Экспедиция к предкам. Спорт, игры и танцы в Древнем Египте

52
Экспедиция к предкам. Спорт, игры и танцы в Древнем Египте
Борцы. Роспись гробницы царедворца Хнумхотепа в Бени Хасане. Судя по этому изображению, он любил борьбу и увлекался этим занятием!


«И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла.»
Книга Бытие, 30:8

Люди и история. Каким развлечениям предавались люди Древнего Египта, и был ли у них развит спорт? В наши дни он стал поистине массовым явлением и как занятие, вид досуга, и как зрелище. А вот как со спортом и играми обстояло дело в Древнем Египте?



Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к настенным росписям на стенах египетских гробниц. У нас до сих пор люди всё больше помнят о пирамидах, причём обычно называют три самые большие, о чём им говорили в пятом классе средней школы, но как раз в них-то особо ничего интересного и нет. Чего не скажешь о тысячах (!) мастабах (гробницах) их придворных, которые являются важнейшим источником наших знаний о Древнем Египте. На их стенах были выбиты барельефы и нарисованы фрески с изображением не только богов, но и повседневной жизни египтян: праздники с пирами и танцами, охота, «трудовые будни», словом, всё то, что при жизни окружало владельца той или иной мастабы и было дорого ему как память. Найдены интересные фрески и на стенах гробниц фараонов, на стенах храмов, хотя, разумеется, «божественного» там намного больше, чем «мирского». Впрочем, это понятно и удивления не вызывает.


Роспись на стене гробницы фараона Тутанхамона в Долине Царей и находящийся в ней его золотой гроб... Изображения на стенах – фигуры богов, с которыми богу-фараону предстоит встретиться в загробном мире

Вот посмотрите, как мастерски, хотя и очень скупыми линиями, изображены поединки борцов на стене одной из мастаб в Бени Хасане. Как они вцепились друг в друга, и никто не желает быстро уступать противнику. Борцы как бы примериваются и оценивают силы противника.

Но вот один из них, наверное, самый ловкий и проворный, схватил партнёра за ногу. И вот он уже приподнят на воздух и сейчас окажется на земле... Но не тут-то было. Требуется ещё одна короткая схватка, пока, наконец, одному из борцов не удаётся опрокинуть другого навзничь.


Увеличенное изображение со сценами борьбы

Причём ударился он о землю так крепко, что даже не может сам идти, и его товарищам приходится уносить его на руках. Жёсткая борьба была у египтян, ничего не скажешь!

А вот ещё одно древнее изображение, с забавной сценкой, рисующей весёлые игры детей. И находится она тоже на стене одной из гробниц V династии. Но мы уже знаем, что египтяне были вовсе не склонны придавать своим гробницам мрачный характер. И хотя о загробной жизни и не забывали, знакома им была и «Песня арфиста»…



Игра в мяч. Древнеегипетская фреска

А вот посмотрите на то, как древние египтяне играли в мяч. Ей-богу, но нашему футболу до их игры очень далеко. Ведь египтяне играли в мяч парами, и при этом один игрок садился на плечи или на спину партнёра. И один бегал, а другой бросал и ловил мяч, хотя возможно, что игрок «лошадь» тоже мог его ловить и передавать его игроку «седоку». Обратите внимание, что, судя по одежде, на спинах у игроков «лошадей» сидят девушки в традиционных египетских платьях на лямках. И вот что интересно: это была игра вроде развлечения или же и впрямь что-то вроде спортивного состязания между командами? Но опять же, так просто на спину партнёру не сядешь. Нужна тренировка. То есть такая игра была довольно массовой и очень даже популярной.


Плетёный мяч. Новое царство. Династия XIX-XX. Дата: ок. 1295-1070 гг. до н. э. Поселение к северу от пирамиды, раскопки ММА. Материал: льняное волокно. Диаметр 6,3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Помнится в школе, где я учился, популярной игрой на переменах был «рыцарский турнир»: один мальчик садился на спину другого, засовывал под мышкой швабру и… атаковал точно такого же «шваброносца» пытаясь «выбить из седла». Кончилась «забава» тем, что концом ручки швабры один мальчик поставил на щеку другому здоровенный шрам, оставшийся на всю жизнь, и эту «забаву» строго-настрого у нас запретили. Но в этой игре с мячом, понятно, что особо ничего опасного не было.

А ещё, если уж мы заговорили о детских играх, археологи нашли множество детских игрушек, включая разрисованных деревянных кукол с подвижными руками и ногами, очень похожих на современных Панча и Джуди, деревянного крокодила, который мог открывать и закрывать пасть, игрушечных обезьян, слонов, кошек и многих других зверей. Нашли также и клетки для птиц, то есть их держали в домах, как и мы.

Но вернёмся к игре в мяч. Помимо парной игры сосуществовало и нечто похожее на футбол. При этом мячи делали из кожи и папируса, а набивали их соломой, волосом и тряпьём. Ну а фрески из Бенихасанских гробниц показывают, что мечами ещё и жонглировали. На одной фреске изображена девушка: она жонглирует тремя мячами одновременно, а её подруга при этом ловит мяч, скрестив руки.

А вот ещё одна забава, которую в переводе на современный язык можно было бы назвать художественной гимнастикой или, ещё точнее, живыми картинами. Две девушки слева изображают победоносного фараона и поверженного врага. Победитель занёс над его головою кулак. Враг молит о пощаде. «Под ногами», — называется эта живая картина. Она перекликается с известным и весьма распространённым славословием в честь фараона, которое гласит: «Все чужеземные страны под твоими ногами».

Вторая роспись, помещённая рядом с первой, лаконично называется «ветер». Как она выразительна! Глядя на этих изящно согнувшихся девушек, из которых одна касается руками земли, вспоминаешь высокие травы и кусты, гнущиеся под напором ветра. Стоящая же прямо девушка с вытянутой рукой, возможно, символизирует дерево, которое ветра не боится.

Много было в древнем Египте игр на меткость глаза, сообразительность, быстроту отгадывания, а также настольных игр. Юноши охотно состязались в стрельбе из лука и в метании дротиков в цель. Но были игры и попроще. На одной фреске явно изображена игра «угадай, кто тебя ударил». То есть это популярная в моё детство игра пришла к нам «оттуда». Вот оно как!


«Древнеегипетские игроки в шахматы» (1879). Художник Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912). Частная коллекция

К глубокой древности относится и появление игральных досок, разделённых на квадраты. В частности, в Египте была очень популярной игра сенет. Для которой был придуман специальный ящик для фигур, крышка которого одновременно служила игровым полем. Игровое поле было вытянуто в длину и имело 3х10 клеток. В одном углу в линию выстраивается пять фишек одного игрока, по диагонали – его соперника. Главной задачей игры является пройти всё поле по маршруту, напоминающему букву «Z», и первым поставить свои фишки на место фишек противника.


Изображение из гробницы QV66. Царица Нефертари Меренмут (первая жена Рамсеса II) играет в сенет, ок. 1298-1235 годы до н. э. На этой фреске Нефертари играет с потусторонним миром, о чём говорят иероглифы в её верхней части. То есть эта сцена показывает нам царицу, которая пытается узнать свою судьбу. И победа в этой игре для неё будет означать преодоление всех трудностей, которые возникнут на её пути к счастливым «полям Иалу»

Интересно, что было найдено два разных папируса, которые содержали описание одной и той же партии в сенет. То есть это что-то вроде практикума по игре. Начинается она на 15-й клетке доски и завершается на 27-й, на которой изображён иероглиф воды. То есть победитель «бросает» своего противника в «воду» и «топит» его и таким образом добивается победы. Самые древние фрагменты сенетоподобных досок были найдены в погребениях Абу Раваш времён I династии (3100-2900 гг. до н. э.). Самое древнее изображение сенета обнаружено на рельефах гробницы Хесира — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера — в Саккаре (III династия, около 2686 г. до н. э.).

В период Древнего царства была распространена и другая настольная игра на круглой доске. На ней была изображена свернувшаяся спиралью змея. Игра велась с помощью маленьких фигурок львов и собак, которые насаживались на тело змеи, и с помощью разноцветных каменных шариков. Правила игры восстановить не удалось.


Лев и газель играют в сенет – фрагмент сатирического папируса периода Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.). Британский музей


Сенет из фаянса фараона Аменхотепа III, 1390-1353 гг. до н. э. Бруклинский музей

Ну и, конечно – и об этом нам тоже рассказывают фрески – египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник, ни одно значительное событие в личной и общественной жизни не обходились без зажигательных коллективных плясок и танцев, сопровождаемых пением и игрой на музыкальных инструментах. Танцоры обвивали себя лентами, украшали голову венками. Иные сплетали волосы в длинную косу, к концу которой привязывали небольшой шарик. При быстрых движениях такая коса причудливо извивалась, образуя красивые линии, подобно нашим сегодняшним гимнастическим упражнениям с лентами.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 марта 2024 06:46
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    А мы в школе в конный бой играли. Один - конь, другой - всадник. Знатные поединки на переменах были.
    1. +5
      24 марта 2024 08:00
      У нас такой игры не было.
      В начальных классах , в"лузгу" играли . Надо догнать соперника и успеть, за ворот насыпать:шелуху от семечек. Вот было хохмы, когда обслюнявенную шелуху, насыпят за ворот . Я былая верткая, и сейчас подвижная, и мне не успевали насыпать.
      Один, дурашка, мне на волосы клей вылил. Потом, делал мне предложение
      1. +4
        24 марта 2024 08:06
        Цитата: lisikat2
        Потом, делал мне предложение

        !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      2. +12
        24 марта 2024 10:23
        Цитата: lisikat2
        Один, дурашка, мне на волосы клей вылил. Потом, делал мне предложение

        Дайте угадаю. Вы решили, что если мстить то по крупному и согласились?))))
        1. 0
          28 марта 2024 16:42
          Иван отчества не знаю. Ошибаетесь,я люблю Россию и не захотела на ПМЖ в Румынию
          1. 0
            28 марта 2024 17:46
            Цитата: lisikat2
            Иван отчества не знаю.

            Вам можно просто Иван.

            Если Вас задела моя шутка, то искренне прошу прощения hi
            1. 0
              30 марта 2024 08:54
              Просто Иван, я не обиделась .
              Знаю, что такое: юмор .
              Был, у нас препод, без малейшего чувства юмора. Его все девочки боялись. У нас была привычка, чтоб снять напряжение, начинаем прикалываться. Он не поймёт и"утопит" на зачёте.
    2. +10
      24 марта 2024 08:58
      Цитата: Korsar4
      мы в школе в конный бой играли.

      Было.И в *Слона* играли.
      Пользуясь случаем,хочу поздравить нашего славного *Моркота* с Днём рождения!77 годиков!Солидная дата.Дружище, всех тебе благ и здоровья!
      1. +6
        24 марта 2024 10:01
        Присоединяюсь...
        Всем доброго утра и хорошего дня!
        Костя, проказник наш весёлый, появись, с Днюхой тебя, друже, многая лета! love )))
        1. Комментарий был удален.
        2. +4
          24 марта 2024 14:07
          Спасибо, Люда! love
          Я появляюсь, но как правило, на оружии. В остальном мало есть тем, которые меня по настоящему интересуют. smile
          Здоровья Вам и радости в непростой нашей жизни. smile love drinks
    3. +1
      25 марта 2024 17:59
      Цитата: Korsar4
      Знатные поединки

      Сергей!А вот сегодня наступил тот момент когда можно и должно принять поздравления тебе мой друг.С Днём рождения тебя!Всех и всяческих благ,хорошего настроения и счастья!ПРоздравляю от души!
      1. +1
        25 марта 2024 19:14
        Сережа! Спасибо большое! Очень-очень приятно!
  2. +4
    24 марта 2024 07:41
    Всем доброго здоровья.
    Вячеслав Олегович, прочла с большим интересом.
    Меня, впечатлила фреска с борьбой. Фактически - наглядное пособие по борьбе, а сама борьба напоминает:"греко-римскую".
    1. +5
      24 марта 2024 08:07
      Цитата: lisikat2
      а сама борьба напоминает:"греко-римскую".

      Да, Вы правы. От египтян пошло к грекам, а от них к римлянам!
    2. +2
      24 марта 2024 15:58
      а сама борьба напоминает:"греко-римскую".
      Ну как это - напоминает? Скорее, напоминает вольную, так как продемонстрирован захват за ногу, что в греко-римской (в додемократическое время её называли классической) запрещено.
  3. +6
    24 марта 2024 09:04
    Помнится в школе, где я учился, популярной игрой на переменах был «рыцарский турнир»:

    У нас подобную забаву называли «в конницу» . Всадники дрались правда не швабрами, а линейками.
    Хотя в основном играли в «баши» и «чуханку». Первая еще называли «догонялки» или «ляпы», в последней не редко «меловой тряпкой» классной доски.
    Всем доброго дня!
  4. +5
    24 марта 2024 09:20
    Мы просто сталкивались "конями" и пытались повалить соперников, или стащить всадника на пол. Этакая конная борьба.
    А брызгать канцелярским клеем на перемене - это да, это весело.
    Ну, и конечно догонялки на гимнастическом комплексе во дворе школы - прыгали и бегали ногами по всем этим рукоходам и турникам как гиббоны
  5. +3
    24 марта 2024 09:56
    Вячеслав Олегович... Трудно, очень трудно выходить из реальности и погружаться в мир, который кажется идиллическим. Особенно, когда тебя распирает гнев. Но ваша статья того стоит. Всё уже было, отличие лишь в технологиях. И невольно приходит мысль -- вот от них, этих древних, столько осталось! Что останется от нас? Похоже, ничего. Либо ничтожная малость. Наши "пирамиды" горючи. А древние египтяне... Они нас переживут!
    1. +4
      24 марта 2024 11:13
      Цитата: депрессант
      Они нас переживут!

      Да! Их пирамиды вполне могут пережить нас. Им ещё одна тысяча лет ничего не значит, а нашим техническим достижениям... вряд ли столько удастся просуществовать.
  6. +6
    24 марта 2024 10:26
    Вторая роспись, помещённая рядом с первой, лаконично называется «ветер».

    По идее должна быть картинка...
    1. +1
      24 марта 2024 11:14
      Цитата: Старший матрос
      По идее должна быть картинка...

      Искал, не нашел.
  7. +2
    24 марта 2024 11:24
    Оказывается, Сириус виден в Египте не во все календарные дни. Но вот появился на ночном небосклоне -- это богиня Сопдет обратила свой взор на Египет, давая старт благословенному разливу Нила. Замечу в скобках, не так, как у нас сейчас, когда погодой управляют зловредные, малопригодные для этого метеорологи, организуя столь же зловредные, как сами, половодья... А у них в те времена -- будет половодье, будет и урожай, значит можно праздновать, веселиться и играть. Ну, это так, шутка в общем-то.
    Но кое-что с египетскими играми не совсем понятно.
    Многие игры были таковы, что требовались две команды, нередко разделяемые на "своих" и "чужестранцев". Выиграть матч обязательно должны были "свои".
    В связи с этим вопросы.
    Действительно ли "чужестранцы" были... чужестранцами?
    Что происходило, если "чужестранцы", проявив принципиальность, выигрывали?
    Исходя из того, что должны обязательно выиграть "свои", существовал ли уже тогда спортивный "договорняк", либо такие матчи были просто спектаклями, театрализованным действием, и потому не приходится говорить, что театра в Древнем Египте не было?
    1. +2
      24 марта 2024 12:53
      Цитата: депрессант
      Оказывается, Сириус виден в Египте не во все календарные дни. Но вот появился на ночном небосклоне -- это богиня Сопдет обратила свой взор на Египет, давая старт благословенному разливу Нила. Замечу в скобках, не так, как у нас сейчас, когда погодой управляют зловредные, малопригодные для этого метеорологи, организуя столь же зловредные, как сами, половодья... А у них в те времена -- будет половодье, будет и урожай, значит можно праздновать, веселиться и играть. Ну, это так, шутка в общем-то.
      Но кое-что с египетскими играми не совсем понятно.
      Многие игры были таковы, что требовались две команды, нередко разделяемые на "своих" и "чужестранцев". Выиграть матч обязательно должны были "свои".
      В связи с этим вопросы.
      Действительно ли "чужестранцы" были... чужестранцами?
      Что происходило, если "чужестранцы", проявив принципиальность, выигрывали?
      Исходя из того, что должны обязательно выиграть "свои", существовал ли уже тогда спортивный "договорняк", либо такие матчи были просто спектаклями, театрализованным действием, и потому не приходится говорить, что театра в Древнем Египте не было?

      Это Вам нужно к очень знающим египтологам обращаться и то... не факт, что ответы будут исчерпывающими!
    2. +1
      24 марта 2024 18:51
      Многие игры были таковы, что требовались две команды, нередко разделяемые на "своих" и "чужестранцев". Выиграть матч обязательно должны были "свои".
      ЕМНИП, футбол в Англии вырос из ритуала изгнания дьявола. Дьявола зашивали в кожаный мешок и гнали пинками в соседнюю деревню, а соседняя деревня занималась тем же самым. Целью было не пустить к себе чужого, а своего сбагрить соседям. В итоге получился футбол.
      1. +1
        24 марта 2024 19:17
        . В итоге получился футбол.

        Сергей, Вы серьезно? good )))
        1. +2
          24 марта 2024 19:48
          Людмила, а что тут не так? Вроде, слышал когда-то такую байку про происхождение этой игры, чуть ли не у кельтов. Ну уж не у норманнов.
          1. +1
            24 марта 2024 21:08
            А я слыхала, что это игра то ли ацтеков, то ли инков.
            Причем, бились насмерть -- в футбол, проигравших казнили. Что показательно, желающие участвовать находились, а, может, назначались. В любом случае -- поединок, высшее проявление доблести.
            Иногда задумываюсь, какие люди были, какие поколения ушли, исполненные героической эманации.
            Впрочем... Впрочем...
            1. +4
              24 марта 2024 21:44
              Людмила, в мяч кто только не играл, начиная с палеолита. В центральной и южной Америке мяч был целиком каучуковый, тяжёлый. Его, конечно, пинали (ну не в волейбол же им через сетку играть), а нравы у инков и ацтеков суровые были, даже непонятно почему. Таких себе богов выбрали? Дикий народ, дети гор (Анд), как говорили экскурсоводы в 1927 году на Военно-грузинской дороге, указывая на Отца Фёдора ("12 стульев").
  8. +6
    24 марта 2024 12:20
    Почему то автор не упомянул кулачный бой. На фотографии фрагмента росписи южной стены гробницы сына дреевнеегипетскго чиновника V династии Древнего царства Птаххотепа - Птаххотепа Второго он явно присутствует.
    И еще один момент. Египтяне использовали боевые колесницы. Неужели не было гонок колесниц?
    1. +4
      24 марта 2024 12:51
      Цитата: Dekabrist
      Неужели не было гонок колесниц?

      Нигде об этом не встречал.
      1. +5
        24 марта 2024 13:31
        Нигде об этом не встречал.

        Возможно тут кроется какая то загадка. В Древнем Египте несомнено были колесницы. Использовались они не только как элемент вооружения, но и для передвижения "в мирной жизни". Таких изображений достаточно много. Как пример - рельеф из храма Великого Атона в Амарне (на фотографии), изображающий приезд царской семьи в храм. Логично предположить, что должны быть и соревнования, хотя бы как элемент подготовки. Но упоминаний о них и изображений действительно нет. Может лошади в Египте были столь дороги, что использовать их в соревновательных целях было непозволительной роскошью?
        1. +4
          24 марта 2024 13:53
          Цитата: Dekabrist
          Может лошади в Египте были столь дороги, что использовать их в соревновательных целях было непозволительной роскошью?

          Надо посмотреть, что об этом написано. Есть книги о колесницах Египта...
          1. +4
            24 марта 2024 14:00
            Надо посмотреть, что об этом написано. Есть книги о колесницах Египта...

            Вы, Вячеслав Олегович, в творческом плане человек занятой, однако просится "на карандаш" новый цикл - "исторический детектив".
            Озвучил идею и подумал - а вдруг Зотов с Канаевым возьмутся! Испохабят идею ведь!
    2. +3
      24 марта 2024 13:35
      . Неужели не было гонок колесниц?

      Виктор Николаевич, позвольте лишь слегка коснусь темы колесниц, поскольку не обладаю полным набором знаний. Колесницы проникли в Древний Египет из Месопотамии в 16 веке до новой эры, и, говорят, действительно послужили для организации спортивных соревнований, проводимых знатью (понятно, что простолюдин не мог позволить себе такое дорогое удовольствие). Однако очень быстро выяснилось, что колесницы -- могучее военное средство вследствие высокой скорости передвижения воина и возможности прицельной стрельбы, осуществляемой им по ходу движения. Потому уже в 15 веке соревнования прекратились, остались тренировки военных колесничных спецподразделений. Воины-колесничники стали элитой египетских войск. Специалисты сравнивают колесницы египтян с современными танками -- по набору недостатков (скорость передвижения зависит от рельефа местности, ограниченность боекомплекта, на скорости -- поломки колёсной части).
      1. +4
        24 марта 2024 13:53
        Специалисты сравнивают колесницы египтян с современными танками -- по набору недостатков (скорость передвижения зависит от рельефа местности, ограниченность боекомплекта, на скорости -- поломки колёсной части).

        Я знаком с работами авторов, которых Вы именуете специалистами. Однако при всем моем уважении к Мэри Эйкен Литтауэр, при чтении ее произведений вроде Chariots and Related Equipment from the Tomb of Tutankhamen, создается стойкое впечатление в некотором анахронизме автора. Robert E. Gaebel тоже не египтолог.
        С достаточной долей уверенности мы знаем, что колесницы в Египет пришли от гиксосов и египтяне идею творчески развили. А вот почему отсутствует соревновательное использование - ответа пока нет.
    3. +2
      24 марта 2024 16:02
      Неужели не было гонок колесниц?
      И спортивного плавания не было, и водного поло тоже. Крокодилы мешали.
      1. +1
        25 марта 2024 19:30
        Цитата: Авиатор_
        И спортивного плавания не было, и водного поло тоже.

        Зато было некоторое подобие хоккея!Правда на траве. recourse
        Вечер добрый! hi
        1. +1
          25 марта 2024 20:07
          Добрый вечер! Картинки древнеегипетского хоккея сохранились? Наверное, отобрали у скарабея его шарик и гоняли клюшками из тростника. laughing
  9. +2
    24 марта 2024 13:06
    Кстати, у древних египтян была и такая игра, как морской бой. Простолюдины сооружали утлые суденышки из подручного материала, спускали их на воду Нила и вступали друг с другом в бой с помощью палок. В общем, кто кого потопит. Азарт им придавало то, что можно было и утонуть в случае затопления "судна". И да, тонули, но из года в год продолжали играть. В конце концов египетская знать обратила внимание на игру и начала поощрять зрелище и даже организовывать его, потому что такая игра давала возможность делать ставки, кто-то выигрывал, а кто-то проигрывал -- разновидность древнего тотализатора. Вон куда это дело тянется. Или откуда )))
    1. +3
      24 марта 2024 13:54
      Цитата: депрессант
      Простолюдины сооружали утлые суденышки из подручного материала, спускали их на воду Нила и вступали друг с другом в бой с помощью палок.

      Да, и изображения этой "игры" есть!
  10. +2
    24 марта 2024 13:39
    Я прочитал несколько статей и там было написано, что самыми распространенными видами спорта в Древнем Египте были: бег, прыжки в высоту, плавание, охота и рыбалка. Матчи были разделены на мужские и женские и проводились командами и индивидуально. В частности, женщины практиковали баланс и танцы. А охота и рыбалка были играми, особенно для молодых аристократов, и практиковались на Ниле с использованием особых палок в форме бумеранга. Затем, начиная с Нового царства, начались такие игры, как верховая езда и стрельба из лука с колесницы, в которых участвовали даже фараоны.
    1. +3
      24 марта 2024 15:18
      . Затем, начиная с Нового царства, начались такие игры, как верховая езда и стрельба из лука с колесницы, в которых участвовали даже фараоны.


      Выше я рассказала, что игра в виде стрельбы из лука с колесницы быстро закончилась -- буквально на протяжении одного века, и началась история элитного колесничного войскового подразделения. Из колесничных отрядов сформировался особый аристократический класс, называемый "марианну", что означало "молодые герои". Ну, молодые, да ещё герои -- какой фараон устоит перед таким сочетанием, означающим доблесть, и не возжелает показываться подданным на колеснице! С тех пор так и стали изображать -- фараон на мчащейся колеснице, пускающий стрелы во врагов. Красивый обычай понравился царям и императорам последующих исторических эпох и нашел свое отражение в картинах великих художников. Остаётся только удивляться, почему современные главы государств не устраивают триумфы на колесницах -- нет триумфов? Секрет изготовления колесниц утерян? Или боятся, что лошади понесут?
      Ну, это я так, в порядке ехидства wassat )))
      Кстати, на данный момент наиболее древним папирусом о действии египетских колесничных подразделений считается описание битвы при Кадеше в правление Рамзеса II.

      времен.[требуется цитирование]
      1. +1
        24 марта 2024 19:41
        Я не большой знаток, но есть фото Карнакской стелы с изображением фараона Аменхотепа II, седьмого правителя 18-й династии (1424-1398). На колеснице, стрельба из лука. Он также был отличным гребцом. Его отец Тутмос III (1457-1424) также был великим охотником и лучником.
    2. +1
      24 марта 2024 16:05
      самыми распространенными видами спорта в Древнем Египте были: бег, прыжки в высоту, плавание,
      А крокодилы плаванию не мешали? Хотя, могли и помочь в установлении рекордов, если их пускали сзади пловцов.
      1. +2
        24 марта 2024 17:53
        Насколько я наслышана, плавание в Древнем Египте носило религиозный характер, было частью мистерии, а не видом спорта, но плавать умели все и плавали -- в силу той или иной необходимости. А быть сьеденым Себеком, сыном богини Найт, -- так то ж, наверное, за счастье почитали. Найт, богиня плодородия, жизнь дала, Себек её забрал -- всё законно.
        Так и жили, никто не возмущался.
        1. +1
          24 марта 2024 18:23
          А быть сьеденым Себеком, сыном богини Найт, -- так то ж, наверное, за счастье почитали. Найт, богиня плодородия, жизнь дала, Себек её забрал -- всё законно.
          А, теперь понял. Крокодилы их встречали у финиша. Вот оно, древнеегипетское счастие!
          1. +1
            24 марта 2024 19:14
            . Вот оно, древнеегипетское счастие!

            Эх, вернуть бы золотые времена советской молодости! Сколько было шуток, смеха, чудесного юмора и дружелюбия...
      2. +2
        24 марта 2024 19:58
        Не знаю, мешали ли крокодилы купанию, но в статьях, которые я читала, говорилось, что купание имело место. Затем, на границе Ливии и Египта, находится Пещера Купальщиц, возраст которой около 10-5 тысяч лет, где на скале изображены изображения пловцов или людей, имитирующих плавание. Из любопытства было еще и метание копья. , гребля на каноэ и тяжелая атлетика, которые явно отличаются от того, как они практикуются сегодня.
        1. +2
          24 марта 2024 20:12
          на границе Ливии и Египта
          Ну, там до Нила далеко, крокодилов нет)))
        2. +2
          24 марта 2024 21:00
          . купание имело место.

          Мишель, Вы правы. Считается, что египтяне были очень чистоплотны, часто мылись. Но это связано, скорее, не с потребностью в водном спорте, а с избыточно жарким климатом, вода охлаждает. С другой стороны, не обязательно для этого бегать к Нилу, можно просто облиться водой. Полагаю, колодцы у них были.
  11. +1
    25 марта 2024 08:39
    Спасибо Автору за интересный и новый для меня материал. И в не меньшей степени спасибо комментаторам:)

    Наверное, спорт отражает характер нации.

    Египетские виды спорта, о которых пишет Автор (с учетом комментариев), говорит о довольно миролюбивом характере египтян - если сравнивать их, например, с римлянами. Тут, похоже, не было гладиаторов и вообще смертельные схватки не были в порядке вещей. Похоже, египтяне были самодостаточной не очень агрессивной нацией.

    ЗЫ Их спорт мало отличался от наших детских забав в смысле травматизма. Мы тоже играли в конницу (без швабр), в слона, в козла, и плавали на плотах в строительных котлованах, сталкивая друг друга в воду. С этого я имел сломанную ключицу, проколотые гвоздями и стеклами конечности, пару раз пробитую случайными камнями голову, оторванную мочку уха - ну и так, по мелочи.
  12. 0
    26 марта 2024 04:05
    Причём ударился он о землю так крепко, что даже не может сам идти, и его товарищам приходится уносить его на руках. Жёсткая борьба была у египтян, ничего не скажешь!

    Вячеслав Олегович, добрый день!
    Крайнее правое изображение в нижнем ряду - не ношение на руках, это "мельница из стойки" (или если ног на земле у фигур все же три feel - то это бросок с захватом одной ноги (что маловероятно)).

    https://youtu.be/vj-j1YWLMqc

    Сама роспись, ИМХО, вероятно, сборник "любимые броски усопшего".
    Например, второй слева в верхнем ряду - классический, красивый, но редкий "бросок прогибом":

    https://youtu.be/9WM5zX-J_KM


    https://youtu.be/1-EDSEFFKwQ

    Явно есть красивые броски, включая "бросок через себя" только из стойки good (третий в нижнем ряду),

    https://youtu.be/ixXMJMQE8CE

    хорошие передние подножки (верхний ряд крайняя справа; средний ряд третья справа).

    https://youtu.be/fwdyHuZAS6c

    Но вот бросок через спину кое-кто странно делал request , входил неплотно request ...