Почему отечественная гражданская авиация до сих пор не приземлилась

60
Почему отечественная гражданская авиация до сих пор не приземлилась


Полет продолжается


Все помнят весну 2022 года, когда западные технологические компании объявили настоящую войну России. Запретили массу всего – начиная от банальных смартфонов и заканчивая поставками запчастей для пассажирских самолетов.



Эксперты разного толка пугали сказками одна страшнее другой. Один «аналитик» на вполне респектабельном ресурсе в начале лета 2022 года прогнозировал тотальную остановку сельскохозяйственной техники уже к осени. Дескать, нехватка импортных запчастей приведет к тому, что россияне всем миром пойдут жать зерно серпами.

Не говоря уже о пресловутых комбайнах, в эксплуатации осталось большинство самолетов. О них вообще ходили страшные слухи.

Сначала вспомнили про термин каннибализм в приложении к технике. Эксперты предрекали, что в 2023–2024 годах половина авиапарка останется на земле, дабы пожертвовать свои потроха второй половине. Трудные времена требуют трудных решений, что поделаешь.

Но были и еще более трагические прогнозы.

Речь о череде авиационных происшествий и даже катастроф. Реальность, мягко говоря, оказалась совсем иной. К счастью. Но на Западе в пропагандистской истерии не успокаиваются.

В феврале в издании The Wall Street Journal написали о двукратном повышении числа авиапроисшествий в Российской авиации. Американцы насчитали сразу 74 события и попытались убедить читателей, что именно санкции стали причиной неисправностей. Многие из которых критичны – журналисты писали о выходе из строя двигателей и систем управления воздушных судов. Новость мгновенно растиражировали по всему миру, а в России она приобрела особый колорит.

На самом деле никакого, даже статистически достоверного повышения числа авиапроисшествий не произошло. Не говоря уже о случаях, которые можно было бы заметить без математического аппарата. Но негативные новости, пусть и фейковые, имеют свойство быстро распространяться и укореняться в головах людей надолго.


Ситуацию в отечественном воздушном флоте назвать простой нельзя, но и до катастрофы очень далеко. Летную годность самолетов удается поддерживать, пусть и немалыми усилиями. Пока удается, надо отметить. Что будет через пять-шесть лет и далее – никто не знает.

Одной из основных причин, почему Западу не удалось задушить авиаперевозки, стала глобализация, будь она неладна. Дуополия Airbus и Boeing делегировала производство компонентов настолько большому количеству контрагентов, что не всегда удается отслеживать путешествия отдельных узлов. Конечно, Pratt & Whitney не продаст авиадвигатель в сборе в Россию, но оформить поставки запчастей вполне возможно. Через третьи страны, например.

Самые большие сложности, как ни странно, возникли с отечественными лайнерами SSJ-100.

Машина на 70 процентов состоит из импортных компонентов, и не простых, а вполне себе уникальных. Один только франко-российский авиамотор PowerJet SaM146 чего стоит. Как только третьи лица выставляют заказ на запчасти к двигателю или к другим уникальным запчастям, продавец тут же напрягается – а не в Россию ли они направятся в итоге? Как бы и ладно, пусть на здоровье летают, но вторичные санкции никто не готов терпеть.

Еще более критичная ситуация сложилась в S7.

Этой конторе не повезло – основательно закупились импортными Airbus А321neo с очень капризными двигателями Pratt & Whitney. Изделия требуют непростого обслуживания, что в итоге и заставило перевозчика приземлить все самолеты серии. Заметим, не поднять в воздух с пассажирами, наплевав на запреты, а именно оставить в боксах до лучших времен. Из 39 самолетов серии не летают 13 машин.

Стоит отдельно отметить, что все три серьезные авиапроисшествия с А321neo за последние пару лет случились не в России. По одному в Гвинее, в Перу и в Сингапуре. Не всегда причиной событий стали технические неисправности, но факт остается фактом – происшествия зафиксированы за рубежом.

Airbus и Boeing против


Есть все основания подозревать заинтересованность Airbus и Boeing в поставках в Россию запчастей по серым каналам и через третьи страны.

Во-первых, как ни крути, но в обслуживании несколько сотен самолетов, и на этом можно неплохо заработать.

Во-вторых, массовая гибель людей в авиакатастрофах нанесет не только непоправимый ущерб России, но и скажется на репутации дуополии. Горящие Airbus и Boeing не лучшая реклама на международном рынке. Это отлично понимают маркетологи и, похоже, они смогли убедить менеджеров не блокировать поставки узлов в Россию.

По данным авиаперевозчиков, сейчас через дружественные страны можно получить любую запасную часть. Только время ожидания увеличилось с 24 часов до недели и более. Разумеется, увеличилась и стоимость заказов – надбавка за «серую схему» составляет от 15 до 70 процентов. Именно временной лаг заставил авиакомпании искать доноров узлов среди годных к полетам машин.

Но система достаточно быстро адаптировалась, и сейчас простои доноров либо совсем исключены, либо сведены к минимуму. На усложнившейся логистике в России заработать готовы все дружественные страны, начиная от Арабских Эмиратов и заканчивая Киргизией. Если внимательно проанализировать потоки авиационных запчастей за последние годы, то наверняка за последние пару лет объемы поставок увеличились. Наверное, поэтому государства до сих пор и дружественные, раз позволяют себе так наживаться на российских проблемах.


Отдельное спасибо можно сказать Ирану, поделившемуся не только каналами поставок дефицитных запчастей, но и принявшим непосредственное участие в ремонте. Весной прошлого года в Тегеран прилетел аэробус А330-300, у которого иранцы провели плановое восстановление стойки шасси. Это только информация, доступная широкой общественности – сколько на самом деле ремонтных работ проворачивают на своей земле иранцы, остается только гадать.

Отрадно, что государственные авиарегуляторы, чтобы увеличить «продолжительность жизни» самолетов, не стали смягчать требования к безопасности. Никто на себя не готов брать ответственность за сотни, а то и тысячи жизней одним росчерком пера.

К сожалению, не везде так. Например, в автомобильной промышленности в моменты острой нехватки электронных компонентов, великодушно разрешили не ставить на новые машины системы ABS, а также приемники «ЭРА-Глонасс», напрямую влияющие на безопасность и выживаемость. Сейчас ситуация выровнялась, но по стране катаются тысячи недоукомплетованных машин.

В авиации не так. По крайне мере, пока.

Несмотря на благостный тон всего вышесказанного, выражать радость пока преждевременно.

Да, гражданские перевозки в России не перестали быть безопасными, и последние два года тому подтверждение. Вместе с этим выросли затраты эксплуатантов на поддержание авиатехники в состоянии летной годности, а с ними и цены на билеты. Авиакомпании нашли обходные пути с поставками и ремонтом, но это не отменяет грядущие проблемы.

Если кардинально не менять правила безопасности в небе, то первую партию самолетов придется поставить на прикол уже через пять-шесть лет. Объемы и стоимость обслуживания старых машин не позволят авиакомпаниям зарабатывать на них. В крайнем случае, воздушные суда просто не смогут летать без рисков для пассажиров – требования летной годности, как известно, написаны кровью.

А теперь главный вопрос – смогут ли к тому времени отечественные авиазаводы наладить серийный и ритмичный выпуск собственных самолетов?

Учитывая последние сдвиги со сроками производства на пару лет вправо, ответ далеко не очевиден.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 марта 2024 04:46
    Спросите у гаранта. Он знает. С 2012 года.
    1. +5
      24 марта 2024 04:50
      Он гарантирует гарантию с гарантией на 4 года.
      1. +4
        24 марта 2024 05:04
        Цитата: FoBoss_VM
        Он гарантирует гарантию

        Все в 2030 году ! Ждем-с....
      2. +10
        24 марта 2024 05:17
        Цитата: FoBoss_VM
        Он гарантирует гарантию с гарантией на 4 года.

        Хм-м-м! Как бы на 6 лет теперь hi
      3. -1
        25 марта 2024 09:42
        Уже на шесть. hi """"
  2. +24
    24 марта 2024 05:08
    Запчасти к самолётам продают чтобы у нас внезапно не бросили силы на нашу отечественную авиацию. А то вдруг эти русские как начнут предлагать авиастроителям зарплаты по 300-500 тысяч, как ломанется народ учить аэродинамику и сопромат, ещё начнут сотнями самолёты клепать для себя, а потом и на экспорт! Не, конкуренты не нужны, запчасти продать по тройной цене, намекнуть что через год другой начнем бизнес as usual.
    Билл Гейтс когда-то говорил, почему толком не борется с пиратками винды. Чтоб люди привыкли к винде, чтоб везде была только она, а там того гляди и купят. И конкурентов почти не осталось. Linux, такое впечатление, имеет в штате вредителей, из-за чего им пользоваться невыносимо муторно
    1. +7
      24 марта 2024 05:57
      Цитата: alexoff
      Билл Гейтс когда-то говорил, почему толком не борется с пиратками винды
      Такой же мысли следовали и другие разработчики софта. Закрывали глаза на пиратские копии, и в конечном итоге это все приносило результат
    2. -1
      24 марта 2024 06:08
      Цитата: alexoff
      Билл Гейтс когда-то говорил, почему толком не борется с пиратками винды. Чтоб люди привыкли к винде, чтоб везде была только она, а там того гляди и купят. И конкурентов почти не осталось. Linux, такое впечатление, имеет в штате вредителей, из-за чего им пользоваться невыносимо муторно

      Linux бесплатно, услуги платны. Т.е. если все сам то это бесплатно, если что-то не понимаешь то платно. С виндой и система и услуги платно. Помню лет 25 назад кто-то писал, что купил office на фирму и нашел там ошибку и 6 месяцев с мелкомягкими переписывался, так они его все время обещаниями кормили. В конце типа будет новое обновление и мы там все исправим. Прошло несколько лет. Не исправили.

      В linux поэтому честнее, настроил, работает, получи деньги. Поэтому и специалисты там лучше и зарплата в разы больше.
      1. +3
        24 марта 2024 13:26
        Винда в общем-то бесплатна, просто будет показывать надоедающую надпись что лицензия просрочена. Приложений от мелкомягких много, качество у них так себе, но есть вагон бесплатных приложений.
        А линукса даже нормальных сборок нет готовых, надо постоянно корячиться, настраивать-подстраивать, драйвера криво встают, куча приложений либо отсутствует либо криво работает. И зачем эти мучения, если профита значительного нет, а KMSAuto есть?
        1. -2
          25 марта 2024 07:45
          Да кто Вам сказал такую глупость что винда бесплатна ? Если вы ее пиратите и используете дома то это не значит что Вас не оштрафуют за это на производстве. А то что Вы дистрибутивы линукса называете сборками только показывает то что вы его в глаза не видели, ну или видели у кого то издалека.
          1. +2
            25 марта 2024 12:52
            Цитата: ZAV69
            Если вы ее пиратите и используете дома то это не значит что Вас не оштрафуют за это на производстве.

            Винда скачивается бесплатно с сайта мелкомягких, она вполне работает после установки. Будет вечная надпись что не активирована, только и всего. И кто оштрафует? В какой стране?
            Цитата: ZAV69
            Если вы ее пиратите и используете дома то это не значит что Вас не оштрафуют за это на производстве.

            То, что нынче линукс потерял популярность это факт, что без долгих поясок с бубном все эти минты и колоссально отличающиеся друг от друга сборки и дистрибутивы работают плохо, известно всем кто пытался это ставить.
        2. 0
          10 мая 2024 22:25
          Может руки кривоваты?
          Простой пример: 1С, ещё пару лет назад можно было скачать любую пиратскую конфигурации и платформу, Но... взялись СЕРЬЁЗНО, внезапно "репаки" перестали работать, пиратские ресурсы похерились, обновления выходят все чаще и чаще и требуют новых платформ. В сотни раз стало сложнее.
          Так же и антивирусы: 3-4 года назад любая лицензия на любой продукт, сейчас тратишь час на "левый" ключ. Который через неделю закончится..
          П. С. : Скоро, вангую, и вина так же "встанет" как 365 Оффисе.
          Привет музею на Фонтанке СПб
    3. +1
      24 марта 2024 08:24
      Цитата: alexoff

      Запчасти к самолётам продают чтобы у нас внезапно не бросили силы на нашу отечественную авиацию. А то вдруг эти русские как начнут

      Все верно. Даже ремонт стойки шасси в Иране сделали. Тоже, чтобы сами не научились.
      1. +1
        24 марта 2024 15:06
        Не научились - чего? Делать шасси и его обслуживать? У этих иностранных самолетов немало деталей российского производства в шасси. А вот организовывать производство запчастей для иномарок и сервис (с обязательной сертификацией), времени и дополнительных производственных возможностей видно нет - даже на создание новых отечественных не хватает, в том числе и из-за СВО (приоритет оборонке).
  3. +15
    24 марта 2024 05:29
    Ну тут недавно была статья, автор там более-менее грамотно расписал перспективы отечественного авиастроения. Учитывая эту статью, где автор утверждает, что запчасти можно достать, при этом выходит, чуть дороже и чуть дольше, то можно сказать, что в итоге не о каком прорыве в отечественном авиастроение можно не мечтать, а тем более о тысячи самолётов к 2030 году.
    В 2030 того человека, кто это обещал уже будет на другом направлении работать или на почётной пенсии. Сколько таких "обещалкиных" сменилось за 24 года.
    1. +3
      24 марта 2024 15:13
      Я тоже сомневаюсь, что к 2030 году будут готовы тысяча отечественных гражданских самолетов. Но я не сомневаюсь, что они будут несколько позже, если не будет чего-то вроде мировой войны с ядерными ударами. Сейчас в заделе больше 16 Суперджетов и 12 МС-21, и немало задела по комплектующим к следующим. Вы полагаете, все это бросят и порежут? Заводы и КБ закроют и людей на улицу?
      1. +1
        24 марта 2024 15:35
        Нет не бросят, но и построить с такими темпами ближайшие лет десять врятли смогут. Возможно 500 осилят и то будут считать всё от малой авиации до больших лайнеров.
        1. +2
          24 марта 2024 15:48
          Возможно. Но и это будет неплохо. И малой авиации у нас - почти нет. Дела идут и в авиации, и в космонавтике, и в микроэлектронике, но, конечно, не так быстро и легко, как хотелось бы. И, к примеру, одной заменой админресурса (где бы еще замену взять?) сильно ускорить не получится
  4. +1
    24 марта 2024 05:50
    Не смогут.
    Потому обормоты.
  5. +6
    24 марта 2024 05:55
    Самые большие сложности, как ни странно, возникли с отечественными лайнерами SSJ-100
    Хорош "отечественный" самолёт, состоящий на 70% из импортных комплектующих!
    1. +4
      24 марта 2024 11:14
      Стас 157, а на сколько % Эмбраэр бразильский? Движки и авионика - Америка, есть итальянские комплектующие. Но что то никто не говорит, что Эмбраэр - не бразильский самолет.
      1. +3
        24 марта 2024 13:06
        А зачем кивать на Бразилию? Бразилия не обложена санкциями и не противостоит половине мира.
  6. +5
    24 марта 2024 06:25
    . Почему отечественная гражданская авиация до сих пор не приземлилась

    Серый импорт запчастей, иранский ремонт и, наконец, китайские запчасти. Китайцы и без государственной программы импортозамещения смогли импортозаместить многие запчасти к самолетам.
  7. 0
    24 марта 2024 06:26
    А теперь главный вопрос – смогут ли к тому времени отечественные авиазаводы наладить серийный и ритмичный выпуск собственных самолетов?

    Учитывая последние сдвиги со сроками производства на пару лет вправо, ответ далеко не очевиден.
    . "разрушители" - таких много нашлось у нас, увы, да и сейчас есть....
    Созидатели... тоже есть, но не так много, как необходимо.
  8. +6
    24 марта 2024 06:43
    В наших отечественных условиях я бы сравнил гражданскую авиацию с легковым автомобилестроением. Если выпускать старые модели автомобилей, ничего ужасного не случится, может быть, это лишь как-то повлияет на безопасность и экономичность. В наших условиях лучше выпускать морально устаревшую технику, чем не выпускать вовсе.
    1. 0
      24 марта 2024 17:31
      Тут вы ошибаетесь. Случится именно что ужасное. "Старые" модели, типа Ту-154 (впрочем как и его западные современники Боинги 737 и 747) имели по нынешним представлениям просто ужасающую аварийность. Только начиная с моделей и модификаций 80-90гг пошел скачкообразный рост надежности. Так что рассматривать можно только относительно новое поколение, типа Ту-204, Ту-334, но оно все равно однозначно будет иметь куда худшую аварийность на фоне современных моделей. Даже если нас клятвенно заверят что де будет модернизация отвечающая самым-самым мировым стандартам. Просто потому, что если мы не можем обеспечить массовое производство современных комплектующих для самых-самых современных Суперджета и МС21, то и на старых моделях они очевидно не появятся, а ставить будут по принципу "шо смогла".
      1. +1
        24 марта 2024 19:51
        Честно говоря, моё убеждение, что чем проще техника, тем она надёжнее. Старая техника имеет статистику аварийности просто потому, что общее количество рейсов огромное. При этом старые модели самолётов можно усовершенствовать. Почему сейчас не производят старые модели? Потому что производство новых моделей приносит большую прибыль.
        1. 0
          25 марта 2024 22:50
          Цитата: pavel.tipingmail.com
          Честно говоря, моё убеждение, что чем проще техника, тем она надёжнее.

          Эта максима противоречит объективной реальности. Сравните надежность самолета братьев Райт и А320. Просто несопоставимо более сложный Аэробус несопоставимо надежнее. И даже, поправка к максиме, что де "при сопоставимом уровне технологий" ситуацию не очень исправляет. Ибо какой нибудь Ил-114 явно проще А320, но что-то это ему ни разу не помогло.
      2. +1
        24 марта 2024 20:04
        Цитата: Мимопроходящий
        "Старые" модели, типа Ту-154 (впрочем как и его западные современники Боинги 737 и 747) имели по нынешним представлениям просто ужасающую аварийность.

        А можете привести аварийность на один вылет ?
        1. 0
          25 марта 2024 22:24
          На вылет конечно не могу, ее нет в открытом доступе. Очень давно сделал такую табличку, данные изрядно устарели, но закономерности видны.
          http://forumimage.ru/uploads/20090617/12452514682671247.gif
          Новые данные тут:
          https://aviation-safety.net/asndb/types/CJ
          Число произведенных брал из Википедии.
          1) Ту-154 произведено 1026, потеряно самолетов 71, погибших людей 3078 чел. Процент потерь самолетов 6,9%
          2) Ил-86 произведено 106, потеряно самолетов 3 (дадим ему фору и отнимем из 4шт один уничтоженный внешним воздействием), погибших людей 14 чел. Процент потерь самолетов 2,8%
          3) Boeing 747 произведено 1574, потеряно самолетов 63, погибших людей 3746 чел. Процент потерь самолетов 4,0%
          4) Семейство A318/A319/A320/A321 произведено 11263, потеряно самолетов 48, погибших 1494 чел. Процент потерь самолетов 0,4%
          5) Boeing 777 произведено 1727, потеряно самолетов 8, погибших 541 чел. Процент потерь самолетов 0,46%
          1. 0
            26 марта 2024 18:16
            Насколько я знаю, об аварийности судят именно по количеству вылетов на катастрофу.
          2. 0
            14 апреля 2024 13:08
            Важно еще делать поправку, сколько самолетов выбыло по причине внешнего воздействия. Кстати, Ил-86 потеряно 2, а не 3.
      3. +1
        24 марта 2024 21:15
        "Старые" модели, типа Ту-154 (впрочем как и его западные современники Боинги 737 и 747) имели по нынешним представлениям просто ужасающую аварийность.

        Ил-86 - ни одной аварии с пассажирами.
        1. 0
          25 марта 2024 22:38
          ИМХО, ничем прям особым по сравнению с одногодками он не выделяется. Аварийность вполне на уровне тех годов, огромная(см. пости выше). А что жертв было аномально мало, так просто везло. Слишком мало было общее количество вылетов, вот и не работают как надо статистика с вероятностью. Это моя гипотеза. Данных по количеству произведенных вылетов у меня нет.
          1. 0
            25 марта 2024 23:34
            ничем прям особым по сравнению с одногодками он не выделяется.

            Выделяется.
            Ту-154 и Ил-86 - машины принципиально разные по уровню резервирования. См. техописание.
            1. 0
              26 марта 2024 08:38
              А что, есть места в интернетах где есть такой анализ? Поделитесь, буду знать.
              ИМХО скачкообразный рост безаварийности связан вовсе не с ростом уровня резервирования.
              Резервирование не может быть 100%, для самолета это технически нецелесообразно, и основное что можно было продублировать (типа двигатели, электро, гидро и топливные системы), было продублировано задолго до Ил-86, и если в Ил-86 сделали дублирование на больший процент, то это не могло дать скачкообразную прибавку в надежности, ибо основной рост по этому фактору уже произошел ранее. И кроме того, сама доля технических неполадок в авиакатастрофах составляет 20-30%, что снижает вклад прироста дублирования в общую безаварийность.
              ИМХО, общий скачкообразный рост безаварийности связан ровно с одним - с цифровой революцией.
              Во первых, благодаря ей произошел весьма значительный рост ресурса и надежности улов и агрегатов (CAD при проектировании, CAM при изготовлении + переход на обрабатывающие центры с ЧПУ).
              Во вторых, благодаря цифровым системам управления самолета (типа ЭДСУ для управления самолетом и fadec для управления двигателем) резко снизилось влияние человеческого фактора. А человеческий фактор - это причина 50% авиакатастроф.
              1. 0
                26 марта 2024 17:35
                Наверное, в интернетах есть тех. описания самолётов. Я читал на бумаге четверть века назад.
                На Ил-86 многие системы резервированы четырёхкратно.
                Цифровая революция - не панацея, за CAD'ом всё равно сидит человек. А уровень инженерной грамотности за последние десятилетия резко снизился.
                А человеческий фактор - это причина 50% авиакатастроф.

                Т. е. если полностью исключить "человеческий фактор", то аварийность снизится вдвое, а не на порядок.
  9. +6
    24 марта 2024 06:48
    Цитата: Stas157
    Почему отечественная гражданская авиация до сих пор не приземлилась

    Не приземлилась потому,что достаточно много раннее купили зарубежных бортов.Да и "присвоили" новые,взятые в лизинг.Мы еще долго продержимся.Начнут отдельные самолеты "курочить",узлы снимать.А на отечественное авиастроение особой надежды нет. request hi
  10. +5
    24 марта 2024 09:07
    Во-первых, как ни крути, но в обслуживании несколько сотен самолетов, и на этом можно неплохо заработать.

    Во-вторых, массовая гибель людей в авиакатастрофах нанесет не только непоправимый ущерб России, но и скажется на репутации дуополии. Горящие Airbus и Boeing не лучшая реклама на международном рынке.
    Во-первых, зачем тогда вообще вводить санкции, если можно заработать?
    Во-вторых горящие Airbus и Boeing, в следствие кустарного обслуживания и использования запчастей непонятного содержания, лучшая реклама для покупки и обслуживания у официального производителя.
    Такое ощущение, что у автор тоже - ну их ваши снипы-хрипы, летают же. И главное никаких документов. Насчитали янки 74 проишествия - фигня, враки-каки. У иранцев самих большие проблемы с авиапарком гражданским - шасси нам сделали. Через третьи страны авиазапчасти получаем (сомнительного качества). Откуда то цифра про 5-6 лет возникла. А почему не 5-6 месяцев, например?!
    Так что эпилогом к статье я бы вставил фразу древних - "Верую ибо, абсурдно"
  11. BAI
    0
    24 марта 2024 09:21
    О, а недавно была статья - все пропало. От другого автора
  12. +2
    24 марта 2024 09:39
    Я бы с удовольствием почитал бы дискуссию о приземлении между сами знаете кем, живущим неподалеку от проходных ВАСО и данным автором. За кем будет правда?
  13. 0
    24 марта 2024 11:01
    Пока доступны запчасти и самолеты-доноры - парк будет летать. Одна из причин еще - молодой авиапарк, старья мало, у Ютейр есть 767, 737-400/500 - это скоро в ангар, а 737-800 еще полетают, но в целом парк молодой. Особенно у Аэрофлота, S7 и др. Так что для нас критичным, с точки зрения обеспечения своими самолетами, будет не 2030, а скорее 2035. Вот на этом рубеже уже пойдет массовое списание.
  14. +3
    24 марта 2024 11:15
    вспомнили про термин каннибализм в приложении к технике

    Не до конца понятно по какой причине данный процесс обозвали таким страшным на слух термином?
    В условиях дефицита зап частей это вполне нормальный процесс. Особенно это касается РЭО самолетов, где большинство блоков легко съёмные. И чтобы снять-поставить надо несколько минут.
    Ну, стоит самолет без двигателей, ежу понятно, что он никуда ближайший год не полетит, а на нем заведомо исправная радиостанция, такая же что отказала на другом борту. Так почему бы их не махнуть местами? Ну, если нет в запасе новой первой категории.
    Вся эта шумиха на неискушенного обывателя.
  15. 0
    24 марта 2024 13:09
    Вообще не так. Горящие российские контрафактные Airbus и Boeing вызовут большую радость на Западе - санкции работают, и убедят остальных, что надо дружить с западом, чтобы не произошло такое же.
    1. -1
      24 марта 2024 19:12
      Они убедят других, что связываться с Boeing и Airbus небезопасно и себе дороже.
      А это деньги, терять которые никто не хочет
  16. 0
    24 марта 2024 18:20
    Может пора тех умников что перевели авиапром на импортные комплектующие-отправить заброшенные деревни-осваивать?
    1. -1
      24 марта 2024 19:13
      Пол Пот практиковал нечто подобное
  17. +1
    24 марта 2024 18:24
    Например, в автомобильной промышленности в моменты острой нехватки электронных компонентов, великодушно разрешили не ставить на новые машины системы ABS, а также приемники «ЭРА-Глонасс», напрямую влияющие на безопасность и выживаемость. Сейчас ситуация выровнялась

    Это что ли вправду ЭРА-Глонасс напрямую влияет на выживаемость!? wassat
    Ни одного случая использования этой системы по назначению не припомню. Просто поборы в пользу "кого надо" как всяческие "Платоны" и "маркировки". Господин Усманов, известный УЗБЕКСКИЙ (как он сам себя называет) бизнесмен наверное неплохо получает с каждой марки на пиво, налепленной поверх уже имеющейся федеральной марки от ЕГАИС.
    1. -1
      24 марта 2024 19:09
      На пиве марок ЕГАИС нет. Откуда пишете???
      1. 0
        24 марта 2024 23:37
        Продажа пива без подключения к ЕГАИС преследуется по закону, за это предусмотрен штраф:
        Для должностных лиц
        до 15 тыс. рублей
        Для юридических лиц
        до 200 тыс. рублей
  18. -1
    24 марта 2024 19:08
    Очень грамотное, взвешенное и объективное мнение.
    Спасибо
  19. 0
    24 марта 2024 19:21
    Цитата: Glagol1
    Стас 157, а на сколько % Эмбраэр бразильский? Движки и авионика - Америка, есть итальянские комплектующие. Но что то никто не говорит, что Эмбраэр - не бразильский самолет.

    Еще интереснее с китайскими пассажирскими самолетами. В случае санкций накроется их гражданская авиация?
    1. 0
      24 марта 2024 21:24
      Вначале будет сложно, потому что еще не все локализовано, но потом станет легче. Huawei обогнала Apple по доле рынка в Китае, их последние модели телефонов используют отечественные процессоры.
    2. 0
      14 апреля 2024 13:21
      Накроется. Их аххилесова пята - движки. Как то странно звучит, но сделать движок - это критически сложная история. Вскладчину делают натовцы + чуть чуть япошки ( у них 3 альянса ) и четвертые - мы (в одиночку). Надо увязать в одном изделии ресурс, расход, стоимость и тд - и тут никакие Китай, Бразилия, Индия, и тд не могут. Запад кооперируется - ну в одиночку никто не тянет, ну полосатые вкупе с кленовыми, и все равно сложно. Так что достаточно не дать движки - все, аллес. У нас кстати, как только не поливали ПС-90А -.а их выпущено туча и по совокупным критериям - твердая четверка по пятибальной шкале.
  20. +1
    24 марта 2024 20:34
    А теперь главный вопрос – смогут ли к тому времени отечественные авиазаводы наладить серийный и ритмичный выпуск собственных самолетов?
    Учитывая последние сдвиги со сроками производства на пару лет вправо, ответ далеко не очевиден.
    Что же случилось с очами автора, что он вдруг перестал видеть ответ?
  21. -1
    24 марта 2024 23:10
    Очевидно, что ещё сильны позиции «похоронной команды из лоббистов западного авиапрома в органах власти». hi negative request
  22. -2
    25 марта 2024 09:44
    Уважаемый Автор товарищ Скоморохов уже дал Вам ответ перед Вашей статьей своей статьей.
  23. 0
    12 апреля 2024 13:31
    Обход санкций со стороны зарубежного поставщика называется "последовательный экспорт".
  24. 0
    22 апреля 2024 16:38
    Вангую - дату опять перенесут на несколько лет вперед. Ставлю 100 рублей))
  25. -1
    10 мая 2024 22:16
    Был нормальный автор. Но последние пару статей... явный сдвиг к "закидаем шапками".
    Я не верю, что в ближайшие 3-4 года мы сможем импортозаместить МС-21 и ССДж-100. Даже на внутреннем рынке. "В люди" нас не пустят, так как сертификация ПД-8/14/35 недоступна. У нас и так у авиакомпаний парк сильно б/у техники, так ещё и з/ч нет и не будет. За ТУ-214 и ИЛ-86/96 можно забыть. Китайцы тоже не продадут С-919, там тоже французские двигатели.
    П. С. : Так что летайте поездами, так вкуснее