Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации

34
Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации

В конце 1990-х командование НОАК пришло к выводу о необходимости иметь в боевом составе ВВС самолёты дальнего радиолокационного дозора. Для этого в 1997 году был создан китайско-российско-израильский консорциум, целью которого стало создание авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления.

Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона взяла на себя подготовку для переоборудования серийного А-50 из переданного из наличия МО РФ, а израильтяне обязались установить на него РЛС EL/M-205 Phalcoon. Однако под давлением США израильская сторона в 2000 году объявила о выходе из программы при высокой степени готовности головного самолёта.




Впрочем, до этого специалисты из «поднебесной» сумели получить доступ к материалам, касающимся израильского радарного комплекса, так что отказ Израиля от сотрудничества с КНР не сильно сказался на темпах создания китайского летающего радарного пикета, и уже в 2004 году началась опытная эксплуатация первого самолёта ДРЛО KJ-2000. Всего ВВС НОАК получили четыре таких машины, передача последнего самолёта этого типа заказчику произошла в 2008 году.

Самолёты ДРЛО KJ-2000 строились на базе российских военно-транспортных Ил-76ТД и оснащались китайским радиотехническим комплексом, который во многом повторял израильские наработки.


По меркам двадцатилетней давности аппаратура, установленная на борту KJ-2000, обладала неплохими возможностями. Радиолокатор с АФАР в неподвижном грибовидном обтекателе обеспечивал обнаружение высотных объектов на дальности более 400 км и мог сопровождать одновременно 100 целей. По дальности обнаружения и числу одновременно сопровождаемых целей радиолокационный комплекс китайского «небесного ока» примерно соответствовал характеристикам РТК самолёта А-50.

Для своего времени связное и навигационное оборудование было достаточно совершенным, а вывод радиолокационной информации осуществлялся на цветные жидкокристаллические мониторы. В китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен одновременно управлять действиями нескольких десятков боевых самолётов.

В отличие от А-50, доставшихся России в наследство от СССР, китайские KJ-2000 не простаивали на аэродроме и активно участвовали в различных учениях, в испытаниях новых ракет и боевых самолётов, а также патрулировали воздушное пространство вдоль Формозского пролива, приграничные районы с Индией и Вьетнамом. В промежутках между учениями, тестами и патрулированиями самолёты ДРЛО проходили техническое обслуживание, ремонт и малую модернизацию на предприятии авиастроительной компании Xi'an Aircraft Company (ХАС) в городе Сиань.

Вскоре после ввода в строй четырёх KJ-2000 китайские представители высказали заинтересованность в приобретении дополнительной партии усовершенствованных Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А3 для строительства воздушных радарных постов, с улучшенным бортовым оборудованием и аппаратурой радиотехнической разведки. Однако всё упёрлось в отсутствие новых базовых самолётов, сборка которых в те годы в России не велась, а заказчик отказался приобретать бывшие в употреблении транспортники из состава ВВС РФ.

Первые китайские серийные самолёты ДРЛО стали для ВВС НОАК этапными машинами, позволившими накопить необходимый опыт и выработать методики применения. В настоящее время KJ-2000 выработали свой ресурс и заменяются новыми китайскими самолётами ДРЛО.

Осмыслив статистику эксплуатации KJ-2000, китайские военные аналитики пришли к выводу, что эта тяжелая машина является неоптимальной по критерию «стоимость-эффективность». Самолёт ДРЛО, созданный на базе реактивного тяжелого транспортника, стоил слишком дорого, обладал низкой топливной эффективностью и предъявлял жёсткие требования к аэродромам базирования. Специалисты решили, что гораздо более предпочтительным для ведения регулярного патрулирования является самолёт среднего класса с экономичными турбовинтовыми двигателями. С учётом стоимости базовой машины и габаритов радиотехнического комплекса, начался поиск оптимального варианта. Подходящей платформой сочли военно-транспортный Y-8 (копия Ан-12) и его улучшенный вариант Y-9.

Самолёт ДРЛО KJ-200


Ещё до ввода в строй первого «стратегического» самолёта ДРЛО на базе Ил-76ТД в КНР начались работы по созданию относительно недорогого турбовинтового «тактического» летающего радарного поста. Головной прототип самолёта KJ-200, построенный на базе военно-транспортного Y-8F-200, поднялся в воздух 8 ноября 2001 года.


Как и на «стратегическом» самолёте ДРЛО KJ-2000, на «тактическом» воздушном радиолокационном пикете KJ-200 применён радиолокатор с неподвижной АФАР. Однако вместо круглого тарелкообразного обтекателя, внутри которого установлены три неподвижных антенных модуля с полем обзора 120° каждый, на самолёте KJ-200 используется антенна в удлинённом обтекателе.

Внешне радар KJ-200 напоминает шведскую РЛС Ericsson PS-890, но при этом китайская станция гораздо крупней. Охлаждение активных приёмо-передающих модулей происходит набегающим потоком воздуха, для чего в передней части радиопрозрачного обтекателя имеется воздухозаборник. Так как угол обзора радиолокатора по каждому борту составляет 150°, в носовой и хвостовой частях самолёта имеются «мёртвые», не просматриваемые зоны. Это вынуждает вести патрулирование парой либо постоянно летать «овалом» или «восьмёркой». Но в ходе этих манёвров имеется вероятность, что будет потеряно сопровождение цели. В то же время иностранные эксперты отмечают, что по сравнению с платформами Saab 340 и Saab 2000 с радиолокаторами сходного типа, планер Y-8 предоставляет большие площади для установки радиоэлектронного оборудования, операторских консолей и мест отдыха персонала.

В январе 2005 года в воздух поднялся второй прототип, построенный на базе модернизированного военно-транспортного Y-8F-600. Эта машина являлась фактически предсерийной, имела новые более экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами и «стеклянную» кабину с авионикой от компании Honeywell.

В июне 2006 года второй прототип разбился из-за обледенения, что серьёзно задержало процесс принятия KJ-200 на вооружение. После расследования причин катастрофы были внесены изменения в конструкцию крыла и хвостовое оперение.

«Тактический» самолёт радиолокационного дозора KJ-200 официально поступил на вооружение в 2009 году. Всего построено 9 серийных экземпляров. Войсковые испытания трёх KJ-200 начались ещё до официального принятия самолёта.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-2000 и KJ-200 на авиабазе в окрестностях Пекина, снимок сделан в августе 2009 года

В ходе тестирования турбовинтовые самолёты ДРЛО сравнивали с тяжелыми KJ-2000. Испытания вполне предсказуемо показали, что по возможностям обнаружения воздушных целей, обработке и трансляции информации бортовой радиотехнический комплекс KJ-200 заметно уступает по показателям KJ-2000. В то же время турбовинтовой KJ-200 был существенно проще в обслуживании и имел намного меньшие эксплуатационные расходы. Немаловажным фактором стало то, что подготовка к повторному вылету KJ-200 занимала на 60 % меньше времени, и после доводки надёжность менее сложной бортовой радиоэлектронной аппаратуры, построенной в основном на элементной базе, произведённой в КНР, оказалась выше.

В китайских СМИ опубликованы следующие данные KJ-200: максимальный взлётный вес составляет 61 000 кг, максимальная скорость 660 км/ч, потолок – 10 400 метров, экипаж – 10 человек. С запасом топлива 25 т самолёт может находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000.

Радиолокатор способен обнаруживать высотные цели на дистанции 350-400 км. Дальность обнаружения цели на фоне земли существенно меньше. Информация о воздушной обстановке предаётся потребителям по радиоканалу. Операторы с борта KJ-200 могут одновременно управлять действиями 12-15 перехватчиков. Возможности сбрасывать радиолокационную информацию в режиме реального времени на КП наземных сил ПВО и пункты наведения истребителей-перехватчиков на первом этапе не имелось.


Китайская морская авиация испытывала острую потребность в самолёте дальнего радиолокационного обнаружения, способном к тому же осуществлять слежение за надводными целями. В итоге серийные KJ-200 были разделены с ВВС НОАК в пропорции 2 к 1, и адмиралы получили три самолёта ДРЛО. Однако позже, после появления более совершенных самолётов KJ-500, в морскую авиацию передали ещё один KJ-200.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-200 на авиабазе Лайян

Флотские самолёты радиолокационного дозора KJ-200 приписаны к авиабазам Лайян в провинции Шаньдун, Ялайши и Лингшуй на острове Хайнань, где также размещаются новые самолёты ДРЛО KJ-500, разведывательные, патрульные и противолодочные: Y-8G, Y-8Х, Y-8J и Y-8Q. Все эти машины привлекаются для патрулирования морской акватории, прилегающей к китайскому побережью, ведут разведку на большом удалении от материковой части КНР, летают над спорными островами в Южно-Китайском море.

Самолёт ДРЛО KJ-500


В целом опыт создания среднего самолёта ДРЛО KJ-200 оказался удачным, но китайских военных не устраивало наличие мёртвых зон, обусловленных конструкцией радара. Опыт, полученный разработчиками и лётно-техническим составом строевых частей, дал возможность сформировать понимание того, каким должен быть современный самолёт радиолокационного дозора и управления «тактического звена», и приступить к созданию более совершенных машин такого класса.

Согласно взглядам командования НОАК, самолёт ДРЛО, действующий в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы, должен иметь радар кругового обзора, систему дозаправки топливом в воздухе и широкий набор средств радиотехнической разведки, передачи данных и постановки помех.

В соответствии с этими требованиями на базе военно-транспортного Y-9 (удлинённая версия Y-8 с новыми двигателями и авионикой) был спроектирован KJ-500, об испытаниях которого стало известно в начале 2014 года. В 2018 году было заявлено о достижении самолётом KJ-500 «полной боевой готовности».

В отличие KJ-200 с «бревнообразным» обтекателем радара, новый самолёт имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне.


Также внешними особенностями KJ-500 является наличие в хвостовой части аэродинамического гребня для компенсации потери путевой устойчивости и плоские антенны станции радиотехнической разведки. На неподвижном обтекателе РЛС китайского самолёта ДРЛО сверху обозначены сектора просмотра излучателей АФАР и имеется характерный «волдырь» антенны спутниковой связи.


Большим успехом специалистов корпорации CETC является переход от РЛС с антеннами с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решёткой. В КНР удалось создать и запустить в серийное производство трёхкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту. При этом сектор просмотра каждой из трёх плоских антенных решёток, состыкованных в форме равнобедренного треугольника, составляет не менее 140°. Таким образом, они взаимно перекрывают соседние сектора и обеспечивают круговой обзор. Наличие станции радиотехнической разведки с плоскими антеннами в задней части фюзеляжа существенно расширяет область применения самолёта.

Характеристики KJ-500 не разглашались. Эксперты считают, что взлётная масса находится в пределах 62 т. Максимальная скорость полёта – до 660 км/ч, крейсерская скорость – 550 км/ч, практический потолок – 10 400 м, максимальная продолжительность полёта приблизительно составляет 10 ч, максимальная перегоночная дальность – 5600 км. Радар KJ-500 по своим возможностям близок к БРЛС американского палубного самолёта ДРЛО Grumman E-2D Hawkeye, и истребитель МиГ-21, летящий на высоте 8000 м, может быть обнаружен на дальности более 450 км, но возможности комплекса радиотехнической разведки у китайской машины выше.


Спутниковый снимок Google Earth: стоянка готовой продукции на заводском аэродроме в городе Ханьчжун

Серийное строительство базовых машин для KJ-500 осуществляется на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation (дочернее предприятие государственного холдинга AVIC) в городе Ханьчжун провинции Шенси.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-500 и Н-6 на заводском аэродроме в городе Сиань

Самолёты, построенные в Ханьчжуне, перегоняют на авиазавод в городе Сиань, где осуществляется монтаж оборудования и его ввод в рабочее состояние. После чего новые машины передаются заказчику.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-500 на авиабазе Лингшуй

По состоянию на 2023 год китайская промышленность выпустила не мене 35 самолётов KJ-500. В морской авиации НОАК имеется 14 машин этого типа, которые базируются на тех же аэродромах, что и его предшественники KJ-200.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт KJ-500 на острове Вуди

KJ-500 также осуществляют длительные патрульные полёты вдали от своего побережья. Самолёты этого типа неоднократно замечены на авиабазе, расположенной на острове Вуди в Южно-Китайском море.

Самолёт дальней радиолокационной разведки земной и водной поверхности Y-8G


Уникальным для китайской флотской авиации является самолёт Y-8G, принятый на вооружение в 2005 году. Всего построено четыре таких машины, одна из них находится в составе флотской авиации. По американским данным, Y-8G, принадлежащий флоту, на постоянной основе базируется на авиабазе ВМС НОАК Лайян в провинции Шаньдун.


Y-8G построен на основе модернизированного транспортного самолёта Y-8F-400, и его легко отличить от других машин, созданных на базе китайских версий Ан-12, по выпуклым антеннам, выступающим по бокам между кабиной пилотов и крыльями. Для того чтобы их смонтировать, пришлось переделать переднюю часть фюзеляжа.

Выступающие по бокам антенны предназначены для дальней радиолокационной разведки водной и земной поверхности на большом расстоянии. Y-8G также оснащён мощными станциями РЭБ с антеннами, расположенными на вершине киля и в хвостовой части самолёта.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт Y-8G на острове Вуди

Так же как и истребители J-11, бомбардировщики Н-6, противолодочные Y-9Q, ДРЛО KJ-500 самолёт радиолокационной разведки Y-8G регулярно совершает промежуточные посадки на острове Вуди.

Палубный самолёт ДРЛО KJ-600


Первоначально в состав авиационного крыла первого китайского авианосца «Ляонин» планировалось включить вертолёты радиолокационного дозора Ка-31 и Z-18J. Однако, протестировав вертолёты ДРЛО в деле, китайские флотоводцы решили, что они в силу недостаточного радиуса действия, малой высоты полёта и слабости радиотехнического комплекса не способны полноценно обеспечить дальнее патрулирование, своевременное оповещение и управление действиями палубных истребителей.

Практические работы по созданию палубного самолёта ДРЛО в КНР стартовали более 15 лет назад. В 2011 году начались испытания опытного прототипа JZY-01, построенного предприятием Xi'an Aircraft Company на базе транспортника Y-7 (копия Ан-26). Всего было сделано два опытных самолёта.


Эти летательные аппараты не предназначались для тестирования на авианесущем корабле. Слишком крупная машина не имела складывающегося крыла, тормозного посадочного гака и усиленного шасси. К тому же весьма тяжелый самолет не мог взлететь с палубы авианосца без использования катапульты или реактивных твердотопливных ускорителей. Судя по всему, экспериментальные самолёты JZY-01 использовались для испытаний радиотехнического комплекса, отработки компоновочных и аэродинамических решений.


В 2017 году стало известно об испытаниях нового палубного самолёта ДРЛО KJ-600, но не очень чёткие фотографии машины в воздухе появились относительно недавно. Судя по спутниковым снимкам, к середине 2023 года было построено не менее четырёх KJ-600.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-600, KJ-500 и Y-8 на испытательной стоянке заводского аэродрома в городе Сиань

Геометрические размеры китайского палубного самолёта ДРЛО близки к габаритам американского Е-2 Hawkeye, а складывающееся крыло позволяет компактно размещать KJ-600 во внутренних отсеках авианосца и поднимать самолёты лифтами. При проектировании KJ-600 активно использованы новые композитные материалы, что позволило добиться высокого весового совершенства и увеличить ресурс планера, испытывающего повышенные нагрузки при посадке на палубу.

В сети приводятся следующие оценочные характеристики KJ-600: длина самолёта около 18 м, размах крыла не более 24 м (должно складываться не менее 25 % от длины крыла), высота по верхнюю плоскость обтекателя РЛС – 6 м, диаметр обтекателя антенны РЛС – не более 7 м. При таких размерах максимальная взлётная масса самолёта не должна превышать 35 т. Максимальный запас топлива – до 6 т. Экипаж: 5-6 человек. Максимальная скорость полёта – до 700 км/ч. Для патрулирования на средних высотах длительность нахождения в воздухе составляет 6-7 часов, а при полётах на малых и предельно малых высотах продолжительность полёта не более 5 часов.

Китайские источники утверждают, что основой радиотехнического комплекса является РЛС KLC-7 с АФАР, состоящей из двух комплектов. Для увеличения помехозащищённости станция одновременно работает в двух диапазонах и выполняет как электронное, так и механическое сканирование воздушного и водного пространства. Имеется возможность обнаруживать и единовременно сопровождать более 100 воздушных целей, в том числе и таких, как крылатые противокорабельные ракеты. При высоте полёта 11 000 м бортовая РЛС KLC-7 способна видеть крупные воздушные объекты на дальности до 550 км. При снижении до 6000 м максимальная дальность обнаружения уменьшится до 300 км.


Сборка планеров KJ-600 происходит на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation в городе Ханьчжун. Оснащение электронной аппаратурой и заводские испытания палубных самолётов ДРЛО ведутся на предприятии компании Xi'an Aircraft Company в городе Сиань.


Спутниковый снимок Google Earth: палубные самолёты ДРЛО KJ-600, бомбардировщик Н-6 и военно-транспортные Y-20 на стоянке готовой продукции заводского аэродрома в городе Сиань

С учётом того, что китайские флотоводцы планируют иметь четыре авианосца, для укомплектования их авиакрыльев потребуется 10-12 машин радиолокационного дозора. Ещё 2-3 самолёта потребуются для обучения лётного и технического состава, а также для создания оперативного резерва. Такое количество самолётов KJ-600 китайская авиационная отрасль может сдать за 2-3 года.

По количеству имеющихся в боевом составе дееспособных самолётов дальнего радиолокационного дозора Китай уже в несколько раз превосходит Россию. При этом в КНР делается упор на строительство относительно экономичных «средних» воздушных радарных постов. Самолёты, спроектированные для «тактического» звена, при необходимости способны выполнять и «стратегические» задачи. Проигрывая по скорости полёта, количеству сопровождаемых целей и наводимых истребителей российскому А-50У, турбовинтовые машины при практически одинаковой дальности полёта могут «висеть» в воздухе дольше. Меньшая производительность РТК вполне компенсируется большим количеством «тактических» самолётов ДРЛО, имеющихся в Китае. Отдельно стоит отметить создание и запуск в производство палубного самолёта ДРЛО, что, безусловно, расширит боевой потенциал авиации ВМС НОАК.

Продолжение следует...
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 апреля 2024 05:07
    военно-транспортный Y-8 (копия Ан-12)
    Вот это меня всегда веселило в китайцах! wink
    1. +10
      4 апреля 2024 09:23
      Цитата: Голландец Михель
      военно-транспортный Y-8 (копия Ан-12)

      Так это как раз нормально - всё что можно и возможно , брать и применять . Тем более что одногодок Ан-12 американский С-130 "Геркулес" по сей день и летает и строится , и отказываться от него никто не спешит .
      А у нас горе в ВТА - никак на смену дряхлым уже Ан-12 не можем получить средний транспортник грузоподъёмностью 20-25-30 т. . Ил-276 даже в разработку взять некому , других свободных конструкторских кадров так же не нашлось . Да и концепция какая то дикая - вынь да подай ... турбореактивный самолёт ... чтоб и на грунт садился , и удобным был в эксплуатации , и надёжным и ... экономичным .
      И на кой ляд тогда он должен быть турбореактивным ??
      Анахронизм ?
      А то , что древний , но по прежнему легендарный НК-12 по сей день в два раза более экономичен чем самые современные турбовентиляторные двигатели высокой степени двухконтурности , это КАК ? Не считается . И Ту-95СМС по сей день летают со скоростью реактивных транспортников . Топлива только жрут в два раза меньше . И никаких ограничений (для двигателей) при взлёте\посадке с грунта (для транспортников разумеется) .
      Вот и взяли бы модернизированный фюзеляж Ан-12 со всем современным фаршем , да и поставили бы ему два НК-12 . И получился бы просто замечательный самолёт для ВТА - экономичный , надёжных , для любых полос в т.ч. грунтовых , с грузоподъёмностью порядка 25 т. Что ещё надо для счастья ?
      А если ещё поизгаляться и закопотировать двигатель ? Вернее его винты ?
      Так это получится уже непревзойдённый НК-93 , который на испытаниях выдал 20 т.с. вместо ожидаемых 18 т.с. bully И что может быть лучше ? Для самолётов ВТА ?
      Но мы смотрим на то как китайцы собирают наши старые-добрые Ан-12 из 50-х ... и ... belay завидуем ?
      Может просто Мантурова в состав следующего правительства не брать ? А ?
      Даже не расстрелять за убийство практически всей нашей промышленности.(авиа- , судо- , двигателе- , станко- и прочих машиностроений) , а просто - послать его на ... пенсию . А ?
      Даже с Золотым Парашютом .
      А то с таким ухарем никаких самолётов не построишь .
      1. +3
        4 апреля 2024 21:54
        Да всё вы понимаете и просто можете ответить, критиковать МО Лаоса нельзя , то нельзя , это нельзя . А что сделали деятели для того , чтобы в моей голове не было таких мыслей ? Ничего ! Весь бюджет это откаты . У нас не из лучшего выбирают , а по другим причинам .Если должности передаются по наследству или по связям . Многое можно модернизировать . Но при распиле , всё что связано с модернизацией , это капля в море , а вот если с нуля , то да . Наказания нет , воруй не хочу ,ну посидит , выйдет по амнистии и с баблом . Бизнес , ничего личного . А вот наказали бы и его и родню и ближних может и подумали бы ...
    2. +4
      4 апреля 2024 09:31
      Меня веселит другое - Китай до сих пор их выпускает, а ещё в СССР прекратили....и не заменили ничем. А это распространённый размер транспортника
      1. +7
        4 апреля 2024 10:30
        Цитата: Zaurbek
        ещё в СССР прекратили....и не заменили ничем.

        В СССР заменили бы, но вот .... Мы СССР заменить не смогли и до сей поры не можем, так что.... Китайцы менее глобально ( в смысле замены самолеты на новые) пошли, налаженный выпуск Ан-12 трогать не стали, обошлись модернизацией (постоянной) но какой
        построенный на базе модернизированного военно-транспортного Y-8F-600. Эта машина являлась фактически предсерийной, имела новые более экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами и «стеклянную» кабину с авионикой от компании Honeywell.
        это , что в статье, думаю там больше новшеств. И в результате сохраним отлаженный производственный процесс получили
        По состоянию на 2023 год китайская промышленность выпустила не мене 35 самолётов KJ-500
        что по сравнению с нашими прорывными , не имеющими аналогов успехами в данной отрасли, вызывают естественную зависть.
        1. +2
          4 апреля 2024 10:32
          Ан12 хотели менять на ан70....но сам типоразмер ан12 не теряет актуальности..с130 до сих пор делают
          1. +5
            4 апреля 2024 10:37
            Цитата: Zaurbek
            Ан12 хотели менять на ан70....но сам типоразмер ан12 не теряет актуальности..с130 до сих пор делают

            Про что и речь, То что 50 лет летает, это не критерий, те что 50 лет назад были выпущены уже давно на покое, а сама модель актуальна и так же как и в Китае Ан-12 так и С-130 уже далеко ушли по оборудованию, оснащению и т.д. от тех что 50 лет назад были.
            1. +1
              4 апреля 2024 10:47
              Просто зачем было снимать с производства ан12 при том, что 70ка была очень далека от серии....по сути сняли и ан8 и унифицированный ан12...ничем их не заменив
              1. 0
                5 апреля 2024 01:41
                Цитата: Zaurbek
                зачем было снимать с производства ан12 при том, что 70ка была очень далека от серии...

                В 80-х и на начало 90-х парк Ан-12 был ещё вполне в тонусе , а серийное производство Ан-70 планировался на середину 90-х , так что всё нормально и во время планировали в СССР . Ключевой фишкой у Ан-70 были его двигатели , которые должны были пойти и для палубного самолёта ДРЛОиУ от КБ Яковлева . . . Двигатели кстати получились серьёзно мощней , чем ожидалось ... отчего и сам Ан-70 решили сделать соответствующим четырём таким двигателям , а сечение фюзеляжа даже больше чем у Ил-76 . Но в 90-х РФ и тем более б\У было уже не до Ан-70 . И хотя разработку Ан-70 в конце 00-х и начале 10-х продолжили и даже подготовили сборочную линию для них в Ульяновске ... дело не выгорело . США хохL@м не разрешили . И в Ульяновске возобновили (но как тяжело долго и криво !) сборку Ил-76МД90А .
                А ниша Ан-12 опять оказалась незаполнена .
                И разрабатывать новую машину этого класса просто некому .
                Кто молодец ?
                Мантуров "молодец" .
                1. +1
                  5 апреля 2024 09:35
                  Думаю, что не Мантуров. 80-90 и народу куча потерялась и с одного на другой завод переносить сложно и у заказчика денег не было....тут даже с Ан140 и 158 - ума не смогли дать. А тут новый транспортник с новыми моторами. Хорошо, хоть Ил76 перенесли и модернизировали.
                  1. +2
                    5 апреля 2024 11:34
                    Цитата: Zaurbek
                    тут даже с Ан140 и 158 - ума не смогли дать.

                    Сборка в РФ по лицензии и в коопераци с Антоновым . После разрыва контрактов и выхода из кооперации работы остановили и ПРИЗНАВАЯ авторские права НЕ ПОСМЕЛИ просто локализовать производство у себя . Да и главного для этого не было - двигателей . А раз сейчас двигатели появились , появилось и желание , и возможности , и заказ . Про необходимость локализации и самостоятельном строительстве Ан-124 разговоров с 2015 г. было тьма , и страсти кипели . Кто-то предлагал аж шесть двигов ПС-90А ему подвесить , было желание воспользоваться новым двигателем для ПАК ДА НК-23Т, а закончилось всё банальным копипастом Д-18 . И как только двигатель появился , сразу стало возможным возвращение в строй всех "Русланов" что в отстое двигов дожидались и возобновление их производства в модификации Ан-124М . Надеюсь справятся теперь .
                    Цитата: Zaurbek
                    А тут новый транспортник с новыми моторами.

                    Ну какой он новый , если это будет всё тот же великолепный Ан-72 ? Просто под новым брэндом , чтоб меньше вопросов и проблем .
                    Да и двигатель там только на половину новый - лишь в горячей части , а холодная как была наше (что для Шафрана сваяли) так и осталась . Для начала вообще могут взять старый планер от Ан-72 , прикрутить к нему новые двиги , БРЭО слегка обновить - и на испытания . Картинку там показать по ТВ . А затем уже обратным инженерингом возобновляем сборку любимого многими самолёта . Я "Чебурашку" помню когда он ещё испытания проходил . Мы его когда увидели , не сговариваясь так Чебурашкой и прозвали . Потом прозвище официальным стало .
                    Цитата: Zaurbek
                    Хорошо, хоть Ил76 перенесли и модернизировали.

                    Модификацию Ил-76МД90А собрали ещё в Ташкенте , минимум один поставили Азербайджану . А вот в Ульяновске очень долго не могли начать их сборку . Отличились все - от МО с назначенной ценой ниже себестоимости и требованием брать коммерческие кредиты для выполнения заказа , до Мантурова с его Минпромторгом , которому до этого не просто дела не было , но и умышленный саботаж место имел .
  2. +10
    4 апреля 2024 05:08
    Работали и работают китайские товарищи, гнут свою линию... Зато у "нас" яхты самые большие, были... (сарказм)
    1. +3
      4 апреля 2024 10:34
      Китай делает все...и всю компонентную базу. При таких санкциях, как с РФ только КНР и может сделать авакс.....такой локализации нет и у лидеров данной отрасли типа Израиля, США, Швеции
      1. +2
        4 апреля 2024 10:55
        Цитата: Zaurbek
        При таких санкциях, как с РФ

        кциях... То что производство элементной базы с 90 успешно прогадили, это и есть "зато самые большие яхты".
      2. +4
        4 апреля 2024 16:40
        Плохому танцору яйца мешают. До 22 года серьезных санкций не было, что не давало развиваться?
        1. 0
          5 апреля 2024 09:38
          отношение к АВАКСам и в СССР (во времена хорошие) отличалось от НАТОвского...
    2. 0
      6 апреля 2024 18:15
      Почему это яхты "были"? Они же в Крыму не базируются и в боевых задач не выполняют, а значит и потерь не несут.
      1. 0
        6 апреля 2024 18:45
        Цитата: Владимир Юрьевич
        Почему это яхты "были"?

        Они были у "нас", сейчас они даже формально не у "нас", я об этом.
  3. +10
    4 апреля 2024 05:16
    Китайцы большие молодцы, они последовательно совершенствуют свою боевую авиацию и силы ПВО. О принятых на вооружение новых образцах становиться известно, когда они реально поступают на вооружение, и раньше времени об этом не трендят.
    1. +8
      4 апреля 2024 05:26
      О принятых на вооружение новых образцах становиться известно, когда они реально поступают на вооружение, и раньше времени об этом не трендят.

      У них я насколько помню за коррупционные махинации и смертную казнь можно схлопотать. У нас … лучше я промолчу.
      Сергею за продолжение темы огромное спасибо!
  4. +3
    4 апреля 2024 09:13
    Таки можно только позавидовать китайским товарищам.
  5. +3
    4 апреля 2024 13:56
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    "Согласно взглядам командования НОАК, самолёт ДРЛО, действующий в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы, должен иметь радар кругового обзора, систему дозаправки топливом в воздухе и широкий набор средств радиотехнической разведки, передачи данных и постановки помех."
    Вот тут на видео хорошо видна штанга дозаправки, ИМХО

    https://youtu.be/4Wqrk8Ah0JE

    Кстати, в воздушных заправщиках у Китая, ИМХО, пока есть вопросы, но Ю20 их решит.

    ИМХО, опять же, но турбовинтовые АВАКСЫ у Китая тоже вынужденная мера, пока свой дальнемагистральный самолет не доделают.

    И немного о заводе:

    https://youtu.be/qYtzFOZIhE0
  6. +2
    4 апреля 2024 16:59
  7. +3
    4 апреля 2024 17:09
    Статья - надавить на мозоль "урапатриотам", "охранителям" wassat
    1. +3
      4 апреля 2024 20:11
      Цитата: Мекей Иптышев
      Статья - надавить на мозоль "урапатриотам", "охранителям"

      Некуда охранителям давить, у них похоже кость заместо мозга... Так что дави не дави ничего к лучшему не меняется. request
  8. +2
    4 апреля 2024 17:11
    Неплохая статья. И при этом неглупая идея о том, что Ил76, как носитель ,- не лучшее решение. Слишком тяжелый. Раньше в 70е может быть и подходил, когда электроника была аналоговой и жгуты проводов - толщиной с руку. Сейчас (если верить министру Информатики) есть устройства значительно мощнее и меньше в размерах. Можно брать Ту214 или "вот-вот скоро полетит обновленный МС21" и на их базе делать АВАКС без тарелки
    1. -2
      4 апреля 2024 17:25
      делать АВАКС без тарелки

      Массивы ранцевых дисков могут иметь большую дальность обнаружения, обеспечивая при этом более сбалансированную 360-градусную способность обнаружения。
      Китай, в сотрудничестве с Израилем, обнаружил, что общая аэродинамическая конфигурация Ил-76 для верхнего моноплана крыла висит двигатель макета, в то время как Boeing-707 для нижней моноплана макет, первый в передней части фюзеляжа с обеих сторон расположение антенной решетки, луч радара легко блокируется двигателем, и некоторые из антенн радара выступают из поверхности фюзеляжа, но также будет влиять на двигатель впуск в определенной степени, поэтому китайская сторона в Ил-76 выбор конформной решетки является неблагоприятным, и в конечном итоге решил отказаться от этой программы.
      1. +5
        4 апреля 2024 20:08
        Цитата: wanna
        Массивы ранцевых дисков могут иметь большую дальность обнаружения,

        Вы на каком языке пишите? Конкретно этот пост на русском совершенно нечитаем. Гугл переводчик прямо в лоб? Что сказать то хотели? wassat
  9. 0
    4 апреля 2024 17:17
    Осмыслив статистику эксплуатации KJ-2000, китайские военные аналитики пришли к выводу, что эта тяжелая машина является неоптимальной по критерию «стоимость-эффективность». Самолёт ДРЛО, созданный на базе реактивного тяжелого транспортника, стоил слишком дорого, обладал низкой топливной эффективностью и предъявлял жёсткие требования к аэродромам базирования.


    Типичными техническими преимуществами больших AWACS являются большая выносливость, большой диаметр несущего радара и множество внутренних устройств. Однако после 2010 года стремительное развитие технологий привело к значительному увеличению скорости связи, сетей и обработки информации, и команды и наведение, которые первоначально должны были выполняться внутри AWACS, могут быть полностью переданы в наземный командный центр для завершения, а необходимость в количестве бортового оборудования для обработки значительно сократилась.
    Теоретически дальность действия радаров крупных самолетов может быть увеличена еще больше, но в отсутствие существенного улучшения характеристик другого оборудования в существующей системе воздушного боя (например, истребителей и ракет "воздух-воздух"), простое увеличение дальности обнаружения AWACS лишено взаимодействия до такой степени, что тактический выигрыш будет невелик. Более того, появление стелс-истребителей также заставляет самолеты раннего предупреждения уделять больше внимания не просто боевой дистанции, а дистанции противодействия стелсу.
  10. +2
    4 апреля 2024 18:39
    Нам бы тоже озаботится малым самолетом дрло, а 50 единичны и дороги в потере, а мелкие заполнят бреши.
  11. +5
    4 апреля 2024 20:16
    Линник порадовал. Один из немногих оставшихся адекватных авторов. За что ему огромное спасибо!

    А вот ситуация в авиации и конкретно с ДРЛО в РФ не радует. Похоже у китайцев дела раз в десять лучше. И самолеты 5-го поколения они уже серийно выпускают. В общем звание сверхдержавы, незаметно так, переместилось в Китай. Не дай бог с ними сейчас воевать..
  12. +2
    4 апреля 2024 23:23
    Что-то очень интересное, текста нет, но Wanna - если кому надо - может перевести, ИМХО.


    https://youtu.be/_YabMQ-An14
    1. +1
      5 апреля 2024 00:44
      Просто общие сведения, ничего нового
  13. +1
    5 апреля 2024 01:23
    China’s KJ-500 ‘Flying Radar’ Fleet Growing Fast: Why America Hates This AEW&C Platform

    https://militarywatchmagazine.com/article/kj500-flying-radar-america-hates