. -2
              20 марта 2024 16:44
              Цитата: ROSS 42
              вряд ли Пушкин смог бы писать свои стихи на другом языке...

              "Паду ли я дрючком пропертый, тэж мимо прошмыгнуеть вин...".
              1. +1
                20 марта 2024 17:45
                Это на каком языке Вы излагаете?
                1. 0
                  20 марта 2024 17:57
                  Цитата: Dekabrist
                  Это на каком языке Вы излагаете?

                  Это я слушал оперу Евгений Онегин приехавшего в Ульяновск украинского театра оперы. Хотя за точность в 100% не ручаюсь. Было это в 1987 году. То есть давно. Но в памяти вот это отложилось...
            3. 0
              25 марта 2024 21:24
              Цитата: ROSS 42
              Согласитесь, вряд ли Пушкин смог бы писать свои стихи на другом языке...

              Вообще-то писал. На французском.
              https://museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/iss3_pushkin_568697
          2. -1
            20 марта 2024 14:24
            Цитата: Deon59
            Да, кабардинец . Я не требую ,что на кабардинском в Москве.

            С уважением относится к культуре , истории и языкам всех народов и народностей нашей общей страны . В Крыму три языка официальны . Русский , крымско -татарский , украинский . И это правильно . не надо уподобляться укро деятелям запрещая язык на котором мать пела песни ребёнку .
            1. +2
              20 марта 2024 14:43
              Цитата: 30 вис
              И это правильно . не надо уподобляться укро деятелям запрещая язык на котором мать пела песни ребёнку .

              Оно бы и правильно, только у нас на предприятии, например, не было книг на языках, на которых пели песни матери. ПУЭ, ТБ и прочие книги были на русском. И инженер ТБ говорила и объясняла на русском.
              Я сам знаю несколько песен на украинском...
              1. 0
                20 марта 2024 14:55
                Цитата: ROSS 42
                Я сам знаю несколько песен на украинском...

                Русский язык ,общенациональный язык общения .Главный язык страны . Здесь нет и не может быть ни каких рассуждений . Но и насилия над другими языками в стране быть не должно . Знаю . проходили . В середине девяностых стала раздражать насильственно навязываемая в Севастополе укромова .Не то слово раздражать . Появилась ненависть и к укромове , и к укромовным деятелям . Во , что это вылилось Вы , знаете . При СССР украинский язык воспринимался нормально . Мягкий , певучий язык . Язык на котором объяснялись некоторые родственники ...Было даже интересно и смешно .
    4. 0
      20 марта 2024 14:36
      Цитата: ROSS 42
      Да, такой вот я русофил, что хочу звучания в публичном пространстве на территории РФ только русской речи.

      Русский язык достоин того, чтобы быть основным языком планеты Земля. Это самый многогранный язык, который может быть как очень кратким, лаконичным, так и передавать все оттенки чувств и мыслей. Английский, который стал международным, и, даже у нас стал чуть ли не фетишем, русскому языку в подмётки не годиться. Англосаксонские "рептилоиды" имеют такую тупую грамматику, которую умом не понять, а произношение, с невнятными, животными звуками от плохо развитого речевого аппарата первобытных людей.
      Украинский... Это, как "по фени ботать", лишь бы от русских отличаться, во многом искусственно созданный язык. Были такие Штепсель и Тарапунька, популярные эстрадные хохмачи в СССР, так они использовали украинский главным образом потому, что на нём было смешнее. Но, врать не буду, многие старые народные песни на украинском мне нравятся.
  2. +4
    20 марта 2024 06:13
    Угу.... Один Сталин со облак спустился и всех большевиков переборол и Красную Армию спас....

    А сам-то Сталин разве не был лидером партии все тех же большевиков? А до этого - одним из первых не в тайном масонском обществе под названием - "ленинская гвардия", а просто в правительстве Ленина с 1917, когда был и нар-комиссаром именно по делам национальностей и затем Генсеком партии?
    1. -1
      20 марта 2024 16:36
      Цитата: иван2022
      дин Сталин со облак спустился и всех большевиков переборол

      один-не один, всех- не всех, но крепко почистил ряды большевиков в 1936-39г... правда до кучи и простого народа посадили-убили на порядки больше... request
      Цитата: иван2022
      когда был и нар-комиссаром именно по делам национальностей

      надо отметить, что ИВС понимал глупость ленинской национальной политики и с ней боролся изначально! За что его ВИЛ сильно критиковал! А исправлять ленинскую линию смог начать после зачистки ленинцев во время Большого террора! hi
      1. 0
        24 марта 2024 05:05
        За такие слова о своём учителе Ленине- ИВС отправлял очень многих далеко и надолго. И правильно делал. hi
        1. 0
          24 марта 2024 15:03
          Цитата: иван2022
          И правильно делал.

          Я так понял, что и есть Ваш уровень понимания процессов в стране в то время? печально.... hi
          Зря скучаете по репрессиям, не факт, что Вас не затянет в их мясорубку... request
  3. -1
    20 марта 2024 06:41
    Враги СССР не только оклеветали большевиков-коммунистов ,но и обвиняют их в прямо противоположном ,как у них Сталин одновременно не подготовился к войне с Германией ,и одновременно так хорошо подготовился ,что хотел напасть на Германию ,но Гитлер его опередил .
    Так и российские враги большевиков-коммунистов обвиняют тех в "украинизации ", а украинские враги большевиков-коммунистов обвиняют тех в том ,что они устроили "голодомор " в УССР ,"чтобы уничтожить национальное самосознание украинского народа ".
    1. 0
      20 марта 2024 09:59
      вы прям ,ка пылесос -всю грязь собрали,не даёте ей разлететься в разные стороны.
      Чё слушать дурака суворова ,если СССР только только провёл в большим трудом индустриализацию? Наши танки и самолёты и особенно средства связи были намного хуже немецких -это понимают все кто хоть немного разбирается в технике ,а не в исторических сплетнях.Поэтому глупости ,что СССР должен напасть на Германию и нажить себе всех остальных врагов во всём мире просто не состоятельно с точки зрения логики,Сталин со своими комиссарами это понимал.
      То что голодоморы -дурацкий украинский термин,руские так не говорят, происходили по вине преступной большевистской политики в отношении крестьянства -это очевидный факт ,люди не хотели идти в сталинские колхозы ,а их загоняли ,вспомните Марата Нагульного с Поднятой целины,как загоняли казаков в колхозы револьверами.
      Ваше мышление похоже на склеенную книгу,когда каждую страницу приходится отдирать от остальных.
      1. -2
        20 марта 2024 10:45
        Что Вы ко мне предъявляете претензии ? Вы их предъявляйте тем ,кто насочинял антисоветских мифов ,фальшивок ,бредней , и бездумно повторяет их за их антисоветско-русофобскими кукловодами , и их антисоветской властью .
      2. 0
        24 марта 2024 05:11
        Цитата: Тринитротолуол
        вы прям ,ка пылесос -всю грязь собрали,не даёте ей разлететься в разные стороны.
        Чё слушать дурака суворова ,если СССР только только провёл в большим трудом индустриализацию? Наши танки и самолёты и особенно средства связи были намного хуже немецких -это понимают все кто хоть немного разбирается в технике ,а не в исторических сплетнях.Поэтому глупости ,что СССР должен напасть на Германию и нажить себе всех остальных врагов во всём мире просто не состоятельно с точки зрения логики,Сталин со своими комиссарами это понимал.
        То что голодоморы -дурацкий украинский термин,руские так не говорят, происходили по вине преступной большевистской политики в отношении крестьянства -это очевидный факт ,люди не хотели идти в сталинские колхозы ,а их загоняли ,вспомните Марата Нагульного с Поднятой целины,как загоняли казаков в колхозы револьверами.

        Вы и масса таких, как вы-не способны даже отличить советские законы от своих собственных диких и зверских нравов. Вы вообще за что ни возьмётесь, получается в итоге одно и то же. И сам же это признаете... А виновата власть, не важно даже какая.....
    2. +2
      20 марта 2024 14:49
      Цитата: tatra
      у них Сталин одновременно не подготовился к войне с Германией ,и одновременно так хорошо подготовился

      Уважаемая Ирина, намудрили мы тогда с этим заявлением ТАСС, о слухах по нападению Германии. Это раз, второе, хотелось таки видеть в немецкой рабочей национал-социалистической партии большего "партнёра", чем буржуйская "шляпочная Европа". Как было знать, что Гитлера и привели к власти, и, отдали ему почти всю Европу только для того, чтобы сделать из поверженной в Первую мировую Германии анти-СССР. Гитлер был англофилом, ставленником англосаксов и их фактическим подкаблучником, сделав из немцев пушечное мясо против Советского Союза.
      До сих пор наши "партнёры" виртуозы таких игр, и наша буржуйская власть по сути их ставленник, как для пиара щёки ни надувай. Нам без социализма вряд ли удастся победить внешних буржуев-хозяев, с нашими внутренними буржуями-слугами мирового капитализма.
    3. 0
      20 марта 2024 16:45
      Цитата: tatra
      Враги СССР не только оклеветали большевиков-коммунистов

      1) У вас так плохо с Историей КПСС? ВКП(б)=КПСС... не большевиком-коммунистов не бывает... request
      2) Клеветать на большевиком глупо - они столько дров наломали, что секретили свою историю и переписывали ее многократно! hi
  4. +1
    20 марта 2024 06:42
    Гетман Скоропадский мечтал о самостийной Украине. Если говорить о русском языке в каждой из республик,то в каждой были русские школы. В обычных школах преподавался русский язык. Но разница знания была существенная.В русские школы шли в основном те,кто желал продолжить учебу в ВУЗах.С самого начала Советской власти большое внимание уделялось национальному согласию.Потом это все поутихло.И к 90 годам мы по сути подошли разобщенными.
  5. +1
    20 марта 2024 06:57
    Украинизация русской армии началась сразу же после Февральской революции,этот процесс носил массовый и стихийный характер,имел большую поддержку.
    И,большевики,придя к власти,не могли пренебрегать всеми этими явлениями,далее,когда власть окрепла - всё стало на свои места,местечковых сепаратистов,условно говоря - придушили.
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    20 марта 2024 08:08
    Русские красноармейцы демонстративно отказывались говорить на «петлюровской мове», пренебрежительно называли её «китайской грамотой», а украинофилы требовали «всё украинизировать».
    Вчера прочитал рассказ Паустовского "Фиолетовый луч", всем рекомендую. Читал ли это произведение автор статьи - большие сомнения. По моему он путает большевиков и украинский народ, с петлюровцами. Да и этот квасной патриотизм в каждой статье утомляет.
    У каждого народа есть свои особенности, свои достойные черты. Но люди, захлебывающиеся слюной от умиления перед своим народом и лишенные чувства меры, всегда доводят эти национальные черты до смехотворных размеров, до патоки, до отвращения. Поэтому нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриоты.

    Петлюра пытался возродить слащавую Украину. Но ничего из этого, конечно, не вышло.

    Вслед за Петлюрой ехала Директория - неврастеник писатель Винниченко, а за ним - какие-то замшелые и никому неведомые министры.

    Так началась в Киеве короткая легкомысленная власть Директории.

    Киевляне, склонные, как все южные люди, к иронии, сделали из нового "самостийного" правительства мишень для неслыханного количества анекдотов. Особенно веселило киевлян то обстоятельство, что в первые дни петлюровской власти опереточные гайдамаки ходили по Крещатику со стремянками, влезали на них, снимали все русские вывески и вешали вместо них украинские.

    Петлюра привез с собой так называемый галицийский язык - довольно тяжеловесный и полный заимствований из соседних языков. И блестящий, действительно жемчужный, как зубы задорных молодиц, острый, поющий, народный язык Украины отступил перед новым пришельцем в далекие шевченковские хаты и в тихие деревенские левады. Там он и прожил "тишком" все тяжелые годы, но сохранил свою поэтичность и не позволил сломать себе хребет.
    1. +1
      20 марта 2024 08:31
      Цитата: Стирбьорн
      Вчера прочитал рассказ Паустовского "Фиолетовый луч", всем рекомендую

      Я тоже присоединяюсь к вашей рекомендации,также могу порекомендовать почитать булгаковскую "Белую гвардию",очень познавательно и,со многими утверждениями автора статьи, можно и согласиться.Про украинский балаган и шабаш,столетней давности,он -автор, грамотно изложил.
      1. +1
        20 марта 2024 09:26
        Булгаков на это всё смотрел как простой русский врач в тяжёлых обстоятельствах. Украинцы веками жили под Польшей. Даже Богдан Хмельницкий когда согласился на пресловутую Переяславскую Раду - не более чем торговался с Речью Посполитой о более выгодных условиях для реестрового казачества. С дальним прицелом если польский король предложит лучшие условия то можно и присяге русскому царю изменить. Он ведь и сам был шляхтич.
        1. 0
          20 марта 2024 09:35
          Цитата: Yamatay-sun
          Булгаков на это всё смотрел как простой русский врач в тяжёлых обстоятельствах

          Соглашусь с Вами.
          Тем более,Михаил Афанасьевич успел послужить и у красных,и у белых,и русский город Киев был для него родным,всю эту кровавую клоунаду на Украине воочию наблюдал.
        2. -2
          20 марта 2024 09:40
          А Польша не была всегда инородным не славянским образованием. Еще в 16в Жигимонт 3 в своём Статуте говорил,что бы писали бумаги по руски. Польша это славянское государство ,которое тоже противостояло захвату своей славянской культуры, культурой римской-крестоносцами .Поскольку история и особенно хронология оболганы -это доказали историки Фоменко и Носовский ,то сказать как точно происходила борьба славян с римскими захватчиками невозможно.Есть мнение ,что восстание Костюшко 18в против РИ это восстание славян-полян/поляков против окатоличивания народа польского.
  8. +1
    20 марта 2024 09:23
    Автор, как обычно в детали не вникает.
    Так называемый принцип:" терреториально-милиционного" был продиктован экономическими трудностями.
    Помните, какая была разруха после ГВ? У государства не хватало средств на содержание кадровых частей.
    Содержание Терреториально - милиционных формирований обходились в:1,5 - 2 раза дешевле кадровых. К тому же терреториально-милиционного формирования должны были подчеркну:" миролюбивую политику СССР".
    ТМФ были не только на окраинах, но и в центральных областях РСФСР.
    1. +1
      21 марта 2024 12:36
      Цитата: vladcub
      Содержание Терреториально - милиционных формирований обходились в:1,5 - 2 раза дешевле кадровых.

      По содержанию и подготовке рядового состава территориалы были почти впятеро дешевле кадровых:
      ...содержание одного красноармейца обходилось в 267 рублей в год, а одного "терармейца" - в 58 рублей в год; что на боевую подготовку красноармейца за два года его службы выделялось 535 рублей, а на боевую подготовку терармейца за пять лет его службы - 291 рубль. Проще говоря, даже по перечисленным статьям расходов годовое содержание одного красноармейца соответствует годовому содержанию 4.6 "терармейцев"
      © Litlbro АКА Д.Шеин

      Обратной стороной было то, что по срокам мобилизации и слаживания территориальные дивизии не вписывались ни в какие планы: по факту для приведения территориалов в боеспособное состояние хотябы на уровне "удовлетворительно" требовался месяц.
      1. 0
        23 марта 2024 07:11
        Вообще-то "Терреториалы" хороши для таких :"гигантов" как Монако или Люксембург. Которые, нафиг никому не нужны.
        Хотя, при определённых условиях, "терреториалы", что-то могут
        Вспомните, батальоны "всевобуча" : все с одного предприятия, или с одной улицы, станицы, они могли собраться за несколько часов.
        Кажется, примерно, так создан ЦАХАЛ? Уже, не помню
  9. 0
    20 марта 2024 09:35
    "мова" была южно-русским дислектом"- т.н суржик. На Украине различают 27 региональных диалектов.
    Из них 2 основных : Киево-Подольский и Львовский.
    Я, кроме" суржика"с некоторыми затруднен2иями, но владею подольский диалектом
    1. +2
      20 марта 2024 10:24
      "мова" была южно-русским дислектом"- т.н суржик

      Суржик - это диглоссия, где русский выступает H-языком, а украинский L-языком. К диалектам не имеет вообще никакого отношения.
  10. +2
    20 марта 2024 10:16
    а «мова» была южнорусским диалектом-говором

    Южнорусское наречие делится на 4 группы: Орловскую, Тульскую, Рязанскую и Западную (Смоленск). По автору, хотя бы в одном из этих регионов, оказывается, разговаривают на украинском.
    Хочется повторить сообщение под предыдущей статьей Самсонова с отрывком из воспоминаний Павла Ровинского о его путешествии в Сербию.
    Вижу впереди идущего селяка (житель села), догоняю его: «Помози Бог!» — говорю ему я первый. — Бог ти помого! — «Какосто?» (как поживаете?) — Фала Богу! (благодарить Бога) — «Иош какосте?» (еще как) — Зафалюем (благодарю). Авобоч да? (куда идешь?) — У Петковицу — отвечаю, и начинаю расспрашивать о дороге. Растолковал он мне дорогу и я хотел было идти, сказавши «с Богом», как он остановил меня вопросом: «Што си?» — что ты? т.е. кто ты таков. Объявляю, что — рус. Какой веры? — Православной. — «Знаешь Отче наш?» — Знаю. — «Поговори». — Читаю «Отче наш», а он уставился в землю и слушает, взвешивая каждое произнесенное мною слово. «Ама добро, брате, читашь; па ти си србин». Начинаю пояснять, что я не серб, а русский, но что русские и сербы славяне, люди родственные по языку и одного православного исповедания.
    — Нет, ты сербин, ты этого сам не знаешь; а вот ты хочешь видеть наши монастыри, так когда дойдешь в Студеницкую лавру, там есть ученые монахи и у них старея книги, они тебе покажут, что русские все сербы.

    Весьма печально, что в 21 веке все больше и больше людей с уровнем мышления необразованных крестьян 19 века.
    1. 0
      20 марта 2024 11:21
      Весьма печально,
      Согласен, что весьма и весьма печально, но и статьи такие же на таком же уровне..Да еще с "выдумкой и прибауткой " hi
      1. -4
        20 марта 2024 12:37
        с "выдумкой и прибауткой "

        красивые фотки, вот бы в 1922 году взяли бы и одели пехоту РККА в стальные кирасы
        5-мм по 12 кг с прочностью 600 МПа
        спокойно бы держали даже тяжелые 15 граммовые винтовочные пули в 1941 году
  11. +5
    20 марта 2024 11:17
    Такое впечатление, от статьи ,что СССР состоял из двх республик Украины и РСФСР и украинизация проводилась всей РККА.Однако,После образования СССР и, соответственно, единой Красной Армии в 1922 году отдельные войсковые соединения существовали в союзных республиках: Украинской, Белорусской, Бухарской, во всех трёх республиках Закавказской федерации, а также в автономных республиках РСФСР: Крымской, Дагестанской и Якутской.В начале 1929 года в РККА состояли четыре украинские, две белорусские, две грузинские, армянская и азербайджанская стрелковые дивизии, узбекская и туркменская кавалерийские бригады, два татаро-башкирских стрелковых полка и один эскадрон, казахский дивизион и эскадрон, киргизский и бурят-монгольский дивизионы, таджикский и карельский батальоны.Процесс ликвидации национальных частей в Красной Армии начался в 1934 году, когда были лишены статуса национальных украинские и белорусские дивизии. К началу 1938 года в РККА ещё оставались семь национальных дивизий (две грузинские, армянская, азербайджанская стрелковые, узбекская, туркменская, таджикская горно-кавалерийские), две бригады (горская и бурят-монгольская) и шесть национальных полков.
  12. 0
    20 марта 2024 11:55
    Солнышко пригрело и Самсонов забурлил творческой энергией - один очерк догоняет другой, и все с анонсом
    Продолжение следует...

    Весна laughing
  13. +2
    20 марта 2024 12:43
    Несмотря на сокращение программы создания национальных воинских формирований реализация её шла сложно. Так, на Советской Украине по программе 1924 года планировали украинизировать 4 территориальные дивизии.
    Интересно откуда Самсонов все это надергал?
    Программа создания национальных воинских формирований не "сокращалась", а наоборот "расширялась" (образно говоря).

    В 1925 г была принята пятилетняя программа развития национальных воинских формирований.
    В ходе ее реализации количество таких формирований в РККА постоянно увеличивалось.
    До этого были сформированы 4 Украинских национальных сд, 1 Белорусская сд, две Грузинские, одна Азербайджанская и одна Армянская.
    С 1925 г. начали формироваться дивизии в Узбекской р-ке, Туркменской и Казахской автономных областях. Даже в РСФСР были сформированы нацчасти (сд и кавполки).
    К 1929 г. пятилетняя программа была выполнена.
    1. 0
      22 марта 2024 08:32
      Цитата: Lewww
      Казахской автономных областях.


      казахской асср не была ,была Казакская Асср со столицей в Кызылорде.
  14. +4
    20 марта 2024 13:28
    В 1925 году в украинизированных дивизиях украинским языком владело 40 % командиров и 37 % – политработников. В 1926 году выпуск командно-политических кадров из украинизированных военных школ смог покрыть потребности двух территориальных дивизий.
    Самсонов даже с точностью переписки чужих материалов себя не утруждает.

    В первоисточнике:
    В частности, в 1925 г. в украинизированных дивизиях 40,9 % командиров и 37,1 % политработников не владели украинским языком. В 1926 г. выпуск командно-политических кадров из украинизированных военных школ смог покрыть потребности только двух территориальных дивизий в кадрах
    Т.е. в первоисточнике 40,9 % командиров и 37,1 % политработников не владели украинским языком (т.е. владели им 59,1% и 62,9%), а по Самсонову наоборот украинским языком владело 40 % командиров и 37 % – политработников.

    Первоисточник: Время, вперед! Культурная политика в СССР
    © Составление. Глущенко И. В., Куренной В. А., 2013
    © Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики, 2013
  15. BAI
    +1
    20 марта 2024 14:15
    отмечал:

    «Мы встали перед вопросами о том, что призываемые в армию, например, в Узбекистане, Казахстане, в Армении, в Грузии, в Азербайджане, не владеют русским языком.

    В танковые войска запрещалось брать не владеющих русским языком. Тем не менее брали
  16. +1
    20 марта 2024 16:27
    "Это была большая ошибка, в первую очередь нужно было проводить русификацию, а уже затем развивать язык и письменность малых народов. Этот перегиб не прошёл даром."
    Автор - это не ошибка - это ленинская национальная политика! И ее неизбежные последствия как в среднесрочной перспективе (развал едино пространства из-за языка), так и растаскивание СССР на республики далее...
    1. +1
      20 марта 2024 17:16
      И ее неизбежные последствия

      Похоже на "он умер потому что ел огурцы, вы разве не обратили внимание, что все кто хоть раз пробовал огурцы обязательно рано или поздно умерли".
      Корреляция не подразумевает причинности.
      1. 0
        20 марта 2024 17:42
        Цитата: Гнусный скептик
        Корреляция не подразумевает причинности.

        наверное вы полагаете, что написали что-то разумное - разочарую... request
        из вежливости напомню фразу из Диалектики природы Ф.Энгельса - любая вновь созданная система имеет внутреннюю логику развития. В переводе - если вы создали национальное государства (где его никогда не было), национальные элиты, литературный язык, экономику и т.п. - что удивительного, что созданное государство решило стать суверенным... Проблема в том, что они не знают, что искусственные... request
        1. 0
          20 марта 2024 17:57
          наверное вы полагаете, что написали что-то разумное - разочарую...

          ...тем, что вместо пояснения почему постулат "корреляция не подразумевает причинности" не разумен, я выдам нечто иное, что кажется разумным мне. lol Имел смелость закончить ваше предложение после троеточия.
          из вежливости напомню

          что решение государства стать суверенным - как и любое событие, является цепочкой причинно-следственных связей. Которую вы подменили корреляцией.
          1. 0
            20 марта 2024 18:11
            Цитата: Гнусный скептик
            Которую вы подменили корреляцией.

            так новое слово понравилось, что оным щеголяете? request Не процитируете его в моем сообщении Сегодня, 16:27? hi
    2. 0
      21 марта 2024 16:51
      Цитата: DrEng02
      Автор - это не ошибка - это ленинская национальная политика!

      Умоляю, не бросайтесь либеральными штампами. Для реализации национальной политики ( Не своей собственной, а политики ВКПб) Ленин в 1917 поставил Сталина на должность нар комиссара по делам национальностей. А Сталин круто решал национальный вопрос и на Кавказе и повсюду и тогда, когда уже не работал в правительстве :" Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это противоречит принципу свободного развития национальностей" / Сталин- Кагановичу 26.04.1926/
      Кстати, термин "украинизация" ввёл в обращение националист Грушевский в 1907 г. Украинизацией занимались вовсе не большевики, а националисты, которые после революции внедрились в советские органы власти. Это и есть правда. Грушевский работал в СССР до 1931 , когда был арестован. В 1934 умер.На этом украинизация и закончилась ДИСКУССИЯ НА СИЮ ТЕМУ НЕ СТОИТ И ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА. У ВАС, ЧТО- НЕ ХВАТАЕТ УМА ПОНЯТЬ, ЧТО НЕ БЫЛО У БОЛЬШЕВИКОВ ИНТЕРЕСА РАЗРУШАТЬ ИМИ САМИМИ СОЗДАННОЕ ГОСУДАРСТВО ??
      1. -1
        21 марта 2024 17:24
        Цитата: иван2022
        Умоляю, не бросайтесь либеральными штампами.

        если не секрет - вы произведения ВИЛ по национальной политике читали? я грешен...
        и если это штамп, то Советского Агитпропа... тема семинаров на курсе История КПСС...
        Цитата: иван2022
        Ленин в 1917 поставил Сталина на должность нар комиссара по делам национальностей.

        а в 1922г у них был конфликт из-за разных подходов к образованию СССР... request
        Цитата: иван2022
        Сталин- Кагановичу 26.04.1926/

        так после смерти ВИЛ...
        Цитата: иван2022
        У ВАС, ЧТО- НЕ ХВАТАЕТ УМА ПОНЯТЬ, ЧТО НЕ БЫЛО У БОЛЬШЕВИКОВ ИНТЕРЕСА РАЗРУШАТЬ ИМИ САМИМИ СОЗДАННОЕ ГОСУДАРСТВО ??

        я не буду вам отвечать в вашей хамской манере! hi
        Если вы не способны прочитать их труды и резолюции съездов, увидеть практику при резания земель с русским населением нац.республикам (Терских казаков в горские, Уральских и Семиречинских - казахам) и т.п. и т.д. - смысл вам что-то доказывать? живите в своих домыслах... request
  17. 0
    20 марта 2024 22:23
    В мае 1927 года Реввоенсовет СССР утвердил 6-летний план национально-войскового строительства на 1927–1933 гг., по которому планировали сформировать ещё две территориальные дивизии.
    Долго я пытался найти этот документ но так и не нашел.
    Похоже что Самсонов влёт скопировал чью-то фантазию laughing
  18. +1
    21 марта 2024 17:32
    Цитата: иван2022
    либеральными штампами

    Учите! с.309:
    "Образование СССР — триумф идей ленинизма, ленинской
    национальной политики
    Коммунистической партии. Всему прогрессивному
    человечеству был указан путь разрешения национального
    вопроса, уничтожения неравноправия наций и народностей,
    путь объединения народов ъ единую братскую семью для
    построения социализма и коммунизма."
    chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ist.kpss.su/1981-11-18.pdf
  19. +1
    21 марта 2024 18:02
    Только что смотрел Бориса Юлина про эту самую коренизацию. Никто там не ставил задачу украинизировать русское население. Просто требовали от руководства учить и национальный язык, чтобы можно было общаться с крестьянским местным населением, которое русского не знало. И то, такая политика быстро была свернута.
    А тут развезли на огромную статью, типа большевики виноваты в нынешней ситуации и Ленин как обычно бомбу заложил.
    1. -1
      22 марта 2024 09:13
      во первых руский на украине знали все от Львова до Киева.
      Я проходил сборы в Свалявах Зап. украина ,Закарпатье в 1985г. так вот нас курсантов как то попросили помочь местному единоличнику (там были в те времена единоличники) убрать покосы в стога и мы на обеде с этим крестьянином разговорились ,он был типичным украинцем и в разговоре переходил с руского на украинский,но мы его вполне понимали .
      А что касается украинизации,то врать то не надо ,когда школах учёба руских детей идёт на украинском и в вузах тоже то это именно украинизация руских.
      Я помню интерьвью Олега Борисова-известный советский актёр из евреев,(За двумя зайцами)так вот он говорил ,что в бытность работы в киевском театре отношение к рускоязычным было напряжённым именно со стороны руководства театра и министерских чинов и это уже было поздний СССР ," уси было гарный актёр Олег,но вот мабудь маел бы мову,тоди так..."
      Это к вопросу почему он переехал с Киева в Лениград.
    2. 0
      27 марта 2024 21:13
      А Ленин во всём виноват...Ну, ещё и печенеги.
  20. +1
    22 марта 2024 01:18
    Вот ведь Сталин тиран каков!
    Хотел, чтобы в стране всякий всякого понимать мог, и объясниться в любой окраине!
    Хрущев, кстати, МВД децентрализовал, создав республиканские МВД.
  21. +1
    24 марта 2024 18:12
    Я выучил русский язык в начальной школе в Чехии. Я закончил факультет русского языка. После 1968 года у меня снова появилась возможность говорить по-русски с русскими солдатами. Так что я понимаю великое предательство украинцев и то, как они воевали в 14 дивизии СС "Галиция" и что этот вопрос решается конкретно на Украине. Однако я также знаю, что простые люди не считают эту проблему чем-то неразрешимым. Рабочие из Украины, которые уже здесь были женаты и имели детей, я пробовал, они говорили по-русски осторожно, у них не было проблем am
  22. 0
    27 марта 2024 21:11
    Цитата: Alexey RA
    Начало и середина 20-х - в соответствии с принципом демократического централизма в жизнь проводится ленинская идея о национальных государствах и интернацизме в отношении русских держиморд. И вот уже Украине щедро нарезают земель для поднятия промышленности, на этих землях начинается насильственная украинизация русского населения,

    ...Как Вы думаете, зачем нужна была Ленину украинизация? Полагаете что на старости лет Ленин впитал себя дух Незалёжности и Украинства?
  23. 0
    29 марта 2024 05:43
    Цитата: Тринитротолуол
    вообще "переход на службу гитлеру" определение неудачное ,надо говорить про БЕГСТВО или исход от сталинского истребления.

    Вы имеете ввиду сталинское истребление немецкой армии?