Гибель БПК «Отважный»

61
В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов. Больше информации из этого памятника вы почерпнуть не сможете, в СССР о гибели данного корабля предпочитали особо не распространяться.

БПК «Отважный»

Большой противолодочный корабль «Отважный» был включен в состав флота 25 января 1966 года и за свою достаточно короткую жизнь успел совершить 7 боевых походов. С 5 по 30 июня 1967 года корабль выполнял боевую задачу по оказанию помощи египетским вооруженным силам и посетил Порт-Саид. В 1968-69 годах БПК «Отважный» прошел текущий ремонт на 61-м заводе в Николаеве, в ходе которого было модернизировано его ракетное вооружение. С 1969 году капитаном судна был назначен капитан 3-го ранга Иван Петрович Винник.

В 1970 году БПК был объявлен отличным кораблем Черноморского флота, принял участие в маневрах «Океан», выходил к берегам Кубы и в Атлантику. В 1972-1973 годах корабль прошел очередной восьмимесячный ремонт в доках Севастополя. В составе отряда кораблей контр-адмирала Л. Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами порты Италии – Таранто и Мессину. Последний боевой поход корабля в Средиземном море прошел с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. «Отважный» входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей.

БПК «Отважный» принадлежал к кораблям проекта 61 типа «Комсомолец Украины» (по кодификации НАТО – Kashin). Это был тип больших противолодочных кораблей, которые находились на вооружении советского флота с 1964 по 1991 год, а впоследствии находились на вооружении флота России. На 2012 год в составе Черноморского флота России сохранился лишь 1 корабль данного типа – СКР «Сметливый». Он остался единственным кораблем из 20 судов проекта, которые успели войти в состав флота СССР с 1962 по 1973 годы. Остальные 18 кораблей были списаны и разобраны на металл, еще один – БПК «Отважный» – затонул.
Гибель БПК «Отважный»

Стандартное водоизмещение кораблей данного типа составляло 3500-3700 тонн, максимальное водоизмещение – 4500-4750 тонн. У модернизированных судов – 3950/4900 тонн соответственно. Размеры корпуса: длина – 144 м. (модернизированные – 147 м.), ширина – 15,8 м., осадка – 4,8 м. (до 6 м.). 4 газовые турбины общей мощностью в 94 000 л.с. работали на 2 винта, обеспечивая кораблю максимальную скорость на уровне 36-38 узлов. Дальность хода на скорости в 20 узлов равнялась 4000 морских миль. На корабле мог разместиться противолодочный вертолет Ка-25. На БПК предусматривалось хранение 5 тонн авиационного керосина, а также боезапаса для вертолета (глубинных бомб, противолодочных торпед, гидроакустических буев). Из-за отсутствия на корабле ангара вертолет на нем мог размещаться лишь временно.

Новаторским можно было назвать комплекс вооружения нового корабля. Впервые в истории советского кораблестроения БПК получил 2 ЗРК М-1 «Волна». Каждый зенитно-ракетный комплекс представлял собой двухбалочную ПУ ЗИФ-101, магазин с 2-мя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый и систему управления «Ятаган». Артиллерийское вооружение включало в свой состав 2-е спаренных 76-мм башенных артиллерийских установки АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин., максимальная дальность стрельбы 13 км., досягаемость по высоте – 9 км., боекомплект каждой установки состоял из 2400 унитарных выстрелов). Помимо этого на корабле присутствовали 2-е системы управления огнем «Турель», корабль оснащался пятитрубным торпедным аппаратом ПТА-53-61 для торпед 53-57 или СЭТ-53 и имел по 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 и РБУ-6000 (боекомплект 48 РГБ-10 и 192 РГБ-60 соответственно).

Все корабли данного проекта имели развитое радиолокационное вооружение и гидроакустику, а также прекрасные мореходные качества, маневренность. Отличались данные корабли и замечательным внешним видом и архитектурой.

Гибель БПК «Отважный»

С 4 по 7 августа 1974 года БПК «Отважный» принимал участие в очередных учениях флота, а с 27 августа кораблю предстояло стать флагманским кораблем управления во время проведения 2-го этапа учений. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. 29 августа 1974 года корабль под управлением капитана 2-го ранга И. П. Винника вышел в открытое море и успешно провел торпедные стрельбы. На рассвете 30 августа БПК встал на рейд в Стрелецкой бухте, для того чтобы принять на борт контр-адмирала В. Х. Саакяна начальника штаба КЧФ, а также группу старших офицеров флота. В этот день корабль должен был обеспечить зенитную стрельбу с малых ракетных кораблей на полигоне недалеко от мыса Херсонес. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога.

Спустя всего 3 минуты в 9:58 на мостике ощутили небольшое сотрясение судна, как будто в его кормовой части произошел небольшой взрыв. После этого машины были сразу же остановлены, на корабле объявили аварийную и боевую тревогу. Спустя 10 секунд после первого корабль потряс более сильный взрыв, за кормовой трубой появился сноп пламени и хорошо заметная шапка белого дыма. Спустя еще 20 секунд случился третий взрыв, который произошел в районе ракетного погреба №8. Над местом взрыва поднялся столб пламени и повалил густой черный дым. Взрыв был такой силы, что сорвал крышку погреба и вместе с ПУ зенитных ракет отбросил ее на кормовую дымовую трубу. После этого в этом районе БПК начался сильный пожар, а личный состав судна приступил к борьбе за непотопляемость и живучесть.

Как впоследствии удалось выяснить, произошло следующее: после объявления на корабле учебной боевой тревоги мичман, который находился за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором хранились 15 ракет В-601 в 2-х вертикальных барабанах в боевом состоянии, действуя согласно инструкциям, приказал дежурившим на посту матросам подключить внешнее электропитание. После этого он перевел тумблеры на пульте подачи напряжения в положение «вкл». Сразу же после щелчка последнего тумблера он через иллюминатор увидел достаточно сильный сноп пламени на левом барабане. Не запустив средства пожаротушения, мичман покинул свой боевой пост и кинулся по коридору в носовую часть судна, где его настиг сильный взрыв, взрывная волна которого отбросила его в сторону.

В ходе проведенного расследования удалось установить, что от момента появления огня в погребе №8 до момента сильного взрыва прошло ровно 18 секунд. Впоследствии было установлено, что пламя в погребе появилось из-за самопроизвольной активации маршевого двигателя одной из зенитных ракет. После этого последовал запуск ракетного двигателя ее же стартовой ступени, что привело к запуску стартовых двигателей еще нескольких ракет. Все это привело к резкому скачку давления в погребе (примерно 3 атмосферы), в результате чего на крышку погреба начала действовать сила примерно в 2500 тонн, что стало причиной ее срыва. В результате произошедшего взрыва в бортовой обшивке корабля в районе 8-го погреба образовались 2 пробоины, сквозь которые в отсеки начала поступать забортная вода.

В 10 часов на корабле была объявлена боевая тревога, а затем и аварийная, в это время в погребе №8, в коридорах 9 и 10 бушевал пожар. БПК получил крен в 12 градусов на правый борт. Между 10:10 и 10:20 на корабле была подана команда включения системы водяной защиты, началось орошение и затопление погребов №6, 7 и 10. Однако осуществить задуманное не удалось, так как вышли из строя трубопроводы. Взрывом с юта корабля в море выбросило 7 матросов, которые были подобраны подошедшими к месту происшествия кораблями.

В 10:23 личному составу «Отважного», который располагался в кормовых отсеках судна, было приказано эвакуироваться с корабля. В это время пожар на борту набирал обороты. При этом погреба боезапаса №6 и №7 постоянно поливались из шлангов водой. В 10:40 на помощь БПК подошел эсминец «Сознательный», а спустя еще 12 минут «Бедовый», с которого на «Отважный» была высажена специальная спасательная партия. В 10:54 эсминец «Сознательный» взял БПК «Отважный» на буксир, для того чтобы отвести корабль на мель в районе Херсонеса, в это время крен корабля уже достиг 13 градусов. Через 7 минут на «Отважном» начали процедуру перекачки топлива с правого на левый борт, но это не помогло избавиться от крена.

Вскоре корма БПК погрузилась в море по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов. С корабля быстро были эвакуированы секретные документы. В 11:24 в море были сброшены торпеды, крен корабля удалось уменьшить до 14 градусов. При этом погреба боеприпасов №6 и 7 были затоплены водой при помощи пожарных гидрантов. В 11:55 на место событий для оказания помощи прибыл БПК «Комсомолец Украины».

В 11.59 пожар на борту корабля удалось локализовать, из погребов стал валить белый дым. Однако через 7 минут произошел обрыв буксирных тросов с эсминца «Сознательного», новые тросы начали заводить с «Бедового». Все это время пожар в кормовом машинном отделении корабля продолжался. В 12.27 была подана команда о прекращении подачи воды в отсек, решено было использовать лишь пену. В кормовом машинном отсеке была активирована система химического пожаротушения. Буксировка терпящего бедствие корабля со скоростью 3 узла вновь началась в 12:49, в это время крен противолодочного корабля достиг 17 градусов.

В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. В 14:30 была начата попытка откачки воды из кормовых отсеков, но через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса, расположенного в погребе №10. По всей видимости, одновременно с этим взорвалась и цистерна, в которой хранилось 5 тонн авиационного керосина. Все это серьезно осложнило ситуацию, крен корабля на правый борт быстро достиг 19 градусов, увеличившись до 25. В 15:07 он стабилизировался на отметке в 27 градусов. Еще через 3 минуты на корабле прекратилась подача питания на приборы и отключилось освещение. В 15:12 личный состав получил приказ на эвакуацию с терпящего бедствие судна, последним БПК покинул его капитан.

В 15.35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир. Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой. Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних взрывов и образовавшихся пробоин в корпусе корабль принял на борт почти 3600 тонн воды, затопленными оказались 6 непроницаемых отсеков. При этом после затопления 4-х отсеков, расположенных в корме, дифферент и крен удалось стабилизировать, и БПК имел положительную остойчивость. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. Согласно спецификации корабли данного проекта могли оставаться на плаву только после затопления 3-х смежных отсеков.

Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав судна во время борьбы за живучесть и непотопляемость, а также при тушении пожара действовал умело и проявил мужество. Для спасения корабля были предприняты все меры, но повреждения, полученные в результате взрывов, сделали его спасение невозможным. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали ценное оборудование, а его корпус был подорван на грунте.

Источники информации:
-http://ser-sarajkin.narod2.ru
-http://flot.sevastopol.info/history/otvazhniy.htm
-http://d-t-p.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4443:----qq&catid=33:2010-06-24-10-13-10&Itemid=40
-http://ru.wikipedia.org/wiki
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    7 февраля 2013 08:34
    Светлая память погибшим морякам.
  2. Serdykov
    +10
    7 февраля 2013 08:39
    Вечная память героям
  3. +4
    7 февраля 2013 08:46
    До последнего сражались за живучесть и люди и сам корабль но...
  4. +6
    7 февраля 2013 09:26
    Жалко не рассказано о судьбе капитана, офицеров и матросов, с курсантами. (Наградили не причастных, наказали отличившихся?)
    Хороший показатель живучести наших Кораблей, когда за их жизнь, героически борется экипаж. Почти 6 часов на плаву, при таких повреждениях!
    Вечная память погибшим!
    1. +3
      7 февраля 2013 23:58
      у моряков такая участь-всю жизнь бороться за живучесть
  5. +4
    7 февраля 2013 09:32
    Традиции борьбы за живучесть в российско-советском флоте вошли в мировые учебники. Не посрамили традиции и тут.
    Слава морякам-черноморцам! И вечная память погибшим!
    1. -1
      8 февраля 2013 23:29
      Именно традициями силён НАШ флот.Амеры на Тихом,во Вторую Мировую БРОСИЛИ повреждённый японской палубной авиацией авианосец и он НЕСКОЛЬКО СУТОК болтался по океану,как кака в ополонке.В конце-концов его обнаружила (СЛУЧАЙНО!)японская субмарина и отправила горемыку на дно.
  6. avt
    +21
    7 февраля 2013 09:59
    Статья приличная +.Но упущен один серьезный момент . После аварии было проведено очень тщательное расследование . Построили стенд - моделировали аварию .Выяснили что если бы мичман при запуске ракеты включил аварийную систему пожаротушения , а не побежал предупреждать всех о пожаре - трагедии с гибелью людей можно было избежать . Пожар же потушить не удалось и мы, по моему впервые на флоте ,познали как горят алюминиево магниевые сплавы . В целом действия командира и экипажа были оценены высоко . Даже предлагалось не расформировывать экипаж ,а дать новый корабль ! НО, верхнее руководство посчитало иначе , хотя карьеру никому не испортили ,я по крайней мере не слышал. Да ,затонул он глубоко , доставали секретные тогда РЛС ,кажется . Очень тяжело доставали ,при работе люди пострадали .
    1. +4
      7 февраля 2013 10:57
      Цитата: avt
      по моему впервые на флоте ,познали как горят алюминиево магниевые сплавы

      Скорее всего так. И слава Всевышнему, что мы это узнали не в боевых условиях, как британцы со своим Шеффилдом. Там жертв было гораздо больше.

      ***
      За 18 секунд потушить маршевые двигатели ракеты? Точно бы получилось? no
      1. avt
        +6
        7 февраля 2013 12:37
        Цитата: Iraclius
        За 18 секунд потушить маршевые двигатели ракеты? Точно бы получилось?

        Да ,очень серьезно подошли к расследованию аварии . Корабли этого проэкта шли в Индию , могу ошибаться , но кажется до сих пор в строю .Полностью смоделировали на натурном макете { посуществу отсек сделали целиком } и реально , опытным путем доказали -при исправной системе пожаротушения гасили даже маршевый двигатель до взрыва . Вот цена одной ошибки ,одного человека в экипаже! НО повторюсь ,комиссия установила -экипаж и командир во время аварии действовали грамотно и самоотверженно и претензий к ним не предъявляли . Горшков предлагал не расформировывать экипаж . Кстати есть знаменитая фотография -Белкнап у амеров сгорел , один стальной корпус остался , остальное -по палубу сгорело .
        1. 0
          7 февраля 2013 13:53
          А чем и как можно потушить двигатель ракеты, ???
          1. mga04
            +8
            7 февраля 2013 14:17
            Потушить уже горящий двигатель маловероятно, а вот не допустить воспламенения соседних ракет система пожаротушения вполне способна.
        2. +4
          7 февраля 2013 14:30
          Цитата: avt
          Да ,очень серьезно подошли к расследованию аварии .

          Не хочу сказать ничего плохого, но Вы же знаете, как в нашей стране "любят" правду. Гораздо проще всё свалить на ошибку безвестного мичмана, чем на просчёты руководства.
          Я к ВМФ не имею никакого отношения и систему пожаротушения на современном корабле слабо себе представляю. Если там оросительная система в погребах, то это просто нереально - потушить активировавшийся маршевый двигатель нескольких зенитных ракет. Если ракета была на смесевом топливе, то перхлорат аммония и мелкодисперсный сферический порошок алюминия...Что такое термит, думаю, никому объяснять не нужно, да?температура до 2400 градусов по Цельсию - это не хось-мось! Это же не детские хлопушки, ё-моё. no Никакая пена не поможет, а горит эта дрянь без доступа кислорода воздуха. Так, что сделали модель, да не совсем - чтобы индусы не очковали. yes
          1. avt
            +7
            7 февраля 2013 15:26
            Цитата: Iraclius
            Не хочу сказать ничего плохого, но Вы же знаете, как в нашей стране "любят" правду. Гораздо проще всё свалить на ошибку безвестного мичмана, чем на просчёты руководства.

            Мичман не безвестный и даже кажется жил потом в Севастополе . Что такое -свалить вину , знаю по аварии в Плесецке ,когда на солдата свалили взрыв ,потом оказалось , что припой со свинцом в фильтре соприкасался с перекисью водорода - вина КБОМ и завода изготовителя. По описываемому случаю повторяю - была полностью восстановлена ситуация начала аварии в конкретном отстроенном отсеке . И по итогам определили - время было , точно не помню , но до 10 секунд вероятно ,ну 7 включить и на работу . И система справлялась ! Кстати ракета сработала одна . Я знаю две ситуации ,когда не предвзято и детально были разобраны аварии -эта и с лодкой Британова , что затонула возле Америки. А за потушить весь корабль - так я и не заикался , там вариантов просто у ребят не было ......увы.
            1. Misantrop
              +3
              7 февраля 2013 20:02
              Цитата: avt
              с лодкой Британова

              С "К-219" тоже не все ровно, как говорится. Командир 8 отсека этого экипажа мне не совсем так рассказывал, как потом в документах комиссии было. Он надо мной жил в Гаджиево, да и лодку я ту помню...
              1. avt
                0
                8 февраля 2013 09:46
                Цитата: Misantrop

                Misantrop

                Опуская все подробности - по хорошему командование не должно было их в море выводить .Мое личное мнение -99% вина руководства . Трагедия c лодкой просто не должна была состояться . Но повторяю-мое личное мнение , всего ну точно не знаю .
            2. +1
              8 февраля 2013 10:21
              avt , я более не буду спорить, раз вы так владеете ситуацией. hi Я рассматривал исключительно технический аспект, в котором хорошо разбираюсь.
              Вы так и не рассказали, какие выводы сделала техническая комиссия по расследованию? Что стало причиной подачи питания на маршевый двигатель? Почему не было предусмотрено автоматической системы пожаротушения в погребе?
              1. avt
                +4
                8 февраля 2013 11:45
                Цитата: Iraclius
                Вы так и не рассказали, какие выводы сделала техническая комиссия по расследованию? Что стало причиной подачи питания на маршевый двигатель? Почему не было предусмотрено автоматической системы пожаротушения в погребе?

                Что стало причиной подачи питания ТОЧНО не знаю ,гадать не хочу и полагаю однозначного ответа точно не нашли. По комиссии могу добавить вот что .,,Забег" мичмана отхронометрировали на ,,Комсомольце Украины " . Натурный отсек в 1977 м изготовили в Ленинграде полностью с кормовым погребом ,,Волны" -199 - 222 шпангоуты с надстройкой . В 1978 - 1979 провели комплексные испытания по ВСЕМ возможным вариантам несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателе у В-601 , надежности удержания ракет в барабанах . Проводили естественно огневые испытания с ракетами В-601 . Вывод: ,, ...штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК ,,Волна" обладают необходимой эффектиностью и высокой надежностью ......... обеспечивают ЛОКАЛИЗАЦИЮ аварийного процесса в ПРЕДЕЛАХ ПОГРЕБА ...." Еще штатные выхлопные устройства погребов обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течении 1-2 секунд . То есть - катастрофу можно было локализовать до аварии , но ........... 18 секунд - это много ,когда пытались включить -не сработала система и процесс вышел из под контроля. Да ,по поводу автоматической системы , так при включении она и работает автоматически , но все не автоматизируешь . Еще хочу отметить - корабль по проекту должен был держаться на плаву при затоплении 3-х отсеков , а он держался при 4-х . А затонул при 6-ти !!
                1. +1
                  8 февраля 2013 11:59
                  Спасибо! yes Значит, всё-таки виноват пресловутый человеческий фактор, который в совокупности с использованием АМГ привёл к катастрофе и человеческим жертвам. request

                  ***
                  И который раз косвенно всплывает вопрос с своевременности отказа от броневой защиты на кораблях. Столько случаев гибели по причине сгорания кораблей...А если бы в борт, скажем, того же проекта 61 врубилась Экосет с твердотопливным ракетным двигателем? Опять пожар...
                2. Тихий
                  +2
                  8 февраля 2013 18:35
                  Уважаемый !! hi К моему большому сожелению ЩАС подобных экспертиз не проводят.... ну взять " КУРСК " ( ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ РЕБЯТАМ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ !!) !!! hi
          2. Тихий
            0
            8 февраля 2013 18:29
            Ну Вы Сэр и выдали !!! У меня АЖ в голове извилины в панике со звоном начали сталкиваться пытаясь выстроить хоть какую-то систему.... hi request
        3. ник 1 и 2
          +2
          8 февраля 2013 12:54
          Цитата: avt
          Корабли этого проэкта шли в Индию


          А вот индусы ( да и те же англосаксы) они не станут говорить что мол пора нам эти корабли списывать . Они уже не то и не это!

          Я это к тому что у америкосов полно кораблей которые давно пора порезать на металл . И в нато "корыт" полно! Но они на эту тему не парятся.

          А погибшим - Вечная память!
    2. +1
      7 февраля 2013 15:25
      Когда-же авторы научатся писать правильно---корабль,командир корабля ,иначе сразу ассоциации по поводу автора возникают и его компетенции.
    3. Тихий
      0
      8 февраля 2013 18:23
      если бы мичман при запуске ракеты включил аварийную систему пожаротушения Мне тоже это сразу бросилось в глаза....
      Куда он рванул без приказа с боевого поста..???? ... Может это был страх ???
    4. 0
      18 февраля 2018 15:00
      ПРосто он оказался крайним ! Не по причине не вединия, а по причине необходмости! Слили, отправили, Потом в примнципе не бросили. Нафиг командованию траблі с погрузкой и другими ;). На пирс Севастополя, там раскажут.
    5. 0
      7 мая 2018 16:46
      Командир БЧ-5 был в это время в отпуске. Решением Горшкова из капитан-лейтенанта стал старшим лейтенантом. Вот так.
  7. +9
    7 февраля 2013 11:09
    Мало кто знает, но в 1987 г. при трагических обстоятельствах погиб МРК "Муссон". Тем морякам нужно было при жизни памятники ставить за героизм. Как ни странно, гибель малого ракетного корабля «Муссон» (пр.1234) в апреле 1987 г. на Тихоокеанском флоте в списке аварий не упоминалась, ибо это не авария, а катастрофа. Оказывается, согласно военно-терминологической казуистике, авария и катастрофа – не одно и то же. request
    Так вот, там металлический (!) корабль сгорел (!!!) практически полностью. И виноват всё тот же замечательный алюминиевый сплав. negative
    А вот там уже была дурость - после гибели Шеффилда прошло несколько лет, а выводов никаких не сделали. На "Муссоне" погибло 39 человек.
    1. 0
      8 февраля 2013 10:38
      Там ПКР всадили как раз в район ГКП, погибло все командование корабля, повырубалось все, что могло, в т.ч. и система пожаротушения, полыхнуло недогоревшее ракетное топливо (стреляли, чтоб не промахнутся, с преступно малой в данном случае дистанции). Когда спасатели подошли, тушить уже было невозможно - вода из брандспойтов испарялась на лету. Шансов никаких не было изначально.
      Вина - на командовании учений. Экипаж сделал все, что мог. Беда - мог мало...
      ЗЫ. "Муссон" тоже был из АМГ. Тогда все советские корабли из АМГ делали. И, как ни странно, и после этого случая - тоже
      1. 0
        8 февраля 2013 10:52
        Мало того, что дистанция была мала, так ещё и корабль шёл малым ходом или вообще "стоп машина!" была. По одной из версий мичман, ответственный за подготовку ракеты-мишени не перекусил бокорезами цепи питания системы самонаведения ракеты. Вот она и заскользила на Муссон. Предыдущие учения были очень неудачными и ломалась чья-то карьера...Эти должны были быть образцовыми.
        Очевидцы говорят, что корабль не только выпустил по ней все зенитные ракеты, но и за мгновения до попадания даже успел её обстрелять из ствольной артиллерии. Вот это выучка и мужество. Всё тщетно. recourse
        1. 0
          8 февраля 2013 11:44
          Да там целая куча нарушений была! И малый ход, и малая подлетная дистанция, и курсовой угол...
          А командир отделения комендоров, до последней секунды обстреливавший ракету из пушки (жаль, не знаю фамилию), к сожалению погиб. Что это было - факт, подтвержденный очевидцами. За то другой человек - флагманский специалист ракетного оружия бригады ракетных катеров капитан 3 ранга Иванов - лучше других понимавший опасность такого плана стрельб, получил после них капитана 2 ранга... Вот так вот...
  8. 0
    7 февраля 2013 14:31
    на хрена на первом фото изображён БПК пр.1134??? Не надо вводить в заблуждение читателей!
    1. +2
      8 февраля 2013 13:15
      Дружище это "Поющий фрегат" 61 проект. см фото 1134
      чумаданы по правому и левому борту. Ракетный крейсер. Млин.
      1. 0
        7 мая 2018 16:48
        Это 1134-Б!
    2. +1
      15 октября 2016 01:01
      Неееее ...!!! Это 61 проект Э - БПК "Провоный" с РЛС "Фрегат" и с ЗРК "Уроган" ("Бук" наземная) . Я, покорный ваш слуга имел честь служить на нём 1980 - 1983 годах . Испытывали новое вооружение ...!
      1. 0
        15 октября 2016 01:04
        На этом фото тоже БПК , только I ранга , по моему "Керчь" ...
  9. 0
    7 февраля 2013 15:15
    У меня сразу возник вопрос: что дали мичману?
    ------
    другой вопрос: а с чего вдруг маршевый двигатель запустился (загорелся)? - замыкание?
    1. avt
      0
      7 февраля 2013 15:39
      Цитата: Takashi
      У меня сразу возник вопрос: что дали мичману?

      Без последствий , не награждали ,но и не наказывали . Хотя было за что и наградить ! Вели себя геройски во главе с командиром !
  10. submar
    +6
    7 февраля 2013 17:31
    Iraclius, МРК "Муссон"
    16 апреля 1987 во время отработки учебно-боевых задач в заливе Петра Великого в надстройку "Муссона" попала поврежденная крылатая ракета-мишень. МРК "Муссон" затонул. 39 человек погибли.
    Корпус МРК Муссон был из алюминиево-магниевого сплава марки АМг-61.
    Каждый год во Владивостоке 16 апреля в бригаде проходит траурный митинг памяти.
    1. 0
      8 февраля 2013 08:17
      Да, он самый. recourse
      Вот фотография гибнущего корабля. Качество не очень, уж простите.


      Ещё есть замечательная повесть Ю.Пахомова "Происшествие по номеру один" в "Морском сборнике" за 2004 г. №№8, 9. Рекомендую всем для прочтения. Читать тяжело, но надо.
      1. politruk419
        0
        8 февраля 2013 11:12
        Пахомов-один из моих любимых писателей маринистов.
  11. +4
    7 февраля 2013 18:58
    Приходилось бывать в этом отсеке.И барабаны эти разглядывать.Имею в виду другие БПК.Про эту аварию шепотом рассказывали на Балтике.Там такой обьем!!!Как эту махину можно было затушить,не представляю.
  12. +2
    7 февраля 2013 19:07
    Жалко и корабль и людей. Виноват ли мичман? Не думаю. Сработал нормальный для всех людей инстинкт самосохранения. Возможно он потом и осознал суть происшедшего, но было поздно. Всё пошло по другому сценарию... Вечная память погибшим!
    1. +8
      7 февраля 2013 19:45
      Насчет инстинкта сохранения не стоит писать.Он выбивается из головы годами тренировок.Есть хорошая строка в уставе:..никто не имеет права покинуть без приказа аварийный отсек..Простые безликие строчки..Тут где то командиры недосмотрели.На эту тему хорошо сказано в фильме"72 метра".А реально,никто не знает,как поведет себя в такой ситуации.Просто у мичмана был шанс немного ситуацию изменить.
      1. +2
        7 февраля 2013 20:10
        Но,он его не использавал!Бросил своих матросов и убежал!В итоге погиб корабль!А РЕАЛЬНО тебе так вбивают в башку за время службы,что делать ,когда уже не х...делать,что чем больше служишь тем больше эта таракашка заползает тебе в мозг!Даже дома при малейшем ЧП действуешь быстро и эффективно!Не успев подумать!Всё давно в голове.
      2. +1
        8 февраля 2013 16:50
        Какими годами!? Каких тренировок!? Кто может предвидеть нестандартную ситуацию!? Ещё раз, сработал у мичмана НОРМАЛЬНЫЙ инстинкт самосохранения, потом он уж опомнился да поздно было! Это не реальная боевая ситуация, когда все на боевых постах и только жду попаданий вражеских снарядов...Нервы напряжены до предела, человек сжимается как пружина и уже готов к любым действиям, согласно и Устава и боевого расписания! А тут совсем другая ситуация. В мирной обстановке большинство людей в критической, в нестандартной ситуации ведёт себя совершенно по иному. А строки из Устава...всё это правильно. Но для оценки аварийности ситуации тоже нужно время...у мичмана, к сожалению, его не оказалось.Всё произошло очень быстро и непредвиденно. А как бы кто из нас поступил в данной ситуации, можно долго рассуждать, как говориться "...в чужих руках всегда толще".
        1. +2
          8 февраля 2013 17:54
          Нормальных тренировок.До пота!И не его собачье дело, что то там оценивать.Его дело доложить,и приступить к ликвидации аварии,согласно боевого номера.Думать и принимать решения дело командира.А пока этот крендель бегал,согласно нестандартной ситуации,дело приняло нехороший поворот.Какая там расслабуха,какое там мирное время?!На корабле всегда все заточено на ЧП.
          1. +1
            8 февраля 2013 18:58
            Теория, дружище, теория)))
            1. +1
              8 февраля 2013 21:40
              Ясное дело,теория.Реально все идет не так,иногда.Где то чего то не дожали,где то перетянули.Кто то спросонья не тот рубильник потянул...Понятно.Вот об этом и речь.Человеческий фактор.Который грамотный командир обязан свести к минимуму.Я видел таких,которые месяцами не вылезали из частей,которых л/с ненавидел лютой ненавистью,за постоянный напряг.
    2. dima_talib
      +4
      7 февраля 2013 20:40
      Ну да. У кого то-обострённое чуство долга, а у кого то обострён этот самый инстинкт "шкуросохранения"
      Мичмана с инстинктом - фамилия Шупортяк.
      Есть довольно содержательная толстая книга на эту тему.
      Там комиссия точно установила:
      - запуск движка, это конструктивная ошибка... типа блуждающие токи .
      - вот, если бы мичман не постеснялся кнопочку пожаротушения нажать, то и корабль спас бы и драпануть успел.
      - автоматически эта система не сработала,потому как отключена была...
      А отключена была, потому как срабатывала согласно своего "автоматического разумения" иногда по собственному желанию.
  13. +4
    7 февраля 2013 19:43
    Нет на военных кораблях должности капитан, есть командир корабля! Смотри общевоинские Уставы Вооруженных сил.
    1. +7
      7 февраля 2013 20:22
      Умейте прощать бока.Понятно,глаз режут.Ошибки и похлеще бывают.Судно.корабль,плыть,идти...Понятно.Речь то не об этом.
  14. fedor
    +16
    7 февраля 2013 23:05
    Я был на борту "Отважного" в составе свозимой аварийно-спасательной группы, моя группа работала на рубеже ВП на палубе кормовых РБУ, используя пеногенераторы поданные с СБ-15. После расход пенообразователя нам приказали перейти на борт СБ-15, стоящего по правому борту "Отважного". Сразу после перехода на СБ-15 в кормой части аварийного корабля раздался сильный взрыв, через нас полетели стальные балки и куски рваного металла, но выше и никто не пострадал, кроме одного офицера на верхнем мостике СБ-15. После взрыва наш буксир отогналиот борта, корабль затонул, а мы подобрали с воды десятка три-четыре матросов и офицеров. Среди них и командира капитана 2 ранга Винник Ивана Петровича, он последним покинул корабль, с вахтенным журналом, обернутым в водонепроницаемую ткань, я сам это видел и участвовал в спасении матросов. Потом и.П. Винник командовал 9 бригадой судов обеспечения, замечательный был человек, умер на рубеже нового тысячелетия, вечная ему память. С левого борта "Отважного" работал ПЖС-123, своими пенными пушками ему на время удавалось подвить основной очаг пожара, но стоило хоть на минуту прекратить работу пенными пушками, как пожар возобновлялся. Мне кажется, что если бы с самого начала корабли находящиеся рядом высадили свои АСГ на корму "Отважного" его можно было спасти, не допустив огонь в погреба с авиационными глубинными бомбами и керосинохранилищу.
    1. +4
      8 февраля 2013 13:33
      Спасибо. Вам.
      Нам преподавал Живучесть НК кап.1 ранга Загадский Б.Р. как нам говорили.Он был одним из участников АСГ. И одним из последних сошел с корабля. Драл нас по учебе во все щели. А потом сказал на экзамене. Мальчики вы все будете гореть. Дай вам Бог удачи.
      Мой первый пожар случился на 2 день службы на СКР Задорном 1135 проект.
  15. +1
    8 февраля 2013 05:31
    Светлая память погибшим !
  16. politruk419
    +3
    8 февраля 2013 07:33
    С возрождением флота, России еще предстоит столкнуться со случаями подобными этому. Увы, такие трагедии -неизбежная плата за статус морской державы. Но ,мне кажется, в наше подлое время никто не станет проводить реальной работы по изучению подлинных причин. Будут валить на "необученность и разгильдяйство" людей, экипажа.Наглядный пример-судьба командира "Нерпы". Прокурорские никак не угомонятся даже после оправдания к.1.р. Лаврентьева судом присяжных.
    Светлая память всем морякам погибшим при исполнении воинского долга.
  17. +1
    8 февраля 2013 12:15
    Вечная память героям
  18. e-froloff
    0
    8 февраля 2013 19:27
    Настоящий пример сплоченности для молодых.
  19. +3
    8 февраля 2013 20:23
    ВОЕННЫЕ МОРЯКИ!!!!
    ДОСТОЙНО
    ХРАБРО

    Участникам данной трагедии поклон. И кроме всего прочего участие данных людей на сайте по моему придает ему огромный вес.
  20. +1
    9 февраля 2013 00:02
    Вечная память ребятам... Жалко корабли - и погибшие, и просто разорбранные на металл... Вторые даже еще более жалко... Погибшие - трагический случай, а разобранные - человеческая то ли жадность, то ли безалаберность, то ли предательство...
  21. HAIFISCH
    0
    9 февраля 2013 00:06
    Светлая память погибшим. Храбрые были люди.
  22. seafarer
    0
    15 февраля 2013 00:31
    В 83-м я был на практике на БПК "Комсомолец Украины". На всех боевых постах БЧ-2 на видном месте висел плакат "Помни "ОТВАЖНЫЙ". Однокурсники говорили, что и на других кораблях пр.61 висели такие же плакаты.
    А курсанты все погибли. Не помню уж какого училища. И только из-за собственного раздолбайства, т.к. по тревоге они остались в кубрике. А кубрик (кажется №7) этот как раз в корму от кормового ракетного погреба.
    Нас на практике тоже разместили в этом кубрике. И после первой тревоги, которую мы тоже просачковали нам и рассказал "большой зам" об "Отважном" и о судьбе курсантов.
    Естественно, что мы попытались узнать все, что можно об этой катастрофе. Помню, что офицеры говорили, что скорее всего система автоматического пожаротушения в погребе была отключена, т.к. на боевой службе в Средиземке она срабатывала произвольно из-за слишком повышеной температуры, и ее на большинстве кораблей пр.61 просто отключали. А объясняться с начальством по поводу того почему 16 ракет оказались щедро политы морской водой никому не хотелось.
    Вообще-то это общая беда почти всех кораблей ВМФ СССР - недостаточно мощная система кондиционирования воздуха. На Севере, Балтике, Камчатке - все нормально, а уже на ЧФ и Приморье - кондиционеры работают почти на пределе. А если корабль идет южнее: в Средиземку или в Желтое море - то всю мощность "кандеев" пускают на нужды БЧ-4 и БЧ-7.
  23. 0
    15 октября 2016 00:54
    Царство небесное всем погибшим с "Отважного" и другим ребятам , ушедшим ...! Вопрос админам ...?! Почему на первом фото наш БПК " Проворный" и фото где то 82 года ?!
  24. 0
    25 января 2018 12:36
    Самое прикльное описание- это как мичман бч-2 сьепался со своего боевого поста,бросив пацанов умирать. Я служил на корабле проекта 1884У во Владивостоке. весной 19995 года в котельном отделении вспыхнул пожар у раздраенных котельных цистерн с мазутом по 40 тонн в каждой. когда прозвучала аварийная сигнализация по кораблю я как матрос из аварийной партии тут-же побежал за огнеупорным костюмом(мое место в АСГ была именно тушить в костюме). когда с костюмом был в отсеке,откуда спускался трап к котельному отделению там уже стояли трюмные из трюмно -котельной группы бч-5 и мой командир ЭТГ бч-5 и командир трюмно- кательной группы. Командир котельщиков взял костю и вместе с командиром моторной группы пошли вниз с видимостью 1.0-1.5 метра, а нас попросту оставили стоять в тамбуре. С утра сдавали химимущество и средства аварийно- спасательной защиты и на кораблей комплектов у личного состава не осталось(кроме схрона в сейфе в рубке дежурного). Рядом стоял БДК-11 ( сейчас он называется пересвет). я побежал на его борт,чтоб взять средства для дыхания автономного. На корабле прозвучал сигнал аварии на весь золотой рог, с его возвратом аж 5 раз . Когда позрастайщей должностей на БДК-1 я дошел до командира,то с дымтрубы уже валил черно-сизый дым и который уже на сам стал застилать площадку 13 крана и полубаки обоих бортов. БДК-11 отшвартовался от стенки и я по трапу с нужным хим иммуществом сошел на стенку. БДК на якорях начал вытягиваться в бухту и из 3-4 шланогв поливали борт корабля. В это время приехала пожарная команда 178 СРЗ из 3 машин и начали протягивать 150мм шланги для своих брандсбойтов. К тому времени уже из дымтрубы уже шел белый дым с прожилками сизого и черного. Котгда пожарные смонтировали систему,то из тамбура на площадку 13 крана вышел командир трюмно- котельной группы и сообщил,что все потушил