Alleys of Moscow. Milyutinsky or capital Markhlevka

11
Alleys of Moscow. Milyutinsky or capital Markhlevka


How do I get to the library?


In fact, the library in the house, or rather in the Chertkov Palace, is led by Kirova Street, now again Myasnitskaya. But from Sretenka and Lubyanka it was easier to get there directly - along Markhlevsky Street, as Milyutinsky Lane was called in Soviet times.




Yulian Marchlevsky had no direct connection with the street named after him. Polish revolutionary and part-time historian, author of the propaganda "Stories Poland,” a friend of the notorious banker and Leninist sponsor Parvus. And this was enough to give the lane a new “revolutionary” name.

Much earlier it was Kazenny or Kamennaya Street, also renamed in honor of the homeowner A. Ya. Milyutin, the great-great-grandfather of the Milyutin brothers - famous reformers under Alexander II. It is clear that Muscovites immediately renamed the 600-meter-long street Marklevka, and, interestingly, the name of the Polish communist today is still borne by streets in Warsaw, Belarusian Kalinkovichi and several cities in Germany.


And the richest library, the first in Moscow publicly accessible, was eventually transferred to the historical museum, contrary to the wishes of its owner, Alexander Chertkov. She then formed the basis of the collections of the Historical Public Library.

Not in quantity, but in the selection of books, it could compete, if not with Leninka, then with the State Public Library for Science and Technology. And the profile allowed - in the former Chertkov Palace on Kirova Street, building 7, the Engineering Society worked for many years, and in the 90s - the All-Russian House of Knowledge, and legal copies of most scientific works were received there.

Northeast diagonal


Milyutinsky Lane starts from Myasnitskaya Street, after the Book World, now Biblio-Globus, the legendary but closed Khrustal store and the Chertkov Palace, going to the left - in the direction of the Sretensky Monastery and further - to Sukharevka. Now there is a fairly decent area here, for some reason it is still nameless, although in Moscow there are often problems with renaming.


Nowadays, on the site of a vacant lot with a blank wall, where the dilapidated house of the clergy of the Orthodox Cathedral of Archdeacon Euplus was demolished back in the 30s, a new building of the Higher School of Economics has risen. From an architectural point of view, it is, of course, not a masterpiece, but the first floor cannot but delight students with an abundance of coffee shops, bookstores and a Czech pub opposite.

Milyutinsky itself is not just a lane, but one of the diagonals that helped shorten the path to Sretenka without using the Boulevard or Sadov rings. And this is quite typical for old Moscow, from the same intersection with Myasnitskaya in the other direction, Krivokolenny Lane went to the Armenian Sloboda.

Also, turning to the right, Povarskaya is laid from Molchanovka; Bolshaya and Malaya Nikitskie, Spiridonovka and Granatny Lane run out from the center. In Zamoskvorechye, several streets go straight to Valovaya, sometimes converging at one point or intersecting with each other.

But if everywhere there is usually noisy and hectic, then Milyutinsky is generally a quiet place, even if there is a French Lyceum named after Alexandre Dumas on it (photo below). Students hang out in a state-of-the-art courtyard with a sports ground without going outside, and after classes they are quickly taken home.



However, French lyceum students can also visit the pretty Catholic Cathedral of St. Louis (pictured). There is another non-Orthodox church on Milyutinsky - a Polish one in the name of Saints Peter and Paul, which has undergone all reconstructions and repairs.



The Poles were drawn here even before the revolution, and was this not the reason for giving the lane the name of Markhlewski? Strange logic, you will agree. By a similar logic, many believe that Milyutinsky is always quiet because of its proximity to Lubyanka.

I won’t argue that the silence in the alley is also enhanced by the fact that there are no (or rather, almost none) along its entire length either drinking establishments or lively cafes, or large green areas. There is a very small, forever closed garden near the former estate of Milyutin, the one who gave the name to the lane and once built a silk factory (pictured below).


In one of the estate buildings, the cabaret theater “The Bat” began its vigorous activity, which attracted theatergoers to Milyutinsky and pushed Alexander Kalyagin to build the Et Cetera theater on neighboring Turgenevskaya Square.


On the contrary, the departmental clinic of the NKVD-KGB (pictured above) also somehow managed to save several trees. And there is also a not entirely dead zone at house number 10, with the French Institute located there. It has been under construction for decades, and it is still considered half-dead.




Directly opposite is the tallest building of the capital at the beginning of the 60th century - the station of the Danish-Swedish-Russian Telephone Society. My mother worked in the MGTS repair shops, and somehow back in the XNUMXs she had to take me with her to work - to this “secret” Central Automatic Switching Station. I still remember the noise and crackling of the equipment and the endless twisting staircase (see a modern photo).

Without going to Sretenka


There are practically no standard buildings in Milyutinsky, which means there are no houses without history. It is simply impossible to retell them all, and not all have survived. Leaving on the left hand the tiny Sretensky Lane, which leads directly to the monastery and its “core” shops, we find ourselves in a small square with access to the boulevard.

There, after many years of reconstruction, the house of I. D. Loris-Melikov came to life and, I admit, pleases the eye. This rich Armenian was the nephew of the much more famous Loris-Melikov - Mikhail Tarielovich. The Minister of Internal Affairs, who prepared the text of the first Russian Constitution for Alexander II just before his tragic death.


Loris-Melikov was rebuilt rather modestly for those times, but stylishly - if the facades are not particularly impressive, then the interiors could be the envy of the owners of much more luxurious palaces.

But this should not be seen in the photo. Who is in charge here today is not so important; only some “Green Door” flashes on the maps. But our separate printed thank you for “saving beauty” is unlikely to hurt someone.

There, closer to the boulevard, there is the building of the Rossiya insurance company, which has been mentioned more than once in our essays, one of the most beautiful in Moscow, and the lane also passes by the Lansere house, which is mentioned in the story about Bobrov Lane (Along Bobrov to Sretenka) a lot of flattering words were written.

However, the other day one of its inhabitants, already planning to move out, said that at least two entrances had turned into a kind of hostel where migrants settled. They moved into the house, legendary in its own way, all at once - families and teams, and in a matter of months they managed to make the interiors, which were not the most miserable, miserable in a matter of months.


And since the topic is not the most positive, we cannot help but admit that due to the abundance of parking lots, which are by no means free, simply walking along Milyutinsky is not the greatest pleasure. You can see a lot, but you probably won’t want to look at it for a long time, and, excuse the repetition, there’s nowhere to stop.
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +3
    30 March 2024 13: 49
    Good afternoon to everyone who would like to run for a moment into one of the central districts of old Moscow.
    When looking at the photo of one of the HSE offices, I thought, this is the Main Post Office, it can’t be! But no. The main post office, it seems, is on Tverskaya, but the buildings are somewhat similar. Hmmm... It's been so long since I've been to Moscow!
    And so, if you face the former apartment building built on Lubyanka Square at the end of the 19th century by the Rossiya insurance company, the house that is now the main building of the country's state security agencies of the same name, then the HSE office will appear in the projection somewhere behind him.
    GPS coordinates:
    latitude 55,7615684, longitude 37,6326002.
    I’m talking about the HSE office, not about Lubyanka)))
    The architectural support of the office is noteworthy - to the northeast is the Menshikov Tower, to the west is the Church of St. Louis.
    1. +2
      30 March 2024 19: 33
      The location is worthy of attention good On Myasnitskaya, every house is a story, the most beautiful is adjacent to an ugly one, which even my own father abandoned, and the constructivism of a hundred years ago, performed by the founder, seems to have been built yesterday. By the way, they trained on the Menshikov Tower and built the Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg - the ways of the Lord Yes
    2. +1
      April 1 2024 11: 59
      Thank you, Lyudmila Yakovlevna!
      In Moscow, even after a series of demolitions, there are many places where you can stand, and in any direction of the world - either a temple, a courtyard or a monastery.
      I’ve had writer’s lanes waiting in the wings for a long time - Dostoevsky and Chernyshevsky, although everything is not easy there with reference to the author of the first “What is to be done” - after all, you can’t find a single temple.
      People live - they go to Pimen or to Tikhvinskaya
  2. +3
    30 March 2024 19: 21
    What a pity that there is no one but me, people were worried, everyone’s soul was clouded, old Moscow seems to be here, architecturally nearby, mentally it’s infinitely far away... New Moscow creates such powerful reasons for mental suffering, that we don’t want to look at the past (we lived through it, we survived, that’s why it’s paradise in any case), but we’re too dumbfounded to look into the future...
    1. +3
      31 March 2024 13: 12
      And I just silently enjoy these walks around our city.
      Traditionally, *plus* to the author and the article.
      1. +2
        April 1 2024 05: 17
        You are walking somewhere, you are moving somewhere, you are getting faster and faster day by day... I know, I know, it’s not true, we had good relatives and teachers...
        1. +1
          April 1 2024 13: 41
          Not at all. Mobility disappears as life goes on. Although? Sometimes it increases many times.... hi
          1. +1
            April 1 2024 17: 12
            . sometimes it increases many times...

            Yes, sometimes mobility is amazing.
            Like, for example, the mobility of migrants who settled and desecrated the French Quarter of Moscow, the one in which the Church of St. Louis is located.
            And so I wonder whether this would have been possible if our aristocracy, the local nobility and industrialists had not been destroyed at one time. Of course not!
            At the same time, it is worth thinking about the fact that in the West the mentioned social categories have not gone away, they quickly grew into capitalism, but they allow primitive aliens to run rampant in the ancient quarters of their cities, because chaos is needed. They believe that new social categories can only be built out of chaos.
            Architecture and the image of human life initially generated by it - they do not agree.
            1. +2
              April 1 2024 19: 00
              I'm actually talking about elderly Japanese tourists! laughing
              Good evening Lyudmila Yakovlevna!
              Happy April 1st! bully
              1. +2
                April 1 2024 20: 18
                Good evening, Sergey Vladimirovich! )))
                Well, happy holiday to you! )))
                Some medieval people in Europe could not decide when to celebrate the New Year - in January or April, the Januaryists won, the Aprilites became the subject of schadenfreude, then jokes, and the Day appeared... Hmm... According to the site rules, I I can't pronounce this word wassat )))

                Well, yes, about the Japanese. Everyone has their own sore subject. As for me, I'm a homebody. Galloping around the sights? Excuse me! I do not understand this. An architectural miracle comes into view if you pass by every day. Or you look at the photograph for a long time and intently. Now videos have appeared, so much so that I can say with confidence that I visited, for example, Stockholm. Or in Milan. there's plenty on Zen)))
  3. 0
    April 5 2024 09: 07
    Thank you very much to the author for the article. You run around Moscow in the bustle of everyday life and don’t notice its usual appearance. Ask any Muscovite where the sculpture of a knight in armor is installed on Arbat, no, few will answer. We run, we don’t see... Once again, many thanks to the author for the wonderful article.

Переулками Москвы. Милютинский или столичная Мархлевка

11
Переулками Москвы. Милютинский или столичная Мархлевка


Как пройти в библиотеку?


Вообще-то в библиотеку в доме, а точнее – во дворце Черткова, приводит улица Кирова, ныне – снова Мясницкая. Но со Сретенки и Лубянки туда проще было попасть напрямик – по улице Мархлевского, как в советское время назывался Милютинский переулок.




Никакого прямого отношения к улице, названной в его честь, Юлиан Мархлевский не имел. Польский революционер и по совместительству историк, автор пропагандистской «Истории Польши», друг небезызвестного банкира и ленинского спонсора Парвуса. И этого оказалось достаточно, чтобы дать новое «революционное» имя переулку.

Много раньше он был Казённой или Каменной улицей, тоже переименованной в честь домовладельца А. Я. Милютина, прапрадеда братьев Милютиных – известных реформаторов при Александре II. Понятно, что москвичи тут же переименовали 600-метровую улочку в Мархлевку, и, что интересно, имя польского коммуниста сегодня по-прежнему носят улицы в Варшаве, белорусских Калинковичах и сразу в нескольких городах Германии.


А богатейшая библиотека, первая в Москве общедоступная, вопреки желанию собравшего её хозяина – Александра Черткова, перешла в итоге историческому музею. Затем она составила основу фондов Исторической публичной библиотеки.

Не по количеству, а по набору книг она могла конкурировать если не с Ленинкой, то с ГПНТБ точно. И профиль позволял – в бывшем дворце Чертковых на улице Кирова, дом 7 многие годы работало Инженерное общество, а в 90-е – Всероссийский дом знаний, и туда поступали обязательные экземпляры большинства научных трудов.

Северо-восточная диагональ


Милютинский переулок берёт начало от Мясницкой улицы, после «Книжного мира», ныне «Библио-Глобуса», легендарного, но закрытого магазина «Хрусталь» и дворца Чертковых, уходя влево – в направлении Сретенского монастыря и дальше – к Сухаревке. Теперь здесь достаточно приличная площадь, почему-то до сих пор безымянная, хотя в Москве часто возникают проблемы с переименованием.


В наши дни на месте пустыря с глухой стеной, где ещё в 30-е годы снесли ветхий дом причта православного собора Архидиакона Евпла, вырос новый корпус Высшей школы экономики. С точки зрения архитектуры он, конечно, не шедевр, но первый этаж не может не радовать студенчество обилием кофеен, с книжными магазинами и чешской пивнушкой напротив.

Сам же Милютинский – не просто переулок, а одна из диагоналей, помогавших срезать путь к Сретенке, не пользуясь кольцами – Бульварным или Садовым. И такое вполне характерно для старой Москвы, с того же перекрёстка с Мясницкой в другую сторону, в Армянскую слободу уходил Кривоколенный переулок.

Так же, с отворотом вправо, от Молчановки проложена Поварская, из центра разбегаются в стороны Большая и Малая Никитские, Спиридоновка и Гранатный переулок. В Замоскворечье сразу несколько улиц идут к Валовой напрямик, порой сходясь в одной точке или пересекаясь друг с другом.

Но если там повсюду обычно шумно и суетно, то Милютинский – место вообще-то тихое, даже при наличии на нём французского лицея имени Александра Дюма (фото внизу). Учащиеся тусят в суперсовременном дворе со спортивной площадкой, не выходя наружу, а после занятий их оперативно развозят по домам.



Впрочем, французским лицеистам можно до того наведаться и в симпатичный католический собор Святого Людовика (на фото). Есть на Милютинском ещё один не православный храм – польский во имя Святых Петра и Павла, претерпевший все реконструкции и ремонты.



Поляки сюда тянулись ещё до революции, и не это ли стало основанием для того, чтобы дать переулку имя Мархлевского? Странная логика, согласитесь. По схожей логике многие считают, что в Милютинском всегда тихо из-за соседства с Лубянкой.

Не буду спорить, на тишину в переулке работает и тот факт, что нет (вернее – почти нет) на всём его протяжении ни питейных заведений или бойких кафе, ни большой зелени. Есть совсем небольшой, вечно закрытый садик у бывшей усадьбы Милютина, того, что дал имя переулку и когда-то выстроил шёлковую мануфактуру (на фото ниже).


В одной из усадебных построек начинал свою бурную деятельность театр-кабаре «Летучая мышь», что привлекло в Милютинский театралов и подтолкнуло Александра Калягина к строительству театра Et Cetera на соседней Тургеневской площади.


Напротив, у ведомственной поликлиники НКВД-КГБ (на фото выше) тоже удалось как-то сохранить несколько деревьев. А ещё не совсем мёртвая зона есть у дома номер 10, с расположившимся там Французским институтом. Его строят уже не первый десяток лет, и до сих пор он, можно считать – полумёртвый.




Прямо напротив – самое высокое здание первопрестольной столицы в начале XX века – станция Датско-шведско-русского телефонного общества. Моя мать работала в ремонтных мастерских МГТС, и как-то ещё в 60-х годах ей пришлось взять меня с собой на работу – в эту «секретную» Центральную АТС. До сих пор помню шум и треск аппаратуры и бесконечную витую лестницу (см. уже современное фото).

Не выходя на Сретенку


В Милютинском практически нет типовой застройки, значит – нет и домов без истории. Все их пересказать просто невозможно, да и не все сохранились. Оставляя по левую руку крохотный Сретенский переулок, который выводит непосредственно к монастырю и к его «профильным» магазинам, попадаем на небольшую площадь с выходом на бульвар.

Там после многолетней реконструкции ожил и, признаю, радует глаз дом И. Д. Лорис-Меликова. Этот богатый армянин был племянником куда более известного Лорис-Меликова – Михаила Тариэловича. Министра внутренних дел, который готовил текст первой Российской Конституции для Александра II как раз накануне его трагической гибели.


Отстроился Лорис-Меликов по тем временам довольно скромно, зато стильно – если фасады не особо впечатляют, то интерьерам могут позавидовать владельцы куда более роскошных дворцов.

Но это надо видеть не на фото. Кто сегодня тут хозяйничает, не так важно, на картах лишь мелькает какая-то «Зелёная дверь». Но кому-то наше отдельное печатное спасибо за «спасение красоты» вряд ли помешает.

Там же, ближе к бульвару – уже не раз упомянутое в наших очерках здание страхового общества «Россия», одно из красивейших в Москве, а переулок минует и дом Лансере, о котором в рассказе о Бобровом переулке (По Боброву к Сретенке) было написано немало лестных слов.

Однако на днях один из его обитателей, уже планирующий съехать оттуда, поведал, что как минимум два подъезда превратились в подобие хостелов, где обосновались мигранты. Они заселились в легендарный по-своему дом как-то сразу – семьями и бригадами, и им удалось за считанные месяцы сделать убогими не самые нищие когда-то интерьеры.


И раз уж пошла тема не самая позитивная, нельзя не признать, что из-за обилия парковок, отнюдь не бесплатных, просто гулять по Милютинскому – не самое большое удовольствие. Увидеть можно многое, но долго рассматривать вряд ли захочется, а остановиться, простите за повтор, и вовсе негде.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 марта 2024 13:49
    Доброго дня всем, кто пожелает забежать на минутку в один из центральных районов старой Москвы.
    При взгляде на фото одного из офисов ВШЭ подумалось, мол, это же Главпочтамт, не может быть! Ан нет. Главпочтамт, кажется, на Тверской, но чем-то похожи здания. М-да... Как же давно я не была в Москве!
    И вот, если стать лицом к бывшему доходному дому, построенному на Лубянской площади в конце 19 века страховым обществом "Россия", к дому, который ныне является основным зданием органов госбезопасности страны того же названия, то офис ВШЭ окажется в проекции где-то позади него.
    GPS координаты:
    широта 55,7615684, долгота37,6326002.
    Это я про офис ВШЭ, а не про Лубянку )))
    Примечательно архитектурное сопровождение офиса -- северо-восточнее располагается башня Меншикова, западнее -- церковь святого Людовика.
    1. +2
      30 марта 2024 19:33
      Локация достойна внимания good На Мясницкой каждый дом-история, самый красивый соседствует с безобразным, от которого и отец родной отказался, а конструктивизм столетней давности, в исполнении основоположника, кажется построенным вчера. На башне Меншикова, кстати, потренировались и Петропавловский собор в Питере сваяли,- пути Господни yes
    2. +1
      1 апреля 2024 11:59
      Спасибо, Людмила Яковлевна!
      В Москве даже после серии сносов немало мест, где встанешь, а в любой стороне света - либо храм, либо подворье или монастырь.
      Вот у меня давно ждут своего часа писательские переулки - Достоевского и Чернышевский, хотя там с привязкой к автору первого "Что делать" всё непросто - так ведь и ни одного храма не сыскать.
      Живут же люди - к Пимену ходят или же к Тихвинской
  2. +3
    30 марта 2024 19:21
    Как жаль, что, кроме меня, никого нет, испереживались люди, мутно у всех на душе, старая Москва -- вроде бы вот оно, архитектурно рядом, ментально -- бесконечно далеко... Новая Москва создаёт столь мощные поводы для душевных страданий, что на прошлое смотреть не хочется (мы его пережили, выжили, потому оно рай в любом раскладе), а в будущее заглядывать оторопь берёт...
    1. +3
      31 марта 2024 13:12
      А я просто молча наслаждаюсь этими пешими прогулками по нашему городу.
      Автору и статье традиционно-*плюс*.
      1. +2
        1 апреля 2024 05:17
        Вы где-то ходите, вы где-то движетесь, вы всё стремительней день ото дня… Знаю-знаю,- не правда, родственники и учителя хорошие были…
        1. +1
          1 апреля 2024 13:41
          Отнюдь.Мобильность исчезает по ходу жизни.Хотя?В иной раз и возрастает многократно.... hi
          1. +1
            1 апреля 2024 17:12
            . иной раз и возрастает многократно....

            Да, иногда мобильность вызывает изумление.
            Как, к примеру, мобильность мигрантов, заселивших и опоганивших Французский квартал Москвы, тот в котором находится церковь Святого Людовика.
            И вот я думаю, возможно ли было такое, если бы в своё время не была уничтожена наша аристократия, поместное дворянство и промышленники. Конечно нет!
            В то же время стоит задуматься и о том, что на Западе упомянутые социальные категории никуда не делись, они быстренько вросли в капитализм, но вот допускают разгул первобытных пришлых в старинных кварталах своих городов, ибо нужен хаос. Они полагают, что новые социальные категории можно построить только из хаоса.
            Архитектура и изначально порождённый ею образ человеческой жизни -- они не согласны.
            1. +2
              1 апреля 2024 19:00
              Я вообще-то о японских туристах преклонного возраста! laughing
              Доброго вечера Людмила Яковлевна!
              С 1-ым апреля! bully
              1. +2
                1 апреля 2024 20:18
                Добрый вечер, Сергей Владимирович! )))
                Ну, с праздничком Вас! )))
                Какие-то средневековые люди в Европе никак не могли решить, когда же им праздновать новый год -- в январе или апреле, победили январисты, апрелевцы стали предметом злорадства, затем шуток, и появился День... Хм... По правилам сайта я не могу произнести это слово wassat )))

                Ну да, о японцах. У каждого есть своя болючая тема. Что касается меня, то я домоседка. Галопом по достопримечательностям? Увольте! Я этого не понимаю. Архитектурное чудо заходит, если мимо проходишь каждый день. Либо долго и пристально разглядываешь фотографию. Сейчас появились видео, да такие, что я могу с уверенностью сказать, что побывала, к примеру, в Стокгольме. Или в Милане. на Дзене полно )))
  3. 0
    5 апреля 2024 09:07
    Спасибо огромное автору за статью. Бежишь по Москве в суматохе буден и не замечаешь привычного её облика. Спроси любого москвича, где установлена скульптура рыцаря в доспехах на Арбате, нет, мало кто ответит. Бежим, не видим... Ещё раз огромное спасибо автору за замечательную статью.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»