Полубронебойная противокорабельная ракета

40
Полубронебойная противокорабельная ракета
Потопленный хуситами сухогруз Rubymar в свои лучшие дни


Вечером 18 февраля 2024 года йеменские хуситы попали двумя противокорабельными ракетами в сухогруз Rubymar, ходивший под флагом Белиза. Судно имело на борту 21 тысячу тонн удобрений – фосфата аммония и сульфата аммония, и шло из саудовского порта Рас-аль-Хэйр в болгарский порт Варна. Но прибыть в назначенный порт ему было не суждено.



Одна из ракет попала в борт, в районе машинного отделения, и разрушила топливную цистерну. За судном образовалось длинное нефтяное пятно. Сухогруз набирал воду через пробоину, но тонул долго. Только 1 марта судно, наконец, затонуло. Счет тоннажа открыт.

Распространенные хуситами кадры быстро тонувшего судна на поверку оказались поддельными, и это была съемка совсем других судов, а не того, что было атаковано.


Поврежденный сухогруз оставляет за собой нефтяной след


Конец. Сухогруз скрылся под водой

Дыма много – толку мало


Это событие привлекло мое внимание в связи со старой темой о методах борьбы с торговым судоходством противника. Так уж получилось, что хуситы первыми пошли этой дорогой и получили первый практический опыт.

В частности, оказалось, что вполне возможно противокорабельной ракетой потопить довольно крупное судно. Затонувший Rubymar, построенный в 1997 году, был в длину 172 метра, в ширину 27 метров, имел вместимость 19 420 тонн и дедевейт 32 211 тонн.

Однако в общем успехи хуситов оказались довольно скромными. С 24 ноября 2023 года по конец марта 2024 года было атаковано 42 торговых судна, в том числе 8 – беспилотными летательными аппаратами и 34 – различными ракетами. Из них было потоплено одно судно и еще одно было брошено экипажем в поврежденном состоянии. Эти обе атаки были ракетными. Самый серьезный урон при атаках беспилотными аппаратами состоял в нарушении энергопитания судна, исправленного экипажем.

Насколько можно судить по имеющимся данным, противокорабельные ракеты, как правило, наносили небольшой ущерб. Взрыв противокорабельной ракеты на палубе или в районе надстройки не наносил судам повреждений, способных вызвать затопление. Дыма много – толку мало.

Это ставит вопрос о повышении эффективности противокорабельных ракет. Ранее я рассматривал этот вопрос и высказывался против использования противокорабельных ракет. Однако выбирать не из чего. ПКР остаются наиболее доступным и наиболее универсальным морским оружием.

Толстые борта и палубы


Современные торговые суда не только большие, но и имеют довольно толстые борта и палубы. Например, автомобилевоз Sunrise Ace имеет толщину борта ниже 7-й палубы 25 мм. Двухкорпусные контейнеровозы и сухогрузы имеют внешний корпус толщиной 14–19 мм, а внутренний – 12–14 мм. Толщина палубы танкеров достигает 30 мм. Бывают и более толстые конструкции. Чем больше судно, тем более толстыми делаются его борта и палубы.

В этом и заключается секрет малой уязвимости торговых судов при попадании противокорабельных ракет. Алюминиевая ракета не может пробить сталь такой толщины, усиленную стрингерами и шпангоутами, и взрыв боевой части ракеты происходит снаружи, а не внутри корабля. Ущерб оказывается небольшим.

Потопление сухогруза Rubymar, очевидно, было обусловлено однокорпусной конструкцией судна, а также его состоянием. Не исключено, что корпус поржавел или был расшатан штормами, и ракете повезло попасть в ослабленное место.

Чтобы потопить торговое судно, ракете нужно пробить борт как можно ближе к ватерлинии, если атака идет в борт. Или же, если атака идет сверху, пробить две или три палубы и взорваться на днище судна. Тогда есть шанс, что образуется пробоина, приводящая к затоплению.

Но, как уже говорилось, противокорабельная ракета не может пробить двойной корпус или палубы.

Что делать?

Задача не из простых. Нужно изобрести некую модификацию, не выходящую за пределы конструкции и массогабаритных характеристик ракеты.

Пробить сталь


В связи с этим вспоминается знаменитая атака на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, когда японцы потопили линкор USS Arizona. Для обычных авиабомб линкор был почти неуязвим. Толщина главной броневой палубы составляла 3 дюйма или 76,2 мм. Обычная авиабомба просто разбивалась, ударясь в такую броню. Японцы изготовили особые бомбы Type 99 No. 80 Mk 5 из 41-см бронебойных снарядов, снабженных стабилизаторами, калибром 797 кг.

Но и это оказалось непростой задачей. Японские самолеты добились четыре попадания такими бомбами, три из которых нанесли небольшой ущерб. Лишь последняя бомба пробила броневую палубу в районе второй башни и вызвала взрыв артиллерийского погреба, который разрушил носовую часть линкора и пустил его на дно бухты.


Взрыв линкора «Аризона»

При падении с высоты около 3 000 метров авиабомба развила скорость примерно 873 км/час, а кинетическая энергия удара достигла 23,4 мегаджоуля.

Отсюда вывод.

Чтобы пробить толстую сталь, нужна бронебойная боевая часть.

Можно ли такое сделать на противокорабельной ракете?

Думается, что можно.

Для этого нужна боевая часть, выполненная в виде полубронебойного фугасного снаряда. Баллистический обтекатель не нужен.


Общее устройство ПКР П-800 «Оникс»/«Яхонт». В боевом отделении вполне помещается полубронебойный снаряд без баллистического обтекателя

Поскольку не стоит задачи пробития толстой броневой стали, а значительно более тонкой стали бортов и палубы торговых судов, то снаряд можно выполнить в форме стальной трубы из вязкой хромоникелевой стали, на носовую часть которой крепится на резьбе бронебойный наконечник, а на донную часть – взрыватель с замедлителем.


Для иллюстрации идеи – устройство немецкого 380-мм полубронебойного фугасного снаряда

Заряд взрывчатки придется сократить на вес стальной оболочки, но зато он сработает ощутимо эффективнее, если взорвется, например, в топливной цистерне судна, в танке с нефтью или нефтепродуктами танкера, или же взорвется в машинном отделении. Осколки снаряда, разлетающиеся внутри судна, нанесут многочисленные вторичные повреждения, вплоть до пробоин в бортах и в днище судна.

Бронебойный наконечник, который проложит боевой части дорогу внутрь судна, сыграет свою роль и после взрыва. Оторвавшись от снаряда, он полетит дальше, ускоренный взрывной волной. При атаке ракетой сверху и взрыве снаряда внутри судна, наконечник вполне может протаранить днище судна и создать довольно большую пробоину в подводной части.

Разрушения от взрыва и пожар будут препятствовать борьбе за живучесть и заделке пробоины. Чтобы пожар разгорался лучше, опционально можно добавить в снаряд термитные элементы.

При таком оснащении противокорабельной ракеты шансов на то, чтобы потопить даже весьма крупное торговое судно с одного-двух попаданий, существенно больше.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 марта 2024 04:31
    В частности, оказалось, что вполне возможно противокорабельной ракетой потопить довольно крупное судно.

    Для автора это открытие?
    А вообще, нападения исламистких фанатиков на торговые суда это дня нас скорей плохо, чем хорошо. Атакам со стороны хуситов подверглись и российские танкеры. Все это наносит ущерб мировой торговле и увеличивает стоимость доставки грузов, что неизбежно ведёт к росту цен, втом числе и в России. К тому же, потопление судов перевозящих нефтепродукты и химикаты чревато экологической катастрофой.
    1. -11
      26 марта 2024 04:57
      Цитата: Tucan
      Все это наносит ущерб мировой торговле и увеличивает стоимость доставки грузов, что неизбежно ведёт к росту цен, втом числе и в России. К тому же, потопление судов перевозящих нефтепродукты и химикаты чревато экологической катастрофой.

      Мне кажется, что Вас никак не должно волновать стоимость товаров в чужой Вам стране. А вот то что у Вас реально все плохо это факт.


      — Так они называли меня жёлтой рыбой?
      — Да! Да! Рыбой! И ещё червяком! Земляным червяком!
      — Они называли меня пятнистой лягушкой?
      — Да! Да! Лягушкой! И ещё земляным червяком!
      1. +12
        26 марта 2024 05:39
        Цитата: bya965
        Мне кажется, что Вас никак не должно волновать стоимость товаров в чужой Вам стране.

        Правильно ли я понимаю, что увеличение стоимости страховок и маршрута российских танкеров нашей стране на пользу?
        1. -2
          26 марта 2024 08:05
          Цитата: Bongo
          Правильно ли я понимаю, что увеличение стоимости страховок и маршрута российских танкеров нашей стране на пользу?

          Конечно на пользу России.
          Транспортно-логистическая фирма из Германии DHL подсчитала, что запросы на перевозку товаров через Россию выросли примерно на 40 процентов с тех пор, как контейнеровозы начали переправлять по более длинному пути вокруг мыса Доброй Надежды.

          Маршрут оказался длиннее почти на восемь тысяч километров, суда находятся в пути дольше на 10-14 дней, а стоимость транспортировки выросла в среднем на 15 процентов.

          «Подавляющее количество грузов идет через Россию», — отметили в DHL. При этом сама компания не занимается перевозками по российским магистралям.
      2. +14
        26 марта 2024 05:46
        Цитата: bya965
        Мне кажется, что Вас никак не должно волновать стоимость товаров в чужой Вам стране. А вот то что у Вас реально все плохо это факт.

        Для меня факт, что на сайте в избытке персонажей абсолютно не понимающих как устроена мировая торговля.
        1. -5
          26 марта 2024 08:11
          Цитата: Tucan
          Для меня факт, что на сайте в избытке персонажей абсолютно не понимающих как устроена мировая торговля.

          Существует много экономический теорий. Потому что не получается на практике и все тупо сводят к математике.
          А мировая торговля, это что? Раскройте тему пожалуйста! И кому сие знание помогло?
    2. -1
      26 марта 2024 05:25
      Цитата: Tucan
      Атакам со стороны хуситов подверглись и российские танкеры
      По-моему, только те, которые шли не под российским флагом
      1. +4
        26 марта 2024 05:29
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: Tucan
        Атакам со стороны хуситов подверглись и российские танкеры
        По-моему, только те, которые шли не под российским флагом

        Про "серый" танкерный флот РФ созданный для обхода санкций не слышали?
        1. +1
          26 марта 2024 05:33
          Цитата: Bongo
          Про "серый" танкерный флот РФ не слышали?
          Ну я про это и говорю wink
          1. +5
            26 марта 2024 05:36
            Цитата: Голландец Михель
            Ну я про это и говорю

            В любом случае, обстреляны были наши танкеры, что нанесло ущерб России. Как мне представляется, хуситы бьют по всем кораблям без разбору, до которых могут дотянуться.
      2. kig
        0
        27 марта 2024 04:13
        Цитата: Голландец Михель
        которые шли не под российским флагом

        их вообще не колышет флаг судна, там и США и Панама с Либерией, и Багамы. Никакой системы. Смотрят на владельцев судна.
        1. +1
          27 марта 2024 04:32
          По-вашему у них там полная информация о судне?
          1. kig
            0
            27 марта 2024 04:38
            по-моему, все это можно найти в интернете. На том же маринтрафике имеется много сведений, доступных за недешевую подписку.
    3. +12
      26 марта 2024 05:34
      Цитата: Tucan
      Для автора это открытие?

      Российские ПКР в большинстве своём несут БЧ способную проникать внутрь крупного корабля и наносить максимальный ущерб.
      Цитата: Tucan
      А вообще, нападения исламистких фанатиков на торговые суда это дня нас скорей плохо, чем хорошо.

      Вряд ли это доходит до "патриотов". Это называется: "отморожу уши назло бабушке...." wassat
      Да и вообще, заигрывания с радикальными исламскими группировками всегда плохо заканчиваются.
      1. +4
        26 марта 2024 08:49
        Цитата: Bongo

        Российские ПКР в большинстве своём несут БЧ способную проникать внутрь крупного корабля и наносить максимальный ущерб.

        Большинство ПКР несут подобные БЧ.
        Просто автор об этом не в курсе и упустил то, что большинство так называемых баллистических ПКР хуситов выполнены на базе ЗУР с соответствующими БЧ.
        1. +5
          26 марта 2024 11:30
          Цитата: Bongo
          Российские ПКР в большинстве своём несут БЧ способную проникать внутрь крупного корабля и наносить максимальный ущерб.
          БЧ противокорабельной ракеты. В наличии усиленная с шипами носовая часть и сама боевая с кумулятивными воронками, направленными в разные стороны
          1. +2
            26 марта 2024 11:38
            Цитата: Bad_gr
            БЧ противокорабельной ракеты. В наличии усиленная с шипами носовая часть и сама боевая с кумулятивными воронками, направленными в разные стороны

            Что то там про "Старк" на синей табличке, значит это БЧ одной из самых распространённых ПКР - "Экзосет".
            1. +1
              26 марта 2024 11:43
              Цитата: Владимир_2У
              Что то там про "Старк" на синей табличке,...
              Подробностей по БЧ не добавлю, поскольку в первоисточнике они указаны небыли. Но по форме уже можно предположить что она может натворить, взорвавшись внутри корпуса корабля.
              1. 0
                26 марта 2024 12:06
                Цитата: Bad_gr
                Подробностей по БЧ не добавлю,...
                Извиняюсь, нашёл подробности по этой БЧ
                неразорвавшаяся боевая часть ПКР «Экзосет», извлечённая из внутренностей фрегата «Старк». На корпусе БЧ заметны воронки — настоящий «кумулятивный дробовик»!
                1. +1
                  26 марта 2024 17:03
                  У старенькой ПКР П-500 «Базальт» БЧ фугасно-кумулятивная весом 500кг (в некоторых источниках 1000кг). Кумулятивная воронка имеет диаметр 50 см. Поэтому толщина металла корабля вообще, не существенна.

                  Дальнейшим развитием этой ракеты стала П-1000 «Вулкан»
                  Любопытная статья по кораблям проекта 1164 «Атлант», где вооружение ракетой П-1000 «Вулкан» было штатным
                  https://navy-korabel.livejournal.com/24118.html (часть 1)
                  https://navy-korabel.livejournal.com/24582.html (часть 2)
        2. 0
          26 марта 2024 13:02
          Цитата: Владимир_2У
          Большинство ПКР несут подобные БЧ.
          Просто автор об этом не в курсе и упустил то, что большинство так называемых баллистических ПКР хуситов выполнены на базе ЗУР с соответствующими БЧ.

          На базе ЗУР В-755 (С-75) создана баллистическая ПКР Моhit, остальные ракеты изначально разрабатывались в ИРИ как ПКР, и к ЗРК отношения не имеют.
          1. +1
            26 марта 2024 14:05
            Цитата: Bongo
            На базе ЗУР В-755 (С-75) создана баллистическая ПКР Моhit, остальные ракеты изначально разрабатывались в ИРИ как ПКР, и к ЗРК отношения не имеют.

            К ЗРК да, признаю, не имеют погорячился, но я то написал о баллистических ПКР. И вот они, по крайней мере Танкиф и Асеф, да и остальные скорее всего, разработаны на базе ракет "земля-земля". И БЧ у них, скорее всего не полубронебойные, а ОФ.
            Те что крылатые ПКР, они сразу ПКР, тут бесспорно.
  2. +10
    26 марта 2024 04:39
    Боевые части всех современных ПКР имеют толстые стальные стенки, и чем-то похожи на артиллерийские снаряды. Они вполне способны пробивать борта кораблей. Особенно с учётом того, что современные боевые корабли полностью безбронные, а торговые суда и вовсе никогда брони не несли. Толстая конструкционная сталь - это не броня. ПКР вовсе не отскакивают от бортов, как горох от стенки. Проблема в том, что единичными повреждениями надводной части корабля (что военного, что торгового) весьма проблематично вызвать его затопление.
    1. +11
      26 марта 2024 05:33
      Действительно, давно такой дичи на Военном Обозрении не было.
      Алюминиевая ракета не может пробить сталь такой толщины, усиленную стрингерами и шпангоутами, и взрыв боевой части ракеты происходит снаружи, а не внутри корабля. Ущерб оказывается небольшим.

      Автору на заметку: https://en.topwar.ru/188990-korabli-nato-okazalis-bespomoschny.html
      По ссылке можно увидеть "....неразорвавшаяся боеголовка противокорабельной ракеты «Экзосет», извлеченная из внутренностей фрегата «Старк». На корпусе боевой части видны воронки - настоящий "кумулятивный дробовик"!"
  3. +3
    26 марта 2024 05:15
    Современные ПКР лёгкого класса - разработаны в основном против таки военных кораблей. Это у танкера или сухогруза на палубе и в надстройках практически ничего нет, а у военного - там куча нежной электроники, без которой он становится практически бесполезен. Да и широкое применение различных алюминиевых сплавов в надстройках а иногда и корпусе очевидно не способствует живучести. В отличие от торговых судов. Ну - и конечно ощутимая разница в водоизмещении..
    1. +1
      26 марта 2024 11:29
      Во время Фолклендского конфликта английский эсминец полыхал ярким пламенем от того, что у него много элементов на палубе были изготовлены из алюминиево-магниевого сплава. Легкого, прочного, очень горючего.
  4. +8
    26 марта 2024 05:24
    Потопление сухогруза Rubymar, очевидно, было обусловлено однокорпусной конструкцией судна



    Но, как уже говорилось, противокорабельная ракета не может пробить двойной корпус или палубы.

    С чего бы? Потому что так хочется автору?
    Двухкорпусный, кстати
    1. +7
      26 марта 2024 06:09
      С того, что автор не знает, о чем пишет - как выглядит и как действует боеголовка ПКР.
      Хорошо еще, что у автора "алюминиевые ракеты" не отпружинивают от толстых бортов судов и кораблей.
      1. +4
        26 марта 2024 06:34
        Цитата: Wildcat
        С того, что автор не знает, о чем пишет - как выглядит и как действует боеголовка ПКР.
        Хорошо еще, что у автора "алюминиевые ракеты" не отпружинивают от толстых бортов судов и кораблей.

        Все это следвие того, что значительнач часть авторов не имеет представления, о том, о чем берётся рассуждать. Реально компетентных авторов очень мало.
        1. +5
          26 марта 2024 06:55
          Ну тогда автора надо успокоить. laughing
          Можно написать так: современные алюминиевые ПКР пробивают корабли насквозь, потому что у них стали делать носы острые, как у Экзосет. good
          Пруф:

          https://youtu.be/Fb_9iDWrOy0


          https://youtu.be/IivrihgQ5Po
  5. +6
    26 марта 2024 08:38
    Сайт скатился до публикаций уже совершенно детского уровня.
    Но, как уже говорилось, противокорабельная ракета не может пробить двойной корпус или палубы.

    По этому "откровению" понятно, что о современных и не современных противокорабельных ракетах автор понятия не имеет никакого.
    Еще древняя итальянская ПКР Sea Killer 1965 года разработки, переименованная позже в Marte и состоящая на вооружении и сегодня под этим названием, оснащена полубронебойной боеголовкой.
    На сегодня техника ушла вперед и ПКР оснащаются multi-stage warhead (тандемная боеголовка). Одна из последних разработок - Bomb Royal Ordnance Augmented Charge (BROACH) фирм BAE Systems Global Combat Systems Munitions , Thales Missile Electronics и QinetiQ. Как раз такими боеголовками оснащены Storm Shadow/SCALP EG.
    1. +7
      26 марта 2024 17:02
      Цитата: Dekabrist
      По этому "откровению" понятно, что о современных и не современных противокорабельных ракетах автор понятия не имеет никакого.

      Увы, это так. Практически любая ПКР, имея скорость 750-800 км/ч и более легко пробьет корпус, надстройки, и почти что угодно у торгового судна.
  6. +3
    26 марта 2024 08:39
    Некрупная 165 бч экзосет прошла внутри Шеффилда и Старка 20м под углом 30 градусов к борту. И не разрушилась. БЧ экзосета обезвреживали сапёры и перевезли на десантный корабль. ( на фрегате Антилоп также застряла неразорвавшаяся бомба. При попытке её обезвредить, фрегат погиб).Второй экзосет взорвался через 1,5м после столкновения с бортом. Что мы видим: некачественный взрыватель, и большой запас прочности и энергии даже у небольшой небронебойной БЧ . С хорошим взрывателем любая дозвуковая ПКР способна пробить 20м и взорваться у противоположного борта или днища крейсера или УДК и разворотить его изнутри. Достаточно правильно установить задержку взрывателя.
    Бронебойные ПКР избыточны. Но создать их не проблема
  7. +2
    26 марта 2024 08:48
    Корабль схожего размера и водоизмещения длиной 175м и шириной 25. Пробивается дозвуковой ПКР гарпун насквозь. Трижды
  8. -5
    26 марта 2024 12:48
    Для автора это открытие?
    А вообще, нападения исламистких фанатиков на торговые суда это дня нас скорей плохо, чем хорошо. Атакам со стороны хуситов подверглись и российские танкеры.

    Насколько мне известно российские и китайские суда хусити не атакуют. Очень интересна класификация хуситов как "исламских фанатиков". Нет каких то фанатиков и терористов вне и независимо от конкретних условии. Ето в США и на Западе очень хорошо понимают и вот ливийские и сирийские исламисти фанатики били "борци за свободу", как в прошлом чеченские и афганские. Все которие против нас ето "терористи и фанатики", а все которие против наших врагов - "борци за свободу". В России еще нет етого понимания и еще есть илюзии на тему "давайте вместе вести борбу с тероризма ".
    1. +5
      26 марта 2024 14:08
      Костадинов, Вы или трусы оденьте, или крестик снимите.
  9. -4
    26 марта 2024 15:36
    Однако в общем успехи хуситов оказались довольно скромными.

    1. Почему у вас убеждение, что они хотели топит кораблей. Думаю что у хуситов нет никакого желания топит корабли и тем более убиват их моряков. Они хотят только запугат те которие связани с Израиля - ничего больше. Потопление Рубимара скорее инцидент.
    2. Для потопление или сериозное повреждение больших кораблей есть методов намного лучше чем дронов и ракет с их небольшой БЧ. К примеру торпед, мин, безекипажних катеров и подлодок, захват десантом и т.д.
  10. +2
    26 марта 2024 19:30
    Для этого нужна боевая часть, выполненная в виде полубронебойного фугасного снаряда.

    Ну, неплохо бы автору определиться, фугасная БЧ, или таки полубронебойная wink. Это раз!
    Москит, Базальт, Гранит и далее по списку имеют именно полубронебойные БЧ. Френчевский Экзосе, мериканьский топор и далее по списку так же имеют полубронебойные БЧ.
    Так что автор ломится в открытую дверь. Который уже раз повторяю: прежде чем писать надо бы что ни-ть почитать!
  11. PPD
    0
    26 марта 2024 21:23
    А ничего, что пкр вообще то все разные быаают?
    Есть Гарпун с Х 35, а есть Гранит.
    Чего Хуситы там пускали загадка.
    Но вряд ли тяжелую пкр с 500- 700 кг боевой части. Попадание такой " игрушкой" ни одному транспорту- танкеру не понравится.
  12. kig
    0
    27 марта 2024 04:18
    Есть хорошее видео о попадании ракеты в балкер Zografia, снятое с мостика судна. В самом конце там виден шикарный всплеск с левого борта - ракета пробила судно по диагонали навылет и ушла в воду.