Митрополит Алексий. Русский Ришелье при Дмитрии Донском

20
Митрополит Алексий. Русский Ришелье при Дмитрии Донском
Памятник святителю Алексию в нижегородском Благовещенском монастыре


Митрополит Алексий фактически правил Московским княжеством с 1360 г. и вплоть до своей смерти в 1378 году. Однако он не слишком известен в нашей стране, поскольку остаётся в тени Дмитрия Донского. Великим князем Московским Дмитрий стал в возрасте 9 лет, но, даже достигнув совершеннолетия, он был лишь министром обороны в правительстве, которое возглавлял Алексий. Но именно Дмитрий Донской уже давно признан главным национальным героем той эпохи.




Дмитрий Иванович Московский (Донской) перед войском. Древнерусская миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского»

Между тем, оставшись без опеки Алексия, Дмитрий совершил ряд ошибок, которые привели к стратегическому поражению его княжества. Ведь и победа на Куликовом поле, оставившая столь глубокий след в Российской истории, к сожалению, не так однозначна. Приходится признать, что в первую очередь она оказалась выгодной сопернику Мамая – Тохтамышу, с воцарением которого в Золотой Орде завершился период Великой Замятни. Взойдя на престол теперь уже единого государства Джучидов, этот хан оказался настолько силён, что посмел бросить вызов даже своему покровителю – грозному Тамерлану. О сопротивлении ему на Руси не могло быть и речи. Уже через два года после Куликовской битвы Москва была сожжена, 10-летний сын Дмитрия стал заложником в Орде, где ему пришлось провести 4 года, размер дани был повышен в 2 раза. А через 5 лет после «Мамаева побоища» (и через 3 года после сожжения Москвы) Дмитрий потерял ещё и Коломну, которую отвоевал у него Олег Рязанский. Лишь в 1388 году Владимир Андреевич Серпуховской согласился признать право на московский престол за сыном Дмитрия Донского – Василием. А в 1389 году Дмитрий умер в возрасте 38 лет, оставив Василию I весьма непростое наследство. Но всё это темы других статей, сегодня поговорим именно о митрополите Алексии, положение и роль которого при Дмитрии Ивановиче Московском можно сравнить с положением, что занимал при Людовике XIII Арман Жан дю Плесси де Ришельё.

Кардинала Ришелье никто святым не признал, а митрополита Алексия Русская Православная церковь почитает как «святителя» – это чин святости, в котором «прославляются» те, кто в земной жизни носил сан архиерея. Кстати, обратите внимание, что в Святцах герой статьи назван святителем Алексием Московским, но официально он был митрополитом Киевским и всея Руси.


Дионисий. Святитель Алексий, митрополит Московский, в житии. XV в.

Происхождение героя статьи


Один из самых выдающихся государственных деятелей Московского княжества был сыном черниговского «политэмигранта». В Симионовской летописи сообщается, что его отец – Фёдор Бяконт, вышел из «славных и нарочитых бояр Литовских, от страны Русскыя». Впрочем, полагают, что Фёдор был первым боярином черниговской земли в своём роду. Известно имя его жены – Мария.


Рождение Алексия женой Фёдора Бяконта Марией. Миниатюра Лицевого свода

Герой статьи был старшим сыном этой пары, однако и другие их сыновья – Феофан, Матвей, Константин и Александр, по прозвищу Плещей (вероятно, «плечистый») оставили след в истории, став основателями нескольких дворянских родов. Их потомками были, например, Игнатьевы, Жеребцовы, но особенно известны Плещеевы. Даниил Андреевич Плещеев по прозвищу Басман, например, стал отцом и дедом знаменитых опричников Ивана Грозного.


Алексей и Фёдор Басмановы, кадр фильма «Иван Грозный» (режиссёр С. Эйзенштейн, 1944 г.)

Переселившись в Москву, Фёдор Бяконт занял высокое положение при дворе князя Даниила Александровича. Достаточно сказать, что «восприемником в Крещении» их старшего сына, будущего митрополита, стал княжич Иван (впоследствии – великий князь Иван Данилович Калита). Весьма ценили Бяконта и дети Даниила – Юрий и Иван. По некоторым данным, именно Фёдор управлял делами Московского княжества во время их поездок в Орду. При Великом князе Симеоне Ивановиче Гордом Бяконт стал путным боярином (то есть управляющим хозяйством его двора).

Мирское имя интересующего нас старшего сына Бяконта, родившегося то ли в 1296, то ли в 1304 году – Елевферий. Однако некоторые считают, что при крещении будущий митрополит был наречён Симеоном, а Елевферием был назван при постриге в малую схиму. И уже став монахом, получил всем знакомое имя Алексий.

Предание гласит, что в возрасте 12 лет мальчик отправился ставить силки на птиц и, задремав, услышал голос, который, назвав его Алексием, объявил, что ему суждено стать «ловцом человеков»:

«Алексие, что всуе трудишися? Отселе будеши человеки ловя.»

Вот как представлен этот эпизод на миниатюре Лицевого свода:


Но есть и другая версия, согласно которой имя, с которым вошёл в историю наш герой, было дано ему честь Алексия человека Божия – при пострижении в иноки московского Богоявленского монастыря – основанная в конце века, эта обитель была второй по древности после Даниловского монастыря. Во время пребывания в нём Алексия случился пожар, и будущий митрополит принимал участие в строительстве каменного однокупольного Богоявленского собора.


Фотогравюра «Богоявленский монастырь», 1883 г.

Церковная карьера Алексия


В монастыре Алексий познакомился с родным (старшим) братом Сергия Радонежского – Стефаном, который был младше его примерно на 10 лет. Ранее он был женат и имел двух детей, но ушёл в Хотьковский монастырь после того, как скончалась его супруга. После смерти родителей брат Варфоломей (будущий Сергий) уговорил его отправиться в лес на горе Маковец, где была построена Троицкая Церковь. Однако, по словам составителя «Житий» Сергия Радонежского и Стефана Пермского Епифания Премудрого:

«Хотя одно чрево произвело их на свет, но имели они разные наклонности... один решил подвизаться в городском монастыре, другой же пустыню сделал подобной городу.»

Общим наставником Алексия и Стефана был старец Геронтий. Позже Стефан (не без протекции Алексия) стал иеромонахом и, по некоторым данным, игуменом этой обители, духовником князя Симеона Гордого и тысяцкого Василия Вельяминова, поддерживал тесные отношения с митрополитом Феогностом. Позже он, кстати, вернулся на Маковец и вступил в конфликт с братом, претендуя на первое место в Троицкой обители. После вмешательства героя статьи, уже митрополита, часть монахов ушла из обители, основав в Москве Успенский Симонов монастырь, его главой стал сын Стефана и племянник Сергия Фёдор. Эту обитель очень любил старший брат Петра I – царь Фёдор Алексеевич, который даже распорядился построить там царские палаты, в которых периодически предавался «аскезам монастырской жизни».

Но посмотрим, что происходило в Богоявленском монастыре первой половины XIV века. Своим благочестием Алексий привлёк внимание митрополита Феогноста.


Феогност, митрополит Киевский и Всея Руси, деревянная скульптура XVII в. Грек по национальности

Сразу отметим, что сан митрополита – второй после патриарха. Митрополит является как бы наместником патриарха на территории, которая называется митрополией или митрополичьей кафедрой. До середины XV века Русская Церковь подчинялась Константинопольским патриархам, которые и назначали либо утверждали митрополитов Киевских и Всея Руси. А потом они ещё должны были получать ярлыки от ордынских ханов.

Алексий произвёл на Феогноста столь хорошее впечатление, что около 1344 года тот приблизил его к себе, обязав «помогать ему и судить церковных людей по правде, по священным правилам».

6 декабря 1352 года

«Феогност поставил наместника своего Алексия в епископы во Владимир, а по своем животе благословил его на митрополию и послал о нем послов своих в Цареград к патриарху.»

В своей духовной грамоте умирающий Симеон Гордый назначил Алексия советником своих младших братьев – Великого князя владимирского Ивана II Красного и серпуховского князя Андрея Ивановича. Причиной смерти этого князя называют «чумной мор», в это же время от «моровой язвы» умерли его сыновья Иван и Семён, младший брат Андрей Иванович Серпуховской и митрополит Феогност.

После смерти Феогноста (1 марта 1353 г.) Алексий отправился в Константинополь для утверждения новым предстоятелем Русской Церкви. Во время этого путешествия он едва не утонул в море во время бури. В память о своём спасении позже в Москве он распорядился построить знаменитый Спасо-Андроников монастырь – в честь праздника, приходившегося на тот день, когда его корабль достиг бухты Золотой Рог. В настоящее время здесь располагается историко-архитектурный заповедник имени Андрея Рублёва.


Спасо-Андроников монастырь

Нуждающиеся в деньгах греки отчаянно торговались об условиях утверждения. Наконец, 30 июня 1354 года патриарх Филофей Коккин подписал требуемый документ, причём местопребыванием митрополитов Киевских и Всея Руси был назван Владимир. Это большая дипломатическая победа Москвы весьма раздосадовала Великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича. По его требованию в 1355 г. Константинопольский патриарх Каллист I восстановил Литовскую митрополию, в которую вошли Полоцкая и Туровская епархии (на территории Белоруссии) с центром в городе Новогрудок. Митрополитом здесь был поставлен тверской монах Роман – ставленник Ольгерда. Но титул митрополита Киевского и всея Руси остался за Алексием, который осенью 1355 г. вынужден был снова отправиться в Константинополь для решения вопроса о границах митрополий. Дело в том, что пролитовский митрополит Роман вопреки договорённостям распространил свои полномочия на территории, захваченные Ольгердом, в том числе и на Киев. Забегая вперёд, скажем, что митрополит Роман попытался взять под свой контроль даже Тверскую кафедру, но зимой 1362 года он умер, и захваченные было им епархии вновь признали власть Алексия.

Поездка в Орду


В 1342 году власть в Орде захватил убивший двух своих братьев хан Джанибек. Любопытно, что в русских летописях этот братоубийца именуется «добрым царём». В 1343 и 1344 гг. он воевал против генуэзцев Кафы (Феодосия) и венецианцев Таны (Азов). В результате в 1345 году эти ненавидевшие друг друга республики даже вступили в антитатарский союз. В 1347 году был заключён выгодный итальянцам мирный договор. Джанибек пресёк попытки царевича Мубарека отделить от Золотой Орды её восточные территории (Синюю Орду) и разбил его в 1352 году. У своих родственников-Хулагидов он отвоевал территорию нынешнего Азербайджана. А вот на Русь за 15 лет его правления татары приходили всего один раз – в 1347 году, когда был захвачен город Алексин и разорены его окрестности.

В 1350 году Джанибек, по просьбе Великого князя Литовского Ольгерда, выступил арбитром в его споре с Симеоном Гордым – и принял решение в пользу Московского князя. От Ольгерда, кстати, в 1360-х гг. Джанибек терпел поражения: великий Литовский князь занял Киев, Чернигово-Северскую и Волынскую земли, некоторые другие территории.


Ольгерд на литовском престоле, миниатюра Лицевого свода

При этом литовцы тогда демонстрировали лояльность к обычаям и традициям населения завоёванных территорий, действуя по принципу:

«Мы старины не рушим, а новизны не вводим.»

Неудивительно, что некоторое время Великие князья Литовские вполне серьёзно претендовали на роль собирателей русских земель. Роковым для них стало обращение в католицизм.

Но вернёмся к «доброму царю» Джанибеку, его отношениям с русскими данникам и увидим, что хан тогда подтвердил привилегии Русской православной Церкви, в том числе – освобождение «от всех даней, поборов и насилий со стороны властей».

В августе 1357 года Джанибек потребовал от Московского князя Ивана Красного прислать к нему Алексия – для лечения ослепшей матери Тайдулы.

Уточним, что митрополит должен был отправиться уже не в Сарай-Бату, находившийся на берегу Ахтубы на территории современной Астраханской области, а в расположенный севернее Новый Сарай (Сарай аль-Джадид) или Сарай-Берке, который стал столицей при хане Узбеке. Это был вовсе не жалкий и убогий пыльный городок, показанный в снятом в 2011 году фильме «Орда». Население новой столицы, по разным оценкам, достигало от 75 до 100 тысяч человек, город был вытянут вдоль реки на расстояние свыше 10 км, его ширину оценивают примерно в 3,6 км. Арабский путешественник Ибн-Батута, побывавший в Сарае-Берке в 1334 году, писал о нём:

«Один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами.»

В этом Сарае имелись водопровод, фонтаны, канализация. Помимо ханского дворца и торговой части, были построены кварталы, населённые монголами, ясами, черкесами, кипчаками, арабами, персами, русскими и византийцами. В 1395 Сарай-Берке был полностью разрушен Тамерланом. Его вновь отстроили в 1402 г., но это была уже тень прежнего величественного города. Около 1469 года в Сарае-Берке побывал Афанасий Никитин. В 1471 году этот город был разграблен вятскими ушкуйниками. А в 1480 г. его разорили князь Ноздроватый-Звенигородский и татарский царевич Нур-Девлет – произошло это в то время, когда основные силы хана Ахмата и Ивана III стояли на Угре. И окончательно «добил» Сарай-Берке крымский хан Менгли-Гиреей в 1502 году.

В 1589 году на другом берегу близ развалин Сарая-Берке будет основан город Царицын (современный Волгоград). Остатки сооружений бывшей столицы Золотой Орды были разобраны и использованы для строительства царицынской крепости, астраханского кремля (камень туда возили на баржах), просто домов ближайших сёл и городов. Но ещё в XIX веке старики рассказывали о том, что видели стены «столь широкие и толстые, что по ним свободно можно было разъезжать на тройке».

Кстати, вышеупомянутый фильм «Орда» снимали близ предполагаемого места старой столицы – Сарая-Бату, который, как полагают серьёзные историки, сейчас находится под водой, а в районе села Селитренное – руины другого, более мелкого и незначительного города: первое упоминание Сарая-Бату относится к 1254 году, а на Селитренном городище отсутствуют слои XIII века.

Вернёмся в 1357 год. Хан Джанибек писал отцу Дмитрия Донского – Ивану Красному:

«Слышах бо у тебе попа, иже аще кольждо просит у Бога, и Бог его послушает, да пустиши его к мне. Иже аще исцелеет царица моя, мир имеши со мною. Аще ли не пустиши его, имам землю твою пленити.»

В Воскресенской летописи утверждается, что во время прощального молебна, устроенного в соборном Успенском храме (небольшая церковь на месте нынешнего собора), сама собой зажглась свеча, стоявшая у гроба святителя Петра (первый московский святой, митрополит при Иване Калите):

«Се тогда загореся свеща сама собою у гроба, чюдотворца Петра, августа 18-го.»

Присутствовавшие расценили это как добрый знак. Из воска этой свечи была сделана другая, зажжённая в ставке хана – во время молитвы Алексия в покоях Тайдулы.

Слепота ханши, возможно, носила психогенный характер. Так или иначе, исцеление удалось.

Митрополит Алексий излечивает царицу Тайдулу (клеймо иконы «Митрополит Алексий с житием»):


Это картина Я. Капкова «Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы» (1830-ые гг.), рядом с матерью сидит хан Джанибек, ошибочно названный художником её мужем:


А так представлен данный эпизод в фильме «Орда», 2011 г.:


Тайдула подарила Алексию золотой перстень, который потом был подвешен «у выносного того чюдотворца Алексия образа, который выносится в большия крестохожденияе]». 28 января 1722 года эта реликвия, к сожалению, привлекла внимание Петра I. Царь приказал передать перстень в синодальную ризницу, после чего его следы теряются. Здесь сейчас хранится медная копия того перстня.

В память об этой поездке на территории Московского Кремля в 1365 году был основан монастырь Чуда Архангела Михаила в Хонах, снесённый в 1929-1932 гг. Напомним, кстати, что дьяком Чудова монастыря был Григорий Отрепьев.


Чудов монастырь на дореволюционной почтовой открытке

Но верн`мся в 1357 год. Вскоре после исцеления Тайдулы Джанибек был убит одним из своих сыновей – Бердибеком, дочь которого стала женой небезызвестного темника Мамая (подобно Тимуру, тот был зятем хана – гургеном, членом ханского рода, но прав на трон Золотой Орды всё же не имел). Хан Бердибек перебил 12 своих братьев, младшему из которых было 8 месяцев. Он потребовал увеличения дани, и для переговоров в Орду вновь отправился Алексий. При поддержке Тайдулы ему удалось добиться смягчения ханских требований, а также ярлыка с подтверждением всех привилегий возглавляемой им Церкви.


«Утишение» Алексием хана Бердибека

В 1359 г. хан Бердибек был убит неким Кульпой, что положило начало знаменитой «Великой замятне», продолжавшейся в Орде до 1380 года. Один их ханов в 1361 году поставил своеобразный «антирекорд», продержавшись на троне всего три дня. Великая Замятня «развязала руки» новгородским ушкуйникам, которые до тех пор ходили на Мурман, Кареллу, Двинскую землю, Устюжну и Белозерье. Теперь же они, почувствовав слабость ордынцев, стали плавать вниз по Волге, сжигая и грабя «басурманские» (а порой и русские) города. Масштабные походы новгородских ушкуйников зафиксированы в 1360, 1363, 1366, 1369, 1370, 1371, 1374, 1391, 1392, 1393, 1409, 1417 гг.


Подпись к этой миниатюре гласит: «Того же лета (1374) идоша на низ на Вятку ушкуйницы разбойницы совокупишася девять десят ушкуйниц. И Вятку пограбиша»

Добавим, что это было лишь начало той экспедиции. После Вятки ушкуйники захватили Булгар (уже в третий раз), взяв с горожан отступные в 300 рублей. Затем они разделились: 50 ушкуев ушли вниз по Волге к Сараю, 40 – поднялись вверх, ограбив «все Засурье и Марквашь», после чего пошли «посуху на конех» снова к Вятке, разграбив сёла по реке Ветлуга. А в следующем 1375 году ватага ушкуйников, руководимая некими Прокопом и Смолянином, разграбила Кострому, которую неудачно защищал Александр Фёдорович Плещей – младший брат героя статьи, митрополита Алексия. В данном случае поражает соотношение сил: полторы тысячи ушкуйников против 5-тысячной правительственной армии. В общем, ушкуйники «частных военных компаний» Господина Великого Новгорода были людьми очень серьёзными.

В следующей статье мы продолжим наш рассказ и поговорим о деятельности Алексия как фактического регента Великого княжества Московского.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 марта 2024 06:58
    фильм "Орда" то вообще не стоило бы упоминать в контексте истории жизни столь почитаемого человека как митрополит Алексий , поскольку его жизнь в этом фильме татары сделали грязью и конским навозом , куда его кидают ордынцы словно сельского дьякона а не митрополита Московского ,а московский князь на это смотрит вытирая себе сопли. Ещё в том фильме любимая жена хана Гайдула превращена в его мать , следовательно сцена совокупления матери с сыном ставят крест на претензии про Историю и открывает широкие "влажные мечты" извращенцам , и не только Истории ... И ещё Гаидула никогда не относилось плохо к русским , А ещё в фильме непонятно где и чем татары кормят свои табуны лошадей и овец - в фильме ни деревца ни травки . А ещё , где в фильме золото , шелка ,порча и соболя Золотой Орды ,которая всех грабило и дань получало столько ведь лет ,а в фильме максимум из богатств , это шкуры рыжей степной лисы , что мог добыть даже немощный татарин ...
    1. +3
      30 марта 2024 08:05
      Доброе утро камрады! Спасибо Валерию за работу, я если честно никогда не рискнул писать об Алексии. Сложная личность и неоднозначный период истории Нашего отечества.
      Любопытно, что уважаемый Север ругая Автора за упоминание киноленты «Орда» не заметил что Валерий и сам ее не жалует. Причем ряд Ваших тезисов тождественны строкам работы Валерия.
      По поводу упоминания в исторических работах на ВО кинематографа, книг, картин и даже компьютерных игр думаю с точки просвещения дело похвальное.
      Человек заинтересовавшись темой дорогого стоит, только один пойдет в библиотеку, а другой в кинотеатр, третий в принципе никуда не пойдет - останется за компьютером или телефоном в просторах сети Интернет, но уже будет иметь мнение автора, что его там ждет.
      Р.s. Около месяца назад с форумчанами зашел разговор о писателях мореманах. К удивлению для себя нашел Автора (Форестер Сесил Скотт ) о котором я лично ничего не знал. Сегодня штурмую уже 9 роман из 13 в серии!!!
      1. +3
        30 марта 2024 08:07
        Не понял, с чего у меня золотой ник?
        1. +7
          30 марта 2024 09:51
          Цитата: Коте пане Коханка
          Не понял, с чего у меня золотой ник?

          Чудо Господне feel
        2. +4
          30 марта 2024 13:56
          Это Вас народ, при всеобщем голосовании выбрал 87% против 13% smile Вы теперь комментатор в авторитете,особенно во флотских вопросах, а если проще,усадили Вас на капитанскую бочку, как у пиратов,Коте пане Коханка, в капитаны!На веки,веков!Помните?"– Сильвера! Пусть Окорок останется капитаном во веки веков! – заорали в один голос пираты"(с). smile
          1. +4
            30 марта 2024 16:07
            Алексей спасибо!
            «На бочку», угу…!
            На память пришел не менее прагматичный обычай древних римлян. Во время триумфа в колеснице с «героем на все времена» ехал раб, который напоминал первому- «все мимолетно»!!!
            Искренне спасибо камрадам за доверие, Ваш Коте!
            1. +1
              30 марта 2024 16:16
              Искренне спасибо камрадам за доверие
              Ну,ну.. smile наивный Вы мой... smile
            2. Комментарий был удален.
    2. +3
      30 марта 2024 15:26
      Кстати, Джанибек был именно сыном Тайдулы, хотя иногда она ошибочно называется его женой - как на использованной в
      качестве иллюстрации картине Я. Капкова. В фильме "Орда" много ляпов, я даже хотел о некоторых написать, но решил не отвлекаться. Однако в родственных отношениях Джанибека и Тайдулы сценаристы и режиссёр не ошиблись.
      1. +3
        30 марта 2024 16:36
        Однако в родственных отношениях Джанибека и Тайдулы сценаристы и режиссёр не ошиблись.
        А в фильме авторы не прокомментировали возможную родственную связь нашего космонавта Джанибекова с ханом Джанибеком?
  2. +3
    30 марта 2024 07:43
    Цикл книг Дмитрия Балашова "Государи Московские", прочитал в свое время на одном дыхании.
  3. vet
    +1
    30 марта 2024 08:22
    Победа на Куликовом поле в первую очередь оказалась выгодной сопернику Мамая – Тохтамышу, с воцарением которого в Золотой Орде завершился период Великой Замятни.

    Если рассматривать ситуацию, как борьбу за независимость русских земель от Орды, безусловно, было бы выгоднее, заплатить Мамаю требуемую им дань, чтобы он как можно дольше воевал с Тохтамышем. Я читал, что и Сергий Радонежский так советовал Дмитрию поступить.
  4. +1
    30 марта 2024 08:40
    Приходится признать, что в первую очередь она оказалась выгодной сопернику Мамая – Тохтамышу
    Да это так, но к 1376 году Золотая Орда фактически разделилась на две половины: восточную с ханом Урусом во главе, и западную – под главенством военачальника Мамая,который правил от имени малолетнего хана Мухаммада.Тохтамыш,не раз пытался при поддержке Тамерлана свергнуть хана Уруса и в 1379 году ему наконец это удалось. В 1380 году он начал войну с Мамаем.Пока Тохтамыш,возился с ханом Урусом,Мамай воевал с Московским княжеством,1377 битва на Пьяне,1378 битва на Воже,итог битва на Куликовом поле в 1380.Да и еще,все это время Мамай,выступал от имени хана Мухаммада, который , очевидно был убит в ходе сражения , времени на поиски нового хана не было. Таким образом, Мамай потерял свою легитимность.А тут еще и законный наследник Тохтамыш.В битве на Калке,которое состоялось в том же году,Мамаем и Тохтамышем ,которой по существу не было. Значительная часть войск Мамая перешла на сторону Тохтамыша как законного хана.Тохтамыш,объединив Золотую Орду,начал разбираться с делами,выяснилось,что один из данников,давно дань не платит,Московское княжество.И 26 августа 1382 г. войска хана Тохтамыша сожгли Москву. Поход 1382 года имел своей целью восстановление власти золотоордынского хана над Владимиро-Московской Русью, которая после Куликовской битвы 1380 года приобрела независимость.
  5. 0
    30 марта 2024 08:41
    Кстати, вы обращали внимание, что существует поговорка "как Мамай прошел" - хотя этот темник особенно по Руси и не "ходил"? А вот по поговорок, "как Батый прошел" или "прошел, как Тохтамыш" почему-то нет - хотя нанесенный ими ущерб несопоставим.
    1. +3
      30 марта 2024 13:36
      Просто все,откройте дореволюционный "Словарь русских народных говоров" твм слово "мамай" имя не собственное, а нарицательное в значении "татарин".Таким образом выражение "как мамай прошел",обозначает как татарин прошелся. И не важно какой...Батый ли,Мамай,Тохтамыш или какой-то крымский Гирей.
      1. +2
        30 марта 2024 16:40
        Таким образом выражение "как мамай прошел",обозначает как татарин прошелся.
        "Незваный гость хуже татарина" - из той же серии. Кстати, как там насчёт языка - вряд ли у Чингиз-хана тюркский язык был государственным, скорее - древнемонгольский.
        1. +2
          30 марта 2024 17:09
          вряд ли у Чингиз-хана тюркский язык был государственным, скорее - древнемонгольский
          Тогда, такого понятия как государственный язык не существовало.В при написании документов использовались старомонгольское основанное на уйгурском, монгольское, китайское и арабское письма . А наиболее используемые языками в Чингизидской империи XIII-XV вв. являлись монгольский, тюркский, китайский, арабский и персидский языки.
          1. +2
            30 марта 2024 18:05
            Ну и я о том же. Чингиз - монгол, а в его армии были те языки, воинские контингенты которых там присутствовали. Кстати, уйгуры разве не тюрки?
            1. +2
              30 марта 2024 18:16
              уйгуры разве не тюрки?
              Уйгуры себя называют тюрки,а в 20-е 30-е годы в СССР их называли татары Восточного Туркестана smile
              1. +2
                30 марта 2024 18:18
                Так оно и есть. Тюркская языковая группа - от Турции до Якутии. Только якутов у Чингиза, вроде не было.
  6. vet
    0
    1 апреля 2024 10:22
    Успенский Симонов монастырь... Эту обитель очень любил старший брат Петра I – царь Фёдор Алексеевич, который даже распорядился построить там царские палаты, в которых периодически предавался «аскезам монастырской жизни».

    Честно говоря, не очень верится в сильно обременительную "аскезу" в "царских палатах". Прятался под благовидным предлогом от дворцовой суеты и надоедливых бояр - это, пожалуй, да.