Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV

20
Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV

В 1944 году в нацистской Германии началась разработка зенитной самоходной установки с башней, которая могла бы вращаться на 360 градусов. При этом своей броней машина должна была защищать экипаж.

Требования к новой ЗСУ сформулировал генерал-полковник вермахта Хайнц Гудериан. Основными из них были: небольшая высота, открытая сверху башня, где могли бы поместиться три бойца и высокая плотность огня.



Для производства вышеупомянутых ЗСУ было решено использовать поступающие из ремонта средние танки Panzerkampfwagen IV. При этом особой переделке сама машина не подвергалась. С нее, если утрировать, снимали старую башню и ставили новую.

Всего до января 1945 года было собрано 105 таких «зенитных танков». ЗСУ получили название Wirbeiwind («Вихрь»).

Касательно характеристик машины. Как уже было сказано, в ее основе лежал танк Panzerkampfwagen IV. В свою очередь, на него устанавливали девятигранную башню с толщиной бронелистов 16 мм.

Как и было предписано, в башне располагались три человека – наводчик в корме и два заряжающих по бокам. В качестве орудия использовалась FlaK-Vierling 38 – 20-мм счетверенная автоматическая пушка.

Данное орудие могло доставать авиацию на высоте до 3,5 км. При этом его скорострельность составляла 600-700 выстрелов в минуту.

Боепитание осуществлялось магазинами на 20 выстрелов. Общий боекомплект – 3200 снарядов. Боеприпасы использовались двух типов: осколочные и бронебойные.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 марта 2024 17:37
    "ходовая" как будто у "КВ" украдена.
    1. 0
      26 марта 2024 17:53
      Шаровая молния
      у фрицев была вообще, за пределами ожиданий. Слава богу построить их не сумели в серии...
    2. +1
      26 марта 2024 18:09
      Цитата: Аэродромный
      "ходовая" как будто у "КВ" украдена.

      Да ладно, у КВ ведущее колесо на корме, у немчуры традиционно впереди. Отсюда карданы через все БО через коробку отбора мощности, КПП впереди.
      1. 0
        26 марта 2024 18:10
        согласен. но конфигурация то... не то что у т4 . у т 3 похожая была да. хотя.... школа есть школа... у пантеры был ужас.
        1. 0
          26 марта 2024 18:12
          Цитата: Аэродромный
          согласен. но конфигурация то...

          Ну как бы все друг у друга что то подсматривают. Но с четверкой и КВ врядли. О наших КВ они имели весьма смутное представление, если вообще имели.))
          1. +1
            26 марта 2024 18:19
            Обожаю, смотреть фильмы от "Старина".
  2. 0
    26 марта 2024 18:33
    На базу четверки не только Flak38х4 ставили но и 3.7см сериийно. Но там башни не было . Только щит, самой Flak43.Зато борта толстенные по периметру. Они вообще на всё ,что каталось, навьючивали зенитки. Войсковое ПВО лучшее в WW ll по оснащению.
  3. 0
    26 марта 2024 18:45
    А что мешало при калибре 20 использовать ленточное питание?
    И вместо 2-х заряжающих поставить второго наводчика и дальномерщика?
  4. 0
    26 марта 2024 20:12
    Пример удачного использования шасси устаревшего танка. Единственное замечание (впрочем несущественное) для конца 1944 года перспективней был бы Flakvierling на базе 30-мм пушек МК103. Это позволило бы при сохранении плотности огня поднять поражающую силу снаряда.
    1. +2
      26 марта 2024 21:40
      Ну уж прямо так и устаревшего. Самая рабочая лошадка Вермахта. Если бы не увлечение всякими вундервафлями, то производство четверок было бы в разы больше. И вполне себе соответствующий времени танчег. Я так понимаю, Вы апологет кошачих?))
      1. 0
        27 марта 2024 07:18
        Конечно, получу за это кучу минусов, но Pz-IV был устаревшим с рождения. То что он выпускался всю войну, говорит о бедственном положении Panzerwaffe в 1942 - 1945 гг.
        Не надо слепо верить Гудериану, вполне так битому полководцу и вполне хреновому инженеру, тем более по одной сказанной фразе в январе 1943 г.: "Новаторы, предлагавшие вообще полностью перейти на выпуск Тигров и Пантер не понимали, что при ежемесячном выпуске в 25 - 30 манин, мы вообще остались бы без танков, и русские взяли бы Берлин в течение года."
        В конкретной ситуации 1943 года он был абсолютно прав, но не стоит выдавать нужду за благо. Просто у вождей Германии не хватило мозгов вместе с разработкой новых машин выстроить новый танковый комбинат, на подобие Танкограда и Уралвагонзавода. Вместо этого они продолжали играть в инвестиционную экономику и гособоронзаказ. Ну и доигрались. А насчет производства "четверок" - его предел при существующих мощностях - 6000 в год, столько же, сколько в сумме Пантер и Четвёрок в 1944 г.
        Танк плох во всём, кроме надёжности. Вооружение - на самом нижнем пределе, защита шьётся основными орудиями ПТО и танковыми пушками противника во всех проекциях. Проходимость и подвижность - отвратительные. Шасси перегружено, что не позволяет создать приличные САУ на его базе (тут наиболее наглядно смотрится "Утка Гудериана" Pz IV/70(V)).
        Итог для 1943-1945 гг.: в атаку ходить не может, для глубоких прорывов не годиться, может использоваться только для контратак из засад. А для этого вполне годиться и вполне бюджетный Stug и Hetzer.
        1. 0
          27 марта 2024 07:24
          А главным недостатком Пантеры является её "удочка", превратившая достаточно интересную машину в танк-истребитель, крайне неоптимальную машину. Как ни странно Тигр-1 являлся более универсальной и востребованной машиной, несмотря на кучу недостатков. Причём опять - калибр танковой пушки 105-мм с умеренной баллистикой был определён ещё в 1940 г., но смелости на разработку такой машины не хватило.
          1. 0
            27 марта 2024 07:36
            Время показало, что массовый образец оказался предпочтительней, чем пусть и более совершенный, но штучный продукт. Наши конструкторы тоже на месте не стояли, был и Т34М, и Т44. Абсолютно новые образцы.
            1. 0
              27 марта 2024 08:39
              Да не были ни Пантеры, ни Першинги ни Центурионы штучным продуктом. Тоже вполне массовым. Не в том дело.
              Просто перестройка заводов под новое изделие в ходе войны - всегда риск потери объемов выпуска, а это - оперативная пауза на фронте. Вот и гнали Т-34-85 до победы. А так - танк в 1944 г. вполне уже морально устаревший ( хоть и много лучше Pz-IV).
              А могли бы с лета полностью перейти на ИС в качестве основного танка, вооружив его 85-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 920 м/с. Пушка успешно прошла испытания, но в серию не пошла. А вот шасси Т-34 можно было использовать под различные самоходки, в частности вполне получалась ЗСУ со спаркой В-11.
              1. 0
                27 марта 2024 08:56
                Я имел в виду Тигру, КТ и Ягдтигр. Пантерка да, производилась вполне себе крупной серией. Но опять же есть нюансы, на одну пантерку можно было произвести две четвёрки.
                1. 0
                  27 марта 2024 09:45
                  Последние статьи Пашолока это опровергают. В отличие от Т-34-85/ИС на немецких заводах соотношение по массе не проходит. Максимум 500 машин в месяц против 380 Пантер. А прочее - другие технологические линии. Вот могло бы у них получиться на DB, если снять с производства Stug, не знаю. Да и по мне Stug в той обстановке был проще и полезней.
                  1. 0
                    27 марта 2024 09:47
                    Ооо, да Вы поклонник Пашолока? Крайне приветствую. На тигровом углу часом не водитесь? Я тоже там участвую.))
                    1. +1
                      27 марта 2024 11:58
                      Да староват я для восторгов, просто у него попадаются интересные материалы, в частности по проектам развития танков КВ. Я сам на Кировском работаю, с танкистами в молодости часто пересекались, так что почитываю.
                      В частности идею, что будь решение развивать с 1944 года основные, а не средние и тяжёлые танки, то ИС-8 (Т-10) был бы совсем другим я услышал ещё от участников создания этой машины.
                      1. 0
                        27 марта 2024 13:38
                        Есть ещё пара очень знающих людей, Алексей Макаров и Игорь Желтов. Оба сотрудники музея Т34. Очень знающие люди. Рекомендую.
        2. +1
          27 марта 2024 07:25
          Ну по немецкому танкостроению времен ВМВ можно спорить до бесконечности.