Будущее русского мира глазами Шпенглера

18
Будущее русского мира глазами Шпенглера


В своей статье-компиляции «Закат Европы глазами Шпенглера» http://topwar.ru/22900-zakat-evropy-glazami-shpenglera.html я привел выдержки из «Заката Европы», в которых он излагает свое видение судьбы западной цивилизации. Предлагаю читателю, заинтересовавшемуся творчеством Шпенглера, еще одну компиляцию из второго тома «Заката Европы» (1922), посвященную будущему Русского мира. Право, сей автор стоит самого глубокого и всестороннего изучения! Полнота и метафизическая цельность его взглядов как нельзя лучше подходят к нашему мировосприятию, и, думаю, каждый русский человек внутренне прочувствует их истинность, особенно в настоящее время – время тревог и надежд, разочарований и исканий.

Шпенглер пишет о том, что русскую душу с петровских времен насильно втиснули в чуждые ей европейские формы, символом чего он видит непреодолимую разницу в жизни и творчестве двух великих писателей – Толстого и Достоевского.

«Русскому народу была навязана искусственная и неподлинная история, постижение духа которой прарусскоcтью - вещь абсолютно невозможная. Были заведены поздние искусства и науки, просвещение, социальная этика, материализм мировой столицы, хотя в это предвремя религия - единственный язык, на котором человек способен был понять себя и мир.

Общество было западным по духу, а простой народ нес душу края в себе. Между двумя этими мирами не существовало никакого понимания, никакой связи, никакого прощения. Если хотите понять обоих великих, то Достоевский был крестьянин, а Толстой - человек из общества мировой столицы. Один никогда не мог внутренне освободиться от земли, а другой, несмотря на все свои отчаянные попытки, так этой земли и не нашел.

Толстой - это Русь прошлая, а Достоевский - будущая. Толстой связан с Западом всем своим нутром. Он - великий выразитель петровского духа, несмотря даже на то, что он его отрицает… Это есть неизменно западное отрицание. Также и гильотина была законной дочерью Версаля. Это толстовская клокочущая ненависть вещает против Европы, от которой он не в состоянии освободиться. Он ненавидит ее в себе, он ненавидит себя. Это делает Толстого отцом большевизма...

Толстой - это всецело великий рассудок, «просвещенный» и «социально направленный». Все, что он видит вокруг, принимает позднюю, присущую крупному городу и Западу форму проблемы. Что такое проблема, Достоевскому вообще неизвестно. Между тем Толстой - событие внутри европейской цивилизации. Он стоит посередине между Петром Великим и большевизмом. Все они русской земли в упор не видят...

Достоевского не причислишь ни к кому, кроме как к апостолам первого христианства. Достоевский - это святой, а Толстой всего лишь революционер. Из него одного, подлинного наследника Петра, и происходит большевизм, эта не противоположность, но последнее следствие петровского духа, крайнее принижение метафизического социальным...

Подлинный русский - это ученик Достоевского, хотя он его и не читает. Он сам - часть Достоевского. Если бы большевики, которые усматривают в Христе ровню себе, просто социального революционера, не были так духовно узки, они узнали бы в Достоевском настоящего своего врага. То, что придало этой революции ее размах, была не ненависть интеллигенции. То был народ, который без ненависти, лишь из стремления исцелиться от болезни, уничтожил западный мир руками его же подонков, а затем отправит следом и их самих - тою же дорогой; народ, тоскующий по своей собственной жизненной форме, по своей собственной религии, по своей собственной будущей истории. Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а в виду имел Маркса. Христианство Достоевского принадлежит будущему тысячелетию…

Бросив взгляд в любую книгу по истории религии, мы узнаем, что христианство пережило две эпохи великого идейного движения: в 0-500 гг. на Востоке и в 1000-1500 гг. на Западе. Третья, им «одновременная», наступит в первой половине следующего тысячелетия в русском мире… (в переводе С.Э. Борича - в первой половине следующего столетия; оригинального текста мне найти не удалось. – Е.Ч.)

Несоизмеримое различие фаустовской и русской души обнаруживается в некоторых словесных звучаниях (по Шпенглеру, в основе западной культуры лежит фаустовская душа, о чем я писал в статье «Преодолеть европоцентризм» http://nstarikov.ru/blog/21215. – Е.Ч.). Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. У первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго — самоотчуждение, пока «оно» в человеке не сливается с безграничной равниной. Точно так же понимает русский и слова «человек» и «брат»: человечество также представляется ему равниной.

«Schicksal» звучит как фанфары, «судьба» внутренне подламывается. Под этим низким небом не существует никакого «я». «Все виноваты во всем», т.е. «оно» на этой бесконечно распростершейся равнине виновно в «оно» - вот основное метафизическое ощущение всех творений Достоевского. Потому и должен Иван Карамазов назваться убийцей, хотя убил другой. Преступник – несчастный, это полнейшее отрицание фаустовской персональной ответственности. В русской мистике нет ничего от того устремленного вверх горения готики, Рембрандта, Бетховена, горения, которое может дойти до штурмующего небеса ликования. Бог здесь - это не глубина лазури там, в вышине. Мистическая русская любовь - это любовь равнины, любовь к таким же угнетенным братьям, и всё понизу, по земле, любовь к бедным мучимым животным, которые по ней блуждают, к растениям, и никогда - к птицам, облакам и звездам.

Римляне были евреями той эпохи (речь идет о времени вырождения древнегреческой культуры в римскую цивилизацию. - Е.Ч.). Напротив того, евреи были тогда крестьянами, ремесленниками, мелкими производителями, т.е. они обращались к занятиям, сделавшимся в готическую эпоху объектом их торговых операций. В том же положении находится сегодня «Европа» по отношению к русским, чья всецело мистическая внутренняя жизнь воспринимает мышление деньгами как грех. Здесь сегодня, как в Сирии во времена Иисуса, простираются один поверх другого два экономических мира: один верхний, чужой, цивилизованный, проникший с Запада, к которому, как подонки, принадлежит весь западный и нерусский большевизм; и другой — не ведающий городов, живущий в глубине среди одного лишь «добра», не подсчитывающий, а желающий лишь обмениваться своими непосредственными потребностями. К лозунгам, оказывающимся на поверхности, надо относиться как к голосам, в которых простому русскому, занятому всецело своей душой, слышится воля Божья.

Марксизм среди русских покоится на ревностном непонимании. Высшую экономическую жизнь петровской Руси здесь только терпели, но ее не создавали и не признавали. Русский не борется с капиталом, нет: он его не постигает. Кто вчитается в Достоевского, предощутит здесь юное человечество, для которого вообще нет еще никаких денег, а лишь блага по отношению к жизни, центр которой лежит не со стороны экономики. «Ужас прибавочной стоимости», доводивший многих перед войной до самоубийства, представляет собой непонятое литературное обличье того факта, что приобретение денег с помощью денег является кощунством, а если его переосмыслить исходя из становящейся русской религии, - грехом.

Глубинной Русью создается сегодня пока еще не имеющая духовенства, построенная на Евангелии Иоанна третья разновидность христианства, которая бесконечно ближе к магической, чем фаустовская, и потому основывается на новой символике крещения... Занятая исключительно этим, Русь снова смирится с западной экономикой, как смирились с римской экономикой древние христиане, однако внутренне она в ней больше не участвует».*

*Цит. по: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. и примеч. И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1998. - 606 с.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 февраля 2013 06:15
    Интересный материал, есть над чем задуматься.
    1. +21
      6 февраля 2013 07:42
      Цитата: tronin.maxim
      есть над чем задуматься

      Доброе утро!(хотя у нас на Украине еще поздняя ночь).Самые известнейшие западные философы традиционно любят рассуждать о " загадочной русской душе и прочем метафизическом маразме. Они настолько уверовали в собственную исключительность и правильность, что не допускают даже мысли, что правильность живет на Руси.В Средние века, под влиянием спровоцированной одной ближневосточной этнической группой возникло движение Реформации. Не вдаваясь в религиозный компонент этого явления, нужно заметить, что в мирском выражении этого движения был четко выражен лозунг "Обогощайтесь!" - любой ценой. Сюда можно отнести расцвет ремеслиничества, торговли, ростовщичества, военных ограблений, пиратства, работорговли, проституции. Все эти "почтенные" занятия, естественно, имели четко выраженый элемент конкуренции и неизбежного индивидуализма.Отсюда, путем естественного отбора и родилась раса хомо западникус. Приезжая в Россию, они с удивлением видели крестьянские общины, мастеровые артели, места компактного проживания военных единомышленников - Стрельцовая слобода, казачьи станицы, купеческие артели, в которых торговали не на банковский заемный капитал, а на "честное купеческое слово". Многих немцев-иноземцев это доводило до нервного срыва, в глубине души они начинали понимать, что присущий русским коллективизм - это и есть "жизнь по совести". Но за время длинной дороги домой приходили постепенно в себя и по возвращении рождали байки о "диких русских варварах", которые живут "не по понятиям". С момента активного развития западной философии возник "социальный заказ", который мог бы объяснить западникам "неправильность и ущербность" русских. Вот так и родились мифы о пьянстве, разврате в банях (каждый судит в меру своей распущенности), медведях с балалайками и прочие испражнения западного интеллекта."Неполноценность" русских начала подталкивать на Русь банды польско-литовских, шведских, немецких наемников, желавших обогатиться за счет "диких недочеловеков", да-да, эта терминология имеет давние корни. Получив раз, другой, третий "по сусалам", западные"гуманисты получили заказ на объяснение этого парадокса. Так и возникли представления о "загадочной русской душе", "правильных и неправильных мыслителях и писателях...Этот миф жил и при феодализме, и при капитализме, при коммунизме. Живет он и сейчас. Интересно, на Западе хоть кто-то усомнился за века в своей неправоте? А надо бы, глядишь, в мозгах бы какой сдвиг произошел и прекраилась бы вечная вражда Запада против Руси, всем бы легче зажилось. Вот такие мысли в голову под утро лезут, не обессудьте... hi
      1. Владимир_61
        +3
        6 февраля 2013 08:25
        Цитата: Каа
        Вот такие мысли в голову под утро лезут, не обессудьте...

        В целом верно. good А частности (порой кажущиеся второстепенными детали на самом деле являются основными) "цивилизованному" Западу вообще не ухватить.)
        1. wall
          +2
          6 февраля 2013 15:11
          Цитата: Владимир_61
          "цивилизованному" Западу вообще не ухватить


          Не смотрите надменно на Запад. Это чисто их привычка на нас так смотреть. Не перинимайте плохих привычек.
      2. +6
        6 февраля 2013 09:06
        Цитата: Каа
        Многих немцев-иноземцев это доводило до нервного срыва, в глубине души они начинали понимать, что присущий русским коллективизм - это и есть "жизнь по совести".

        Интересно. .Добавлю от себя. Кто у нас больше всего любил западные традиции

        Пьянство и табакокурение Петру пришлось насаждать посредством cтрожайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению. Началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению раскола.
        Об этом Патриарх говорил следующее: "Теперь и благородные и простые, даже юноши хвастаются пьянствомъ, говоря безстыдно другъ другу: "тогда-то и тогда-то я былъ пьянъ, а церковныя торжества въ праздники проспалъ". (Исторія Россіи С. М. Соловьева, т. III. стр. 1100). Петр убрал Патриарха чтоб под ногами не путался и назначил другого патриарха всепьянейшего папу
        1. +1
          6 февраля 2013 10:47
          Цитата: Vadivak
          Пьянство и табакокурение Петру пришлось насаждать посредством cтрожайших указов

          Вот так Запад впервые прменил против России химическое ОМП... angry
      3. 0
        6 февраля 2013 20:59
        Цитата: Каа
        Вот такие мысли в голову под утро лезут, не обессудьте.

        Очень интересные мысли, уважаемый Каа.
      4. Grishka100watt
        0
        7 февраля 2013 22:36
        Отлично сказано!
  2. +4
    6 февраля 2013 06:43
    Напротив того, евреи были тогда крестьянами, ремесленниками, мелкими производителями, т.е. они обращались -----------------вот это автора торкнуло!а вот еврейское ругательство:"у тебя под ногтями грязно!"...ремесленники и земледельцы,мля.ПАРАЗИТЫ никогда и ничего не производили.
    1. +4
      6 февраля 2013 09:14
      Цитата: лис
      евреи были тогда крестьянами, ремесленниками, мелкими производителями, т.е. они обращались -----------------вот это автора торкнуло

      Евреи крестьяне таки были и даже вы не поверите при советской власти.

      В 1927 г. таких колоний было 48, в них насчитывалось 35,5 тыс. жителей (8852 хозяйства, в которых имелось 16 638 лошадей, 7897 коров, 10 665 сельскохозяйственных машин). К концу 1920-х гг. на Украине возникло еще около 50 еврейских сельскохозяйственных поселений кооперативного типа, а также центры еврейского земледелия близ Одессы и в Первомайском районе Одесской области. К 1932 г. еврейские крестьяне Украины и Крыма располагали 232 тыс. га посевной площади; к середине 1930-х гг. число еврейских земледельческих поселений достигло 162.

      Кроме того впоследствии эти общины переродились в кибуцы, которые благополучно существуют на территории современного Израиля.

      А вообще евреи ремесленники мне лично знакомы портные, часовщики, парикмахеры, да вот и вырезка из дореволюционный газеты
  3. shtabs
    -1
    6 февраля 2013 07:36
    это из оперы: Дантес - гей, Пушкин-наркоман,Толстой-извращенец,Гоголь-антихрист,Ленин-инопланетный посланник и все это как-бэ доказано учеными..
  4. +2
    6 февраля 2013 08:46
    На Западе полно мудрствующих на тему России. Они все умиляются Достоевским, как источником познания русской души. Им не понятно почему следователь не пользуется ни методами Мегрэ, ни методами Шерлока Холмса, а просто сидит и ждет когда к нему придет раскаившийся Раскольников. Они не понимают как один человек может взять вину другого. Они катастрофически не понимают сути православия (несмотря ни на какие исторические катаклизмы оно прочно сидит в нас). Они искренне не поймут меня, когда я скажу, что просто ненавижу Достоевского (ну как так может быть). Про свою православную душу я и без Достоевского все знаю, а вот когда копаются в ней, мне сильно не приятно, даже если это сам Достоевский.
    1. xan
      0
      6 февраля 2013 15:18
      Цитата: Jurkovs
      что просто ненавижу Достоевского (ну как так может быть). Про свою православную душу я и без Достоевского все знаю, а вот когда копаются в ней, мне сильно не приятно,

      причина ненависти к Достоевскому, это за копание в душе? За это можно ненавидеть?
    2. DeerIvanovich
      0
      6 февраля 2013 19:25
      изначально это не суть православия, а славянское обостренное чувство справедливости, это уже потом христианство впитало славянский дух... заметьте православие распространено компактно в основном там где живут славяне.
      ненависть чужда славянам, только справедливость ценна
  5. +1
    6 февраля 2013 10:41
    Jurkovs, плюсанул. good
    Меня уже коробит от того, что всякий иностранец, претендующий на некую просвещенность, обязательно вставит цитату про загадочную русскую душу и Достоевского. Сомнительная заслуга Шпенглера состоит в том, что фамилии Толстого, Достоевского превратили в раскрученный бренд на Западе наравне с матрёшкой, водкой, бабУшкой. При этом всякая смысловая нагрузка с этих понятий зачастую снята полностью. Да что там говорить, глядя на нашу кириллицу у них там шаблон рвёт. Вы когда нибудь задумывались о том, как они смотрят на привычные нам с детства буквы? То-то. Куда там православие и прочие высокие материи.

    ***
    По статье. Мужики, я полностью труд не читал, исключительно компиляции, но у меня сложилось мнение, что Шпенглер уже в то время был несколько оторван от действительности. Учитывая, что в то время многие представители богемы баловались веществами, то не исключаю, что господин Освальд тоже причащался.
    Судите сами - критикует западный рационализм и на этой основе пророчествует скорый конец зап.цивилизации. С другой стороны негативно относится к социализму. Какого-то своего оригинального подхода для разрешения сложившихся противоречий он не предлагает.
    Кроме того, лично мне не очень понятно отношение автора к петровским реформам. Если пользоваться его подходам, то выходит, что русским лучше ходить в лаптях, с бородами, есть щи по праздникам и нечего соваться с таким рылом в цивилизацию. Попахивает немецким шовинизмом. Только вот господин немец забыл, что к моменту написания его труда (1918 г.) Второму Рейху исполнилось всего-то 47 лет, а вот Россия спаяла себя в национальном единстве уже как 300 лет. Так что кто кого поучать должен? request

    ***
    По комментариям. Всё-таки в моей стране очень неравнодушны к евреям. Обсуждение любой проблемы, даже философии идеализма, почти всегда скатывается к еврейскому вопросу. laughing Автор молодец - правильный абзац в компиляцию вставил. yes
  6. 0
    6 февраля 2013 12:39
    С татья - полнейший винегрет для мозгоф неподготовленного читателя.
    Одно клише на другом, ну просто - образцовый пример навязывания читателю ложных мыслеобразов.
    Автору, если он был бы ещё жив - неделю строевых и изучение устава караульной службы!
  7. +1
    6 февраля 2013 12:45
    Есть люди которых трудно назвать пророками, аналитиками или людьми обладающими природным чутьем. Скорее это все вместе.
    Их немного.
    Шпенглер из их числа.
    Алексей Ефимович Вандам (Едрихин) тоже такой.

    Респект Шпенглеру и автору статьи.
    1. -1
      6 февраля 2013 14:34
      Стесняюсь спросить, но всё-таки...
      А за что лично Вы благодарны Шпенглеру? Вы отрастили бороду, стали ходить в лаптях и кафтане. Забили на образование, которое есть западное изобретение и зло. Зато не пропускаете ни одной церковной службы и знаете всех святых? Плюётесь каждое утро в портрет императора Петра Первого и ненавидите социализм?
      Если не сложно, то развейте мои заблуждения.
      Лично мне говорить ему спасибо не за что.
      И ещё - нацисты в Третьем Рейхе умело манипулировали этим трудом Освальда, хотя, справедливости ради, когда он отклонил предложение о сотрудничестве с властью, его имя запрещено было упоминать в печати.
      Накануне краха Веймарской республики Шпенглер близок к фашизму, но в 1933 он отклоняет предложение национал-социалистов о прямом сотрудничестве (см. ответ от3 ноября 1933 на письмо Геббельса от 26 окт. 1933, в кн.: Spengler О., Briefe, hrsg. von d. M. Koktanek, Münch., 1963). Насмешки над политикой антисемитизма и "тевтонскими" мечтаниями гитлеровцев в его кн. "Годы решений" ("Jahre der Entscheidungen", Münch., 1933) повлекли за собой распоряжение об изъятии книги и запрещение упоминать имя Шпенглера в политической печати; в 1935 Шпенглер в знак протеста против нацистской фальсификации творчества Ницше разрывает свои (до тех пор очень тесные) отношения с архивом Ницше и с Э. Ферстер-Ницше. Публицисты нацизма, используя отдельные формулы Шпенглера, объявляют самого Шпенглера "контрреволюционером".
      Вот такой вот срыв покровов. А Вы - спасибо, спасибо... request
  8. rugby1997
    0
    6 февраля 2013 14:25
    Надеюсь Русский народ все поймет и осознает!
  9. +1
    6 февраля 2013 15:26
    Запад, если вдуматься, объясняет не нас, а пытается оправдать свою алчную душу. Шпенглер, конечно, не тривиален, но где ему понять русскую душу, созданную нашими необьятными просторами, полями, лесами, реками, озерами, нашим синим небом, вольностью... Толстой и Достоевский - не противоположности, а две опоры русской души, также как нашей опорой является Пушкин. Нам всего достаточно, ни у кого не нужно ничего отнимать. Наша душа открыта и доверчива, как открыта и доверчива наша природа. Но, как и природа, способна за себя постоять.