Ветераны-подводники выступили против утилизации последней «Акулы» российского флота

83
Ветераны-подводники выступили против утилизации последней «Акулы» российского флота

Тяжелый атомный подводный ракетный крейсер "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула", выведенный из боевого состава флота и отправленный на утилизацию, необходимо сохранить. С такой инициативой выступили ветераны-подводники в ходе опроса, приуроченного к Дню подводника.

Ряд ветеранов подводного флота выступили против утилизации самой большой в мире подводной лодки. Заявляется, что Россия должна сохранить АПЛ "Дмитрий Донской" как качественный образец советского судостроения, которое недоступно никому в мире. При этом предложения звучат разные, от превращения данной субмарины в музей, до возвращения в боевой состав после проведенной модернизации.



АПЛ "Дмитрий Донской" нужно сохранить в качестве символа, стоящего на страже наших рубежей. Впрочем, пройди ТК-208 модернизацию, он мог бы и дальше нести военную службу

- заявил член совета "Офицеры России", академик военных наук, контр-адмирал Владимир Дудко добавив, что американцы продолжают эксплуатировать субмарины проекта "Огайо", созданные в одно время с "Акулами".

О том, что "Дмитрия Донского" рано списывать в запас заявил и член президиума общероссийской организации "Офицеры России", экс-командир подводного крейсера "Томск" капитан первого ранга запаса Вячеслав Черноус. По его словам, хотя на местах и виднее, но он бы вариант с модернизацией последней "Акулы" под гиперзвуковые "Цирконы" все же рассмотрел. Поддержал его и ветеран-подводник Виктор Зима.

Напомним, что "Дмитрий Донской" был выведен из боевого состава флота в начале 2023 года и отправлен дожидаться утилизации. Причиной названы выработка активной зоны реактора и 40 лет службы. Перезарядка реактора признана нецелесообразной из-за высокой стоимости. В настоящее время АПЛ находится на территории военно-морской базы в Северодвинске вместе с еще двумя субмаринами данного проекта, которые фактически уже приросли к берегу, но все еще числятся в резерве. Сроки утилизации последней "Акулы" пока не определены.

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" является головным в серии из шести субмарин проекта 941 "Акула". Заложен на "Севмаше" 17 июня 1976 года, спущен на воду 23 сентября 1980 года, введен в строй 29 декабря 1981 года. В 2002 году прошел модернизацию, после чего принял участие в испытаниях ракеты "Булава". На сегодняшний день является самой большой подлодкой в мире и последней "Акулой" российского флота. Три "Акулы" утилизированы не без "помощи" США, еще две числятся в резерве.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 марта 2024 07:27
    Проект, конечно грандиозный, но даже на превращение лодки в музей нужны не малые средства, а хотелось бы....
    1. +27
      20 марта 2024 07:49
      Цитата: Южноукраинец
      Проект, конечно грандиозный, но даже на превращение лодки в музей нужны не малые средства, а хотелось бы....

      "Что про...теряно ворохАми - не вернуть крохАми..."
      Так дед у меня говорил. На многие куда более бестолковые вещи деньги находятся, а на сохранение памяти - "экономически нецелесообразно"? Людям моего поколения оно не надо - мы и так помним и знаем. Это надо тем, кому сейчас 10 лет, кому через 30 лет будет 10.
      Мы выросли с символом - был у нас крейсер "Аврора". Мультфильмы снимали, на открытках рисовали, песню пели хором в школе... Что, какой символ есть сейчас? Разве достаточно, чтобы о его существовании знали только курсанты флотских училищ?
      Отколупнули бы кусочек малый от какого-нибудь "нацпроекта" - не обеднеем. На хорошее-то дело...
      1. -3
        20 марта 2024 10:37
        Перезарядка реактора признана нецелесообразной из-за высокой стоимости

        ...ну да, лучше новую построить, а эту на помойку, как "Аврору"
        1. +10
          20 марта 2024 11:12
          Нынешней власти надо все советское распилить и уничтожить, чтобы никто не помнил, не видел и не понимал что могла великая держава СССР, так режут ракетные крейсера Орланы, порезали АПЛ Лира, продали китайцам советские авианесущие крейсера. Ведь если бы из советских кораблей сделали музеи то никто бы уже не поверил брехне что СССР мог делать только галоши.
          По этой же причине новые самолеты у нас не продолжение привычных и легендарных советских Ту, Ил или Як а наборы букв типа Суперджет или МС-21. А почему бы не выпускать Суперджет и МС-21 под маркой Туполева, которая не намного моложе Боинга и известна во всем мире? А нет, это советское а советское надо стереть из памяти!
          1. +3
            20 марта 2024 12:24
            "...пилите, Шура, пилите. Они золотые" - вот и пилят бюджет.
            ...джойстики вместо штурвалов, движки из за бугра.
          2. +1
            21 марта 2024 04:24
            МС-21 изначально обозначался Як-242.
            Ну, а потом "сподобило" его по-новомодному обозвать.
          3. -1
            21 марта 2024 09:11
            ...сарказм не понят, уровень интеллекта местных зашкаливает...
            Я о том, что при Лёне столько бабла вбухали в проект "новой" Авроры, чтобы заменить всё, включая "золотые" гальюны. Ходовые испытания провели, а всего-то и нужно было... пальнуть из бакового, как в 1917
          4. 0
            21 марта 2024 18:59
            Нынешней власти надо все советское распилить и уничтожить, чтобы никто не помнил, не видел и не понимал что могла великая держава СССР

            Я тока слегка добавлю парочку цитат всеми нами "горячо любимого и уважаемого ещё раз в кавычках "великого русского философа"", которого так часто цитирует нескажукто:
            например, «Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо»... Или вот, ещё более замечательное: «...европейские народы должны понять, что большевизм есть реальная и лютая опасность; что демократия есть творческий тупик; что марксистский социализм есть обреченная химера..»
            Спрашивается, что вы хотите от людей, исповедующих подобные взгляды? Только одно, - побыстрее стереть и перезагрузить людскую память. Вымрет всего полтора поколения и останутся только кровавый Сталин и калоши.
        2. +3
          20 марта 2024 16:27
          Цитата: Egeny
          Перезарядка реактора признана нецелесообразной из-за высокой стоимости

          ...ну да, лучше новую построить, а эту на помойку, как "Аврору"

          А я не верю в то, что "Акулу" дешевле утилизировать, чем модернизировать.
          Думаю, что чужая, либо легкомысленная рука подписала решение об утилизации крейсера.
          Все три крейсера модернизировать и поставить в строй!
          Не верю в то, что строительство новой "Ясень" или "Борей" дешевле модернизации "Акула"
          1. +4
            20 марта 2024 19:30
            Все три крейсера модернизировать и поставить в строй!

            К сожалению на Архангельске и Северстали, введенных в строй в 1987 и 1989 годах соответственно по приказу американцев спилены крышки шахт прочного корпуса, чтобы невозможно было их восстановить. И да, при том что это самые большие лодки в мире, эти лодки-катамараны созданы специально для полярных широт и они были самыми живучими подводными лодками в истории.
            И да в сегодняшней ситуации повышенной угрозы войны с НАТО правильным был бы ремонт Донского и возвращение в строй.
            1. +3
              20 марта 2024 20:30
              Вася, ничего невозможного нет. Может и найдутся умельцы земли Русской. Как пел Высоцкий: "... тов. учёные, доценты с кандидатами, коль что у вас не ладится..." восстановят субмарину.
            2. +3
              20 марта 2024 22:07
              Эти крышки невозможно восстановить?
              1. 0
                21 марта 2024 20:10
                Эти крышки невозможно восстановить?

                Американцы знали что делали а их халуи им старательно помогали. Потому эти лодки восстановить уже нельзя, помимо шахтных люков вполне возможно вывели из строя и другие вещи.
                Помнится на советских авианесущих крейсерах, которым не было и 10 лет американские халуи в адмиральских лампасах распилили валолинии, восстановить которые нельзя, чтобы не было соблазна восстановить, но то при борьке алкаше было.
            3. +2
              21 марта 2024 04:51
              Цитата: ramzay21
              в сегодняшней ситуации повышенной угрозы войны с НАТО правильным был бы ремонт Донского и возвращение в строй.

              Даже если бы такое решение о модернизации этих или только "Донского" было бы принято , по срокам ремонта и модернизации (5-7 лет и никак не меньше в наших реалиях) мы ничего не выиграем , а через это время получим ПЛА с остаточным ресурсом лет 15 ... ну пусть даже 20 лет если очень постараться . Но по какой ЦЕНЕ ?
              По цене даже выше строительства нового "Борея" . Ибо благодаря длинной серии сегодня "Борией" нам обходится в 480 - 490 млн. дол. (буду в них) , а первые были по 550 млн. дол. Вот и подумайте что для нас лучше за эти 5-7 лет , построить новый РПКСН или ПЛАРК с ресурсом 35+ лет , или за ещё большие деньги несуразный (но очень красивый и впечатляющий) старый РПКСН , для которого даже ракет соответствующих нет . А если ставить "Булавы" , то придётся балласта с собой дополнительного таскать на вес всех этих 20-и ракет ("Булава" в 2+ раза легче чем то , что там прежде стояло) . А если кто предложит запихнуть туда "Цирконы" (до 7 шт. в каждую шахту) , то ... куда вы эту махину с "Цирконами" отправите ?? Её для Арктики создавали - под-до льдами дежурства нести . Или вы верите , что такая громадина незаметно в Атлантику пробраться сможет ??
              А вот для Памяти , как Символ Величия убитой предателями Страны ... это ДА ! Вот только на Севере её в таком качестве оставлять нельзя - её придётся более полугода отапливать (месяцев 8) , а туристов там бывает ... мало . Её бы в Питер притащить и там поставить . Подключить к внешней сети , организовать там тематическую гостинницу (она ведь огромна) , тематический рестаран ... сауна с бассейном там уже есть . . Ну и классы для занятий курсантов и нахимовцев там организовать . И зеваки буду даже не толпами - стадами рядом клубиться глядя на такое Чудо .
              Но это затея для мирного времени .


              А в условиях угрозы глобальной Войны с Глобальным западом , необходимо ускорить достройку уже заложенных ПЛА , ремонт и модернизацию находящихся в ремонте и модернизации , и оставить в строю все пять оставшихся "Дельфина" с БРПЛ "Лайнер" и "Синева" на борту . А после закладки 12-го "Борея-А" продолжить закладки этих ПЛА уже в качестве ПЛАРК - как носителя "Цирконов" (до 80 шт.) или "Калибров" (в кол-ве 112 шт. только в пусковых стаканах) . Строить их максимально возможными темпами не только для самостоятельных миссий , но и для усиления наших КУГ своим арсеналом , равным арсеналу "Адмирала Нахимова" и даже превышая его . Таких "Бореев-К" необходимо построить 12 шт. (по 6 шт. для СФ и ТОФ) . И задуматься о недорогой , но многочисленной серии МАПЛ . Нам таких надо будет штук 24 в серии . Ибо "Ясень" не МАПЛ , а вполне себе ПЛАРК , но очень дорогой и недостаточно вооруженный .
              1. 0
                21 марта 2024 09:01
                ...может быть Вы и правы, только как эту "акулу" в Неву протащить и рядом с "Авророй" поставить?
                1. +1
                  21 марта 2024 17:09
                  Цитата: Egeny
                  только как эту "акулу" в Неву протащить и рядом с "Авророй" поставить?

                  Это сложно . Очень сложно . Тащить придётся на буксире после демонтажа реакторов вокруг Норвегии и всей Скандинавии из Баренцева моря в Балтийское , Финский залив а там ... Рядом с Авророй ей делать нечего , да и на плаву её оставлять не следует . Если есть какой-нить стары док , можно в него ... Всё это недёшево и непросто , но точно того стоит .
                  Вот только после Победы этим заниматься будем , сейчас не до того .
                  А если у кого ручонки на утилизацию чешутся , пусть утилизируют две другие "Акулы" , раз уж им там люки шахт расковыряли . А "Донской" пусть ждёт лучшего времени для роли памятника в Питере . Сейчас же других забот хватает .
            4. 0
              21 марта 2024 17:47
              В СССР ,как и в России, не должно быть невозможного.
          2. 0
            20 марта 2024 20:24
            ... так и я о том же, была бы воля.
            1. 0
              21 марта 2024 19:38
              ...а чо удалили-то? Я же должна знать своих полковников... сорри, поклонников
        3. Комментарий был удален.
        4. -1
          21 марта 2024 09:11
          Цитата: Egeny
          Перезарядка реактора признана нецелесообразной из-за высокой стоимости

          ...ну да, лучше новую построить, а эту на помойку, как "Аврору"

          вы бы заканчивали пускать ветры в лужи...
          1. 0
            21 марта 2024 09:12
            ...сарказм не понят, уровень интеллекта зашкаливает...
            Я о том, что при Лёне столько бабла вбухали в проект "новой" Авроры, чтобы заменить всё, включая "золотые" гальюны. Ходовые испытания провели, а всего-то и нужно было... пальнуть из бакового орудия, как в 1917
    2. +29
      20 марта 2024 07:58
      Средств на переделку Акулы в музей подводного флота России нужно не больше чем на строительство какого нибудь храма, на них же деньги находят....
      Можно также объявить общероссийский сбор средств...
      1. +6
        20 марта 2024 11:17
        Если из Акулы вынуть реактор и перевести ее в Питер и сделать музей, то это будет не на много дороже чем просто распилить. Но стоя у пирса в Питере она будет зарабатывать кучу денег, которая вернет все затраты и покроет затраты на ее содержание.
        Но лодку распилят. Потому что во первых деньги за разделку пойдут уважаемым людям и они все порешали а во вторых власти не нужна память о том что СССР мог сделать не только галоши, но и такое чудо! Это же не Ельцин-центр!
        1. Комментарий был удален.
        2. +3
          21 марта 2024 03:36
          Цитата: ramzay21
          власти не нужна память о том что СССР мог сделать не только галоши, но и такое чудо! Это же не Ельцин-центр!

          Вот что само и давно просится на утилизацию, так это Ельцин-центр.
        3. 0
          21 марта 2024 19:48
          Вопрос.. На сколько безопасна эта лодка в качестве музея для туристов? Не сильно фонить будет?
      2. -2
        20 марта 2024 20:26
        Цитата: штурм

        Средств на переделку Акулы в музей подводного флота России нужно не больше чем на строительство какого нибудь храма, на них же деньги находят....

        Согласен с Вами. Но если следовать такой логике, то мы скоро все корабли в музеи переделаем. Не слишком ли?
    3. +10
      20 марта 2024 08:13
      Проект, конечно грандиозный, но даже на превращение лодки в музей нужны не малые средства, а хотелось бы....

      На это не грех и потратиться. Потомки должны знать о достижениях СССР и гордиться ими. АПЛ "Дмитрий Донской" достойный символ мощи России. Есть чем гордиться
      1. 0
        21 марта 2024 11:26
        На это не грех и потратиться. Потомки должны знать о достижениях СССР и гордиться ими. АПЛ "Дмитрий Донской" достойный символ мощи России. Есть чем гордиться
        Потратиться то не грех, и я бы с пенсии отстегнул, чтобы потомки ходили и разевали рты, удивляясь свершениям предков... Но это мы так думаем, а в Кремле так не думают, вам же сказано, ничего кроме калош не делали, а тут такая махина с 12-ти этажный дом... Неувязочка получается, уважаемый Гарант. Поэтому и стирают память о Красной Империи
    4. -8
      20 марта 2024 09:25
      Проблема Акул в их размерностях. Вряд-ли такое можно превратить в музей, точнее доставить в то место, где музей будет установлен. С первой АПЛ прокатило, но даже там было "на тоненького".
      А полная модернизация 40-ка летнего корпуса будет дороже нового подводного крейсера. Смысла особо и нет, кроме ностальгического.
      1. +6
        20 марта 2024 11:25
        Проблема Акул в их размерностях. Вряд-ли такое можно превратить в музей, точнее доставить в то место, где музей будет установлен.

        То есть ради парада притащить этого же самого Донского в Питер возможности были а вынуть реактор и притащить эту же лодку в тот же самый Питер уже нельзя? Может у народа спросить потратить деньги на содержание Ельцин центра, на который деньги есть или на то чтобы из Акулы музей сделать? Думаю что ответ очевиден, да и денег такой музей принесет гораздо больше чем музей предателя-алкаша.
        1. +1
          20 марта 2024 12:02
          А при чем здесь Ельцин центр, он не в контексте обсуждения. Если за музей из первой АПЛ я был всеми руками и ногами, то Акула уже слишком затратно. В Питере есть Аврора и АПЛ, куда и как гнать Акулу? Имело смысл в свое время музей делать из Лиры, она вторая по исторической значимости (мое личное мнение, в основном с точки зрения истории техники), но все порезано нафиг.
          1. +3
            20 марта 2024 22:09
            "Торг в данном случае неуместен"
    5. 0
      20 марта 2024 11:00
      Немалые средства. Но ведь ветераны скинутся на организацию музея. Госсредства сегодня нужны на другое, и ветераны это прекрасно понимают.
      1. +4
        20 марта 2024 11:31
        На содержание Ельцин центра например?
        1. +2
          21 марта 2024 03:40
          Цитата: ramzay21
          На содержание Ельцин центра например?

          Не только. Вот по соседству статья, где 1,7 трлн целковых пошло на мигрантов и их семьи.

          Мне это живо напомнило Францию, где ежегодно на мигрантов тратят десятки миллиардов евро, а когда усыпальнице Наполеона потредовался ремонт, денег у государства не нашлось. Неравнодушные сбор по всей Франции объявили, кто сколько может.
    6. 0
      22 марта 2024 07:09
      На проект по фортам для дочурки кой-кого, 4 с лишним миллиарда нашли, не напрягаясь.
  2. +13
    20 марта 2024 07:27
    Могли бы и оставить в самом деле, как музей. Монументальнейший проект.
  3. +14
    20 марта 2024 07:40
    Не время сейчас резать корабли.
    Активная зона выработана, но ведь не холодная.
    Как стартовая площадка даже сейчас самое то.
    Разберемся с Украиной, тогда посмотрим, что делать.
    1. -5
      20 марта 2024 07:48
      Цитата: 75Сергей
      Как стартовая площадка даже сейчас самое то.

      Стартовая площадка для чего? Этих ракет нет на вооружении. Экипаж уже готовый ждёт на пирсе? Сменный экипаж находится на переподготовке?
      Эти лодки на флоте уже никто не знает! Тех людей из их экипажей уже нет в плавсоставе. Ну подумайте по хозяйски, прежде чем сказать..
      1. +7
        20 марта 2024 07:58
        А чем думали идя на поводу у матрасников? Создать такую мощь и закопать в землю? Разве это не есть бесхозяйственность? Зря вы так!
        1. +7
          20 марта 2024 08:12
          Цитата: SEVERIN
          А чем думали идя на поводу у матрасников?

          Матрасники в первую очередь и захотели у нас утилизировать эти лодки, не более старые, которые остались. То, что Р-39 у нас не производилась, странный отмаз, это твёрдотопливная ракета, у которой выше срок годности, был запас этих ракет, плюс из арсенала первых двух порезанных лодок. Наконец, диаметр шахт большой, не маленький, в который вполне можно было сделать вставки, хоть под "Булаву", хоть под другие ракеты. Америкосы на "Огайо" не поленились сделать под КР.
          Проект 941 предназначался для дежурства под полярной шапкой, лодка имеет прекрасную автономность и комфортность для экипажа.
    2. +10
      20 марта 2024 07:52
      Пример надо брать с американцев - они ни один самолет у себя не утилизируют - все хранят на всякий случай. А случаи бывают такие, что и с постаментов технику снимают и в бой.
      1. +2
        20 марта 2024 07:56
        Плохо представлю, как законсервировать, а потом лет через 10-15 расконсервировать такую лодку, что бы это было дешевле хотя бы капитального ремонта.
      2. 0
        20 марта 2024 19:40
        У американцев для самолетов есть удобная безлюдная пустыня, там они десятилетиями стоят без укрытия в сухом воздухе и не портятся.
  4. Я думаю, что заинтересованные лица уже поделили прибыль от утилизации. Так, что корабль обречен. Не будет у нас памятника гениального труда народов СССР. Пигмеи не дадут.
  5. -6
    20 марта 2024 07:42
    А "офицеры России" готовы взять в аренду этот корабль и сами содержать его?
    В условиях, когда потери флота имеют счет на миллиарды и десятки миллиардов, такой шаг выглядел бы как реальная забота о флоте, а не "потому что жалко".
    Жалко. Мне тоже жалко. Мой "Бурный" под разделку идет в этом году, не передать как жалко. Но я же стон не устраиваю.
    1. Вот, именно так пигмеи и рассуждают.
    2. +3
      20 марта 2024 08:27
      Андрей,согласен полностью.Начнём с того ,где поставить " Дмитрия Донского" ,чтобы экскурсии окупали его содержание? Может лучше " Ясень " или " Борей " построить на эти деньги.Чтобы не было так тоскливо,юмор от подплава СФ.
      1. 0
        20 марта 2024 09:17
        .Начнём с того ,где поставить " Дмитрия Донского" ,чтобы экскурсии окупали его содержание?
        ...как где....в Ленинграде....Аврора стоит и жрать не просит уж как 100 лет, так ...покраска очистка и всё.....а Тайфун в придачу...да это музейное эльдорадо будет...эх наши манагеры такое бабло прозевывают...а это бабло во те на блюдечке с голубой каёмочкой
        1. 0
          20 марта 2024 17:12
          Как говорится ВОПРОС НЕ ПО ОКЛАДУ! Надо мыслить ширше - музей сделать из трёх оставшихся лодок... только в Китае! Если "братья на век" из недостроя "Варяга" смогли создать флагман авианосного флота то представьте себе дивизию из трёх "Акул" в Тихом океане... yes
          1. Экономия на хранении и утилизации. 2. Средств от продажи должно хватить на ещё три новеньких "Борея". hi
  6. +11
    20 марта 2024 07:43
    Не надо Акулу возвращать в строй, это обойдется в огромные деньги на которые можно несколько Бореев построить. И так кучу денег потратили на бесполезные Арматы, Бумеранги, Курганцы, а воюем на технике 60-х годов. К тому же Акула огромная, по шумности явно уступает современным Бореям. Но сохранить как памятник-музей идея вполне жизненная.
    1. +4
      20 марта 2024 08:25
      Я например специально бы съездил бы посмотреть на это грандиозное чудо техники. Хоть мне до любого порта несколько тысяч километров.
  7. +5
    20 марта 2024 07:43
    Не понимаю, почему утилизировали или на приколе гораздо более новые лодки, а головная дольше всех прослужила. Если не вредительство, то как это назвать?
    1. +2
      20 марта 2024 07:57
      Шахты порезали чтоб со спутника было видно? Логический ход мысли воспроизвести соответствующим рядом низя, ничего нового, и это мы переживем…
  8. +8
    20 марта 2024 07:47
    Проект 941 был попыткой на исходе СССР открыть новую эру в подводном флоте.
    Конечно, достижения - фантастические, но и издержки были громадные. И утилизация обойдётся в копеечку. Так что вопрос о дальнейшем использовании должен быть рассмотрен.
    Как боевая единица проект, конечно, уже устарел. Так что на мой взгляд у него два пути:
    - океанская самоходная платформа для космических запусков с экватора;
    - музей с симуляторами, демонстрирующими боевую работу РКПСН.
    Неплохо было бы и установку 406-мм орудия Б-37 на Ржевке сделать таким же музейным объектом.
    1. +1
      20 марта 2024 08:39
      Кстати, океанская платформа могла бы обеспечить псевдомногоразовый запуск. Если оборудовать платформу соответствующим крановым оборудованием, то можно было бы подбирать отработавшие ступени с поверхности океана, при обеспечении их плавучести.
  9. +6
    20 марта 2024 07:48
    Действительно, тем кто душу вложил и полжизни отдал этой уникальной подлодке сейчас трудно смирится с тем, что её не станет. Но если не будет эффективного инженерного решения для её модернизации, то глупо ставить под удар и рисковать жизнями будущих экипажей.
    Если ветераны подводники хотят сохранить лодку, то имеет смысл собрать инициативную группу и разработать концепцию для её модернизации.
  10. +4
    20 марта 2024 07:49
    Понимая эмоции, нужно все же включать логику. Единичные экземпляры в содержании дороже, а боеспособность их ниже. Ну музей то музей, вопрос отдельный.

    Для АПЛ наоборот нужна максимальная унификация. В идеале, хвост и нос вообще одинаковые для всех типов лодок, а центральная часть уже зависит от специализации.
  11. +7
    20 марта 2024 07:54
    Вполне разумное предложение. Поддерживаю и голосую за него.
    Надо сохранить в память о могуществе Советского флота.
  12. Комментарий был удален.
  13. +6
    20 марта 2024 07:56
    В музей превращать и Американцы и Китайцы поедут толпами смотреть на такое чудо техники. Единственно закрывать или убирать узлы с секретными технологиями. Какие из лодок возвращать, из каких делать музей пусть специалисты решают.
  14. +2
    20 марта 2024 07:58
    Хоспади, ну сделать как с "Авророй", включить в состав флота как "несамоходное стоечное судно". Водить экскурсии, туристы, кино снимать. Какие никакие деньги, а приносить будет. В Питере :)
    Или вон как ипонцы с "Микасой" сделали. Забетонировали на берегу.
  15. +10
    20 марта 2024 08:02
    Нынешние лучше построят ещё один ельцин-центр или чубайс-нано, чем озаботятся судьбой какой-то там подлодки, да ещё советской, напоминающей о страшных временах тоталитаризьма, когда не было ̶ц̶в̶е̶т̶о̶в̶о̶й̶ ̶д̶и̶ф̶ф̶е̶р̶е̶н̶ц̶и̶а̶ц̶и̶и̶ ̶ш̶т̶а̶н̶о̶в̶ разделения между богатыми и бедными, а советская власть не воровала, а работала на советский же народ. Тем более, на утилизации можно нехило так положить в свой карман.
  16. 0
    20 марта 2024 08:02
    Нам современного ой как не хватает...Да и "кризис платформ" никто не отменял.
  17. +6
    20 марта 2024 08:07
    Американцы бережно хранят свои Айовы. В этом смысле нам есть чему поучиться у них.
  18. +1
    20 марта 2024 08:21
    Музей дело хорошее: пусть будет.
  19. -1
    20 марта 2024 08:21
    Вместо вбухивания бюджетных денег в остров фортов, заменить активную зону
  20. +4
    20 марта 2024 08:38
    Ветераны-подводники выступили против утилизации последней «Акулы» российского флота
    Теперь им осталось создать инициативную группу и объявить общероссийский сбор подписей в поддержку создания из этого корабля музея. Утилизировать такой корабль нельзя.
  21. +3
    20 марта 2024 08:38
    При этом предложения звучат разные, от превращения данной субмарины в музей, до возвращения в боевой состав после проведенной модернизации.

    Как боевая единица этот гигант не подойдёт. Слишком заметен и неповоротлив, требуется несколько вариантов для мест базирования, если основное место будет уничтожено. Как музей подводного флота - да, но ведь есть вариант использовать как научную платформу. Снять всё военное оборудование, поставить научное, вплоть до батискафа, уменьшить глубину погружения и отправить изучать океанические просторы покрытые льдами. feel
  22. +2
    20 марта 2024 08:45
    Её бы куда нибудь в Севастополь чтоль поставить музеем. Чтоб туристов привлекала. Вон в штатах линкоры стоят в качестве музеев.
  23. +2
    20 марта 2024 09:24
    .Аврора стоит и жрать не просит уж как 100 лет, так ...покраска очистка и всё.....а Тайфун в придачу...да это музейное эльдорадо будет...эх наши манагеры такое бабло прозевывают...а это бабло во те на блюдечке с голубой каёмочкой....да ещё если Лиры (по нате Альфы) проекта 705 не все попилили...так бы л бы бомбейский музей....сродни мусульманской Мекки
    1. 0
      21 марта 2024 12:41
      Та Аврора, что сейчас - она не оригинальная. В 80-ые ее полностью переделали, это новодел. Не удивительно. В 1941 ее еще топили фашисты, правда перед потоплением с Авроры успели снять 152 мм пушки и эта батарея успела уже на берегу пустить много крови варварам.
  24. +3
    20 марта 2024 09:26
    Ветераны-подводники выступили против утилизации последней «Акулы» российского флота


    так и хочется спросить как они ЕЁ в металлом сдают? - кто на этом "руки греет"?
    а по поводу нехватки средств (а сколько их надо чтобы разобрать ее, не задумывались?) для превращения ее в музей - так обратитесь в Ксюше, которая Шойгу - у нее бюджет значительный от МО РФ - может она сможет помочь?
  25. +3
    20 марта 2024 10:47
    Заявляется, что Россия должна сохранить АПЛ "Дмитрий Донской" как качественный образец советского судостроения, которое недоступно никому в мире. При этом предложения звучат разные, от превращения данной субмарины в музей, до возвращения в боевой состав после проведенной модернизации.

    Ага, чтобы тем кто сейчас у руля судостроения и не только мозолили этим глаза, тыкали в них пальцем указывая как могли деды, а они рукожопы. Распилят конечно, с глаз долой и сердца вон.
    1. 0
      20 марта 2024 13:13
      Вообще-то дела на Севмаше идут неплохо, так что особого укора не получится. Строят вполне достойно и много. А то, что манагеры суетятся - дань времени. Раньше парторги всех мастей одолевали.
  26. +1
    20 марта 2024 22:03
    Однозначно в музей, а то потом жалеть придется
  27. +1
    20 марта 2024 23:23
    Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов.
    Проекты подводных лодок с корпусами из титановых сплавов
    661 «Анчар» 685 «Плавник» 705(К) «Лира» 865 «Пиранья» ⁠941 «Акула» 945 «Барракуда» 945А «Кондор» 945Б «Марс»
    Их отличает широкое применение в конструкции титановых сплавов, вследствие чего корпуса практически не имеют ограничения по календарному сроку службы.
    .............Крайне остро встает вопрос обеспечения возможности длительного нахождения наших подлодок на увеличенных (от обычных) глубинах – для обеспечения скрытности от новых средств поиска.
    И вот как раз тут титановые корпуса с много большим ресурсом и получают решающее преимущество над стальными.
    Подробно вопрос обнаружения подлодок был раскрыт в статье «Обнаружить подводную лодку», а значение большой глубины погружения как средства обеспечить скрытность – в статье «Плавник»/«Комсомолец» – ошибка или прорыв в XXI век».
    ......ТК-13 проекта 941 «Акула» утилизирован в 2008—2009 годах в рамках программ «Глобальное партнёрство»....Финансирование при участии США и Канады в рамках программ «Глобальное партнёрство» и «Совместное уменьшение угрозы».

    Пять «акул» в своей базе в Западной Лице (губа Нерпичья). Шестая АПЛ, очевидно, на боевой службе.
  28. +1
    21 марта 2024 00:06
    Так утилизация немалых денег стоит! А какая срочность пилить её во время СВО, когда требуется много средств для Армии? Пусть пока постоит, а потом уже можно подумать над музеем...
  29. +2
    21 марта 2024 02:51
    А, какого черта, мы спешим? У нас не хватает метала на иголки? Так, зачем мы разделываем лодки? Оделили реактр - и ладно. С остальным решим по поже. И так вопросов выше крыши...
  30. -1
    21 марта 2024 10:44
    Цитата: ramzay21
    Все три крейсера модернизировать и поставить в строй!

    К сожалению на Архангельске и Северстали, введенных в строй в 1987 и 1989 годах соответственно по приказу американцев спилены крышки шахт прочного корпуса, чтобы невозможно было их восстановить. И да, при том что это самые большие лодки в мире, эти лодки-катамараны созданы специально для полярных широт и они были самыми живучими подводными лодками в истории.
    И да в сегодняшней ситуации повышенной угрозы войны с НАТО правильным был бы ремонт Донского и возвращение в строй.

    Северсталь в 2004 ходила в боевой поход, об этом ещё была передача Дискавери, так что хорош сказки рассказывать
  31. 0
    21 марта 2024 12:25
    Модернизация уже нет… А вот сохранить как музей - да! Нельзя резать такие шедевры. Надо подумать, где реально поставить. Мурманск? Кронштадт? Архангельск? До Кронштадта глубины… может и не пройти. Утилизация тоже денег стоит, только после нее ничего не останется.
  32. +1
    21 марта 2024 17:31
    При хорошей организации ремонта прослужат ещё долго.
  33. +1
    21 марта 2024 18:15
    Ептмедь, коменты зрелых мужчин, или юнцов надо разделить.В быту имеется мнение (бычий хвост -веревка).Флоту быть , модернизировать.Петр-Камчатский-50. р.с. (сварщик).
  34. 0
    22 марта 2024 02:02
    Какая к черту модернизация?
    Мы 949-е и 971-е не можем модернизировать. Все сроки сорваны 10 раз.