МиГ-25: уникальный истребитель-перехватчик, судьбу которого решил случай

51
МиГ-25: уникальный истребитель-перехватчик, судьбу которого решил случай

В мае 1972 года на вооружение советской армии поступил высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-25. Крылатая машина обладала уникальными характеристиками и значительно опередила свое время.

Опытный образец будущей «Летающей лисицы» (МиГ-25 по классификации НАТО) имел кодовое название Е-155П-1 и впервые поднялся в небо в сентябре 1964 года.



Изначально перед инженерами КБ Микояна-Гуревича стояла непростая задача – построить истребитель, который мог бы противостоять американским сверхзвуковыми бомбардировщиками В-58 и разведчикам SR-71 «Черный дрозд». Исходя из этого, будущий самолет должен был обладать выдающимися высотно-скоростными характеристиками.

Стоит отметить, что советские конструкторы справились с задачей «на отлично». МиГ-25 значительно превзошел ожидания военных.

Истребитель 3-го поколения мог развивать скорость до 3000 км/ч, что на то время было невероятным. Более того, данного показателя он достигал при полном вооружении - 4 ракеты Р-40.

Впрочем, это не единственная характеристика, которой отличился советский самолет. Всего на счету МиГ-25 значатся 38 мировых рекордов.

Один из них – это высота полета. В 1977 году летчику Александру Васильевичу Федотову удалось поднять машину на рекордные 37 650 метров. На это не способны даже современные истребители пятого поколения, такие как американский F-22 Raptor.

Не удивительно, что советский боевой самолет пользовался огромным спросом. Всего с 1966 по 1982 год было произведено 1190 единиц в различных модификациях. При этом «лисица» стояла на вооружении не только в войсках СССР, но и в армиях Ливии, Ирака, Ирана, Болгарии и Алжира.

К слову, в ходе операции ВС США «Буря в пустыне», МиГ-25, стоящий на вооружении ВВС Ирака, уничтожил в воздушном бою американский палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet. Отличилась «Летающая лисица» и в войне между Египтом и Израилем в 1967-1970 годах. В ходе конфликта советский истребитель-перехватчик крайне успешно использовался египетскими ВВС.

Собственно говоря, заложенный в МиГ-25 потенциал мог бы позволить продолжать модернизацию и выпуск самолета вплоть до настоящего времени. Однако судьбу уникального истребителя решил случай.

В 1978 году один советский МиГ-25 был угнан старшим лейтенантом Виктором Беленко в Японию прямо во время учений. Затем машина была передана американцам для детального изучения.

США вернули самолет обратно в СССР через два месяца. Однако за это время машина уже была изучена американскими инженерами вдоль и поперек.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 марта 2024 11:16
    Не понял. И чо что изучили? По-моему они вполне себе и вертолёты ми закупали для Афгана, а те производятся. Не говоря уж о танках и прочих пушках
    1. +6
      21 марта 2024 11:40
      Главные изюминки, которые интересовали американьцев были:
      - радиоэлектронное оборудование, особенно аппаратура опознавания свой-чужой;
      - материалы планера - состав нержавейки и титана.
      Ну все прочее, что интересно любому конкуренту.
      По просочившимся отзывам, американцев буквально поразил примитивизм некоторых решений, тем не менее позволявший решать поставленные задачи. И этот примитивизм они назвали гениальным.
      1. +2
        21 марта 2024 19:36
        Был знаком с пилотом, который видел в каком состоянии вернули американцы нам самолёт. Вернули его в контейнерах, разобранным, и вся поверхность самолёта была в отверстиях (видать брали образцы металла + замер толщины металла на разных участках). По локатору самолёта были разные мнения: хотя оборудование и устаревшее, но в тех температурных режимах ламповое оборудование работало гораздо надёжнее, чем полупроводниковое тех времён.
        1. Комментарий был удален.
          1. 0
            22 марта 2024 13:28
            Секретные бомбы на секретном самолете - это круто!
          2. Eug
            0
            22 марта 2024 15:16
            Ух ты, не знал, что на перехватчик бомбы подешевели...
    2. 0
      22 марта 2024 15:31
      вы видать еще малолетка и в СССР 70 годах не жил. в те времена так просто самолеты и вертолеты к амерам не попадали если только при предательстве.
  2. +5
    21 марта 2024 11:17
    МиГ-25 был угнан старшим лейтенантом Виктором Беленко в Японию
    А потом эта твapь раздавала в США интервью и давала консультации американским летчикам, как сподручнее уничтожать наши самолеты
    1. +3
      21 марта 2024 11:32
      И что самое нлавное - спокойно умер своей смертью
  3. +3
    21 марта 2024 11:25
    Собственно говоря, заложенный в МиГ-25 потенциал мог бы позволить продолжать модернизацию и выпуск самолета вплоть до настоящего времени. Однако судьбу уникального истребителя решил случай....


    Это спорное утверждение: модернизация МиГ-25 и Р-40 после угона давала новые возможности комплексу перехвата.
    Жаль не были реализованы варианты модернизации под новую БРЛС и 6 ракет Р-27. Основной недостаток самолета- прожорливые двигатели.
    1. -4
      21 марта 2024 11:32
      Основной недостаток самолета- прожорливые двигатели.


      эта проблема не решена и сегодня: не хватает инженерного потенциала на создание или модернизацию авиационных двигателей
      другое дело, что решения у нас принимаются в основном - политические, отсюда инженерные "недоделки" во всем: по "щелчку пальцев" ничего не делается
      1. +2
        21 марта 2024 19:48
        Цитата: Pavel57
        Основной недостаток самолета- прожорливые двигатели.
        Двигатели создавались под большую скорость полёта, поэтому требовать от них красивых показателей и на дозвуковых скоростях не стоит. МиГ-25 был единственным самолётом, где скорость ограничивали сверху. То есть лётчику не рекомендовалось разгонятся выше определённой скорости, хотя для двигателя это проблемой небыло. Превышение максимальной скорости могло привести к тому, что обшивку самолёта вело гофрами, после чего, только списание.
        1. -3
          21 марта 2024 20:30
          Двигатели создавались под большую скорость полёта, поэтому требовать от них красивых показателей и на дозвуковых скоростях не стоит. МиГ-25 был единственным самолётом, где скорость ограничивали сверху.

          я говорил о "двигателях" (а не об одном) которых до сих пор не хватает ни на ИЛ-76, не на АН-124, ни на Ту-204/214 не на МС и т.д. по списку
      2. +3
        21 марта 2024 19:53
        Цитата: Дедок
        не хватает инженерного потенциала на создание или модернизацию авиационных двигателей

        Наш новый двигун АЛ-51Ф1 (изделие 30) по своим ТТХ превзошел амерский Pratt & Whitney F119-PW-100 . Поэтому не нужно жить днем вчерашним: секи фишку, Дедуля! laughing
        1. -1
          21 марта 2024 20:26
          Наш новый двигун АЛ-51Ф1 (изделие 30)

          и секу и играю в секу: АЛ-51Ф1 ставится куда?
          1. +2
            21 марта 2024 21:07
            Цитата: Дедок
            АЛ-51Ф1 ставится куда?

            Ставится он на Су-57М... А про двигун я к тому, что наши давно уже щи лаптем не хлебают.
            И что интересно: за что "ядерщики" наши не возьмутся -- все атомная бомба получается! (про Калаш решил не вспоминать, ибо это уже избитая фраза из старого анекдота!) laughing
            АГА.
            1. -2
              21 марта 2024 21:11
              Ставится он на Су-57М..

              так его еще нет??!
              1. +2
                21 марта 2024 21:26
                Цитата: Дедок
                так его еще нет??!

                АСЗ К-н-А выпускает по 12 единичек в год. В строю уже эскадрилья. К 2026 году обещали аж 76 ед осилить. Цех новый построили, оборудование и оснастку новые поставили...
                Наверное поэтому МС-21 отодвинули вправо.
                Так что, не все потеряно, -- еще жива надежда.
                (она, как известно, умирает последней!) fellow
                1. -1
                  22 марта 2024 07:22
                  АСЗ К-н-А выпускает по 12 единичек в год.


                  так это СУ-57
                  а вы вели разговор о СУ-57М, а они не производятся...
                  о чем речь?
        2. +1
          23 марта 2024 23:52
          повезло ,что в России заводы по производству двигателей остались, а то бодяга как с движками для вертушек была бы
    2. 0
      30 марта 2024 10:06
      Точно так и есть. Судьбу Миг-25 решила его крайняя неэкономичнлсть и малый радиус боевого применения вследствие этого . Ну и Беленко конечно был фактором , но далеко не решающим .
  4. +6
    21 марта 2024 11:30
    Небольшая авторская неточность,самолет был угнан в 1976 году,а не в 1978году
  5. +4
    21 марта 2024 11:38
    Ну он ведь не исчез совсем. Дал потомство, высотный перехватчик МиГ- 31, получивший теперь и новую профессию разгона Кинжала, и легкие истребители МиГ-29, которым укры и поныне воюют, и МиГ-35, который по ряду причин в серию не пошел. Главная причина - засилье Сухого на внутреннем рынке, и проигрыш на индийском.
    1. +3
      21 марта 2024 12:30
      Именно что для потомства. Ни один из перечисленных Вами самолетов уже не выпускается, некоторые покинули сборочные цеха полвека назад. И не надо валить на КБ Сухого - у них была своя ниша, где они успешно решали поставленные задачи. Пока не пришли либеральные реформаторы. А в целом, конечно, только калоши раньше и умели делать.. Зато сейчас - вона како!
  6. +2
    21 марта 2024 11:40
    Ну посмотрели за океаном на эту машину и что? Смогли сделать что-то подобное? - нет, не потянули. Зато в СССР был создан МиГ-31, который хоть и не был такой быстрый и высотный ( немного придержали коней), зато функционал и сейчас даёт фору очень многим, если не всем, западным самолётам.
    1. +2
      21 марта 2024 17:18
      Ну посмотрели за океаном на эту машину и что? Смогли сделать что-то подобное? - нет, не потянули.

      Для каких задач нужен был бы он на Западе ?
      1. 0
        22 марта 2024 13:32
        Видимо и гиперзвук амеры до сих пор не создали потому что задач на Западе под него нет.
  7. +1
    21 марта 2024 11:43
    в 72-м поступил на вооружение, а в конфликте поучаствовал в 1967-70 гг... как так?...
    1. +7
      21 марта 2024 12:34
      Конечно, речь о войне 73 года. Но тут все просто - автор взял заметку из Википедии и поместил здесь под своим именем. Кстати, МиГ-25 в ВВС Египта не было от слова совсем. Тот знаменитый пролет через весь Израиль выполнил наш летчик на нашем самолете. Египтян к МиГ-25 тогда и близко не подпускали.
  8. +2
    21 марта 2024 12:18
    Цитата: faterdom
    Ну он ведь не исчез совсем. Дал потомство, высотный перехватчик МиГ- 31, получивший теперь и новую профессию разгона Кинжала, и легкие истребители МиГ-29, которым укры и поныне воюют, и МиГ-35, который по ряду причин в серию не пошел. Главная причина - засилье Сухого на внутреннем рынке, и проигрыш на индийском.


    Да, первоначально МиГ-29 напоминал уменьшенный МиГ-25. Но считать его прямым потомком МиГ -25го некорректно.

    Засилье самолетов Сухого произошло благодаря энергии Симонова и пассивности Белякова.
    1. -2
      21 марта 2024 13:00
      Прямой - не значит аналогичный или замешающий. Просто отработанная технология получила специализации легкого истребителя (29, 35), и высотного скоростного истребителя перехватчика. С разным весом, вооружением и расходом топлива. И это резонно, также как ныне работая над СУ-57 пришли к идее СУ-75.
  9. Комментарий был удален.
  10. -6
    21 марта 2024 13:07
    Безалаберность руководства. Я никогда не поверю, что настроений Беленко никто не знал. Чем тогда занимались особисты?
    А вернуть самолёт было просто: либо мы его забираем, либо на месте, куда он сел будет воронка от ТЯО. Соплежуйством занялись...Прошляпили...
    1. +2
      21 марта 2024 14:04
      Цитата: ROSS 42
      Безалаберность руководства. Я никогда не поверю, что настроений Беленко никто не знал

      Вы,Юрий Васильевич,какие-то нелепости сообщаете (я,вас не минусовал),и про безалаберность руководства,и про особистов,и про воронку от ТЯО и тому подобное.
      Наши,кстати самолет не забрали,его пытались вернуть в разобранном состоянии (в ящиках),отказались.
      Сам текст к данному видео довольно нелепый,с большим количеством неточностей.
      Во время прохождения армейской службы довелось пересекаться с бывшим командиром Беленко,что выпускал самого предателя в самостоятельный полет,то есть непосредственно занимался его летной подготовкой.
      На тот момент,имею ввиду совместную службу с этим командиром - был он давно на наземной службе и что характерно,глаза у него были постоянно испуганные.
      Говоря вашим языком - видимо особисты сильно прессовали,за соплежуйство.
      1. 0
        21 марта 2024 14:49
        Цитата: bober1982
        Вы,Юрий Васильевич,какие-то нелепости сообщаете

        Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...Тут за тестя, который получил срок за удар ножом по пьяни, возвращали документы, а тут 27 лет, семья: жена, ребёнок, - моча в голову ударила ни с того , ни с чего.
        Видел я, как особисты дела шили и звания получали. Противно вспомнить. Забитого солдата из Алтайской деревни превращали в шпиона, а предателя не увидели...
        А что касается применения ТЯО, вы что думаете, что у нас с Японией заключён мирный договор? Или вы не в курсе, как в 50-х годах на Сухой речке американцы бомбили военный аэродром?
        Так что, захотели бы, хрен там, а не Миг-25 они получили.
        * * *
        Дело прошлое и ворошить его нет желания, тем более, у 87% пользователей есть свои хитрые планы ответов и побед...Сколько там в Белгороде нацисты в последний раз убили людей? Скоро на Украину погонят НАТО (могут погнать). И погонят, Россия же не отвечает им тем же, почему бы и дальше нас не гнобить?
        1. +3
          21 марта 2024 15:11
          Цитата: ROSS 42
          Лучше горькая правда, чем сладкая ложь..

          А,горькая правда в том,что Беленко был образцовым советским человеком и офицером,не пьянствовал,не развратничал,постоянно избирался во всякого рода партийные ячейки,и проч.
          После крушения Союза,американцам этот негодяй стал не интересен.
          1. 0
            21 марта 2024 15:13
            Цитата: bober1982
            После крушения Союза,американцам этот негодяй стал не интересен.

            Естественно, эта падла и подохла в США в возрасте 74 года...
            А ещё после него был примерный во всех отношениях генерал КГБ Калугин...
            1. 0
              21 марта 2024 20:13
              Цитата: ROSS 42
              А ещё после него был примерный во всех отношениях генерал КГБ Калугин...

              А еще был Козырев, который искренне считал, что у России нет национальных интересов, окромя американских! Да и сам Эльцин искренне просил Господа "благословить Омэрику"! Поэтому чему тут удивляться, что "Толик рыжий" беспрепятственно свалил за кордон...
              А вы говорите : -- Сталин был кровавым диктатором! и ныне у нас правит "кровавая ГЭБНЯ"...
              (а СМЕРШ так и не создают...видимо за родственничков боятся...)
              А жаль.
      2. +2
        21 марта 2024 15:12
        Наши,кстати самолет не забрали,его пытались вернуть в разобранном состоянии (в ящиках),отказались....

        Не так, забрали, собрали. Но не летали- стоит на территории НГАЗ"Сокол".
    2. 0
      21 марта 2024 15:24
      Начинать ТМВ из-за самолета (американцы ответили бы таким же ядерным ударом)? Смешно.
      1. 0
        21 марта 2024 15:29
        Цитата: Кмон
        Смешно.

        Смешно, что Хоккайдо не является территорией США, и все эти ужимки и прыжки в 1976 году выглядели бы смешно при наличии того же блока СВД.
        1. 0
          21 марта 2024 17:15
          Раз "Хоккайдо не является территорией США" то можно смело бить ? не посмеют возмутится ?
          1. 0
            21 марта 2024 18:02
            Цитата: george.old
            не посмеют возмутится ?

            Если выучат инфинитив - «возмутятЬся»...
            1. 0
              21 марта 2024 18:12
              а по существу ?
              ИМХО западников нельзя считать травоядными и рассчитывать на то что засцат ответить
              1. 0
                21 марта 2024 18:51
                Цитата: george.old
                а по существу ?

                Вам сколько ещё нужно примеров. чтобы понять, что Запад молодец для коров и для овец, а для молодца и сам овца...
                1. -1
                  21 марта 2024 19:16
                  подводников на АПЛ что трутся возле российских баз неделями откуда амеры выписывают ?
    3. +2
      21 марта 2024 20:02
      Цитата: ROSS 42
      А вернуть самолёт было просто:

      Вы не поверите! Они и вернули ВЕСЬ самолет, но разобранный по частям и упакованный в 18 (!) полированных ящиках!!! А обалдели янки, когда увидели нашу БЭС на ЛАМПАХ! Они у нас от нагрева корпуса МиГа не выходили из строя, как транзисторы на их электронных железяках. Не сам придумал, нам это рассказывал майор, ГСС за Вьетнам, когда была дружеская "встреча" в Монино. yes
  11. +2
    21 марта 2024 13:40
    Угон самолета это только одна из причин. А скорей вобще отговорка. Плавная модернизация с заменой компонентов на более современные вполне могла изменить ТТХ сделав знания американцев устаревшими.
    Основной бедой угона была утечка информации по системе Свой Чужой. Информированность противника недопустима и пришлось менять всё а это влетело в огромную копеечку.
  12. +1
    21 марта 2024 14:18
    Опытный образец будущей «Летающей лисицы» (МиГ-25 по классификации НАТО)
    Летающая лиса- flying fox. Foxbat- такое название имел МиГ-25 в ВВС НАТО- лиса летучая мышь. Типа Бетмен.
  13. 0
    21 марта 2024 15:14
    Цитата: garri-lin
    Угон самолета это только одна из причин. А скорей вобще отговорка. Плавная модернизация с заменой компонентов на более современные вполне могла изменить ТТХ сделав знания американцев устаревшими.
    Основной бедой угона была утечка информации по системе Свой Чужой. Информированность противника недопустима и пришлось менять всё а это влетело в огромную копеечку.


    Все правильно, но есть нюансик: наши и так планировали замену системы "свой-чужой" , просто пришлось это делать спешно. Вынужденная модернизация только улучшила перехватчик. И позволила продавать его на экспорт.
  14. 0
    21 марта 2024 15:19
    Цитата: faterdom
    Прямой - не значит аналогичный или замешающий. Просто отработанная технология получила специализации легкого истребителя (29, 35), и высотного скоростного истребителя перехватчика. С разным весом, вооружением и расходом топлива...

    Какая технология перешла с МиГ-25 на МиГ-25? Сварка стального корпуса, что-ли?
  15. Eug
    +1
    21 марта 2024 18:55
    Под МиГ-25 в Пензе был сделан цифровой (на базе 2х СМ-2М) тренажёр с тремя степенями подвижности и визуализацией района аэродрома посадки. Про все достоинства рассказывать долго, скажу только, что с этим тренажером выпускники СВВАУЛШ первый вылет на МиГ-25 ПДС делали примерно через полгода прибытия в полк и без года "продвинутого" обучения на Су-15ТМ.
  16. +1
    22 марта 2024 15:22
    Угнали в 78м. В результате этого амеры поняли, что самолет - маломаневренный и не разработан для ведения воздушного боя, а только летать по- прямой. Ссср поменял систему опознования свой-чужой. А самолет стоял на вооружении до начала 90х как минимум. Я на таких служил в 91м