Начались летные испытания экспериментального самолета Boom XB-1

10
Начались летные испытания экспериментального самолета Boom XB-1
Первый взлет самолета XB-1


После растянувшейся на несколько лет подготовки, американская компания Boom Technology (торговая марка Boom Supersonic) начала летные испытания экспериментального самолета-демонстратора технологий XB-1 Baby Boom. С его помощью планируется отработать ряд новых технологий и решений, которые затем будут использованы в проекте полноразмерного сверхзвукового пассажирского самолета Boom Overture.



Впервые в воздухе


Первый полет нового опытного самолета XB-1 состоялся 22 марта 2024 г. В качестве площадки для старта испытаний выбрали аэродром Мохаве в Калифорнии; полет выполнялся в воздушном пространстве над одноименной пустыней. Компания-разработчик отмечает символизм такого выбора места испытаний. Именно в этом воздушном пространстве в 1947 г. человек впервые превысил скорость звука в горизонтальном полете.

Под управлением летчика-испытателя Билла Шумейкера опытный самолет выполнил разбег, оторвался от земли и впервые поднялся в воздух. Полет осуществлялся по замкнутой кольцевой траектории в районе аэродрома. Продолжительность полета не превышала 20 мин. Из соображений безопасности, летчик не убирал шасси. В полете экспериментальную машину сопровождал самолет-дублер T-38 под управлением Тристана Бранденбурга.

За время первого вылета опытный XB-1 показал часть летных характеристик, а также продемонстрировал управляемость и другие параметры. Как сообщает компания-разработчик, самолет поднялся на высоту 7120 футов (ок. 2150 м) и развил скорость 238 узлов (440 км/ч). На всех опробованных режимах полета машина сохраняла устойчивость и управляемость. Все бортовые системы работали нормально и помогали летчику управлять самолетом.


Baby Boom в воздухе

В первом полете также отработали специфический процесс посадки. Из-за особой аэродинамики, оптимизированной для сверхзвукового полета, XB-1 на глиссаде должен выходить на большие углы атаки. Б. Шумейкер оценил подобные особенности самолета, а его товарищ на T-38 следил за безопасностью маневра.

Первый испытательный полет «Бэби-Бума» признан успешным. Экспериментальный самолет в целом подтвердил расчеты конструкторов и показал правильность использованных технических решений. Теперь его начинают готовить к следующим тестовым полетам, которые помогут собрать весь желаемый объем информации для продолжения основной программы Boom Overture.

По итогам первого вылета XB-1 руководство компании-разработчика и летчики-испытатели сделали ряд заявлений – предсказуемо радостных и оптимистичных. Они высоко оценили прошедшее мероприятие и его значение как для проекта Overture, так и для пассажирской авиации в целом. Также заверили, что новые успехи последуют в самое ближайшее время.

Сложное прошлое


Следует отметить, что радость сотрудников Boom Superonic вполне оправдана. Они долго работали над проектами XB-1 и Overture, не отказались от них после ряда неудач и все же получили желаемый промежуточный результат. На данном этапе их вполне можно похвалить за рвение, но пока не за итог работ.

Компания Boom Technology была основана в 2014 г. и своей целью сразу поставила создание перспективного сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). В 2016 г. она объявила, что перед проектированием полноценного СПС, получившего имя Boom Overture, будет создан и испытан экспериментальный самолет XB-1. Его первый полет изначально планировали на конец 2017 г.


Первая посадка

«Бум Текнолоджи» далеко не сразу смогла найти инвесторов, из-за чего работы безнадежно отстали от графика, и планы пришлось пересмотреть. Так, до конца 2017 г. удалось лишь приступить к разработке полноценного проекта XB-1 и изготовить первые агрегаты самолета. Производство всех компонентов планера завершилось только в 2019-20 гг. На следующем этапе их собрали в единую конструкцию и оснастили необходимыми агрегатами.

Готовый опытный самолет выкатили из сборочного цеха только в октябре 2020 г. В ближайшие месяцы обещали провести наземные испытания и перейти к летным. Первый полет тогда планировали на 2021 г., но без уточнения даты. Вновь возникли трудности, и начало полетов вновь перенесли, теперь на 2022 г. В итоге первый полет состоялся только 22 марта 2024 г. – на шесть-семь лет позже изначально указанной даты.

Большое будущее


Boom Supersonic сообщает, что экспериментальный XB-1 справился с задачами первого полета и показал требуемые летные данные, в т.ч. маневренность и управляемость. Тем не менее, планируется провести еще несколько дозвуковых полетов на разных скоростях и высотах. После этого начнется подготовка к следующим испытаниям.

На втором этапе испытаний Baby Boom покажет свой сверхзвуковой потенциал. Его будут проверять на скоростях до М=2,2 во всем расчетном диапазоне высот. Когда начнутся сверхзвуковые полеты, пока не уточняется. Однако, по всей видимости, их программа уже составлена. В частности, сообщается, что управлять машиной в этих испытаниях будет Т. Бранденбург.


Летчик-испытатель Билл Шумейкер

В будущем XB-1 поможет собрать всю информацию о работе конструкции в целом и отдельных ее агрегатов. На основе этих данных разработают итоговый вариант СПС Boom Overture. Как скоро удастся выполнить этот проект и довести его до испытаний, по понятным причинам, сказать пока не могут. Более того, учитывая историю демонстратора технологий, можно сомневаться в самой возможности реализации проекта Overture в разумные сроки.

Перспективные технологии


Экспериментальный самолет XB-1 Baby Boom предназначен для проверки всех основных идей концепта Boom Overture, что определило его конструкцию. Аэродинамический облик, компоновочные решения, технологии и материалы заимствованы из проекта полноразмерного СПС, но реализованы в уменьшенном масштабе.

При помощи демонстратора технологии планируют проверить в воздухе предложенный аэродинамический облик. Самолет имеет вытянутый веретенообразный фюзеляж и крыло малого удлинения с оживальной передней кромкой, традиционное хвостовое оперение и двигательную установку в хвостовой части фюзеляжа. По своей аэродинамике и компоновке XB-1 отличается от реальных СПС прошлого, но за счет этого планируется получить те или иные преимущества.

Ожидается, что выбранный аэродинамический облик улучшит основные летно-технические и экономические характеристики самолета. Ожидается уменьшение сверхзвуковой ударной волны и влияние на наземные объекты. По расчетам, опытный XB-1 должен быть в разы тише полноразмерного самолета Concord. От серийных СПС его также отличает отсутствие подвижного носового обтекателя.

Планер самолета выполнен с применением металлов и композитов, широко используемых в авиастроении, – для снижения стоимости и сложности производства. Используются материалы, соответствующие расчетным механическим и тепловым нагрузкам. Также реализована система охлаждения наиболее греющихся элементов планера за счет циркуляции топлива.


Концепт СПС Boom Overture

XB-1 имеет стандартный набор авионики для пилотирования, соответствующий стандартам гражданской авиации. Также применены новые решения, связанные со спецификой конструкции СПС. Так, предусматриваются специальные видеосистемы для обзора вперед и вниз без помех в виде носового обтекателя.

Опытный «Бэби-Бум» имеет длину 21 м и размах крыла 5,2 м. Взлетная масса – 6,1 т. В кабине помещается только один летчик, а свободные объемы отданы под контрольно-записывающую аппаратуру для фиксации результатов испытаний.

Будущий Boom Overture будет в разы больше и тяжелее. Его длина достигнет 50 м при размахе крыла 18 м. Взлетная масса 75 т позволит перевозить до 45-50 пассажиров. Скоростные характеристики полноценного СПС будут на уровне нынешнего демонстратора технологий, а максимальную дальность хотят довести до 8,3 тыс. км.

Место на рынке


СПС Ту-144 и Concord в свое время показали себя не самым лучшим образом, и в итоге от них отказались. Тем не менее, продолжаются попытки возродить сверхзвуковую пассажирскую авиацию. Создаются новые проекты такой техники, лишенные недостатков серийных машин прошлого. Некоторые из них, в т.ч. XB-1 Baby Boom выходят на стадию летных испытаний самолетов-демонстраторов технологий. Вполне возможно, что в будущем все это приведет к появлению новых полноценных проектов СПС и даже к началу их эксплуатации.

В Boom Technology полагают, что в мире есть ок. 500 маршрутов, на которых могут использоваться самолеты по типу Overture. Для их обслуживания понадобится до 2 тыс. самолетов. Это достаточно крупный рынок, за который авиастроители будут бороться. Компания «Бум Текнолоджи» хочет участвовать в такой конкуренции и иметь преимущества перед другими авиастроителями. И ее шансы в будущей гонке СПС прямо зависят от начатых испытаний опытного XB-1.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    28 марта 2024 04:55
    ВВП, тоже мечтал о таком, но пока некогда.
  2. -4
    28 марта 2024 05:22
    А в чем разница, кроме напичканной по самое горло бортовой электроники, от нашего Ту-144 или французского Concorde?
    1. +4
      28 марта 2024 08:25
      Цитата: Голландец Михель
      А в чем разница,

      Я думаю, во многом. За 60 лет наука далеко ушла вперед. Появились новые разработки во всех областях, новые материалы, новые технологии.
  3. fiv
    -6
    28 марта 2024 05:29
    Boom - не читали Капитана Врунгеля, чтоли? Как яхту назовешь, так она и поплывет. Бум -хорошее имя для аэроплана.
    1. +8
      28 марта 2024 06:13
      Цитата: fiv
      Бум -хорошее имя для аэроплана

      А вы загляните в перевод...
      1. fiv
        -2
        28 марта 2024 15:27
        А я и так знаю, что такое boom. Взрыв, в том числе. Неудачное название для ероплана. О чем я и писал. Что народу не нравится - что я над названием аппарата посмеялся?
  4. +1
    28 марта 2024 09:01
    "Из-за особой аэродинамики, оптимизированной для сверхзвукового полета, XB-1 на глиссаде должен выходить на большие углы атаки. Б. Шумейкер оценил подобные особенности самолета, а его товарищ на T-38 следил за безопасностью маневра."
    В отличии от Конкорда и Ту-144 нос у него не будет опускаться при посадке, следить за процессом пилоты будут по видеокамерам с компьютерами.
    В целом самолет отличается от предшественников более простой и надежной конструкцией, цена билета, как предполагается, будет на уровне бизнес- класса обычных дозвуковых авиалайнеров.
    1. 0
      28 марта 2024 09:35
      Цитата: solar
      В целом самолет отличается от предшественников более простой и надежной конструкцией, цена билета, как предполагается, будет на уровне бизнес- класса обычных дозвуковых авиалайнеров.

      Заполнить самолет будет проще. Емкость пассажировместимости в три раза меньше, чем у Конкорда. Конкорд на максимуме в одноклассной конфигурации мог вместить 144 пассажира.
  5. +2
    28 марта 2024 10:04
    Также реализована система охлаждения наиболее греющихся элементов планера за счет циркуляции топлива.

    Автор умудряется в свои статьи не просто налить закритическое количество воды, но еще и разбавить эту воду небылицами. Никакой "системы охлаждения греющихся элементов" на самолете нет. На скорости 2,2 М в этом нет никакой необходимости. Очевидно с автором злую шутку сыграл гуглепереводчик при переводе
    For thermal control, the environmental control system uses the fuel as a heat sink to absorb cabin heat.

    То есть в системе кондиционирования воздуха салона и кабины экипажа в холодной линии для охлаждения воздуха используются топливо-воздушные радиаторы, в которых охлаждающий элемент - авиационное топливо. Это одно из стандартных решений, ничего революционного тут нет.
    Это достаточно крупный рынок, за который авиастроители будут бороться. Компания «Бум Текнолоджи» хочет участвовать в такой конкуренции и иметь преимущества перед другими авиастроителями.

    Boom Supersonic уже имеет около 70 предварительных заказов. Например -японская Japan Airlines не только подписала предварительный контракт на 20 самолетов, но и участвует в финансировании разработки.
    Кроме того, совместно с Northrop Grumman разрабатывается и специальный вариант "для миссий быстрого реагирования".
  6. 0
    28 марта 2024 23:09
    Ну что сказать, поживем увидим что у них получится.